Что изображено на картине сыромятникова первые зрители. Первые зрители

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сыромятниковой Екатерины Васильевны

Екатерина Васильевна Сыромятникова – известная советская художница, работы которой демонстрировались на персональных выставках, как в России, так и за рубежом. Многие картины перешли в частные коллекции.

Династия

Екатерина Васильевна родом из Украины. Она появилась на свет 24 ноября 1914 года в Харькове. Прекрасно владевшая мастерством написания пейзажей и натюрмортов, художница смогла передать свои необыкновенные способности не только дочери, но и внукам. В итоге стала у истоков самой настоящей художественной династии.

Примечательно, что представители этого славного поколения прошли обучение в московском институте, носящем имя знаменитого русского живописца, непревзойденного создателя масштабных исторических полотен . Речь идет, в частности, о дочери Кире Рябининой и внучке Екатерине Лукьяновой. Кстати, и зять, так же как и Кира Юрьевна, отмечен званием заслуженного художника России.

Их произведения всегда активно раскупались почитателями художественного творчества. Иметь в собственности такие картины считали за честь не только отечественные, но и зарубежные коллекционеры.

Работы

Полный каталог работ Екатерины Сыромятниковой был составлен еще в 70-е годы прошлого столетия. В то же время о жизни выдающегося мастера живописи, а также о ее творчестве в открытом доступе можно найти довольно скудную информацию.

Несмотря на скупые сведения о художнице, с некоторыми картинами все же можно ознакомиться. И сразу разглядеть талант автора. Достаточно посмотреть хотя бы на «Вид с Воробьевых гор», «Комнатные цветы», «Пионы».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но самым известным произведением Екатерины Васильевны стало, пожалуй, полотно «Первые зрители». Его Сыромятникова написала в самом начале своего творческого пути, однако картина сразу же была официально возведена в ранг образчика изобразительного искусства.

Не следует забывать о том, что творила художница в основном в советскую эпоху. Тогда очень ценились картины, написанные в мягких тонах и напоминающие гражданам о счастливом детстве. Например, работы , одна из которых, под названием «Опять двойка», размещалась в школьных учебниках, о ней писались сочинения. Такая же история произошла и с картиной «Первые зрители». Екатерина Васильевна, по всей видимости, написала ее на даче в начале лета. По крайней мере, есть информация о том, что в 1929 году, когда было создано это полотно, Сыромятникова отдыхала в подмосковной деревне Лигачево.

Распахнутое окно, милые березки немного поодаль и двое мальчишек, заглянувшие с улицы внутрь комнаты. Несомненно, их внимание привлек мольберт, обращенный к окну. Очень интересная получилась картина, и в некоторой степени даже таинственная. Невзирая на то, что в мировой живописи много примеров работ, на которых изображен вид из открытого окна, русской художнице удалось создать свой, непохожий на другие, шедевр. Картина заняла подобающее ей место в главном музее национального русского искусства – Третьяковской галерее.


Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"

