Смогут по достоинству оценить. Изобретательницы, которых не оценили по достоинству

Самооценка – один из центральных аспектов нашей личности. Мы не всегда помним о ней, как не помним о воздухе, которым дышим. Не помним до тех пор, пока его достаточно. Мы обращаем внимание на эту важную часть нашего существования, лишь когда чувствуем себя обиженными или когда видим, что сами невольно обидели кого-то. Самооценка – индикатор психологического состояния нашего «я». Она дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей. Именно она показывает нам, есть ли основания для того, чтобы оправдать, похвалить себя в определенной ситуации. От этого ощущения зависят наше эмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом.

Ежечасное испытание

Ежедневно и ежечасно (если мы находимся среди людей) наша самооценка подвергается испытанию. Но что мы делаем для того, чтобы в самых разных обстоятельствах все-таки чувствовать себя «оправданными»? Осознанно или нет, мы последовательно совершаем две разные работы. Мы должны расслышать или увидеть то, что приходит к нам извне. Это может быть критика в наш адрес или какой-то факт: давний друг, например, не поздравил с днем рождения. Принять это бывает непросто, и есть немало людей, которые развили в себе исключительную слепоту ко всему, что может угрожать их вере в себя. Затем мы делаем нечто не менее важное – спрашиваем себя: есть ли моя вина в этом? Представив все обстоятельства, которые нам известны, мы оцениваем себя. Иногда в свою пользу: «Да, я сделал работу не так хорошо, как хотелось бы моему начальнику, но я делал ее с сильной головной болью, и для меня это был почти подвиг». Или: «Как жаль, что я раньше не понял, что обидел своего друга, обязательно позвоню ему вечером». Так постепенно мы миримся с собой, даже если совершаем ошибку. В каждом из нас очень сильна потребность ощутить собственную оправданность – не суетливо оправдываться перед кем-то, а опереться на глубокую, непубличную правду о себе, чтобы иметь возможность сказать: вот так правильно, теперь все хорошо, теперь я могу жить с таким собой дальше.

Наша самооценка зависит одновременно от собственного взгляда, направленного на себя, и от взгляда других людей на нашу личность. Не имеет смысла пытаться перестать зависеть от оценки других. Нужно научиться ее учитывать и соотносить с собственной оценкой. Эта будничная рефлексивная работа спасает нас от зависимости от чужого мнения, как обесценивающего, так и восторженного. Зрелый человек может сказать: я сам себе судья в конечной инстанции.

Поэтому самооценка и изменчива, и устойчива одновременно. Изменчивы обстоятельства и поводы; устойчива привычка рассматривать и оценивать приходящие обстоятельства. На самом деле каждый психологически здоровый человек обречен заниматься этой рефлексией просто потому, что у него есть совесть.

Примета современного мира

Самооценка становится для нас проблемой лишь потому, что мы живем среди людей и окружающие постоянно оценивают нас. В прежние эпохи, когда ожидания общества были более ясны и предсказуемы, человек был лучше защищен, у него было меньше выборов: сын ремесленника становился ремесленником, сказки о Золушках были именно сказками, и каждому было ясно, кто он и на что может претендовать.

Кто виноват и что делать

Нарциссические черты могут передаваться от родителей детям, но не через биологические механизмы наследования, а через систему отношений в семье. Дети в нарциссической семье растут с чувством исключительности, и уже в детстве механизм здоровой самооценки у них может быть искажен. Ведь взрослые твердят: ты не такой, как все, учительница глупа и не понимает такого неординарного ребенка. Но часто уверенные люди на самом деле внутренне очень хрупки, потому что нацелены на признание других и не могут жить, не будучи самыми любимыми…

Травмы детства, опыт нелюбви, игнорирования, унижения так же суров, как и опыт совращающего обожания. Все это – тяжелое наследие для самооценки. Став взрослыми, мы тратим многие годы для того, чтобы изжить это наследство: по кирпичику формируем собственный взгляд на себя. И наш «внутренний судья» часто несправедлив: слишком суров, предвзят. Но можно постепенно научиться быть самому себе другом – справедливым и понимающим. Никогда не поздно учиться любить себя. Этому способствуют и поддержка психолога, и опыт успехов, хороших отношений с друзьями, любовь. Рано или поздно приходит момент, когда становится ясно: я уже все себе доказал, я могу перестать думать о своей самооценке, теперь можно просто любить. Не важно что: горы, море, работу, своих детей.

