Столичное дело сергея собянина. Возвращение долгов

В армии вводят корпоративные карты и безналичный расчет для солдат

За кредиткой шагом марш!

В этом году российские военные не стали миллионерами, но нищими
их уже точно не назовешь. Лейтенант сейчас имеет порядка 50
тысяч рублей в месяц, генерал - больше ста. Перелопатив весь
армейский финансовый механизм, руководители ведомства вышли на
совершенно новые денежные схемы. Какие расчетные правила теперь
действуют в войсках, почему на начальном этапе они дали сбой и
что делается для своевременной выплаты солдатам и офицером
причитающихся им сумм? На эти и другие вопросы в эксклюзивном
интервью «Российской газете» ответила заместитель министра
обороны Татьяна Шевцова.

Сергей Данкверт: дешевые импортные товары могут в любой момент
подорожать 

Ловушки ВТО

Алена Узбекова
Чего ждать российским производителям и потребителям продовольствия
– это главный вопрос, который беспокоит наших сограждан в связи со
вступлением России в ВТО. Только ленивый не говорил о том, как могут
пострадать отрасли сельского хозяйства из-за снижения мер господдержки
для отечественных предприятий. И какие хорошие при этом открываются
перспективы для зарубежных компаний. Это беспокоит производителей. А
потребители волнуются о цене, безопасности и качестве продовольствия. Во
время «Делового завтрака» в «Российской газете» один из самых «закрытых»
для прессы руководителей отечественного агропрома, глава Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт
разрушил многие стереотипы, сложившиеся в отношении последствий
нашего вступления в ВТО.

Полицейских обяжут просить прощение за свои проступки

Разрешите извиниться

Проект беспрецедентного по своему смыслу и духу приказа
министра внутренних дел России выставлен на официальном
сайте ведомства для общественной экспертизы. Документ требует
от сотрудников полиции принести извинения людям, чьи права и
свободы эти сотрудники нарушили. Причем извиняться придется
как перед гражданами России, так и перед иностранцами и даже
людьми без гражданства. Если же по какой-то причине полицейский,
незаслуженно обидевший человека, извиниться не может, эту
неприятную миссию обязан исполнить его начальник.

Как заинтересовать инвесторов в «столичной прописке»

Москву непросто строить

Президент одной из крупнейших компаний, строит Москву
ровно 50 лет: с 25 июля 1962 года. Участвовал в строительстве
аэровокзала «Внуково», комплекса зданий СЭВ, онкологического
центра на Каширке, 2-й очереди «Останкино». Построил элитные
жилые комплексы «Золотые ключи» на улице Минской, «Белый
лебедь» на Мичуринском проспекте, Донское подворье на
Орджоникидзе, «Дача Сталина» на Староволынской и другие. А
в последние годы вкладывает деньги в строительство коттеджей
в Тверской области да приглядел участок под жилье в литовском
Друскининкае. Словом, все дальше от Москвы. Почему? Это
попытался выяснить корреспондент «РГ». Юрий Шеляпин

Выездные "Деловые завтраки" с Владимиром Ресиным стали уже традицией для журналистов "Российской газеты". Где в ходе них мы только не побывали! На самом верхнем этаже делового центра в Вознесенском переулке, глядя на стрелы строительных кранов, взметнувшиеся над столицей, обсуждали проблемы точечной застройки в Москве в бытность Ресина еще первым замом мэра, руководителем строительного комплекса Москвы. А в восстановленном дворце царя Алексея Михайловича в усадьбе-заповеднике "Коломенское" - как сохранить Москву историческую. В храме Христа Спасителя - программу возрождения московских церквей, когда Владимир Иосифович стал уже депутатом Госдумы РФ.

И вот новая встреча - на сей раз в Новодевичьем монастыре. Этому наиболее сохранившемуся памятнику истории и культуры в российской столице без малого 500 лет! Не случайно его взяло под свою охрану ЮНЕСКО. Ну а Владимир Ресин курирует воссоздание неотъемлемой части древней обители - бывшей приходской монастырской церкви- Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Возвращение долгов

Владимир Иосифович! Мы уже заглянули на стройплощадку, где восстанавливается храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Там начато возведение стен. В этом году храм достроят?

