Биография дюма. Экранизации произведений писателя

Имя: Александр Дюма (Alexandre Dumas)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Виллер-Котре, Франция

Деятельность: писатель, драматург и журналист

Семейное положение: был женат


Александр Дюма: биография

Успех, долги и женщины - под этим девизом шел по жизни классик авантюрного романа Александр Дюма.

В 1822 году в Париж прибыл странного вида молодой человек: высокий, смуглый, нелепо одетый. У юноши, бабка которого была темнокожей рабыней с Гаити, не имелось ни образования, ни денег, зато в избытке присутствовали оптимизм и чувство собственного достоинства. Нет, его звали не Д"Артаньян, а Дюма. Вместо шпаги оружием было перо, а в кармане лежало рекомендательное письмо не к господину де Тревилю, а к другу отца генералу де Фуа. Дюма преодолел почти 50 миль от родного городка Виллер-Котре до столицы Франции с твердым намерением сделать карьеру писателя.


Его отец, генерал-республиканец, скончался, не оставив жене и сыну ничего, кроме долгов. Александр сам, под присмотром местного аббата, научился читать и писать и был взят помощником к нотариусу. Свое скромное жалованье он проигрывал в бильярдной, пока, наконец, ему не повезло. Дюма выиграл 600 рюмок абсента, которые предпочел взять деньгами. Деньги были нужны, чтобы отправиться в Париж. Благодаря протекции Александр получил место писца у самого герцога Орлеанского. Он быстро сделал карьеру, став личным библиотекарем герцога.


Образ жизни Дюма вел богемный - посещал театры и салоны, много читал, восполняя пробелы в образовании. Очень скоро он стал в Париже «своим». На досуге писал пьесы и новеллы - некоторые издал за свой счет, другие взяли к постановке небольшие театры.

У выскочки-литератора было два кумира - Шекспир и . Со вторым он познакомился благодаря кружку романтиков. Новое движение в литературе и натолкнуло его на идею написать роман с историческим сюжетом, но обязательно живой и интригующий.


Роман пришлось отложить из-за разгоревшейся революции. Азартный Дюма с энтузиазмом полез на баррикады. Ему повезло: шальная пуля в его исполинское тело не попала, а покровитель герцог Орлеанский пришел к власти. Тогда же в моду вошли романы-фельетоны, которые печатались в газете отрывками с продолжением и хорошо оплачивались. Дюма вспомнил о своей идее историко-приключенческого романа и засел в кабинете, исписывая тонны бумаги и уделяя сну не более трех часов в сутки.

Александр Дюма: Литература, книги

Вскоре романами Дюма зачитывалась вся Франция, его узнавали на улицах, в гостиницах и лавках писателя ждали почет и преференции. Одако он понял, что не справляется. И тогда ему пришла в голову блестящая мысль: нанять молодых, никому не известных писателей - «литературных негров». Александр отдавал им ничтожную часть своих гонораров, с ходу включая во все написанное ими ироничные описания и живые диалоги.

После бешеного успеха «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других произведений Дюма упрекали в пренебрежении историческими фактами, а некоторые из «соавторов» даже судились с ним. Поговаривали, что одним из тайных помощников Алесандра Дюма был его талантливый сын, тоже Александр, позже прославившийся своим романом «Дама с камелиями».


К нищему провинциалу хлынули деньги, вот только правильно распорядиться ими он оказался не в состоянии. Сначала Александр выстроил собственный замок, который назвал «Монте-Кристо», а рядом возвел второй, поменьше -«Замок Иф», для работы. Готические окна и башенки, затейливые скульптуры и витражи, искусственный фонтан, винные погреба, конюшня с лучшими скакунами и птичий двор были призваны затмить соседей-аристократов.

Как только замок был готов, Дюма стал закатывать пиры, длившиеся неделями. Рекой лилось дорогое шампанское, закуски готовили лучшие повара, а ночное небо озаряли фейерверки. Большинство гостей Александр даже не знал в лицо, что не мешало ему одалживать им крупные суммы и делать роскошные подарки. Сам же хозяин во время шумных вакханалий предпочитал все больше отсиживаться в рабочем кабинете, работая над новым романом.

