Как понять, что для портрета позировал покойник. Рисовать – значит ли придавать образ?! Чего не надо делать

Для многих не секрет, что можно оказать магическое воздействие на живое существо, используя его изображение. Однако это под силу не только магам, колдунам или экстрасенсам. Любой снимок или портрет на полевом уровне связан с оригиналом. И, сознательно или бессознательно забирая энергию у портрета, другой человек может причинить нам непоправимое зло.

Рок натурщиков

Люди, служившие моделями знаменитым художникам, нередко преждевременно умирали. Такие слухи ходят, в частности, о легендарной Джоконде Леонардо да Винчи .

Княгиня Лопухина , служившая моделью художнику Владимиру Боровиковскому , скончалась через три года после того, как был написан ее портрет. Врачи так и не смогли определить точную причину смерти. Мать мальчика Васи , позировавшего Перову для картины «Тройка», запрещала сыну быть натурщиком. Однако тот не послушался ее и вскоре умер.

Преждевременная кончина настигала и около десяти натурщиков Репина . Хирург Пирогов и композитор Мусоргский скончались через день после того как художник закончил их портреты. Столыпина застрелили на следующий день после завершения работы над его портретом.

Убийственные фотографии

Фотография – гораздо более сильный проводник биоэнергии, чем портрет, написанный художником на холсте или бумаге. Ведь фотоснимок – это точное изображение человека или . А некоторые фотокамеры способны фиксировать даже ауру! Недаром большинство экстрасенсов работает именно по фотографии.

…Эта история приключилась несколько лет назад в Екатеринбурге. Началось с того, что по детским учреждениям города стали ходить двое мужчин, представлявшихся фотографами. Они предлагали сделать художественные снимки детей за довольно низкую цену. Многие соглашались…

А потом среди горожан возникла паника: во многих детских портретах обнаружились странные вложения в виде кусочков фотографий могил, крестов, гробов, памятников и различных частей тела покойников, а также пучков сухой травы. Внутри портретов иногда попадались зловещие надписи, вроде: «Как сохнет трава, так сохни дитя» или буква «С» по-латыни, что означало: «Сатана».

К тому времени, когда эта история стала достоянием общественности, выяснилось, что некоторые тяжело заболели. Заболевание охватывало ту часть тела, которая была изображена на снимке-вложении. Например, если там изображалась половина лица, то на этой половине у ребенка начинались проблемы со зрением, возникал гайморит или отит.

Журналисты провели расследование. Оказалось, что все фотопортреты изготовлены в государственном фотоателье. Единственное, в чем удалось обвинить сотрудников этого ателье, - в незаконном предпринимательстве. Директриса учреждения заявила, что вложения - не что иное, как обычная использованная фотобумага, которой укрепляют портреты, и ни она, ни ее работники не имеют никакого отношения к болезням детей.

По совету священников и целителей многие родители больных детей сжигали портреты. Когда их жгли, у детишек нередко . Если уничтожали «смертельные» вложения, то ребенок вскоре выздоравливал.

Тайна жутких портретов так и не была разгадана. Осталось только предположение: сотрудники фотоателье, возможно, состояли в какой-то секте или кто-то из них практиковал .

Не меньшая опасность исходит и от энергетических вампиров или просто людей, которым по какой-то причине не хватает собственной энергии. Чем большее количество людей видит портрет, тем больше энергии он отдает. Иногда, глядя на изображение какого-то человека, мы ощущаем прилив сил… А что происходит в это время с оригиналом? Об этом мы, как правило, даже не задумываемся.

Исследователь аномальных явлений Виктор Велинский и его коллеги провели эксперимент. Взяли только что вылупившегося цыпленка, пометили его и сфотографировали. Снимок размножили и раздали родным и знакомым с просьбой обращаться к портрету в трудных ситуациях, при дурном настроении или плохом самочувствии. И что же? Через какое-то время птенец начал чахнуть на глазах. У него прекратился рост, пропал и аппетит… С остальными цыплятами из этого же помета все было в порядке.

