Что значит ариец. Кто такие арии добавить свою цену в базу комментарий

Ученые всего мира до сих пор теряются в попытках выяснить, кто такие арийцы и откуда они пришли. Арии (авест. airya-, др.-инд. аrya-, др.-перс. ariya- или ари́йцы) такое наименование имеют народы, которые объясняются на языках, входящих в арийскую (индоиранскую) группу, относящуюся к индоевропейской семье. Название имеет отношение к происходящему самоназванию некоторых исторических народов Древнего Ирана или Древней Индии, существовавших приблизительно в период II-I тысячелетия до н. э. Схожесть языковой и культурной принадлежности в этих народах ставит некоторые исследовательские круги перед необходимостью выдвигать предположения о существовании изначальных праарийских общностей (древних арийцев-ариев).

По мнению большинства исследователей, к прямым предшественникам этой общности относят совокупность практически всех исторических и современных иранских и индоарийских народов и народностей. Лингвистическая наука под ариями (или индоиранцами) подразумевает исключительно две группы индоевропейцев. В этих группах состоит большинство народов, говорящих на языках индоарийской группы, и большое количество других ираноязычных народов. Однако есть и такая группа ученных, которые заявляют о лженаучном термине «арийцы», по их мнению, правильным было бы говорить «арии».

Первые арийские цивилизации

По мнению отдельных ученных, первая Цивилизация возникла 350 веков тому назад, а последняя Цивилизация завершила свое образование 300 веков тому назад. Тридцать пять тысяч лет назад протоарийцы, прародители ведического знания основали прародину современного, по их мнению, человечества — Арктиду и Гиперборею.

Вследствие некой глобальной катастрофы, которая могла произойти примерно 30 тысяч лет назад, Арийская цивилизация погибла. Однако арийским народам, проживавшим в ней, удалось сберечь отдельные признаки своей прародины. Так, на протяжении последующих 25 тысяч лет, отходя все южнее и южнее, они стремились к воссозданию образов праматеринской цивилизации, при этом перемешиваясь с аборигенными народами. В результате этого начали возникать арийские цивилизации на Урале, в Индии, а также в Иране.

Арийская цивилизация Арктиды

В преданиях древних ариев говорится о том, что арктидские обитатели обладали высоким ростом, великолепно развитым и гармоничным телом, светлыми волосами и голубоватым цветом кожи и голубыми глазами арийцев. У них была необыкновенная память, высокий интеллект, невероятная интуиция, а также ясновидческие способности. С такими качествами и силой им давалась глубочайшая устремленность в поисках связи с Богом, а также познания законов, в согласии с которыми проживает все сущее во Вселенной.

Вследствие глобальной космической катастрофы прародине древних ариев и самому континенту пришлось погрузиться в морскую пучину. Это могло произойти приблизительно 30-32 тысячи лет назад. Исследователи точно не могут утверждать, что же собственно тогда могло случиться. Они выдвигают множество гипотез, среди них могут существуют самые неимоверные и экзотические.

Например, смещение земных магнитных полюсов вследствие гибели мифической планеты Фаэтон, или из-за столкновения Земли с каким-нибудь крупным космическим объектом типа астероида или кометы. Возможно, могло произойти изменение орбиты нашего светила, что, естественно, могло привести к изменениям в наклоне земной оси.

Как бы там ним было, но нормальное проживание на бывших арктидческих территориях не представлялось возможным. В те времена территория современной Евразии уже начала покрываться ледниками, и возвышенное месторасположение Уральского хребта стало одной-единственной верной дорогой, по которой разошлись те, кому посчастливилось спастись во время катастрофы. Не исключено, что гиперборейцам удалось разойтись и по другим районам Земли.

Арийская Гиперборейская цивилизация

Ученые также считают, что на самом деле жители мифической Гипербореи, пришедшие на евразийский континент с территории своего, погрузившегося в морскую пучину континента, могли продвигаться вглубь континента одновременно по нескольким направлениям. Им посчастливилось не только спастись, но и распространить свое влияние на культуру, которая была присуща туземным народам и племенам.

Арийская индийская цивилизация

Арии, продвигавшиеся по одному из направлений, смогли спуститься с Уральского хребта и приблизиться к Ближневосточному региону. Собственно там, на Ближнем Востоке, они смогли создать то, что сейчас называется Авестийской культурой. Ее продолжателями считаются персы, вместе с другими народами, населявшими эту местность. В то время как часть других ариев предпочла направиться в районы Юго-Восточной Азии.

В процессе продвижения вдоль Уральского хребта из месторасположения своей теперь уже бывшей прародины, у ариев не имелась возможность для расселения в равнинной местности. Это происходило по причине таяния колоссального размера ледников (один - на европейской территории, а другой - в сибирском регионе), когда по обеим от хребта сторонам начала образовываться пространная болотистая местность. Отдельные группы ариев приступали к образованию небольших колоний в районе путей, где они продвигались. Кстати, в настоящее время археологам удается находить останки возведенных ими селений.

Приблизительно со II тысячелетия до н. э. продвигаясь горными перевалами в районе северо-запада полуострова Индостан, степным племенам, носителям арийской цивилизации удалось проникнуть на территорию Индии. Но и этому предшествовал длительный процесс, так называемое переселение народов, которые общались с помощью индоевропейских языков. Реальную причину, которая вынудила их расстаться со своей древнейшей прародиной, ученные до сегодняшнего дня еще не выяснили. Да и сам вопрос о месте расположения их прародины все также остается дискуссионным.

Столкновения арийцев с дравидийцами

Придя в Юго-Восточную Азию, арийцы обнаружили там дравидийцев, которые на то время уже успели покинуть свой затонувший материк и расселились по побережью новой родины. На момент, когда встретились две цивилизации, дравидийцы уже лишились своей былой мощи, вследствие утраты большинства своего технического потенциала. Им пришлось мигрировать в районы Юго-Восточной Азии, отчасти Австралии, Индонезии и Северной Африки, где собственно в тот период образовывалось египетское государство.

Между двумя разными цивилизациями и двумя разными мировоззрениями нередко возникали небольшие стычки, которые переросли в длительные боевые столкновения, информация о которых дошла к нам из древнеиндийского эпоса «Рамаяна» и более позднего — «Махабхарата». Боевые действия продолжалась долго, однако все закончилось тем, что двум цивилизациям пришлось слиться в единое целое.

Культуре, науке и искусству во вновь сформировавшемся арийском сообществе был дан новый толчок для начала интенсивного развития на новой родине. Теперь арийскую цивилизацию стали называть Бхарата-Варша или Ариаварта.

