Сью персонаж. Что в имени тебе моём? Редкое и запутанное генеалогическое древо

На различных ресурсах все чаще можно встретить термин, известный практически всем фикрайтерам. Он обозначает то ли нечто страшное, то ли нечто смешное, то ли глупое. И термин этот – Мэри Сью .

Давайте обратимся ко всем известной Википедии, чтобы узнать, кто же такая эта Мэри.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (англ. Marty Stu) - принятое в англоязычной среде (с недавних пор - и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх.

Итак, из этого определения можно извлечь следующие факты:
1. Мэри Сью (в дальнейшем МС) является воплощением автора или же его понятием об идеале.
2. МС никто (кроме ее автора, разумеется) не воспринимает всерьез.

Давайте же разберемся, какими признаками обладает сие создание, и как их избежать. А также посмотрим, какие из этих признаков можно считать основными, а какие – просто примером штампованного сюжета.

Имена у Мэри обычно очень странные. Например, необоснованно длинные или сложные не только для произношения вслух, но и для простого чтения. Юные (да и не только юные) авторы любят наделять своих героинь именами, характерными для европейских стран несколько столетий назад, но никак не соответствующими 21 веку.

Также это имя может не соответствовать стране, и в нашей России-матушке все чаще появляются всякие Хикару и прочие. Это, конечно, возможно, но есть одно но: для всего, опять же, нужно обоснование. К примеру, родители этой героини – фанаты аниме и прочей японской культуры. Это поможет хоть как-то пояснить происхождение имени.

Часто вместо имени можно встретить некое слово, которое именем быть никак не может, но автора, видимо, это не останавливает. Приведу пример, найденный мной на просторах интернета: Мелиорация Дарк. Слово мелиорация означает улучшение почв. Но если автор намеренно сравнивает своего персонажа с удобрениями и прочим, то в таком случае имя можете оставить.

Так каким же должно быть имя персонажа, чтобы на него при первом же упоминании в тексте не повесили ярлык «Мэри Сью»?

1. Имя может быть длинным, но с обоснованием для этого. Причем если в произведении фигурируют несколько персонажей, то их имена не должны разительно отличаться по длине от имени МС. А вообще, лично я бы посоветовала использовать длинные имена только в том случае, если в произведении говорится о «делах давно минувших дней».

2. Имя, не соответствующее стране, в которой родился персонаж, должно иметь обоснование. Иначе это будет выглядеть крайне глупо.

3. Не стоит использовать непонятное слово вместо имени. По крайней мере до тех пор, пока автор сам не знает его значения.

4. Лучшее имяобычное имя. Да-да, самое обычное, характерное для той страны, о которой пишет автор. Например, я пишу об Америке. Для поиска имени стоит просто ввести запрос в любом поисковике: женские/мужские (в зависимости от пола) английские/американские имена. И выбрать подходящее. То же самое и с фамилией. Не стоит делать ее непроизносимой и немыслимо длинной, да еще и с миллиардом апострофов (чаще всего совершенно не нужных) и дефисов.

Пункт второй, внешность.

Внешность разберем на конкретном примере:

Она была самым обычным подросток с розовыми волосами и фиолетовыми глазами, которые меняли цвет по настроению.

Ну разве могут у обычного подростка волосы быть розовыми (если они не крашенные, конечно, но никакая мама не разрешит этому подростку красить волосы в розовый)? Конечно, нет. Тогда стоит убрать из описания слово «обычный», а лучше всего дать персонажу нормальную внешность.

Чаще всего синдромом Мэри Сью страдают именно подростки (каковым и является автор сего безобразия). В этот период они не особо привлекательны внешне. А кому можно поплакаться на собственные недостатки? Правильно, несчастным своим читателям. Это явно прослеживается в божественно прекрасных МС. Причем зачастую их красота совершенно выпадает за рамки приличия, ибо многие Мэри либо красятся, словно в последний раз, либо одеваются, как клоуны. Считается, что типичная одежда Мэри Сью – кожа, мех и прочие дорогие материалы. Тут стоит исходить из основных занятий персонажа. К примеру, возьмем популярный фэндом «Сверхъестественное». Если персонаж – охотник, то кожаная куртка и джинсы для него – самая подходящая одежда, но она не подойдет балерине. А еще авторы часто относят героя к какой-либо субкультуре, которая нравится лично им.

С этим я позволю себе не согласиться. О субкультурах очень интересно писать, и персонаж может сколько угодно быть готом/эмо/панком/металлистом и т.д., но только в том случае, если это имеет прямое отношение к сюжету. Например, основная линия развивается непосредственно внутри этой субкультуры, но тогда нужно досконально изучить ее особенности, а не только цвет одежды.

Бытует мнение, что красивый персонаж – всегда МС. Это не так. Он может быть красивым, но не стоит писать прямо, что он обладает неземной красотой. Каждый человек по-своему красив, поэтому стоит сделать персонажа просто симпатичным. А тот, кому это будет нужно, сам увидит его красоту. Многие авторы, узнав об этом мнении, намеренно «калечат» своего персонажа. Не стоит одаривать его уродствами, достаточно лишь маленького шрама или слишком худых плеч/ног и т.д.

Пункт третий, способности.

Мэри Сью обычно избраны для великой цели (обычно это спасение мира). Возможно, но автору стоит пояснить, почему именно этот персонаж? И один он точно не справится с такой ответственностью. При этом те, кто ему помогают, не должны быть «роскошной свитой еще более роскошной МС», нет. Лучше им быть просто друзьями этого персонажа.

Часто клеймо Мэри присуждают тем персонажам, которые владеют музыкальным инструментом и хорошо поют. Не соглашусь, ибо люди могут играть и петь красиво. Другое дело, если инструмент (гитару/фортепиано/скрипку) персонаж освоил моментально, без малейших усилий. Или если этот инструмент ему совершенно не соответствует (например, накачанный охранник, виртуозно играющий на скрипке, скорее насмешит читателя).

Боевыми навыками персонаж тоже не может овладеть просто так. Этому нужно долго учиться. Да и «хрупкая» девушка вряд ли сможет поднять тяжелое оружие и запросто им размахивать. Следует также подумать о том, что это за оружие, и уместно ли оно в данное время и в данной стране.

