Чёрная археология. Чёрные археологи Перу

Какой из наших населенных пунктов «отправили на мыло», а какой «получил по тыкве»?

С одобрения руководства Челябинской области там организован конкурс на лучшую идею по увековечению дня, когда над регионом взорвался метеорит. Среди наиболее «креативных» предложений граждан – изменение герба области, на котором рядом с верблюдом предлагают поместить метеорит.

Герб Челябинска.

«МК» изучил самые странные гербы российских областей и городов. Чего мы только там не нашли: от тигра-негроида до жертвоприношения, опиумного мака и фрагментов целлюлозы.

Начнем все-таки с челябинцев. Сейчас главным элементом герба этой области и ее столицы является верблюд. Изображение «корабля пустыни» попало на геральдический щит еще во времена государыни Екатерины Великой. В описании герба Челябинска, утвержденном 6 июля 1782 г., говорится: «В...нижней части щита – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Авторы имели в виду, что через этот уральский город исстари проходил караванный путь по которому доставляли в европейскую часть станы товары из Монголии, Китая. Так что с исторической точки зрения существование челябинского «гербового» верблюда вполне логично и оправдано.

Чего не скажешь о «герое животного происхождения», обосновавшемся на гербе города Серпухов. Геральдическим символом этого подмосковного райцентра уже более 200 лет является павлин! (Так и хочется двинуть в народ лозунг: «Подмосковье – родина павлинов!»)

Герб Серпухова

Но как же экзотическая райская птица «свила гнездо» в наших северных краях, на берегах Оки? Оказывается, когда в конце XVIII века по распоряжению упомянутой уже императрицы Екатерины в стране началась кампания по массовому присвоению гербов городам, тогдашний главный герольдмейстер империи, граф Франциско Санти разослал по всем уголкам страны анкеты, желая выяснить, какой в каждом городе и городишке имеется «эксклюзив», – чтобы его-то и отобразить на гербе. В ответе, полученном из Серпухова, внимание Санти привлекла фраза: «в монастыре одном павлины родятся...» (Имелся в виду Высоцкий монастырь, чьим монахам еще в 1691 г. окольничий Михаил Колупаев в качестве вклада подарил павлина и паву, с которых и начался серпуховской павлиний род.) Столь малозначимая ремарка в анкете и стала причиной «воцарения» павлина на гербе Серпухова.

Однако павлин – это хотя бы «звучит гордо». Некоторым другим населенным пунктам достались пернатые куда менее «топовые». Например, город Елабуга в Татарстане, известный ныне автомобильным производством, 232 года назад удостоился герба, на котором «...в нижней части щита в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».

А вот Иркутск обзавелся на своем гербе животным, в реальности вовсе не существующем. Сей уникальный экземпляр представляет собой тигра-«негроида», снабженного перепончатыми лапами и плоским «мясистым» хвостом, как у бобра.

Герб Иркутска

Откуда взялся такой мутант? – Читаем описание герба, утвержденного осенью 1790 г.: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а во рту у него соболь». Что ж, тут ничего сверхъестественного нет, ведь в те давние времена на востоке огромной Сибирской губернии тигры встречались не редко. Однако само это название животного у сибиряков как-то не прижилось, и вместо него могучую полосатую кошку местные жители называли бабр. Дальнейшее развитие событий легко представить: чиновники, далекие от сибирской экзотики, легко спутали тамошнего бабра с широко распространенным «водным зверем» – бобром. Вот и получилось впоследствии, согласно официальным документам, что у жителей Иркутска на гербе изображен бегущий бобр(!), который держит в пасти соболя. Чтобы хоть как-то подогнать под это несуразное описание «картинку», тигру с иркутского герба и подрисовали «бобровые» задние лапы и хвост, убрали полосатую окраску шкуры, заменив ее однотонной черной.