Владимир Ресин: Да, мы наметили окончание работ - не позднее конца 2015-го. Работы там ведет опытная строительная компания, которая восстанавливает 63-й по счету храм! Не сомневаюсь, что и этот ей по плечу. Чем он интересен? До сих пор в Москве чаще всего восстанавливались храмы, взорванные в советскую эпоху, а этот уничтожил в 1812 году Наполеон. Когда его армия отступала из Москвы, французы хотели взорвать весь Новодевичий монастырь, но не смогли - вовремя были потушены зажженные фитили пороховых бочек, и тогда они уничтожили эту церковь. Так что нашим советским вождям было с кого брать пример. Построена церковь примерно в то же время, что и сам монастырь, - в 1524 году, поэтому она неотъемлемая часть его архитектурного комплекса. Проект ее восстановления выполнялся по старинным гравюрам и в соответствии с историческим обликом. Правда, сейчас высотой она станет поменьше - не 30, а 18 метров. Сам монастырь в 2004 году был внесен в список ЮНЕСКО как образец московского барокко исключительной сохранности, и в соответствии с требованиями этой организации храм не должен стать новой градостроительной доминантой и превысить монастырскую колокольню.

Его восстановление - подарок Новодевичьему монастырю?

Владимир Ресин: Скорее возвращение наших долгов.

Сам комплекс Новодевичьего монастыря тоже подвергнется реконструкции? Мы шли по его территории и на стенах заметили немало трещин...

Владимир Ресин: По поручению президента России Владимира Путина реализуется комплекс мер по воссозданию исторического облика и полномасштабной комплексной реставрации всего ансамбля Новодевичьего монастыря в рамках Федеральной целевой программы "Культура России" - это делается впервые за последние 100 лет. На нее будет выделено 5 млрд руб. Работы начались в 2014 году с реставрации палат Лопухиных - срок окончания их по графику минкультуры - апрель этого года, и с колокольни монастыря - ее должны завершить в сентябре-октябре 2015-го. А полностью реставрация будет завершена в 2018 году.

Замечу, монашеская жизнь в Новодевичьем возродилась в 1994 году. Вдохнуть ее в обитель - в те годы здесь размещался филиал Исторического музея, взялась доктор химических наук, лауреат Государственной премии Варвара Васильевна Черная. Матушка Серафима, такое имя она получила в постриге в память о своем деде митрополите Серафиме Чичагове, расстрелянном в 1937 году вместе с другими священнослужителями на Бутовском полигоне, и по благословлению митрополита Ювеналия стала первой настоятельницей Новодевичьего после более чем 70-летнего перерыва.

В 1999 году в возрасте 85 лет матушка Серафима скончалась, но монастырь продолжает жить. Более того, в 2010 году он полностью передан в пользование Русской православной церкви. На вопрос "РГ", не мешает ли стройка обители, нынешняя настоятельница игумения матушка Маргарита сказала: "Понимая, какой большой объем реставрационных работ нас ожидает, мы очень волновались, как это скажется на всей жизни монастыря. Но производственный процесс оказался настолько хорошо организован, что ни сестры, ни посетители и прихожане ни разу не почувствовали дискомфорта. Нет шума, рабочие не ходят праздно по территории. Так же хорошо организована работа и на строительстве храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. На мой взгляд, заслуга в этом прежде всего Владимира Иосифовича Ресина".

Владимир Иосифович! А сколько храмов удалось построить Москве из планировавшихся 200?

Владимир Ресин: Напомню, 200 храмов Русская православная церковь вместе с правительством Москвы планировали возвести еще до присоединения к Москве новых территорий. Но за это время сама столица увеличилась в два с половиной раза. Значит, и храмов теперь надо как минимум 400. Над этим и работаем. В первую очередь подбираем под них земельные участки - 153 уже переданы в безвозмездное пользование церкви. За 2015 год стоит задача оформить остальные. Ну а строятся церкви без привлечения бюджетных средств, строго на пожертвования прихожан и благотворителей. 22 храма построены, еще 20 планируется завершить в 2015 году и начать строительство 21.

На территории новой Москвы храмы тоже строятся?