Отношение к деньгам у Дюма было фантастическим: он трудился в поте лица, экономил на проезде, предпочитая идти пешком, сыну вместо денег отдавал свою поношенную одежду и башмаки и при этом умудрялся спускать огромные деньги на кутежи. Неумение организовать финансовую дисциплину в конце концов привело Дюма в долговую тюрьму, а его замок был продан с аукциона. Однако предприимчивому писателю вскоре удалось вновь разбогатеть. По воспоминаниям друзей, за свою бурную жизнь он «вставал на ноги» и разорялся по меньшей мере раз двадцать.

Александр Дюма: биография личной жизни

Обладатель огромного роста и не менее огромного живота, Дюма питал слабость к плотским радостям, особенно вкусной еде и хорошеньким женщинам. Красавицы слетались к нему, как мотыльки на огонек, и он не отказывал ни одной из них. Биографы подсчитали, что у Дюма было по меньшей мере 500 любовниц и 50 незаконнорожденных детей. Однако он признал лишь одного ребенка -первенца Александра, которого в молодые годы ему родила соседка.


Завистники утверждали: писатель крутил романы сразу с несколькими женщинами, которым вместо дорогих украшений дарил свои стихи, часто скабрезного содержания. Если красотка обижалась, он ее успокаивал: «Дорогуша, однажды ты это продашь за хорошие деньги!» С некоторыми писательницами, танцовщицами и актрисами его связывали многолетние отношения.


Одной из них была актриса Ида Феррье, которую Дюма увел у богатого аристократа. Семь лет искусная обольстительница безуспешно пыталась привести Дюма к алтарю. Тогда хитрая женщина прибегла к шантажу. Зная о финансовой нестабильности Александра, она попросила своего бывшего опекуна скупить его долговые расписки и предложила писателю выбор: или узакониваем отношения, или ты отправляешься в тюрьму. Пришлось Дюма выбрать брачные узы. Но супругу свою он не любил, постоянно ей изменял, в итоге Ида переключилась на сицилийского князя. Когда в возрасте 48 лет жена скончалась, Дюма горевал не слишком долго, через короткое время вновь пустился в любовные приключения.


От своих «дам сердца» писатель не скрывал, что в реальной жизни не склонен к романтике и сентимен-там, предпочитая женской ножке свиную рульку. Однако многие из них любили этого великана-обжору с неприступным, но добрым сердцем и при расставании впадали в истерику и даже грозили покончить с собой. Дюма говорил, что в реальной жизни не склонен к романтике и предпочитает женской ножке свиную рульку. После смерти романиста его сын еще долгое время получал письма от бывших пассий отца, в которых те рассказывали, каким прекрасным человеком он был.


В последние годы Дюма много путешествовал (в том числе и по России), вместо пьес и новелл издавая путевые заметки, которые продавались не хуже. Однако удача в конце концов отвернулась от него. После революций Франция больше не хотела читать исторические произведения, а других постаревший Дюма писать не мог. Он все еще жил на широкую ногу и влезал в долги, когда у него случился инсульт, затем еще один. Больного, почти обездвиженного, нищего 68-летнего отца приютил у себя сын.


Через несколько месяцев, в декабре 1870 года, известный на весь мир автор авантюрных романов скончался у Дюма-младшего на руках. Перед последним вздохом он успел прошептать: «Сынок, я совсем не тот, как думают многие. Я приехал в Париж с одним золотым, и я сохранил его для тебя!» С этими словами Дюма вложил в его руку монету.


Автор биографии: Елена Петрова 1040

Был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь (1802-1870 гг.) он подарил миру свыше полутысячи томов. Вклад в литературу этого человека воистину достоин восхищения.

Список произведений Александра Дюма - отца настолько велик, что завистники поговаривали о том, что для автора старается целая бригада «литературных рабов». Однако подтверждений этому никогда не было. А современники отзывались о нем как о невероятно работоспособном человеке.

Кроме количества изданных произведений, Дюма-отец сильно опередил большинство писателей и по качеству своих творений. А множество жанров, в которых работал автор, по-настоящему впечатляет.

Список произведений Александра Дюма-отца можно разбить на несколько основных: циклы, исторические романы, путевые заметки, пьесы. Основное внимание автора было сосредоточено на написании исторических и приключенческих романов.

Циклы

Пожалуй, самым известным из списка произведений Дюма-отца можно по праву считать цикл «Три мушкетера» . Кто не зачитывался приключениями храбрых друзей Д"артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

Первая книга вышла в свет в 1844 году, а последняя - в 1847 году. Цикл состоит из трех произведений:

    1844 год - роман о приключениях друзей «Три мушкетера»;

    1845 год - продолжение романа «Двадцать лет спустя»;

    1847 год - последнее произведение Дюма-отца о храброй четверке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

История о Генрихе Наваррском является классической трилогией и включает:

    1845 год - первый роман «Королева Марго»;

    1846 год - вторая часть трилогии «Графиня де Монсоро»;

    1847 год - заключительная часть цикла «Сорок пять».