Нашелся среди прочих гербов российских, снабженных изображениями животных, один весьма «садистский». На гербе Каргопольского района Архангельской области красуется, согласно утвержденному в июне 2004 г. описанию, «в лазоревом поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) пламенем». То есть фактически изображен процесс зажаривания барана – неразделанного, прямо во всей его натуральности. Объяснением появления на гербе такого «ужастика» служит то, что на Русском Севере был широко распространен еще с языческих времен обряд жертвоприношения барана. В некоторых селениях Каргопольского уезда даже существовало до революции «баранье воскресенье», во время которого крестьяне закалывали барана и приносили его в жертву Илье-пророку.

Среди сотен российских городских гербов встречаются такие, изображение на которых по нынешним временам можно трактовать, как запрещенную пропаганду.

На гербе поселка (прежде бывшего городом) Епифань в Тульской области можно увидеть наркотик – коноплю.

Герб поселка Епифань

Согласно старинному описанию герба, он представляет собой «щит, поле серебряное с черною внизу землею, из которой вырастают три былины конопляные, показуя, что окрестности сего города между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». Понятно, что наши прадеды, рисуя коноплю на гербе Епифани, о наркотических свойствах этой «травки» даже и не помышляли. В те времена данное растение активно культивировалось ради получения из него пеньки для плетения прочных канатов и полезного конопляного масла.

Все та же «криминальная» конопля изображена на гербе некоторых других территорий, где в прошлом процветало выращивание конопли для хозяйственных нужд, – Кимовского района Тульской области и города Новозыбков в Брянской области (в этом последнем случае стебли конопли изображены свернутыми в зеленый сноп, а в 1980-е г.г., когда конопля уже попала в «черные списки», вместо снопа стали рисовать более «безобидный» геральдический элемент – пушку).

В геральдику пробрался и другой наркотический «объект». Вот утвержденное в марте 1843 г. описание герба города Дербент в на территории нынешнего Дагестана: «...В нижней половине щита, разделенной на две части и имеющей серебряное поле, на правой стороне старая крепостная стена с воротами...; на левой стороне переплетшиеся корни растения марены и несколько стеблей маку, перевязанных золотой веревкою, в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием марены и разводят мак для приготовления из него опиума (ширяк)».

Герб Дербента

Мак-опиат изображен и на гербе города Карачев (нынешняя Брянская область), который был утвержден в 1781 г. «...В нижней части щита герба – в серебряном поле пук связанного золотой верьвою распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют.»

Некоторые гербы «оснащены» элементами довольно неожиданными. Скажем, в старом (1781 г.) описании герба города Шуя (Ивановская область) написано: «...В нижней части щита – в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Правда, в современной версии герба, утвержденной в 2004 г., этот брус мыла превратился в некий абстрактный «золотой брусок с тремя видимыми гранями – передней, обращенной прямо, верхней и левой».

Герб города Шуя

Волею столичных герольдмейстеров город Сенгилей (нынешняя Ульяновская область) получил по тыкве. В прямом смысле слова: «...В нижней части щита – две большие тыквы с ветвями в серебряном поле, означая изобилие сего рода плодов».

«Подсказкой» создателям гербов порой становились сами названия старых русских поселений. Вот, например, два города в нынешней Пензенской области – Верхний и Нижний Ломов. Тут и особо фантазию напрягать не надо, – в обоих случаях в гербах городских, в их нижней части фигурируют «пять железных ломов, положенных звездою, острыми концами кверху, означающие имя сего города».

Ну-ка, самые сообразительные читатели, догадайтесь, как на гербе проиллюстрировать название Духовщина? Для тех, кто не справился с таким заданием, цитируем фрагмент из описания герба, утвержденного в 1780 г. для этого города на территории нынешней Смоленской области: «...В нижней части щита в белом поле куст роз, производящий приятный дух».

Конечно, творчество изобретателей гербов «времен строительства развитого социализма в стране», ушло прочь от всей этой архаики. В СССР города и поселки получали гербы «пропагандистские» – в духе агитплакатов. На них изображались электростанции, заводы, турбины, ледоколы, сталелитейные ковши, шестеренки (ну оч-чень популярный был геральдический элемент!), трубы, колосья, молоты... На утвержденном в 1980-м гербе города Братск, где построили крупнейший целлюлозо-бумажный комбинат, были помимо всего прочего изображены даже «стилизованные фрагменты химической формулы целлюлозы».

