Что связывало базарова с аркадием кирсановым. Сочинение «Что сближает и что разобщает Базарова и Аркадия Кирсанова? Знакомство с главным героем

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - это произве­дение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основ­ные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений - «от­цов» и «детей». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - представите­ли нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является не­заурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями. Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пус­той» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновен­ность своего нового знакомого и, практически не разду­мывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реаль­ными взглядами, опытом - и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия за­девают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, прин­ципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины. С самого начала видно, что эта дружба - неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го, что искусство - это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». И здесь проявляется слабость Аркадия - не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли. Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой». Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них - своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове - его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!... Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «...мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости... Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич...» Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей - понять их, решить, задуматься о своей жизни.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Дата добавления: 24 Декабря 2012 в 21:36
Автор работы: n****************@mail.ru
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (14.17 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.docx

- 16.51 Кб

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно- демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Изначально Кирсанов и Базаров кажутся единомышленниками. Аркадий попадает под влияние Базарова, он боготворит своего друга, восхищается его прогрессивными взглядами и независимостью. Такие люди, как Е.В. Базаров нуждаются в учениках и поклонниках. Но чем дальше мы углубляемся в роман, тем больше понимаем, что отношения героев неоднозначны, мало похожи на дружбу.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. Аркадий же по своим взглядам относится к «отцам», хотя и увлечен взглядами своего «учителя». Примкнуть к нигилистам его заставляют “молодая смелость да молодой задор”, однако часто он забывает о своем нигилизме и выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело пытается убедить Базарова, что Павел Петрович лучше, чем он кажется, а Николай Петрович – «золотой» человек. Аркадий не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Образ Базарова абсолютно не вписывается в полную праздности жизнь Кирсановых. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать, встает чуть свет, проводит эксперименты и т.д.. Жизнь друзей в имении описана одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Для Базарова “Рафаэль гроша медного не стоит...”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать - “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Очень многие люди вызывают у Базарова негативные эмоции, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.

По-разному друзья относятся и к любви. Базаров здесь скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Однако, знакомство с Одинцовой заставляет его поменять свои взгляды. Идеал Аркадия, напротив, в семье, уюте и покое, его женитьба на Кате лишнее тому подтверждение.

Нигилизм Базарова приводит его к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он очень требователен к себе, проявляет сухость даже по отношению к самым близким людям – родителям. Но это вовсе не значит, что он их не любит.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликт романа, выраженный приемом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

В конце концов, Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Он спокойно принимает свою приближающуюся кончину, не боится собственной смерти. К Аркадию же его убеждения не прижились, он осознает, что они не для него, со временем он приобретает свое мнение и перестает слепо идти на поводу. Так, Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». Взаимоотношения Аркадия и Евгения нельзя, на мой взгляд, назвать дружбой. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому, не притянутся и слишком явные противоположности. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу мировоззрений, постепенно приятели расходятся во взглядах на основополагающие вещи, «ученик» уходит от своего «учителя».

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев).


Краткое описание

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

В 1862 году Тургенев описывает роман "Отцы и дети". В тот самый срок намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым пребывает его приятель Аркадий. Они совместно учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он от всего сердца разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко потом от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - дело на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же биться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось глядеться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он вечно оставался "либеральным баричем".

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И в этом месте, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал".

Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа - объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.

По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только глупец может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.

Идеал же Аркадия - как раз в семье, в имении, в чем он ещё больше убеждается после знакомства с Катей.

Базаров близок к крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян вечно остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова более того по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!"

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит...". Он полагает, что "в 44 года игрывать на виолончели глупо", а Пушкина читать - "никуда не годится". Искусство он считает формой наживы. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает важность ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.

Аркадий и Базаров как бы противостоят приятель другу, и в этом - конфликт романа, явленный приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но выложить их -для Базарова романтизм.

Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем".

Что сближает и что разобщает этих героев романа "Отцы и дети"?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «...зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще... Ситниковы нам необходимы. Мне... нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью...». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

Рецензии

На школьных уроках я Базарова не понимала. Теперь, имея некоторый жизненный опыт, могу сказать: Базаров строит свою жизнь, но сути своей личности сам до конца не понимает. Он не таков, каким себя видит. Отсюда все его противоречия.

С уважением, Галина

ЗЫ. Обожаю Тургенева! И не согласна с Д.Быковым: Тургенев не забытый автор.