А вообще, самой большой проблемой, на мой взгляд, является тот факт, что большинство МС могут справиться с любой задачей и преодолеть любые трудности. Их способности просто появляются из ниоткуда (например, неожиданно вырастают крылья и уносят от опасности). Зачем тогда эта опасность была нужна? Чтобы доказать всесильность героя? Об этом тоже стоит подумать. Персонаж может постоять за себя, но он же (особенно девушка) вряд ли сможет побороть трехметрового орка-противника.

Вопрос четвертый. О происхождении.

Откуда же берутся Мэри Сью? Из воображения автора? Возможно, но часто они появляются от ужасающих союзов. Родители при этом совершенно не сочетаются между собой, как тот же орк и фея. Это просто нереально.

Частенько Мэри Сью называют персонажа с трудным прошлым. Почему бы и нет? Но нужно учесть, что если у него травма в прошлом, то сейчас он не может постоянно улыбаться и плясать. Эта боль будет на него действовать всегда. А еще не стоит «заваливать» героя сплошными страданиями, дайте ему хоть немного порадоваться. Что-то приятное всегда происходит в жизни.

Последний пункт номер пять. О сюжете.

Точнее, о сюжетных штампах. Говорят, что если в персонажа мгновенно влюбляются сразу несколько человек, то он – Мэри Сью. Тогда что, получается, что героиня Виктора Гюго Эсмеральда – МС? Тут, на мой взгляд, есть разница: в произведениях многих авторов персонажи влюбляются в Мэри, но на сюжет это никоим образом не влияет, а просто подчеркивает ее привлекательность. Если на этой любви завязан сюжет, то такое возможно.

Бывает и так, что по сюжету персонаж является значимым лицом (министром, депутатом, а в школах – капитаном футбольной команды или старостой), но при этом эта роль ему абсолютно не нужна. Если, конечно, автор не хочет подчеркнуть то, кем он был и кем стал в результате чего-нибудь. А просто так лучше не нагромождать статусов, иначе читатель запутается.

Смерть на руках у возлюбленного/возлюбленной тоже считается признаком Мэри Сью. Но это зависит от мастерства автора. Если он красиво опишет эту сцену (и то, что будет с этим возлюбленным после), так, что читатель будет тронут, то персонажа вряд ли назовут Мэри. Но опять же нужно обоснование для такой смерти. Как это произошло, и почему возлюбленный оказался рядом?

Вывод:

1. Персонаж может быть красивым, но не стоит давать ему личную оценку, даже если Вы очень его любите. Однако на красоте персонажа может быть завязан сюжет, как, например, в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
2. Не стоит наделять персонажа слишком высоким статусом без особой на то причины.
3. Страдания в прошлом всегда отражаются в настоящем, помните это.
4. Даже сюжетные штампы можно красиво преподнести, это зависит от мастерства.
5. Персонаж не всесилен. В случае опасности можно позволить другому спасти его.
6. Одежду персонажу следует подбирать грамотно. То, что годится для официантки, не сгодится для королевы.
7. Всегда думайте, прежде чем создать гибрида. А не получится ли из него немыслимое чудовище?

В фанфиках

В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации - на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.

Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.

Персонаж типа «Мэри Сью» чаще всего возникает у автора неосознанно. Указание на то, что героиня/герой является «Мэри Сью», может казаться автору весьма серьёзным оскорблением. В некоторых случаях, однако, «Мэри Сью» специально вводится в произведение ради комизма и гротеска . Как правило, в этих случаях «мэрисьюшность» доводится до абсурда , но «развернуться» персонажу не дают какие-то обстоятельства (коими являются другие «Мэри Сью», чаще это ближайшие родственники главных героев).

В настольных ролевых играх

См. также

Примечания

Ссылки

  • Paula Smith. A Trekkie’s tale (англ.) первый фанфик с упоминанием имени Мэри-Сью

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мэри Сью" в других словарях:

    - (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

    - (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди» саентологии. У Мэри и Рона … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931 25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли… … Википедия

    Мэри Сью Хаббард (англ. Mary Sue Hubbard) (17 июня 1931–25 ноября 2002) третья жена писателя фантаста и основателя саентологии Рона Хаббарда. Она участвовала в создании первой Церкви саентологии в 1953 году. Её называли «первой леди»… … Википедия

    Сью: Сью, Арлен (? 1975) никарагуанская революционерка китайского происхождения, первая и самая молодая женщина мученица СФНО, символ никарагуанского женского движения. Сью, Сьюзи (род. 1957) британская певица и автор песен. См. также … Википедия

    Sue Ellen Ewing Линда Грэй в роли Сью Эллен Юинг в 2012 году. Появление 1.01. Digger s Daughter (2 апреля 1978) Информация Пол женский Возраст 65 Дата рождения 1947 Род занятий Кандидат на пост Губернатора Техаса (20 … Википедия

    Mary Pickford Имя при рождении: Глэдис Луиза Смит Дата рождения: 8 апреля 1892 … Википедия

    Mary Kate Olsen and Ashley Olsen Эшли и Мэри Кейт на кинофестивале Трайбека в апреле 2011 Имя при рождении … Википедия

    Мэри Сью (англ. Mary Sue) принятое в англоязычной среде название главного персонажа, наделённого автором гипертрофированными сверхспособностями, с которым автор, как правило, ассоциирует себя. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, вселенские или… … Википедия

За появление данного труда следует благодарить Шрайка и его сообщников по Fantasy_proda . А также легионы юных писателей, щедро предоставляющих материал для анализа.

Составитель ни в коей мере не претендует на оригинальность и первооткрывательство.

Некоторые термины, которые могут вызвать вопросы.

Аффтар - индивид, чьи писательские амбиции существенно превосходят литературный талант (и, увы, знание русского языка).

Бронелифчик - часть униформы Мэри-Сью. Считается, что бронелифчик - это вершина эволюции топика. Лучшие изделия выковывают из сплава либидо, комплексов и штампов (1:3:6). Простейший бронелифчик собирается в домашних условиях из канцелярских скрепок.

Великий Роман - любое произведение аффтара независимо от формы, жанра и объема.

Иномирье - в узком смысле - сказочная вселенная, куда попадает Мэри-Сью. В широком смысле - любая картина мира, в которой извращаются законы природы, логика и правила родной речи (например, у человека внезапно вырастают крылья, пэтэушница становится королевой, а слово "пальто" - склоняется).