Владимир Ресин: А как же? 18 церквей возводятся. Ведь в чем главная проблема новых районов столицы? Там на 150 - 200, а то и 300 тысяч населения нет ни одного храма! Но главное даже не то, что новые храмы появляются, а то, что пока они строятся, уже становятся духовными центрами. Вокруг каждого образуется приход, начинают совершаться богослужения.

Есть мнение, что чем труднее живет народ, тем больше он строит храмов. Вы согласны с этим, Владимир Иосифович?

Владимир Ресин: Не знаю...В 90-е годы прошлого века жили ведь еще труднее, чем сейчас, а такого внимания к религии, как в наше время, даже тогда не было. Приезжаем мы, например, с владыкой Марком Егорьевским - он всю программу строительства церквей курирует - в новый район Кожухово, местные жители от мала до велика встречают нас в любую погоду. Как-то была задержка с финансированием, так люди умоляли: "Найдите, заплатите, только строительство не останавливайте..." Нашли, стройка продолжается.

Вы сегодня приехали в Новодевичий из Преображенского храма, который был храмом первого полка петровской гвардии и с тех пор считается храмом воинской славы. Как известно, в хрущевские времена его взорвали в Москве последним - в 1964 году под предлогом строительства метро. В XX веке это был последний случай уничтожения действующей церкви. В 2014 году планировалось завершить общестроительные работы. Удалось?

Владимир Ресин: Да. Сейчас идет отделка и работы по благоустройству территории. Сохранившиеся фрагменты фундамента утраченного храма стали частью археологического музея восстановленной церкви. Во время археологических раскопок обнаружены также захоронения солдат Преображенского полка. В память о них в соседнем сквере установлен крест, а сам сквер будет реконструирован с полной заменой грунтов. Его благоустроят, дополнительно высадят деревья и цветы, установят освещение и лавочки. Таким образом на Преображенской площади появится единый ансамбль с храмом и памятником гвардейцам Преображенского полка.

У депутата Госдумы Владимира Ресина и игуменьи Новодевичьего монастыря матушки Маргариты сейчас одна забота: своевременно и качественно провести реставрацию монастыря. Фото: Олеся Курпяева / РГ.

Крестителю Руси

Летом в нашей стране будет отмечаться 1000-летие памяти Святого князя Владимира, крестителя Руси. Вы член рабочей группы, которой еще в 2013 году указом президента была поручена подготовка к этой дате. Как она идет? Как вообще будут проходить празднества?

Владимир Ресин: Координирует эту работу рабочая группа под руководством полпреда президента Александра Дмитриевича Беглова. Киевский князь Владимир, креститель Руси и основатель российской государственности, почитается сегодня и как святой, и как исторический деятель. К 1000-летию его памяти приурочена реконструкция Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира. В ходе ее уже обновлена существующая часть здания и добавлена пристройка, в том числе колокольня взамен утраченной. Строители поставили перед собой задачу завершить все работы к маю 2015 года.

По всей России пройдут фестивали и конференции, посвященные памяти князя Владимира. В школах - специальные уроки, в музеях - тематические выставки. Кульминацией праздника станет концерт на Красной площади. В это же самое время пройдет концерт и в Севастополе, на территории древнего Херсонеса, где крестился Святой Владимир.

А памятник князю Владимиру появится? Много дискуссий на этот счет идет.

Владимир Ресин: Конкурсная комиссия Российского военно-исторического общества уже выбрала его проект, автор которого народный художник России Салават Щербаков. Это будет монумент высотой 24 метра, который установят на смотровой площадке Воробьевых гор. Поставить его планируется на пожертвования, сбор которых сейчас объявлен.

Москва выстоит и в кризис

Владимир Иосифович, в вашу бытность первым заммэра, руководителем стройкомплекса, столица пережила не один финансовый кризис. Что вы посоветовали бы нынешним городским властям, чтобы не уронить отрасль, которая находилась до сих пор на подъеме - в прошлом году город ввел около 9 млн кв. м недвижимости?

