Искусство наслаждения.

Изменив свой вид до неузнаваемости, наслаждение скрывается под маской кантовской незаинтересованности. Того, что общерасп­ространенное сознание и услужливая эстетика понимают под худо­жественным наслаждением по образцу реального наслаждения, во­обще, по всей видимости, не существует. В художественном опыте tel quel 1 эмпирический субъект принимает лишь ограниченное и моди­фицированное участие; и чем выше художественный уровень произ­ведения, тем скромнее это участие. Тот, кто наслаждается произведе­ниями искусства как таковыми, так сказать конкретно, тот обыватель и невежда; его выдают такие слова, как «райская музыка» и т. п. Но если бы исчезли последние следы наслаждения, то сам собой возник бы вопрос, который многих бы поверг в смущение, - а зачем тогда вообще произведения искусства? И действительно, чем больше про­изведение искусства понимают, тем меньше им наслаждаются. Даже традиционное отношение к произведениям искусства стало вызывать удивление, пусть даже и было вполне уместным и верным - стран­ным стало казаться утверждение, что произведения существуют сами по себе, для себя, а не для читателя или зрителя. То, что в них раскры­валось зрителю и увлекало его, была их правда, их истина, которая в творениях кафкианского типа перевешивала все прочие моменты. Про­изведения искусства не были средствами наслаждения высшего по­рядка. В вопросе об отношении к искусству речь не шла о его присво­ении, наоборот, потребитель искусства растворялся в нем; особенно характерна такая ситуация для современных произведений, «наезжа­ющих» на зрителя, словно локомотив из кинофильма. Спросите му­зыканта, доставляет ли ему музыка радость, и он, скорее всего, отве­тит, как ответил в одном американском анекдоте, скорчив недоволь­ную гримасу, виолончелист из оркестра под управлением Тосканини: « I just hate music » 2 . Для того, кто относится к искусству именно так, как сказано выше, искренне растворяясь в нем, искусство - не объект; для него было бы невыносимым лишение его возможности общаться с искусством, как не были бы для него источником наслаждения его отдельные проявления. То, что никто не стал бы заниматься искусст­вом, если бы, как говорят бюргеры, ничего с этого не имел, вещь, разумеется, бесспорная, но не в том смысле, что здесь допустим бух­галтерский учет сделанного - сегодня вечером прослушал Девятую симфонию, получил столько-то и столько-то удовольствия; и вот - такое-то тупоумие тем временем и прослыло здравым человеческим рассудком. Бюргер хочет, чтобы искусство было пышным, а жизнь - аскетичной; лучше было бы наоборот. Овеществленное сознание, предлагающее людям суррогат, выдавая его за чувственно непосредственное, старается сделать это чувственно непосредственное досто­янием своей сферы деятельности, где именно этому явлению и нет места. Произведение искусства благодаря своей чувственной привле­кательности, казалось бы, вплотную приближается к потребителю - но это иллюзия; именно в этот момент оно отчуждается от него, ста­новясь товаром, который принадлежит ему и который он всегда боит­ся потерять. Ложное отношение к искусству теснейшими узами свя­зано со страхом за свою собственность. Фетишистскому представле­нию о произведении искусства как некоем достоянии, капитале, кото­рый заслуживает того, чтобы им обладали, и которому противопока­зана рефлексия, ибо может разрушить его, строго логически соответ­ствует представление об имуществе, которое может пригодиться в пси­хологическом хозяйстве. Если искусство по самому своему определе­нию выступает как нечто исторически ставшее, то таким же является и его роль в качестве средства наслаждения; надо полагать, магичес­кие и анимистические праформы произведений искусства в качестве элементов ритуальной практики находились по эту сторону их авто­номии, но до наслаждения ими, как и сакральными сторонами ритуа­ла, дело не доходило. Одухотворение искусства вызвало озлобление со стороны тех, кто был изгнан из сферы культуры, и