Сочинение по картине Е. Сыромятниковой "Первые зрители".
Картина Е. В. Сыромятниковой "Первые зрители" посвящена творчеству, точнее, сотворчеству, создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение. Картина изображает комнату художника, в которой стоит законченное полотно и двух мальчиков, через открытое окно комнаты рассматривающих картину.
Мы видим, что автор картины "Первые зрители" изобразила немногие детали обстановки комнаты художника: стоящее у окна кресло с деревянными подлокотниками, тонкую светлую занавеску, которая отодвинута до самого края окна, свернутый под окном переносной мольберт. На переднем плане картины - керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Но главная деталь комнаты художника - его законченная картина, которая повернута по направлению к окну. То есть мы не видим того, что изображено на ней, зато первые зрители картины прекрасно смогли рассмотреть изображенное. Рядом с картиной стоит деревянный табурет, на котором лежат краски и кисти. Создается такое впечатление, будто художник только что закончил работу и куда-то на секунду вышел.
В открытое окно заглядывают два мальчика - первые зрители картины. Они, похоже, уже рассмотрели то, что художник изобразил на полотне, и теперь с любопытством разглядывают детали обстановки, в которой живет художник. Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через поддонник и заглядывает в правый угол - видимо, он нашел там что-то интересное для себя. Другой мальчик - он постарше - смотрит налево. В этой стороне находятся, очевидно, другие работы художника. Мальчик (он брюнет, на нем белоголубая футболка) с большим вниманием и интересом разглядывает то, что его заинтересовало.
В самом центре картины - открытое окно. Оно находится прямо за спиной мальчика и через него просматривается прекрасный весенний пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берез, их молодую свежую зелень. За березами - поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.
Глядя на мальчиков, мы, зрители, не можем не задаваться вопросом: что так заинтересовало ребят в комнате художника? Конечно, заинтересовала их в первую очередь работа начинающего живописца. Очевидно, что работа эта удалась, она стала настоящим произведением, ведь общеизвестно одно - в первую очередь дети чувствуют фальшь во всем. А поскольку мальчики, рассмотрев картину, не только не ушли, а стали приглядываться к другим работам и обстановке, в комнате художника, значит, живописцу есть чем гордиться.
Конечно, мы может задать вопрос: что изображенно на картине? Вероятно - природа. Ведь неслучайно через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж, неслучайны и цветы в его комнате, как неслучайно и то, что из всех красок, лежащих на табурете в комнате художника, меньше всего осталось именно зеленой краски. Все это говорит о том, что он ценитель красоты русской и природы и именно ей посвящает свои работы. К тому же заинтересованность зрителей картины свидетельствует об этом. Наверняка, мальчиков удивило и привлекло то, что кто-то смог изобразить на полотне любимые ими родные места, и изобразить достоверно.

Сочинение по картине Е. Сыромятниковой "Первые зрители"
План сочинения.
Е. В. Сыромятникова - личность художника
Сюжет и композиция картины
Палитра художника
Общее настроение картины
На всем, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, - совершенно.
Н. С. Гумилев
Е. В. Сыромятникова - личность многогранная, творческая. Большая часть ее работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение. Сыромятникова является членом-корреспондентом Союза художников, выпускницей Московского государственного института имени В. И. Сурикова. После выставки "Советское современное искусство", прошедшей в 1976 г. в Японии все работы художницы были приобретены частными коллекционерами. До сих пор большинство работ художницы находится в частных коллекциях России и за рубежом, и оценить их по достоинству можно только по выпущенному каталогу работ, однако картина, которой посвящено это сочинение, находится в Третьяковской галерее.
Сюжет картины прост, но одновременно редок, практически эксклюзивен. На полотне изображены два мальчика, заглядывающие в окно художника. За окном - ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берез, вдали темнеет лес. Возникает ощущение теплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шепот листьев.