Несмотря на это считается, что преимущественно, древним ариям пришлось кочевать в районе приуральских и прикаспийских степей. Одной группе около III тысячелетия до н. э. удалось добраться до незнакомой им земли в поисках новых угодий. Эти места сейчас относятся к современному Афганистану. Потом, немного позднее они перебрались в Индию и осели там примерно в тоже время. Именно с того момента и начался продолжительный исторический процесс формирования ариев Индии.

В районе долины реки Инд, а также по ее притокам, куда добрались арийцы, в это время это был период благоденствования Хараппской цивилизации. На момент вторжения арийцев она уже прошла период максимального расцвета (приблизительно в 2700-2100 годах до н. э.) и склонялась к своему упадку. Кроме всего прочего, раса арийцев привнесла в Индию совершенно отличные от своих, теперь уже южных соседей религиозные представления.

Столкновение двух религиозных воззрений

Иноземцы пришли со своими древними богами. У них было принято совершать сложные ритуальные жертвоприношения. Это была так называемая яджна. В процессе проведения ритуала божества одаривались щедрыми подношениями, преимущественно из жареного говяжьего мяса и пьянящего напитка - сомы.

По утверждениям некоторых исследователей, вторжение каких-то кочевых племен, то ли варваров , то ли арийцев, то ли из Центральноазиатского региона, то ли из Восточной Европы, послужило полному уничтожению высокоразвитой цивилизации Дравидов. Это был народ, населявший в те времена современную индийскую территорию. Другие же выдвинули предположение о том, что история происхождения коренных индоевропейцев берет начало собственно из долины Инда. После чего, предки арийцев, которые смогли сохранить свой язык и духовность, повернули к обширным территориям индийским и ланкийским, а также английским и ирландским территориям, где и смогли распространиться.

Образование священных вед

Все, кто занимается поиском древних знаний, осведомлены, что веды создали, если не сами, то потомки арийцев. В своей классификации источник вед можно проследить от класса шрути – «услышанного». Из веков в века веды передавались многими поколениями в устной форме, хранителями их были жреческие роды.

Брахманами (жрецами) была разработана сложная система зубрежки текстов, исключающая малейшие погрешности. Причем веды все еще хранились в такой форме даже с появлением в Индии письменности. Сама ведическая культура, описываемая ведами, основана на жертвоприношениях, сопровождаемых сложными ритуалами. В числе самых почитаемых богов в ведийском пантеоне можно отметить Индру, Варуну, Агни и Сому.

Веды образовали ядро в священном каноне и запечатлели большинство арийских знаний той поры о них самих и о том, что их окружало.

Всего имеется четыре типа вед:

  • Ригведа (Гимны);
  • Самаведа (Напевы, священные мелодии);
  • Яджурведа (Жертвенные формулы);
  • Атхарваведа (Магические заклинания). Ее еще называют самхитой - сборником.

У Арийской цивилизации в эпоху вед был облик весьма высокоразвитого общества. Например, медицинские знания, запечатленные в Аюрведе (части одного древнего философского учения), достигли тогда своего совершенства.

Религиозные принципы ведийских ариев наложились на часть древних верований населения в протоиндийских городах. Они сформировали необыкновенно глубокую и прочную основу, на которой базируется весь современный индуизм. Тем не менее, много чего из ведийских традиций оказалось со временем позабытым, а кое-что наоборот пришлось переосмыслить.

Ведической культуре на территории Индии довелось утверждаться чрезвычайно медлительно, несмотря на настойчивые усилия древних арийцев. Кстати, богам и мифологии, которые относились к ведической культуре, при соприкосновении на древнеиндийской земле с автохтонными дравидическими божествами пришлось понемногу модифицироваться именно в местные божества. Некоторым старым арийским божествам пришлось вообще сойти со сцены, тогда как другим посчастливилось обрести второе рождение в пантеоне индуизма. Пестрая вереница богов с полубогами (как местным, так и пришлым) расширялась, и образовала почти бесчисленный индуистский пантеон божеств.

Древние арии в Индии впитывали все новейшие для них местные воззрения. Также они обучались у местных жителей выращиванию пригодных для тамошнего климата культурных растений, по большей части проса, риса, овса и льна. Кроме того, учились сооружать каналы для искусственного орошения плодородных земель и другому.

Сопротивление населения и природы

Время от времени происходили столкновения с враждебными местными племенами, которые именовались Ригведой даса или дасью. Последние могли оказывать незваным гостям ожесточенное сопротивление. Могли уходить от них подальше в горы, а могли принимать уклад жизни на правах победителей, становясь частью их сообщества.

Арийское общество понемногу усложнялось, пока не сложилась кастовая система. В дальнейшем эта система стала социальным базисом, основой в индуизме. Религией освящались и закреплялись социальные слои, различия и правила. Разграничения, которые существовали в тогдашнем обществе, также сохраняли незыблемость религиозных основ.

Неканонические веды — Атхарваведы

При продвижении восточнее, ближе к Гангу, некоторые ветви арийцев столкнулись не только с отпором местного населения, но и с враждебно настроенной природой. Тамошние джунгли были чрезвычайно неприветливые. Тогда жрецам пришлось иметь дело не только с проведением ритуалов жертвоприношений, но также и с лечением людей от загадочных, неведомых заболеваний.

На этой почве особенно проявили себя атхарваны. Они были магами, знавшими множество заклинаний от недомоганий и дурных глаз, от злого духа и лихих людей. Они же обучали, как правильно делать заговоры, как привораживать приглянувшихся девушек или красавцев-парней, как установить мир в семье и согласие с родственниками, как добиться улучшения благосостояния и родить здоровое потомство.

Наличие заговоров и было основным содержанием Атхарваведы — более поздней книги с ведами о самых древних религиозных представлениях. Очевидно, собственно из-за этого Атхарваведа довольно-таки продолжительное время не признавалась в качестве канонических ведийских текстов.

Шаг за шагом из национально-культурной однородности в массе своей ведийские арии образовали национально-социальную разнородную, пеструю культурную среду, включающую в себя кроме чужестранцев многие индийские народы и племена, с разными стадиями в своем развитии.

Конец монополии брахманов

Вышедшему из религии вед брахманизму не представлялось возможным долго отвечать индийскому обществу с его многоукладностью. Уже в V веке до н. э. в Индии начали появляться новые религии типа джайнизма и буддизма. Они смогли подорвать авторитет и исключительность притязаний брахманов в интеллектуальной и духовной составляющей общества. Новые религиозные течения привлекли многие слои населения, которых не устраивала кастовая принадлежность.

