Зал славы рок н ролла. Открытие зала славы рок-н-ролла

— музей и организация, посвященная влиятельным людям эпохи рок-музыки. Зал славы рок-н-ролла был основан в 1983 году в США ведущими деятелями музыкального бизнеса, среди которых основатель Atlantic Records Ахмет Эртеган (Ahmet Ertegun) и издатель журнала Rolling Stone Ян Веннер (Jann Wenner). Они хотели создать организацию, которая бы отмечала людей, "создавших самую популярную музыку нашего времени".

В 1986 году в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria состоялась первая церемония включения музыкантов в Зал славы рок-н-ролла. Тогда были отмечены заслуги Элвиса Пресли, Джеймса Брауна, Литтла Ричарда, Бадди Холли, Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, The Everly Brothers и других артистов. В этом же году организаторы мероприятия, заручившись общественным опросом USA Today, выбрали Кливленд (штат Огайо) в качестве постоянного месторасположения фонда и музея Зала славы рок-н-ролла. Было определено, что музыкант получает право попасть в Зал славы рок-н-ролла по прошествии 25 лет после выхода своей дебютной пластинки. Церемония включения, в ходе которой экспертное жюри выбирало от пяти до семи артистов, стала проходить ежегодно.

В сентябре 1995 года в Кливленде был открыт музей Зала славы рок-н-ролла , построенный архитектором Йео Минь Пеем. По этому случаю был устроен благотворительный концерт, участие в котором приняли самые яркие звезды рок-музыки: Чак Берри, Джеймс Браун, Джонни Кэш, Боб Дилан, Игги Поп, Лу Рид и другие исполнители.

В 2006 году президентом фонда и музея Залы славы рок-н-ролла стал Джоэл Пересман (Joel Peresman). Под его руководством началась работа по созданию библиотеки и архива Зала славы рок-н-ролла, была увеличена экспозиция музея.

За годы существования Зала славы рок-н-ролла его список пополнили такие выдающиеся музыканты, как Рой Орбисон, Би Би Кинг, Стиви Уандер, Элтон Джон, Джон Леннон, Пол Маккартни, Боб Марли, Дэвид Боуи, Майкл Джексон, Патти Смит, Мадонна, группы The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Doors, The Animals, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Velvet Underground, Aerosmith, Queen, Metallica.

Первой панк-группой, попавшей в Зал славы рок-н-ролла, стали англичане Clash в 2003 году. Британская панк-группа Sex Pistols была введена в американский Зал славы рок-н-ролла в 2006 году. Американская ритм-энд-блюз и соул певица Арета Франклин стала первой женщиной , включенной в список Зала славы. Первой хип-хоп группой , удостоившейся места в Зале славы рок-н-ролла, стала команда из южного Бронкса Grandmaster Flash and the Furious Five. Еще одна рэп-группа Run-D.M.C. вошла в Зал славы в 2009 году, в 2012 году список хип-хоп исполнителей Зала славы пополнило культовое трио .

В 2010 году в Зал славы были приняты The Stooges, The Hollies, Джимми Клифф, Genesis и , в 2011 году — Том Уэйтс и Элис Купер, в 2012 году — Guns N"Roses, Red Hot Chili Peppers, а также певец Донован и коллектив The Small Faces. В 2013 году членами Зала славы стали канадская группа Rush, исполняющая прогрессив-рок, хип-хоп коллектив Public Enemy , хард-рок-группа Heart и певец Рэнди Ньюман. "Королева диско" Донна Саммер и блюзмен Альберт Кинг были введены в Зал славы посмертно.

17 декабря 2013 года , что знаменитые музыкальные коллективы Nirvana, Kiss, а также британский музыкальный исполнитель Питер Гэбриэл будут включены в Зал славы рок-н-ролла в 2014 году. Церемония объявления артистов состоится 10 апреля в Нью-Йорке. Музыкальный коллектив знаменитого американского рок-певца Брюса Спрингстина E Street Band включен в отдельную престижную номинацию "За музыкальное мастерство". Впервые в Зал славы также попадают английский певец Кэт Стивенс, звезда кантри-рока 1970-х Линда Ронстадт, дуэт Hall & Oates, а также менеджер группы Beatles Брайан Эпстайн и менеджер Rolling Stones Эндрю Луг Олдэм.