Городской герб — это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

О времени появления городских гербов в России постоянно идет полемика. Например, известнейший геральдист В. К. Лукомский утверждал, что о городском гербе, да и государственном, в нашей стране стали говорить лишь в XVII в. Историк А. А. Ураносов утверждает, что гербы в России появились уже в XII в. Разумеется, не в том завершенном виде, в каком они дошли до нас. Но первые наметки на эмблемы, напоминающие гербы, существовали уже в домонгольский период.

А почему, собственно, идет спор по этому вопросу? Какая разница, когда появились первые признаки герба: в XII в. или в XVII? Нам-то что от этого?

Оказывается, появление герба — весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, предоставлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго. И я склонен думать, что зачатки его действительно появились в домонгольские времена.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города:- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа — одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения.

Городской герб, по мнению Петра I, который больше всех сделал для создания и узаконения его, должен был украшать не только печати, и в первую очередь судебных органов, но и знамена полков, расквартированных по этим городам.

В 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний с приписанными к ним городами. Каждая губерния содержала полки. Полки размещались по городам. И вот эти-то полки и получили названия городов, в которых стояли. А значит, их знамена украшали гербы соответствующих городов.

В 1712 г. знамена стали изготавливаться в Оружейной палате и уже отсюда рассылаться в полки.

По указанию Петра I рисунки эмблем городских гербов были собраны воедино в специальном знаменном гербовнике и впоследствии послужили источником для специалистов Герольдмейстерской конторы, которая получила задание создать печати для судных мест, а также и гербы для некоторых городов.

В 20-х годах XVIII в. в Россию приезжает специалист по гербам граф Франциск Санти. В течение двадцати лет этот талантливый художник и знаток геральдики будет работать на Россию. Работать активно, плодотворно. По сведениям, дошедшим до нас, Санти за двадцать лет создал 137 гербов.

Но… жизнь есть жизнь. Она полна неожиданностей. Франциск Санти имел несчастье быть знакомым с графом Петром Андреевичем Толстым, бывал у него в гостях. А когда П. А. Толстой был арестован по обвинению в заговоре против Петра II, А. Д. Меншиков, который, кстати, сразу невзлюбил итальянца, без суда и следствия отправил Санти в Сибирь. И только Елизавета Петровна вернула всех заговорщиков из ссылки, в том числе и Санти, а 28 августа 1742 г. возвратила ему придворный чин обер-церемониймейстера и пожаловала титул действительного тайного советника. Но, несправедливо обиженный, талантливый художник уже никогда не вернется к любимому делу.

А в те дни, будучи назначенным товарищем директора Герольдмейстерской конторы, Санти развернул бурную деятельность. По его требованию ему выдали в Министерстве иностранных дел Титулярник 1672 г. — первый русский гербовник. Санти изучил все, что там было отображено, и… забраковал. Доложили Петру I. Тот вызвал Санти и потребовал разъяснить, что его не устраивает. И тот ответил, что во всем гербовнике пригодны лишь некоторые гербы. А чтобы составить герб города, надо хорошо изучить его (город), по меньшей мере, получить сведения из этого города. И предложил вопросник, который по указанию Петра I разослали по губерниям. Не все города прислали ответ, удовлетворивший художника. Зато в отчетах наиболее добросовестных администраторов были очень ценные сведения. Санти сумел представить себе облик городов: когда возник, каменный или деревянный, имеет ли укрепления, каков язык, вера, природные условия (лес, степь, тайга, болота). Имел ли раньше герб. И если имел, то просил прислать его рисунок.

Петру I и герольдмейстеру он объяснил (отписал), что герб для города, в котором не бывал сам и не получил описания, составить не сможет. И это было естественно. Городов в России было много, и работы для него хватило бы навею жизнь.

