Композиционные части слова не связанные с сюжетом. Когда и как начиналась русская литература? II

Художественное произведение, хотя и близко к летописи; Тема: неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года; Время написания: вскоре после похода; Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись.






«старинной речью», но «не гоняясь мыслью за Бояном». Манера изложения Рассказать о «године бед» со времен Владимира до Игоря; Прославить Игоря. Цель «Слова…» Вред междоусобиц и призыв к объединению русских земель; Раздумья о честолюбии и человеческой гордыне. Главная идея




Ипатьевская летопись 1. Выступление в поход Игоря 2. Солнечное затмение 3. Присоединение к войску бур-тур Всеволода 4. Первое удачное столкновение с половцами 5. Неудачи второго боя 6. Ранение и пленение Игоря 7. Набеги половцев на Русь 8. Побег Игоря из плена 1. … 2. … 3. … 4. … 5. … 6. … 7. … 8. … 9. … 10. … 11. … «Слово о полку Игореве»




1. Вступление 2. Сборы в поход, солнечное затмение 3. Первый бой 4. Сон 5. Второй бой 6. История сражений с половцами 7. Поражение войска Игоря 8. Лирическое отступление о междоусобицах 9. Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава 10. Обращение Автора к русским князьям 11. Плач Ярославны 12. Возвращение Игоря из плена 13. Приветственная встреча Игоря






Автор пытается понять, почему храбрый, мужественный князь и его опытная дружина потерпели поражение вспоминает времена деда Игоря – Олега (11 век) Причина тяжелого положения русской земли в прошлом и настоящем, причина поражения Игоря – в несогласии русских князей, в их раздорах.


Сон Святослава «смутный»; Святославу дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли; Худ. функция сна Святослава обосновать право последнего на «златое слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами; Образы сна символичны.Часть II глава 1


Его «одевают» черной папилломой, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; Видеть во сне кровать тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, и особенно мутное, «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; Рассыпающийся жемчуг - символ слез в сновидениях.


Смысл Сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси Плесньска. Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни, не- могущества, не-бытия), в которых несут его к морю символу «того света» и одновременно месту пребывания половцев, к ним в плен. Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода.


Взгляд на поход Игоря с т.з. судеб всей русской земли. Прямое осуждение Игоря и Всеволода; Обвиняет их в честолюбивом стремлении прошлую славу себе присвоить, а будущую поделить между собой; Не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства; Святослав = Автор. Часть II глава 5


«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество. Святослав = Автор Часть II главы 6-13


На городской стене в Путивле плачет жена Игоря Ярославна; Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится, горюет; Обращается к силам природы, просит о помощи мужу; Ярославна скорбит обо всех русских воинах, не только о муже; Это собирательный образ – голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц всех русских женщин. Часть III глава 1






1. Вместе с кем отправляется Игорь в поход? 2. Когда написано «Слово…»? 3. Чем в Игоре восхищается Автор? 4. Как излагаются события (манера изложения) в «Слове…»? 5. Охарактеризуйте Автора «Слова…». 6. С какой целью описывается солнечное затмение? 7. Почему Автор обращается ко временам Олега?






Отличается грандиозностью; Дан в движении: «Черные тучи с моря идут…» «Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется…» Ветер, солнце, тучи, облака – фон, на котором разворачивается действие «Слова…», и одновременно – действующие лица. (прием?)


Это прежде всего русский народ; Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей; о горе всего русского народа после поражения Игоря и о радости всех жителей городов и сел при его возвращении. Войско Игоря Новгород-Северского – это прежде всего «русичи», и, переходя границу Руси, они прощаются не с Новгород-Северским княжеством, а с Русской землей в целом.


III. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. Заболоцкого; подготовить понравившийся фрагмент на выразительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подготовить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «с лову» и по Ипатьевской летописи.

Уроки 3–4

«Слово» как высокопатриотическое
и высокохудожественное произведение
(идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Цел и: познакомить с образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».

(Планы отражены на доске.)


План событий
по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным
частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение
с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря.


1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобицах.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.


– Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

– Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понравившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

– Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фаворского (с. 13 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она – лицо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он – воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы – р усская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность.

Княжеские дружины для автора – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоминаемые в поэме четыре раза, – «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «…русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «…ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор – незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай б ог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложити».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, – Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «с лово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

– Какова же композиция «Слова»?