положило нача­ло жанру потребительского искусства, тогда как отвращение к такому искусству, наоборот, толкало художников на все более безоглядную его спиритуализацию. Обнаженная греческая скульптура не имела ничего общего с pin - up 1 . Совершенно так же можно было бы объяс­нить симпатию современного искусства к далекому прошлому и все­му экзотическому - художники претендуют на абстрактное изобра­жение объектов природы как вещей, вызывающих интерес и жела­ние; да и Гегель не обошел вниманием внечувственный момент арха­ики в конструкции «символического искусства». Момент наслажде­ния искусством, вызывающий сладострастное чувство, неприятие его получившего универсальное распространение товарного характера, проявляется по-своему - тот, кто исчезает в произведении искусст­ва, растворяясь в нем, тем самым освобождается от убожества жизни, которая всегда слишком недостаточна и скудна. Такое наслаждение (Lust) способно достичь уровня опьянения; к нему, в свою очередь, также неприменимо в полной мере скудное понятие наслаждения, как приятного чувства удовольствия, которое вообще, думается, способ­но отучить людей наслаждаться. Примечательно, впрочем, то обстоя­тельство, что эстетика, постоянно настаивающая на том, что основой всего прекрасного является субъективное ощущение, никогда всерьез так и не приступила к анализу этого ощущения. Ее описания были неизбежно плоскими, граничащими с невежеством - может быть, потому, что субъективный подход изначально скрывает то обстоятель­ство, что сказать что-нибудь дельное и содержательное о художествен­ном опыте можно лишь в связи с конкретным разбором фактов, а не благодаря влюбленности в предмет своих изысканий. Понятие худо­жественного наслаждения (Kunstgenuß) было скверным компромис­сом между двумя сущностями, двумя ипостасями произведения ис­кусства - общественной и противостоящей обществу. Раз уж искус­ство непригодно для дела самосохранения - до конца ему этого бур­жуазное общество никогда не простит, - то оно, по меньшей мере, должно выступать в качестве потребительской стоимости, создавае­мой по образцу изделий, вызывающих чувственное наслаждение (sensuelle Lust). Тем самым фальсифицируется не только само искус­ство, но и его живое воплощение, которого его эстетические предста­вители одобрить никак не могут. Гипостазируется то обстоятельство, что люди, неспособные к чувственной, сенсуальной дифференциа­ции явлений, неспособные отличить прекрасный звук от глухого, яр­кие краски от тусклых, вряд ли в состоянии усвоить и оценить худо­жественный опыт. Сам же этот опыт, хотя и принимает в себя в еще большей мере сенсуальную дифференциацию как средство создания произведения, допускает чувственное наслаждение произведением исключительно как явление, попирающее все приличия и нормы, не­законно «прорвавшееся» в искусство. Роль и значение наслаждения в искусстве варьировались; в эпохи, следовавшие за периодами господ­ства аскетических представлений, как, например, в эпоху Возрожде­ния, наслаждение являлось орудием освобождения и живым, чуждым всякому догматизму началом, каким оно было, скажем, в искусстве импрессионизма, антипода викторианской чопорности; порой наслаж­дение выступало как метафизическое содержание, отмеченное тварной печалью, свойственной всем созданиям Божьим, в то время как эротический соблазн пронизывал их формы. И как ни сильна была власть моментов, призывавших к возвращению искусства, наслажде­ние всюду, где оно выступало в искусстве в своем буквальном, перво­зданном виде, сохраняло в себе нечто инфантильное. Оно впитывало его только в виде воспоминаний о чем-то или тоски, страстного жела­ния чего-то, а не как слепок живой реальности, не как впечатление от непосредственно переживаемого события. Аллергия на грубо-чув­ственные эмоции отчуждает, наконец, и такие периоды, когда наслаж­дение и форма могли быть связаны друг с другом еще непосредствен­нее - не в последнюю очередь это совершалось под влиянием отхода от импрессионизма.