Из тех, что прислали старые гербы, оказались Смоленск, Ревель, Нарва, Выборг. У Смоленска на печати была пушка с птицей Гамаюн и надписью по кругу. «Печать царского величества княжества Смоленского». Этим четырем городам герб был пожалован еще при шведском владычестве. Сообщили о гербе также Ярославль, Уфа, Казань, Киев, Чернигов. Так что Санти сумел по полученным сведениям подправить, нарисовать по правилам геральдики, просто сочинить новый герб. И это была настолько объемная работа, что переоценить ее значимость невозможно.

Рассмотрим хотя бы историю создания герба для города Серпухова. Франциску Санти по прочтении отчета из Серпухова, где в качестве герба был нарисован павлин, разъяснили, что павлин на гербе Серпухова изображён потому, что в городе выпускаются мануфактуры разных расцветок, дескать, как павлиний хвост. Другой переводчик узрил в описании, что павлин изображен потому, что это чуткая птица с зорким взглядом и она бдительно охраняет город, расположенный на южной оконечности Московской области.

Санти выслушал того и другого и пришел к выводу, что в любом случае в гербе Серпухова должен быть павлин, и он нарисовал его. Нарисовал с соблюдением правил геральдики, с большим художественным вкусом: в красном поле стоит с распущенными перьями павлин.

По описанию туляков он подправил им их герб, который отразил наличие в городе оружейного завода, изготавливающего оружие.

Прошли через умные руки Санти гербы городов Белев, Зубцов, Великие Луки, Старицы, Архангельск, Чернь и многих, многих других.

Участвовал Санти и в создании герба Санкт-Петербурга. Так, в гербе знамени полка, который создал А. Д. Меншиков, эмблема была яркая: золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией. Санти заменил пылающее сердце на «более приличествующую эмблему», более, на его взгляд, подходящую морскому и речному порту. Может быть, еще и поэтому Меншиков отправил его в Сибирь? Во всяком случае, сразу же после того, как Санти отправили в ссылку, эмблема санкт-петербургского герба срочно была заменена на новую. До нас дошло ее описание: «Скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона имперская». И добавлено: «…сей герб составлен против последнего Сантиева».

Так что вполне возможно, что герб, нарисованный Санти, не понравился Меншикову. Ну, а человек, обладавший невиданной ни до ни после силой при правителе, мог позволить себе раздавить человека, даже полезного обществу, как букашку.

Позже герб Санкт-Петербурга был доработан. Больше того, были учреждены гербы для районов города. Так, для Адмиралтейской части был предложен герб — в белом поле синие накрест якоря. Для Васильевского острова — в синем поле три белые рыбы. Для Литейной части — в черном поле желтая пушка. Для Московской стороны — в желтом поле копьем пробит черный змей. Но ив этом случае нашлись яростные противники изготовления (учреждения) гербов по районам. Дескать, герб города есть — и достаточно.

После смерти Петра I и особенно после ссылки Франциска Санти геральдика в России на какое-то время осталась в том состоянии, в котором она находилась в последние годы жизни Петра. Дело в том, что у Петра всегда была огромная масса противников в его начинаниях. Чего бы ни затеял Петр, обязательно найдутся консерваторы. Так вот, исключенные из-под воевод и губернаторов городовые магистраты, которые по воле Петра I осуществляли главную (верховную) власть в городе, снова вернулись на свое место. Главы магистратов как представители центра (видимо, что-то подобное представителям президента сегодня) снова стали подчиняться воеводам и губернаторам. А вскоре был ликвидирован и Главный магистрат России. Так что революция, начатая Петром I, уже в 1728 г. погасла. Власть снова перешла в руки одного человека. А органы самоуправления превратились в придаток царской администрации. И в этих условиях речь о городской символике вести было бесполезно.

И тем не менее жизнь не стояла на месте. На юго-востоке страны был построен мощный опорный пункт, имевший большое экономическое, политическое и стратегическое значение. Он способствовал развитию торговли с восточными странами, выполнял обязанности форпоста, защищая земли. Имя ему дали по реке, на которой был построен первый проект, — Оренбург. Почему — первый? Потому что тот Оренбург, который мы знаем теперь, был перенесен уже в те дни, в 1735 г., чуть южнее, а на его месте построили Орск.