А как же растиражированные изображения различных и «заряженные» портреты экстрасенсов? – спросите вы. У известных политиков и звезд огромный энергетический потенциал – иначе они не добились бы такого успеха и признания. Целители тоже обладают большим количеством биоэнергии и при этом умеют ставить энергетическую защиту. Но порой и эти люди отдают больше энергии, чем нужно. И тогда их преследуют болезни, несчастные случаи, неурядицы в личной и семейной жизни…

Правила безопасности

Некоторые люди, знающие о магических свойствах портретов, наотрез отказываются, например, фотографироваться. Это, конечно, крайность. Но все же некоторые правила безопасности соблюдать следует.

Не фотографируйтесь по любому поводу, от нечего делать.

Старайтесь, чтобы ваши снимки не попали в руки к незнакомым, малознакомым или враждебным к вам людям.

Ни в коем случае не рвите и не портите снимков и портретов, где изображены вы сами или ваши близкие.

Не носите с собой фотокарточек ваших близких, чтобы демонстрировать их окружающим.

Если вы смотрите на фотографию или изображение близкого человека, которого в данный момент нет рядом с вами, не жалейте его и не причитайте: «Как ты там без меня? Ты же пропадешь!» Лучше постарайтесь мысленно передать ему часть своей жизненной силы, поддержать его своей энергетикой.

Согласно традиции, до свадьбы нельзя хранить у себя портрет жениха или невесты. Не стоит и фотографироваться вместе – такие пары часто расстаются или оказывается неудачным. Если же у вас все же есть совместные фотографии, лучше не держать их дома, а отдать на хранение верному человеку.

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты , которые всегда смотрят прямо на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Эта интересная особенность таких портретов известна очень давно и многим всегда казалась непонятной. В давние времена такие портреты вызывали суеверный страх, и этим иногда пользовались служители культа, пугая людей изображениями богов и чудотворцев - иконами, умышленно написанными так, чтобы вселять «страх Божий».

Нервных людей такие портреты иногда буквально пугают. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» приводится описание портрета одного злого и жадного петербургского ростовщика, погубившего своими действиями многих людей. Там приводится такое описание портрета:

«Два страшные глаза прямо вперились в него; на устах написано было грозное повеление молчать... Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего того, что есть вокруг, прямо в него,- глядит просто к нему во внутрь...».

Вариантом повести Н. В. Гоголя является повесть «Портрет» советского писателя А. Н. Толстого, где также описываются «чудесные свойства» глаз графа-крепостника, изображенных его крепостным художником.

Прогуливаясь по залам Третьяковской галереи, вы можете увидеть несколько портретов великих русских художников; это портреты, которые обладают свойством «оборачивать взгляд к зрителю» , что, конечно, ничего, кроме эстетического наслаждения, у вас не вызовет. К такого рода портретам относятся, например, портрет драматурга А. Н. Островского работы художника В. Г. Перова, его же автопортрет, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Н. Крамского и некоторые другие портреты.

Следовательно, загадочность таких живых портретов уже разгадана, а суеверные легенды, созданные по этому поводу, являются всего лишь досужим вымыслом.

Чем же объясняется такое свойство этих портретов? Во-первых , оно объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, но смещенными вбок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посредине глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрёт повернул голову и следит за нами.

В настоящее время иногда пользуются такими плакатами для агитационных и рекламных целей. Образец агитационного плаката времен гражданской войны, выполненного советским художником Д. Е. Моором, приведен на рис. 118.

Рис. 118.

Во-вторых , причиной появления иллюзии живого портрета, чаще всего в случае портретов - художественных произведений, оказывается особое расположение теней на верхней части лица и около глаз , которое скрадывает иногда и легкий поворот головы, и некоторое смещение зрачков к краям глаз, и взгляд кажется обращенным не в сторону, а непосредственно на нас.

На одной из лондонских выставок демонстрировался портрет В. Шекспира, на котором великий писатель был изображен так, что он не только не спускал глаз с посетителей, но и поворачивал вслед за ними голову. Оказывается, это была «скульпторама» Л. Погуэлла (рис. 119),

Рис. 119.