Страшное слово «аноргазмия» в наших умах стоит где-то между импотенцией и фригидностью. Однако в отличие от фригидности, неспособность женщины достигнуть пика наслаждения в сексе встречается гораздо чаще. На нашу сексуальность оказывает влияние масса разнообразных факторов – от телесных реакций до психоэмоционального состояния. Не так прошел день, усталость, перипетии с начальством, фаза менструального цикла – все, что угодно, может послужить причиной снижения сексуальной активности и неспособности получить оргазм.

Периодическое отсутствие оргазма, по мнению сексологов, вещь вполне нормальная. Большая часть девушек на старте половой жизни оргазма не испытывают вообще или крайне редко. Тем не менее, если женщина способна достигнуть наслаждения при мастурбации, она не подвержена аноргазмии и вполне способна испытать то же самое во время занятий сексом со своим партнером.

Знать «в лицо»

Психологи так же выдвигают теорию, что некоторые женщины бессознательно запрещают себе испытывать оргазм . Это может происходить от желания контролировать абсолютно все во время процесса и неспособности расслабиться и просто получить удовольствие. К тому же, в ряде случаев у девушек и женщин просто не хватает сексуального опыта. Свое тело надо изучать и каждую эрогенную зону на нем «знать в лицо».

Изучайте собственное тело

О вреде и пользе мастурбации сказано уже так много, что и добавить-то нечего. Вот разве что пользы от нее явно больше. Если вы сами не знаете, где у вас что на что реагирует, то партнеру помочь не сможете. Поэтому руки в помощь – и вперед. Заодно и приятное с полезным совместите.

Усиление эффекта

Физическая близость может приносить еще более сильные ощущения, если отойти от привычных схем, считает сексолог Дженни Вуд.

Проснитесь на час раньше

Лучшее время для секса - утро, в это время уровень гормонов достигает пика. Поэтому долой одеяло и пижаму!

Стремитесь к разнообразию

Если обычно при наступлении оргазма вы начинаете ритмично сжимать мышцы бедер, в следующий раз попробуйте, наоборот, расслабить их.

Хотя вам хочется закрыть глаза, приближаясь к высшей степени наслаждения, постарайтесь не отрываясь смотреть в глаза партнера.

Подготовьтесь

В течение нескольких минут мягко надавливайте на область внизу живота (на 5-7 см ниже пупка). Это поможет усилить прилив крови к половым органам.

Забудьте об оргазме!

Чем больше вы об этом думаете, тем меньше шансов это испытать. Перестаньте воспринимать оргазм как важнейшую составляющую секса и просто наслаждайтесь процессом. И тогда

Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них.

Вчерашняя лекция произвела на меня сильное впечатление. Столько всего интересного придумано с одной единственной целью - наслаждения. Но все это внешнее. Для того, чтобы научиться дарить наслаждение, прежде всего нужно самой понять, что это такое - наслаждение, постичь его природу. Наслаждения никогда не бывает много, однако избыточность портит наслаждение. Наслаждению также надо учиться, как и всему на этом свете.

Нам свыше дается только намек на наслаждение, все остальное мы должны постичь сами. Что нам дает наслаждение, а что не дает - на этот вопрос нам может ответить только наш собственный опыт. Для кого-то теплый летний дождь - это наслаждение, а для кого-то - повод пожаловаться на судьбу. Для кого-то любование цветением жасмина - это наслаждение, а для кого-то - презренная праздность. Чтобы получить наслаждение, нужно затратить усилия, и не всегда малые.

Умение наслаждаться самым большим даром - жизнью - тоже не приходит само. Но умение наслаждаться самым большим даром этой жизни - любовью - это еще большее искусство. Это умение и это искусство даются только сильным и тем, кто выбрал Путь. Ведь зачем тогда Путь в тысячу лет, если там нет наслаждения?!

Мне было очень интересно, что же думает по этому поводу Сестра Фу. Или она настолько уверена в своих ученицах, в их силе и в их способности наслаждаться жизнью, что будет говорить только о технических приемах и практиках?

То спокойное состояние пространства, которым было пропитано все в классе, поразило меня. Казалось, самое волнующее испытание вселенной, ради которого сломано столько копий, отдано столько жизней, еще не коснулось этих юных созданий.

Все было слишком по-будничному. Вопрос о наслаждении всегда был для меня вопросом великой трансформации Дао. Испытывал ли наслаждение буддийский монах Хасянь (Сюань Цзан), пересекая великую пустыню, чтобы достичь Индии в поисках буддийских сутр?

Испытывал ли он наслаждение, изучая чужой язык, чтобы понять сутры и прикоснуться к их таинству, а затем записать их на родном языке? А когда он вновь пересек великую пустыню и вернулся на родину, принеся своему народу сутры, было ли осознание этого наслаждением? Я думаю, что было. Я думаю, что не правы те, кто видит в этом просто подвиг или служение. Ибо наслаждение дает силу не на один только миг подвига, а на целые годы. Ибо наслаждение - это и есть Путь, мера жизни и мера энергии.

Если у тебя множество неотложных дел и занятий, твое тело очень легко выберет то, где оно будет испытывать наслаждение. Только «пряник» может конкурировать с «кнутом». Но «кнут» никогда не может быть решением тела, это всегда внешнее и всегда насилие. Только наслаждение может быть источником силы. Наслаждение - это та музыка, под которую вы пишите ваши страницы Книги Жизней. Нет наслаждения - и может оказаться, что эти страницы останутся пустыми.