Важность появления Оренбурга была наглядна, и правительство, и прежде всего императрица сочли необходимым снабдить город всеми присущими городу полномочиями и привилегиями, а также учредить для него герб.

Гербом для Оренбурга занимались несколько десятилетий. Начал Иван Кирилович Кирилов, выходец из бедных слоев общества, прошедший путь от подьячего до обер-секретаря Сената. Он бывал лично в Оренбурге и предложил орла, сидящего на вершине горы. Орел был двуглавый и имел три короны. Но этот герб не был утвержден.

После Кирилова разработкой герба для Оренбурга занялся В. Н. Татищев. В 1782 г. появился такой вариант: золотое поле, разрезанное пополам голубой полосой (и это было естественно, поскольку в первоначальном варианте Оренбург стоял на реке Ори), в верхней части был двуглавый орел, в нижней — голубой Андреевский крест. Таким герб Оренбурга дошел до нашего времени в гербовнике М. М. Щербатова.

После Оренбурга желание получить герб изъявил город Ставрополь, где проживали калмыки. Потом Кострома, Калуга, Сумы.

Но гербы требовали не только города, но и вновь формирующиеся полки, размещенные в городах. На знамени полка должен быть герб. А коли должен — значит, должен быть герб города. Таким образом, под двойным давлением Герольдмейстерская контора вынуждена была продолжать разработку гербов, их усовершенствование. Например, герб Ростова Великого представлял собой изображение оленя, похожего на лося, с лошадиной гривой и надписью «ростовский». Естественно, что таким герб не мог оставаться и появился новый — настоящий олень в красном щите.

В 1737 г. возникла необходимость в человеке, который мог бы квалифицированно, со знанием дела разобраться в копиях рисунков гербов, рассылать запросы по стране так же, как это делал Санти. И такой человек нашелся. Им оказался первый русский адъюнкт Академии наук, обладавший разносторонними знаниями, способный освоить любую науку, Василий Евдокимович Адодуров. Он был назначен товарищем герольдмейстера, а через несколько лет становится и герольдмейстером.

Так вот, он начал работу с того же, с чего начинал Санти: разослал анкету по городам. В ней были те же вопросы. 104 анкеты ушли в губернские канцелярии. На этот раз ответы оказались полнее. И это понятно: люди уже поняли, что такое герб, для чего он нужен. Кроме того, были расширены вопросы, в числе которых были и такие: имеет ли город жалованные грамоты от государей, когда и кем построен, имеет ли герб и кем пожалован.

В мае 1767 г., путешествуя по Волге, Екатерина II посетила Кострому и вручила горожанам герб. В качестве эмблемы для Костромы была избрана галера, плывущая по реке под императорским штандартом.

И здесь я просто обязан сказать, что с приходом к власти Екатерины II резко меняется отношение к государственным делам. Во-первых, создаются специальные комиссии из числа компетентных специалистов, ведающие застройкой городов. Теперь нельзя было строить как Бог на душу положит. Порядок, нарушенный после смерти Петра I, был восстановлен. Такие комиссии были созданы в Москве, Санкт-Петербурге.

Изменился характер магистратов. Была введена должность городского головы. Впервые люди (владельцы недвижимости, а не простые смертные) стали выбирать в центральный орган, названный Уложенной комиссией, своих представителей.

Все эти изменения привели к тому, что увеличилось число городов, нуждавшихся в гербах. Уже к 1770 г. были изготовлены гербы городов, переведенных из разряда слобод. В их числе оказались Вышний Волочек, Валдай, Боровичи, Осташков. В 1773 г. пожаловали гербы Тихвину, Олонцу, Вытегре. А в 1777 г. Калужской губернии было вручено 12 гербов! И это тоже было новостью. 12 городов Калужской губернии получили гербы. В 1790 г. были утверждены гербы всех наместничеств Российской империи, за исключением Екатеринославского и Кавказского. Нетрудно представить себе, какая нагрузка легла на плечи Герольдмейстерской конторы. Но, к счастью, к этому времени ее возглавил сведущий в генеалогии и геральдике человек, автор «Истории России с древнейших времен», известный историк Михаил. Михайлович Щербатов. Именно он оказался автором военного гербовника. 35 рисунков с его подписью обнаружены в архивах, имеющих отношение к военному гербовнику, который заказала Военная коллегия в 1775 г.