Учитель. Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Давайте обратимся к тексту.

Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 17–18).

Учитель. Автор по-своему распоряжается временем, и в разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, – Олегом Святославичем. Временное отвлечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли историческую предопределенность совершающегося – неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и неразумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, убеждает поэма, каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд б ожий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначительное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями «за одно сердце».

– Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происходящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «брешут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соловьи, утром дружину будит говор галок… Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная» к «своим» – пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на художественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами…

В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых зарослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. III, гл. 2–5, с. 30–32).

– Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

– А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, восхищаясь искусством старого певца Бояна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бояна», он намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям.)

– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Учитель. Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова». (в ыписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

 Образ Русской земли на страницах «Слова»;

 Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (сопоставительный анализ);

 Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Урок 5

«Вечные образы» в «слове о полку игореве»

(внеклассное чтение)

Цел и: продолжить знакомство учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы, с истолкователями «Слова» в музыке, на сцене, в живописи, графике, лаковой миниатюре.

Ход урока

Литературно-музыкальная композиция «Образы "Слова" в живописи, графике, скульптуре, музыке».

1. Вступительное слово учителя.

Музыкальное, графическое, живописное «Слово» вошло в наш духовный обиход и стало его неотъемлемой частью. Гордостью наполняется сердце, когда звучат имена Александра Бородина, Виктора Васнецова, Ивана Голикова, Владимира Фаворского… Этими первоклассными мастерами не ограничивается список тех, кто на протяжении десятилетий обогащал и умножал изобразительную и музыкальную традиции воплощения «Слова».

Чем же так притягательно «Слово» для художника? п очему его образы вечны?

Демонстрируется слайд «Дмитровский собор во Владимире».

Исследователи не раз сопоставляли песню Игорева похода с белокаменным красавцем-богатырем – Дмитровским собором во Владимире, построенным во времена Всеволода Большое Гнездо. В последние годы все больший интерес вызывают скульптурные владимирские барельефы, объединяющие христианские и языческие мотивы.

Слайд «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском».

Замечена своеобразная стилевая перекличка образов «Слова о полку и гореве» со скульптурой фасадов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском: «Скульптуры Георгиевского собора, как и древнерусский поэт, стремясь понятнее передать настоящее, воссоздают картины прошлого, оценивают события в историческом аспекте… Рельеф Дмитрия Солунского, посвященный Всеволоду III, является как бы типологической параллелью литературному образу поэмы… В скульптуре Георгиевского собора, как и в «Слове о полку Игореве», с особой силой звучат воинские мотивы. И поэма, и скульптурный декор, дополняя друг друга, могут служить энциклопедическим словарем по истории русского оружия» * (см. Примечание). Так изображался в пластике мир поэмы домонгольской Руси.

Всякий более или менее замечательный ученый, литератор, историк, поэт, педагог восхищался этим произведением и стремился сказать о нем свое слово. Не остались в стороне и художники. в нимания заслуживают иллюстрации Михаила Зичи, появившиеся на свет в 1854 году.

п оказ слайда «Ярославна».

В 1880 г. один из известных художников-передвижников В. Г. Перов написал картину «Плач Ярославны».

2. Выступление ученика о В. М. Васнецове.

В 1880 г. Виктор Васнецов завершил свою картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», находящуюся ныне в Третьяковской галерее.

Показ репродукции.

Возле огромного полотна всегда толпа зрителей, любующихся созданием художника. Васнецов понимал «Слово» как произведение, в котором сказывается «целый облик народа». На поле лежат храбрые русичи, которые пали в битве за отчий край. Эпическим спокойствием полны прекрасные лица воинов, отдавших жизни, отстаивая родную землю. Луна, словно омытая кровью, поднимается над степным океаном; во всем пейзаже разлито спокойствие, и невольно вспоминаются слова поэта: «…ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбри русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую». Васнецов увидел Игореву битву глазами эпика-живописца как одну из мужественных легенд, которыми насыщена наша история. Васнецовское «Побоище» – воплощение народных идеалов и высоких патриотических чувств. Любуясь созданием Васнецова, Репин так оценил его в письме к Стасову: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубокая поэтическая вещь».

3. Рассказ ученика об А. П. Бородине.

Бывают сочетания имен, представляющиеся почти символическими. Такова встреча Александра Порфирьевича Бородина, композитора, чье творчество отмечено чертами мужества и эпической широты, с песнью Игорева похода.