на которой барельеф был сделан не выпуклым, а вогнутым.

Следует заметить, что и глаза животных (лошадей, собак, оленей) можно изобразить так, что они будут всюду следить за нами. Этот эффект использовался когда-то при демонстрации первых «живых картин» в кино.

Есть еще особенности портретов, подмеченные впервые английским физиком У. Волластоном. Во-первых , о выражении лица мы судим не столько по самим глазам, сколько по линиям рта. Так, например, вопросительный взгляд, принадлежащий лицу на рис. 120 слева,

Рис. 120. О выражении лица мы судим не столько по глазам, сколько по линии рта.

превращается в насмешливый на лице, изображенном на рис. 120 справа, хотя положение глаз в обоих случаях остается неизменным. Во-вторых , о направлении взгляда во многих случаях мы судим не столько по самим глазам, сколько по повороту лица, по положению носа, рта и т. д. Этими свойствами портрета пользуются многие художники.

Наконец, на черном фоне рис. 121

Рис. 121. О положении корпуса тела человека можно судить по положению головы и кистей рук.

изображены два артиста, у которых художник не нарисовал ни рук, ни ног, ни туловища. Подсознательно вы как бы видите ноги и представляете себе положение рук, в особенности, если смотрите на рисунок на расстоянии 80 см. Очень часто художнику, для того чтобы вызвать в нашем сознании определенный образ, достаточно воссоздать какой-либо один из признаков этого образа: или очертание предмета, или же световое впечатление, которое он на него производит. Прочие признаки могут автоматически добавляться нашей рассудочной деятельностью вследствие привычки всегда видеть их в связи с другими. Бывает и так, что мы видим на полотне предметы, не изображенные на нем . При рассматривании некоторых картин легко убедиться, что мы различаем отдельные волоски на бороде или листья на деревьях там, где эти предметы отсутствуют. Художник же не писал ни волос, ни листьев, но воспроизвел известное действие света, отраженного от шероховатой поверхности полотна, а так как подобное освещение мы наблюдали на волосах или листьях, то наше сознание дает нам впечатление того, чего глаза вовсе не видят. Вот почему картина, верная во всем, что касается очертаний, перспективы, освещения и красок, вызывает у нас совершенно такое же зрительное впечатление, как и сами предметы, изображенные на картине.

Интересна игра, предложенная художницей Т. Я. Кобриной. Дается контур головы (рис. 122)

Рис. 122.

и предлагается на его основе изобразить несколько карикатур или шаржей, причем допускаются любые повороты контура так, что линия ОО" может образовать любой угол с горизонталью. И вот, скажем, два художника, соревнуясь между собой, дали по три карикатуры, изображенные на рис. 123.

Рис. 123.

Нетрудно убедиться, что можно дать еще несколько подобных рисунков в пределах того же контура, и это свидетельствует о том, насколько содружественны наше зрение и мышление.

Следующей разновидностью зрительной иллюзии, связанной с портретами, является иллюзия вторичного изображения . Она заключается в следующем. Если на темный (плотный) негатив смотреть внимательно, и по возможности не смещая взгляда с двух белых точек на нижней части лица в продолжение 10-15 сек, а затем быстро перевести взгляд на лист белой бумаги и также неподвижно смотреть на него, то примерно через 2-3 сек на листе появится позитивное изображение негатива. Это вторичное изображение будет видно примерно 6-8 сек (рис. 124, 125).

Рис. 124. Рассматривая длительное время, не мигая, негативный рисунок и переводя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть позитивное изображение.

Рис. 125. Рассматривая темный силуэт мальчика длительное время, не мигая, и переведя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть светлое изображение силуэта на сером фоне.

Иллюзия вторичного изображения объясняется тем , что при рассматривании негатива более утомляются нервные волокна (колбочки) той части сетчатой оболочки глаза, на которые приходятся светлые (белые) места негатива; а те места сетчатки, на которые падает мало отраженного света (от темных мест негатива), утомляются меньше. Когда затем мы переводим взгляд на белую бумагу, на все участки сетчатки падает много света. Неуставшие нервные волокна сетчатки легко реагируют на этот свет, создавая в мозгу впечатление белого. Участки сетчатки с утомленными нервными волокнами еще не могут реагировать на свет в полную силу, и в нашем мозгу создается впечатление позитивного портрета.

