Зуев — значение и происхождение фамилии. Происхождение фамилии зуй

Обладатель фамилии Зуев, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Зуев образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Зуев, по одной из версий, произошла от прозвища Зуй. Так обычно называли живого, подвижного человека. Есть поговорка: «Вертляв, как зуй». В говорах слово «зуй» имеет также значения «жизнерадостный, подвижный ребенок», «бойкий человек» и другие. В архивах Кемеровской губернии записано прозвище Зуй, о носителе которого местные жители говорят: «Он подвижный такой». Есть вероятность образования фамилии и от слова «зуя (зуй, зуд)». Так на Владимирщине звали озорника и задиру. Таким образом, можно предположить, что предок Зуевых получил свое прозвище за неугомонный характер и жизнерадостный нрав.

Не исключена и возможность образования фамилии Зуев от имени Зуйко (производное - Зуй), встречающегося в документах XV-XVII веков. Имя-прозвище Зуй и фамилия Зуев были распространены тогда повсеместно.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Зуй, со временем получили фамилию Зуевы.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Зуев в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Зуев представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. Хигир Б.Ю. Энциклопедия русских фамилий. Унбегаун Б.О. Русские фамилии.

Раскройте тайну фамилии ЗУЕВ (в латинском транслите ZUEV ) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква З фамилии ЗУЕВ расскажет о характере

Вы беспокойны и любите покрасоваться. Часто не можете остановиться на одном партнере. Честолюбивы в жизни, любите шокировать родных. В супружестве верны избраннику(це), и с Вами его (ее) ждет интересное будущее.

Характерные черты фамилии ЗУЕВ

  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • болтливость
  • жизнестойкость
  • проницательность
  • страстность
  • эмоциональность
  • энергичность самовыражения
  • высокая интуиция
  • материальная неудовлетворенность
  • великодушное сопереживание
  • интуиция
  • пугливость
  • ранимость

ЗУЕВ: число взаимодействия с миром «3»

Люди, находящиеся под влиянием тройки, как правило, являются неисправимыми оптимистами, способными в любой ситуации найти позитивную сторону. Увы, такая позиция частенько становится оправданием для бездействия – действительно, чего ради стараться, если и так все вполне неплохо? Надо признать, что «троечники» - не самые деятельные люди. Они наделены богатым воображением и предпочитают мечтать, а не действовать, и с удовольствием примут помощь любого человека, который готов взять на себя их дела.

В своем окружении «троечник» обычно имеет репутацию заводилы, выдумщика и души компании. Такой человек действительно весел и дружелюбен, он способен рассмешить любого и найдет о чем поговорить с каждым. Слушать «троечника» - одно удовольствие; со словами он обращается очень умело, прекрасно владеет своим голосом, помнит о важности пауз, и умеет вызвать у собеседника интерес даже к самым скучным вещам. А вот безоглядно доверять ему не стоит: он склонен приукрашивать действительность, порой бессознательно, и делать акцент на собственных достоинствах, замалчивая достижения других. Из «троечников» часто получаются неплохие актеры, поскольку эти люди умеют изображать чувства и получают от этого удовольствие.

Друзей «троечники» надолго из поля зрения предпочитают не выпускать, регулярно приглашая в гости или выступая инициаторами каких-то совместных мероприятий. Стоит отметить, что «троечник» далеко не так прост, как может показаться; приглядитесь – не исключено, что рубаха-парень без царя в голове окажется человеком расчетливым и предусмотрительным, а его простодушие – лишь маска, надетая для того, чтобы легче было манипулировать окружающими.

«Троечники» не могут быть рассудительными и расчетливыми лишь в том случае, когда речь идет о тех, кто им небезразличен. В любви и привязанности такие люди не знают полумер; они не замечают недостатков близких, позволяют им манипулировать собой, занимаются решением чужих проблем, не ожидая вознаграждения. Тем не менее, ладить с «троечником» трудно – он легко увлекается, часто меняет свои пристрастия и слишком много внимания уделяет внешней привлекательности, а также тому, что о нем думают другие.

ЗУЕВ: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью. Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» - осчастливить всех вокруг.

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

ЗУЕВ: число истинных особенностей «3»

Люди, находящиеся под влиянием числа три, отличаются завидной любовью к жизни и умением проносить веру в лучшее через все испытания, которые посылает им судьба. Возможно, этому способствует их дар видеть прекрасное в повседневном.

«Троечникам» чужды такие качества, как жажда наживы любой ценой и зависть по отношению к счастью других людей. Они наслаждаются тем хорошим, что у них есть, и благодарят жизнь за повседневные радости, замечать и ценить которые дано не всем.