Обращением к «Слову», оказавшимся столь счастливым, Бородин был обязан Владимиру Васильевичу Стасову, его душевной, художественной и исторической проницательности. Рождение эпической оперы «Князь Игорь» неотрывно от общественной и музыкальной атмосферы «Могучей кучки», знаменитого Балакиревского кружка, выступавшего в 60-х гг. XIX в. за искусство национальное, демократическое, народное. Проникновенно интересуясь отечественной историей, «кучкисты» обращались к сюжетам, позволяющим раскрыть народные характеры в их душевном цветении.

Стасов безмерно полюбил «Слово» и верно усвоил его национальную сущность. о н подчеркивал ярко выраженное чувство природы, обнаруживаемое в поэме. Именно Стасову принадлежит первый сценарий будущей оперы, который хотя и перерабатывался затем Бородиным, но все же лег в основу произведения.

Александр Бородин, работая над музыкой и либретто, существенно видоизменил стасовский сценарий, стремясь приблизить оперу к тексту произведения, заботясь о том, чтобы передать эпичность Игоревой песни. По Стасову, опера должна была начаться в тереме Ярославны, задумчивой и грустной, ничего не знающей об Игоре, ушедшем в поход. Опера же, как мы знаем, открывается величественной сценой выступления рати Игоря, которого Бородин сделал главным героем. Его образ наиболее полно раскрывается в каватине «Ни сна, ни отдыха измученной душе…», ставшей знаменитой.

Звучит каватина.

В опере нет «златого слова» Святослава, введены новые герои – князь Владимир Галицкий, гудошники, Кончаковна.

Изменения, произведенные Бородиным, диктовались исключительно желанием композитора «написать эпическую русскую оперу».

Бородин ввел в оперный текст сцену сбора Игоря в поход, зловещее затмение, прощание с Ярославной и народом; подчеркнул в опере действие космических сил, обрушивших свой гнев на Путивль, ввел драматическую сцену набата – ведь и само «Слово» было призывом. Половецкие сцены, написанные Стасовым, удовлетворили Бородина, но он укрупнил обрисовку фигур Игоря и хана Кончака.

Третий акт был намечен Бородиным лишь пунктирно, позднее его подробно разработали А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков.

И, наконец, четвертый, заключительный акт написан композитором как народное торжество, проникнутое радостью по поводу возвращения Игоря.

Римский-Корсаков позднее вспоминал, что Бородин, работая над оперой, страдал зрительными галлюцинациями: стоило ему закрыть глаза, как во всех подробностях он видел лица, одежды, глаза своих героев.

Постоянно отвлекаемый научными обязанностями (ведь он был одним из крупнейших химиков своего времени), Бородин сочинял оперу не акт за актом, а «кусками», создавая те сцены, которые больше всего привлекали его в данную минуту.

Как ни складывал Бородин кирпичик за кирпичиком грандиозное здание оперы, всевозможные музыкальные, научные и житейские дела постоянно отвлекали его от работы; завершить оперу Александру Бородину было не суждено. В 1887 г., незадолго до смерти, композитор играл для собравшихся друзей фрагменты оперы. После смерти Бородина «Князя Игоря» завершили его друзья. Римский-Корсаков по этому поводу вспоминал: «Между мною и Глазуновым было решено так: он досочинит все недостающее в III акте, запишет на память увертюру, наигранную много раз автором, а я переоркеструю, досочиню и приведу в систему все остальное, недоделанное и не оркестрованное Бородиным».

В апреле 1890 г. «Князь Игорь» был впервые поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге, чтобы затем начать триумфальное шествие по театрам мира.

4. Слово учителя.

Музыкальное воплощение «Слова», происшедшее почти сто лет спустя после счастливой находки Мусина-Пушкина, явилось до некоторой степени и новым рождением произведения. К старому эпосу приобщились и художники-декораторы, как, например, знаток языческой старины Н. К. Рерих (в зарубежных скитаниях он призывал: «Любите русский народ!»), и великие певцы, и замечательные дирижеры.

Революционный взрыв 1917 г. и г ражданская война заставили поэтов и прозаиков не раз прибегнуть к образам и метафорам «Слова», перетолковывая их на современный лад. Народный художник из Палеха Иван Голиков воскресил всю безмерную радость красок, живших в поэтическом шедевре, рожденном Киевской Русью.