И Щербатов пошел по тому же пути, по которому шли Санти, Адодуров. Он также внес огромный вклад в разработку гербов.

Разработка гербов шла непрестанно. И вот уже в 1914 г. принимается решение, согласно которому в городском гербе обязательно должен присутствовать герб губернский. Изучая гербы городов, можно без труда представить себе, чем жил (живет) город. Его культуру, направленность развития (промышленная, сельскохозяйственная, рыболовецкая и т. д.). Единственно, о чем нужно предупредить историков, это то, что они должны учитывать время, когда был пожалован герб, эпоху, строй. Только в таком случае герб раскроет свои тайны.

Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды/Г. А. Мурашев. — 3-е изд. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003.

Дата принятия: 20.12.1781, 16.05.1883, 23.11.1993, 01.02.1995, 11.06.2003

Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия .

Автор эскиза герба Москвы - художник К. К. Иванов. В общем было сохранено композиционное решение герба 1780 года, но Святой Георгий приобрел традиционные для русских воинов доспехи и остроконечный шлем. По сравнению с гербом 1781 года также были уточнены цвета доспехов и мантии всадника, а также копья. Цвет дракона в отличие от герба 1883 года был оставлен черным (как в гербе 1780 года).

Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ "О восстановлении исторического Герба города Москвы"; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 "О гербе и флаге города Москвы" (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.

Эскиз герб Москвы 1991 г., художник К. К. Иванов

Фактически исторический герб был восствновлен в 1991 г., когда художник К. К. Иванов предложил свой эскиз (где всадник внешне походил на грека), но герб тогда утвержен не был, хотя и использовался неофициально. Официально герб был восстановлен только в 1993 г.

Геральдические изображение и описание всадника - как Святого Георгия Победоносца - не соответствуют нормам православной иконографии, в которой святых принято изображать с нимбом.
Кроме того, будучи повернутым в правую для зрителя сторону, изображение всадника на современном официальном гербе Москвы противоречит правилу западноевропейской геральдики, в соответствии с которым живые существа на гербе должны быть повернуты только в левую для зрителя (правую геральдическую) сторону. Это правило было установлено для того, чтобы фигура, изображенная на рыцарском щите, который традиционно держался у левого бока, не казалась убегающей от противника. В гербе Москвы 1883 года всадник был повернут в левую для зрителя (геральдически правую) сторону, но в 1993 году с восстановлением исторического герба всадник опять был повернут как в гербе 1780 года.

Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.

Проект советского герба города Москва 1924 г.:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твёрдости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображённые по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью «РСФСР» определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу под надписью «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов», изображенной на ленте, расположена «динама» - эмблема электрификации.
(описание дано по данным сайта )

Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.

Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.

Исторический герб города Москвы

Герб 1780 г.:
Современный герб города основан на исторической гербе, пожалованном Екатериной II 20 декабря 1781 года (ПСЗ, собр.1, т.21, №15304) вместе с другими гербами городов Московской губернии: "в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона ".
Герб 1883 г.:

В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою ".
Фигура Георгия Победоносца была развёрнута в геральдически правую сторону. Дракон из чёрного стал жёлто-зелёным, а епанча Святого - лазуревой.
Утвержден 16 марта 1883 года (ПСЗ, т. XXXIII, №32037)

Герб 1730 г. :
Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года "Знамённого гербовника" для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: "Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное ".

Герб Повенецкого городского поселения включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 9289.

Описание

"В серебряном поле на зеленой земле червленая (красная) мурованная серебром пирамида, поверх вершины которой- разомкнутый зеленый дубовый венок. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца ".

Символизм

"4 октября 1788 года Екатерина II утвердила доклад Сената “ О гербах городов Рижской, Ревельской и Выборгской губернии и Олонецкого наместничества”. Этим актом в числе прочих был утвержден герб уездного города Повенца.

