Кукольный театр все о нем. Историческая справка

Кукольный театр - один из древнейших видов театра. В Египте женщины во время ритуалов носили куклу Осириса, царя загробного мира. И это можно считать первым явлением кукольного театра как искусства. В Древней Греции и Древнем Риме также существовали кукольные , но пришли они из далекой Древней Индии и Китая вместе со странствующими кукольниками. В 1636 году появился кукольный театр в России. Немного позже русский кукольный театр стал гастролировать на Украине и в Поволжье. В середине 18 века (1733 г) четыре театра кукол из итальянских комедиантов приехали в Россию по приглашению царицы Анны Ивановны и начали свои гастроли в Москве и Санкт-Петербурге.

Обрядово-ритуальный кукольный театр

Древнейшая форма кукольного театра, подразумевающая действо, происходящее с оттенком национальных традиций. Наиболее известны в этом отношении кукольные театры Востока: японский дзёрури, индонезийский ваянг, индийский и китайский кукольные театры. Крупнейший в Японии кукольный театр называется “Бунраку”. В нем показываются сценки в жанре дзёрури (драматическое речитативное пение). У нас и на европейских просторах известны обрядово-ритуальные театры:

  • “Эль Пасторес” (Каталония);
  • “Вертеп” (Украина, Россия);
  • “Батлейка” (Беларусь);
  • “Маланка” (Молдавия);
  • “Шопка” (Польша).

Самым уникальным кукольным театром является “Bread and Puppet” основанный в 1962 году в Нью-Йорке и действующий под руководством Питера Шумана. Театр расположен на большой ферме в Вермонте, где огромные куклы из папье-маше и картона разыгрывают спектакли с политическими комментариями, замаскированными персонажами, импровизированными танцами и в сопровождении духового оркестра. Название театра переводится как “Хлеб и Кукла”. Дело в том, что в начале каждого представления кукольники угощают своего зрителя свежеиспеченным хлебом с аиоли (соус из чеснока, оливкового масла, лимонного сока и яичных желтков) в целях создания духа единства зрителя и актеров. Угощение свежим хлебом является символом того, что искусство должно быть настолько приближено к жизни, насколько приближен к жизни хлеб.

Народные кукольные театры сатиры

Такие театры созданы бродячими актерами, в них высмеиваются злободневные ситуации, также для них характерно минимальное наличие декораций. Отличаются народный кукольный театр обязательным присутствием типизированного комического персонажа, именуемого в разных странах по-разному, но имеющего сходные черты: большая голова, крючкообразный нос, возможно с двумя или одним горбом спереди и сзади. В Германии его называют Гансвурст, во Франции - Полишинель, в России - это всем известный Петрушка.

Детский кукольный театр

Такой театр показывает в основном сказочные сюжеты, воспитывая и развлекая подрастающее поколение. Иногда сказочные спектакли адресованы взрослому зрителю (иносказательно-символистский театр), они вовлекают зрителя в игру с куклами (театр массовых праздников) или действуют в целях развития мелкой моторики у детей (лечебный театр).

Виды кукол

Кукольные театры можно классифицировать также по видам кукол и способам их управления. Самая главная классификация кукол сводится к трем видам: верховые (к ним относятся перчаточные, пальчиковые и тростевые), куклы-автоматы и напольные куклы (марионетки, куклы-великаны и планшетные).

Перчаточную куклу актер надевает на руку и управляет ей. Пальчиковые куклы тоже надеваются на руку (на пальцы) и в основном участвуют в камерных спектаклях. Тростевые куклы крепятся на трости к “плечам “ и управляются с помощью тростей. Плоские тростевые куклы изначально использовались в кукольных театрах Азии и Востока. Потом они получили широкое распространение в мире. Тростевые плоские куклы плотно прижимаются к полупрозрачному экрану, могут отбрасывать черно-белые и цветные тени в зависимости от окраса куклы. Марионетки управляются с помощью нитей, за которые актер дергает сверху. Название получили от фр. Marionette (маленькие фигурки, изображавшие деву Марию). Планшетные куклы - это большие куклы, которые “ходят” по полу вместе с актером. Куклы-великаны можно часто встретить на праздниках. Это не столько кукла, сколько сказочный цельный костюм с большой головой для актера. Кукла-автомат “оживает” с помощью механизма (рычагов, пружин, пара).