Тем временем Сестра Фу вошла в класс, и я почувствовала ее взгляд. Она некоторое время стояла молча, опустив голову, как будто молилась. Затем она мягко заняла свое место на возвышении в классе. Не говоря ни слова, она сидела сложив пальцы в мудре и закрыв глаза.

Естественное спокойствие было в классе, как будто ничего и не было особенного в том, что преподаватель сидит молча и ничего не говорит. Глядя на эти спокойные лица, я поняла одну из простых истин: в каждом мгновении жизни есть свое наслаждение, надо просто позволить себе наслаждаться.

Улыбка на лице Сестры Фу стала мягче, и я поняла, что она прочитала мои мысли. Но если я уже поняла то, что она хотела сказать, то сколько еще продлится эта медитация? Задав этот вопрос, я сразу же получила ответ: наслаждение - это состояние, это наше состояние, поэтому оно внутри нас, и чтобы войти в это состояние, нам нужно достаточно времени. И вновь легкая волна понимания пробежала по лицу Сестры Фу. Да, само по себе наслаждение не придет, надо захотеть, чтобы оно пришло, и надо учиться вызывать в себе это состояние.

Я не знаю, сколько бы еще продолжался этот молчаливый диалог, так же как и не знаю, сколько он уже в действительности продолжался, но я вдруг осознала, что нахожусь в потоке наслаждения. Я поняла, что такой же диалог происходит у Сестры Фу со всеми. Наслаждаясь вместе, мы усилили этот поток наслаждения в десятки раз, создавая целый поток чистой радости, где нет слов, мыслей, а есть просто состояние наслаждения.

Растворяясь в потоке наслаждения, я готова была умчаться в своих мечтаниях далеко, но был ли в этом смысл, ведь то место и время, в котором я находилась, были поистине прекрасны. Неожиданно для себя и своего состояния расслабленного покоя и наслаждения я услышала голос Сестры Фу:

Что же, я думаю, что вам понравилось это путешествие, но избыточность обесценивает наслаждение, поэтому вернемся мыслями в класс и продолжим наши занятия.

Всем нам что-то нравится и что-то не нравится. Чтобы сказать или понять, что вам что-то нравится или нет, вы должны попробовать это, то есть вам нужен какой-нибудь опыт. Но даже опыт зависит от того, как вы его получали.

Если вы в жару окунетесь в холодную речку, это может оказаться для вас наслаждением. Но если вы высоко в горах, под ударами пронизывающего ветра и снега упадете в ледяные горные потоки воды, то это не будет наслаждением, или, по крайней мере, это наслаждение будет другим, возможно, просто осознанием того, что вы еще живы.

Ветер рванул шелковую занавеску, и она легким невесомым облаком взвилась под самый потолок, обдав всех прохладной нежностью, которая была истинным наслаждением в это знойное утро. Мудрость и игра Сестры Фу поразили меня. Как много она сказала мне о наслаждении, не произнеся ни единого слова. Ее невозможно было предугадать, она всегда была неожиданна.

Казалось, она читала все мои мысли, и, играя со мной в тайную игру, где было всего только двое игроков - я и она, всегда делала так, что ее слова и поступки были для меня полной неожиданностью. Возникало чувство, что она не хочет тратить свои силы на то, что я и так знаю, а говорит мне только то, о чем я не догадываюсь, или говорит это неожиданным для меня способом.

Конечно, надо учиться наслаждаться изысканной музыкой, весенним цветением, прекрасными картинами, чтением стихов. Женщина - это инструмент наслаждения. Из тысячи картин она непонятным образом выберет ту, что приносит истинное наслаждение. Следуя как истинная вода течению времени и пространства, она способна чувствовать тонкие эманации времени и в один день выбирать бирюзовые тона, а другой день - розовые, оставаясь всегда прекрасной загадкой. Порою это ощущение времени-света настолько загадочно, что совершенно непонятным образом в разных городах, не сговариваясь, женщины выбирают один и тот же цвет в одно и то же время. Это мимолетное веяние они называют модой. Я всегда поражалась таинству моды, когда в далеких друг от друга местах одновременно женщины начинают придумывать очень похожие вещи.