Мэри-Сью (МС) - живая легенда Иномирья. Безупречная героиня небезупречных аффтаров. Всегда носит при себе зеркало, которое отражает ее бесчисленные достоинства, и мемориальную табличку, где записаны все подвиги и свершения.

Мэри Сью верхом

Mary Sue Vulgarius

Огромными лучистыми глазами

взирают на тентакли махо-сёдзё.

И нервно поправляют сейлор-фуку.

Прекрасный источник вдохновения для юных аффтаров. И замечательный рассадник комплексов. Ведь, при всем желании, не получится заиметь глазищи в пол-лица (запущенные случаи базедовой болезни в расчет не берем) и ноги длиной в 2/3 роста.

Из аниме в произведения аффтаров прорвались толпы сексапильных демонов с волосами и глазами психоделической окраски. Также японскую мультипликацию следует благодарить за двухметровые мечи, которыми теперь размахивает кто ни попадя. И, конечно, за обилие ехидных героев. Нынче каждая аффтарица считает своим долгом поселить в Великом Романе как минимум одного персонального Алукарда, Шульдиха или Мураки.

Охотник на вампиров Ди заслуживает отдельной благодарности (с занесением в личное дело) за адского коня, любезно сдаваемого напрокат.

Schreik: но вперед него ехидного коня успела сдать напрокат ВБП.

Аристократизм

Смотрите, как поблескивает гордо

фамильный вензель в пирсинге пупка!

Очень важен для МС, и должен всячески подчеркиваться.

Основные черты аристократа: тонкие длинные пальцы, горделивая посадка головы, уменье ездить верхом и презрение к простолюдинам (читатели по умолчанию попадают в число последних).

Настоящий аристократизм не скроют ни слои косметики, ни пудовый пирсинг в разных интересных местах, ни мини-юбка (с ее помощью что-либо скрыть трудновато), ни топик с декольте (см. про мини-юбку).

Артефакты

Добуду я волшебный Медный Таз,

и мир от зла и бедствий им накрою!

Имеют труднопроизносимые названия и труднодоступные места укрывания. По-настоящему сильный артефакт не может храниться в местном краеведческом музее под присмотром вечно дремлющих бабушек и называться "Деревянная ложка. XIX в.".

Понятно, что стоящий артефакт нельзя выпилить лобзиком из фанеры. Зато, хороший артефакт стопудово выйдет из платины, инкрустированной лунным светом, из берцовой кости мухокрылого дракона, или из черепа Розенталя.

Барды и нутрии

Бесшумно, словно тень, речной зверек

с ножом в зубах спускался по портьере...

А голый бард стоял в кустах на стреме.

Самые несчастные существа в Иномирье.

Барды тратили слишком много времени на занятия музыкой и не уделяли должного внимания физической подготовке. В результате, любая иномирская старушка способна побить и ограбить хиляка-барда.

Статистика показывает, что среди бардов много трансвеститов. Во всяком случае, у некоторых Мэри-Сью к концу Великого Романа скапливается ворох бардовых чулок, корсетов и бижутерии.

Иногда бардов используют в декоративно-прикладных целях. Например, делают из них так ценимые аффтарами деревянные гобелены.

Нутриям повезло еще меньше. Их то и дело начиняют всякой гадостью вроде переживаний героини.

Благородное происхождение

Он из низов: в тайге воспитан гнусом.

Важный атрибут Мэри-Сью. Лучше всего, конечно, быть прямым потомком местного бога. Но и монарх вполне сойдет.

В классическом варианте "Папа - король, дочка - бунтарка", МС всячески борется с придворным этикетом, модой и дворянскими обычаями. Все это (особенно, наряды и прически) любовно описывается, чтобы читатель твердо уяснил, с чем именно МС ведет незримый бой.

Происхождение героини может до самого конца держаться в тайне, но читатель все поймет по нехилым намекам.

Боевые искусства

К ней за автографом Чак Норрис прилетал.

А Джеки Чан молил о мастер-классе.

Казалось бы - крутая магичка Мэри-Сью должна спокойненько долбить вражин из надежного блиндажа. Или - с высокой башни. Но нет! Героиня (под бодрящие клевки некой жареной птички) лезет в рукопашную. И не боится, что плохие дяди сделают ей бо-бо.

Кто может тягаться с Мэри-Сью, которую обучил премудростям мордобоя сам великий учитель Малокаши Ела? А еще у героини врожденные способности к кёкусинкай-карате, айкидо и молдавской борьбе трынтэ-дряптэ. И от природы хорошо поставлен крик "Ки-и-йя!".

Чтобы не потерять боевую форму, Мэри-Сью время от времени шатается по разным злачным местам. Уложив в штабеля посетителей таверны, посмевших глазеть в вырез бронелифчика, героиня отправляется в портовый кабак - приструнивать пьяную матросню. А после - бродит по ночным улицам, кокетливо подмигивая потенциальным насильникам.

Большая Любовь

А, может, лучше вздохи на скамейке?

МС - существо жадное. Простой любви ей недостаточно. Любовь должна быть Большой и Эпохальной. Словом, достойной занесения в летописи, анналы истории и протокол осмотра места происшествия.

Большая Любовь либо возникает с первого взгляда, либо постепенно вырастает, как пушок плесени на ржаной горбушке. Быстрый вариант сопровождается тахикардией, усиленным слюноотделением и рвущимся из глубин души воплем "Это он!". У оглушенного любовным криком Объекта нет иных вариантов, кроме немедленного ответного чувства.

Во втором случае, Большая Любовь эволюционирует из взаимного недовольства, мелких подколок и неоднократного спасения друг друга от верной гибели. После третьего-четвертого спасения героиня понимает, что имеет место какой-то подвох. Страниц через 200-300 до Мэри-Сью доходит, в чем именно дело. Ну а далее вступает в силу схема для любви с первого взгляда.

И снова о Мери Сью

как всегда много...

И снова о Мэри (Марти) Сью или «Герои нашего времени»

Знаю, инет кишит статьями про Мэри (Марти) Сью - далее бесполое ОНО или МС, - но мне не даёт покоя со временем извращенная терминология и прикрепление её ко всем героям, так или иначе не отвечающим эстетическим предпочтениям читающего. С тех пор, как окунулась в инет-сообщество авторов, постоянно сталкиваюсь с обвинениями в сьюшности тех или иных героев, в тех или иных текстах. Конечно, я не новатор идеи, но хотела бы разобраться в истинности понятия, признаков МС. Как мне кажется, этимология искажена и утрирована.