Человек, подверженный воздействию вибраций числа три, имеет редкий дар одеваться элегантно, подчеркивая с помощью одежды и аксессуаров выгодные стороны своей внешности, не обладая при этом безупречной красотой. Удивительно, что «троечник» прекрасно выглядит даже в том случае, если не имеет достаточно средств, чтобы тратить деньги на дорогие вещи. На помощь ему в этой ситуации приходят врожденное обаяние и тонкий вкус.

Являясь прирожденными ораторами, «троечники» без труда увлекают своими идеями других людей. Им нет нужды командовать окружающими, отдавать приказы. Все, что им нужно, они могут получить исключительно благодаря врожденному дару убеждения и умению нравиться тем, в чьей помощи они нуждаются.

Особенности числа три проявляются в человеке через обостренную интуицию. Она позволяет избегать в общении острых углов, сглаживать наметившиеся конфликтные ситуации и дружить с людьми самых разных убеждений. Разговориться по душам с незнакомцем и за короткое время расположить его к себе – абсолютно рядовая ситуация для «троечника», не требующая от него каких-либо усилий.

К положительным качествам «троечников» относится также их потрясающее чувство юмора. Они не боятся выглядеть смешными в любой ситуации, всегда готовы от души посмеяться (в том числе и над собой). Они не требуют развлекать себя, им весело и интересно жить в тех обстоятельствах, которые предлагает им жизнь. В любой компании такие люди являются желанными, потому что придают общению непринужденность.

Единственный, пожалуй, недостаток «троечников» – это лень. Назвать их терпеливыми и усидчивыми язык не повернется. Там, где для достижения успеха надо приложить усилия, им будет не очень комфортно. А переделывать уже выполненную работу для таких людей – просто мука.

Фамилия Зуев образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Значение фамилии Зуев

Фамилия Зуев, по одной из версий, произошла от прозвища Зуй. Так обычно называли живого, подвижного человека. Есть поговорка: «Вертляв, как зуй». В говорах слово «зуй» имеет также значения «жизнерадостный, подвижный ребенок», «бойкий человек» и другие. В архивах Кемеровской губернии записано прозвище Зуй, о носителе которого местные жители говорят: «Он подвижный такой». Есть вероятность образования фамилии и от слова «зуя (зуй, зуд)». Так на Владимирщине звали озорника и задиру. Таким образом, можно предположить, что предок Зуевых получил свое прозвище за неугомонный характер и жизнерадостный нрав.

Не исключена и возможность образования фамилии Зуев от имени Зуйко (производное – Зуй), встречающегося в документах XV–XVII веков. Имя-прозвище Зуй и фамилия Зуев были распространены тогда повсеместно.

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Происхождение фамилии Зуев

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Зуй, со временем получили фамилию Зуевы.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Зуев в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Зуев представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Исследование истории возникновения фамилии Зуй открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Фамилия Зуй принадлежит к древнему типу русских фамилий, образованных от мирского имени-прозвища.

В древности на Руси существовала особенная система именования людей, согласно которой ребенку при рождении давалось имя, которое могло отражать особенности его внешности или поведения, обстоятельства появления на свет, отношение или пожелание родителей и так далее. После принятия христианства каждый человек стал получать при крещении церковное имя. Однако традиция давать ребенку наряду с христианским именем еще одно, исконно русское, так называемое мирское имя сохранялась еще очень долго.

В качестве мирских имен, с помощью которых родители старались как бы «заговорить» ребенка от злых сил, нередко использовались древние языческие имена, образованные от названий животных. А поскольку у русских издревле большой любовью пользовались птицы, широко употребительными были именно «птичьи» имена.

Исследуемая фамилия образована от мирского имени родоначальника Зуй. В лексике древнерусских говоров словом «зуй» называли птицу из рода куликов.

Однако если издревле такие имена давались при рождении и играли, прежде всего, «охранную» роль, то позднее ими нередко нарекали уже повзрослевшего человека с учетом его каких-либо индивидуальных особенностей. Прозвище Зуй часто давали очень проворному, расторопному человеку или жизнерадостному ребенку-шалуну. Так, существовала поговорка «вертляв, как зуй». Возможно, именно таким непоседливым характером обладал предок рода Зуй.

Кроме того, в рыболовецких артелях, «зуем» называли мальчика, помогавшего взрослым рыбакам (приготовление пищи, просушка сетей и проч.)

В ярославских и калужских говорах слово «зуй» употреблялось также в значении «хитрец, плут», а в отдельных западных диалектах бытовало значение «молчаливый, малообщительный человек».

Мирское имя Зуй нередко упоминается в исторических документах: Дмитрок Зуй, холоп Михаила Скобельцына, 1482; Зуй, крестьянин селинского погоста, 1495; Ондрюша Зуй, крестьянин солвычегодский, 1629 и прочие.

Бывало, что фамилией становилось имя или прозвище отца, не оформляемое фамильным суффиксом. Это было характерно для самых ранних времен возникновения фамилий, когда традиционные фамильные суффиксы еще не оформились. Для украинских и белорусских фамилий, которые начали образовываться столетием раньше русских, например, образование семейных именований без оформления каким-то специальным суффиксом было частым явлением. Примером такого явления, очевидно, служит фамилия Зуй .

Когда и где именно прозвание предка легло в основу фамилии, сегодня сложно сказать однозначно, так как процесс формирования русских родовых имен длился столетиями. Однако, несомненно, фамилия Зуй является замечательным памятником славянской письменности и культуры.


Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен, Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т., Веселовский С.Б. Ономастикон, Унбегаун Б.О. Русские фамилии. Словарь русских народных говоров

Зуй — 1) «общее название небольших куликов разных видов, особ. перевощик, юркий, плавает и ныряет, хотя не лапчатый, летает с криком низко по воде с берега на берег»; «плавунчик, поплавок, вертлявый куличенок, полулапчатый, охотно плавающий стайками» (Даль); «птица зуёк» (СРГСУ). Название кулика, по-видимому, звукоподражательное (Фасмер); 2) «провор, бойкий ребенок»; арх.«мальчишка, прислужник промышленников, кашевар»; мор.«юнга» (Даль); арх.«жизнерадостный, подвижный ребенок»; «прозвище быстрого, расторопного ребенка»; «бойкий человек; выскочка» (записано в Верхотурском у. Пермской губ.); брян.«угрюмый, молчаливый, необщительный человек»; яросл., калуж.«хитрец, плут» (СРНГ).

Б.-О.Унбегаун относит фамилию к числу образованных от названий птиц (Унбегаун. С.148); авторы словарей фамилий учитывают обе возможности объяснения прозвища — как от прямого значения слова («кулик»), так и от переносных: «прозвище живого, подвижного человека» (Федосюк. С.95); «ребенок-шалун», «мальчик-кашевар в артели» (Грушко, Медведев. С.188). По мнению Е.Н.Поляковой, прозвищем Зуй «могли назвать задиру, озорника» (Полякова. С.91). Ю.И.Чайкина приводит все указанные выше говорные значения слова зуй (Чайкина. С.40); см. также: Житников. С.88,144 (по наблюдениям автора, фамилия широко распространена, в том числе фиксируется на Урале).

Исторические примеры: «Дмитрок Зуй, холоп Михаила Скобельцына, 1482; Зуй, крестьянин Сеглинского погоста, 1495; Федосей Офонасьев сын Зуева, холмогорец, 1586; Ондрюшка Зуй, крестьянин сольвычегодский, 1629; Иван Зуев, нижегородский посадский, 1682» (Тупиков); «Крестьянин д.Чайпуж на р.Обве Ондрюшка Осипов сын Зуй, 1623; крестьянин д.Вилежанинова на р.Чусовой Степанко Иванов сын Зуев, 1623» (Полякова); Зуев Иван Ильич, бобыль, Вологда, 1711 г. (Чайкина); Зуев Федор, дьяк на Двине, 1711 г.; в XVII в. — четверо подьячих Зуевых (Веселовский II). Во второй половине XVII в. в Томске служил пешим казаком Антип Зуй, «отец которого, стрелец, был выслан из Москвы» (Резун. С.79).

Топонимические параллели: д.Зуева в Слободо-Туринском р-не, г.Зуевка, д.Зуево, Зуевская, Зуевцы, Зуевщина, Зуи в разных р-нах Кировской обл.

На Среднем Урале прозвище и фамилия фиксируются с XVII в.: крестьянин Афанасий Дмитриевич Зуй из д.Пенегиной на р.Салде родился «на Верхотурье»; крестьянин Иван Самсонович Зуев из д.Юринской на р.Салде, принадлежавшей Верхотурскому Николаевскому монастырю, родился «в Тоболску, попов сын», у него был сын Конон; в слободе Невьянского Богоявленского монастыря на р.Нейве жил крестьянин Мартын Иванович Зуев с сыновьями Кононом, Максимом и Артемием и братом Ларионом, у которого были сыновья Макар и Степан; в Арамашевской сл. жил беломестный казак Феофан Лазаревич Зуев, уроженец Невьянской сл., с сыном Степаном (у него был сын Василий) и внуком Иваном Васильевичем (перепись 1680 г.).

В 1696 г. житель Масленской сл. Исак Авксентиевич (Аксенов) Зуев сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.119).

Предки Зуевых из приходов Красноярской, Куяровской, Троицкой, Новопышминской и Куровской сл. жили в этих местах уже в конце XVIIначале XVIII в. Крестьянином Куяровской сл. был Михаил Терентьевич Зуй (1691/92 г.); позднее в д.Зарешной (21:6) жил его сын, Федор Михайлович Зуев, а в д.Яровской (21:7) подворники — пришлый Алексей Артемьевич и записанный в солдаты Осип Артемьевич Зуевы (перепись 1710 г.). Отцом последних был, возможно, крестьянин Красноярской сл. (19:1) Артемий Евстафиевич (Остафьев) Зуев, родом из Подгородной вол. Соликамского у., переселившийся в 1663/64 г. (перепись 1680 г.).

В Новопышминской сл. (34:1) жил крестьянин Спиридон Иванович Зуев с сыновьями Максимом и Антипой (переписи 1710 и 1719 гг.), в д.Фоминой (Калиновская сл.) — Харитон Мартынович Зуев (возможно, сын М.И.Зуева — см. выше; перепись 1710 г.).

Жителями д.Куровской (28:1) были крестьяне Федор Тимофеевич и Еремей Мартемьянович Зуевы (перепись 1710 г.); первый из них в 1696 г. зафиксирован (в качестве «киргинца» — жителя Киргинской сл.) во вкладной книге Далматовского монастыря (Манькова. С.116).

Предками Зуевых в приходе с.Травянского были крестьяне д.Травянской (3:1) Авдей Исакович Зуев (умер в 1734 г.) с сыновьями Иваном и Осипом и Иван Яковлевич Зуев (умер в 1744 г.) с сыновьями Егором и Никитой, а также, возможно, крестьянин Каменской сл. Яков Харитонович Зуев (умер в 1730 г.), у которого были сыновья Семен, Симон (Симан; жил с сыновьями Фадеем и Захаром, взятым в 1738 г. в рекруты) и Сила (II ревизия, 1745 г.).

В 1822 г. в Камышлове фамилию носил копиист духовного правления, в Балаирской сл. — мещанин, в Тамакульской, Красноярской, Новопышминской, Куровской сл. и в с.Грязновском — солдатки и отставные солдаты, в с.Травянском — священнослужитель и крестьяне, в деревнях — крестьяне; особенно много Зуевых проживало в д.Спасской (34:10); в д.Меноховой (19:5) одна семья Зуевых была старообрядческой.

Фамилия встречается повсеместно, особенно распространена в Камышловском (Память — 16 чел.), Каменском (Память — 15 чел.), Сухоложском (Память — 12 чел.), Талицком (Память — 9 чел.), Пышминском (Память — 8 чел.), Далматовском (Память — 5 чел.) р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора , с 1668 - Камышевская (после 1686 - Камышловская) слобода, с 1781 - уездный город

3.1. Травянское село, приход Введенской церкви , до 1750 - деревня Травянская

3.4. Суворская деревня, приход Введенской церкви , деревня Суворкова (1745), деревня Суворы (1904), позднее село (1956)

15.1. Тамакульская слобода, приход Георгиевской церкви

15.5. Нагибина деревня, приход Георгиевской церкви , она же Лягушина (1869, 1908, 1923)

15.8. Новая деревня, приход Георгиевской церкви , (1869), Новосельское (1958)

19.1. Красноярская слобода, приход Введенской церкви , деревня Красноярка (1956, 1975)

19.3. Смирнова деревня, приход Введенской церкви

19.5. Менохова деревня, приход Введенской церкви , деревня Менухова (1869)

21.6. Зарешная деревня, приход Троицкой церкви , она же деревня Заришина (1928)

21.7. Яровская деревня, приход Троицкой церкви , деревня Яр (1904, 1956), с 1967 - село

24.1. Балаирская слобода, приход Спасской церкви

34.6. Кондратьева деревня, приход Архангельской церкви

34.9. Кишкина деревня, приход Архангельской церкви

34.10. Спаская деревня, приход Архангельской церкви , деревня Мельничная (Спасская), 1869, она же Кекур, Кокуй (1916)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!