Изложение по картине рожь шишкина. И

Все давно свыклись с мыслью, что хлеб приходит в наши дома из магазина, а раньше все происходило совсем по-другому. Чтобы хлеб появился на столе, нужно было посеять рожь, ухаживать за ней, собрать урожай - и только тогда из муки можно будет испечь свежий, ароматный хлеб. Наверное, из-за сложности процесса получения хлеба он считался головой на столе, его очень ценили.

На картине Шишкина «Рожь» изображено бескрайнее поле ржи, которое уходит за линию горизонта. Кажется, что вдали рожь и небо сливаются в одно целое, дополняют друг друга. Для изображения ржи автор выбрал желтый, золотистый оттенок. Он ассоциируется с солнцем и золотом, поэтому поле кажется золотым, драгоценным. Между полем плутает дорога, которая уходит вдаль, теряется между спелыми колосьями.

Художник показал, что за полем присматривают немые стражники - деревья. Они темными островками возвышаются над золотым полем и, словно докладывают небу о готовности к сбору урожая. За всем происходящим наблюдает чистое, беззаботное небо, которое помогает скорейшему дозреванию драгоценных колосьев.

Картина понравилась своей простотой и оригинальностью. Если внимательнее посмотреть на это полотно, то становится ясно - художник создал живописный гимн трудолюбию и гармоничности окружающего мира.

Сочинение по картине «Рожь» Шишкина И.И.

Передо мной картина великого мастера живописи – И.И. Шишкина, которая называется «Рожь». На многих его работах мы видим живописные уголки нашей страны, которые он с любовью запечатлевает на своих холстах.

На переднем плане мы видим огромное поле, засеянное рожью, она уже поспела, ее созревшие колосья медленно качаются из-за легкого ветерка. Некоторые уже опустились к земле, они уже не могут удержаться из-за тяжести зерен. От них благоухает нежным ароматом. Также мы видим извилистую дорогу, которая ведет вдаль, в глубину поля. По ней редко кто-то ездит, потому что она начала зарастать цветами, среди них виднеются синие цветочки и белоснежные ромашки, которые украшают золотое поле.

За полем стоит сосновый лес, мощные сосны-великаны сторожат богатый урожай. Сосен не так уж и много, и все они разные, есть сосны с богатыми пушистыми ветками, а есть и совсем худенькие сосенки, почти без веток. Одна, пушистая сосна, наклонила свои нижние ветки так близко к колосьям, что вот-вот придавит их своим весом.

День, изображенный на картине ясный и теплый, небо светлое, легкое, почти без облаков, почти нет ветерка. Хорошо слышен щебет птиц, которые летают над полем, где-то далеко видать небольшие темные тучки, наверное, скоро они принесут теплый дождик.

Величественность и красота русской природы точно прописана великим художником, он рисует свою картину с огромной любовью к Родине, с нежностью и аккуратностью приписывает каждую деталь. Смотря на картину, наслаждаешься мастерством художника и его талантом.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 6-7 класс

С.Н.КРУПИНА,
средняя школа N 76,
г.Ярославль

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА "РОЖЬ"

5 класс

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали» и др.;
2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.

I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832–1898).

Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж ?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Что означает слово репродукция ?
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».
– Вы согласны с мнением известного русского критика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.

II. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

– Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)
– Какое время дня написал художник? (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле. (Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». См. приложение.)
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.
(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж? (Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые мы поставили эпиграфом к нашему уроку. Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор?

Прослушаем фрагмент из Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

IV. Заключительное слово учителя

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!

(Использованы материалы книг: Порудоминский В. «Первая Третьяковка»; Осокин В. «Рассказы о русском пейзаже»; и др.)
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своем сочинении-описании.

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

Приложение

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

И.И. Шишкин - великий пейзажист. Созданные им картины наполнены умиротворением и удивительной гармонией. Полотна художника воспевают природу родной страны.

Отличительной чертой работ живописца является детализация растительного мира. Ему с удивительной точностью удавалось передать травы, цветы, ели, сосны. Необычные сплетения ветвей, цвет и структуру почвы художник изображал так, как будто они запечатлены на фотографии.

Картина «Рожь» была написана живописцем в 1878 году. Идея её создания появилась во время одного из визитов художника в родную Елабугу.

На переднем плане картины изображена извилистая, уходящая за горизонт дорога. Вдоль неё колосится рожь, немного припадая к земле. Бескрайнее золотистое поле охраняют словно богатыри могучие сосны, выступающие в качестве символа величия страны. Эти деревья неизменно сопровождают все картины, созданные живописцем. С особой любовью написан их причудливо изогнутый ствол, клонящиеся к земле под собственной тяжестью ветви и стремящиеся к небу макушки.