Цикл, который поклонники окрестили «Регентство» , состоит из двух романов:

    1842 год - «Шевалье Д"Арманталь;

    1845 год - «Дочь регента».

Список произведений Дюма продолжается циклом «Французская революция» , или как его еще называют, «Воспоминания лекаря» . Он состоит из следующих романов:

    «Жозеф Бальзамо», выходил в свет в 1846-48 гг.;

    «Ожерелье для королевы» (предположительно 1849-50 гг.);

    «Графиня де Шарни» (выходил с 1853 по 1855 гг.);

    «Анж Питу» (увидел мир в 1853 году);

    «Шевалье де Мезон-Руж» вышел в 1845 году и является заключительным в цикле.

    роман «Паж герцога Савойского» появился в 1852 году;

    произведение «Две Дианы» вышло в свет в далеком 1846 году;

    «Предсказание» оканчивает список произведений Дюма-отца из цикла «16 век».

Серия о Великой французской революции была начата автором как историческая. Дюма питал слабость к великим свершениям и людям, и просто не мог обойти своим вниманием революционное движение.

    1867 год - «Белые и синие»;

    1863 год - «Волонтер девяносто второго года»;

    1858 год - «Заговор»;

    1859 год - «Волчицы из Машкуля».

Историко-приключенческие романы

Каждое из произведений Дюма - это литературная жемчужина. Наиболее известные:

  • "Актея";
  • "Ашборнский пастор";
  • "Блэк";
  • "Последний платеж";
  • "Бог располагает";
  • "Голубка";
  • "Сильвандир";
  • "Графиня Солсбери";
  • "Карл Великий";
  • "Джованна Неаполитанская";
  • "Княгиня Монако";
  • "Капитан Поль";
  • "Дон Бернардо де Суньига";
  • "Дочь маркиза";
  • "Женитьбы папаши Олифуса";
  • "Женская война";
  • "Габриэль Ламбер";
  • "Замок Эпштейнов";
  • "Яков Безухий";
  • "Изабелла Баварская";
  • "Царица сладострастия";
  • "Исаак Лакедем";
  • "Две королевы";
  • "Исповедь фаворитки";
  • "Воды Экса";
  • "Капитан Арена";
  • "Ночь во Флоренции";
  • "Капитан Ла Жонкьер";
  • "Таинственный врач";
  • "Капитан Памфил";
  • "Записки полицейского";
  • "Катилина";
  • "Черный тюльпан";
  • "Луиза Сан-Феличе";
  • "История моих животных";
  • "Инженю";
  • "Мадам де Шамбле";
  • "Монсеньер Гастон Феб";
  • "Могикане из Парижа";
  • "Последней умирает надежда";
  • "Огненный остров";
  • "Яд ревности";
  • "Олимпия Клевская";
  • "Мадам Лафарг";
  • "Отон-лучник";
  • "Предводитель волков";
  • "Охотник на водоплавающую дичь";
  • "Красный сфинкс";
  • "Паскаль Бруно";
  • "Исповедь маркизы";
  • "Эмма Лионна";
  • "Приглашение на вальс";
  • "Тысячи";
  • "Приключения капитана Мариона";
  • "Полина";
  • "Пьер де Жиак";
  • "Парижане и провинциалы";
  • "Молодые мушкетеры";
  • "Сесиль";
  • "Консьянс Блаженный";
  • "Сын каторжника";
  • "Маркиза д"Эскоман";
  • "Пипин Короткий";
  • "Фернанда";
  • "Роман о Виолетте";
  • "Папаша";
  • "Эдуард Третий";
  • "Корсиканские братья";
  • "Прусский террор";
  • "Ричард Дарлингтон";
  • "Бастард де Молеон";
  • и Ришелье";
  • "Приключения Лидерика";
  • "Гарибальдийцы";
  • "Робин Гуд — Король разбойников".

Хронологические работы

Список произведений Дюма-отца богат хронологическими работами об исторических событиях Франции. Автор увлеченно исследовал историю и роль человека в ней. Особенно его увлекали важные политические деятели.