С момента своего открытия музей Зала славы рок-н-ролла принял почти восемь миллионов посетителей со всего мира.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В музыкальном мире разгорелся скандал из-за рейтинга переоцененных групп. Журнал Vulture изучил список музыкантов, которые входят в Зал славы рок-н-ролла. Худшими коллективами признали Queen и Bon Jovi. Как автор рейтинга объяснил свой выбор и согласны ли с такой оценкой российские музыканты? Об этом - Иван Якунин.


«Bon Jovi - это вообще не рок-группа, а люди, которые снялись в фильме про рок-группу. Как вообще эти студенты-переростки из Red Hot Chili Peppers смогли втереться в доверие к любителям рока? Эти супер-пупер звезды из Queen очень быстро стали неинтересны - как старая уродливая детская игрушка для тех, кто уже вырос», - журналист Билл Ваймэн безжалостно расправился с теми, кто попал в самый конец рейтинга. Судя по его предыдущим публикациям, это его любимый формат: он превращает в рейтинг все - от песен Майкла Джексона до композиций The Beatles, - расставляя их от лучших к худшим. И пусть его оценка вызывает в первую очередь возмущение, в чем-то он прав, признает музыкант Найк Борзов: «Мне кажется, все верно. Видимо, АВВА скорее внесла вклад в уничтожение рок-н-ролла как популярного стиля, потому что сейчас поп-музыка вся строится по песенному строению принципа АВВА. У Bon Jovi вначале были рок-альбомы, а поздние альбомы - это, в общем-то, такая поп-музыка. Песни для них начал писать тот же парень, что писал песни для Dr. Alban, причем с теми же словами».

Резкие оценки в адрес этих исполнителей звучали и раньше. Консервативно настроенные критики отмечали, что и Bon Jovi, и Queen, и ABBA слишком вольно обращаются с законами жанра. Это якобы вообще не рок - скорее, поп. А ABBA, например, не всегда качественно записывает аранжировки, отмечали скептики. В общем, критиковать было за что, но не так резко. Такого мнения придерживается и лидер группы «Тараканы» Дмитрий Спирин: «Сам факт того, что группа включена в Зал славы рок-н-ролла, мне кажется, уже делает им честь, а уж на каком там они оказываются месте среди прочих... По всей видимости, было очень сложно людям, составлявшим этот внутренний рейтинг, расставить их так, чтобы это было адекватно. Поэтому, понятно, пионеров жанра - Чака Берри, Ramones - вперед, а артистов, которые, возможно, не столь важную сыграли роль в формировании рок-музыки, в конец».

Впрочем, не ко всем популярным исполнителям Билл Ваймэн был неблагосклонен. Лидерами его рейтинга стали Чак Берри, The Beatles и лауреат нобелевской премии Боб Дилан. Их он описал как законодателей моды в рок-н-ролле - именно они, по мнению Ваймэна, создали дух рока как музыкального жанра. Но это касается и всех остальных артистов, оказавшихся в Зале славы рок-н-ролла, убежден певец Юрий Лоза: «Весь мир поет We Will Rock You, весь мир поет We Are The Champions, все напевают Bohemian rhapsody. Она просто выше, чем вся рок-музыка, вместе взятая, а они ее ставят на какие-то места. Ну чушь собачья! Те, кто пишут, они сделали хоть что-нибудь? Гоните их всех в шею, балбесов, не понимающих в жизни ничего».

Рейтинги худших групп в истории публиковали многие журналы. Это и британский The Word, и американский Blender. Каждый такой материал привлекал внимание читателей. Правда, впоследствии оба журнала закрылись. Любопытно, учтет ли Vulture этот опыт или опубликует новый рейтинг в следующем году.

Всего в Зале славы рок-н-ролла 214 исполнителей. Их отбирает жюри из 1000 журналистов, продюсеров, музыкальных критиков. Главное правило - попасть в Зал славы музыкант может только спустя 25 лет после выхода его первого сингла.

