Картина густава климта ожидание. Репродукция картины Климт Густав - "Ожидание — Древо жизни — Свершение"

Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн, и его картины – самое яркое его проявление. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал он тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а, между тем, на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Климт родился в семье гравёра и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла. Из бедности семья выйдет только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем создаст фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все ещё было впереди. Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.Начался «золотой» период в творчестве Климта. Он пишет огромное количество картин, на которые, взглянув однажды, не забудешь никогда. Пишет ли он обнажённые, откровенно чувственные тела («Подруги», «Адам и Ева») или напряжение чувств между двумя возлюбленными («Любовь», «Поцелуй», «Упоение»), или портреты женщин по заказу (портреты Сони Книпс, Фрицы Ридлер, Адели Блох-Бауэр, Евгении и Меды Примавези, Фредерики Марии Биер) – в любом случае проявляется личное видение окружающего мира и человека в нём. И оно завораживает. Вот, к примеру, . На возвышении (помост? холм?), усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены два юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное – обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. «Цветущий сад», «Деревенский сад с подсолнухами», «После дождя», «Поляна с маками», «Берёзовая роща» почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых так не хватает человеку с его страстями.

Имя скандального австрийского модерниста Густава Климта известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Мимо его ярких (в прямом и переносном смысле) картин невозможно пройти. Но есть среди них работы, которые до сих пор становятся причиной споров и обсуждений. Одна из них – «Древо жизни».

Немного истории

Перед тем, как подходить к описанию этой , необходимо понять историю её появления. Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокве и его супруги Сюзанны. В 1904 году этот богатый венский промышленник решил построить в Брюсселе большой особняк и заказал нескольким художникам, в том числе, Густаву Климту, его декорирование.

Необходимо отметить, что у супругов была большая коллекция предметов японского искусства, поэтому художник старался приблизить стилистику картины к общему декору помещений. Ещё более сложной задачей было выдержать гармонию между архитектурой помещений и живописью. К счастью, работа велась с самого начала строительства, что значительно облегчало эту задачу.

Результатом стал знаменитый Фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно.

Картины по-прежнему хранятся во Дворце Стокле, который стал одним большим произведением искусства, своеобразным водоразделом между периодами модерна и модернизма. В этом качестве он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символизм картины

Само название картины – «Древо жизни» — будит в сознании любого человека массу ассоциаций. Это и библейское Древо познания, включающее в себя всю мудрость мира, и более приземленное генеалогическое древо, иллюстрирующее происхождение отдельного человека, и многое другое…

Именно этот элемент занимает центральную часть фриза, простираясь и на соседние элементы. Его ветви завиты спиралями – ещё одним древним символом, знаком вечности и бесконечности.

Если присмотреться, то на картине можно обнаружить массу других элементов, в первую очередь круги, треугольники и квадраты. Критики называют их олицетворениями мужского и женского начала, отсылая к работам Зигмунда Фрейда, которые имел достаточно сильное влияние на творчество Климта.

Но, пожалуй, самый важный элемент картины – это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он как бы напоминает, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни. И именно такое диалектическое единство делает гармоничным их существование.

Золотое дерево

Над этим фризом Густав Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год. Это было его последнее монументальное произведение. Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото.

Этот фриз относится к Золотому периоду, также как и многие другие знаменитые полотнаЗолотая Адель», «Поцелуй»). Именно эта техника была лучше всего воспринята критикой. По всей видимости, её корни нужно искать в детстве художника, ведь его отец был гравировщиком по золоту и обучил сына работе с этим материалом.

Можно долго рассказывать о символизме картины, её технике, идейности и других, не менее важных вещах, но они не помогут ответить на вопрос, почему же это Золотое Дерево Жизни и сидящий на нем Черный Ворон заставляют пристально вглядываться в полотно, ища скрытый смысл? Но на него каждый должен ответить сам для себя.

Популярные художники

К началу ХХ века Густав Климт уже полностью сформировался как художник с собственным стилем. Его произведения были популярны среди публики и знатоков искусства, многие заказчики мечтали стать обладателями шедевра от Климта. Некоторым из них это удавалось, и одним из таких счастливчиков стал банкир из Вены Адольф Стокле. Именно в его брюссельском особняке появилась картина работы Густава Климта, известная всему миру под названием «Древо жизни », с описанием которой мы вам предлагаем ознакомиться.

В 1904 году Стокле приступает к реализации своей мечты - строительству собственного дворца. Он был спроектирован в виде большого здания в три этажа из помещений кубической формы с облицовкой из белого мрамора. Для декорирования дворца банкир пригласил художников, состоявших в объединении «Венские мастерские». В их числе был и Густав Климт.

Ни в чем не ограничивая художников, Стокле предоставил им полную свободу действий. Работа над картиной «Древо жизни» Густава Климта началась в 1905 году. Художник решил украсить своими произведениями обеденный зал особняка и создал сложную композицию из 9 частей, которая сейчас носит название «фриз Стокле». Центром этой композиции является гобелен «Древо жизни».

Взгляду зрителя предстает удивительной красоты мозаика: на белоснежном мраморе раскинуло свои ветви большое дерево, переливающееся сиянием самоцветов и золотым блеском. Оно выполнено в излюбленной Климтом манере лоскутного одеяла, стилизованной под восточный манер - хозяин дворца был страстным почитателем искусства Востока. Символизм этого произведения перекликается с сюжетами многих мифологий народов мира: практически везде, включая Библию, встречается образ всемирного Древа, которое ассоциируется с жизнью, знаниями, родом, преемственностью поколений.