Приобщиться к прекрасному и таинственному в театре кукол можно в любой стране мира. Вот наиболее известные кукольные театры: “Либелуа” в Испании, “Бунраку” или “Авадзи” в Японии, “Вертеп” в Украине, также достаточно известны кукольные театры Англии, Чехии и Польши.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

По способу управления различают 5 осн. видов («классич. техник») кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка - кукла, ходящая по полу; к ее голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых ее водит актер, находящийся над ней, на спец. помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми: актер здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актер работает двумя руками: одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд. случаях. Актер, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определенный ритм движений. Теневая кукла - это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность - силуэтный т-р, в к-ром изображение - силуэт плотно прижатой к экрану куклы).

В совр. К. т. разных стран изобретено также много новых техник и приемов кукловождения. Пластич. изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. п.), рука человека; кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актеру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актер в маске или без нее выступает в театр, действии равноправным партнером куклы. В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения «т-р кукол» определение «т-р фигур».

Мнения специалистов об истоках К. т. более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берет начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. п. действовали в разл. языч. ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые ученые считали родиной К. т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. ученые придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. т. на разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.

В совр. К. т. этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц. формы. В Турции - это т-р теней Карагез, названный так по имени гл. комич. героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае - спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. романов, напр. «Путешествие на Запад». В Японии - т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. помосте актер - декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. музыкантов). Мн. представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.

Европ. К. т. зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др. В ср. века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли «шпильманами»), а в 16 в. сформировался рыцарский репертуар К. т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. в представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 - 17 вв. в странах Европы распространился мистериальный К. т., хорошо изученный по сохранившимся до 18-19 вв. формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы - это «Небо», «Земля», «Ад». Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник. Евангельские сюжеты в этом виде К. т. стали уже на ранних этапах его существования насыщаться «земным» содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. мотивами.

Самое раннее док. свидетельство о существовании К. т. в России - рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый дает представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,

Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. н. уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте - Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России. У этих персонажей было много общего - огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его «искусственность» достигалась с помощью спец. инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. кукольного репертуара 18-19 вв. чфауст» и «Дон Жуан». Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. сменил ткач Гиньоль. Образы К. т. возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц. героев на рубеже 19 и 20 вв. резко упала. К. т. предрекали гибель, объясняя это разл. причинами - отсталостью традиц. К. т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. т. терял публику или менял ее. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. педагогов мн. стран привлекли особые возможности К. т. в воспитат. работе с детьми. В то же время пластич. силу куклы открыли для себя мн. известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. произведениях (напр., «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Полишинель» С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы; Скупа создал К. т. постоянных юмористич. героев папы Спейбла и сына Гурвинека; Образцов в своих оригинальных «романсах с куклами» утверждал лирико-иронич. стихию куклы. Спектакли Центр. т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. и романтич. возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. марионетку, а Образцов - более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретенная Н. Я. и И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. название тростевой куклы - яванская).

Репертуар К. т. в РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. группы и т-ры (напр., т-р «Рев. Петрушка») играли в годы Гражд. войны пьесы, где действовал традиц. герой («Война карточных королей», «Петруха и разруха» и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. классич. лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. сказки («Мена» в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии. Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. работы с т-ром. Такие из них, как «Гусенок» Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, «По щучьему велению» Е. Я. Та-раховской, «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева, «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» Гернет, «Конек-горбунок» В. В. Курдюмова, стали отеч. «кукольной классикой». С 40-х гг. театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. репертуара игрались наиб. часто. Значит. влияние на облик К. т. оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Андриевича и др., актеров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.