Пытаясь удержаться на своих позициях, брахманы начали приспосабливаться к новым обстоятельствам, путем вбирания в свои вероучения ранее чуждых им верований. Мифология, культ, законы ариев подверглись переработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений - буддизма и джайнизма. В результате в конце I тысячелетия до н. э. сформировались разнородные религиозные представления, не вступавшие в явные противоречия с ведами, но отвечавшие новым веяниям.

В то же время начала возрастать значимость древнеиндийских божеств и верований, которыми жила еще Хараппская цивилизация. Таким образом, начали образовываться течения, школы, группы, обряды и боги, которые позднее вошли в индуизм.

Арийская индоиранская цивилизация

Индоиранские племена с арийским происхождением в бронзовом веке обитали в евразийских степях. Однако во II тысячелетии до н. э. они решили переселиться на территорию Ирана и Индии. Тем не менее, некоторая часть восточных иранцев решила остаться, и персы назвали их туранцы.

По одной версии, как на санскрите, так и персидском языке словом «арий» обозначали благородных людей. Древние индоиранские народы называли себя арийцами, чтобы выделять себя в качестве полноправных граждан среди соседей или порабощенных народов. Даже в самом слове «Иран», известном по надписям Ахеменидов, учитывая его этимологию, вытекает из названия «арий», означающее «страну достойных».

Арийская североуральская цивилизация

Уральские «русские» арийцы словом «ар» нарекали землю. Таким образом, словом арий обозначали человека входящего в так называемый «клан» земледельцев. Кстати, древнерусское слово «оратай», «ораты», возможно происходит от ариев. Северный Урал является лишь небольшой областью российской территории, где была зарождена Арийская цивилизация приблизительно 16 тысяч лет назад.

Арийская цивилизация: краткие итоги

Арийскую цивилизацию составляли разрозненные кочевые племена, основывающие свои города-государства на всей территории евразийского континента, расходясь по многим европейским и восточным направлениям. Наибольшая численность селений древних арийцев найдена в России, на территории как ни странно Южного Урала.

По одной версии, исторической прародиной арийцев были причерноморские, поволжские и Южно-Уральске степи. По другой версии, арийская цивилизация зародилась на Северном Урале приблизительно 16 тысяч лет назад.

Арийцы образовались на андроновской культуре. Варновая древнеиндийская система с тремя высшими варнами - брахманами, кшатриями и вайшьями - считалась арийской. Еще одними носителями были индоиранские племена, обитавшие в бронзовую эпоху в евразийских степях. Они переселились во II тысячелетии до н.э. на территорию Ирана и Индии, но часть их решила остаться.

Таким образом, вопрос о существовании арийцев, их происхождении, дальнейшей судьбе и влиянии на формирование карты мира остается открытым, и многие исследователи продолжают искать истину.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фигура

Люди нордической расы высокие и стройные. Средний рост взрослых мужчин 1,75-1,76 м, нередко он достигает 1,90 м. И дело тут не в чрезмерной длине ног, как, например, у негров с верховьев Нила. По пропорции длины ног ко всей длине тела эта раса занимает как раз среднее положение между коротконогими монголоидами и некоторыми высокорослыми тропическими племенами. Высота седалища равна примерно 52-53% высоты тела.

Рост у людей нордической расы продолжается дольше всего, он может быть значительным и в период между 20 и 25 годами. В южной Италии он заканчивается раньше, чем в северной, в Бадене он за этот период меньше, чем в Швеции. Установлена взаимосвязь между достижением половой зрелости и завершением роста. Поскольку у людей нордической расы дольше период роста, половое созревание наступает позже.

Мужчины нордической расы кроме высокого роста отличаются широкими плечами и узкими бедрами. Стройность мужских бедер подчеркивается очень характерным для нордической расы признаком, т.н. античной тазовой складкой, мышечным утолщением, идущим от спинного хребта через бедро вперед и вниз. Эту расовую особенность любили подчеркивать древнегреческие скульпторы. Особое утолщение верхней части коленной чашки также представлено в Европе, главным образом, у нордической расы.

Расовой стройностью отличаются и нордические женщины, несмотря на женственные формы тела. Здесь наблюдается эффект т.н. ложной худобы: нордические женщины в одежде кажутся худыми несмотря на развитые женские формы.

Стройность проявляется в формах всех частей тела: шеи, рук, ног, бедер. Отношение длины рук к длине тела такое же как в случае с длиной ног: руки у людей нордической расы не такие короткие как у монголоидов и не такие длинные как у негроидов. Размах рук у людей нордической расы равен 94-97% длины тела. Кнооп установил эти цифры при исследовании нордического населения Нижней Саксонии; по его данным, чем длинней голова, тем больше этот показатель приближается к 94.

Художнику у людей нордической расы бросается в глаза свобода, присущая каждой части тела, каждому мускулу, будто они подчинятся своим особым законам формообразования при сохранении гармоничного целого.

Череп

Такой же стройностью, как и тело, отличаются формы черепа. У людей нордической расы длинный череп и узкое лицо. Средний черепной указатель около 74 (на голове живого человека это соответствует цифре 75-75,5). Ширина нордической головы относится к ее длине как 3:4. Многие исследователи доводят продольно-поперечный указатель для живых представителей нордической расы до 77,9, Деникер даже до 79. (В то время как Колльман берет за среднюю величину черепной указатель нордической расы 71,5, Ойген Фишер - 76-79.) Я полагаю, что головы или черепа с указателем до 79 можно считать нордическими, если у них выпуклый затылок, характерный для нордической расы. Вероятно, ширина головы и черепа нордической расы варьирует в большем диапазоне нежели тот, который ограничен указателем менее 75. В любом случае долихокефалия нордической расы ближе к мезокефалии, чем ярко выраженная долихокефалия негров или эскимосов.

Ширина нордического лица относится к длине как 10:9, но частым бывает и соотношение 10:10. Можно сказать, что лицевой указатель нордической расы выше 90. Длинноголовость -в сочетании с узколицестью делают форму головы такой, что ее можно заключить в прямоугольник. Эта форма бросается в глаза у нордических людей с короткими волосами или лысых, особенно при поворотах головы. Если круглая голова при повороте не меняет форму - шар выглядит одинаково со всех сторон - то при повороте нордической головы особенно бросаются в глаза две длинные боковые плоскости. Если разделить голову при виде сбоку на два участка, один перед, другой за ушами, мы увидим, что нордическая голова развивается в длину, в основном, за ушами. Затылок, как уже говорилось, выпуклый. Если длинноголового человека поставить у стены, его затылок соприкоснется с ней, а у круглоголовых между его затылком и стеной останется промежуток.

