В каком году родился бетховен. Великие музыкальные произведения людвига ван бетховена

введение 3

глава I.Биография сунь ят-сена 5

Глава ii. Политические взгляды революционера 12

заключение 17

список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

О Сунь Ят-сене (1866 – 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически его освободитель.

Так как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал, интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена, которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными, утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.

Сейчас мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время эта проблема как нельзя актуальна.

Отсюда цель работы – изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.

1) рассмотреть ключевые моменты его биографии;

2) проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.

На основе этих задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав. Хронологические рамки – годы жизни Сунь Ят-сена.

В работе использовался ряд книг, важнейшая из которых – «Завещание китайского революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов» Тихвинского С. Л. В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.

«Сунь Ят-сен – друг Советского Союза» того же автора – краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984 год. А «Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом фактическом материале.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА

Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ят-сен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь Ят-сен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Ши-кая.

В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ят-сен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ят-сен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншаньчжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

ГЛАВА II . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, - писал в заключение книги Сунь Ят-сен, - состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ят-сена, - «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» - преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ят-сеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ят-сен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сунь Ят-сен. Является выдающеся личностью в истории Китая. Выходец из крестьян, он сумел получить высшее образование и всю жизнь посвятил служению народу.

Глубокая патриотичность и любовь к стране и народу отличали Сунь Ят-сена. Он увидел плоды главного дела своей жизни – свержения цинской маньчжурской монархии. Но он также хотел вывести Китай из кризиса, преобразовать его. Как это сделать, он изложил в «Программе строительства государства».

Три книги, входящие в «Программу строительства государства», представляли собой, по существу, попытку систематизированного изложения политической и экономической программы Сунь Ят-сена в новых условиях. Сложившихся после окончания первой мировой войны. Планы Сунь Ят-сена были связаны с его иллюзиями о возможности мирного послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками первой мировой войны и с его надеждами на возможность изменения политики держав в отношении Китая.

В Советском Союзе большинство взглядов Сунь Ят-сена сочли утопичными, ошибочными и бесперспективными, так как они не соответствовали официальной идеологии. Тем не менее Сунь Ят-сен стал одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии. Наша сегодняшняя задача – объективно оценивать его вклад в мировую историю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

2. Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

3. Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

4. Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.


Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 129.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 128.

Бородин Б. Геркулес Китая // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Он родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, Германия. Его отец и дед были профессиональными певцами и, несмотря на материальные затруднения, семья старалась дать ребёнку всестороннее музыкальное образование. Его обучали играть на органе, скрипке и фортепиано. Талант юного дарования обнаружился сразу, учение давалось легко, и в 14 лет он уже был зачислен в придворную капеллу.

Его первое знакомство с австрийской столицей состоялось в 17 лет. Его прослушал Моцарт и разглядел в музыканте будущего гения. Однако от планов продолжить учебу в Вене, пришлось отказаться. Умерла мама Людвига, и он немедленно вернулся домой. Надо было заботиться о младших братьях, а со смертью кормильца-деда положение ещё больше усугубилось. Из-за отсутствия средств Бетховен бросил школу. Тем не менее, это был образованный человек, прекрасно знавший латынь, итальянский и французский языки, любил читать как древних, так и современных писателей, а благодаря своему наставнику в музыке Кристиану Нефе познакомился с бессмертными творениями Моцарта, Баха и других знаменитых композиторов.

Только в 1792 году ему удаётся окончательно поселиться в Вене. Здесь к нему пришла слава виртуозного пианиста и блестящего импровизатора. Он серьёзно занимается инструментальной музыкой. Свою «Героическую» или «Третью симфонию» он пишет, уже страдая от воспаления среднего уха. Наиболее творчески успешный период его жизни омрачён прогрессирующей потерей слуха. Вопреки надвигающейся на него глухоте, он сочиняет «Пятую» и « Пасторальную» (шестую) симфонии, несколько сонат, скрипичные и фортепианные концерты и единственную оперу «Фиделио».

Абсолютно утратив слух, он становится угрюмым и ведет замкнутый образ жизни. На 57 году жизни немецкий композитор умер в бедности и одиночестве.