Какой он, этот зал, на самом деле? Сразу представляется кафедральный собор из белого мрамора, златые канделябры вдоль ковровой дорожки, бронзовые пушки с ядрами вокруг иконостаса и гробы, гробы, гробы с рок-звездами повсюду!

Конечно, это был бы отличный, лучший в мире Зал рок-н-ролльной славы! Однако в реальности это более скромное учреждение - современное стильное архитектурное сооружение на берегу озера в Кливленде (штат Огайо). Создавалось оно в 1983-1986 годах благодаря совместному усердию нескольких акул шоу-бизнеса, издателей и музыкальных журналистов. Зал на самом деле даже не зал, а семиэтажный музыкальный музей с концертной площадкой, сама же церемония инициации и восславления героев происходит раз в год в коронационном зале на третьем этаже.

Почему Кливленд? Это долгая история. Для американцев Кливленд, с одной стороны, периферия на краю Земли, с другой - место, у которого с рок-н-роллом есть старые интимные (в хорошем смысле) отношения. Примерно как Уфа в России - непонятный город непонятно где, но там родились Земфира и Шевчук, а это ого-го по нашим меркам.

В 1986 году оргкомитет музея (что-то вроде самоназванных рок-академиков) провел первое заседание и постановил принять в Зал славы первых апостолов. Это были рок-н-ролльщики и блюзовики во главе с Джеймсом Брауном и Чаком Берри. С тех пор ежегодно Зал славы пополняют имена до семи артистов. Некоторых принимают по нескольку раз, если они прославились и в составе группы, и по-сольному.

Музей помог не столько даже рок-н-роллу, сколько самому Кливленду: интерес к церемонии постоянно растет, миллионы людей смотрят трансляции из Зала и даже приезжают самолично, внося серьезный вклад в индустрию местного туристического кластера.

Неплохо бы и в России такое организовать в той же Уфе или Васюках, но есть опасение, что высокий замысел превратится в итоге в очередное «Нашествие».

Кроме артистов в Зал славы заносятся и песни. Поначалу их было 500 , но с годами почетный плей-лист растет. Больше всего синглов от The Beatles, The Rolling Stones и Элвиса Пресли, что вряд ли тебя удивит.

Академики ощутимо тяготеют к старым добрым классикам жанра и не очень торопятся принимать в зал альтернативщиков, электронщиков, рэперов и металлистов. Даже безобидный Depeche Mode несколько раз номинировался, но в итоге так и не набирал проходной балл в голосовании жюри. Из девиантных артистов в Зал славы чудом включены The Velvet Underground, Ramones, The Clash, Sex Pistols, Grandmaster Flash and The Furious Five, Patti Smith, Metallica, Run-DMC, The Stooges, Tom Waits, Beastie Boys, Red Hot Chili Peppers, Public Enemy, Nirvana, Green Day, N.W.A, Pearl Jam и Tupac Shakur.

США

«Всё преходящее, а музыка – вечная». Проходят сквозь время народы, оставляя отпечатки своих культур на лице планеты. Сквозь толщу временных лет доходят до нас не только монументальные архитектурные шедевры, подернутые седой стариной. Незабвенные музыкальные произведения, гениальные сочинители и виртуозные исполнители также навеки запечатлены в памяти человечества, бережно хранящего свое воздушное как эфир мелодийное наследие.

С течением времени менялись архитектурные предпочтения, равно как и музыкальные пристрастия. Иногда эти понятия объединялись, высвечивая наиболее яркие выражения своей эпохи. Как это произошло и в штате Огайо на американском континенте, где был открыт Музей и Зал славы рок-н-ролла – нового музыкального веяния, крутящимся вихрем охватившего всю планету в середине XX века. Знаменитый ди-джей Алан Фрид, работавший на радио «WMMS» в Кливленде, в начале 1950-х годов для новых музыкальных композиций придумал термин рок-н-ролл (rock and roll), что дало право небольшому американскому городку считать себя родиной этого музыкального направления.

