Слепой джазовый музыкант. Биография рэя чарльза

В архиве Рэя Чарльза более семидесяти альбомов

Ray Charles Robinson – слепой джазовый музыкант, плодотворности которого могут позавидовать многие звезды современной эстрады. Более семидесяти альбомов в его активе говорят сами за себя.

Вы можете сказать, что, быть может, это один из тех самых случаев, когда количеством пытаются возместить недостаток качества. Но слышали ли вы о таком музыканте, как Фрэнк Синатра? Лично он отзывался о Рэе Робинсоне как о единственном гении в мире шоу-бизнеса. Его песня What’d I say попала на пятое место в списке самых лучших песен всех времен и народов. Вы ее знаете? Да наверняка слышали, но даже и не знали, кто же это ее исполняет, не говоря уже о том, как она называется. Она воспринимается как один из самых убойных рок-н-рольных стандартов!

В современном мире он является одной из ключевых фигур в развитии мирового шоу-бизнеса. И хоть символические списки самых лучших музыкантов двадцатого века обычно носят совсем уж поверхностный характер, он в них попадает с завидной частотой.

Ну так что, не слышали? Ничего, сейчас мы это все исправим.

Сам я впервые познакомился с биографией этого незаурядного артиста, когда посмотрел фильм «Рэй». Это отличный биографический фильм, который довольно точно и бесстрастно описывает значительную часть жизни популярного музыканта.

Лично у меня фильм вызвал противоречивые чувства. Насколько он был честен? Не знаю. Но после просмотра не создается впечатления о Рэе Чарльзе как о каком-то ханжеском святоше или погрязшем в пороках отпрыске шоу-бизнеса.

Короче, весело, прикольно, с ноткой глубокой тоски и рок-н-ролльным задором. Рекомендую к просмотру! А уж фанатам Рэя этот фильм и вовсе обязателен к просмотру.

Так давайте попытаемся рассмотреть, что же это был за человек.

Итак, начнем по порядку:

Родился, вырос, умер… не все сразу. Городок Олбани, штат Джорджия – вот родина Рэя Чарльза. Семья Чарльза была не просто бедна. Она была непривычно бедна даже по меркам чернокожих. Как впоследствии говорил сам музыкант: «Ниже нас была только земля».

Когда ему было всего несколько месяцев, семья переехала в Южную Флориду, в поселок Гринвиль. Бросив Рэя и его младшего брата Джорджа, отец оставил семью и ушел куда глаза глядят.

Когда Рэю было пять лет, произошел случай, который довольно подробно описывается в фильме. Его младший брат случайно упал в лохань с водой и не смог выбраться. Рэй пытался ему помочь выбраться оттуда, но у него не хватило сил. И его младший брат погиб.

Есть предположения, что именно из-за перенесенного потрясения Рэй и стал понемногу терять зрение, пока полностью не ослеп в возрасте семи лет. См же Рэй говорил, что никому не известно, отчего же он ослеп. Возможно, это было следствием перенесенной болезни. Когда музыкант прославился, он попробовал приобрести зрение. Он даже давал объявления о том, чтобы хоть кто-нибудь пожертвовал ему один глаз, но врачи отказались делать операцию, посчитав ее слишком рискованной и бессмысленной.

В детстве он стал ходить в школу для слепых, где изучил шрифт Брайля. Кроме того, с трех лет он стал учиться игре на фортепиано, да и в баптистском хоре также стал проявляться его музыкальный талант. Но когда ему было всего пятнадцать лет, умерла его мать, а спустя еще пару лет умер и его отец.

Как все начиналось

Когда Рэй закончил обучение в школе, он стал участвовать во многих музыкальных проектах. Тогда он в основном играл в стиле джаз и кантри. Как и полагается молодым музыкантам, свое вдохновение он черпал у других известных джазовых музыкантов, таких как и Арти Шоу. Его первая группа называлась The Florida Playboys.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, он собрал шестьсот долларов и отправился в Сиэттл, где вскоре познакомился с гитаристом Госсади Макги, с которым стал играть и основал группу. Сначала они записывались на лейбле Swingtime Records. Также он сотрудничал с Фуллсоном, когда выпустил свой первый хит. Он называется Confession Blues. Потом выпустил знаменитую Baby, Let Me Hold Your Hand и перешел под лейбл Atlantic records. Ему просто нужна была большая степень творческой свободы.

Первую жену Рэя звали Эйлин Вильямс, на которой он женился 31 июля 1951-го года. Их брак продержался всего год, после чего они развелись. Позже он женился на Делле Беатрис, это произошло в 1956-м году и этот брак продержался уже дольше, до 77–го года. Кстати, в фильме о его первой жене не говорится ни слова, зато лейтмотивом идет повествование о его жизни со второй женой.

Всего у Рэя было двенадцать детей, но лишь троих он родил (в библейском смысле) в браке. Но оставим старое грязное белье покойного и вернемся к его светлому и чистому творчеству.

На новом лейбле Atlantic его поощряли искать свое собственное, неповторимое звучание. Что он и делал со всей страстью, на которую был способен. В пятьдесят третьем году он записал свой знаменитый сингл Mess Around. Потом вместе с гитаристом Гитар Слин он записал сингл The Things That I Used To Do.

Когда же он в 55-м году написал песню I Got a Woman, она заняла первое место в чартах. Есть мнение, что это первая запись в стиле соул. Рэй в основном играл музыку, которая наполовину состояла из госпелов, а оставшуюся часть занимали блюзовые баллады. Получается, что Рэй Чарльз был одним из тех, кто популяризовал исконно черную музыку среди населения.