Биография Бетховена самое главное

Будущий композитор родился в 1770 году, в семье музыкантов, и музыка в доме была главным атрибутом. Мальчик проявлял огромные способности, особенно нравились ему скрипка и орган. Но все начинания его отец превращал в пытки и издевательства. Ему всегда хотелось сделать из мальчика композитора уровня Моцарта. И в ход шла не похвала, а оскорбления. Атмосфера в доме была угнетающая, неблагоприятная. Бетховен рос замкнутым ребенком, предпочитающим находиться в одиночестве. Главная отрада для него была музыка и книги. Читал он много от Платона до Моцарта.

Но уже в возрасте семи лет он показал свой первый концерт. В этот период он знакомится со своим наставником и другом Кристианом Нефе. Благодаря ему молодой человек знакомится с творчеством таких композиторов как Моцарт, Гендель и Гайдн. И кто бы мог подумать, что через много лет, Бетховен встанет с ними в один ряд. Мальчик был талантлив во всем. Так уже в подростковом возрасте он стал работать помощником органиста при дворе.

1787 год – благодаря своим стараниям Бетховен едет в Вену, где встречается с Моцартом. Известный композитор настолько был поражен способностями гостя, что посчитал необходимым взять его в ученики. Однако судьба преподнесла Бетховену новой испытание, в родном городе умирает мать. Для Бетховена это было большое потрясение. Ближе и роднее у него никого не было. Мама была его опорой, защитой и другом. Отец опустился на самое дно, и вряд ли мог чем-то помочь, поэтому чтобы прокормить свою семью, он забросил музыку и стал посещать лекции в Боннском университете.

В 1792 году он снова приезжает в Вену. В поисках учителя он знакомится с композитором Гайдне. Но творческий тандем не принес успеха, каждая сторона была недовольна друг другом. Учитель считал игру на пианино Бетховена бездарностью, пустой тратой времени, хотя виртуознее пианиста Вена еще не слышала. Здесь он создает самое узнаваемое произведение для современников - «Лунная соната», «Патетическая соната».

В поисках нового наставника судьба сводит его с Антонио Сальери. Два композитора встретились как творческие люди и как друзья. В результате благотворного сотрудничества в этот период Бетховеном было написано более тридцати произведений. Это был «золотой период» его творчества.

За своенравность, за свободу слова, композитор мог бы давно попасть в немилость к властям, но либо всеобщая популярность, либо его характер, оберегали его от нападок на протяжение всей жизни.

Начиная с 1796 года, для композитора наступают тяжелые времена. В это время он начинает терять слух. Первое время композитор скрывал свое новое положение, ведь среди творческих людей такое состояние просто не воспринялось бы. Семьи у него не было, поклонницы и музы его творчества, со временем нашли других избранников. С друзьями перестал общаться. Оградив себя от внешнего мира, Бетховен перестал выходить на улицу, отказывается от выступлений. Стал замкнутым, угрюмым. Человеку, посвятившему жизнь музыке, это было ударом. Для кратковременного общения со знакомыми он предпочитал писать, в каждой строчке тетрадей заложена такая мощь и сила и одновременно немощь и одиночество.

Несмотря на тяжелое заболевание, каким-то невероятным образом, именно в этот период он создает самые романтичные произведения. В последние годы своей жизни Бетховен очень сильно болел, главной его отрадой был племянник.

Скончался композитор в 1827 году после тяжелой и продолжительной болезни. После себя он оставил коллекцию великих произведений, насчитывающую около ста творений.

Интересные факты и даты из жизни

Музыка Бетховена известна всем любителям классики. Его имя считается культовым для тех, кто мечтает стать настоящим музыкантом. Как жил и творил один из самых популярных композиторов?

Бетховен: детство и юность маленького гения

Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

Зрелые годы Бетховена

Сотрудничество Гайдна и Бетховена в Вене трудно назвать плодотворным. Состоявшийся наставник считал творения своего ученика прекрасными, но слишком мрачными. Позже Гайдн уехал в Англию. Затем Людвиг ван Бетховен сам нашел себе нового учителя. Им оказался Антонио Сальери.

Благодаря виртуозной игре Бетховена был создан фортепьянный стиль игры, где крайние регистры, громкие аккорды и использование педали на инструменте стали нормой.