Вновь созданная организация отдавала дань признания и почести выдающимся композиторам и исполнителям, продюсерам и промоутерам, ди-джеям и поэтам-песенникам, агентам, музыкальным журналистам и другим влиятельным деятелям, посвятившим свою жизнь музыкальной индустрии в стиле рок-н-ролл и добившихся значительных успехов на этом поприще. На своем первом заседании в 1986 году организационный комитет назвал первые 10 легендарных имен, «открывших двери» в Зал славы рок-н-ролла. С тех пор новые имена элитной десятки объявляются каждый год на торжественной церемонии, до 2009 года проходившей в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория», а сейчас проводящейся в Кливленде.

Перед «введением» в Зал, его новые члены, по сложившейся традиции, непременно дают концерт. С музыкальных подмостков звучат не только рок и рок-н-ролл, но и ритм-энд-блюз, поп-музыка и речитатив рэпа, а также мелодии и ритмы других стилей и направлений, исполнители которых были признаны достойными Зала славы. Среди многочисленных желающих попасть в списки всемирной славы выбирают кандидатов, выпустивших свой первый сингл 25 лет назад и своим творчеством повлиявших на становление и развитие музыкальной культуры в мировом сообществе. 700 экспертов оценивают претендентов на контрамарку в Зал славы, которых разделили на четыре категории: «Исполнители», «Не исполнители», «Классики», «Оркестранты».

В 1995 году для столь значительной музыкальной организации, как Зал славы рок-н-ролла, в Кливленде, на побережье озера Эри, было построено собственное здание футуристического вида по проекту архитектора Йео Минг Пей. Архитектурная композиция, в которой кроме Зала славы расположили и музей, посвященный истории рок-н-ролла, а также концертный зал, кинотеатры и рестораны, состоит из 50-метровой башни, двойной стеклянной пирамиды и огромного «эскимо на палочке» с разворачивающейся оберткой.

Взрывная энергия стилевого музыкального направления вполне отразилась и на неординарном оформлении музейных выставочных пространств, и на ярких экспонатах, бесценных в своей уникальности. Разукрашенные автомобили эстрадных звезд прямо под остроугольной крышей прозрачной пирамиды, сценические костюмы любимцев публики, их прославленные музыкальные инструменты и личные вещи, плакаты и журналы с изображениями кумиров, скульптуры и инсталляции музыкальных героев и многое другое представлено в стенах единственного в своем роде музыкального музея. Около 500 000 человек в год посещают Музей славы рок-н-ролла в Кливленде, ставший настоящим памятником рок-н-ролла – стиля, любимого миллионами меломанов всего мира и уже более чем полстолетия не теряющего своей популярности.

Авторы сайта о современной культуре Vulture составили собственный рейтинг исполнителей , включенных в Зал славы рок-н-ролла. Составители списка расположили всех 214 исполнителей и музыкантов в порядке «От лучших к худшему» и постарались объяснить собственные решения. Список получился очень субъективным.

Так, на последнее, 214 место авторы поместили недавно в Зал славы Bon Jovi, отметив, что за всю историю группа не написала ни одного хита, да и вообще занимается тем, что изображает из себя рок-группу. Видимо, составители рейтинга живут в параллельной вселенной, в которой не существует песен «Livin’ On a Prayer», «You Give Love A Bad Name» и «It’s My Life».

Прямо перед Bon Jovi расположились Queen, которую авторы посчитали «самой переоцененной группой в истории музыки». Vulture утверждает, что слава группы в США была скоротечной, а все ее современные успехи и легендарный статус - заслуга безвременной кончины Фредди Меркьюри. Суждение спорное, не иначе.

Группу KISS, оказавшуюся на 209 месте рейтинга, авторы назвали коллективом с 2,5 песнями и десятилетиями бесцельной деятельности. Несмотря на мнение Vulture, годы бесцельной деятельности не мешают Джину Симмонсу быть вполне успешным бизнесменом и собрание собственных неизданных композиций в настоящем сейфе.

Bon Jovi выступают во время Церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла.

205 строчка топа отведена Red Hot Chili Peppers, к которым авторы испытывают презрение за то, как некогда хулиганская, по их мнению, группа активно сменила имидж и стала стерильной для выступлений на Супербоуле.