Вопрос «может ли самооценка быть неуязвимой» так же наивен, как вопрос «можно ли иметь чистую совесть». Конечно нет! Мы обречены снова и снова мучиться, не спать, искать ответа. Эта внутренняя работа не проходит даром: с годами мы все лучше понимаем, кто я, что мне подходит, чего я не сделаю никогда, ни за какие блага.

Эта ясность понимания дает силы выдержать конец любви, неудачу, неожиданное наследство, новую любовь, славу, старость и, наконец, мысль о том, что все мы смертны.

Об этом

  • Григорий Померанц, Зинаида Миркина «В тени Вавилонской башни». Росспэн, 2004.
  • Альфрид Лэнгле «Что движет человеком. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций». Генезис, 2005.

В процессе поиска аудитора руководители и эйчары (HR-менеджер - «human research manager» - менеджер по персоналу - прим. ред.) сталкиваются с нехваткой кандидатов на рынке, а также с проблемой оценки профессиональных и личностных качеств соискателей. Решение в пользу определенного специалиста во многом предопределит качество проведенной им проверки ведения бухучета, достоверность данных, отраженных в аудиторском заключении. Исходя из собственного опыта подбора специалистов в области аудита, предлагаю несколько рекомендаций по поиску аудитора и критериев отбора кандидатов.

Профессиональные компетенции

Начиная подбор аудитора, нужно четко сформулировать тре­бования, которым он должен соот­ветствовать. Критерии отбора кан­дидатов во многом будут опреде­ляться тем, какой аудитор вам тре­буется - внешний или внутренний.

Первым ключевым парамет­ром, безусловно, является опыт работы. Начинающих аудиторов многие работодатели любят отби­рать из хорошо зарекомендовав­ших себя главных бухгалтеров. И это оправдывает себя, если вы готовы вкладываться в обуче­ние начинающего специалиста, понимая, что самостоятельным специалистом он станет не сразу и что подготовка к получению аттестата аудитора займет как минимум полгода. Если компа­нии необходим готовый профес­сионал, то стоит рассматривать кандидатов с аттестатом аудитора и опытом самостоятельного про­ведения аудиторских проверок от 2-3 лет. Согласитесь, проверить ведение бухучета в компании хорошим главным бухгалтером может только еще больший про­фессионал, досконально разбира­ющийся в тонкостях бухучета.

Образование у специалистов в области аудита, как правило, высшее профильное, но встре­чаются и аудиторы со средне-специальным образованием – среди них также много профес­сионалов своего дела. В подобных случаях в нашем кадровом агент­стве мы предъявляем повышен­ные требования к опыту работы, более детально обсуждаем его во время собеседования.

Оценить профессионализм и компетентность аудитора можно с помощью профессио­нальных тестов или в процессе собеседования (интервью) с уже зарекомендовавшим себя в каче­стве опытного профессионала аудитором. В Кадровом агент­стве уникальных специали­стов мы направляем кандидатов в известную аудиторскую компа­нию (наш давний проверенный партнер) для профессионального тестирования.

Также в процессе интервью можно использовать методику кейсов, то есть моделировать рабочие ситуации, в которых может оказаться аудитор, и про­сить кандидатов предложить решение кейса.

В свою очередь сам кандидат на позицию аудитора может обо­сновать свой уровень профес­сионализма наличием аттестата профессионального аудитора. Документы о повышении квали­фикации, прохождении семина­ров и тренингов свидетельствуют о стремлении кандидата к про­фессиональному росту и разви­тию, нацеленности на постоянное совершенствование мастерства.