Такая манера игры полностью отражена в популярной «Лунной сонате» композитора. Кроме новаторства в музыке, стиль жизни и особенности характера Бетховена также заслуживали немалого внимания. За своей одеждой и внешним видом композитор практически не смотрел. Если в зале во время его выступления кто-то смел разговаривать, Бетховен отказывался играть и уходил восвояси.

С друзьями и родственниками Людвиг ван Бетховен мог быть резок, но никогда не отказывал им в необходимой помощи близким. За первое десятилетие, что молодой композитор проработал в Вене, он успел написать 20 сонат для классического фортепиано, 3 полноценных фортепианных концерта, множество сонат для других инструментов, одну ораторию на религиозную тему, а также полноценный балет.

Трагедия Бетховена и его поздние годы

Роковой 1796 год для Бетховена становится самым сложным в жизни. У знаменитого композитора начинается потеря слуха. Врачи диагностируют у него хроническое воспаление внутреннего ушного канала.

Людвиг ван Бетховен сильно страдал от своего заболевания. Помимо боли, его преследовал звон в ушах. По советам врачей он отправляется жить в небольшой и тихий город Хайлигенштадт. Но ситуация с его болезнью не меняется в лучшую сторону.

С годами Бетховен все сильнее презирал власть императоров и принцев. Он считал, что равные права людей – вот идеальное благо. По этой причине Бетховен раздумал посвящать одно из своих произведений Наполеону, назвав Третью симфонию просто «Героической».

В период потери слуха композитор замыкается в себе, но продолжает работать. Он пишет оперу «Фиделио». Затем создает цикл музыкальных работ под названием «К далекой возлюбленной».

Прогрессирующая глухота не стала преградой к искренней заинтересованности Бетховена тем, что происходит в мире. После поражения и ссылки Наполеона на австрийских землях был введен строгий полицейский режим, но Бетховен, как и прежде, продолжал критиковать правительство. Возможно, он догадывался, что его не посмеют тронуть и бросить в тюрьму, ведь его слава стала действительно грандиозной.

О личной жизни Людвига ван Бетховена известно немного. Ходили слухи, что он хотел жениться на одной из своих учениц графине Джульетте Гвиччарди. Некоторое время девушка отвечала композитору взаимностью, но потом предпочла другого. Следующая его ученица Тереза Брунсвик была преданным другом Бетховена до самой смерти, но истинный контекст их отношений окутан тайной и доподлинно неизвестен.

Когда у композитора умер младший брат, он взял опеку над его сыном. Бетховен старался привить юноше любовь к искусству и наукам, но парень был игроком и гулякой. Однажды проигравшись, он попытался покончить с собой. Это очень расстроило Бетховена. На нервной почве у него развилась болезнь печени.

В 1827 году великий композитор скончался. Похоронная процессия включала более 20 тысяч человек. Известному музыканту было всего 57 лет, когда он ушел из жизни и был захоронен на венском кладбище.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист (годы его жизни 1770 – 1827).
Людвиг ван Бетховен крещен 17 декабря 1770 года в Бонне, точная дата его рождения не известна.