Спиралевидные ветви кружат зрителя в стремительном танце, шепча ему о бесконечности жизни как таковой, на каждой из них - десятки молодых побегов, увенчанных причудливыми плодами. Мягкая золотистая цветовая гамма гобелена «Древо жизни» придает этому танцу легкую торжественность, и лишь одно темное пятно омрачает праздник жизни - фигурка черной птицы, вестницы смерти, расположившаяся на одной из нижних веток. Это - своеобразное напоминание о том, что как жизнь невозможна без смерти, так и смерть всегда идет рядом с жизнью.

Картина «Древо жизни» Густава Климта имела особое значение для автора: художник считал ее одним из своих лучших декоративных произведений. После шести лет кропотливого труда все 9 элементов фриза Стокле, включая «Древо жизни», были закончены. Этот заказ был последней масштабной работой Климта - после него художник вернулся к написанию женских портретов и пейзажей.

Сегодня картина «Древо жизни», созданная в «золотой» период творчества Густава Климта, находится на прежнем месте - в особняке Стокле. Владельцами дворца являются потомки банкира-коллекционера. В 2009 г. зданию был присвоен статус памятника Всемирного наследия с занесением в список ЮНЕСКО. Особняк закрыт для туристов, поэтому истинным ценителям творчества Климта остается лишь любоваться репродукциями, сделанными с его золотого Древа жизни.

Символизм и описание работы.

Древо жизни

«Древо жизни» была написана в 1904 году для одного магната, который решил украсить стены своего дома картинами. Для такой работы он пригласил группу художников, в которую входил Густав Климт.

Заказчик любил японские мотивы. Это сподвигло Климта на создание картины, которая хорошо вписалась бы в общую обстановку дома. Результатом этого стала знаменитая картина «Древо жизни». Она состоит из трех элементов, каждый из которых имеет свое значение. Первый элемент - девушка в массивном ярком одеянии, которая стоит слева от древа. Она олицетворяет собой ожидание. Справа мы видим мужчину и женщину, находящихся в теплых объятиях друг друга, укутанных ярким золотым одеялом. Они олицетворяют упоение. По центру же мы видим само «Древо жизни».

Три возраста женщины. Густав Климт.

Название картины довольно символично. Оно заставляет зрителя задуматься о том, что же именно имел в виду её автор, давая ей такое название. Возможно он хотел изобразить древо разума, упоминающееся в библии, а может это древо всего человеческого рода. Ветви дерева сплетаются в причудливые формы, соединяются друг с другом, создавая из листьев настоящую золотую сетку. Древо можно считать символом бесконечности.

Если внимательно рассмотреть картину, можно заметить на палантине девушки слева множество треугольников. Японцы считают эти фигуры символами мужского и женского начала. Европейцы же соотносят эти фигуры с трудами Фрейда, работами которого интересовался Густав. Нельзя точно утверждать, но, возможно, именно труды Зигмунда Фрейда вдохновили Климта на создание этого замечательного произведения искусства.

Художник создавал само золотое древо около шести лет. Он неспроста выполнил его в золотом цвете, который использовался в большом количестве его картин, период написания которых назвали золотым. Золотой цвет стал основой картины, а остальные цвета использовались для дополнения к древу.

Картина «Древо жизни» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Основные свойства:

Размеры:

Первый размер высота, второй - ширина
- Толщина подрамника - 2 см
- Если пропорции картины не совпадают - размер пересчитывается без изменения цены
- Размер репродукции можно сделать любым под заказ (до 3 метров по меньшей стороне)

Цена:

Цена зависит от размера картины
- Указана цена за исполнение: печать на натуральном немецком холсте латексными чернилами
- Хотите купить репродукцию картины "Климт Густав - "Ожидание - Древо жизни - Свершение"" дешевле? Нажмите

Мы отправим вам письмо на Е-мейл,
когда цена станет ниже

Неверный Ввод

Узнать о снижении

Исполнение:

Все картины можно сделать в нескольких техниках:
- стандартный - печать на холсте, картина на подрамнике с креплениями
- текстурный гель (имитация мазков масла) +35% от стоимости
- прорисовка маслом по печати +100% от стоимости
- полная копия картины +150%

Оставьте заявку в следующей вкладке "Как заказать" или позвоните нам, и мы расскажем все подробно

Оформление:

Для любой картины можно добавить оформление:
- 5489 видов багета на выбор. Пластик и дерево
- Паспарту с алюминиевой или пластиковой рамкой
- Оформление репродукции под стекло
Вы выбираете изображение, мы предлагаем несколько вариантов оформления. Дизайнер делает макеты, где вы наглядно видите как, репродукция будет в итоге смотреться. Увидите, как подходит багет и прочее. Оставьте заявку справа "Как заказать" и мы расскажем подробнее о репродукции картины "Климт Густав - "Ожидание - Древо жизни - Свершение""

Технология:

В стандартном исполнении холст натягивается на подрамник по технологии мультихолст. Европейский стиль оформления интерьеров. Таким картинам рамка не нужна. Изображение на холсте продолжается сбоку картины и уходит за нее. Сзади холст крепится скобами к подрамнику. Аккуратно и красиво. За счет такой конструкции экономятся значительные средства на багете.

Упаковка:

Плотная пупырчатая пленка с уголками

Дополнительно:

Размер, цвет можно сделать любым под заказ. Вы увидите макет до покупки
- Если в каталоге нет нужной картины - мы найдем в музейных базах - более 6 млн. изображений
- Картина вешается за крепление или подрамник, достаточно, что бы в стене был гвоздь
- Бесплатная примерка в Ваш интерьер