Утомляемость нервных волокон сетчатки можно наблюдать также, рассматривая рис. 126.

Рис. 126. При длительном рассматривании белого квадрата нижняя белая полоска исчезнет.

Подобное же явление можно наблюдать, рассматривая ряд черных пятен на белой бумаге и фиксируя взгляд на одном из них; через короткий промежуток времени другие пятна начнут исчезать, но затем появляться вновь (опыт Троксера). Наконец, на рис. 127

Рис. 127. То, что изображено на этом рисунке, можно лучше увидеть с расстояния вытянутой руки.

представлена еще одна иллюзия, близкая по существу к приведенным в этом параграфе.

Он написал тысячи портретов и более сотни картин, многие из которых хранятся в домах жителей Парижа, Барселоны и Москвы. В начале 90-х с целью заработать, Кусманбек Омарулы находился в затяжном творческом вояже по городам Европы.

«Я тогда работал на киностудии мультипликатором, но потом нам руководство объявило, что финансирования не будет. Нужно было как-то выживать, у меня уже было двое детей. Помню дождался лета и поехал в Москву, там рисовал портреты на Арбате, на ВДНХ, и за лето заработал денег на зиму. Потом заметил, что московские художники часто летают в Европу, сравнил свой уровень с ними и понял, что я не хуже. На следующий год отправился в Германию. Это был небольшой городок, но местные художники как-то мене сказали, - «поезжай лучше в Барселону, там очень много творческих людей живет», и я поехал».

Сейчас Кусманбек Омарулы работает художником-мультипликатором на «Казахфильме» в Алматы. Каждое лето он приезжает в Астану, чтобы отдохнуть от основной деятельности и немного заработать, рисуя портреты на Арбате.

Кусманбек Омарулы один из первых учеников Амена Хайдарова - основоположника казахской мультипликации, поэтому у него особое отношение к шаржам.

«Если в портрете идет прямое копирование внешности, то в шарже нужно утрировать какие-то яркие черты. Бывают люди с очень аккуратным лицом, вот на такие лица очень трудно сделать шарж, у него все на месте и зацепиться не за что. А есть люди с выразительным лицом: крупный нос, брови, глаза, и тогда можно сделать что-то интересное и смешное», - поясняет художник.


- А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж?

- Таких людей много, вот на Филиппа Киркорова хотел бы сделать, у него черты такие яркие, или же на актера французского Жана Рено. Вот у меня есть шарж на Сталлоне, (показывает рисунок) у него глаза такие как у птицы и подбородок тяжелый, очень яркая внешность .

Любовь к изобразительному искусству начала проявляться в детстве в 6 классе. Именно тогда он понял, что может рисовать лучше сверстников. Первым кто заметил талант были родители.

"Мы жили в селе, родители с братьями что-то во дворе делали, а я из дома глядя в окно тихонько их рисовал. После они меня похвалили, узнав себя на моем рисунке. Я был тогда удивлен, что у меня это получилось и с этого момента появилась уверенность рисовать дальше» - вспоминает Кусманбек Омарулы. - Потом в школе начали замечать, я был членом редколлегии рисовал разные плакаты, все учителя меня постоянно привлекали что-нибудь нарисовать, с уроков часто меня отпрашивали, а моя классная руководитель была очень недовольна этим. Так зародилась мечта стать художником, хотя еще в четвертом классе в сочинении о будущей профессии я написал - буду космонавтом, в общем как и все дети в то время".

Лето 2017-го, художнику запомнилось удивительной встречей с Нурсултаном Назарбаевым.