Описание и изображение находим в книге “Гербы городов губерний областей и посадов Российской Империи внесенные в Полное Собрание Законов с 1649 по 1900 год Сост П П фон-Винклер” (СПб. 1899. Репринт: М.: Планета. 1991. С. 120; Гербы городов Новгородский и Олонецкой губерний //Наука и жизнь. 1981. N 11. C. 97-98, цветная вкладка):

"Повенец Олонецкой губернии. Уездный. В первой части щита герб Олонецкий. Во второй части, в серебряном поле, пирамида каменная, украшенная дубовым венком".

Изображение герба в цвете приведено в книге (автор- Сперансов Н. Н.) “Земельные гербы России XII-XIX вв.” (М.: Советская Россия. 197.4 С.176-177). Здесь же находим и разъяснение некоторых символов: “Этот-то венок”,- пишет автор,- “и указывал на название этого северного города”. А М Пашков в книге “Гербы и флаги Карелии” (Петрозаводск. 1994. С. 161-162) приводит такую трактовку символики герба: “ В геральдике стоящая каменная пирамида и дубовый венок символизируют славу или память о каком-либо событии. Единственным событием значительного масштаба для Повенца можно считать пребывание здесь царя Петра I в конце августа 1702 года. Пребывание Петра в Повенце стало итогом грандиозного события- сухопутной перевозки двух фрегатов в сопровождении 4 тысяч солдат во главе с самим царем”.

Герб Повенца первоначально был утвержден как двучастный. При этом в верхней части щита располагалась символика наместничества или губернии, а местный герб, как таковой занимал подчиненное положение в нижней части. Период, последней четверти XVIII века, отмечен, появлением большого количества (около 400) двучастных гербов. То есть, сложившиеся к тому времени усилиями Санти и Щербатова традиции составления гербов в одном поле на долгие годы остались невостребованными. Наместнический или губернский герб, располагавшийся в верхней части городского герба, стал не только составной частью городского герба, но и доминировал над ним. А городской герб в двучастных гербах теперь играл второстепенную или подчиненную роль, как бы показывая отсутствие самоуправления, реальной власти и полномочий. Подобная концепция построения гербов впоследствии вызвала критику многих известных русских геральдистов. Двухчастное деление отражало складывающееся тогда административно-территориальное деление России и указывало на полное подчинение регионов центру в Российской Империи (Геральдический совет при президенте Российской Федерации. Союз геральдистов России).

Еще в 1857 году верхние половины были исключены из таких гербов, а местные символы должны были занять весь щит, но фактически осуществление реформы задержалось (было прервано событиями Первой мировой войны и революцией 1917 года), в связи с чем переутверждение герба приходится осуществлять в наши дни (Геральдический совет при президенте Российской Федерации. Союз геральдистов России.).

Реформа геральдики, получившая законодательное закрепление высочайшим указом императора Александра II в 1857 году, проводилась Гербовым отделением Департамента герольдии Правительствующего Сената, которое возглавлял тогда Бернгард Кене, впоследствии барон фон Кене.

По нормам геральдической реформы, высочайше утвержденным в 1857 году, управляющий Гербовым отделением Департамента Герольдии Правительствующего Сената барон Б. Кене внес исправления в Повенецкий герб (РГИА.Ф. 1343. ОП. 15. Д. 194. Правительствующего Сената Департамент Герольдии. Гербовое отделение. Дело о гербах Олонецкой губернии и ея городов). ЛЛ 29-30- 30 Об. “Записка о гербе города Повенца”. (17 ноября 1864 года): “Так как пирамида не находится в числе Геральдических фигур, то полагаю разделить щит острием и утвердить на оном три дубовых венка переменного цвета и металла. Управляющий Гербовым отделением Б. Кене. Л. 31. Описание герба уездного города Повенца:

Щит разделен зеленым острием и обременен тремя дубовыми венками переменного цвета и металла. В вольной части щита Герб Олонецкой губернии. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми молотками, соединенными Андреевскою лентою (Смотри “Сенатские ведомости”, N 73, рис А7а и Г4)”.