Демонстрация репродукции картины И. Голикова «Битва».

5. Сообщение ученика об Иване Голикове.

В 20–30-х гг. XX в. популярностью пользовалось издательство «Academia». Художественным редактором там был энергичный М. П. Сокольников, прекрасно знавший Палех и друживший с И. Голиковым в юности. Сокольникову и принадлежала мысль выпустить «Слово» с палехскими иллюстрациями.

И. Голиков воспринял заказ как дело жизни.

Обычно Голиков рисовал без всякой предварительной подготовки. Увидев, например, цветы на поле, Голиков написал «Бой», поражая всех богатырством движений, передававших горячку схватки. х удожник не признавал никаких предварительных набросков, не делал никаких заготовок.

Счастье Ивана Голикова заключалось в том, что весь он, его художественные представления – зеленый побег могучего ствола, выросшего из желудя, каковым и было «Слово о полку Игореве».

Книга вышла в свет в 1934 году.

Демонстрируется репродукция обложки-титула первого издания «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями И. Голикова.

Тираж ее составил 3200 экземпляров. Оригиналы Голикова, хранящиеся в настоящее время в Третьяковской галерее, претерпели, превращаясь в типографские листы, существенные изменения. По внешнему виду книга напоминала палехскую шкатулку с черным лаковым фоном, на котором цветовые блики горят как маленькие солнца.

6. Выступление ученика о В. А. Фаворском.

После Голикова нелегко было обращаться к зрительной стороне Игоревой песни, ибо в его работах поэма и ее изобразительное воплощение совпали. Но произошла еще одна встреча со «Словом», оказавшаяся на редкость современной и своеобразной.

Речь идет о графическом воплощении «Слова» Владимиром Фаворским.

К «Слову» Фаворский впервые обратился в 1937 г., создав небольшие заставки к главам, в которых сочетались легенда и история, сладостность предания и документальность.

Вспоминая о своей работе, Владимир Андреевич впоследствии рассказывал: «Я оформил и иллюстрировал "Слово о полку Игореве", потому что это произведение всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное "Слову". Книга, изданная "Детгизом", – последняя моя работа над "Словом". Издание это отличается тем, что в книге, на развороте, друг против друга, помещались текст древний и перевод. И поэтому было естественно делать иллюстрации в разворот, занимающий обе страницы. При такой композиции все иллюстрации имеют удлиненную форму, подобно фризу в архитектуре, что способствует, как мне кажется, передаче эпического характера всей вещи. Мелкие картинки на полях и буквы сопровождают весь рассказ и должны соединять всю книгу в одну песнь».

Рассматривание иллюстраций Фаворского в учебнике.

7. Заключительное слово учителя.

Нет сомнения, что «Слово» и впредь найдет свое новое воплощение в образах кино, пластики, балета, музыки. Поэты будут еще и еще создавать вариации на темы «Слова», а композиторы – извлекать новые и новые звуки из бесконечного художественного и музыкального пространства поэмы.

«"Слово о полку Игореве" – неиссякаемый источник, щедро одаряющий тех, кто припадает к его живой воде. Познание "Слова" носит у нас всенародный характер, являя собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры» (Д. С. Лихачев).

Cлайд 1

Cлайд 2

Древнерусская литература в 9 классе Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №1234 г.Москвы

Cлайд 3

Художественное произведение, хотя и близко к летописи; Тема: неудачный поход на половцев северского князя Игоря в конце апреля – начале мая 1185 года; Время написания: вскоре после похода; Другие источники, повествующие об этом походе: Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись. «Слово о полку Игореве»

Cлайд 4

Северский князь Игорь Святославович; его брат Всеволод Святославович из Трубчевска; его сын Владимир Игоревич из Путивля; его племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Участники похода:

Cлайд 5

История «Слова…» Открыто в конце 18 века Мусиным-Пушкиным Впервые опубликовано в 1800 году в Москве

Cлайд 6

Cлайд 7

Историческая основа «Слова…» В 1185 году Новгород-Северский князь Игорь Святославович, не предупредив Киевского князя Святослава и других князей, отправляется в поход на половцев в половецкие степи.