Владимир Ресин: Меры, которые принимало правительство Москвы в кризисные 1998 и 2008 годы, помогали нам не только сохранить отрасль, но и поднять ее на новый уровень. Мы всегда понимали, что строительство - это локомотив экономики. В 90-е годы главное было создать благоприятный климат для инвесторов, которые стали активно строить и приносить деньги в городскую казну. Сегодня этот механизм тоже можно использовать.

Не сомневаюсь, что сегодня и Сергею Семеновичу Собянину, и Марату Шакирзяновичу Хуснуллину удастся еще более укрепить отрасль. Я видел их антикризисный план, он очень разумный. Они молодцы: нашли много площадок под многомиллионное строительство жилья, включая ипотеку.

Москва рассчитывает на поддержку социальной ипотеки со стороны государства, без нее строительство жилья, скорее всего, все-таки сократится...

Владимир Ресин: Этот вопрос рассматривался на заседании правительства РФ, окончательный комплекс мер должен быть принят до 27 февраля. Выступает за поддержку социальной ипотеки и Госдума, и наш комитет по земельным отношениям и строительству, членом которого я являюсь. Я лично тоже поддерживаю. Обязательно ее надо сохранить, причем с минимальным процентом. Думаю, что решение будет принято правильное.

Кстати

Завтра Владимиру Иосифовичу Ресину исполнится 79 лет.

Редакция "Российской газеты" от души поздравляет его с этой некруглой датой и желает здоровья и творческого долголетия!

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Любовь Проценко Антон Кульбачевский: На более экологичное топливо столица перейдет вместе со страной Обилие воды, зеленых зон, в которых в условиях мегаполиса уживаются разнообразные звери и птицы, - это то, чем гордятся в своем городе москвичи. Удастся ли сохранить их и дальше? С этого вопроса начался вчера "Деловой завтрак" в "РГ" с новым руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

Любовь Проценко

Антон Кульбачевский: На более экологичное топливо столица перейдет вместе со страной

Обилие воды, зеленых зон, в которых в условиях мегаполиса уживаются разнообразные звери и птицы, - это то, чем гордятся в своем городе москвичи. Удастся ли сохранить их и дальше?

С этого вопроса начался вчера "Деловой завтрак" в "РГ" с новым руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским.

Российская газета: Антон Олегович! Вы один из первых назначенцев в новом правительстве Москвы. Уже пришли к выводу, какие проблемы в городе стоят острее всего?

Антон Кульбачевский: Я москвич, а мое последнее место работы - руководитель департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу. Проблемы столицы знаю давно. Главная из них - состояние атмосферного воздуха, который на 90 процентов загрязняется автотранспортом. Он выбрасывает около миллиона тонн вредных веществ в год.

РГ: К тому же ежегодно добавляется по 300 тысяч машин. Ситуация с воздухом ухудшается?

Кульбачевский: С 2005 года появилась пока незначительная, но все-таки тенденция к улучшению. Это связано и со сменой автопарка. Москвичи стали покупать более экологичные автомобили, производители подтягиваются к европейским нормам. К тому же мэр Сергей Собянин объявил войну пробкам на дорогах. Власти рассчитывают, скорость движения в городе вырастет и вредных выбросов станет меньше.

РГ: Прежние городские власти обещали, что в 2011 году столица первой в стране перейдет на "Евро-4"...

Кульбачевский: Нефтеперерабатывающая промышленность страны еще не готова перейти полностью на выпуск "Евро-4". Чтобы стимулировать этот переход, государство с лета 2011 года вводит дополнительный акциз на бензин "Евро-3". Его производители с каждой тонны будут должны заплатить государству 500 рублей. В итоге цена более дешевого и менее качественного бензина сравняется с более дорогим "Евро-4". Это делается для того, чтобы производство более экологичного топлива стало выгодным, и в 2012 году Москва вместе со всей страной перейдет на "Евро-4".