Нордический череп отличается сравнительно небольшой высотой участка за ушами, так что можно говорить о плоской форме этого черепа (у детей, однако, этот признак не выражен). Для нордической (и динарской) рас характерен сильно выступающий затылочный бугор. Сугубо нордическая черта - отросток височной кости. Если область за ушами у других европейских рас сравнительно плоская, у нордической расы там прощупывается заметное возвышение.

Черты нордического лица в профиль ярко выражены. Лоб с наклоном назад, глаза глубоко посажены, нос более или менее выступает. Челюсти и зубы расположены почти вертикально. Особенно резко выступает подбородок. Наличие трех выступающих частей производит впечатление агрессивности. Когда художник хочет выразить в чертах лица качества вождя, смелость, силу воли, он всегда рисует более или менее нордическую (или нордически-динарскую или нордически-фальскую) голову.

Анфас обращают на себя внимание узкий лоб, мало изогнутые брови, узкая спинка носа, узкий, угловатый подбородок. Голова в области висков сужена, будто ее с двух сторон сжимали в тисках.

Такому общему впечатлению способствуют и формы отдельных костей черепа и мягких частей лица. Убегающий назад лоб сочетается с заметными надбровными дугами и глабеллой (утолщением над переносицей). Эти признаки меньше выражены у женщин и у молодых людей. Глазницы имеют форму продолговатого эллипса или четырехугольника.

Очень важная черта лица - скулы. У нордической расы они не очень заметны, потому что повернуты вбок и расположены почти вертикально.

Отдельные расы различаются по форме носа. У нордической расы нос узкий, начинающийся с переносицы, так что часто нет видимой границы между ним и лбом ("греческий нос"). В профиль он иногда прямой, иногда изогнутый наружу. Встречаются также вогнутые носы и носы, немного изогнутые наружу в нижней трети (частая форма в Швеции). Если нордический нос изогнут, он обычно описывает плавную дугу. Это скорее крючковатый или ястребиный нос, чем орлиный (изогнутый в верхней части), как у динарской расы. Отношение длины (высоты) носа по сравнению с другими участками лица у нордической (и динарской) рас больше всего, у западной расы оно меньше, а у восточной и восточно-балтийской рас меньше всего. Ноздри расположены под острым углом. Нордический нос развивается из детского курносого носа к 25 годам. Носы женщин у всех рас шире. У нордической расы встречается и форма носа, которая в профиль выглядит прямой, но слегка волнистой. Сильно выступающий вперед нос у людей нордической расы, как например у норвежского полярника Амундсена, бывает обычно и особенно узким.

Узостью нордического лица обусловлены и больший изгиб роговицы глаз, и узость челюстей и тесное расположение зубов, причем клыки располагаются под углом. Сугубо нордическая черта - большие и длинные верхние передние резцы.

Мягкие части лица. Эти части не смазывают впечатление узкого лица. Кожный покров лица имеет равномерную толщину, веки не толстые, прорезь между ними горизонтальная, у наружных углов глаз немного скошена вниз. Кожа на скулах тонкая, круглые щеки не делают круглым лицо. Кайма губ очерчена нечетко. Сами губы обычно узкие, но не кажутся сжатыми, верхняя губа часто меньше выступает, чем нижняя. У нордических англичан часто встречается очень высокая вертикальная верхняя губа. Бороздка под носом четко выраженная и узкая. Уши сравнительно маленькие, хотя у всех рас величина ушей сильно варьирует и уши у всех людей растут до старости.

Кожа

Цвет кожи у всех рас вызывается отложением пигмента. Меньше всего этому подвержены нордическая и фальская расы. Нордический цвет кожи - розовато-белый, цвет кожи восточно-балтийской расы - светлый с серо-желтым отливом.

Только нордическую расу можно называть "белой" в собственном смысле слова, да и то это будет не совсем правильно - совершенно белая коже бывает только у трупа. Даже самая белая кожа всегда имеет желтоватый оттенок. Розовато-белой делает кожу просвечивающая сквозь нее кровь. Там, где просвечивают вены, видна "голубая кровь". Но такая светлая кожа даже в северо-западной Европе встречается реже, чем думают. К тому же цвет кожи одетого европейца - недостаточное свидетельство его расовых свойств. Многие европейцы, загорев, становятся похожими на египтян или индусов. Только кожа нордической расы устойчива к солнечным лучам: она сильно краснеет, как при ожогах, но через несколько дней покраснение исчезает.

Толщину кожи отдельных европейских рас не измеряли. Кожа нордической расы особенно нежная и, похоже, тонкая. Согласно римским писателям, кожа германцев более чувствительна к ранам. О нежности нордической кожи свидетельствует и ее прозрачность. Выражение "голубая кровь" указывало на расовое происхождение знати. Румянец на щеках, "кровь с молоком" - эти и тому подобные выражения говорят о нордическом происхождении европейского идеала красоты. Даже соски у мужчин и женщин нордической расы розовые, а у других европейских рас - коричневые. Только у нордической расы действительно красные губы.

Так как в тропиках пигментация кожи - средство ее защиты, нордическая раса не приспособлена к жизни в тропиках. Влияние тропического климата на разные европейские расы показал американец Вудрафф в своей книге "Medical Ethnology" (1915). Он отметил весьма вредное влияние сильного солнечного излучения на нервную систему светлых европейцев.

Связано ли появление веснушек с нордической кровью, неизвестно. Веснушки часто появляются у рыжеволосых людей, но у них, в отличие от нордической расы, жирная кожа. Но я часто наблюдал веснушки и у людей нордической расы. Более темные участки кожи, в отличие от других рас, у чистой нордической расы не встречаются.

Волосы

По сравнения с другими расами Земли, нордическую (а также западную и, прежде всего, динарскую) расы следует причислить к более волосатым. У людей нордической расы хорошо растут волосы на голове, у мужчин - борода, но волосяной покров тела более слабый.

Цвет и форма волос на голове - признаки, по которым различаются расы. В Германии наблюдается феномен, который до сих пор не получил удовлетворительного объяснения, - потемнение волос у взрослых в возрасте около 30 лет. Так что только по цвету волос взрослых можно судить о расовой принадлежности.

Захождение волос на лоб я часто наблюдал у евреев. Нередко оно и у динарской расы. У нордической расы это явление не встречается.

Цвет волос нордической расы светлый, с вариациями от белобрысых волос до желтоватых и золотистых, обычно с более или менее явным красноватым оттенком. Пепельные волосы, чаще встречающиеся на востоке Германии и в северо-восточной Европе, скорее признак восточно-балтийской расы. Светлый цвет волос повлиял на европейский идеал красоты. По описанию римлян, германские дети имели такой же цвет волос, как и седые старики.