Личностные качества

Вторым ключевым критерием при подборе аудитора является наличие у специалиста опреде­ленных личностных качеств:

  • настойчивость - планомерное достижение поставленных целей;
  • самостоятельность в приня­тии решений - способность действовать и работать неза­висимо, вовремя принимать порой непростые решения, основываясь на логических рассуждениях и анализе доку­ментов и фактов;
  • наблюдательность и прони­цательность - анализ окру­жающей действительности, интуитивное понимание ситуации;
  • гибкость и дипломатичность - способность подстраиваться под разные обстоятельства, тактичное, правдивое отно­шение к людям;
  • стрессоустойчивость - для внешнего аудитора более, чем для внутреннего.

Личностные качества канди­датов на позицию аудитора мы рекомендуем проверять проек­тивными и метапрограммными методиками (определение типа референции, тест «сходства-раз­личия», «процесс-результат»), с помощью психологических тестов. Но будьте готовы к тому, что не все кандидаты захотят под­вергать себя глубокому многоча­совому тестированию.

Более простой и также не менее эффективный способ – анализ опыта работы кандидата. Задавайте во время собеседова­ния вопросы, которые помогут оценить личные качества ауди­тора и выявить его мотивацию:

  • Расскажите, с какими сложными ситуациями Вы сталкивались в ходе проведения самостоятельных проверок? Как Вы выходили из них?
  • Расскажите о своих профессиональных успехах?
  • Почему Вы выбрали про­фессию аудитора? Насколько комфортно Вы себя в ней чувствуете?
  • Какой Вы видите свою дальнейшую карьеру?

Также неплохо наличие реко­мендаций с последних мест работы. Хотя я призываю все-таки относиться к таким реко­мендациям с известной долей скептицизма, поскольку в моей практике бывали ситуации, когда они не соответствовали действи­тельности. Надежнее испраши­вать рекомендации по телефону и у нескольких респондентов, например, у начальника ауди­торской группы, в состав которой входил кандидат и непосред­ственно которому подчинялся, и у руководителя аудиторской компании или начальника отдела по работе с персоналом.

Безусловно, работа внутрен­него аудитора менее стрессовая, более предсказуемая и упорядо­ченная. Поэтому при оценке лич­ных качеств кандидата на пози­цию аудитора более высокие тре­бования необходимо предъявлять к внешнему аудитору.

Именно внешний аудитор чаще сталкивается с противодей­ствием персонала проверяемой компании, непредоставлением необходимой документации и в целом с негативным отноше­нием сотрудников проверяемой организации как к любому кон­тролирующему органу. С одной стороны, аудитор должен про­являть такт и дипломатичность, соблюдать профессиональный этикет, с другой - решительность и настойчивость в установлении истины для составления правди­вого, соответствующего настоя­щему состоянию дел аудиторского заключения. Потому и уровень стрессоустойчивости внешнего аудитора должен быть значи­тельно выше.

Кроме того, внешний аудитор чаще сталкивается с команди­ровками и связанными с ними акклиматизациями, попадает в разную среду внутри компании, подчас весьма враждебную. Ему могут предлагать компенсации за внесение предпочтительных сведений в аудиторском заклю­чении. И понятно, аудитор должен строго соблюдать исключитель­ную конфиденциальность, ведь в процессе аудиторской проверки он получает доступ к сведениям, относящимся к коммерческой тайне.

Именно поэтому работодатель при подборе внешнего аудитора сталкивается с массой проблем. Например, женщины неохотно соглашаются на работу, связанную с командировками, поскольку больше привязаны к семье и детям. Специалистам старшего возраста (более 50 лет) тяжело приспособиться к жестким стрес­совым условиям труда, и они стре­мятся уйти либо во внутренний аудит, либо в бухучет. Аудиторы-мужчины за выполнение такой работы хотят и соответствующую высокую компенсацию, и потому их зарплатные ожидания явля­ются барометром заработных плат для данной категории персонала. Зарплаты специалистов в обла­сти аудита растут быстрее, чем в области бухгалтерии. По дан­ным обзора московского рынка труда за I квартал 2011 года сред­ний уровень зарплат аудиторов составляет 74 000-77 500 рублей.