Дет. репертуар К. т. в республиках СССР в 60-80-е гг. обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. и мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К. т. С 60-70-х гг. в К. т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова («Хочу быть большим» и «Ты для меня»), В. Н. Тихвинского («Катькин день»), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой («Аленушка и солдат», «Кот Васька и его друзья»), Ю. Н. Елисеева («Сэмбо» и «Два мастера»), С. Л. Прокофьевой («Часы с кукушкой»), В. Н. Коростылева («Айболит»), Е. В. Сперанского («Краса ненаглядная» и «Солдат и ведьма»); в репертуар включались пьесы польск. автора Я. Вильков-ского («Медвежонок Римцимци» и «Тигренок Петрик» (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. автора В. Поспшпиловой («Принцесса и эхо»), болг. авторов Р. Мос-ковой («Куда ты, жеребенок»), Н. Иорда-нова («Волк и семеро козлят»). Среди названий, появившихся на афишах К. т. в 80-е гг., - «Гадкий ученок» (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, «Тридцать восемь попугаев», «Привет Мартышке» Г. Б. Остера, «Дядя Федор, Пес и Кот» Э. Н. Успенского, «Лошарик» Сапги-ра; пьесы чеш. авторов: «Сказка о незадачливом драконе» И. Пержиновой и «Прыгающая принцесса» Л. Дворского. В 70-80-х гг. К. т. расширил рамки традиц. дет. репертуара, включив в него произв. т. н. большой лит-ры и драматургии; приобрели большую известность постановки пьесы «Дракон» Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. т. «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта и «Мертвые души» Н. В. Гоголя отмечены Гос. пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. и изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России. Серьезно и интересно поставлены проблемы совр. детства в спектаклях Эст. т-ра кукол (напр., «В нашем доме» франц. автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. т-ров кукол (к нач. 90-х гг. их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. академич. центр. т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х - в 60-е гг. возглавлял M. M. Королев, а в 70-х - нач. 80-х гг. - В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королева) подготовка специалистов для К. т. В нач. 90-х гг. она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.

К. т. стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. тесно взаимодействовал с сов. К. т., был близок ему по организац. структуре (гос. стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. принципам. Из сов. К. т. сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии - самостоятельные и яркие страницы послевоен. европ. К. т., внесшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. прославились своими дет. спектаклями польск. т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. т-р кукол, софийский Центр. т-р кукол. В 70-80-х гг. большой популярностью в мире пользовался чеш. т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль «Матержинка» (от назв. дет. сада - «матерска школа»), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш. кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. возраста.

Активно ищут новые совр. формы кукольники Зап. Европы. В 60-е гг. прославились И. Жоли (Франция), Стокгольмекий т-р кукол под руководством M. Мешке (Швеция), т-р «Бред энд Паппет» под руководством П. Шумана (США), позже труппа Ф. Жанти (Франция); в 80-е гг. - т-р «Треугольник», в к-ром работают cynj руги Бурвинкль (Нидерланды). Особый вид К. т. представляют т. н. кукольники-солисты. наиб. крупным среди них является А. Розер (ФРГ). Зап.-европ. кукольники работают в осн. небольшими группами, часто семейными. Нек-рые из них продолжают старую традицию не только в разъездном способе жизни, но и в репертуаре. Многие работают специально для дет. садов и школ. Особой сферой действия театр, куклы на Западе стало ее применение в области психотерапии.

В Рос. Федерации к кон. 80-х гг. возникло много проф. групп кукольников вне сложившейся системы государственных театров, напр. семейный т-р «Тень» (второй коллектив в Москве, работающий в технике теневой куклы и уже получивший известность).

Одной из форм обмена творческим опытом между кукольниками разл. стран являются междунар. фестивали, участниками и дипломантами к-рых не раз были и отеч. К- т. Воронежский К. т. за спектакль «Озерный мальчик» П. Вежинова получил золотую медаль на междунар. фестивале болг. кукольной драматургии в Варне (1988). Укреплению контактов между К. т. всего мира способствует деятельность Междунар. союза деятелей т-ра кукол - УНИМА (Union International de la marionnette, UNIMA, осн. в 1929). Во мн. странах работают нац. центры УНИМА. Такой центр действует в Москве при Междунар. конфедерации театр, союзов. И. Н. Жаровцева. К. т. является одним из первых видов театра, с к-рым встречаются дети. Яркая зрелищность, откровенная условность иск-ва «играющих кукол», близкие потребностям дет. восприятия, делают увлекательным и доступным непростой для ребенка процесс постижения действительности, особенностей человеческого характера, сложностей взаимоотношений между людьми. Синтетич. природа К. т. дает ребенку первые представления об особенностях худож. отражения действительности в иск-ве. Кроме законов собств. театр, иск-ва, образно-худож. строй кукольного спектакля вводит детей в мир лит-ры, живописи, музыки. В общении с К. т. дети на доступном им уровне знакомятся с эстетич. категориями прекрасного и безобразного, комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, к-рые получает ребенок на спектаклях К. т., восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая злых, непосредственно ориентируют ребенка в мире нравств. представлений.