Раньше спорили, можно ли считать рыжие волосы нордическим признаком. Они часто сочетаются с очень белой и нежной кожей. В рыжеволосых видели реликт особой расы. Часто отмечали их особый запах, сравнимый с козьим. Но особой расой их считать нельзя, рыжие волосы особенно распространены в ареале нордической расы. В восточной Германии и восточной Европе вообще рыжих меньше, чем в северо-западной Европе, т.е. для восточно-балтийской расы это явление не характерно.

Рыжеволосость теперь считают явлением вроде альбинизма, так как рыжеволосые, как и альбиносы встречаются во всех расах. Поэтому говорят об эритризме или рутилизме и не рассматривают рыжие волосы как расовый признак. Сравнительно много рыжих среди шотландцев и еврейских полукровок.

Волосы нордической расы менее жирные, чем у других европейских рас. Они гладкие или волнистые, тонкие, часто "как шелк". Кудрявыми волосы чаще бывают у детей нордической расы, чем у взрослых. Особенности нордических волос хорошо показывают изображения женщин на многих картинах Рубенса. Нордические волосы можно распознать по той легкости, с которой они развеваются на ветру. Тонкие нордические волосы менее прочны, они легче отрываются.

Результатом скрещивания могут быть жесткие, нередко курчавые (например, среди евреев) светлые волосы или темные волосы с нордической структурой. Структура волос больше говорит о расовом происхождении, чем их цвет. Светлые волосы восточно-балтийской расы толстые и жесткие.

Волосы бороды у мужчин нордической расы тоже светлые, часто более рыжеватые. Индра изображался с рыжей бородой, как и бог грома древних германцев, а император Барбаросса - любимый образ немецкого фольклора. Волосы бороды кудрявые, как на древнегреческих статуях. Форма бороды не исследована.

При скрещиваниях, даже при темных волосах на голове, часто сохраняется светлая или рыжая борода - это подметил еще Аристотель.

Цвет глаз

Речь идет о цвете радужной оболочки, зрачок у всех рас черный. Конъюнктива у нордической расы совершенно бесцветная и кажется белой. У более темных европейских рас она более мутная или желтоватая. Радужная оболочка у нордической расы очень светлая, голубая или серая. Дети обычно рождаются с темно-синими или темно-серыми глазами.

Есть мнение, что серые глаза "не нордические", что это признак скрещивания или признак восточно-балтийской расы. Я не считаю, что нордической расе свойственны только голубые глаза, хотя среди нее действительно больше голубых глаз, а среди восточно-балтийской расы - серых. Можно считать серые глаза признаком скрещивания нордической расы с темными европейскими расами, так как, по данным Вирхова, число серых глаз увеличивается в Центральной Европе не только к востоку, но и к югу. Серые глаза чаще сочетаются с каштановыми волосами, чем со светлыми. При скрещиваниях бывает, что цвет глаз наследуется от темной расы, а яркость глаз - от светлой. Так получаются светло-карие и зеленые глаза.

У нордических людей цвет глаз часто меняется в зависимости от освещения и настроения. Когда свет падает спереди, глаза кажутся голубыми, а когда сбоку - серыми. Их цвет - нечто среднее между голубым и серым. Но, поскольку серый цвет - доминантный, можно считать голубые глаза "более нордическими".

Темно-синие глаза, как у евреев или еврейских полукровок, или непрозрачные матово-синие глаза это всегда глаза гибридов. Они нередко встречаются при скрещивании с восточной расой. Нордическим глазам присущ светящийся цвет. На картинах часто видно преломление света темным кольцом, окружающим радужную оболочку.

С этими свойствами нордических глаз связано то особое впечатление, которое они производят. Темные глаза осматриваются, нордические - присматриваются. В возбужденном состоянии взгляд нордических глаз становится "ужасным". Такой взгляд приписывали германцам Цезарь и Тацит. Контраст темного зрачка со светлым обрамлением, наряду с соответствующей мимикой, делают взгляд германца не только "ужасным", но и "острым", о чем писал тот же Цезарь. Это связано с тем, что зрачок в возбужденном состоянии расширяется. Именно светлым нордическим глазам возбужденные состояния (радость, упоение борьбой) придают особый блеск, они начинают излучать свет. Римским воинам в борьбе против германцев пришлось привыкать к их взгляду, чтобы не пугаться его. Цезарь пишет о галлах, что они не могли выдерживать дикий взгляд германцев. Хаген ("Песнь о Нибелунгах") имел такой же ужасный взгляд. Это свойство народов нордической расы приписывали героям, что выражено в "Эдде". Только нордические глаза могут бросать ужасный взгляд, глаза других рас в состоянии возбуждения могут выглядеть зловещими, угрожающими, даже ядовитыми, но мужественный гнев могут выражать только нордические глаза. Обычное их выражение - решимость, но диапазон выражаемых ими чувств большой, от мягкости до твердой воли господина.

Общее впечатление от черт нордического лица Гобино удачно называет "несколько суховатым". Особенно у мужчин среднего возраста бросается в глаза эта холодность, жесткость и деловитость нордических черт лица.

Энциклопедия заблуждений. Третий рейх Лихачева Лариса Борисовна

Арийская внешность. Можно ли назвать нацистских бонз «белокурыми бестиями»?

В самом сердце доминирующих рас мы не можем не заметить эту хищную птицу, белокурую бестию, жаждущую добычи и победы… Глубинное, ледяное недоверие, которое даже сегодня встречает германца, если он приходит к власти, является эхом той неистребимой ненависти, с которой остальная Европа веками смотрела на ярость белокурых германских бестий.

Фридрих Ницше

Всем хорошо известен эталон внешности «истинного арийца», существовавший в Третьем рейхе. В 1936 году специалисты по евгенике даже составили словесный портрет представителя «высшей нордической расы»: «Такой стройный и длинноногий человек обладает высоким ростом. С первого же взгляда он кажется гибким. У него узкие бедра и широкие плечи. Голова у нордического человека узкая, череп удлиненный, лоб высокий. Особенно характерен для этого лица сильно выдающийся вперед нос. Так называемый орлиный нос относится к нордическим формам. Благодаря его узким крыльям лицо приобретает особое выражение благородства; губы узкие, слегка припухлые, умеренно изогнутые. Нордический человек светловолосый, у него тонкие пушистые волосы. Глаза голубые, иногда серо-голубые или серые».

Логично было бы предположить, что нацистские руководители, прославлявшие с трибун образ красивого и атлетически сложенного «истинного арийца», сами обладали подобной - идеальной или близкой к этому - внешностью. На самом же деле ситуация с «экстерьером» высших чинов Рейха обстояла практически с точностью до наоборот.