Самооценка – один из центральных аспектов нашей личности. Мы не всегда помним о ней, как не помним о воздухе, которым дышим. Не помним до тех пор, пока его достаточно. Мы обращаем внимание на эту важную часть нашего существования, лишь когда чувствуем себя обиженными или когда видим, что сами невольно обидели кого-то. Самооценка – индикатор психологического состояния нашего «я». Она дает представление о наших возможностях, качествах и месте среди других людей. Именно она показывает нам, есть ли основания для того, чтобы оправдать, похвалить себя в определенной ситуации. От этого ощущения зависят наше эмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом.

Ежечасное испытание

Ежедневно и ежечасно (если мы находимся среди людей) наша самооценка подвергается испытанию. Но что мы делаем для того, чтобы в самых разных обстоятельствах все-таки чувствовать себя «оправданными»? Осознанно или нет, мы последовательно совершаем две разные работы. Мы должны расслышать или увидеть то, что приходит к нам извне. Это может быть критика в наш адрес или какой-то факт: давний друг, например, не поздравил с днем рождения. Принять это бывает непросто, и есть немало людей, которые развили в себе исключительную слепоту ко всему, что может угрожать их вере в себя. Затем мы делаем нечто не менее важное – спрашиваем себя: есть ли моя вина в этом? Представив все обстоятельства, которые нам известны, мы оцениваем себя. Иногда в свою пользу: «Да, я сделал работу не так хорошо, как хотелось бы моему начальнику, но я делал ее с сильной головной болью, и для меня это был почти подвиг». Или: «Как жаль, что я раньше не понял, что обидел своего друга, обязательно позвоню ему вечером». Так постепенно мы миримся с собой, даже если совершаем ошибку. В каждом из нас очень сильна потребность ощутить собственную оправданность – не суетливо оправдываться перед кем-то, а опереться на глубокую, непубличную правду о себе, чтобы иметь возможность сказать: вот так правильно, теперь все хорошо, теперь я могу жить с таким собой дальше.

Наша самооценка зависит одновременно от собственного взгляда, направленного на себя, и от взгляда других людей на нашу личность. Не имеет смысла пытаться перестать зависеть от оценки других. Нужно научиться ее учитывать и соотносить с собственной оценкой. Эта будничная рефлексивная работа спасает нас от зависимости от чужого мнения, как обесценивающего, так и восторженного. Зрелый человек может сказать: я сам себе судья в конечной инстанции.

Поэтому самооценка и изменчива, и устойчива одновременно. Изменчивы обстоятельства и поводы; устойчива привычка рассматривать и оценивать приходящие обстоятельства. На самом деле каждый психологически здоровый человек обречен заниматься этой рефлексией просто потому, что у него есть совесть.

Примета современного мира

Самооценка становится для нас проблемой лишь потому, что мы живем среди людей и окружающие постоянно оценивают нас. В прежние эпохи, когда ожидания общества были более ясны и предсказуемы, человек был лучше защищен, у него было меньше выборов: сын ремесленника становился ремесленником, сказки о Золушках были именно сказками, и каждому было ясно, кто он и на что может претендовать.