Среди работ можно найти научные исследования, такие как:

  • "Карл Смелый";
  • "Последний король французов";
  • "Галлия и Франция";
  • "Людовик XIV и его век";
  • "Генрих IV";
  • "Дорога в Варенн";
  • "Драма 93-го года";
  • "Жанна д"Арк";
  • и революция";
  • "Медичи";
  • "Робин Гуд в изгнании";
  • "Стюарты";
  • "Цезарь";
  • "Робин Гуд";
  • "Наполеон";
  • "Людовик XV и его двор";
  • "Регентство".

Путевые заметки

В списке произведений Дюма читатели часто игнорируют великолепные произведения автора о путешествиях. Но именно эти истории кажутся особенно живыми, ведь написаны они автором под впечатлением от собственных странствий.

Произведения из серии путевых заметок представлены ниже:

  • «В России»;
  • «Счастливая Аравия»;
  • «Пятнадцать дней на Синае»;
  • «Быстрый»;
  • «Из Парижа в Кадис»;
  • «Корриколо»;
  • «Сперонара»;
  • «В Швейцарии»;
  • «Юг Франции»;
  • «Валахия»;
  • «Вила Пальмьери»;
  • «Кавказ»;
  • «Год во Флоренции»;
  • «Прогулки по берегу Рейна».

Как упоминалось ранее, автор не останавливался на конкретном жанре. Из воспоминаний современников становится понятно, что писатель находился в непрерывном творческом поиске. Достойное место в списке произведений Дюма занимают пьесы:

  • "Анжела";
  • "Антони";
  • "Воспитанницы дома Сен-Сир";
  • "Кин, гений и беспутство";
  • "Лесничие";
  • "Мушкетеры";
  • "Наполеон, или 30 лет истории Франции";
  • "Нельская башня";
  • "Охота и любовь";
  • "Кристина";
  • "Тереза Teresa";
  • "Калигула".

Александр Дюма-сын

Список произведений Дюма-сына несколько меньше его знаменитого предка. Однако стоит заметить, что он не менее ценен своим вкладом в мировую, и в особенности французскую литературу.

Младший Александр Дюма в раннем возрасте начинает свою писательскую карьеру, и уже в 18 лет в свет выходит его знаменитый сборник стихов, получивший название «Грехи юности». В начале карьеры он хотел отличаться от отца. Но позже он возвращается к его творчеству, и это влияние прослеживается в прозе.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Известные произведения

После ошеломительного успеха «Дамы с камелиями» в свет выходят не менее известные и популярные пьесы Александра Дюма-сына:

  • «Диана де Лис»;
  • «Полусвет»;
  • «Денежный вопрос»;
  • «Внебрачный сын»;
  • «Блудный отец»;
  • «Друг женщин»;
  • «Взгляды госпожи Обрэ»;
  • «Княгиня Жорж»;
  • «Жена Клавдия»;
  • «Господин Альфонс»;
  • «Багдадская принцесса»;
  • «Дениза»;
  • «Маркиз де Вильмер».

Две пьесы А. Дюма, к великому сожалению многочисленных поклонников, не успел дописать, и они остались неоконченными.

Публицистика

Также Александра Дюма-сына сильно увлекала область публицистики и социальные проблемы в обществе. Под впечатлением от происходящего вокруг он издает свои знаменитые брошюры и памфлеты:

  • «Развод»;
  • «Письма на злобу дня»;
  • «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» и другие.

Так, широкую огласку получил памфлет, в котором Дюма поддерживал молодого аристократа, избившего свою жену после того, как она изменила ему с любовником. Автор выразил позицию о необходимости наказания неверных супруг.

Ни для кого не секрет, что деятели искусств во все времена пытались одухотворить мертвую материю. Скульпторы высекали из мрамора пышущие жизнью статуи, истолченная смесь минералов под кистью художников превращалась в живописные картины, а литераторы, опережая труды ученых и философов, не только описывали в своих произведениях мир будущего, но и помогали простым обывателям взглянуть на события давно минувших лет «другими глазами».

Работы одного из самых читаемых французских авторов – Александра Дюма – и по сей день переворачивают мировосприятие людей с ног на голову.

Детство и юность

24 июля 1802 года у «черного дьявола» наполеоновской армии Тома Дюма и его жены Мари-Луизы Лабурэ родился сын, которого назвали Александром. Привилегированное семейство проживало в коммуне на севере Франции – Виллер-Котре.