Женщины всегда спрашивают, как привлечь мужчину. Ответ очень прост - научитесь наслаждаться, чем более сильное наслаждение вы испытываете, тем большее число ваших поклонников захотят испытывать это чувство вместе с вами. Совершенно незаметно для них их тело найдет вас в любой точке вселенной. Энергетика наслаждения - это самое сильное средство привлечения к себе людей.

И вот, когда я уже настроилась на романтические разговоры, Сестра Фу неожиданно перешла к изложению практик.

Ну что же, наслаждение полетом бабочки - это вполне достойная обсуждения тема, но мне все-таки хотелось бы уделить больше времени не философским вопросам, оставим это ученикам Конфуция, а мне бы хотелось рассказать вам о практиках высшего наслаждения. Наслаждения близостью.

Было бы хорошо, если бы вы записали эту лекцию, так как не все из вас смогут проверить это на себе в ближайшее время, а когда вам это будет необходимо, меня может не оказаться рядом. Тогда вы вспомните это по своим записям, ведь вы можете попасть в разные дома, далеко отстоящие друг от друга, и будете не в состоянии часто советоваться со своими сестрами.

Итак, мне хочется сегодня рассказать вам о трех важных вещах:

Как научиться чувствовать.

Как научиться достигать вершины наслаждения (оргазма).

Рассказать о природе женского мультиоргазма.

Когда женщине хорошо и в семье все спокойно, бывают моменты, когда ей не хочется быть с мужем, хотя на то нет никаких причин. Может быть также и другая ситуация, когда муж растрачивает все силы, пытаясь высечь из жены хоть капельку искры, а она даже не может ответить на его ласки, не говоря уже о том, чтобы самой руководить этим процессом. А ведь известна древняя мудрость: где ты смолчишь, другие скажут.


Что же, если вы не можете разогреться, как получить наслаждение от любовных утех с мужем, как зажечь себя?

Независимо от того, какими причинами была вызвана ваша холодность, я предлагаю простую практику.

1. Необходимо настроиться на наслаждение. Лучше всего, если вы научитесь медитировать и останавливать свой внутренний диалог хотя бы на то время, которое предполагаете посвятить занятию любовью. Проведите медитацию внутренней улыбки и установите любовное отношение к своим персикам, к своей нефритовой палате, к своей бархатистой коже, полюбите каждый свой ноготок и волосок. Вы - это просто одно из воплощений самой Гуаньинь.

Создайте особое пространство для занятий любовью. Это понятие включает безопасность, отсутствие рядом детей и домочадцев, тотальное внимание к своим физическим ощущениям и к своему мужу. Уберите все лишнее из комнаты, где вы собираетесь проводить ночь, ведь любая вещь напоминанием о своей истории может включить ваш внутренний диалог и отвлечь вас от наслаждения, напомнив о каких-нибудь неотложных делах. Помните, что ваши отношения с мужем - это самое главное дело вашей жизни.

Цветы, которыми вы украсите вашу комнату, будут прекрасно уводить ваши мысли к новым ощущениям и отвлекать от других предметов обстановки, делая акцент на положительном восприятии пространства. Не помешает также немного хорошего вина и фруктов.

Из огромного количества лекарственных вин вы сможете себе подобрать любое, соответствующее вашему желанию или помогающее вашему мужу стать сильным и продолжать свои ласки целыми ночами.

Особое внимание уделите запахам. Ведь запахи - это единственная безусловная вещь, к которой люди не могут привыкнуть. Человек может привыкнуть ко всему, но только не к запаху.

Попробуйте себя в этом пространстве, ощутите наслаждение, убедитесь, что это действительно комфортная для вас обстановка. Если вас все-таки что-то беспокоит, попытайтесь прислушаться к себе. Это то самое время, когда рождаются и вопросы, и ответы на них. Полюбите это время, примите свое беспокойство, примите свое волнение, вы всегда меняетесь, меняется и ваш муж, будьте благодарны этим переменам. Ничто в нашей жизни не повторяется.

Позвольте себе в это время делать все, что захочется. (Этот пункт можно раскрывать очень долго, но я не буду занимать сейчас время. Поэтому просто поверьте, что это нужно сделать.)

2. Теперь, наконец, перейдем к практическим действиям, как достигать наивысшего наслаждения.

Наилучшее положение для вас: вы - наверху. В этом положении вам легче всего освоить эту практику.