Имеют почву или беспочвенны обвинения постараюсь разобраться, ведь современная литература настолько преобразилась, герои нашего времени настолько поменялись, что примерять шаблон сьюшности на всех, кто не попади под зоркий глаз критика-читателя с весьма предвзятым мнением - неверно.

Кто есть истинная(ый) Мэри (Марти) Сью и тексты без них…

В общем, работка большая и кропотливая. Я ковырялась, вычитывала, перерабатывала и вот итог:

1) Понятие, рождение Мэри (Марти) Сью.

2) Фанфик с МС

3) Виды МС

4) Признаки сьюшности (переделка признаков инет-рецензентов).

5) Тесты на сьюшность

6) Герой нашего времени без Сью.

1) Понятие Мэри (Марти) Сью.

Уж простите, но повторение - мать учения, к тому же, если на опус наткнётся новичок, ранее не сталкивающийся с понятием МС, без подробной этимологии сразу не поймёт, о чем речь. Ему придётся копаться в инете, чтобы восполнить пробел в знаниях, а это трата времени - нерационально. Поэтому, кратенько о главном и насущном:

Мэри-Сью (Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением грёз самого автора. Ему присущи гипертрофированные сверхспособности: гениальность в поступках и словах, непревзойденная красота, острый ум, топорная логика, неподражаемое чувство юмора, немереная сила, всё даётся с лёгкостью - удачливый, как никто, - сверхдарования, мегаобаяние, сарказм так и брызжет во время диалогов, с роялями на «ты», как, пожалуй, и с камасутрой, ведь за секс с ОНО можно отдать жизнь, хотя истинный ОНО сам готов на самопожертвование во спасение мира на… в… да где бы то ни было… Осторожно! ОНО управляется любым оружием и не только.

Марти-Сью, он же Марти-Стю (Marty Stu), или Морис-Стю (Maurice Stu) - мужская ипостась Мэри-Сью. Встречается гораздо реже средней Мэри-Сью. Бывают гетеро- и гомосексуальные Марти-Сью - последние в слэш-фиках.

Считается: тексты с ОНО - фантазии девочек-подростков.

Сейчас ОНО имеет идеализированный характер, который оттесняет на периферию повествования других персонажей и постоянно торчит на переднем плане, блистая всевозможными талантами, красотой, сексапильностью, экстрасенсорными способностями и тому подобным. Остальным персам остается только восхищаться ОНО, потому что больше им делать нечего - ОНО всё делает само и гораздо лучше: побеждает злодеев; сводит с ума выбранных и даже не выбранных персонажей; выполняет невыполнимые миссии; служит источником вдохновения для всех вокруг. Если ОНО Марти-Сью - задумчивый, любящий уединение тип, совершенно не обращающий внимание на славу, от которой у него одни неприятности. У него получаются всё начинания, даже когда игнорирует общепринятые правила. В конце ОНО заслуживает уважение всех авторитетных фигур. У него также случаются ужасные приступы вины из-за вещей, в которых не было его ошибки, и которые он вообще не мог контролировать. Все вокруг знают, что он ни в чём не виноват, но он настаивает на своих мучениях и тоскует все ночи напролёт - дешёвая уловка, чтобы найти причину для тоски, переоценки ценностей и глубокой задумчивости. Часто это используется, чтобы герой стал необщительным и презираемым.

ОНО не может сделать ничего даже отдаленно плохого без целой кучи объяснений и оправданий. Читателям это надоедает, также как и постоянное исполнение желаний героя, потому что по существу это одно и то же.

Характерное оправдание "мэрисьюистов": «гг не я, ОНО просто напоминает меня, разговаривает как я, носит моё имя и делает всё то, что мне бы хотелось делать», "гг неидеализированное олицетворение - ОНО переняло кучу недостатков», «гг несовершенно - есть очень много вещей, которых ОНО не умеет". Под "недостатками" часто понимается: гг слишком сильно заботится о своих друзьях, или гг пытается всё делать как можно лучше, на грани возможностей. Под вещами, которые гг "не умеет делать", понимается: неумение играть на банджо и другие навыки, которые маловажны по сюжету.

Причина, почему мэрисьюизм так раздражает: многим не нравится читать о ком-то божественно красивом, удачливом, одаренном, чьи мечты всегда и во всём сбываются.

Прочитав мнение: «Прежде всего хочется указать, что "Мэри-Сью" не имеет никакого отношения к писанию от первого лица. Есть автобиографическая проза, которая представляет повествователя как нормального человека, и с достоинствами, и с недостатками, и не забывает описать других людей, с которыми повествователь, так или иначе взаимодействует (собственно, чаще даже больше описывает других людей) », - подивилась: с чего вдруг? Частенько читала сьюшные тексты от первого, ведь в терминологии речь идёт не об авторе, а о прописанных им героях. Как раз от первого лица - завышенное, ничем не объяснимое в поступках, хамстве, с бурной фантазией альтер эго автора и прорывается. Хотя не могу не признаться - подобные тексты зачастую глубже, чем от третьего, хотя бы по тому, что автор настолько погружается в создаваемый мир, что перестает думать как я-автор, преображаясь в я-супергерой. А повествование от фокального персонажа самое сложное - несмотря на всеобщее мнение: чего там писать от третьего? Грамотным фокалом от третьего мало кто обладает - тексты больше смахивают на повествование от вездесущего. С разницей, пишут не сразу от всех персов - разделяют.

2) Фанфик с МС

Сам термин "Мэри-Сью" появился почти случайно, хотя описывает явление более чем закономерное. В 1974 году Пола Смит написала сознательную пародию "Рассказ треккера" на "Звездный путь" ("Star Trek".

Не мною придумано - только копия:

Первый в истории фик про Мэри Сью

Фандом: Star Trek

Название: A Trekkie"s Tale

Герои: Мэри Сью, Кирк, Спок, Маккой, Скотт

"Ух ты, господи боже мой, круто как! - подумала Мэри Сью, поднявшись на мостик.

"Энтерпрайза". - Я самый молодой лейтенант флота - мне всего пятнадцать с половиной лет!"

К ней подошел капитан Кирк.