По иронии судьбы, едва ли не меньше всех бонз образу «истинного арийца» соответствовал «фюрер всея Германии» Ааольф Гитлер. Естественно, в самом Рейхе его внешность вообще не комментировали и уж тем более не пытались сопоставить с идеалом. Зато иностранные журналисты, имевшие счастье лицезреть немецкого вождя, с оценками не церемонились. Советские историки Д. Мельников и Л. Черная в книге «Преступник № 1» приводят несколько таких словесных портретов. Например, английский журналист Дьюл гак описывает внешний вид фюрера: «Гитлер выглядит, как миллионы различных «маленьких людей», живущих в этом мире и находящихся в плохой физической форме… Его ноги слишком коротки для торса, слегка искривлены. По определению Раушнинга, ноги и руки у него непропорциональные… У него обвисшие плечи, впалая грудь, намечающееся брюшко. Его темные тонкие волосы, когда на них падает свет, имеют рыжеватый оттенок… Он всегда страдал от сильной перхоти, следы которой постоянно заметны на его воротнике и плечах… Кожа на лице Гитлера грубая, шероховатая, лоснящаяся и усеянная прыщами. Нос у Гитлера крупный и мясистый, уши торчком. Зубы плохие, вероятно, главным образом оттого, что он за ними не следил… в уголках рта собирается слюна, что делает его дикцию неясной…» Американский публицист Никербокер дополняет этот и без того не слишком лицеприятный портрет еще и утверждением о том, что Гитлер кажется глуповатым: «Он похож на собственную карикатуру. Временами создается впечатление, что он всегда ходит с открытым ртом и с отвисшей челюстью». Не отличался фюрер и столь почитаемой им «прусской» солдатской выправкой. Вот что пишет по этому поводу историк Перси Шрамм: «Руки у Гитлера висели, как плети. В кругу друзей он засовывал их в карманы. Ноги у него были слабые. Он наступал с пятки на носок и, согнув колени, делал довольно быстрые шажки. Любой пиджак висел на нем, как мешок, брюки и пальто казались бесформенными, шляпу он нахлобучивал на самый лоб…» Даже в партийной форме Гитлер, по словам Шрамма, «не имел импозантного вида: на коленях образовывались «пузыри», высокие сапоги не облегали ногу. Френч он носил без ремня».

Пародию на «истинного арийца» являл собой и один из ближайших соратников немецкого вождя - министр пропаганды Йозеф Геббельс. Он был щуплым и низкорослым, по словам некоторых современников, даже карликом. Кроме того, идеолог фашизма хромал. Многие утверждали, что он родился с изуродованной ступней. На самом деле это не так. В семилетнем возрасте Геббельс перенес остеомиелит - воспаление костного мозга. В результате неудачной операции на левом бедре его нога усохла и стала короче правой. В связи с этим в годы Первой мировой войны будущий министр пропаганды был признан непригодным к армейской службе. Он остро и болезненно переживал свой физический изъян. Товарищи же за глаза потешались над ним, называя «маленьким мышиным доктором».

Кроме того, не отмеченный гренадерской статью Геббельс не мог похвастаться наличием и другой непременной отличительной черты «белокурой бестии»: он не был белокурым. Наоборот, черные волосы в сочетании с карими глазами навыкате и сильно выдающимся, с горбинкой, носом делали рейхсминистра подозрительно похожим на представителя «недочеловеческой» еврейской расы.

Примерно такое же впечатление производил и заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс. Единственное, чем он был похож на «истинного арийца», - так это ростом. Однако наличие весьма ценимой в Германии военной выправки делало его не столько высоким, сколько долговязым. Дополняли этот «истинно неарийский» образ Гесса маленькие, черные, близко посаженные глаза, сросшиеся над переносицей густые черные брови и такого же цвета волосы, на затылке - плешь.

Несмотря на то что настоящий германский воин должен быть стройным и мускулистым, один из главных военных чиновников - командующий люфтваффе (воздушные силы Германии) Герман Геринг - страдал ожирением. Этот недуг рейхсмаршал «заработал» еще в годы юности. Во время Мюнхенского путча он получил две пули в низ живота. Залечивая раны, Геринг пристрастился к морфию, что вместе с вынужденным постельным режимом и привело к образованию лишних килограммов. Любопытно, что будущий глава нацистской авиации своего недостатка явно не стеснялся: он предпочитал носить вычурные белые мундиры с позолоченными пуговицами, аксельбантами и прочими «украшательствами». А такая одежда лишь подчеркивала необъятные телеса носившего ее.

Не лучше с «арийской внешностью» обстояло дело и у руководителей силовых структур Рейха, в частности СС. И это при условии, что эсэсовцы в нацистской Германии считались элитной, «суперчистопородной» кастой. Замечательным образцом «антибестии» являлся глава СС Генрих Гиммлер. Генерал Доренбергер, руководивший созданием ракет «Фау-1» и «Фау-2», так описывает его внешность: «При всем желании я не мог разглядеть в этом человеке в эсэсовском мундире ничего выдающегося или приметного. Из-под не очень высокого лба смотрели серо-голубые глаза, прикрытые блестевшими стеклами пенсне. Немного полноватое лицо, оттопыренные уши. Ухоженные усики выделялись на этом болезненно-бледном лице темной чертой. Губы были бескровные и очень тонкие. Удивлял меня, пожалуй, только почти незаметный подбородок. Кожа на шее была дряблая, морщинистая…»

Не был эталоном арийской красоты и еще один силовик - руководитель Главного управления имперской безопасности (РСХА) Эрнст Кальтенбруннер. Лаконичный, но емкий портрет своего шефа приводит в мемуарах начальник разведывательного отдела СД Вальтер Шелленберг: «У него был квадратный подбородок, бычий загривок, коричневые от табака пальцы и гнилые зубы». Французский исследователь Жак Деларю дополняет это описание: «Массивный корпус его венчался крупной головой с твердым, тяжелым лицом, словно высеченным из плохо отесанного обрубка дерева. Высокий и плоский лоб отнюдь не свидетельствовал о выдающемся интеллекте. Маленькие темно-карие глаза, наполовину прикрытые тяжелыми веками, жестко поблескивали в глубоких орбитах; широкий, прямой, словно вырезанный одним ударом, рот с тонкими губами и огромный, квадратный, массивный, грубо вытесанный подбородок еще больше подчеркивали тяжеловесный и угрюмый характер этого человека…»

Пожалуй, ближе всех к созданному нацистами образу «белокурой бестии» был предшественник Кальтенбруннера на посту главы РСХА Рейнхард Гейдрих. Во всяком случае, в отличие от большинства своих коллег, он действительно был высоким, атлетично сложенным, голубоглазым блондином. Но при этом в его раскосых глазах угадывалось что-то монгольское. как бы доказательство тому, что далекие предки «истинного арийца» тесно общались с «недочеловеками» в лице воинов Аттилы или Чингисхана.