История композиции What’d I Say

В пластинке Ray Charles in Person можно услышать те самые характерные особенности, которые были присущи раннему творчеству Рэя Чарльза. Этот альбом был записан довольно необычно для тех лет. Это была не студийная запись, а концертное выступление. Тогда же он сыграл и What’d I Say, которая стала одной из самых узнаваемых его композиций. Говорят, это была просто импровизация во время репетиции перед концертом. Но именно она оказала в свое время громаднейшее влияние на мир рок-н-ролла.

Сам Чарльз рассказывал историю создания этой песни следующим образом: он как раз играл последнюю песню из своей программы под названием The Night Time. Дело было в ночном клубе в Милуоки. Когда он доиграл, администратор клуба поставил его перед фактом, что он должен проиграть еще 12 минут. И тогда он решил сымпровизировать. И играл все двенадцать минут. Публика была в восторге, хотя потом студия звукозаписи отказалась выпускать ее, мотивируя свой отказ тем, что она уж слишком длинная.

Тогда ее записала радиостанция WOAK и включила в альбом автора. Песня моментально стала хитом. Когда Atlantic Records в результате все-таки сдалась, песню разбили на две части. Потом еще много кто из популярных ныне исполнителей делал на нее кавер-версии. Как говорил Пол Маккартни, эта композиция дала ему огромнейший импульс для творчества.


Развитие стиля

Вскоре Рэй Чарльз продолжил развивать свой стиль, выйдя за границы госпелов в сочетании с блюзом, и стал записываться с крупными оркестрами. Тогда же он написал свою первую песню в стиле кантри. За блюзовую композицию Let the Good Time Roll он получает Грэмми. В ней он продемонстрировал редкостный по своей силе и экспрессии голос.

Когда же Рэй перешел в ABC Records, он заключил такой фантастический контракт, который сделал его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени. Он переселился на Беверли-хиллз, где приобрел самый большой особняк в округе. Там он и прожил до самой своей смерти, до которой на тот момент оставалось еще много и много лет.

Его работа на ABC имела отличительный характер. С одной стороны, он получил еще большую свободу, а с другой – перестал участвовать в экспериментальных проектах и начал писать музыку, ближе стоящую к мэйнстриму. На подпевке у него был хор, в аккомпанементе – биг-бенд и струнные оркестры.

Это создало разительно отличающийся звук. В Атлантик он писал почти камерную музыку, а в АВС стал производить оркестровые джазовые стандарты. При этом репертуар музыканта просто потрясал воображение своим разнообразием и объемами. Тогда же он пишет свою знаменитую Hit The Road Jack. Точнее, ее пишет Перси Мейлфилд, перед записью певица из бек-вокала сказала Рэю, что беременна от него. Музыкант был далеко не в восторге, и эта смесь ярости и надрыва, звучащая в песне, которую мы сейчас знаем, была как-то… совсем уж натуральной.

И вот отрывок из фильма:

Georgia on My Mind записывали многие музыканты. Среди них были и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг, и Рэй Чарльз. Это была его визитная карточка времен АВС. Ее автор, Хог Кармайкл, посвятил ее девушке по имени Джорджия, а вот несколько позже она стала гимном штата Джорджия. Но девушка была все же раньше, поэтому пусть у вас возникают правильные ассоциации!

Но так или иначе Рэй исполнил Georgia on My Mind в здании Законодательного штата собрания. И, по сути, вошел в оборот музыки кантри. Для чернокожего музыканта это был просто невообразимый успех. Да и вообще Рэй всегда выступал против расизма. Однажды он даже отменил концерт в той же Джорджии, так как чернокожие и белые слушатели должны были сидеть отдельно. Его это глубоко возмутило.

Наркотики

Эта идиллия продолжалась до 65-го года, пока его не арестовали за хранение марихуаны и героина. От этих двух «счастливых препаратов» музыкант был зависим вот уже больше двадцати лет, то есть почти всю свою взрослую жизнь. Наркотики находили у него и раньше, но до сих пор Рэю удавалось выкручиваться, и его не арестовывали. В первый раз у полиции не было ордера на обыск, и дело не получило продолжения, во втором он согласился на лечение от наркотической зависимости, а в третий раз ему пришлось сесть в тюрьму.

Сам он мало воспринимал себя в качестве наркомана. Это уже потом, во время отсидки, ему пришлось бросить наркотики, а до тех пор он воспринимал их, словно аспирин. То есть в реальной жизни он-то понимал, насколько ужасно его положение, а когда выходил на сцену, начинал воспринимать их как аспирин. То есть тебе плохо – и ты начинаешь принимать лекарство, чтобы убрать боль.

Очень ярко эта “наркозависимая” часть его жизни показана в фильме «Рэй»

А вот что было дальше, это уже просто интересно. Например, завязав с наркотиками, он больше ничего выдающегося не написал. Зато делал фантастические каверы. Но своих шедевров у него больше не было. Совпадение? Вряд ли. Дело в том, что эти препараты при употреблении замещают часть естественных гормонов, выделяемых мозгом, и когда пациент прекращает прием «лекарств», то он вполне оправданно теряет вдохновение и попросту впадает в депрессию.

Кроме того, после очищения своего образа жизни, Рэй Чарльз изменил и свой музыкальный стиль. Он стал еще ближе к мейнстриму. Так что после семидесятых его стали воспринимать далеко не так однозначно. Лично мне вспоминается история с бодибилдерами: все осуждают их страсть к стероидам и прочим экспериментам над собственными организмами, а с другой, только стероидных качков и печатают на плакатах. Се ля ви.