С куклой ребенок приобретает опыт отношений, как правило, еще до встречи с К. т. Но между бытовой и театр, куклами есть существенная разница. В спектакле кукла выступает как персонаж, условное обозначение действующего лица (человека, животного, предмета). Она участвует в определенных событиях, вступает в разл. отношения со сценич. партнером, с ведущим ее актером. К тому же бытие куклы на сцене определено эстетич. системой, выбранной постановщиками. Стилистич. и жанровое решение спектакля взаимодействия актера и куклы, применение разл. видов куклы в одном спектакле, его цветовая, световая и муз. партитуры, подчиненные смысловому содержанию, - все это довольно сложно для ребенка. Поэтому К. т., учитывая возрастные особенности своего зрителя, возможности его восприятия, его способности к познанию, всегда определяет возрастной адрес спектакля. Дошкольникам, напр. трудно, не ослабляя внимания, следить за развитием сложного сюжета, вникать в мотивацию поступков героев; богатство интонац. оттенков им пока недоступно. В спектаклях для малышей К. т. использует в осн. простые декорац. конструкции, ясные мотивы поведения героев, несложный сюжет, четкие нравств. альтернативы театр, коллизий. Мл. школьники уже способны на более длительное детальное внимание к сюжету, ярче реагируют на нюансы словесной ткани спектакля, способны обнаружить взаимосвязь между словом и действием, поступком и побуждающими его мотивами, лучше различают форму и цвет предмета. Подростки проявляют повышенный интерес к сюжету спектакля, динамике его развития. Ст. школьники обладают реальными возможностями для целостного восприятия иск-ва, поэтому в спектаклях для них К. т. усложняет композицию, вводит сложные муз., световые партитуры, использует такие приемы, как шарж, гротеск, сатира. Трудности для К. т., работающего преим. с детьми мл. возраста, заключаются в том, что в дет. аудитории проявляются активно как общие, ожидаемые т-ром возрастные реакции детей, так и ярко выраженные индивидуальные, зависящие от личного опыта общения ребенка с иск-вом, его темперамента, воспитанности, предпочтений. То, что завораживает юного зрителя, впервые попавшего на спектакль, не вызывает эмоционального отклика у ребенка, неоднократно бывавшего в К. т. Дети по-разному предрасположены к тому или иному компоненту спектакля: одни активнее реагируют на музыку, другие больше чувствительны к световым эффектам и худож.-пространств. решению спектакля, третьих больше всего интересует механика кукловождения и т. п. Зрительные реакции даже одновозрастного зала очень разнообразны и отличаются от взрослой аудитории эмоциональностью, непосредств. проявлениями чувств.

Коллективная природа восприятия спектакля диктует свои законы формирования реакции зрительного зала. Неожиданная и неверная реакция части зрителей может разрушить полноту и истинность восприятия спектакля. Посредником, берущим на себя ответственность за отношения между т-ром и его зрителем, становится пед. часть т-ра. Педагоги участвуют в работе т-ра над спектаклем на всех ее этапах: в выборе пьесы, разборе ее на труппе, в ходе репетиций. Они ориентируют труппу на точность возрастного адреса спектакля, фиксируют на просмотрах особенности его восприятия детьми, выступают на худож. совете т-ра с анализом реакции маленьких зрителей. Педагоги т-ра дежурят на спектаклях, выступают со вступит, словом перед спектаклем, принимают участие в организации гастролей. Театр, педагоги оказывают метод. и организац. помощь учителям (методика обсуждения спектакля, творческие вечера, встречи, конкурсы и т. п.). На практике пед. руководство детьми в их знакомстве и понимании зрелищного иск-ва К. т. осуществляют все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребенка и его приобщению к иск-ву. Взрослые должны подготовить детей к тому, что они увидят, когда придут на спектакль в К. т. Ребенку можно в доступной форме рассказать о том, что такое спектакль в т-ре (с телевизионным он уже, как правило, знаком), чем кукольный спектакль отличается от мультфильма, книги, иллюстрации. Если ребенок впервые идет в т-р, ему стоит объяснить устройство театр, здания и театр, зала. Когда лит. первооснова спектакля знакома ребенку, взрослым стоит пофантазировать с ним на тему: «Как это можно сделать в К. т.?» Такого рода предварит. придумывание своего спектакля помогает сосредоточить внимание детей на изобразит.-худож. деталях спектакля, средствах создания в К. т. образа, места действия.