Одним словом, не стоит заблуждаться: нацистские бонзы, идеализирующие образ «белокурых бестий», сами отнюдь не соответствовали этому эталону.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Глава 2 «МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности Стойте в молчанье кругом: освящаем поля мы и жатву, Чинный свершая обряд, древле завещанный нам. Вакх, снизойди, и с рожек твоих да склоняются грозди, Ты же, Церера,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поели - можно и поспать. Поспали - можно и поесть Из мультфильма «Дюймовочка» (1964). Режиссер-постановщик Л. Амальрик, сценарий драматурга Николая Робертовича Эрдмана (1902-1970).В мультфильме (слова Лягушки, обращенные к ее сыну Лягушонку, который хотел жениться на

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Арктические базы нацистских кригсмарине В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Можете ли вы назвать хотя бы одну рыбу? Нечего и пытаться: такой нет.Потратив жизнь на изучение существ, ранее известных как «рыбы», великий палеонтолог Стивен Джей Гулд (1941–2002) пришел к выводу, что их никогда не существовало.С точки зрения Гулда, термин «рыба» (англ. fish)

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Можете ли вы назвать три вида британской мыши? По два балла каждому за мышь-малютку, домовую мышь, мышь-полевку и лесную мышь, четыре за желтогорлую мышь, но минус десять за «мышь»-соню (англ. dormouse).Несмотря на «мышь» (mouse) в названии, соня – скорее белка, чем мышь.Хотя надо

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Как назвать лестницу, которая идет витками по кругу? «Спиральной»? А вот и нет. «Винтовой».Спираль – это плоская (двумерная) кривая, исходящая из фиксированной центральной точки. Чем эта кривая длиннее, тем менее криволинейной она становится, как раковина улитки. Винт же –

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Можете ли вы назвать животное, которое ест только бамбук? Знакомьтесь: бамбуковый клещ.Бамбуковые клещи (Schizotetranychus celarius) едят бамбук – и только бамбук. Эти мелкие существа, родня паукам, всего 0,4 мм длиной. Они образуют колонии в густой паутине под листьями бамбука и сосут

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Можете ли вы назвать хотя бы один наркотик? ЛСД? Кокаин? Спиды?Любой из трех – мимо. Говоря медицинским языком, «наркотик» – это производная опия, например морфин. Чуть более широкое определение включает в себя любое лекарство, вызывающее потерю сознания, что технически

Из книги автора

Можете ли вы назвать хоть один гобелен? Твердая «пятерка» всем, кому на ум пришел зал с гобеленами Апокалипсиса в замке Анжер на северо-западе Франции. Или древнегреческий гобелен II века до н. э„найденный в оазисе Сампул, на западе Китая. Или четыре гобелена «Девонширской

Из книги автора

Можете ли вы назвать хотя бы одно животное с рогами? Строго говоря, далеко не всякий остроконечный вырост на голове того или иного животного можно называть рогом.Истинный рог обладает постоянной костяной сердцевиной, окруженной плотно уложенными нитями белка под

Из книги автора

Любовницы Третьего рейха. Каким был моральный облик нацистских бонз? Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. В связях, порочащих его,

Из книги автора

Третий рейх. К какому Риму ведут все дороги нацистских идеологов? Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Псковский инок Филофей Одно из заблуждений Третьего рейха - это идея о его вековечности и исторической преемственности. Само порядковое числительное

Из книги автора

Можно ли назвать частушку маленькой песней? Сегодня частушка является одним из самых распространенных жанров русского фольклора. Она отличается большим разнообразием текстов и распространена на территории практически всей России. У других народов частушка почти не

Из книги автора

Из книги автора

Можно ли современного щеголя назвать денди, или это будет некорректно? АННА МАТВЕЕВА-ГЕНДРИКСОНПереводчик, преподаватель, специалист по дендизмуЭтот вопрос не первый век мучает общественность. В своей работе, посвященной русскому литературному дендизму,

Многие европейские и восточные языки близки между собой. Все они принадлежат к единой «арийской» или индоевропейской языковой семье. Однако историки до сих пор спорят, существовали ли «арии» на самом деле.

Арийская этимология

Арии – древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Этимология их самоназвания весьма загадочна. В XIX веке была выдвинута гипотеза о том, что этноним «арий» произошел от слов «кочевник» или «земледелец». Уже в XX веке ученые считали, что индоевропейское ar-i̯-o- означает «тот, кто гостеприимен к ari», а «ari» можно перевести с древнеиндийского как «друг» или, наоборот, «враг» (противоположное значение одного и того же слова или родственных слов свойственно для древних языков).

Объединяющим значением также может быть «соплеменник из чужого клана», так как он мог быть и другом, и врагом. Таким образом понятие «арий» обозначало человека, входящего в этническую совокупность различных племен ариев. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана, отвечающего за дружбу и гостеприимство.

Другой вектор этимологических изысканий приводит нас к иному значению слова «арий» - «свободнорожденный» и «знатный», которое пришло из семитских языков. Возможно, что рудименты этого слова сохранились в древнеирландском языке, в котором «aire» переводится как «знатный» или "свободны", а также в некоторых других.

Откуда пришли арии

Последние исследования показывают, что древние праарии изначально были единым народом, и только во втором тысячелетии до нашей эры разделились на две ветви – иранскую и индоарийскую. Само слово «иран» имеет связь со словом «арийский», и означает «земля ариев». При этом важно учитывать, что современный Иран является лишь небольшой областью на карте тех огромных территорий, что занимали древние иранские народы: Иранское плато, Средняя Азия, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря и другие. Кроме того, общность индоарийской и иранской ветвей доказывает схожесть священных текстов – иранской Авесты и индийских Вед. На сегодняшний день существует несколько несколько версий о том, откуда пришли арии.

Если верить лингвистической гипотезе, арии мигрировали в Индию и осели там примерно в 1700-1300 гг. до нашей эры. Версия основывается на изучении древних языков и обычаев, отраженных в исторических источниках. Лингвистика показывает, что Индия не была родиной ариев – как правило, в регионе происхождения какой-либо языковой семьи присутствует множество различных языков и диалектов той же семьи, а в Индии наличествует только одна индоарийская ветвь языков. В Центральной и Восточной Европе, напротив, существуют сотни разновидностей индоевропейских языков. Логично предположить, что именно здесь зародилась индоевропейская семья языков и народов. К тому же, придя в Индию, арии столкнулись с коренным ее населением, разговаривающих на языках другой семьи, к примеру, на мунда (аустроазиатская семья) или дравидском – языках, из которых были взяты архаичные заимствования в санскрите.