Отец будущего романиста состоял на службе у и считался близким другом императора. Их тандем распался в момент, когда полководец, беспрекословно выполняющий любые поручения амбициозного правителя Франции, не поддержал его решение по поводу ввода войск в Египет.


Не терпевший критики Наполеон отомстил товарищу в свойственной ему манере. В 1801 году, когда генерал попал в плен, его высокопоставленный приятель не сделал ничего, чтобы освободить товарища из заключения. Только через два года пыток и истязаний Тома обменяли на австрийского генерала Мака.

Домой мужчина вернулся изможденным и больным. К раку желудка добавилась глухота и слепота на один глаз. Его звезда угасла так же стремительно, как и зажглась. Дюма старший умер в 1806 году, а семейство, впавшее в немилость императора, осталось без средств к существованию.

По этой причине детство будущего всемирно известного писателя прошло в атмосфере разрухи и нищеты. Его мать, тщетно пытавшаяся выбить у государства стипендию на обучение в лицее, познакомила горячо любимое чадо с основами грамматики и чтения, а сестра привила любовь к танцу.


Судьба смилостивилась над юным гением, и в итоге Александру все же удалось поступить в колледж аббата Грегуара, где парень освоил латынь и выработал каллиграфический почерк.

Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, в которой юноша примерил на себя амплуа клерка. Несмотря на стабильный заработок, молодому человеку в скором времени опостылели однотипные поручения и неустанно растущий ворох бумаг. Юноша собрал вещи и уехал в столицу Франции. Там по протекции бывшего соратника отца он устроился писцом в секретариат герцога Орлеанского (будущего короля Луи Филиппа).


В это же время Александр знакомится с местными литераторами и начинает создавать свои первые художественные произведения. В 1829 году в свет выходит пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Уже через три года в театре «Порт-Сен-Мартен» на премьере «Нельской башни» был аншлаг. За неполных 16 месяцев на сцене было поставлено семь спектаклей.

Биография именитого журналиста сложилась таким образом, что Дюма принимал всяческое участие в жизни общества. Помимо того, что писатель руководил раскопками города Помпеи, он также был участником Великой июльской революции (1830 год), в ходе которой творца даже успели «похоронить». После очередного бунта среди населения в прессе появилось ложное сообщение о том, что писателя расстреляли. На самом деле создатель трилогии о «Трех мушкетерах» по совету друзей тогда покинул Париж и уехал в Швейцарию, где подготавливал к изданию очерк «Галлия и Франция».

Литература

С театром у Дюма все происходило как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом. Когда сцена была покорена, Александр с головой ушел в литературу.


В 1838 году Дюма дебютировал как писатель. Роман-фельетон «Шевалье д"Арманталь» был опубликован в газете, которой требовалась увлекательная интрига, стремительность действия, сильные страсти, а главное – такое расположение глав, при котором напечатанный в каждом номере отрывок обещал бы еще более увлекательное продолжение в следующем номере.

Мало кто знает, но автором «Шевалье д"Арманталя» был молодой литератор Маке, но доработанное Александром произведение приобрело литературный блеск и издавалось под фамилией одного Дюма отнюдь не по его желанию, а по обязательному требованию заказчика, который считал, что настоящий успех роману обеспечит только знаменитое имя.


За четыре года Дюма на пару с «коллегой» выпустил в свет девять культовых произведений: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзам», «Две Дианы» и «Сорок пять».

Историк много путешествовал по Европе и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. Несмотря на то, что на территории Российской империи произведение не прошло цензуру, скандальный шедевр втайне от мужа, прочла даже безропотная императрица .


Иллюстрация к роману Александра Дюма "Три мушкетера"

Когда умер , драматургу разрешили въезд в империю. Оказавшись на родине , писатель был приятно удивлен тем, что местная аудитория не понаслышке знает, что такое французская литература и имеет представление о его творчестве. Странствуя, знаменитый литератор побывал и в Москве, и в Санкт- Петербурге, и в Калмыкии, и в Астрахани, и даже на Кавказе. На родине романиста Путевые заметки имели большой успех.


Публицист был еще и кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд.

В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему. «Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». Дюма не был, ни гурманом ни чревоугодником. Мужчина просто придерживался здорового образа жизни, не употребляя алкоголь, табак и кофе.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, самой большой страстью именитого писателя была не охота, не фехтование и даже не архитектура. Наибольшую любовь публицист испытывал к женскому полу. О амурных похождениях темпераментного драматурга в литературных салонах того времени слагали легенды.

