Жанр картины масленица кустодиева. “Масленицы” Кустодиева



Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Масленица»
Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.

Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ "Масленица" была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.


Масленица. 1916
Холст, масло. 61 x 123 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.



Масленица. 1916
Холст, масло. 47 x 80 см

Санкт-Петербург

Масленница 1916 г. Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.



Масленица1. 1916
Холст, масло. 89x190,5 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Картина Кустодиева "Масленица" значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Http://www.art-portrets.ru/art20veka/

Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»


Великий русский художник Борис Кустодиев, отводил очень значащее место народным праздникам и гуляниям, чем пытался выразить сущность, настроение, быт, переживания всего русского народа. Картина «Масленица», которая «увидела свет» в 1916-м году, и была написана в стиле модерна, является ярчайшим подтверждением того, что пытался выразить художник.

Как и повелось еще с древних времен, что празднование происходит на центральной площади городка. В самом центре картины, можно увидеть веселых и жизнерадостных людей, которые, с огромным удовольствием и праздничным настроением, катаются на санях. Сани, также, «идут в ногу с праздником»: они украшены бубенцами и колокольчиками на яркой дуге.

Присмотревшись пристальнее к картине, сразу можно понять, что на улице стоит погожий морозный день. На лицах у людей, изображен яркий румянец, но это, отнюдь, не портит им настроение. Наоборот, их лица веселые, жизнерадостные и вдохновленные атмосферой праздника. Еще бы: этот праздник означает, что скоро уйдут холода, и наступит долгожданная весна.

Совсем не далеко, расположились предприимчивые купцы, которые, чем-то очень бойко торгуют. Их так же, совсем не пугает мороз. Не пугает он и самих горожан, которые прохаживаются в веселой и праздничной атмосфере. Даже лошади попались довольно резвые. На картине видно, что возница их сдерживает с большим трудом.

Не менее рады празднику, и малые ребятишки. Они, с особым восторгом и удовольствием, катаются с горки и играют в снежки. На картине, без труда, можно увидеть, что у них завязалась «суровая баталия».

А внизу, можно увидеть праздничную суматоху. В самом разгаре, шумная и веселая ярмарка. Одни люди идут за покупками, другие, просто, гуляют и наслаждаются атмосферой праздника, и наблюдают веселое представление.

Для усиления праздничного настроения, художник изобразил еще пару саней.

Фоном самой картины, который вызывает у зрителя умиротворение, является яркий и красочный зимний пейзаж. Деревья, которые укрыты густым снегом, словно, вот-вот, проснутся, и начнут зеленеть.

Художник, чтобы подчеркнуть всю атмосферу праздника и радости, использовал очень интересную палитру красок. Золотисто-розовые облака, плывут по изумрудному небу, а оттенки снега, в разных местах, переливаются, от нежно-голубого, до бледно-сиреневого. Такие цвета, вызывают у зрителя ощущение, что он сам является участником этого праздника.

А сама церковь изображена в ярких тонах. Это подчеркивает твердую и великую веру народа, во все чистое, светлое и доброе.

Картина написана столь оптимистично, что, невольно, самому хочется окунуться в ту эпоху, в ту радость и веселье, с которым проводились праздники.

Основной темой и мотивом творчества Бориса Михайловича Кустодиева можно считать изображение Родной земли, России, её пейзажей, празднеств, жизни народа. Художника восхищали многокрасочные и шумные народные гулянья. Кустодиев по-особому воспринимал атмосферу праздников, городских гуляний и народного веселья. Как художника его притягивала карнавальность и яркость этих забав.

Весельем и настоящим праздником наполнено полотно Кустодиева «Масленица». На созданном в 1916 году пейзаже изображено исконно-русское празднование Масленицы, ухода зимы и приближение весеннего тепла. Традиционно Масленица связана с широкими, раздольными катаниями на санках, ярмарочным изобилием и пёстрыми всенародными зимними гуляниями. В этот праздник вся Россия превращается в один балаган или карнавал, когда всё перемешивается в едином потоке улыбок, озорства, ярких красок, звона бубенцов, смеха, шума и гама народного. Картина Кустодиева «Масленица» заражает вихрем открытых эмоций праздничного веселья, когда всё вокруг кружится, мелькают разгорячённые смеющиеся лица, звеня проносятся пышно украшенные тройки лошадей, раздаётся заливной колокольный звон, небо вспыхивает невиданными сказочными оттенками. Всё это Масленица! Всё это Русь! Невероятного охвата картина как будто подчёркивает бескрайность земли русской и щедрость и богатство русского характера. Какое небо создаёт Кустодиев! Оно сверкает, в нём одни розовые цвета переплетаются с полосами золотого и зелёного, образуя многослойный праздничный колорит. Небо точно огромный океан розового золота, окрасивший большие снежные пространства. Белые заснеженные берега на полотне окрашены этим лёгким свечением розоватого золота, мягко обволакивающего эти большие снега небольшого русского провинциального городка. Белый снег в соединении с розовым светом обретает сложные оттенки иссиня-белые, лиловые, розовато-белые, бледно-синие и множество иных. Колорит отличается декоративностью, контрастными переходами, интересными преломлениями светотеневых пространств. «Масленица» — это праздник жизни, танец жизни. Кустодиев, преодолевая тяжёлый недуг, утверждал радость жизни, превозмогая боли в руках, создавал ещё более яркие картины с головокружительным колоритом, пляской красок и образов. Центральный мотив картины – это нарисованная на переднем плане яркая тройка, которая являет собой красочный образ самой России, мчащейся вперёд навстречу колокольному, медному звону, предзакатным всполохам в зимнем небе, навстречу празднику, детской искренней мечте о вечном карнавале, украшенном разноцветием атласных лент, бумажными цветами и флажками с российским триколором. Полотно Кустодиева напоминает прекрасную причудливую роспись одного из русского народного промысла. Образы получились добрые, весёлые, искренние, живые в своей полноте и чувстве жизни, с открытой верящей всему детской душой. Видимо, художнику хотелось видеть Россию именно такой – яркой, сильной, душевной, чистой и звонкой точно детский смех или бубенцы мчащейся тройки.