Он стал записывать очень много проходного материала, поэтому его творчество в этот период стало казаться более однообразным. Самой примечательной его песней того времени стала America the Beautiful. Потом эта песня вошла в The Message for People, который стал первым политически окрашенным альбомом музыканта.

В те годы он больше играл не на классическом фортепиано, а на , что сделало звук его альбомов в семидесятых особенно выделяющимся на фоне других лет.

Примерно в это же время Рэй начинает активно экспериментировать с синтезаторами. Он часто и много эмитировал ими другие инструменты, а его соло на клавишных приобрело совершенно новый оттенок. Оно стало больше напоминать соло на электрогитаре. Особенно это проявилось в том, как он управлялся с питч-колесом, что в девяностых годах он стал делать просто в совершенстве.

Зрелые годы

Обычно в зрелом возрасте аудитория музыканта начинает несколько смещаться… точнее, она не смещается, она остается в своем поколении, меняется лишь возраст слушателей – они стареют. А вот Рэю Чарльзу удалось заполучить молодежную аудиторию. Особенно это стало очевидным после альбома Friendship.

Выступал он и на инаугурации Рейгана, что полсужило поводом для злых языков: стали уверять, что Рэй бросил тень на свою репутацию. Дело в том, что Рэй был демократом, а вот Рейган – республиканцем. Поэтому Рэй согласился выступать лишь за ошеломительный гонорар в сто тысяч долларов. Потом его агент комментировал это таким образом: «За такие деньги мы бы согласились выступать и на собрании Ку-Клукс-Клана».

В начале девяностых годов Рэй Чарльз стал выступать во многих музыкальных проектах, в том числе в классическом госпеле с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции.

Все альбомы Чарльза до последнего становились популярными. 30 апреля 2004 года он последний раз выступил с концертом. Но его записи выпускались даже после его смерти.

«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь».

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Рэй Чарльз никогда не хотел быть знаменитым. По его мнению, слава подобна головной боли. Но он всегда хотел быть великим. И он им стал. Фрэнк Синатра отзывался о Чарльзе как о гении. Элвис Пресли, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Миг Джаггер и другие популярные исполнители считали его учителем, песни которого определили их музыкальную карьеру.

Рэй записал 70 студийных альбомов, множество золотых пластинок и получил 17 премий «Грэмми». Он сам удивлялся количеству людей, которые собирались на его концертах далеко за пределами Америки. И это было действительно так. Слепого афроамериканца, отца соула, блестящего пианиста, композитора и аранжировщика приходили слушать все. В чем его секрет? В таланте, умноженном на искренность и страсть к музыке.

Краткая биография

Жизнь Рэймонда Чарльза Робинсона - череда потерь и побед с самого детства. Он появился на свет 23 сентября 1930 года на юге США в городке Олбани, штат Джорджиа. Через пару месяцев после его рождения семья переселилась в Гринвилл, штат Флорида. Именно здесь прошло детство будущего певца. Семья жила в нищете. Воспитание сына легло на плечи мамы, хрупкой и миниатюрной женщины. Отец пропадал на работе, а позже и вовсе ушел из семьи.


Как известно, беда не приходит одна. В возрасте 5 лет Рэй стал слепнуть. Развивалась глаукома, в результате которой мальчик полностью лишился зрения через два года. Одновременно со страшной болезнью происходит еще одна трагедия. На глазах Рэя тонет младший брат. До конца жизни он сожалел, что не смог его спасти.

Перестать видеть мир - страшно. Но не для Рэя. Мама подготовила мальчика к будущей жизни. Она рассказывала, как передвигаться по дому, как выполнять домашние обязанности. Он мыл посуду, рубил дрова и делал абсолютно все, что и зрячий человек. Соседи осуждали маму за такое воспитание, а Рэй был благодарен.


Рядом с их домом в Гринвилле находилось кафе, где часто играли буги-вуги. Едва слыша знакомую мелодию, мальчик бросал все дела и бежал в кафе, где его учили игре на фортепиано.

После потери зрения мама отправила сына в Школу Святого Августина для глухих и слепых. Здесь Рэй продолжил музыкальное образование по азбуке Брайля. Он постигал тонкости игры на кларнете, саксофоне и других инструментах, пел в баптистском хоре. Здесь же он впервые столкнулся с расизмом в жестком виде: оскорблениями и драками со стороны белых учеников.

В 15 лет Рэй потерял маму. Он не мог плакать, настолько велико было горе. После этого Чарльз принимает решение бросить школу и уехать к подруге своей матери в Джексонвилл. Чуть позже ему захотелось самостоятельности. Так он оказался в Орландо, где его ждали голод, бедность, игра в различных кафе и наркотики, зависимость от которых длилась 17 лет.

Рэй начал выступать с группой «The Florida Playboys», куда в основном входили белые исполнители. Игра молодого афроамериканца понравилась одному из участников состава, и ему предложили заменить пианиста.

Мечта о собственной группе не давала будущему отцу соула покоя. Пора брать новые вершины, как завещала ему мама. Крупные города он исключил сразу - слишком велика вероятность остаться никем. Рэй попросил знакомого посмотреть по карте город, который находится на другом конце страны, если провести прямую линию от Орландо. Впереди ждал Сиэтл.