Cлайд 8

Ипатьевская летопись Выступление в поход Игоря Солнечное затмение Присоединение к войску бур-тур Всеволода Первое удачное столкновение с половцами Неудачи второго боя Ранение и пленение Игоря Набеги половцев на Русь Побег Игоря из плена … … … … … … … … … … … Композиция похода князя Игоря «Слово о полку Игореве»

Cлайд 9

Доделать таблицу; Чем повествование «Слова…» отличается от летописного? Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову…»? С какой целью включает их в повествование автор «Слова…»? Домашнее задание:

Cлайд 10

Вступление Сборы в поход, солнечное затмение Первый бой Сон Второй бой История сражений с половцами Поражение войска Игоря Лирическое отступление о междоусобицах Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава Обращение Автора к русским князьям Плач Ярославны Возвращение Игоря из плена Приветственная встреча Игоря Композиция «Слова…»

Cлайд 11

Вначале повествование ведется от лица Автора. Автор – человек, хорошо знающий военное дело, начитанный, знающий события прошлого. Особенности композиции

Cлайд 12

Предзнаменование Плохое предзнаменование безрассудной храбрости Игоря Игорь идет в поход НАПЕРЕКОР судьбе.

Cлайд 13

Автор пытается понять, почему храбрый, мужественный князь и его опытная дружина потерпели поражение вспоминает времена деда Игоря – Олега (11 век) Причина тяжелого положения русской земли в прошлом и настоящем, причина поражения Игоря – в несогласии русских князей, в их раздорах. Часть I главы 12-13

Cлайд 14

Сон Святослава «смутный»; Святославу дается знать о походе Игоря, его поражении и нашествии на Русь врагов. Тем самым подчеркивается роль вел. киевского князя как главы рус. князей и всей Русской земли; Худ. функция Сна Святослава - обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами; Образы сна символичны. Часть II глава 1 Взгляд на поход Игоря Святослава:

Cлайд 15

его «одевают» черной паполомой, т. е. погребальным покрывалом, как мертвого; Видеть во сне кровать - тоже плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, и особенно мутное, - «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; Рассыпающийся жемчуг - символ слез в сновидениях. Сон Святослава

Cлайд 16

Смысл Сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве - столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси - Плесньска. Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни, не-могущества, не-бытия), в которых несут его к морю - символу «того света» и одновременно - месту пребывания половцев, к ним в плен. Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода. Сон Святослава

Cлайд 17

взгляд на поход Игоря с т.з. судеб всей Русской земли. Прямое осуждение Игоря и Всеволода; Обвиняет их в честолюбивом стремлении прошлую славу себе присвоить, а будущую поделить между собой; Не сомневается в их личном мужестве, не унижает их достоинства; Святослав = Автор. «Золотое слово» Святослава, со слезами смешанное, - Часть II глава 5

Cлайд 18

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество. Святослав = Автор Часть II главы 6-13 Обращение к русским князьям

Cлайд 19

На городской стене в Путивле плачет жена Игоря Ярославна; Она не размышляет, не осуждает, а просто печалится, горюет; Обращается к силам природы, просит о помощи мужу; Ярославна скорбит обо всех русских воинах, не только о муже; Это собирательный образ – голоса всех русских женщин, их печаль и нежность, страдания от войн и междоусобиц всех русских женщин. Часть III глава 1 Плач Ярославны

Cлайд 20

Силы природы (по просьбе Ярославны) помогают Игорю; Сказочные мотивы: разговор Игоря с рекой Донец; преображение Игоря в разных зверей и птиц. Часть III глава 2-7 Половецкая степь. Побег Игоря.

Cлайд 21

Торжественная и праздничная концовка Вся Русская земля радуется возвращению Игоря: «Села рады, города веселы», «Но восходит солнце в небеси – Игорь-князь явился на Руси» Заключение. Часть III глава 8

Cлайд 22

Вместе с кем отправляется Игорь в поход? Когда написано «Слово…»? Чем в Игоре восхищается Автор? Как излагаются события (манера изложения) в «Слове…»? Охарактеризуйте Автора «Слова…». С какой целью описывается солнечное затмение? Почему Автор обращается ко временам Олега? Самостоятельная работа

Неизвестный автор создал свое произведение по горячим следам событий. Он считал, что все исторические перипетии и подробности хорошо известны современникам. Задача автора состояла в том, чтобы дать политическую и художественную оценку событию, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли.