Среди превеликого множества историй, связанных с любовницами и женами деятеля искусств, одна выделялась особенно.


Дюма в то время жил на улице Риволи с Идой Феррье – актрисой, славившейся своим легкомысленным нравом. Молодые люди были соседями: девушка занимала квартиру на втором этаже, а начинающий писатель – три комнаты на пятом.

Однажды вечером драматург отправился на бал в Тюильри. По пути на увеселительное мероприятие мужчина поскользнулся и упал в лужу. Через час раздосадованный публицист вернулся домой весь в грязи, прошел в квартиру жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Дабы забыть неприятный случай, Александр с головой ушел в работу.


Не прошло и получаса как дверь, ведущая в туалетную комнату распахнулась, и изумленный писатель увидел на пороге голого Роже де Бовуара, который сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!». Дюма, вскочив, с яростной бранью обрушился на любовника супруги. В оконцове именитый журналист сменил гнев на милость, заявив, что воспитание не позволяет ему выставить на улицу пусть и нежданного, но гостя.

В ту ночь супружеское ложе Дюма разделил с новым знакомым. Когда наступило утро, и все трое уже проснулись, Александр взял руку горе-кавалера, положил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил:

«Роже, примиримся, как древние римляне на публичном месте».

Первой привязанностью историка была портниха Лор Лабе, которая жила в одном с ним доме на площади Итальянцев. Женщина была старше Александра на 8 лет. Обольстителю не составило труда покорить сердце Мари, и уже 27 июля 1824 года она подарила ему сына Александра, который известен многим по роману «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка через семь лет с момента его рождения.

26 мая 1864 года бывшие возлюбленные встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но желание его не вызвало у них никакого отклика.


По подсчетам биографов, у творца было порядка 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил, что женщин он менял как перчатки исключительно из человеколюбия, ведь если бы пришлось ограничиваться одной барышней, бедняжка умерла бы через неделю.

Смерть

Знаменитый писатель умер 5 декабря 1970 года. Тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков отца в Виллер-Котре рядом с его родителями.

После смерти публициста биографы выдвинули сенсационную гипотезу о том, что француз Дюма и русский «пророк» Александр Сергеевич Пушкин – это один и тот же человек.


Исследователи в своих трудах приводят ряд фактов, которые заставляются усомниться в подлинности кончины гения мировой литературы.

Несмотря на внешнее сходство и огромное количество «белых пятен» в биографии как одного творца, так и второго, официального заявления на этот счет никогда не было.

Память

Бестселлеры Дюма переиздаются и по сей день. Так в 2016 году издательство «Азбука» ограниченным тиражом выпустило в свет шедевр мировой литературы «Три мушкетера», а в 2017-ом «Графа Монте-Кристо».


Именем публициста названа одна из улиц города Ломоносова Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Величественная гранитная глыба, на вершине которой восседает улыбающийся бронзовый Дюма, находится на площади Мальзерба в Париже.

Библиография

  • «Королева Марго» (1845 год)
  • «Графиня де Монсоро» (1846 год)
  • «Сорок пять» (1847 год);
  • «Ожерелье королевы» (1849-1850 год);
  • «Анж Питу» (1853 год);
  • «Графиня де Шарни» (1853-1855 год);
  • «Шевалье де Мезон-Руж» (1845 год);
  • «Асканио» (1843 год);
  • «Две Дианы» (1846 год);
  • «Паж герцога Савойского» (1852 год);
  • «Предсказание» (1858 год);
  • «Белые и синие» (1867 год);
  • «Соратники Иегу» (1857 год);
  • «Волонтер девяносто второго года» (1862 год);
  • «Волчицы из Машкуля» (1858 год).

Французский писатель. Автор многочисленных исторических авантюрных романов. Наиболее известны: "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя "(1845), "Виконт де Бражелон "(1848-1850), "Королева Марго " (1845), "Граф Монте"-Кристо"(1845-1846).
Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви. Перу писателя принадлежат "Мои мемуары " в 22-х томах (1852-1854).


"Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль Мишле , трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма . Более того, жизнь писателя - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".

Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала "черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго (ныне Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с этим негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит ненасытная жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20 лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж, Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма "Генрих III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани". Дюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы "Антони", а затем "Ричард Дарлингтон"...

22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня" (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма: пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное - погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью "литературного негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж", "Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни большое место занимали друзья - Виктор Гюго , Альфред де Виньи и герцог Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости...