Необъятное поле ржи почти сливается с горизонтом, очертания которого проглядываются в дымке. Над ним сгущаются кучевые облака. Их подгоняет лёгкий ветерок, который колышет колосья. Приближается гроза, несущая с собой благодатный и очистительный ливень.
На полотне изображён жаркий день, однако нет изнурительного зноя, способного испортить впечатление от пейзажа. Картина словно предлагает зрителю окунуться в бескрайние просторы золотистых полей.

Совсем скоро урожай поспеет и люди соберутся на поле, чтобы его убрать. Будут слышны смех, песни и шутки. Но сейчас на поле царит тишина.

Живописцу удалось соединить ржаное поле, пересекающую его дорожную колею, мягкую и шелковистую, ярко-зелёную траву и высокие сосны. Зрителю остаётся лишь гадать о том, как попали туда эти деревья. Возможно, когда-то там, где располагается поле, находился сосновый бор, но человеку была нужна земля, чтобы выращивать хлеб, поэтому он срубил деревья.

Картина наполнена умиротворением и спокойствием. Всё в этом пейзаже гармонично. Однако на фоне солнечного теплого дня выделяется одинокая засохшая сосна. Нет достоверных сведений о том, почему художник изобразил её на полотне. Вероятно, это погибшее дерево символизирует личную трагедию живописца, который за короткое время потерял нескольких близких людей.

Отдельно следует остановиться на цветовой гамме картины. Полотно одновременно сочетает в себе сочные и пастельные оттенки. Рожь, имеющая насыщенный золотистый цвет, изумрудная трава, тёмно-зелёные кроны деревьев изображаются художником на фоне неба нежно-голубого цвета.

Картина «Рожь» - шедевр, сравнимый с поэмой, воспевающей родную землю. Полотно наполнено светом и жизнью, символом которого выступает рожь. Именно из неё изготавливают хлеб, дающий энергию для существования.

Все работы художника были написаны с натуры. Данная картина не является исключением. Живописцу максимально убедительно и правдиво удалось передать размах и величие русской природы. Работа художника занимает особое место в пейзажной живописи XIX века. Его тонкое восприятие природы оказалось созвучным мироощущению простого народа. Возможно, именно это способствовало тому, что полотно обрело любовь не только ценителей искусства, но и рядовых зрителей.

Известный русский живописец Иван Иванович Шишкин является непревзойденным мастером русского пейзажа. Шишкина можно назвать поэтом природы в живописи, которая является для него образом России.

Картина «Рожь» написана в 1878 году, в самом расцвете творчества художника. Шишкин был мастером полуденного пейзажа, что в среде живописцев считается высшим мастерством. И на картине «Рожь» изображен полуденный пейзаж. На картине – жаркий летний день, колосья ржи от тяжести согнулись к земле, среди хлебного поля стоят мощные вековые сосны. Создается впечатление, что эти могучие сосны стоят на страже ржаного поля. Рожь уже поспела, и ее жёлтый цвет еще больше подчеркивает ощущение летнего пекла, так и кажется, что воздух просто звенит.

На переднем плане картины изображена дорога, поросшая травой. В ее яркой и сочной зелени видны незатейливые луговые цветы. Низко над дорогой проносятся ласточки, они предсказывают приближение дождя. Дальше дорога теряется в колосьях ржи, поле уходит вдаль, создавая ощущение бесконечности, это даже видно и по маленьким соснам в глубине поля. Настолько оно широко раскинулось, что сосны кажутся меньше колосьев на переднем плане.

На фоне голубого неба изображены величественные сосны. Деревья как – бы раскинули свои ветви над полем, и тоже замерли в ожидании дождя.

Когда смотришь на картину, чувствуешь гордость за свою страну. Кажется, что великий художник изобразил на этом полотне Россию. Необъятное поле ржи говорит о ее великих просторах, тучные колосья олицетворяют богатство и щедрость страны, а деревья – великаны говорят о ее силе и могуществе. Дорога, уходящая вдаль, символизирует дальнейший путь развития страны. Вся картина поражает своей мощью и величавостью, вызывает чувство умиротворения и спокойствия. Небольшие тучки, собирающиеся на небе в глубине картины, скоро прольются дождем, и все очистится и задышит чистотой и свежестью.

Великолепный пейзаж И. И. Шишкина считается самым лучшим и известным изображением России.

Вариант 2

Эта картина наполняет светом. Часто лето не очень солнечное и жаркое, хочется солнца… Вот почему я особенно рад, что узнал о такой солнечной, теплой картине как «Рожь».

Там изображено ржаное поле с золотыми (совсем созревшими колосьями). По полю идёт извилистая дорога, около дорожки этой растёт зеленая сочная трава. Видно, что дорога эта не заброшенная, а по ней частенько проезжают телеги, ходят люди. Да, тут следы явно не от автомобильных колес. И написана картина уже очень-давно.