Согласно Городовому положению 1870 года знаки с городским гербом предписывалось носить членам городских управ, городскому главе, чинам торговой и хозяйственной полиции (Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М.: Панорама. 1993.С. 98).

В ходе этой реформы предполагалось переработать практически все городские гербы Российской империи и дать им строгое геральдически правильное описание. Блестяще обученным бароном Кене, художником А. Фадеевым были составлены проекты практически для всех городов Российской Империи. Ныне они хранятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (фонд 1343).

На практике нормы указа 1857 года соблюдались плохо, и многие гербы продолжали использоваться в первоначальной версии: чиновники на местах ждали, когда им вышлют переработанные гербы из столицы. Однако указ имел прямое действие, и употребление старых версий местных гербов было нарушением геральдического законодательства.

К XIX веку относятся изображения и описания герба города Повенец без верхней части, которые с геральдической точки зрения можно считать корректными.

Подобное изображение находим на карте Олонецкой губернии помещенной в книге “Описание Российской Империи в историческом, географическом и статистическом отношении посвященной имени Его императорского Высочества государя наследника цесаревича великого князя Александра Николаевича”.

В фондах Российского Государственного Исторического Архива (РГИА., г. Санкт-Петербург) хранится дело Департамента герольдии “О гербах городов Олонецкой губернии”, датированное 1840 годом, также содержащее описание и изображение Повенецкого герба без “верхней части” (РГИА. Ф. 1343. Оп. 15. Д. 193): “Повенецкий В серебряном поле пирамида каменная, украшенная дубовым венком”.

В XX веке административно-территориальное устройство края претерпело значительные изменения. В 1920-е годы Повенецкий уезд упразднялся, а потом вновь восстанавливался (1920 г.- упразднен и включен в состав Петрозаводского уезда, но по административному делению АКССР 1925 года вновь восстановлен. Постановлением КЦИК от 19 июля 1927 г., утвержденное ВЦИК РСФСР 29 августа 1927 года вместо 7 уездов на территории АКСССР были образованы 26 районов, в том числе Медвежьегорский и Повенецкий. Указом Президиума Верховного Совета АКССР от 30 июля 1938 года (утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 26 сентября 1938 года) село Повенец Медвежьегорского района (образован в 1930 г.) преобразовывалось в рабочий поселок Повенец с включением в его черту н. п. Нижнее Волозеро с Повенец и с подчинением поселковому Совету в административном отношении населенных пунктов: Шлюзов ББК с N 1 по N 7 включительно, Повенецкого Пушного совхоза, о. Виловатик, маяк Бычек, Войгуба, Войнаволок. Повенецкий сельсовет упразднялся.

Часть 2-я статьи 9-й Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” гласит, что “Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленной федеральным законодательством”.

Проведению единой государственной политики в области геральдики, формированию в России единого геральдического пространства способствует внесение официальной символики муниципальных образований в Государственный геральдический регистр РФ. Это внесение происходит на заседаниях Геральдического Совета при президенте РФ, что удостоверяется выдачей особого образца свидетельством.

Элементы, находящиеся за пределами щита герба символизируют статус его владельца. Такова старинная геральдическая традиция. Современная концепция муниципальных корон была утверждена на заседании Геральдического Совета при президенте РФ 28 июля 2006 года. Тип короны указывает на административный статус муниципального образования, как городского поселения. Основные положения этой концепции опубликованы в “Сборнике типовых нормативных правовых актов для органов местного самоуправления муниципальных образований”.

Серебро - чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда. Символ севера, красоты северной природы.

Описание: "В верхней части герб Олонецкого наместничества; в нижней части "в серебряном поле пирамида каменная, украшенная дубовым венком ".

Проект герба был подготовлен в рамках геральдической реформы, проводимой Б. Кёне .

Описание: "Серебряный щит разделен зеленым острием и обременен 3 дубовыми венками переменных цвета и металла; в вольной части - герб Олонецкой губернии; щит увенчан серебряной башенной короной, за щитом золотые молотки, соединенными Александровскою лентою ".