В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго , встать на сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагеря умеренных, но не прошел.

Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с безумной смелостью.

Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.

Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа, как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.

Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня хватит, я совершенно продрог!"

Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова уткнулся в свои бумаги.

В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода. Дюма бросил ему одеяло.

Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине. Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать и устроился между Идой и Александром.

Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте".

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что "все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого".

Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже просто скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".

"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и маленькая нога!"

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали, будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих "африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю".

Славы Александр Дюма - до кончика ногтей человек театра - прежде всего добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир - театр, то для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно новая драма - драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: "Все жанры хороши, кроме скучного". Среди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных романов - актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым важным была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все роли - от пылкого первого любовника до обманутого мужа.

Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма, удивлялась: "Ну где же ты так хорошо узнал женщин?" Теперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу женщин, а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Этот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: "Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец".

Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в Париж, молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой оказалась добрая, милая и кроткая женщина - портниха Лор Лабе, которая была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в 1749 году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж она жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, "Мари не была красавицей, но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась". Прелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма сына Александра, который остался в истории литературы как автор романа "Дама с камелиями". Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор Лабе открыть так называемый "кабинет для чтения" (на них в разгар романтизма была мода).

26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868 года. 3 июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.

Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале 1818 года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них родилась дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.

Дюма, с бешенной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось это: 23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное объяснение в любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.

Мелани - натура страстная, безумно ревнивая, романтичная - мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "Психея".

Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны "сопротивляться такой огромной любви". Одной из них была величайшая трагическая актриса Мари Дорваль, другой - актриса Белль Крельсамер. Последняя родила ему дочь.

Мечтала о ребенке от Александра и Мелани. У замужней женщины и вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название "вырастить герань". Но случилась беда: герань сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.

Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: "Не терзайся из-за сломанной герани... Наши бурные объяснения привели к этому преступлению - потому что это было преступление".

В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему любовнику умоляющие письма ("О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!", "И вдали от тебя я думаю только о тебе"), однако Дюма остался непреклонным.

Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме "Антони", премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы "Антони" в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: "Она не уступала мне, я убил ее!"

Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани. "Антони" - это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони - это я, но без убийства. Адель - это она..." - писал он.

Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса "Школа девушек", где в одном из героев легко угадывается Дюма. Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-Бевом и Флобером.

Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря 1851 года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.

Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года. После смерти автора "Антони" она писала Дюма-сыну: "Я никогда не забуду твоего отца".

30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма "Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим". На следующий день Дюма шел по площади Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакомая женщина: "Так это вы и есть месье Дюма?" - "Да, мадам". - "Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!"

Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленная актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль.

Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля Нодье "Вампир".

Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони". Актриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра Дюма "мой добрый пес". "Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная кличка, которую мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах". - "И добрый пес" остался ей предан до конца".

Связь их продолжалась недолго. Мари решила не огорчать изменой влюбленного в нее поэта Альфреда де Виньи, а Дюма - Иду Феррье.

20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала к себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть похороненной рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855 году Александр Дюма написал книжку "Последний год Мари Дорваль" (посвящена Жорж Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет был парижская знаменитость, но до "Трех мушкетеров" оставалось еще пять лет. Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом Орлеанским, сыном короля Луи-Филиппа. "Разумеется, мой дорогой Дюма, представить мне вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. Дюма понял прозрачный намек и решил... жениться. Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. По другой версии, единственная официальная женитьба Александра была результатом шантажа. Ида Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

Маргарита Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье) родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и усвоившая азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в Страсбурге, решила "завоевать Париж", куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц. Ида быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал себя ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр "Нувоте".

Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса репетировала в его пьесе "Тереза". Тогда Ида была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма, воскликнула: "Я просто не знаю, как вас благодарить!" Прославленный драматург - у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер, которая родила ему дочь Марию-Александрину, - не отказался вкусить прелестей дебютантки.

Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.

Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены Дюма. "На земле Ида любила только себя и больше никого", - писала графиня Даш. Ида - женщина страстная, но расчетливая - была особой капризной и ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась она главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.

Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, "половину его души". Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он называл "мой адмирал". Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре "мальчик" оказался беременным. У "адмирала" в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.

Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы Ады Менкен, которая играла в цирковой драме "Мазепа", созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось "эротико-конными трюками".

Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя те же трюки в пьесе "Пираты саванны". Когда Дюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта "Монастырь", возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: "Дядя Том с мисс Адой - зрелище, о котором можно лишь мечтать".

Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и наконец 24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.

Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать замужем. Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.

Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и... любимая лошадь.

В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа де Монте-Кристо" писал: "Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня есть любовь, и они - принадлежат тебе".

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. "Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Один из самых читаемых в мире писателей - француз Александр Дюма-отец, чьи приключенческие романы имеют миллионы поклонников во всем мире вот уже полных два столетия.

Детство и юность

Будущий создатель литературных шедевров родился в 1802 году в семье военного чиновника Тома Александра Дюма и дочери владельца отеля, имя которой было Мария Луиза Лабуре.

Детство и юность мальчика прошли в родном поселении - Вилле-Котре. Крепкая дружба Александра с Адольфом Де Левёном привела к тому, что юный Дюма проявил серьёзную заинтересованность драматургией в общем и театром в частности. Александр Дюма не видел себя актёром, выступающим на театральной сцене, но он мечтал о карьере драматурга.

На пути к творчеству

Не имея достаточно финансов и какой-либо серьёзной поддержки, Дюма перебирается в Париж. Его прекрасный почерк позволяет ему получить хорошую должность даже без должного образования.

Осознавая недостатки и пробелы в своём образовании, Александр Дюма начинает усердно читать. Один из новых знакомых помогает ему восполнить имеющиеся пробелы, составляя для молодого человека список книг, которые тот должен непременно прочесть.

Первая пьеса

Спустя какое-то время Дюма, впечатлённый скульптурой, повествующей об убийстве Мональдески, решается писать драматическую пьесу о шведской королеве. Он назовёт эту пьесу "Кристина". Из-за серьёзных разногласий, возникших между автором пьесы и влиятельными людьми того времени, пьеса так и не будет поставлена на сцене Комеди Франсез.

Участие в революции. Политические гонения

В 1830 году Александр Дюма становится активным участником революции, которой было суждено победить. Впоследствии Дюма не единожды лестно отзывался о молодых людях, ставших основой революционной борьбы.

Спустя год молодой писатель подвергся гонениям, которые имели политические причины. Широко распространились слухи о том, что он был арестован и расстрелян, даже не дождавшись судебного приговора. Слухи были ложными, но писателю действительно угрожали серьёзные проблемы с законом. На фоне сложившейся ситуации Александр принимает решение о бегстве за границу, в Швейцарию.

Жизнь за границей

Находясь за границей, Дюма не сидит сложа руки. В 1840 году писатель узаконил отношения с театральной актрисой Идой Ферьер, однако уже через 4 года супруги расстались. Его современники не раз отмечали тот факт, что, находясь в законном браке, писатель не отказывал себе в романах с другими женщинами. Заработки Дюма в этот период оцениваются как очень высокие, а образ жизни как роскошный и даже разгульный. Александр Дюма предпринимал решительные попытки развивать творческую деятельность: он организовал собственный драматический театр и начал издавать собственный литературный журнал. К сожалению, ни одно из начинаний не получило серьёзного развития.

Активная деятельность на литературном поприще

В 1851 году ситуация сложилась таким образом, что Дюма снова пришлось бежать: в этот раз причиной немедленного отъезда стали проблемы с кредиторами. Писатель был вынужден отправиться в Бельгию. В Брюсселе Александр начал писать знаменитые «Мемуары», которые были очень высоко оценены не только их автором, но и независимыми критиками.

За время активной фазы своего творчества Александр Дюма-отец написал огромное количество драм и комедий, большая часть из которых навсегда заняла своё почётное место в истории мировой литературы. Его авторству принадлежат такие шедевры, как «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра», «Парижские Могикане» и много других легендарных произведений. Всего из-под его пера вышло более двухсот произведений, в том числе и известный "Большой кулинарный словарь".

Умер Александр Дюма, биография которого описана в статье, в 1870 году во Франции. Его сын, также Александр, стал писателем. Чтобы различать их авторство, часто к фамилии старшего Дюма прибавляют приставку "отец".

Соавторы

Многие произведения Дюма-отца создавались в соавторстве с другими писателями. Одним из таких был Маке. Неудачный исход сотрудничества привёл к затяжным судебным разбирательствам. Победителем в них остался Александр Дюма, книги которого уже получили признание. Беседуя с его сыном уже после смерти коллеги, Маке утверждал, что никаких секретных соглашений между Дюма-отцом и Маке не было.