В Сиэтле он начинает записывать собственные песни, придерживаясь R&B направления. Одной из популярных композиций того времени считается «Baby, let mehold your hand», получившая признание. Все говорили, что он поет как Нэт "Кинг" Коул. Рэй и не отрицал этого, он оттачивал мастерство, пел, получая удовольствие от любимого занятия. По словам критиков его ранние песни звучали холодно и менее эмоционально. Все изменилось в 50-х годах, когда Рэй принял очередное важное в жизни решение - быть самим собой. Так стал появляться соул.


Рэй Чарльз буквально соединил белую и черную музыкальную культуры в одно целое. Соул включал джаз, ритм-энд-блюз и духовное негритянское песнопение спиричуэлов. Рэй изменил подачу голоса. Никакого подражания, исключительно свой баритон, приправленный различными стонами, криками и другими звуками. Это делало его творчество исключительным, запоминающимся, живым и настоящим.

Под лейблом Atlantic Records Рэй Чарльз записал одну из самых известных песен - "I Got a Woman". Жалобный вокал в сочетании с аранжировкой для духовых придали композиции эмоциональность, которая до сих пор трогает за живое.

Вершину успеха Рэя Чарльза связывают с выпуском альбома «What"d I Say». В нем соединились евангелие, джаз и блюз. Несмотря на популярность одноименной песни, ее не пропускали в радиоэфир. Считали слишком сексуальной из-за характерного для Рэя вокала. Это не помешало в будущем многим исполнителям включить композицию в свой репертуар.

Позже Чарльз переходит в звукозаписывающую компанию ABC, где начинает зарабатывать большие гонорары. Это время хитов "Georgia On My Mind" и "Hit the Road Jack". Популярность певца и композитора растет, он гастролирует и продолжает погружаться в мир музыки настолько глубоко, насколько это возможно, выдавая новые хиты.

Спад в карьере происходит в середине 60-х годов. Он связан с арестом за хранение героина. Медикаментозная реабилитация помогла избежать тюремного срока. Ему дали год условно. С наркотиками было покончено.

Умер гений музыкального мира в возрасте 73 лет, 10 июня 2004 года, в свое доме в Беверли-Хиллс, штат Калифорния. Обострилась болезнь печени. После его смерти выпустилось еще несколько альбомов, которые получили 5 «Грэмми». Талант Рэя Чарльза нельзя переоценить, им можно только наслаждаться и удивляться бесконечной энергетике.



Интересные факты:

  • Будучи слепым Рэй катался на велосипеде и мотоцикле.
  • Он всегда брился перед зеркалом.
  • Рэй был женат два раза, хотя количество женщин, которыми он был увлечен, не ограничивалось цифрой «два». Всего у него было 12 детей от 9 разных женщин. Впоследствии наследники подарили ему 20 внуков и 5 правнуков.
  • В 2004 году Рэй подарил по 1 миллиону долларов каждому ребенку.
  • Чарльз помогал Мартину Лютеру Кингу в борьбе с расизмом. Он спонсировал деятельность пастора, отправляя ему деньги от концертов. Выступать с проповедями Рэй не решался, боялся не сдержаться и «наломать дров».
  • Сингл "Georgia on My Mind" стал официальным гимном штата Джорджия - места, где был рожден отец соула.
  • Песня «What"d I Say» - чистая импровизация. На одном из концертов у Рэя оставалось 10-12 минут, которые нужно было отработать. Он попросил женщин, подпевавших ему, просто повторять фразы за ним - характерная черта церковных песнопений. Так был рожден новый хит. После концерта к нему подходили люди и интересовались, где можно приобрести пластинку.
  • Самым известным его хитом в Америке стала композиция "I Can"t Stop Loving You". Она занимала лидирующую позицию на протяжении 5 недель.
  • Рэй Чарльз стал одним из нескольких чернокожих исполнителей, ставшим номер один в музыкальных чартах страны.
  • Став известным, он убрал из своего имени Робинсон, чтобы избежать путаницы с боксером Рэем Робинсоном.
  • Перенес операцию по замене тазобедренного сустава осенью 2003 года.
  • Перед каждым концертом он принимал стакан джина с кофе, который придавал ему смелость и задор.
  • В начале 60-х чуть не погиб при перелете из Луизианы в Оклахом-Сити. Лед полностью покрыл ветровое стекло самолета, заставив пилота лететь наугад. После нескольких кругов в воздухе сквозь небольшой участок на стекле удалось разглядеть пространство вокруг и посадить самолет.
  • В начале 90-х участвовал в рекламной компании «Diet Pepsi».

  • Рэй не любил общаться с журналистами и неохотно давал автографы из-за того, что не видел, на чем именно ему придется оставить роспись.
  • Его пример и оглушительный успех стали вдохновением для других слепых музыкантов: Ронни Милсапа и Терри Гиббса.
  • Записи Чарльза включены в Библиотеку Конгресса США.
  • В его родном городе Олбани в 2007 году был открыт парк Ray Charles Plaza с круглым вращающимся постаментом, на котором расположена бронзовая скульптура известного исполнителя за фортепиано.
  • Одним из увлечений Рэя были шахматы.
  • Он был первым, кто соединил ритм-энд-блюз с церковным негритянским песнопением.
  • Изображен на почтовых марках США, серии, посвященной музыкальным идолам.
  • Свою звезду на Аллее славы в Голливуде Рэй Чарльз получил 16 декабря 1981 года.
  • По результатам опроса журнала «Роллинг Стоун» Рэй занял второе место как величайший певец своей эпохи. Опрос проводился в 2008 году.