Кто виноват и что делать

Нарциссические черты могут передаваться от родителей детям, но не через биологические механизмы наследования, а через систему отношений в семье. Дети в нарциссической семье растут с чувством исключительности, и уже в детстве механизм здоровой самооценки у них может быть искажен. Ведь взрослые твердят: ты не такой, как все, учительница глупа и не понимает такого неординарного ребенка. Но часто уверенные люди на самом деле внутренне очень хрупки, потому что нацелены на признание других и не могут жить, не будучи самыми любимыми…

Травмы детства, опыт нелюбви, игнорирования, унижения так же суров, как и опыт совращающего обожания. Все это – тяжелое наследие для самооценки. Став взрослыми, мы тратим многие годы для того, чтобы изжить это наследство: по кирпичику формируем собственный взгляд на себя. И наш «внутренний судья» часто несправедлив: слишком суров, предвзят. Но можно постепенно научиться быть самому себе другом – справедливым и понимающим. Никогда не поздно учиться любить себя. Этому способствуют и поддержка психолога, и опыт успехов, хороших отношений с друзьями, любовь. Рано или поздно приходит момент, когда становится ясно: я уже все себе доказал, я могу перестать думать о своей самооценке, теперь можно просто любить. Не важно что: горы, море, работу, своих детей.

Вопрос «может ли самооценка быть неуязвимой» так же наивен, как вопрос «можно ли иметь чистую совесть». Конечно нет! Мы обречены снова и снова мучиться, не спать, искать ответа. Эта внутренняя работа не проходит даром: с годами мы все лучше понимаем, кто я, что мне подходит, чего я не сделаю никогда, ни за какие блага.

Эта ясность понимания дает силы выдержать конец любви, неудачу, неожиданное наследство, новую любовь, славу, старость и, наконец, мысль о том, что все мы смертны.

Об этом

  • Григорий Померанц, Зинаида Миркина «В тени Вавилонской башни». Росспэн, 2004.
  • Альфрид Лэнгле «Что движет человеком. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций». Генезис, 2005.

Оценить по достоинству

Оценить по достоинству ДОСТО́ИНСТВО, -а, ср.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "Оценить по достоинству" в других словарях:

    Поставить, отдать справедливость, дать оценку, просчитать, расценить, аттестовать, придать значение, понять, признать достоинства, воспринять, обсудить, посмотреть, счесть, осудить, взглянуть, отдать должное, скалькулировать, воздать должное,… … Словарь синонимов

    ОЦЕНИТЬ, оценю, оценишь и (устар.) оценишь, совер. (к оценивать), кого что. 1. Определить стоимость чего нибудь, назначить определенную цену чему нибудь. Оценить имущество. Часы оценили в двести рублей. 2. Высказать то или иное мнение, суждение о … Толковый словарь Ушакова

    Ценю, ценишь; оценённый; нён, нена, нено; св. (нсв. также ценить). 1. кого что. Назначить цену кому, чему л., определить стоимость чего л. О. рысака в тысячу рублей золотом. О. чью л. голову в какую л. сумму (назначить награду за поимку кого л) … Энциклопедический словарь

    оценить - ценю/, це/нишь; оценённый; нён, нена/, нено/; св. (нсв., также, цени/ть) см. тж. оценивать, оцениваться 1) кого что Назначить цену кому, чему л., определить стоимость чего л. Оцени/ть рысака в тысячу рублей золотом … Словарь многих выражений

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Spengler) Освальд (1880 1936) нем. философ, теоретик культуры, представитель “философии жизни”. В “морфологии культуры” Ш. прослеживается влияние идей Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, эстетич. учения Воррингера. Сам Ш. не признавал за… … Энциклопедия культурологии

    Получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики, но писали целые трактаты о них. Так, по словам Диогена Лаэртского, Демокрит написал несколько … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Оценю, оценишь; прич. страд. прош. оценённый, нён, нена, нено; сов., перех. (несов. оценивать и ценить). 1. Назначить цену кому, чему л., определить стоимость чего л. Оценивать продаваемую вещь. □ [Сельцо] Горюшкино тетеньки Варвары Михайловны,… … Малый академический словарь

    Эта статья или раздел может содержать материал неэнциклопедичного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. Эту статью следует … Википедия

    понимать - ПОНИМАТЬ1, несов. (сов. понять), что. Постигать (постичь) смысл, сущность, содержание чего л., уясняя их себе; Син.: брать в толк, осмыслять, осознавать, постигать, разгадывать, раскусывать, уразумевать, уяснять }