Огромное окно полностью распахнуто, занавеси слегка колышутся. Общую обстановку комнаты узнать невозможно, однако видно, что она принадлежит творческому человеку. С того ракурса, с которого художница изобразила комнату, виден мольберт с холстом, палитра и кисти. Также можно заметить этюдник, прислоненный к стене под окном. Рядом с мольбертом стоит букет ромашек - возможно, что именно его нарисовал неизвестный нам художник. В углу, затененное, стоит старинное кресло с изящными подлокотниками и гнутыми ножками. Один из мальчиков с любопытством рассматривает обращенный к нему холст - на губах легкая улыбка, в глаза словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера. Второй мальчик на картину не смотрит - его внимание привлек какой-то предмет, находящийся в углу комнаты, невидимом для зрителей. Может быть, это кошка живописца, а может - другая картина, изображающая березки за окном или дивный летний сад.
Композиция картины сложна, она насыщена важными, обязательными деталями. Полотно четко разграничено на три плана, причем наиболее значимым является средний план - стена с окном и собственно сами зрители работы неизвестного художника. Первый план в связи с особенностями ракурса оказывается обрезанным с одной стороны кромкой холста, с другой - букетом ромашек.
Задний план, уходящий вдаль, к горизонту открывает зрителю вид на рощицу стройных березок и густой темный лес. По тому, какие именно деревья растут за окном, мы можем определить, что действие происходит в средней полосе России, на родине художницы.
Освещение комнаты также разграничивает ее на две части: ярко освещенную лучами жаркого летнего солнца, и теневую сторону комнаты. В лучах солнца оказываются картина неизвестного живописца, палитра, букет ромашек. Ярко высветлен подоконник; на обивке кресла и полированном деревянном подоконнике - блики солнца. В полосе тени, четко разделившей пол комнаты на светлый и темный участок, оказывается кресло, стена и пол под окном. Этюдник и рама, прислоненные к противоположной для зрителя стене, также оказываются затемненными.
Интересен ракурс, с которого открывается вид на мальчиков и комнату. Точка фокуса, с которой художник видел композицию, находится в глубине комнаты, как раз напротив окна. Может быть, что эта точка - взгляд самого, неизвестного зрителям художника, ненадолго вышедшего из комнаты и вошедшего, услышав детский щебет рядом с распахнутым окном. Интересно, испугаются ли мальчики и убегут, обгоняя легкий летний ветерок, или, наоборот, останутся, и тогда завяжется неспешная беседа о картинах, красках и холстах?
Тот факт, что зрителю оказывается недоступной картина художника, не является недостатком полотна. Напротив, эта деталь вызывает интерес - поневоле начинаешь завидовать мальчикам, которые получили возможность рассмотреть произведение во всех деталях и оценить его по достоинству!
Невероятно богата и разнообразна палитра художницы - колорит картины отличается необыкновенным множеством цветов и оттенков. Интересен тот факт, что оттенки красок на палитре художника полностью перекликаются с оттенками и полутонами самого полотна.
Несмотря на многочисленность полутонов, картина не выглядит пестрой или лубочной. Напротив, каждый план имеет свой собственный цвет с разнообразием оттенков. Лишь небольшие цветовые пятна разнообразят одноцветный фон и вносят игру оттенков, добавляя картине динамичности. Так, вид за окном состоит из многочисленных, красиво гармонирующих между собой и переходящих один в другой оттенков зеленого. Здесь и яркая зелень березовых листьев, и салатово-желтая трава, освещенная солнечными лучами, и темный синезеленый цвет лесного массива вдалеке. Буйство зелени оттеняет почти белое небо в просвете между деревьями, белая с голубым майка одного из мальчиков и яркое оранжево-красное пятно футболки второго зрителя.
Комната, напротив, выполнена в приглушенных тонах и полутонах коричневого, рыжеватого, золотого. Мягкие холодные тени переплетаются со светло-золотистыми тонами освещенных солнцем фрагментов, добавляя произведению живописности и динамичности.
Все три плана картины, несмотря на разные цветовые решения, перекликаются между собой. И действительно, все три плана, каждый из которых имеет свою собственную цветовую характеристику (передний - золотой и теплый желтый цвета, средний - холодный коричневый, задний - насыщенный зеленый), в каждом из них обязательно присутствует белая деталь. Для заднего плана - стволы берез, для среднего, словно особо выделяя героев широкой рамой, - занавесь и подоконник, для переднего - букет ромашек возле мольберта. Общее настроении картины может сравниться только с пейзажем за окном - летнее, приподнятое, жизнерадостное. Сюжет картины сиюминутен, кажется, еще мгновение - и следа от зрителей не останется, упорхнут, как легкие летние птички, только занавеска колыхнется. Но пока они здесь, пока с интересом рассматривают комнату живописца, у картины есть душа. Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.

Сыромятникова Екатерина — известная художница двадцатого века, чьи работы раскупались быстро и с удовольствием. Все они в основном находятся в частных коллекциях, но одна картина попала и в Третьяковскую галерею, поэтому ее работой можем любоваться и мы. Это картина «Первые зрители».

Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители»

Сейчас передо мной лежит репродукция картины и мне предстоит сделать описание картины Сыромятниковой «Первые зрители». Сделаю я это с удовольствием, ведь сама картина светлая, добрая, интересная. От картины веет радостью, теплом, свежестью природы. Когда я смотрю на картину, то мое воображении рисует целую историю. В этой истории главными героями являются два мальчика, один из них постарше, другой помладше.

Они и являются теми «первыми зрителями», а все потому, что когда они игрались возле домика, где живет художник, случайно заметили его отсутствие через открытое окно в мастерской. Ребята заинтересовались полотном, поэтому пришли им полюбоваться. Мальчики взволнованы, ведь как ни как, они сейчас на чужой территории и наблюдают рождение нового шедевра, невольно став первыми зрителями. Но и убегать они не собираются, так как азарт и любопытство взяли свое. Они не только рассматривают картину, но и уже интересуются мастерской художника, ее обстановкой и предметами, что там расположены.