  • Выступал на инаугурации президента Рональда Рейгана в 1985 году. Это вызвало шквал недовольств и связано с различием в политических убеждениях. Рэй считался демократом, а Рейган - республиканцем. По словам агента музыканта, тот просто зарабатывал деньги. Гонорар за выступление равнялся 100 тысячам долларов.
  • Выступал он и на первой инаугурации Билла Клинтона в 1993 году.
  • На одном из концертов в Южной Франции на сцену взобрался молодой человек и стал исполнять «Mess around». Что сделал Рэй? Стал аккомпанировать поклоннику.

Биография Рэя Чарльза (Ray Charles)

Настоящее имя: Рэй Чарльз Робинсон
Дата рождения: 23 сентября 1930 года в США, Элбани, штат Джорджия,
Инструменты: Пианино, саксофон, вокал, клавишные.
Жанр: Джаз, соул, ритм-энд-блюз.

Вклад Рэя Чарльза в современную музыку невозможно переоценить: не будь Рэя Чарлза, возможно, не появились бы такие исполнители, как Стиви Уандер, Джо Кокер, Манфред Мэнн, Эрик Клэптон и многих других, считающие слепого пианиста своим духовным отцом. В 1994 году на фестивале МИДЕМ в Монако Рэю Чарльзу был вручен специальный приз за вклад в современную музыку.

Рэй — личность из тех ударников музыкального труда, которым всегда было скучно довольствоваться тем, что есть, которым нужны были открытия и постоянное движение вперед . Один из главных основоположников соула, он успешно расширял границы ритм-н-блюза 50-х за счет госпел-вокала, современного джаза, блюза и кантри. Описывать его судьбу хочется в терминах из нашего полузабытого советского прошлого: передовик, стахановец и многостаночник. Его музыкальные достижения иначе и не оценишь: автор более 70 студийных и концертных альбомов, композитор с 50-летним стажем, обаятельный певец, прекрасный пианист, аранжировщик и руководитель ансамбля. И хотя самые интересные страницы его творческой биографии написаны уже давно и с конца 60-х ему редко удавалось поразить воображение публики, он десятилетиями остается в прекрасной исполнительской форме, продолжает ежегодно записываться и много выступать .

Рэй Чарльз Робинсон (Ray Charles Robinson) родился 23 сентября 1930 года в Элбани, штат Джорджия, в крайне бедной семье. Отца он никогда не знал, его с братом мать растила одна. К нищете скоро прибавилась и неизлечимая болезнь: глаукома год за годом отнимала у мальчика зрение, а к семи годам он совсем ослеп. Незадолго до этого маленькому Рэю пришлось пережить страшный шок, когда родной брат утонул у него на глазах. Читать и писать, а потом и записывать ноты, он научился по методу Брайля. Развивать свои несомненные музыкальные способности мальчик смог в школе Святого Августина для слепых и глухих детей. Здесь он изучал искусство композиции и осваивал музыкальные инструменты, его фаворитом, конечно, сразу стало фортепиано. Ему было всего 15 лет, когда умерла мать, и он остался на попечении первой жены своего пропавшего отца. Не закончив школу, несколько лет парень кочевал по Флориде в поисках любой работы. А скопив небольшую сумму, пересек Соединенные Штаты и обосновался в Сиэтле, где ему удалось устроиться аккомпаниатором в местных клубах и кафе.

К концу 40-х годов Рэй Чарльз уже сотрудничал с небольшими рекординговыми компаниями и записывал гладенькие композиции, смесь поп-стиля и ритм-н-блюза, которые больше всего напоминали Нэта «Кинг» Коула (Nat «King» Cole) . Он аккомпанировал себе на пианино и пел, подражая манере Чарльза Брауна (Charles Brown). В 1951 году его песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» получила некоторую известность и засветилась в первой десятке R&B-чарта. Впрочем, ранние записи Чарльза мало чем могли привлечь к себе внимание. Неоднократно и вполне справедливо раскритикованные, они звучали холоднее, посредственнее и гораздо менее эмоционально, чем работы его лучшего периода, составившие золотой фонд современной музыки. Хотя сомневаться в мастерстве и исполнительской технике их автора поводов не было.

В начале 50-х звучание его музыки меняется, от подражательных по большей части записей он переходит к самостоятельному оригинальному творчеству. На изменение стиля игры и композиции повлияли гастроли с Лоуэллом Фалсоном (Lowell Fulson), участие в бэк-группе звезды ритм-н-блюза Рут Браун (Ruth Brown), но в первую очередь — студийная работа в Новом Орлеане вместе с Гитар Слимом (Guitar Slim). Рэй играл на пианино и аранжировал его известный ритм-н-блюзовый хит «The Things That I Used to Do». Слим, этот страстный до сумасшествия исполнитель, произвел на Чарльза неизгладимое впечатление.

С 1952 года творческими делами музыканта начинает заниматься лейбл Atlantic Records, и только теперь Чарльз находит свой настоящий голос . Подытоживая опыт прошлых лет и пользуясь лучшими наработками, он создает свой самый популярный и знаковый хит «I Got a Woman». В этой композиции 1955 года Рэй впервые нащупывает свою безошибочную жалобную вокальную манеру, близкую госпелу, которую прекрасно оттеняли упругие, приподнятые аранжировки духовых.