Над полем – голубое небо с облаками. Может пройти дождь… И ещё тут сосны. Одна погибла, возможно, в предыдущей грозе. Сосны, нам говорили, растут на песчаных почвах, то есть тут явно не чернозем. (И на дороге мы видим песок!) Но несмотря на это, рожь уродилась знатно. Такие яркие летние краски, и хотя почти нет цветов (только маленькие ромашки на переднем плане), но ощущение праздника от картины. Дорога как будто приглашает пройтись по ней к зеленому лугу. Думаю, что там вдали – водоём.

Зимой или просто в плохую погоду приятно смотреть на такую картину. Ещё от нее ощущение изобилия, так как урожай богатый. Сейчас его соберут крестьяне, испекут много-много вкусного хлеба. Лишнее зерно продадут, станут богатыми…

Хорошие мысли навевает картина. Я показывал ее родным, она всем понравилась. У автора картины (Ивана Шишкина) ещё много красивых пейзажей. Но этот мне понравился больше остальных. С удовольствием посмотрю на неё в музее.

Сочинение по картине Рожь Шишкина

На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц, подобный контраст зелёного, синего и голубого цвета создаёт гедоническую и праздничную картину, которой восхитится каждый эстетический сибарит, да и просто человек, пылко любящий природу с её солнечным и волшебным настроением.

В подобную красоту можно долго вглядываться и засматриваться, упиваясь своими мыслями и воспоминаниями о минувшем и вновь наступившем, о будущем для нас счастье. Длинные деревья гордо склонились над золотистой рожью и как бы наблюдают за солнечной иллюстрацией, горящей яркими красками под блики солнышка и пение птиц в дневном деревенском пейзаже. Периферия всегда оставляет впечатление нескончаемой, вечно зрелой радости со всеми её блаженными достоинствами: чистота мыслей, ясность рассудка, благоразумный настрой и расслабленность, предвкушение даутамовской нирваны, когда мысли навсегда покидают человека, унося его вдаль вместе с ветром и опавшими в рожь веточками деревьев.

В траве, недалеко ото ржи, расположились белые цветочки, мягко рассыпанные по тропинки, создавая картину незыблемой нежности для захожего странника, ищущего покоя и уединения. Когда смотришь на такую замечательную игру красок и цветов, создаётся приятнейшее ощущение своей причастности ко всеобщему замыслу, как будто сам леший нарисовал эту картину, в процессе своей необъятной фантазии, ведь сие картина захватывает разум каждого, только взглянувшего на неё, потому что поражает зрителя своей необъятной яркостью, нежностью и светом, который мерцает с каждого угла и придаёт этому пространству особый, сакральный и волшебный облик.

Вдали так же красуются статные и косматые деревья, то загибаясь от ветра и пения птиц, будто прислушиваясь к ним, то вновь разгибаясь, словно выдыхают тёплый весенний воздух и вкушают всю красоту вместе с нами, переживая неописуемые ощущения, и синхронно с каждым, смотрящим на эти чудеса природы, умиляются, нежно и беззаботно улыбаясь. Вдали так же видно голое, осиротевшее листьями дерево, которое явно потеряло своё зеленисто-звенящее потомство и пришло в уныние, но нежные белесые облака будто согревают его своими густыми объятиями, как заботливая мать согревает и умиляет своё загрустившее дитя.

Несколько интересных сочинений

    Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно

  • Анализ повести Бедная Лиза Карамзина 8 класс

    Карамзин своими повестями в нес большой вклад в развитие русской литературы, в том числе и прозы. Он решился применить новые приемы в повествовательной прозы. Он отказался от традиционных сюжетов произведений взятых

  • Сочинение Смысл моей жизни рассуждение

    Наверное, самым неоднозначным и трудным является вопрос о смысле человеческого существования. Самое трудное в этом – потребность решения этой темы для себя самого. Причем каждым человеком.

  • За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

  • Сочинение по произведению Убиты под Москвой Воробьева

    Писатель Константин Воробьев – очень талантливый человек, а также, что важно – литератор. Ведь он смог в своем прекрасном произведении передать такие мысли, которые может и у многих были

Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи.

На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка. А в некоторых местах, особенно по обочине, много золотых колосьев под своей тяжестью наклонилось к земле. Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Там в глубине поля виднеются голубыми точками васильки, которые необыкновенно украшают собою весь пейзаж. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. По ней не очень часто ездят, большая ее часть заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки. Она, извиваясь, уходит вдаль вглубь поля.

На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью. С одной стороны она совершенно без веток, видимо многие годы испытывала на себе влияние холодного северного ветра. А деревья слева передают в полноте разнообразие своих одежд: от самой пышной формы, полностью одетой ветками до совершенно голой сосны, от которой остался только ствол. В небе, над соснами-богатырями танцуют свой прекрасный танец, полевые птицы, наслаждаясь чудесным теплым днем. Над ними скользят по небу легкие воздушные облака. И там, в глубине картины, на ее самом дальнем плане виднеются тучки, возможно, собирается гроза и скоро прольется теплый летний дождик.

Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе. Она передает зрителю это чувство и дарит наслаждение прекрасным творением великого мастера кисти.