Неисчерпаемые возможности для развития у детей фантазии, изобретательности, конструкторских навыков, жизненной наблюдательности, пространств. воображения, графич. и композиц. зрения, навыков выразительной речи создает самодеятельный К. т.

Лит.: Перетц В. Н. Кукольный т-р на Руси, СПБ, 1895; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М. - Л., 1925; Образцов С., Актер с куклой, М.-Л., 1938; его же, Моя профессия, М., 1981; его же, Всю жизнь я играю в куклы, М., 1985; Д с м м с и и Е. С., Куклы на сцене, М. - Л., 1949; Федотов А., Техника т-ра кукол, М., 1953; его же, Ожившие силуэты, М., 1961; его же, Секреты т-ра кукол, М., 1963; Т-р кукол заруб. стран. [Переводы пьес], М. - Л1959; Смирнова Н., Сов. т-р кукол, 1918 - 1932, М., 1963; с е ж е, Т-р Сергея Образцова, М., 1971; ее же, И оживают куклы, М., 1982; Что и как в т-ре кукол. Сб. ст., М., 1969; Караманенко Т. Н., Кукольный т-р - дошкольникам, М., 1969; Сперанский Е., Повесть о странном жанре, М., 1971; В Кукольном т-ре. [В помошь худож. самодеятельности], М., 1972; Соломоник И., Традиц. т-р кукол Востока, М., 1983; Некрылова А. Ф., Гусев. В. Е., Рус. нар. кукольный театр, Л1983; Е. С. Деммени. Призвание - кукольник, Л., 1986; Некрылова А. Ф., Русские нар. гор. праздники, увеселения и зрелища кон. XVIII - нач. XX в., Л; Jurkowski H., Dzieje teatru lalek, Warsz.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Инструкция

Соорудите сцену. Ширму можно изготовить очень просто: натяните веревку посреди комнаты и повесьте на нее кусок ткани или легкое одеяло. Если необходимо что-то поставить на сцену, то между спинками стульев положите плоскую доску и перекиньте через нее плед. Сверху в данном случае можно ставить любые декорации, игрушки, искусственный лес. Готовую сцену можно оформить бантиками, бумажными сердечками, рисунками, рыбками.

Можно изготовить кукол, надевающихся на руку, собственными силами! Для этого подойдут ненужные в хозяйстве перчатки , на которых нужно будет вышить глазки, носик, ротик, украсить получившееся лицо из ниток. Главное, чтобы игрушка была по размеру руки кукловода.

Изготовьте игрушку из ткани. Чтобы получить выкройку, положите ладонь на бумагу и обведите . Рука должна быть в таком виде, будто на нее надета : указательный палец смотрит вверх, большой и мизинец – растопырены в стороны, остальные пальцы поджаты. На лекало сделайте припуски по бокам в размере одного сантиметра для швов. Теперь возьмите плотную ткань, мягкую и приятную на ощупь. Скроите две части куклы-перчатки и сшейте их вместе. В качестве головы можно использовать шар, сделанный методом папье-маше или позаимствовать эту часть у старой ненужной игрушки.

Придумайте сценарий. Можно взять за основу всем хорошо известные сказки или что-то оригинальное. Чем младше участники спектакля, тем проще должно быть произведение. Ребенку можно поначалу доверить роль с минимумом слов, а затем усложнять его партию. Когда сценарий готов, подберите подходящие декорации и костюмы .

Найдите звуковые эффекты для представления. Можно записать музыкальное сопровождение на отдельный диск, включать и выключать его в нужный момент.

Устройте репетицию спектакля, где каждый кукловод сможет повторить свою партию слов, поупражняться во взаимодействии с игрушкой перед представлением на публику.

Когда все готово к премьере, соорудите из стульев зрительный зал. Можно изготовить игрушечные билеты на кукольный спектакль, сделать мини-буфет с напитками и поп-корном. Главное, чтобы все участники домашнего спектакля получили от процесса максимум удовольствия.

Выбор названия оказывается трудным, если не ясна цель театра или миссия создателей. Чтобы не затягивать поиски, можно обратиться к знаниям из области маркетинга. Тогда перед основателями театра окажутся 4 равноценные возможности.