В своем сочинении по картине Сыромятниковой «Первые зрители», хочу отметить то, что видят мальчики. А видят они просторную уютную мастерскую художника. Там расположилось старинное кресло. Видимо, в нем художник любит отдыхать, любуясь своими работами со стороны. Под окном расположены холсты, но главное, что они увидели, это новая работа художника и это полотно расположена на первом плане картины. Нам не видно, что там изображено и в этом огромная загадка, которая позволяет нам включить наше воображение и позволяет фантазировать.

Что может художник изобразить на полотне своей картины? Например, в этот прекрасный солнечный день можно вдохновиться написанием русского пейзажа, изображая ту самую березовую рощу, что видна нам из окна. А, может, художник изобразил прекрасный букет полевых ромашек, которые расположены рядом с полотном на столе. Или же художник нарисовал портрет возлюбленной.

«Первые зрители» Сыромятниковой и ее картина очень интересны. Интересна картина самим замыслом, ведь здесь переплелись сразу несколько жанров. Вот за окном автор изображает пейзаж. У окна художница нарисовала портрет мальчиков, а также мы видим изображенный интерьер комнаты, в которой творил художник.

Завершить сочинение-описание «Первые зрители» Соромятниковой хочется своими эмоциями, которые вызвала у меня работа автора. А они прекрасные. Картина вызвала у меня настоящее жизнерадостное настроение. Мне и самой захотелось стать тем самым «первым зрителем», теми детьми, которые первыми прикоснулись к настоящему искусству, чтобы посмотреть на полотно и на то, что же там все-таки изобразил художник.

/ / Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Художественная работа Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычайно реалистичная и жизненная. На первый взгляд, читатель наблюдает за совершенно обычной бытовой зарисовкой, которая никого не удивит и возможно, не привлечет должное внимание. Однако если внимательно всмотреться в художественное полотно, можно разглядеть его особенность.

В картине «Первые зрители» художник совмещает несколько стилей, тем самым, превращая ее в уникальное произведение искусства. На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж, который передан в ярких красках. Середину полотна заполняют портреты любопытных мальчишек, которые заглядывают через открытое окно. А на переднем плане искусно передано описание мастерской, в которой художник творит свои работы.

За окошком лето! Погода теплая и солнечная! Березки, которые изображены на полянке, раскинули свои ветви и расправили листочки. В такой отличный день два друга решили прогуляться по деревне. И тут на их пути появился небольшой домик. Окошко было открыто, однако внутри домика никого не было. Поэтому, любопытные мальчишки и решили позаглядывать, узнать, что же там внутри.

Оказывается, это художественная мастерская. Наверное, художник вышел ненадолго на прогулку, оставив все свои рабочие инструменты. Именно они и привлекли внимание проходящих мальчишек. Ведь такие приспособления как мольберт, кисти и палитру, набросанные эскизы работ главные герои видят впервые.

Один из мальчишек рассматривает картину, которая повернута к окну. Мы не можем увидеть то, что на ней изображено. Но это не столь важно! Второй мальчишка рассматривает то, что расположено в комнате. Как же это все незнакомо и невероятно интересно. Данное полотно излучает свет! Оно передано в мягких, приятных палитрах. И это привлекает внимание зрителей, пробуждает интерес к тому, что там изображено.

На вопрос Биографические Сведения о художнице Сыромятниковой заданный автором Европейский лучший ответ это Сыромятникова Екатерина Васильевна (род. 1914, Харьков) .
Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова до 1948 г. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. После выставки «Советское современное искусство» , проходившей в Японии в 1976 г. , все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ, посвященной обнаженной натуре. Был издан каталог.
Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Источник:

Ответ от Анастасия Атаманчук [гуру]
Сыромятникова Екатерина Васильевна (род. 1914, Харьков) .Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова до 1948 г. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. После выставки «Советское современное искусство» , проходившей в Японии в 1976 г. , все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ, посвященной обнаженной натуре. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.


Ответ от Ёоционик [новичек]


Ответ от Просматривать [новичек]
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась в 1914 году в городе Харькове.Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.