Стиля соул как такового в 50-е годы еще не существовало. Между тем вся работа, проделанная музыкантом в эти годы, как раз и была нацелена на создание более рафинированной разновидности ритм-н-блюза, в которой сохранялось бы все богатство эмоциональных нюансов . Целый ряд наиболее удачных песен Рэя Чарльза, записанных в 50-е, представлял собой именно этот утонченный вариант R&B, который вскоре получит название соула. Самые громкие из его тогдашних хитов — «This Little Girl of Mine», «Greenbacks», «Drown in My Own Tears», «Hallelujah I Love Her So», «Mary Ann», «Lonely Avenue» и «The Right Time». Среди фанов музыканта преобладали чернокожие слушатели, и все перечисленные композиции фигурировали в Тор 10 рейтинга «черных» синглов. Поклонникам поп-музыки понадобился не один год, чтобы оценить оригинальность звучания и мастерство Чарльза. Настоящий прорыв произошел в 1959 году, когда артист представил сингл «What’d I Say (Part I)», в котором скрестились церковная атмосфера, удачно передаваемая трогательным вокалом, и дух рок-н-ролла, донесенный с помощью электрического пианино. Песня «What’d I Say», давно признанная классикой, вошла в репертуар бесконечного количества групп и артистов, поющих на любых площадках, от стадионов до ресторанов. Это был первый в карьере Чарльза сингл, поднявшийся на шестую позицию национального поп-чарта. И один из последних релизов под эгидой Atlantic, с которым артист попрощался в конце 50-х, перейдя на лейбл ABC.

Теперь он был уже не начинающим мальчиком, а знаменитым исполнителем и зрелым автором, который мог диктовать компании АВС свои условия. Одним из них — правом контролировать художественный уровень своих записей — он особенно дорожил. Это моментально сказалось на качестве новых публикаций. Если до начала 60-х в дискографии музыканта не было ни одного по-настоящему популярного альбома, то уже в 1960 году картина резко меняется . Восемь пластинок, изданных в 1960-63 годах, поднимаются в Тор 20 поп-чарта, и это в то время, когда ритм-н-блюзовым альбомам крайне редко удавалось привлечь внимание массовой публики. Отличные лонг-плеи «Genius + Soul = Jazz» и «Ingredients in a Recipe for Soul» делают почти невозможное, покорив 4 и 2 строку национального чарта.

Дела с хитами обстоят так же великолепно. Предоставленный в свое распоряжение, Чарльз знает, как добиваться нужного результата и, лишь слегка отполировав свой ритм-н-блюзовый саунд, в котором достиг совершенства, он выдает на-гора серию хит-синглов, которые приносят ему огромную популярность. Вершинами его карьеры становятся знаменитые хиты «Georgia On My Mind», «Hit the Road Jack», «You Don’t Know Me». Они превратили Чарльза в мировую звезду.

В 1962 году он удивил и своих новообретенных фанов, и старую гвардию, решив углубиться в стиль кантри и вообще музыку американского запада. И углубился настолько успешно, что выпустил еще один хит номер один «I Can’t Stop Loving You», разошедшийся миллионным тиражом, а затем и замечательный альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», который в том же году оказывается на вершине хит-парада. Роскошные аранжировки для этих композиций создавались при участии биг-бэнда, струнного оркестра и хора. Для тех, кто был близко знаком со всей творческой лабораторией музыканта (правда, таких тогда было меньше, чем хотелось бы), в этом «ренегатстве» Рэя Чарльза не было ничего удивительного. Неугомонный в своих поисках и открытый для экспериментов, он всегда был эклектичным артистом , и за время сотрудничества с Atlantic Records, например, неоднократно записывался с известными джазовыми музыкантами Дэвидом Ньюманом (David Newman), Милтом Джексоном (Milt Jackson) и другими.

Если еще раз позволить себе воспользоваться советской терминологией, то Чарльза можно смело назвать шестидесятником. Именно на 60-е пришелся расцвет его композиторского таланта, он проявил себя как исключительно привлекательный вокалист и грамотный аранжировщик. В его активе появились первоклассные хит-синглы «Busted», «You Are My Sunshine», «Take These Chains From My Heart», «Crying Time», «Love Me With All Your Heart», «Together Again». Как и многие его коллеги, он частенько записывал кавер-версии других артистов, среди которых особой популярностью пользовались Beatles. Его каверы песен «Yesterday» и «Eleanor Rigby» имели некоторый успех, добравшись до Тор 30 США.

На начало 60-х приходится и кульминация его взаимоотношений с распорядителями церемонии Grammy: семь раз за четыре года он становится лауреатом премии. Сингл «Georgia оn My Mind» был награжден за лучший поп-вокал и как лучший поп-рок-трек, награды удостоились и вокальные данные Чарльза на альбоме «Genius оf Ray Charles». А в номинации «лучшая R&B-запись» исполнитель побеждал четыре года подряд с песнями «Let the Good Times Roll», «Hit the Road Jack», «I Can’t Stop Loving You» и «Busted».

Стремительное развитие событий несколько замедлилось в 1965 году, когда музыканта арестовали за хранение героина. Это могло произойти гораздо раньше и в любой момент, потому что его героиновый стаж насчитывал без малого 20 лет . Почти год он провел в тюрьме, но вернулся в хорошей на удивление форме и сразу взялся за дело. Во второй половине 60-х музыканта меньше занимали рок и соул, приоритет получили поп-мелодии и джазовая стилистика. Он особенно полюбил струнные аранжировки, перекидывая мостик к лаунжу. Альбомов, равно сочетавших коммерческий и творческий успех, было немного. Среди лучших — диск 1966 года «Crying Time» (Тор 20 США) и финалист первой пятерки джазовых записей «A Portrait оf Ray». Рок-музыканты, как повелось уже давно, внимательно следили за творческими перипетиями Рэя Чарльза и охотно пользовались его находками. Джо Кокер (Joe Cocker) и Стив Уинвуд (Steve Winwood), например, никогда не скрывали, какое мощное влияние оказал артист на формирование их вкусов, стиля игры. Фирменная фразировка музыканта нашла своего продолжателя и модернизатора в лице другого харизматичного персонажа — Вана Моррисона (Van Morrison).