- О, лейтенант, я безумно в вас влюблен. Вы хотите переспать со мной?

- Капитан! Я не из таких!

- Вы правы. И я уважаю вас за это. Вот, поуправляйте кораблем минуточку, пока я схожу приготовить для нас кофе.

На мостике появился мистер Спок.

- Что вы делаете в командирском кресле, лейтенант?

- Капитан сказал мне сюда сесть.

- Безупречная логика. Я восхищен вашим разумом.

Капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт вместе с лейтенантом Мэри Сью телепортировались на Ригель XXXVII. На них напали зеленые андроиды и посадили всех в тюрьму. В момент слабости лейтенант Мэри Сью рассказала мистеру Споку, что она тоже наполовину вулканка. Быстро оправившись, она взломала заколкой замок на двери, и они все сбежали назад на корабль.

Но по возвращении доктор Маккой объявил, что лейтенант Мэри Сью обнаружила, что все, кто спускался на поверхность, заразился тяжелой формой бешеной лихорадки, сама Мэри Сью - в меньшей степени. Пока четверо старших офицеров отлеживались в лазарете, Мэри Сью управляла кораблем, и управляла так замечательно, что получила Нобелевскую премию мира, вулканский Орден Мужества и тральфамадорианский Орден Крутых Парней.

Однако болезнь все же поразила Мэри Сью, и вылечить ее не удалось. Капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт стояли вокруг ее постели и, не стесняясь слез, оплакивали потерю ее прекрасной юности и юной красоты, интеллекта, способностей и прочих добродетелей. Экипаж "Энтерпрайза" и по сей день отмечает ее день рождения как праздник.

Очень познавательно, красочно и показательно, не находите?

Запомните…

3) Виды МС

Видела много распределений по видам, типам, но считаю: это уже копание в… и разбивание одного и того же на отдельное. Для меня есть три вида ОНО:

1) Типичное ОНО - смотрите выше, фик про МС.

2) Анти-Сью - антипод типичного ОНО.

3) ГГ с задатками ОНО - большинство гг современной литературы, если судить по признакам сьюшности. Имея заведомо большее количество признаков МС, всё же может быть индивидуумом - имеет право на жизнь.

Итак, с определением, рождением и видами МС ознакомились. Теперь перейдем к главным отличительным чертам.

4) Признаки Мэри Сьюшности

Опять же, предостаточно материала, но мой критический взгляд отсеял много пустого - сугубо ИМХО. Выхватывала самое точное, яркое, подходящее для МС-ОНО, добавляла то, что ИМХО - недостающее.

1) По сюжету:

а) Эффектно появляется и исчезает; (А почему бы и нет?!)

б) Побеждает всех и вся даже ценой жизни… иногда своей; (Что в этом плохого?)

в) По сути, нет сюжетных линий - пустое брожение, хождение. (Здесь - согласная)

г) ОНО нужнО злодеям, или они хотят ОНО убить. (Почему подобного не должно быть? Весьма веская причина для приключения/злоключения)

2) Род, гены, занятость:

а) ОНО из безумно богатой/безумно бедной семьи, отсутствие среднего класса в принципе; (согласная)

б) Родители погибли - вся правда откроется к 10 книге, - или специально отдали ребёнка на воспитание другим потому что… - откроется к 10 книге… (имеет месту быть)

в) ОНО не работает или является наёмником, вором или ещё кем-то асоциальным; (ближе к штампу)

г) У ОНО нечеловеческая кровь; (тоже)

д) ОНО редкостное нечто - сверхсверхсверхсущество, гибрид разных видов, или генетический эксперимент; (тоже)

е) При живых родителях в семье проблемы; (причина, почему ребенок - оторва)

ж) ОНО - избранный; (штамп)

з) У ОНО трагическое прошлое; (скелет в шкафу - очень даже причина для сюжета)

и) Сирота или из неполной семьи. (тоже)

3) Имена:

а) Многоимённость; (если оправданно, почему бы и нет?!)

б) Загадочные сокращения; (согласна)

в) Прозвища, клички и имена, выбранные самостоятельно, зачастую любимое тайное имя автора; (почему бы и нет?!)

г) Странное слово вместо имени. (ну, кому что, главное, чтобы оправдано)

4) Внешность:

а) Идеальная фигура или, наоборот, настолько нереально идеальная, что рот открывается от изумления; (бывает перебор)

б) Необычный цвет волос и глаз; (почему бы и нет?!)

в) Необычная форма глаз, ушей, губ… (почему бы и нет?!)

г) Способность менять внешность по желанию; (почему бы и нет?!)

д) Неописуемая красота или описуемая на полкниги. (Кхм, ну это перебор)

5) Характер:

а) ОНО доброе, отзывчивое, всеобщее любимицО, ни помысла о плохом; (штамп)

б) ОНО злое, эгоистичное, язвительное, стервозное, всеобщее любимицО, ни помысла…(штамп)

д) ОНО повёрнуто на девичьих забавах и гламуре; (согласна, раздражает)

е) ОНО оптимист «от» и «до»; (штамп)

ж) ОНО пессимист даже, когда всё зло уничтожено. (штамп)

6) Умственные способности:

ОНО невероятно умнО даже в том, в чём не разбирается, а все вокруг восхищаются и поражаются гениальности ОНО. (Вот такое бросается в глаза и кроме скупой ухмылки ничего не вызывает).

7) Суперспособности:

а) Владение всеми видами оружия; (если только оправдано)

б) Владение всеми видами боевых искусств; (если только оправдано)

в) Умение водить всё, что летает, катится, плывёт и даже круче - ОНО починит, соберёт, сконструирует, вдохнёт жизни в любой агрегат и научит лететь, катиться, плыть и прочее; (если только оправдано)

г) Выполняет пируэты любой сложности, только открывает глаза и видит опасность; (если оправдано)

д) Бегает быстрее спортивного авто, летает реактивней Стелса, плавает наравне с дельфинами; (даже если оправдано - бээ)

ж) Умеет всё, а если ещё нет - учится с лёту; (даже если оправдано - бээ)

з) Полиглот. (если только оправдано)

8) Сексапильность, интимные отношения:

а) ОНО желают все. Исключений нет… (даже если оправдано - нет)

б) Любовь с самым злым/добрым, крутым, идеализированным персом; (кхм… а зачем его придумывать, как не для ОНО?)