В факте поражения русских войск на Каяле автор «Слова» увидел не проявление Божьего гнева, покаравшего Игоря за грехи его – расправу с жителями взятого им на щит города Глебова, а проявление страшного зла феодальной раздробленности, отсутствие единения между князьями, несоблюдение вассалами своих обязательств по отношению к сюзерену – великому князю киевскому, проявление эгоистической политики князей, жаждущих личной славы. Это привело к тому, что для Руси настала «невеселая година», когда князья начали про малое «се великое молвити», а «поганые» начали с победами приходить на Русскую землю и взимать дань по белке со двора.

Поражение Игоря вызывает глубокое раздумье поэта-гражданина, патриота о судьбах Русской земли, и основная идея «Слова» – это страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает четкое воплощение во всей художественной структуре произведения, и прежде всего в его сюжете и композиции.

«Слово» открывается небольшим вступлением. Оно непосредственно не связано с ходом повествования. В нем автор размышляет о художественных принципах изложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения. Далее автор переходит к повествованию о событиях похода. В экспозиции дается лаконичная, выразительная характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.

Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «Слова». В отличие от летописной повести инициатива похода приписывается не Игорю, а Всеволоду, который обращается к брату с призывом седлать своих борзых коней. Автор не говорит, когда и откуда выступил Игорь, каков был путь следования русских войск, зато вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символического значения. По сравнению с летописной повестью события развиваются стремительно. Автор дает краткий эмоционально приподнятый рассказ о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях, взятых русскими. Резким контрастом к этому эпизоду выступает символический пейзаж накануне второго сражения. Кровавые зори; тучи, идущие с моря, полны зловещих предзнаменований. В описании битвы автор сосредоточивает внимание на героической фигуре буй-тура Всеволода и ограничивается упоминанием об Игоре, который пытается вернуть на поле боя бегущих ковуев.

Поражение русских войск составляет кульминацию сюжета. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли. Он подчеркивает, что в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи коалиционного похода киевского князя Святослава против половцев.

Символом единой Русской земли является Киев и великий киевский князь. Поэтому действие «Слова» переносится в столицу Русской земли. Вводится символическая картина «мутного» (тяжелого) сна, который видит Святослав. Этот сон истолковывают бояре: они сообщают о поражении Игоря. Согласно летописной повести, Святослав узнает о поражении Игоря в Чернигове от Бсловода Просовича. Чувство скорби, вызванное тягостной вестью, Святослав выражает в своем «золотом слове», со слезами смешанном. Монолог великого князя киевского перерастает в страстный публицистический призыв автора «Слова», обращенный к князьям постоять «за земно Рускую», отомстить «за раны Игоревы буего Святъславлича!», прекратить вековые междоусобные распри.

развязку – бегство Игоря из плена. Игорь возвращается в Киев (по летописной повести, Игорь сначала пришел в Новгород-Северский) и тем самым как бы признает свою вину – нарушение обязательств перед сюзереном, перед Русской землей. Завершается «Слово» провозглашением «славы» в честь князей – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» не дает последовательного рассказа о походе и даже отступает от ряда исторических фактов. Автор берет лишь самые значительные эпизоды, которые позволяют ему ярче высказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею. Именно гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Четкость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность – все это делает «Слово о полку Игореве» «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».



  • Когда и как начиналась русская литература?

  • Какие произведения древнерусской литературы вы помните?

  • Известны ли имена их авторов?

  • Какие жанры древнерусской литературы вам известны?


Междоусобицы

  • Междоусобицы

  • Половцы

  • Летопись

  • Патриотизм

  • Честолюбие


  • Историк, коллекционер, граф Мусин-Пушкин обнаружил старинную рукопись в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря в сборнике XVI в.


  • В 1812 г. в Москву вошли наполеоновские войска. Особняк А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в огне пожара не погиб, но погибла графская библиотека. Был утрачен и старинный сборник с единственным древним списком «Слова».


  • В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей,отправился в поход на половцев новгород-северский князь Игорь Святославович со своим сыном, братом и племянником.



    «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека…» (В. Чивилихин. «Память»).


Ипатьевская летопись

  • Ипатьевская летопись

  • Выступление в поход Игоря.

  • Солнечное затмение.

  • Присоединение к войску Всеволода.

  • Первое удачное столкновение с половцами.

  • Неудачи второго боя.

  • Ранение и пленение Игоря.

  • Набеги половцев на Русь.

  • Побег Игоря.