«Я тогда на Арбате рисовал одну женщину, мы знали, что приедет Президент, но я не ожидал, что он именно ко мне подойдет. Я был увлечён процессом рисования и сперва не видел, что происходило вокруг. И вдруг потом заметил, что меня окружили камеры, я обернулся, а Президент уже около меня стоит и смотрит как я рисую. Он взял у меня кисть и дорисовал кулон на портрете у женщины и еще подпись свою оставил. После той встречи люди на Арбате стали меня узнавать» - говорит Кусманбек Омарулы.

- А бывало так, что Вам не нравились свои работы?

- Бывало, но это зависит от человека, которого ты рисуешь. Есть люди садятся позировать, но потом начинают нервничать, энергетика отрицательная идет от них, начинают меня торопить. И я начинаю спешить, мне же закончить портрет надо. В итоге такой портрет получается не самым лучшим…


Вторая специализация Кусманбека Омарулы - художник-дизайнер, педагог. Пару лет он работал в столичном вузе.

«Я понял, что преподавательская деятельность это не мое, потому что там ограничивается моя творческая свобода, больше занимаешься «бумаготворчеством», и я вернулся в студию «Казахфильма».

Портрет - самый сложный жанр в изобразительном искусстве, сколько на Земле людей, столько и лиц, и все эти различия портретист должен уметь передавать, говорит художник.

«Художник делает более глубокий портрет, в отличии даже от фотографии. Он делает образ, передает характерность, видя характер он может усилить какие-то его качества, а какие-то наоборот сделать менее выразительными. Некоторые люди думают, что для портрета подходят только красивые люди, - это не так. У художника своя красота, он по-своему видит человека. Настоящий художественный портрет - не терпит «зализанности» он любит свободу»


Кусманбек Омарулы отмечает, что секрет хорошего портрета заключается в любви к портретируемому.

«Это любовь к натуре, не та любовь, о которой так часто говорят, а любовь через искусство. Не важно красив человек или нет, художник найдет в нем «фишку» и позирующий увидев свой портрет останется приято удивленным».


- Ви дение современного художника сильно отличается от ви дения художников прошлых веков?

- Если говорить о логике художника, то двести лет назад они всего себя отдавали портрету, чтобы добиться его реалистичности. Сегодня этим уже никого не удивишь, очень много техник существует, благодаря которым можно легко создать реалистичный образ, есть фотографии. Если раньше художники удивляли своим мастерством, то современный художник удивляет своей особой логикой, мировоззрением, ценностями. Сегодня художник больше чем просто художник, он может заниматься, например, политикой.


- В чем заключается Ваша философия как художника?

- Как говорил Микеланджело: «Творец уйдет природой побежденный, однако образ им запечатленный веками будет согревать сердца», я придерживаюсь этой идеи. Хочется оставить что-то людям и внукам своим, чтобы они гордились мной, и возможно, через сто лет сделали выставки моих работ.

В советское время художники были более востребованы, говорит Кусманбек Омарулы, - «для каждого была работа. Сегодня же обеспечить всех молодых художников такой занятостью невозможно и большинство из них идут в смежные профессии».

- И как художнику в наше время стать успешным, востребованным?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы считался, неверное, гениальным человеком . Все художники бы меня на руках носили, если бы я нашел этот рецепт. (смеется) . Даже талант, в наши дни не обеспечит успеха, потому что люди стали другими, их духовные потребности изменились, и в какой-то степени снизились. Сегодня больше спрос на материальное…


- А как художник находит общий язык с материальным миром?

- Внутренний мир художника очень тонкий, и тонкие струны его души может задеть любой, художника очень легко обидеть. Он также, как и артист нуждается в аплодисментах, если образно выражаться. Но даже с таким особым видением мира нам нужно как-то адаптироваться, учиться мыслить материально. Ты должен зарабатывать, обеспечивать семью, в противном случае нужно быть одиноким. Я, стараюсь совмещать творчество и материальный мир.


Кусманбек Омарулы не имеет высоких званий в области искусства, говорит никогда к этому не стремился. Сегодня его работы, написанные маслом, можно увидеть в музеях Алматы и Костаная.

Как создается портрет, Вы можете увидеть в этом видеоролике.

#творчество #художник #Арбат

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)