Шведский квартет ABBA авторы поместили на 204 строчку, отметив, что включение группы было необходимо только для того, чтобы подогреть публику во времена появления мюзикла «Mamma Mia». Deep Purple составители рейтинга поместили на 202 место, назвав коллектив люмпен-рокерами из 1970-х.

Green Day, чей лидер Билли Джо Армстронг не так давно благотворительную распродажу всевозможного оборудования группы, Vulture расположили на 193 месте. По мнению составителей, успех группы был виден на волне пост-гранджа, а сейчас трио попросту скучно слушать.

178 место рейтинга досталось Элису Куперу, которого авторы считают успешным шоуменом с одним убедительным альбомом в 1970-х и несколькими крепкими поп-рок хитами. Metallica издание поместила на 176 строчку, отметив их заслуги в области тяжелой музыки на ранних этапах творчества и полную беззубость коллектива сейчас. По мнению Vulture, бас-гитарист Роберт Трухильо работает в группе столько же времени, сколько Metallica не выпускает ничего стоящего.

На 155 строчке своего субъективного чарта Vulture расположили Aerosmith. По мнению авторов, в середине 1980-х Дезмонд Чайлд и Дайан Уоррен написали для группы множество фейковых и слабых рок-песен, которые и сделали группу поистине популярной. Составители считают, что все наследие Aerosmith - это «Dream On», «Sweet Emotion», объединение с Run-D.M.C. и уже упомянутые песни Чайлда.

Среди других исполнителей во второй сотне:

  • Genesis на 173 месте;
  • Guns N’ Roses на 170 строчке;
  • Van Halen на 168 месте;
  • Earth, Wind & Fire на 153 позиции;
  • Нина Симон на 148 месте;
  • Black Sabbath на 144 месте;
  • Bee Gees на 141 строчке рейтинга;
  • Yes на 140 позиции;
  • Pearl Jam на 133 месте;
  • Eagles на 132 строке;
  • Эрик Клэптон на 131 позиции;
  • Dire Straits на 127 строчке;
  • Леонард Коэн на 112 месте;
  • Lynyrd Skynyrd на 103 позиции.

В первую сотню попали:

  • The Police на 96 месте;
  • The Cars на 95 строчке рейтинга;
  • AC/DC на 94 месте;
  • Питер Гэбриэл на 93 позиции;
  • Тупак Шакур на 84 месте;
  • Мадонна на 83 месте;
  • The Jackson 5 на 78 строке;
  • ZZ Top на 77 строчке топа;
  • Пол Маккартни на 76 месте;
  • Би Би Кинг на 68 позиции;
  • Элтон Джон на 59 строчке;
  • Майкл Джексон на 58 месте;
  • U2 на 56 месте;
  • The Who на 49 строке;
  • Джон Леннон на 43 месте;
  • The Stooges на 41 месте;
  • The Velvet Underground на 37 месте;
  • Pink Floyd на 34 месте;
  • Стиви Уандер на 28 позиции;
  • The Jimi Hendrix Experience на 22 строке;
  • Дэвид Боуи на 21 месте.

The Clash авторы поместили на 17 строчку чарта, назвав группу интеллигентной и умной, с большим количеством песен и очень короткой карьерой. На 15 строчке разместились The Rolling Stones, которые, несмотря на любые эксперименты, всегда оставались сильной группой.


Пол Маккартни и Ринго Старр на Церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла.

На 14 место авторы поставили Sex Pistols, не особо объяснив свой выбор. По мнению Vulture, творчество Sex Pistols до сих пор остается жестким и бескомпромиссным. 13-е место рейтинга досталось Led Zeppelin, чье появление составители назвали поворотным моментом в музыке. Авторы рейтинга считают, что тексты Led Zeppelin - самые адекватные среди всех хард-рок групп и не вызывают смущения.

Возглавляют список лучших групп в Зале славы рок-н-ролла по мнению Vulture - Чак Берри, The Beatles и Боб Дилан. По мнению составителей, Дилан первым построил творчество вокруг сильной лирики, чего ранее не делал никто, The Beatles попросту изменили все, а Чак Берри придумал рок-музыку и попросту является одним из самых важных представителей популярной музыки XX века.