Инструкция

Свяжите с ценностью зрителей. Этим покажете, что посвящаете какому-то идеалу, близкому аудитории . Чтобы найти ценность, исследуйте интересы будущих посетителей. Представьте костер, вокруг которого собраны единомышленники в холодный вечер. Такую роль должно играть название театра.Какая ценность может так объединять людей? Название «Кукольная » подчеркивает мысль о том, что являются образами людей, стремящихся к прекрасному. По аналогии найдите ценность, близкую вам и потенциальным клиентам.

Отыщите название в проблеме зрителей. Людям нравится говорить о проблемах, которые их преследуют. Объединение вокруг проблем является привычным. Для защиты от неприятностей и проблем создаются комитеты, съезды, сообщества. Это кажется понятным и естественным.Театр может иметь название «Справедливость». В таком названии много боли и надежды. Найдите аналогичное название, в зависимости от планируемого репертуара выступлений.

Кукольный театр

Куклы и актёры-кукловоды

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно - временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

История

Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Озириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

История театра кукол в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом , зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием .

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани . В 1733 году , по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте .

Одним из самых известных кукольных театров России является .

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Техника кукольного театра

  • Ва́га - приспособление для управления куклой-марионеткой.

Виды кукол

  • Марионетка (в том числе штоковая)
  • Кукла на вертикальном гапите
  • Кукла на горизонтальном гапите
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная
  • Планшетная (выводная) кукла
  • Мимирующая
  • Кукла театра теней (в том числе яванская)
  • Ростовая кукла

В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине - пятачковые петрушки и вертепные, в Европе - марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)

Крупнейшие театры кукол

Россия

  • Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова
  • Московский сказочный театр
  • Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России)
  • Ярославский театр кукол

Украина

На Украине развивается академическая театральная школа:

  • кафедра театра анимации Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского,
  • кафедра театра кукол Киевского национального университета театра и кино им. Карпенко-Карого.
  • Днепропетровский театральный колледж

Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове .

Западная Европа

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.

Примечания

Литература

  • Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.
  • Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Что дает ребенку кукольный театр?

В сложившихся условиях развития общества применение искусства театра в образовательных целях позволяет включить человека в процесс познания. Театрально игровая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, является универсальным средством развития личностных способностей человека. Поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс- действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Для развития коммуникативных умений и навыков эффективно можно использовать театральную деятельность. Однако, определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельности (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, в партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводит к обеднению коммуникативных способностей ребенка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налажывают дружеские и игровые отношения с ними, вынуждены играть в одиночестве.

У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют свои возможные качества лидера и тянутся за лидером. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка является актуальной проблемой современной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они могли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям чудом. Чудо оживления куклы отличает искусство кукольного театра от любого другого зрелища. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Речь идет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпочной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Ребенок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице ребенка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во –первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будем играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть

специально для него придуманный сценарий. В процессе представления в том или ином виде

воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает

свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и

негативных эмоций. Во- вторых, кукла- перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт – или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол- перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?

В игре он больше не малыш, он взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с перчаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развивать память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где ограничено, сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям, тем самым, даря радость другим.Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Ребенок и не подозревает, какую сложную работу души приходится совершать в театре. В театре маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Дети сами должны сделать выбор: за кого- то из героев порадоваться, за кого огорчиться. Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр.

Практические занятия по изготовлению куклы и ее костюма дают возможность познакомиться с различными материалами и технологиями их обработки, получить определенные умения и навыки в работе с ними. Работая над изготовлением куклы, ребенок создает свой неповторимый художественный образ, где развивается его фантазия и воображение. На практических занятиях по вождению куклы, сценической речи, созданию спектакля ребята овладевают навыками актерского мастерства, учатся раскрепощаться, чувствовать себя свободно, познают особенности поведения словесного и физического действия. На занятиях по сценической речи ребенок приобретает навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией; творческое отношение к слову; навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы; освобождается от психофизических зажимов; вырабатывает свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады).

Данные занятия развивают образное мышление, дают возможность овладеть необходимыми умениями и навыками.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Театр способен формировать характер юного зрителя, его отношение к действительности. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – первейшее значение театра для детей, его главнейшая миссия, как духовного наставника, воспитателя. Театр способен пробудить в человеке способность размышлять о мире и себе, об ответственности и свои поступки.

Очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя (разумеется, на первых порах с помощью педагога).