Далее вы сможете сами выбирать удобное положение или вести себя естественно, согласно обстановке и желаниям мужа. Лучше всего отдать ему первенство и инициативу. Итак, вернемся к нашему положению «вы - наверху». После введения нефритового стержня в нефритовую палату начните совершать мягкие спиральные движения крестцом против часовой стрелки таким образом, чтобы нефритовый стержень попадал в кармашек между шейкой матки и стенкой влагалища. Необходимо сделать тридцать шесть таких вращательных движений. При этом не отводите крестец назад и не прогибайте спину, а старайтесь наоборот делать движения вперед.

Закончив делать тридцать шесть движений в одну сторону и ни разу не сбившись при этом со счета, начните делать тридцать шесть движений в обратном направлении, по часовой стрелке. При этом нефритовый стержень проходит периодически все зоны возбуждения, включая все необходимые механизмы возбуждения. Соединяясь друг с другом, нефритовая палата и нефритовый стержень питают все органы сексуальной энергией, вызывая магические ощущения. Это все равно, что вы друг другу отдаете ключи от тех замков, на которые закрыты ваши тела. Заходя во все уголки вашей нефритовой палаты, нефритовый стержень вашего мужа исцеляет ваше тело, гармонизируя не только ваше сексуальное здоровье, но также ментальное, эмоциональное и физическое состояние.

Сила взаимного воздействия настолько велика, что порою врачи рекомендуют вместо иглотерапии занятия любовью, поясняя, что самые сильные точки находятся именно в нефритовой палате и на нефритовом стержне, а прикосновение мужа или жены намного эффективнее любых игл, воздействующих на любые другие точки тела.

Поэтому имейте терпение - супружеское ложе не терпит суеты. Муж и жена должны вести себя подобно морским волнам в тихую безветренную погоду, когда волна медленно набегает на берег и медленно отползает назад в прохладную пучину, ожидая, когда следующий прилив вынесет новую волну на берег. Только так возможно длить наслаждение целые ночи, постоянно питая и сохраняя и накапливая свою жизненную энергию, которая излечивает сто болезней и продлевает жизнь.

Следуя этой неспешности и внутренним приливам и отливам, вы сможете накопить и запасти много энергии, которая вам нужна будет для исцеления и для других жизненно важных дел. Напротив, любая демонстративность, неумеренный азарт, торопливость приводят к растрате не только сексуальной, но и жизненной энергии. Это может привести к раннему истощению и угасанию вашей сексуальности.

Идя за приливами и отливами, словно по серебряной дорожке в ясную лунную ночь, вы непременно встретитесь с богиней Сиванму. Поднимаясь все выше и выше по лестнице наслаждения, вы испытаете все оргазмы, насытите все эликсиры, испытаете самые утонченные оттенки высшего наслаждения. Тысячелепестковый лотос расцветет у вас над головами, и вы увидите его так же явно, как если бы вы видели солнце в ясный день.

Увидев однажды его и почувствовав свое тело легким, как один из его лепестков, вы оцените этот бесценный дар высшего наслаждения.

Итак, вернемся к нашей практике. Согласно древним трактатам, существует три центра возбуждения у женщины: клитор, который вызывает клиторальный оргазм - оргазм нефритовых ворот, далее - передний свод нефритовой палаты (пятно G) и центр возбуждения, лежащий глубоко на задней стенке нефритовой палаты. Каждый из этих центров при возбуждении приводит к образованию особого эликсира, отличного по качеству и количеству от эликсира, который появляется при возбуждении других центров.

Если не буддировать, не возбуждать во время любовных игр эти центры или хотя бы один из них, то даже многочасовые упражнения в постели не приведут женщину к оргазму.

Как правило, оргазм наступает уже даже после нескольких спиральных движений крестцом, поэтому те, кто забыл цифры до тридцати шести в порыве сексуальных переживаний могут быть спокойны: техника сработала. Если же вы все равно возбуждаетесь слишком медленно, то можно использовать мази на основе центеллы азиатской или других трав, нанося их на нефритовые ворота, а особенно на клитор. В ожидании волны возбуждения и желания вы можете использовать абрикосовое масло, чтобы смазывать свои бедра внутри и сохранить нежную кожу от растяжения, а также чтобы избежать раннего излитая эликсира мужа при случайном касании его нежнейшей части нефритового стержня вашей сухой кожи.

3. А теперь поговорим о женском мультиоргазме.