Полностью репортаж с "Делового завтрака" с Антоном Кульбачевским читайте в одном из ближайших номеров "РГ"

Новость от мэра: Месяц москвичи могут бесплатно ездить по новому железнодорожному кольцу

Как встречает новый учебный год столица? Какие новости ждут москвичей при передвижении по городу? С этих вопросов начался сегодня "Деловой завтрак" в "Российской газете" с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Сергей Семенович! Недавно объявили, что пуск Малого кольца Московской железной дороги, получившего название Московского центрального кольца, назначен на 10 сентября. Это дата официально утверждена? Как удалось всего за два года реализовать такой сложный проект и приспособить грузовую железную дорогу к пассажирским перевозкам? Ведь разговор об этом шел с 2004 года, и все время находились причины откладывать переоборудование вновь и вновь. То дорога не электрифицирована, то слишком много ведомств задействовано, которым трудно договориться между собой, и так далее.

Сергей Собянин: Работу пришлось провести действительно сложнейшую, так как магистраль длиной 54 км и с 31 станцией пересекает множество столичных улиц и радиальных направлений железной дороги. Потребовалась перекладка сотен километров железнодорожных путей и коммуникаций. Таких инфраструктурных объектов в крупных мегаполисах во всем мире единицы. Европа, например, за последние годы ничего подобного не реализовала. Мы предполагали, что сумеем запустить кольцо в конце 2016-го или начале 2017-го года, о чем неоднократно и говорили. Основные работы легли на плечи "Российских железных дорог", но подключился и московский стройкомплекс, все ключевые департаменты города. Все это время нам активно помогает правительство Российской Федерации, Минтранс. И что немаловажно, вопрос находится на контроле у президента РФ. Поэтому сроки ввода в эксплуатацию МЦК удалось ускорить. Даже сложности с финансированием, понятные в пору кризиса, не помешали.

Запуск МЦК будет происходить в несколько этапов. На первом - пассажирское движение начнется по всему кольцу как минимум с 24 станций. Это предположительно и произойдет 10 сентября, если все оставшиеся работы будут выполнены строго в соответствии с требованиями. На втором этапе - до конца года - будут запущены остальные 7 станций. На третьем этапе - до 2018 года, будет постепенно улучшаться связь станций МЦК со станциями метрополитена, радиальными линиями железной дороги и наземным городским транспортом. Одновременно вокруг МЦК начнут строиться крупные транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, гостиницы и другая коммерческая недвижимость общей площадью несколько миллионов квадратных метров. В конечном счете это даст толчок развитию всей ныне депрессивной территории, по которой проходит новая магистраль. Здесь, в срединной зоне столицы, сейчас расположены в основном брошенные промышленные и коммунальные зоны.

Что еще важно? Мы пустим по МЦК самый лучший железнодорожный транспорт, какой сегодня есть в России - поезда "Ласточки", сделанные на базе технологий компании "Сименс". Самые современные и комфортабельные.

Сергей Собянин: Да. Причем, ездить пассажиры в течение первого месяца по МЦК будут совершенно бесплатно. Хоть целыми днями! Кататься, смотреть, что нравится, не нравится…Все замечания и предложения граждан будем все это время принимать и максимально быстро исправлять недостатки. Такое решение мы приняли сегодня на заседании правительства Москвы.

А уже послезавтра 100 тысяч первоклассников придут на свой первый в жизни школьный звонок. Еще в 2012-м году их было 86 тысяч. Готовы ли московские школы принять всех ребят? Были ли у их родителей трудности с записью в первый класс?

Сергей Собянин: Трудностей никаких не было, так как не только все школьники столицы обеспечены местами в классах, но и дошколята - детсадами, хотя их количество тоже выросло за последние годы с 280 тысяч до 400 тысяч. Это самый большой рост за всю новейшую историю Москвы. Выдержать такой наплыв детишек, сохранить доступность учебных учреждений для всех задача была тоже непростая, но Москва с ней справилась. Хочу отметить, что 80% детей будут ходить в школу по месту жительства, куда их родители и подали заявку. Пожелания тех, кто выбрал другую школу, тоже в основном удовлетворены. Мы за последние годы построили 250 школ и ДДУ, огромное количество учебных зданий капитально ремонтируем и реконструируем. Поэтому острой проблем нет. Как нет и былого искусственного дефицита, который нередко возникал из-за того, что люди просто не знали, есть места в той или иной школе или нет. А сейчас процедура записи в школу и детсад с помощью электронной очереди абсолютно прозрачна. Даже ходить никуда не надо - садись к компьютеру и выбирай, где твоему ребенку учиться.