в) ОНО любит детей, а они любят ОНО, хотя до столкновения с «мелким», ОНО и понятия не имелО, что с ними делать, как общаться… (тяжёлый случай)

9) Аксессуары:

а) Магические безделицы - кольца, амулеты, браслеты, серьги, цепочки - обязательно роялем из кустов; (если оправдано и без рояля)

б) Меч, нож, пистолет, рогатка, базука, огнемёт - всегда из кармана или рукава; (такое очень умиляет)

в) Новое оружие - суперпупербластары, гипертаунты и прочее сложно выговариваемое и придуманное; (главное умеренность)

г) Тачка как после прокачки, единорог, корабль-невидимка… (ну, здесь сложнее. Какой герой, такой и транспорт)

10) Отношения с критиками

5) Тест на МС

Почитала, отредактировала на свой манер, уж простите, но многие тесты с повторяющимися вопросами или с пунктами больше подходящими к тесту по штамповости.

При утвердительном ответе ставьте 1 балл.

  • 1. ОНО зовут так же, как и вас.
  • 2. Имя ОНО совпадает с вашим ником.
  • 3. Зовут так, как вы хотели бы, чтобы звали вас.
  • 4. Сложное, трудно произносимое, двух- трех- и далее составное имя.
  • 5. Подумываете назвать ребенка в честь персонажа.
  • 6. 7 баллов, если всё вместе (с 1-5 пункт).
  • 7. В фамилии ОНО присутствует частица «фон», «де» и т.п.
  • 8. Фамилия ОНО чрезвычайно редкая.
  • 9. Непроизносимая.
  • 10. Невероятно известная.
  • 11. ОНО - ребёнок известных родителей.
  • 12. С великими предками.
  • 13. Могущественных сверхов - нечисти, нежити, иных рас.
  • 14. 9 баллов, если всё вместе (с 7-13 пункт).
  • 15. Можете дальше не проходить тест, если утвердительно ответили на все пункты с 1-14. Читайте предпоследнюю расшифровку.
  • 16. ОНО бессмертно.
  • 17. ОНО способно воскрешать, врачевать - поднимать даже покойников.
  • 18. ОНО выглядит молодо независимо от возраста.
  • 19. В глазах ОНО печать времени и мудрость.
  • 20. ОНО божественно прекрасно.
  • 21. ОНО с невероятной фигурой.
  • 22. ОНО необычно грациозно.
  • 23. ОНО непревзойдённо умнО.
  • 24. 10 баллов, если всё вместе (15-22).
  • 25. ОНО сексапильно.
  • 26. Очаровывает всех без исключения.
  • 27. Влюбляет всех и даже персов того же пола, что и ОНО, без видимых, природных предпосылок к однополой любви.
  • 28. Секс с ОНО неподражаем.
  • 29. ОНО занимается сексом не с одним, а с несколькими персами попеременно.
  • 30. 15 баллов, если - одновременно.
  • 31. 20 баллов - неоднократно.
  • 32. 25 баллов - и секс потрясающий.
  • 33. 30 баллов - и они роняют слезу.
  • 34. 35 баллов - и вы тоже прослезились.
  • 35. 150 баллов, если всё вместе (с 24-33 пунктов)
  • 36. У персонажа необычный цвет глаз без видимых на то причин.
  • 37. Впоследствии этот факт сыграет значительную роль.
  • 38. Роскошные волосы, о чем вы неоднократно упоминаете.
  • 39. На первой же странице.
  • 40. С подробным, насыщенным эпитетами.
  • 41. Цвет волос необычный и символизирует что-то определенное.
  • 42. В тату или шрамах, но очень сексуальных и завораживающих.
  • 43. 10 баллов, если в интим зоне и все персы, имеющие туда допуск, не преминут спросить или констатировать их наличие.
  • 44. Обладает приворотной магией.
  • 45. Страдает от любого нелепого происшествия, катаклизма…
  • 46. Самобичевание, самоковыряние сподвигает на решающее действо.
  • 47. ОНО с великолепным голосом и способностями к танцам.
  • 48. ОНО пишет музыку, стихи.
  • 50. 10 баллов, если всё перечисленное получается экспромтом.
  • 51. С друзьями - милый котёнок, с врагами - неумолимый лев.
  • 52. ОНО подковано на язык - словесно заткнёт любого.
  • 53. Непременно «ехиднО», «насмешливО», имеет «язвительный» внутренний голос, усмехается только «нахально», «криво», «хищно».
  • 54. Выполняет миссии нахрапом, несмотря, что остальные герои, готовятся годами.
  • 55. ОНО знает себе цену, отчаянО, храбрО, практически непобедимО и неуязвимО.
  • 56. Сильнее, круче ОНО только его же сила воли, жажда победы, отсутствие таковой.
  • 57. Некромаг со светлой аурой.
  • 58. Светлый маг - с некромантической.
  • 59. Серый страж/страж стихии/времени/любви/радости/радуги…
  • 60. Универсал, легко совмещающий абсолютно несовместимые вещи, способности, магии.
  • 61. Обладает невероятно редким магическим даром.
  • 62. Тайным знанием…
  • 63. ОНО попадает в команду и участвует в соревнованиях/играх/ролевухах.
  • 64. ОНО носит с собой некий предмет - обычно роялем из кустов, - на котором летает, едет, плывёт.
  • 65. Пуп вселенной, галактики, планеты, мира.
  • 66. Спасает миры/планеты, галактики, вселенные…
  • 67. ОНО не имеет недостатков - всегда правО, удачливО, везучЕ…
  • 68. ОНО управляется любым оружием.
  • 69. Владеет всеми видами боевых искусств.
  • 70. 150 баллов, если всё вместе (с 50-68 пункты).
  • 71. Появляется на первой странице.
  • 72. В первом абзаце.
  • 73. В первом же предложении.
  • 74. Жертвует собой, поскольку “терять нечего”.
  • 75. Если автору вменяют МС ОНО, возмущается.
  • 76. Автор планирует написать проду назло народу, с тем же ОНО.
  • 77. Его детьми…
  • 78. Сестрой, братом…
  • 79. Родителями…
  • 80. Предками (реторн в серии)
  • 81. Другом, работником, соседом…
  • 82. Автор уверен: ОНО должнО непременно понравиться читателям.