Биография Людвига ван Бетховена – молодые годы.
Людвиг ван Бетховен неслучайно стал композитором - его отец Иоганн Ван Бетховен и дед Людвиг имели непосредственное отношение к музыке. Отец был певцом, пел он в придворной капелле, а дед сначала тоже пел в придворной капелле, а затем был капельмейстером. Мать же Людвига, Мария-Магдалина, была из простого люда и не имела никакого к музыке – она работала обычной кухаркой. Отец Людвига Бетховина, Иоганн, мечтал, что его сын будет вторым Моцартом и с раннего детства обучал сына игре на клавесине и скрипке. В восемь лет Людвиг ван Бетховен впервые выступил на публике. Было это в Кельне. Но отец видел, что из приобщения ребенка к музыке ничего особого не получалось, и тогда Иоганн Ван Бетховен поручил своим коллегам заниматься с сыном музыкой, кто-то из них учил Людвига игре на органе, кто-то - на скрипке. Когда Людвигу было восемь лет в Бонн приехал композитор и органист – Кристиан Готлиб Нефе, который и распознал у маленького Людвига Бетховена музыкальный талант. Благодаря обучению музыке с Нефе, вышло в свет первое произведение будущего известного композитора - вариации на тему марша Дресслера Бетховену тогда только исполнилось двенадцать лет. Но в это время Людвиг Бетховен уже работал помощником придворного органиста.
Как и многие великие люди, Бетховен, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был оставить обучение в школе. Случилось это после смерти дедушки. Но, тем не менее, биография Бетховена остается как биография высокообразованного человека. Он знал латынь и несколько иностранных языков, в том числе итальянский и французский. Много времени Бетховен уделял чтению книг. Его любимыми авторами были - Гомер, Плутах, Гете, Шиллер, Шекспир. В это время будущий композитор стал сочинять музыку, но многое из его произведений осталось неопубликованным, и по прошествии многих лет было им самим переработано. Из ранних работ Бетховена известна соната «Сурок». Однажды Людвиг ван Бетховен посетил Вену, тогда ему было шестнадцать лет, Моцарт, прослушав его, поразил окружающих следующей фразой: «Он всех заставит говорить о себе!». Бетховен по семейным обстоятельствам (у него тяжело заболела мать и впоследствии умерла, и он был вынужден заботиться о братьях) не смог брать уроки у Моцарта и вернулся в Бонн. В 17 лет Бетховен поступил на работу в оркестр альтистом. Особенно ему нравились оперы Моцарта и Глюка.
В 1789 году Бетховен решил слушать лекции в университете. В это время началась революция во Франции, и Людвиг Бетховен пишет музыку на стихи одного из профессоров университета, восхваляющие революцию. В это время Бетховена заметил знаменитый композитор Гайдн, и Людвиг ван Бетховен решил брать у него уроки, и в 1792 году Бетховен направился в Вену. Уроки с Гайдном быстро разочаровал Бетховена. Да и Гайдн охладел к Бетховену, Музыка и душевный настрой Бетховена не был понят Гайдном: слишком мрачная, слишком смелые рассуждения и взгляды для тех времен. Затем биография Бетховена сложилась следующим образом: Гайдн был вынужден уехать в Англию, и с Бетховеном начали заниматься И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. Людвиг ван Бетховен стал одним из самых модных пианистов Вены, настоящим виртуозом своего дела. Его дебют как пианиста состоялся в 1795 году. К 1802 году Бетховен был известен как создатель 20 фортепианных сонат, в их числе «Патетическая» (1798 год), «Лунная» (№2 из двух «сонат-фантазий» 1801 год), шесть 6 струнных квартетов, восемь сонат для скрипки и фортепиано, множество камерно-ансамблевых сочинений.
Но в конце 1790-х годов у Людвига Бетховена начал прогрессировать страшный для музыканта недуг - глухота. В это время Бетховена одолел пессимизм, и он даже направил своим братьям документ, известный в его биографии как «Гейлигенштадтское завещание». Но, будучи собранным и сильным человеком, Бетховен преодолел кризис в душе и продолжил свое творчество.

Биография Людвига ван Бетховена –зрелые годы.
Творческая биография Бетховена в период с 1803 года по 1812 год известна как новый средний период профессионального расцвета композитора. Этот период ознаменован героическими нотами в музыке Бетховена. К примеру, авторский подзаголовок Третьей симфонии - «Героическая» (1803 год), фортепианная соната «Аппассионата» (1805 год), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано в 1806 году, симфония № пять (1808 год) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио», увертюры «Кориолан» (1807 год), в 1810 году - «Эгмонт». Также наполнены героизмом, динамизмом, темпом Симфония номер 4 (1806год), симфонии №6 «Пасторальная», №7 и № 8, Концерты для фортепиано с оркестром №4, Концерт для скрипки с оркестром и многие другие музыкальные произведения. В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
В 1813 -1814 году Бетховена постигла апатия, что, конечно же, сказалось на его творчестве, сочинял он очень мало. В 1815 году Бетховен взял на себя заботу о сыне умершего брата. Племянник к тому же имел сложный характер.
С 1815 года начался новый этап в биографии композитора, или как еще его называют поздний период творчества. В этот период вышли в свет одиннадцать произведений великого композитора, среди них: сонаты для фортепиано и виолончели, фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Девятая симфония, Торжественная месса, струнные квартеты.
Творчество Бетховена позднего периода отличается контрастами, его музыка тех времен звала к экстремальным действиям, душевному переживанию и лиричности.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек

Смотрите все портреты

© Биография композитора Бетховена. Биография автора лунной сонаты Людвига Ван Бетховена. Биография великого австрийца Бетховена.

«Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии», - говорил Людвиг ван Бетховен. Это убеждение помогло композитору пройти сквозь все несчастья, которые обрушивались на него, и в тоже время внести внести грандиозный вклад в историю музыки.

Бетховен родился в Бонне в семье придворного музыканта. Будущий композитор вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет новым Моцартом и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. Отец был очень строг к маленькому Людвигу, который «за инструментом частенько бывал в слезах».

Куда большую роль в становлении будущего великого композитора сыграл придворный органист Кристиан -Готлоб Нефе. Он стал для Людвига вторым отцом и не только наставлял его в музыке, но и был его другом.

Именно Нефе разглядел потенциал юного музыканта. Именно он помог Бетховену в 1787 году (в возрасте 17 лет) поехать в Вену, к Моцарту.

Неизвестно, встречались ли они на самом деле, однако легенда приписывает Моцарту слова, сказанные в адрес юного Бетховена: «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе». Вероятно, это было первый подъем в биографии Людвига. Похвала маэстро открывала серьезные перспективы, однако Бетховену так и не суждено было стать учеником Моцарта. Вскоре он вынужден был вернуться обратно в Бонн из-за болезни матери. Вскоре она умерла, и Бетховен вынужден был взять на себя заботу о семье.

В 1792 году, после смерти отца, Бетховен вновь поехал «штурмовать» Вену, столицу классической музыки. Он учился здесь у Гайдна, Альбрехтсбергера и Сальери - последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена.

Первое выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная акция в пользу вдов и сирот музыкантов. Вскоре пришло признание Бетховена как композитора. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет он создал 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. В Вене он получил славу и популярность блестящего исполнителя и импровизатора. Он стал учителем музыки в некоторых домах венских вельмож, и это дало ему средства для жизни.

Однако стремительный подъем закончился печальным падением. В 26 лет Людвиг ван Бетховен начал терять слух, что для музыканта означало конец карьеры. Лечение не давало облегчения, и Бетховен начал думать о самоубийстве. Но с помощью воли и любви к музыке он все-таки преодолел отчаяние.

В так называемом «Гейлигенштадськом завещании», написанном в то время его братьям, он говорит: «... еще немного - и я покончил бы с собой, меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем я выполню все, к чему я чувствовал себя призванным». В другом письме к своему другу он писал: «... хочу схватить судьбу за горло».

И ему это удалось. В этот период он пишет самые значительные произведения, в частности почти все симфонии, начиная с третьей, - «Героической», пишет увертюры «Эгмонт», «Кориолан», оперу «Фиделио», много сонат, в том числе сонату «Аппассионата».

После окончания наполеоновских войн меняется жизнь всей Европы. Наступает период политической реакции. В Австрии устанавливается тяжелый меттерниховский режим. Эти события, к которым добавились тяжелые личные переживания - смерть брата и болезнь, - привели Бетховена к тяжелому душевному состоянию. Он фактически остановил свою творческую деятельность.

В 1818 году Бетховен почувствовал, несмотря на усиливающуюся глухоту, новый подъем сил и с воодушевлением отдался творчеству, написав целый ряд крупных произведений, среди которых особое место занимает Девятая симфония с хором, «Торжественная месса» и последние квартеты и фортепианные сонаты.

Девятая симфония была не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хотел воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. Но композитор не слышал аплодисментов и восторженных криков публики. Когда одна из певиц повернула его лицом к публике, он, увидев всеобщее восхищение слушателей, от волнения потерял сознание. К тому времени Людвиг ван Бетховен окончательно потерял слух.

Последние годы Бетховен боролся с тяжелым заболеванием печени, фактически прекратив творческую деятельность. 26 марта 1827 года в пять часов дня великий композитор скончался. Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким почтением.