Как я уже говорила, существует три центра возбуждения и три эликсира. Но еще одной важной составляющей женского оргазма является мышечное сжатие. Вы помните, как трудно вы постигали практику работы с нефритовым яйцом и с цветными камнями. Как трудно вам давались упражнения с двумя нефритовыми яйцами. Но сейчас вы оцените свои усилия, ибо сейчас настает ваш триумф. Обнимая и лаская нефритовый стебель, замирая в сладком оргазме, вы можете играть своими мышцами, получая каждый раз новые оттенки этого великого наслаждения.

Вы можете по своему желанию соединяться во время оргазма со своими органами, давая им целительную энергию, посылая им новые и новые волны тепла и жизненной энергии. Вы можете также играть ощущениями своего мужа, обмениваясь с ним своей энергией. А однажды вы научитесь раскрывать свои внутренние ворота и впускать его в свою самую секретную комнату. Оргазмическая энергия способна творить невообразимые вещи.

И вы многократно можете испытывать оргазм всего вашего тела как единого целого не только целую ночь, но и много ночей подряд, оставаясь без еды и практически без воды, но не уставая, а становясь все более энергичной и неистовой. При оргазме всего тела и высоком напряжении в макушке происходит соединение с космической энергией, которая возмещает все энергопотери и насыщает все органы и энергетические центры вашего тела.

Вы как бы входите в состояние оргазмического наслаждения, которое необычным способом укрепляет ваше тело, исцеляя все болезни ваши и вашего мужа. Видимо, именно таким образом природа готовила и укрепляла женщину для воспроизводства здорового потомства. Исцеляя все органы и системы, преобразуя негативные качества в позитивные, это наивысшее наслаждение трансформирует личность.

Возможно, поэтому все эти практики до сих пор считаются самыми секретными. Раскрывая и усиливая центр удовольствий и наслаждения, они делают личность практически неуязвимой для постороннего влияния и невозможным управление этой личностью другими людьми.

Важно хранить это таинство в семье как самую большую ценность, как источник благополучия и благосостояния.

Помните, что в перерывах между сладкими моментами наивысшего наслаждения необходимо делать мультиоргазмическое вытягивание, чтобы направить освобождающуюся энергию в мозг и затем равномерно распределить ее по всем органам, очищая ее, делая тонкой и запасая в нижнем дантяне до той поры, когда она понадобится организму для его нужд.

Получение наслаждения - это тяжелый труд, требующий времени и знаний. И только само наслаждение является истинной наградой за этот труд. Мужчина, правильно образованный и понимающий это, также будет стремиться к наслаждению, тренировать свое тело и свою волю, становясь сильным, состоятельным и благородным. Истинное наслаждение и истинное благо родство - это две стороны одной медали, имя которой - любовь. Даже те, кто не знает законов вселенной, инстинктивно тянутся к любви, как к благосостоянию и к наслаждению, порой даже заменяя эти понятия одним - любовь. И действительно, даже несчастная любовь - есть великое наслаждение, наслаждение полнотой жизни.

Счастливые женщины ходят медленно! Доброва Настасья

Искусство наслаждения

Искусство наслаждения

«Энергетика наслаждения – это самое сильное средство привлечения к себе людей » – как-то сказала одна наша мудрая современница Лин Бао. Действительно, главный секрет, который с одинаковой силой притягивает к тебе мужчин и друзей в том, чтобы регулярно наслаждаться жизнью.

Помнишь, что мужчине гораздо сложнее получать удовольствие от обыденных вещей? Он нацелен на результат и получает удовлетворение лишь в конце пути – в момент достижения цели. Но и это приносит радость не надолго. Рождаются новые цели, новые планы по завоеванию мира.

Продолжительное наслаждение мужчине способна дать только женщина. Не обязательно через секс, но и через приятное общение, через легкость, которую она транслирует. Мы для них – суперприз, благословение, счастье, прохладный морской бриз в жару. Назови себя, как хочешь. Факт остается фактом.

Если ты погружена в тяжелые мысли и при этом ищешь принца, который сделает тебя счастливой, только зря тратишь время.

Мужчина, да и любой человек, становится твоим отражением. Ты несчастна – он печален, ты беззаботна – ему легко на душе, ты в задумчивости – он философски настроен, ты любишь – он любит.

Возможно, сейчас это станет настоящим откровением для тебя. Сексуальность женщины проявляется не в томных взглядах, бархатном голосе или ажурных колготках.