За первые двадцать лет своей профессиональной карьеры Рэй Чарльз достиг таких вершин, которые словно бы застраховали его от любых превратностей судьбы. Критиковать его как-то даже неприлично. Чарльз — легендарное олицетворение американской музыки, да и американской мечты, если уж на то пошло. Его артистизм с годами нисколько не поблек, характерный трогательный вокал сохранил все свои обертоны. Но факт остается фактом: как композитору за последние тридцать лет похвастаться ему было практически нечем. Миллионы его поклонников с восторгом отреагировали бы на его возвращение к соулу образца середины 50-х — 60-х годов. Но почему-то Чарльз больше уже не испытывал к соул-музыке той страсти, которая вдохновила его на создание лучших песен. Победило увлечение джазом, кантри и, конечно, поп-стандартами. Он продолжал записываться почти так же активно, но не вызывал уже былого интереса у пулики. Трек «Living for the City», победитель Grammy 1975 года за лучший мужской вокал в жанре ритм-н-блюза, был сделан как всегда очень качественно, но публику не покорил.

Достаточно успешно певец освоил стилистику кантри, его лонг-плей 1985 года «Friendship» даже лидировал в кантри-чарте. Напоминанием о настоящем масштабе таланта Рэя Чарльза стало участие в альбоме «We Are The World» (1985) в рамках программы «США для Африки». Такие же периодические удачи сопутствовали ему в его джазовых экскурсах, где больше других повезло альбому «Ray Charles» (1988). Музыкант неплохо справился и с дебютом в кино, сыграв небольшую роль в знаменитом фильме «The Blues Brothers». Наконец, его заслуги перед искусством были отмечены введением его имени в Зал славы рок-н-ролла.

В разных уголках мира у Рэя Чарльза находились преданные поклонники, которые заполняли тысячные залы, а в живых шоу он представал во всеоружии. Даже в свои 60 лет он оставался удивительным вокалистом. Чего не могли не признать и организаторы церемонии Grammy, которые в 1990 году наградили музыканта за лучший дуэт (трек «I’ll Be Good to You»), а в 1993-м — за лучший мужской вокал в жанре R&B (трек «Song for You», кавер песни Леона Рассела (Leon Russel)). Выполненная в неподражаемой манере Чарльза, песня «Song for You» была представлена на лонг-плее 1993 года «My World», одном из немногих релизов 90-х, записанных с настоящим вдохновением и азартом.

С наступлением эпохи компакт-дисков собрание сочинений Рэя Чарльза систематически проходило ремастеринг и переиздавалось в разных тематических и хронологических подборках, появлялись компиляции концертных записей, редкие и неизданные материалы — десятки дисков и бокс-сетов. В середине 90-х музыкант напомнил о себе американцам и другим способом, одним из самых действенных: записал вокал для нескольких рекламных роликов диетического «Пепси». Дискография его в эти годы редко пополнялась новыми релизами. В 1998 Рэй Чарльз выпустил неплохую блюзовую запись «Dedicated to You», а в 2000-м вернулся к джазу и подготовил интересный трибьют Стиву Тарру (Stive Turre) «In the Spur of the Moment».

В мае 2002 года Римский Колизей принял своих первых слушателей — после 2000-летнего перерыва (да-да!). Хозяином шоу, проходившего в защиту мира во всем мире, стал не кто иной, как Рэй Чарльз. Он исполнил свой классический хит «Georgia оn My Mind«. В мае 2003 года Чарльз отыграл в Лос-Анджелесе свой 10-тысячный концерт. То есть на протяжении 50 последних лет своей жизни он выходил на сцену в среднем 200 раз в год . Так продолжалось бы и дальше, но подкачало здоровье. После операции на бедре музыкант много месяцев восстанавливал форму. Ему пришлось отменить ряд выступлений, но совсем отказаться от работы было выше его сил . Поэтому музыкант продолжал готовить новый альбом, на этот раз подборку дуэтов с Элтоном Джоном (Elton John), Норой Джонс (Norah Jones), Джонни Мэтисом (Johnny Mathis) и другими вокалистами. Это последний альбом, изданный после смерти Рэя в 2004, просто пришел и взял почти все Грэмми 2005 года в соответствующих категориях.

«Отец соула», прошедший поучительную школу жизни, Рэй Чарльз испытывает искренние отеческие чувства к людям, в чем-то обделенным судьбой. В 1987 году он выделил миллион долларов для создания фонда помощи глухим и открыл специальную клинику для больных с нарушением слуха. Он не просто участвовал в борьбе за гражданские права, но и активно финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга младшего. А в 2003 году спонсировал миллион долларов Университету Нью-Орлеана для разработку специального учебного курса, посвященного культуре, музыке, лингвистике и кулинарии черных американцев, их вкладу в жизнь современной Америки. Будет только логично, если одним из главных героев этого курса станет сам Рэй Чарльз Робинсон.

«Рэй, ты вечно будешь в наших сердцах!»