Расшифровка:

Набрали до 5 баллов - Тестируемый персонаж мало похож на классического МС. Новый, в который ещё предстоит вдохнуть жизнь, сделать человечным, глубоким и понимаемым.

От 6 до 8 баллов - Ещё не МС, но уже близко. Не добавляйте ОНО новых талантов, поклонников, родственников…

От 9 до 200 баллов - Однозначно, МС.

От 201 и выше - Это утрированный фик с МС? Если не писали токовой - сорри, он у вас «от» и «до»!

Пы.сы. Если в вашем фике не нашлось МС, это не ваша заслуга, а наша недоработка…

6) Герои нашего времен

Признаюсь: пишу с ОНО - если верить инет-тестам о МС (мой не в счёт), признакам МС (пункт 4), видам МС (пункт 3) и штампам («Шпаргалки, заметки для начинающих авторов», приложение 2). Вот и задумалась: как же должен выглядеть персонаж, в какой должен участвовать сюжетной линии, в каком должен быть окружении и какими словами это описывать. Данный опус - сугубо ИМХО потому, что многие пункты, взятые из других источников, удалила - уж больно они дублируют остальные или, по моему скромному мнению, вообще не имеют отношения к МС. Можно согласиться, а можно камень бросить - сколько людей, столько мнений, но признаки МС существенно разрослись, и всё это работа дотошных критиканов, которым покоя не дают женские нетленки о высоком, красивом, непобедимом. Не все тексты настолько сьюшны, а если и так, главное не впадать в крайности - продумывать сюжет до мелочей, не упускать логику, прописывать характеры, образы, язык повествования подтянуть. Лично мне скучно писать ни о ком, ни о чём…

Если не права, тогда, скажите: почему, Голливуд снимает фильмы только с ОНО, и заметьте, это самые кассовые фильмы?

Почему столько народу читает сьюшные романы?

Долой серость и быт - надоело крутиться в простоте унылой жизни, - хочу фэнтези, да чтоб герои точно с картинки, героини им под стать, приключения - закрученные, любовь - горячая, враги - могущественные, не тупые и всё это грамотно упаковано и преподнесено.

Осознаю: плевков поймаю, но не готова выслушивать помои о новых МС. К тому же, необъективные и незаслуженные. Почему новых? Потому что, как писала выше, первоначальные признаки существенно прибавились, причём, как понимаю с подачи предвзятых критиков. А это, уж извините, глупость, так каждый может - написать и расписать раздражающие моменты в любом тексте, а потом обозвать: МС.

В общем, ломала голову над героем нашего времени без МС, и вот, что получилось:

Берём все признаки МС и убираем из текста.

1) Имена:

Простое, ничем непримечательное, односложное, без приставок, ни в коем случае не похожее на имя автора, или не дай бог его родственников - будьте осторожны! Дотошные критики проверят даже древо семьи.

Пример:

Ирина Федоськина/Грета Ишман/Гриша Иванов/Джон Бройнер

2) Внешность:

а) В фигуре ни намека на правильность, точёность, стройность. Во внешности - яркости, необычности, выделяющих от серой массы. Одежда как у всех, а лучше из секонд хенда. Описывать сухо, укладываться в пару строчек.

в) ОНО возраста читателя - цифру лучше не озвучивать, пусть читающие сами создают образ и вырисовывают картинку.

Пример: Рост - среднестатистический. Накаченность, стройность - умеренная. Голова держится на нормальной шее, волосы ниспадают негустыми волнами на в меру широкие плечи. Чуть ассиметричное лицо, с нормальной кожей, массой канапушек (если ОНО с юга), нос, глаза, губы - на месте. ОНО в джинсах и футболке.

3) Род, гены, занятость:

а) Родители - средний класс. Живые и не в разводе. Без семейных проблем и трудностей с воспитанием детей - ОНО не единственный ребенок, но и братьев, сестер - умерено.

Пример:

Мать - учительница, домохозяйка, уборщица, санитарка, продавщица… Отец - рабочий на заводе, сантехник, грузчик, дворник…

б) ОНО работает менеджером среднего звена, бухгалтером, агентом по недвижимости...

в) И вообще, желательно не человек, ни в коем случае не сверх… Эльфы, гномы… и рядом не пробегали, драконы не летали, колдуны глаза не колдовали…

а) ОНО - неважно для сюжета;

б) ОНО - рядовой персонаж;

г) Никакого запоминающегося, выдающегося прошлого… и будущего.

Пример:

Кхм… кошки всех мастей и пород - были, собаки - были, бурундуки, белки, зайцы, черепахи, пауки, летучие мыши, змеи, волки, медведи, орёл, сокол, ястреб, голубь, муравей, таракан, крокодил, бегемот, дельфин, золотая рыбка и прочая братия млекопито- насекомо- птице- животности - были. Остаётся либо придумать свою расу, но без сверхспособностей, либо выискать живность не по штампу - не ту, которая приходит первой на ум, - скунс, клоп, глиста, енот, страус, колибри…

Обычный день: проснулось ОНО, умылось, позавтракало, пошло на работу/посуетилось

добывая корма. Вечером - домой, поужинать, умыться, спать…

4) Суперспособности:

а) Оружия в руках не держит, а прикоснись - выскальзывает;

б) Драться не умеет и даже бегает плохо - ноги запинаются;

в) С техникой недружен, прав не получал, спорт не для него;

е) Не поет - если только в туалете или душе и то, соседи в стены стучат, лишь бы заткнулся горе-певец;

д) Говорит только на своём языке и то - картавит, невежда с детства.

5) Характер:

а) ОНО - серая масса общества, ничем непримечательная и невыдающаяся.

б) Есть пара друзей;

Пример:

Если судить по пункту а) и г), то теперь автор - типичное ОНО, а вот персонаж - нет (J )

6) Умственные способности:

а) ОНО невероятно глупО даже в том, в чём, по сути, обязанО разбираться - либо думает, либо ходит;

б) Рядовой сотрудник без энтузиазма.

Пример:

По типу: найди ОНО, если сможешь.

Африка, стадо антилоп Гну. Наше ОНО - одно из стада… (J ) У стада переход на новую землю. По дороге ожидает много препятствий, но наше ОНО не попадет в переделки, не будет удирать от хищников и прочего… Так занимательно и мило - даже документальное кино «В мире животных» не снять…

7) Сексапильность, интимные отношения:

Опять эти глупые телодвижения?!.. ОНО не имеет постоянного партнера, а если имеет - секс редок, малоприятен и неинтересен.