Ответ от Приспособленец [новичек]
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась в 1914 году в городе Харькове.Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.


Ответ от Yuliya Shilo [новичек]
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась в 1914 году в городе Харькове.Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.


Ответ от Ольга Волосатова [новичек]
Сыромятникова Екатерина Васильевна (род. 1914, Харьков) .Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова до 1948 г. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. После выставки «Советское современное искусство» , проходившей в Японии в 1976 г. , все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ, посвященной обнаженной натуре. Был издан каталог.Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.



Ответ от Ђаня Нестерова [новичек]
Е. В. Сыромятникова родилась 24 ноября 1914 года в городе Харькове. Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.


Ответ от Андрей Терентьев [новичек]
1914Стиль: РеализмСтрана: РоссияСыромятникова Екатерина Васильевна родилась в 1914 году в городе Харькове.Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.


Ответ от ¦ [новичек]
*


Ответ от Алексей Шестаков [новичек]
Екатерина Васильевна Сыромятникова – известная советская художница, работы которой демонстрировались на персональных выставках, как в России, так и за рубежом. Многие картины перешли в частные коллекции.ДинастияЕкатерина Васильевна родом из Украины. Она появилась на свет 24 ноября 1914 года в Харькове. Прекрасно владевшая мастерством написания пейзажей и натюрмортов, художница смогла передать свои необыкновенные способности не только дочери, но и внукам. В итоге стала у истоков самой настоящей художественной династии.Примечательно, что представители этого славного поколения прошли обучение в московском институте, носящем имя знаменитого русского живописца, непревзойденного создателя масштабных исторических полотен Василия Сурикова. Речь идет, в частности, о дочери Кире Рябининой и внучке Екатерине Лукьяновой. Кстати, и зять, так же как и Кира Юрьевна, отмечен званием заслуженного художника России.Их произведения всегда активно раскупались почитателями художественного творчества. Иметь в собственности такие картины считали за честь не только отечественные, но и зарубежные коллекционеры.РаботыПолный каталог работ Екатерины Сыромятниковой был составлен еще в 70-е годы прошлого столетия. В то же время о жизни выдающегося мастера живописи, а также о ее творчестве в открытом доступе можно найти довольно скудную информацию.Несмотря на скупые сведения о художнице, с некоторыми картинами все же можно ознакомиться. И сразу разглядеть талант автора. Достаточно посмотреть хотя бы на «Вид с Воробьевых гор», «Комнатные цветы», «Пионы».Но самым известным произведением Екатерины Васильевны стало, пожалуй, полотно «Первые зрители». Его Сыромятникова написала в самом начале своего творческого пути, однако картина сразу же была официально возведена в ранг образчика изобразительного искусства.Не следует забывать о том, что творила художница в основном в советскую эпоху. Тогда очень ценились картины, написанные в мягких тонах и напоминающие гражданам о счастливом детстве. Например, работы Федора Решетникова, одна из которых, под названием «Опять двойка», размещалась в школьных учебниках, о ней писались сочинения. Такая же история произошла и с картиной «Первые зрители». Екатерина Васильевна, по всей видимости, написала ее на даче в начале лета. По крайней мере, есть информация о том, что в 1929 году, когда было создано это полотно, Сыромятникова отдыхала в подмосковной деревне Лигачево.Распахнутое окно, милые березки немного поодаль и двое мальчишек, заглянувшие с улицы внутрь комнаты. Несомненно, их внимание привлек мольберт, обращенный к окну. Очень интересная получилась картина, и в некоторой степени даже таинственная. Невзирая на то, что в мировой живописи много примеров работ, на которых изображен вид из открытого окна, русской художнице удалось создать свой, непохожий на другие, шедевр. Картина заняла подобающее ей место в главном музее национального русского искусства – Третьяковской галерее.


Ответ от Ирина Волошина [активный]
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась в 1914 году в городе Харькове.Прошла обучение в Московском государственном институте им. В. И. Сурикова.Имеет ряд персональных выставок в России и за рубежом. Все картины, экспонировавшиеся в Токио, на выставке «Советское современное искусство» были раскуплены частными коллекционерами. В Токио же состоялась выставка серии работ» Обнаженная женская фигура».Работы художницы хранятся в частных коллекциях.