Дискография Рэя Чарльза:

  • 1956 The Great Ray Charles {Atlantic}
  • 1956 The Genius After Hours {Rhino}
  • 1957 Ray Charles {Atlantic}
  • 1958 Ray Charles at Newport {Atlantic}
  • 1958 Yes, Indeed!! {Atlantic}
  • 1958 Soul Brothers {Atlantic}
  • 1959 What’d I Say {Atlantic}
  • 1959 Ray Charles {Xtra}
  • 1959 The Fabulous Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 Ray Charles {Hollywood}
  • 1959 The Genius of Ray Charles {Atlantic}
  • 1960 Ray Charles in Person {Atlantic}
  • 1960 Genius + Soul = Jazz {DCC}
  • 1960 Basin Street Blues {ABC}
  • 1960 Ray Charles Sextet {Atlantic}
  • 1961 Dedicated to You {ABC/Paramount}
  • 1961 Ray Charles & Betty Carter {ABC/Paramount}
  • 1961 The Genius Sings the Blues {Atlantic}
  • 1961 The Do the Twist with Ray Charles! {Atlantic}
  • 1961 Modern Sounds in Country & Western Music {Rhino}
  • 1961 Soul Meeting {Atlantic}
  • 1962 Hit the Road Jack {HMV }
  • 1962 The Original Ray Charles London
  • 1962 Modern Sounds in Country & Western, Vol. 2 {Rhino}
  • 1963 Ingredients in a Recipe for Soul {ABC}
  • 1963 I Can’t Stop Loving You {HMV}
  • 1964 Sweet & Sour Tears {Rhino}
  • 1964 Have a Smile with Me {ABC/Paramount}
  • 1964 Ballad of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Live in Concert {ABC}
  • 1965 Country & Western Meets Rhythm & Blues {ABC/Paramount}
  • 1965 Ballad Style of Ray Charles {HMV }
  • 1965 Swinging Style {HMV }
  • 1965 Baby Its Cold Outside {HMV }
  • 1965 Take These Chains {HMV }
  • 1965 Ray Charles Sings {HMV }
  • 1965 Cincinnati Kid {MGM}
  • 1966 Crying Time {ABC/Paramount}
  • 1966 Ray’s Moods {ABC/Paramount}
  • 1966 Busted {HMV }
  • 1967 A Man & His Soul {ABC/Paramount}
  • 1967 Ray Charles Invites You to Listen {ABC}
  • 1968 Memories of a Middle Aged Man {Atlantic}
  • 1969 I’m All Yours-Baby! {ABC/Tangerine}
  • 1969 Doing His Thing {ABC/Tangerine}
  • 196? Le Grand {Atlantic}
  • 1970 My Kind of Jazz {Tangerine}
  • 1970 Love Country Style {ABC/Tangerine}
  • 1970 Ray Charles {Everest}
  • 1971 Volcanic Action of My Soul {ABC/Tangerine}
  • 1972 A Message from the People {ABC/Tangerine}
  • 1972 Through the Eyes of Love {ABC/Tangerine}
  • 1972 Presents the Raelettes {Tangerine}
  • 1972 The Original Ray Charles Boulevard
  • 1973 Ray Charles Live {Atlantic}
  • 1973 Jazz Number II {Tangerine}
  • 1973 Genius in Concert L.A. {Bluesway}
  • 1974 Come Live with Me {Crossover}
  • 1975 Renaissance {Crossover}
  • 1975 My Kind of Jazz, Vol. 3 {Crossover}
  • 1975 World of Ray Charles, Vol. 2 {Decca}
  • 1975 Live in Japan {Crossover}
  • 1975 Ray Charles {Up Front}
  • 1976 Porgy & Bess {RCA Victor}
  • 1977 True to Life {Atlantic}
  • 1978 Love & Peace {Atco}
  • 1978 Blues {Ember}
  • 1978 The Fabulous Ray Charles {Musidisc}
  • 1979 Ain’t It So {Atlantic}
  • 1979 King of the Blues {Ampro}
  • 197? Incomparable {Strand}
  • 1980 Brother Ray Is at It Again {Atlantic}
  • 1980 I Can’t Stop Loving You {Pickwick}
  • 1982 A Life in Music {Atlantic}
  • 1982 I Give You My Love {IMS}
  • 1983 Wish You Were Here Tonight {Columbia}
  • 1984 Do I Ever Cross Your Mind? {Columbia}
  • 1984 Friendship {Columbia}
  • 1984 Jammin’ the Blues {Astan}
  • 1984 C C Rider {Premier}
  • 1984 Ray Charles Blues {Astan}
  • 1985 The Spirit of Christmas {Rhino}
  • 1986 From the Pages of My Mind {Columbia}
  • 1987 The Right Time {Atlantic}
  • 1988 Just Between Us {Columbia}
  • 1988 I Can’t Stop Loving You {Colorado}
  • 1988 The Love Songs {Deja Vu}
  • 1989 18 Golden Hits {SPA}
  • 1989 Blues Is My Middle Name Object
  • 1990 Would You Believe? {Warner}
  • 1993 My World {Warner}
  • 1995 It’s a Blues {Thing Monad}
  • 1996 Strong Love Affair {Warner}
  • 1996 Berlin, 1962 {Pablo}
  • 1996 Berlin 1962 {Fantasy}
  • 1998 In Concert {Rhino}
  • 1998 Dedicated to You {Rhino}
  • 2000 Sittin’ on Top of the World {Pilz}
  • 2000 Les Incontournables
  • 2004 Genius Loves Company