8) Аксессуары:

а) Ничего опасного, режущего, колющего, магического;

б) Транспорт среднего класса, кони как у всех…

Пример:

Если учесть нечеловечность создаваемого персонажа, наличие транспорта природного или механического происхождения вообще не должно предполагаться, как, пожалуй, и наличие прочих аксессуаров.

- Хочешь фокус покажу?

- Давай…

- Чувствуешь… А ручки-то вот они…(J )

9) Элементы сюжета:

д) Появление в главе, когда читатель устанет ждать: когда же будет ОНО;

е) Входит в роль будничным шагом, без помпезности - уходит с высоко поднятой головой, тем же неторопливым шагом, не забыв попрощаться;

д) Никого не побеждает, продолжает влачить жалкое существование;

е) Никаких романтических отношений, а если жанр - ЛР, тогда только с конюхами, оруженосцами и прочими персами, обделёнными какими-либо прекрасностями и выдающимися способностями. Судьба партнёров - не должен оказаться любимцем фортуны;

ж) ОНО не любит детей, они ОНО тоже, а если и приходится общаться только на языке ругательств, пинков и подзатыльников;

з) Об ОНО никто и знать не знает. ОНО никому не нужно, злодеи игнорируют ОНО, существование ОНО безразлично всем.

10) Отношения с критиками

Идеальные отношения и персонажи!

Теперь сравним изначальное понятие и нынешнее.

ИТОГ:

Кхм, создаваемый персонаж действительно не МС. Оно вообще ничего…

Мдась, добро пожаловать в мир книг без МС. Осталось только найти желающих такое читать…

Вот начиталась признаков, посмеялась и поняла: Буду писать про МС. Меня захватывает яркая, неординарная жизнь красивых, незаурядных персов с выдающимися способностями и дарованиями. Если приключение, то обязательно на грани смерти, если любовь, то такая, что б аж постель горела, если кровь - то много, если смерть - трагическая… Хочу, чтобы меня затягивало в текст и рамки будней стирались, а об ишаке Ириконе или Машке Пупукиной пусть другие пишут - кому это интересно!

Копаться в признаках и выдумывать новые - разве нужно оно? Уже есть яркие и самые верные. Остальное… это будет скорее штамповость, нежели МС. А о штампах - совсем другие статьи и опусы.

Всем привет, вы на блоге о фэнтези и фантастике! Сегодня хочу продолжить тему, поднятую в предыдущей статье – о – и рассказать вам о следующем явлении в литературе. На этот раз, куда более старом, устоявшемся и менее спорном.

Мне часто задают вопросы по некоторым жанрам и явлениям. Особенно это касается уже упомянутого бояръ-аниме и Мэри Сью. О первом я уже рассказал, теперь пришла очередь второго.

МС исполнилось 43 года, и за это время приём успел даже деформироваться, и теперь, когда говорят МС, имеют в виду не то, что подразумевалось изначально. Но давайте обо всё по порядку. Начнём с самого термина.

Происхождение и значение

Мэри Сью – это литературный персонаж. Причём, вполне определённый. Так звали героиню у Паула Смита. Он написал пародию (хотя слово «стёб» описывает её более ёмко), в которой фигурировал персонаж по имени Мэри Сью. Это была прекрасная голубоглазая и длинноногая блондинка. Самая красивая девушка во вселенной, при этом, потрясающий гений и она обладала впечатляющей физической формой. Словом – идеализированный образ в квадрате, и помещённый в вакуум.

Пародийность заключалась в высмеивании через образ этого персонажа своих коллег по цеху, которые не чурались использовать персонажей, на чьём месте они представляли самих себя. Поэтому они всегда были красивыми, сильными, благородными… и умными, конечно. Смит же довёл это до абсурда и высмеял таких авторов.

Вот в чём изначально заключалось значение термина «Мэри Сью».

Применение

Сейчас термин используется в таких видах:

Мэри Сью – для героинь.

Марти Стю – для героев.

МС – когда не хотят заморачиваться, не известен пол ГГ или не знают как правильно. Вы теперь знаете. Пишите правильно.

Странно : На самом деле, мне не совсем понятно, почему для мужского ГГ поменялась фамилия. Ладно, Марти вместо Мэри, но почему Стю вместо Сью?

Если кто-то разбирается в этимологии термина лучше меня – отпишитесь.

Помимо негативного контекста, персонаж МС может вводиться для придания повествованию или отдельному эпизоду гротескности и комичности. В таком случае – приём годный и его использование более чем допустимо.

МС как не идеальный образ, а как персонаж с частичным превосходством, зачастую используется в . В таком антураже подобный персонаж выглядит нормально и даже хорошо.

В плохом смысле, МС – это неосознанное воплощение автором своих надежд, мечтаний и несбывшихся ожиданий на бумагу. В результате получается сверхсильный, умный и удачливый персонаж, имеющий невероятный успех у противоположного пола. В таком случае (неосознанного переноса) автор наверняка сильно обидится, если вы скажете, что он пишет чистое Марти Стю/Мэри Сью.

МС в современном смысле

Я бы даже дополнил — «в современном самиздатовском смысле».

Так вот, последние годы понятие МС как идеализированного образа затёрлось, и персонажа могут назвать Марти Стю просто за то, что он обладает большим и плохо обоснованным могуществом. Даже если оно хорошо обосновано – всё равно, могут обозвать. Но это уже частности.

То есть, Рэйстлина Маджере – могущественного чёрного мага из саги «DragonLance» теперь могут назвать МС, хотя его сила уравновешивается страшной болезнью и физической слабостью. И его сила объяснена сюжетно и не является прямо-таки непреодолимой величиной. Но это запущенный случай – называть такого персонажа МС.

И это не есть гуд. Нельзя путать МС и героическое (или эпичное — тут грань тонка и, зачастую, субъективна) фэнтези.

Вот, собственно, и всё. Такое явление как Марти Сью не является чем-то сложным (как многообразие нынешних ) или спорно-странным (как бояръ-аниме). Просто устоявшийся литературный приём. Далеко не всегда идущий во вред произведению.

Разбирайтесь в книгах, смотрите хорошие фильмы! До новых встреч!