Ты сексуально притягиваешь мужчину, когда тебе хорошо на душе.

Девушка, кайфующая от жизни во всех ее проявлениях, ведет себя естественно. Она много улыбается, не оценивает себя, не зависима от настроения или мнения своего спутника. Она манит своей непринужденностью. Окружающим хочется попасть в ее мир и остаться там подольше.

Для того чтобы стать женщиной-наслаждением, недостаточно баловать себя по выходным и праздникам. Ты должна светиться изнутри большую часть дня.

Важно развивать свою чувственность: нежиться в мягком постельном белье, замечать красоту природы по дороге на работу, осознанно вкушать пищу, всячески скрашивать свои будни.

Не нужно дожидаться особого случая, чтобы радоваться, иначе энергетика наслаждения иссякнет. Это то же самое, что с электричеством. Пока светильник включен, от него исходит теплый свет. В светлой комнате собирается вся семья. Но стоит выключить лампу, как наступает мрак и члены семьи расходятся по своим комнатам.

Как сказала американская поэтесса Элла Уилкокс: «Смейся и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь и ты будешь плакать в одиночестве ».

Если тебе не хорошо, значит, тебе плохо. Или свет, или мрак. Или плюс, или минус. Даже, казалось бы, нейтральные умиротворение и покой – со знаком плюс, а опустошенность и растерянность – со знаком минус.

Есть женщины «минус». От их присутствия в жизни либо ничего не меняется к лучшему, либо все становится еще хуже. А с женщиной «плюс» любой мужчина расцветает, вдохновляется и способен свернуть горы.

Получать наслаждение – это целое женское искусство.

Шаг за шагом, изучая эту книгу, ты испытаешь на себе все удовольствия, доступные женщине. Ты обнаружишь, на какие из них твоя душа откликается с трепетом, и восстановишь нехватку конкретных ощущений.

Утратить радость можно по многим причинам. Кому-то не хватает одного, кому-то совершенно другого. Важно понять, чего именно не достает тебе.

Некоторым девушкам для полного счастья нужно следить лишь за собственными мыслями и реакцией, концентрироваться на моменте «здесь и сейчас». Другим необходимо подключать массаж, общение, хобби, уход за телом, приключения, новые знания и прочие инструменты для гармонизации души.

Чем точнее ты определишь свой «диагноз», тем быстрее уйдут психологические трудности.

Действительно, иногда женщине, чтобы ощутить полноту жизни, не достаточно внутреннего настроя. На этот случай есть поразительно эффективное мероприятие под названием «комплекс мер»:

Комплекс мер по модернизации образования

Комплекс мер для похудения

Комплекс мер в области информационной безопасности

Комплекс мер по подготовке квалифицированных кадров и т. д.

Понимаешь, к чему я веду? Это не одно волшебное действие, которое меняет сознание людей, а множество действий. Часто есть главная мера, дающая основной результат, и ряд дополнительных – они его заметно усиливают.

Например, в похудении главная составляющая – питание. Если уменьшить размер порции до стакана, то можно с гарантией потерять до четырех килограммов за месяц.

Но стоит добавить два литра воды в день, сократить объем сладкого, ложиться до полуночи и заняться спортом, как сжигание жира пойдет стремительнее, а тело станет не просто стройным, а гладким и упругим.

Точно также для души есть главный рецепт – замедлить темп жизни и искусственно менять образ мыслей, пока новые ощущения не войдут в привычку. Есть и вспомогательные средства, к примеру, смена обстановки, впечатлений и тактильные наслаждения.

Из книги 10 шагов к финансовой свободе. Мой путь автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Искусство гармонии Мне могут возразить: нельзя зацикливаться на деньгах, другие аспекты жизни не менее важны. Вы совершенно правы! Любовь, семья, дружба, духовное и физическое развитие играют огромную роль в нашей жизни. И необходимо научиться жить в гармонии со всем

Из книги 100 способов заработать деньги в трудные времена автора Попов Александр

Искусство комплимента Каждый человек хочет что-то собой представлять. Психолог Абрахам Маслоу одной из основных потребностей человека назвал потребность в признании. Поэтому лесть любят все. Нет человека, которого тонкая лесть не сделала бы более сговорчивым и

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Макротренды в бизнесе [Как стать компанией новой волны, создавая эмоции, привлекающие клиентов] автора Солис Брайан

Из книги Сила воли. Руководство по управлению собой автора Виннер Келли

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк