Что называется перспективой. Тезаурус русской деловой лексики

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного; напр.: у него в перспективе богатство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на картине к.-н. вида так, как он представляется глазу в действительности, сохранение соответствующего действительности расположения линий (линейная п.) и тонов (воздушная п.); так чтобы, нпр., глядя на пейзаж, на котором представлена усадьба и вдали от нее через поле село с церковью, человек, обладающей хорошим глазомером, мог в верно угадать, сколько верст от этой усадьбы до села; 2) в переносн. смысле: будущность, виды на будущее, планы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на плоскости предметов так, как они представляются глазу в линиях (линейная п.) и оттенках (воздушная п.) 2) в переносном смысле - ожидаемое в будущем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

новолатинск., от perspicere , насквозь видеть. а) Искусство изображать даль так, как она видима в действительности. b ) Будущность. с) Вид в природе.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перспекти́ва

(фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)

1) изображение на поверхности (на картине, рисунке и т. п.) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения;

2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;

3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т. е. проектирования с помощью лучей, исходящих из одной точки);

4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;

5) будущее, виды на будущее,

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перспектива

перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный ] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. 3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.). 4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива. 5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). 6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. Политические перспективы Европы. 7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перспектива

ы, ж. (нем. Perspektive, фр. perspective ср.-лат. perspectiva ars искусство перспективного изображения лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором).
1. мн. нет. Даль, пространство, охватываемое глазом. П . улицы .
|| Ср. панорама .
2. мн. нет. Способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, а также последовательность предметов, изображенных таким образом. Законы перспективы . На картине - п . горных хребтов .
3. перен. , обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай . В перспективе у него - работа за границей .
4. мн. нет, геом. Раздел начертательной геометрии , изучающий правила изображения тел путем проектированияих на плоскости с помощью лучей, исходящих из одной точки (так наз. центрального проектирования).
Перспективный -
1) относящийся к перспективе 2, 4;
2) предусматривающий будущее развитие (перспективный план);
3) такой, который имеет хорошие перспективы 3 (перспективный работник) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    Перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

Экономический словарь терминов

перспектива

перспективный, будущий период.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

перспектива

ж. лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами;

видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья;

изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости.

*Все, чего ждет и чает человек впереди, чего может, по соображеньям своим, надеяться от судьбы, участи, счастья. Прямая или косая перспектива улицы, просади. Искусная перспектива на картине обманывает, удаляя иные предметы от глаза. Что за перспектива, быть век свой квартальным! Перспективное изображенье чего. Перспективный живописец, декорационный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

перспектива

перспективы, ж. (от латин. perspectus - сквозь что-н. увиденный, рассмотренный) (книжн.).

    Даль, пространство. В перспективе все это имело другой Вид.

    только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива.

    Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя, от

    Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.).

    Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива.

    Проспект, прямая, длинная улица (устар.). Невская перспектива. (теперешний Проспект 25 Октября в Ленинграде).

    перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. "История ВКП(б)" говорит, что к концу восстановительного периода "со всей силой вставал вопрос о перспективах, о характере нашего развития, нашего строительства, вопрос о судьбах социализма в Советском Союзе". Хозяйственные перспективы. Перспективы на урожай хорошие. Перспективы посевной кампании. Политические перспективы Европы.

    перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.). Ему мерещилась приятная перспектива поездки на пароходе. Ему грозила перспектива провести лето в пыльном городе. Нечего сказать, приятная перспектива. В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

перспектива

    Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Законы перспективы.

    Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

    перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди).

    прил. перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъемка. П. план работ.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

перспектива

    1. Даль, пространство, охватываемые глазом.

      1. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.

        Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя.

        Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение.

        Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости.

    2. Вид, панорама, картина природы, какой-л. местности как она представляется наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.

      1. перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем.

        План, программа действий.

    3. устар. Прямая, длинная улица; проспект.

  1. ж. Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

перспектива

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу)

    система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.

    Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центральной проекции, при которой точка Р пространства проектируется на плоскость в точку P, являющуюся точкой пересечения прямой ОР с плоскостью (О - центр перспективы). В изобразительном искусстве линейная перспектива используется при построении иллюзорного пространства.

    Воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предмета на расстоянии.

    Обратной перспективой называется система условных приемов, используемых в искусстве для передачи пространства на плоскости (увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек зрения).

    Вид вдаль.

    Планы, виды на будущее.

    Длинная прямая улица, проспект (устар.).

Перспектива

(франц. perspective, от лат. perspicio ≈ ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.

Возникновение понятия о П. связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П. появляется в искусстве Древней Греции (с 6 в. до н. э.). Впервые правила П. упоминаются в трактате греческого математика Евклида «Оптика» (3 в. до н. э.), а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6≈5 вв. до н. э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П. Об античной перспективной живописи можно судить, например, по фрескам «2-го помпеянского стиля» (около 80 до н. э.≈ около 30 н. э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем П. в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной П., состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку П. внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П. (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой П. утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), а учение о П. в целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)], перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды. Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирических систем; такова, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

С точки зрения геометрии П. ≈ способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения какого-либо предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета; на рис. 1 ≈ перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 ≈ на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис. 3 ≈ на внутренней поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей ≈ в линиях схода.

Общий способ построения П. сложных объектов (ортогональные проекции которых заданы) на вертикальной (см. рис. 4 ) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П. этих прямоугольников (на рис.≈ abcd и adef ≈ П. соответствующих прямоугольников объекта). Точки F1, F2 и F3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (F3 ≈ бесконечно удалённая точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П. середин их сторон (на рис. точка g ≈ П. середины G стороны AB). Для построения других точек объекта, например точки М на прямой AB, намечают произвольную точку О и проводят лучи Oa, Ob и Od. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и M и укладывают её на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Oa, Ob и Od. П. точки М (точка m) получается проектированием точки М из точки О на прямую ab. Аналогично выполняются построения П. на наклонной плоскости.

В теории линейной П. большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на которой построено изображение.

Лит.: Рынин Н. А., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918; Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953; Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955; Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969; Panofsky Е., Die Perspektive als «symbolische Form», в кн.: Vorträge der Bibliothek Warburg, 1924≈25, Lpz.-B., 1927, S. 258≈330; Gioseffi D., Perspectiva artificialis..., ; 1957; White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967.

Википедия

Перспектива (геометрия)

Перспектива в геометрии - способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования.

Перспектива

Перспекти́ва (от - смотреть сквозь ) - техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами," это: "

  1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
  2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Перспектива (значения)

Перспекти́ва :

  • Перспектива - техника изображения пространственных объектов на плоскости.
  • Перспектива - способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования.
  • Перспектива - российская организация.
  • Перспектива - представление предполагаемых событий (Перспективы на будущее. Перспективы развития. Бесперспективность ).

Перспектива (центр анимационного творчества)

Центр анимационного творчества «Перспектива» - российская организация. Полное наименование - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр творческого развития и гуманитарного образования «Центр анимационного творчества „Перспектива“» . Учреждение расположено в Ярославле.

Ученики центра занимали призовые места во многих значимых конкурсах, в том числе и в Дельфийских играх России.

Примеры употребления слова перспектива в литературе.

Тем не менее, трудно полностью отделаться от впечатления, что описываемая перспектива содержит в себе косвенный автобиографический элемент.

Кстати, должен заметить, что мой новый автоклав для оздоровления сулит замечательные перспективы .

Перспектива выйти замуж за миллионера, в общем-то, обычно не открывается перед секретаршей адвокатской конторы из маленького прибрежного городка, - заметила Делла Стрит.

Бернс назначен в акцизное отделение дамфризского порта на 70 фунтов в год, с перспективой дополнительного дохода в 15 фунтов.

Зеркальная анаморфоза по-своему отменяет обычный режим зрения, потому что исключает линейную перспективу , а следовательно, и предполагаемую ею единую точку зрения, в которую может быть условно помещен глаз субъекта.

Не так давно я имел факт вступления в фактический брак с незабвенно полюбившей меня Перспективой Степановной, дочерью общеизвестного профессора антропофагии, ведущего кафедру анималистической лингвистики и хореографии в Институте Меланхолии и Вкусотерапии, каковой фактический морганатический брак был, для большей прочности, оформлен мной и Перспективой в райзагсе и в церквах православной и католической, а также в мечети, синагоге и буддийском храме.

Не ощущая исторической перспективы этого вопроса, Анненский решает его, не выходя за пределы системы нравственных ценностей.

Впрочем, в настоящий момент Ари больше задумывался о том, как бы побыстрее перебить всех оставшихся на площади инопланетян, нежели о себестоимости плазменных зарядов, драгоценных приборах и редких металлах, которые можно найти на их боевом корабле, или перспективе захватить живых пленников.

Элию знакомиться с очередной планетой, однако прогулка продолжалась очень недолго: двойное солнце поставило на перспективах Аска жирный крест, и прекрасная принцесса вернулась в темницу.

Последняя вещь первого отделения ему понравилась, и он решил остаться на второе, но в антракте вместе с шумом и разговорами в его сознание, уже не занятое музыкой, вновь вторглась сумятица забот: столкновение с Рансе, перспектива вылететь из Нантера без всякой уверенности, что он будет подобран Сорбонной, и, главное, диссертация, которой не видно конца, которую он тянет уже десять лет, поскольку у него все не было возможности вплотную засесть за нее, все его время сжирали ассистентские обязанности, семь часов семинарских занятий, проверка студенческих работ, все более и более трудоемкая, транспорт да еще всевозможные административные нагрузки, навязываемые Рансе.

Кроме того, я хочу выяснить, какие иные убеждения существуют на этой позиции, поскольку данная перспектива отличается от ассоциированной перспективы.

С одной стороны, он стал выражать настроения наименее благополучной части молодого поколения, в том числе городских аутсайдеров, неудачников, людей без перспективы .

Ее обнадеживали радужными перспективами : ведь она принадлежит к уважаемой прослойке ашкенази - выходцам из Европы.

Выглядела она блистательно и дико - как в предутреннем сне интеллигентного пьяницы, по определению Корнева: сверкали в свете прожекторов конусами сходящиеся в перспективу алюминиевые дуги электродов, стеклянные чаши высоковольтных изоляторов растягивались между ними гирляндами, выстраивались в многоугольные фигуры керамические распорные балки, матово лоснились серые бока аэростатных баллонов, от натяжения капроновых тросов вокруг кабины веерами растопыривались выравнивающие пластины.

Высмеивая эпигонов байронизма, пародируя вальтерскоттовскую идеализацию средневековья, эти писатели-реалисты не всегда отдавали себе отчет в том, что объективно, в широкой перспективе историко-литературного развития, их творчество было до известной степени подготовлено завоеваниями, осуществленными их предшественниками.

Предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором ) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.


Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублёв. Троица

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.


Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

*(Если кто-то знает, друзья, - подскажите, пожалуйста, автора и название картины)*

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источники:
ru.wikipedia.org
scilib.narod.ru
myshared.ru
Яндекс.Картинки


Всем - хорошего дня и красивых впечатлений!

Слово «перспектива» заимствовано из французского языка (perspective), а происходит от латинского perspicere, что значит «смотреть сквозь». Этот термин изначально использовался в изобразительном искусстве, а сегодня больше известно иное, непрямое значение слова «перспектива». Давайте разберемся, что такое перспектива зависимости от контекста употребления этого слова.

Значения слова

  • Перспектива в значении «пространство, даль». Например: «Отошедший от причала корабль перестал казаться величественным: в перспективе все имеет другой вид». В этом значении слово употребляется только в единственном числе.
  • Перспектива как искусство воспроизведения на рисунке эффекта удаленности предметов от точки наблюдения. В этом случае можно говорить о законах перспективы и о ее видах: линейная, воздушно-световая и пр.
  • Перспектива как кажущееся изменение размера предмета, его положения или очертания по мере его удаленности от зрителя. Так, например, нам кажется, что рельсы вдалеке сходятся, а дорога уходит в небо.
  • Панорама местности, которая открывается наблюдателю, находящемуся в отдалении или на возвышении. Например: «Такой парижской перспективы, как с Эйфелевой башни, вы больше нигде не увидите».
  • Перспектива как математический термин. Название раздела в геометрии, который изучает изображение предметов по правилам центрального проектирования.
  • Перспектива как название прямой и длинной улицы, устаревшее название проспекта. Например, Невская перспектива - проспект в Санкт-Петербурге.
  • Перспектива как вид на будущее. Переносное значение слова, употребляется только во множественном числе. Например, хозяйственные перспективы, политические перспективы, перспективы на урожай и пр.: «На совещании были рассмотрены перспективы посевной компании».
  • Перспектива как неизбежность или возможность, предполагаемый ход развития событий. Переносное значение слова, употребляется в разговорной речи. Например: «И как вам такая перспектива?», «Такая перспектива меня не прельщает».

О значении термина «перспектива» как искусства воспроизведения вы также можете прочитать в статье

значения слова перспектива в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

перспектива

- будущее, ожидаемое, виды на будущее
Пример: Хорошие перспективы на урожай . В перспективе (в будущем , впереди).
***
2. - вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль
Пример: Морская п.
***
3. - искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловле но степенью отдаленности их от точки наблюдения
Пример: Законы перспективы.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

перспектива

1. ж.
1) Даль, пространство, охватываемые глазом.
2) а) Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности
предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости,
обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.
б) Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое
удаленностью их от наблюдателя.
в) Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих
изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение .
г) Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на
плоскости.
3) Вид, панорама , картина природы, какой-л. местности как она представляется
наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.
4) а) перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем.
б) План, программа действий.
5) устар. Прямая, длинная улица; проспект .
2. ж.
Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения
пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость .

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

перспектива

, -ы, ж.
1. Искусство изображать на плоскости трехмерное
пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний,
четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки
наблюдения. Законы перспективы.
2. Вид, картина природы с какого-н.
отдаленного пункта наблюдения, видимая