Наиболее признанная на данный момент - курганная гипотеза. Согласно ей, прародиной индоевропейцев были волжские и причерноморские земли, на которых археологами зафиксирована ямная культура. Ее представители первыми построили боевые колесницы, что позволило им захватывать все большие территории и распространить свое влияние на весь евразийский материк.

Псевдонаучные спекуляции

Помимо академических версий есть и десятки фантастических: что арии, на самом деле, жители мифической Гипербореи, пришедшие из Заполярья; что они являются непосредственными предками немцев, русских или кого-то еще. Как правило, такие теории пользуются спросом среди националистически настроенных сообществ для выстраивания псевдоистории определенного народа Основная цель, "продлить" историю своей страны.

Культура ариев

Арии или индоиранцы оставили богатое культурное наследние. Кроме важнейшего письменного наследия, такого, как Веды и Авеста, более поздник Махабхарата и Рамаяна, арии оставили и памятники материальной культуры. Изначально полукочевой народ, они уделяли основное внимание разведению коров и коней. Основным оружием ариев были стрелы. Этому народы были знакомы системы орошения, ковка медных и золотых изделий.

Семья ариев была патриархальной, в каждой семье были помимо главы семьи другие члены, рабы и скот. Семьи объединялись в роды, общины и племена, иногда враждующие между собой. Та трехклассовая социальная система, что получила распространение в древнеиранских и индийских обществах, не была так же сильно развита у ариев, однако, основные ее черты присутствовали. Верхушку иерархии составляли жрецы, будущие брахманы, и аристократы-кшатрии, повелевающие простым народом. Арии были воинственным народом, добывающим земли в поисках новых угодий и пастбищ.

Происхождение «арийской расы»

Происхождение рас до XIX века было исторической загадкой. Однако в начале века ученые открыли общность многих европейских языков с языками Индии и Ирана. Все эти языки назвали арийской языковой семьей – впоследствии она станет называться индоевропейской. Самоназвание народов древних Индии и Ирана – арии, было ошибочно понято как общее название всех индоевропейских племен, а археологи вскоре нашли так называемую ямную культуру, которая, благодаря строительству боевых колесниц, быстро расширила свое языковое, культурное и политическое влияние с небольшого участка в границах некоторых земель современной Польши, Украины и юга России до масштабов целой империи – от Португалии до Шри-Ланки.

Несмотря на то, что никакой отдельной расы арийцев не существовало, а смешение физиологических признаков с лингвистическими было лженаучным (к носителям индоевропейских языков относились весьма различные между собой народы Таджикистана, Персии, цыгане и даже ведды, которые являются австралоидами), ученые стали считать, что общность языков равна общности расовой. Известная ошибка немецкого филолога Макса Мюллера, нечаянно сославшегося на несуществующую «арийскую расу», повлекла за собой распространение в научном мире мнения о существовании расы арийцев, а в дальнейшем и возникновение нацистских расовых теорий.

Как известно, главари «третьего рейха» всерьёз верили, что истинные арийцы - это немцы. Или, по крайней мере, делали вид, что верят в это. И в 1939 году Гиммлер отправил масштабную научную экспедицию в Тибет.

Что же искали там немцы? Золото? Изумруды? Нет, они измеряли ширину скул тибетцев, лицевой угол, снимали с них гипсовые маски, вычисляли коэффициент цефализации... Надеялись найти в Тибете тех самых мифических «нордических» арийцев, которые, по их представлению, некогда покинули Германию и ушли на Восток. Но не нашли. Большей частью они имели дело с коренными тибетцами - представителями монголоидной группы населения.

Кто такие дэрды?

Больше повезло французскому исследователю Мишелю Песселю. В 1975 году он всё же отыскал в заснеженных Гималаях небольшой народ мина-ро, обладавший всеми чертами европейской антропологической группы. Некоторые его представители даже были похожи на «нордических» арийцев.


Этот загадочный народ и по сей день обитает в Западных Гималаях, в Ладакхе - своеобразном преддверии Тибета. Область расположена там, где соприкасаются границы трёх стран: Индии, Пакистана и Китая. Конечно, Пессель обнаружил в Тибете вовсе не «нордических» арийцев, а потомков индоевропейцев, которые в 1400 году до новой эры пришли в Индию из Средней Азии и стали впоследствии индоариями.

Минаро - отнюдь не единственные европейцы, с незапамятных времён живущие в Гималаях. Людей, имеющих европейскую внешность, жители Тибета условно называют дардами.

Европейцы из глубины веков

В провинции Нуристан в Афганистане, а также в горах Пакистана на границе с Афганистаном локально проживает один из удивительных народов дардской группы - калаши. Его численность - около 6 тысяч человек.
Селения расположены на высоте 1900-2200 метров над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (по-калашски Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал.



Их деревянные дома громоздятся один над другим вдоль крутых горных склонов и чем-то напоминают грузинские сакли с плоской крышей. Между жилищами проложены мостки и крутые лесенки, по которым с удовольствием скачет ребятня. Рядом развалины древних каменных крепостей - возможно, возведённых предками нынешних жителей.



Соседи считают калашей аборигенами - и учёные это подтверждают. В совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэнфордского университета калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к древней европейской группе.

Как на русском Севере

Калашам, несмотря на все притеснения, удалось сберечь свою языческую веру. Интересно, что соседи, имеющие такой же европейский облик, как они, исповедуют ислам. Обряды калашей очень похожи на древне-славянские и балтийские. Они поклоняются священному огню в трёх ипостасях: солнцу, молнии и огню очага.



У них сохранились пережитки близнецового культа, типичного для всех древних индоевропейцев. В храмовых помещениях для ритуальных танцев на деревянных опорах-колоннах можно увидеть вырезанные фигурки обнявшихся близнецов и стилизованное изображение солнца. Посередине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, - священный столб с вырезанными на нём солярными знаками.



Некоторые знаки, символизирующие солнце, похожи нате, что и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе! Неподалёку от ритуального столба жертвенник: две вырезанные из дерева конские головы.

Рогатое божество

По праздникам на специальном жертвеннике перед языческим идолом из цельного ствола большого дерева, установленном на склоне горы под открытым небом, приносят в жертву козу. Их выпасом на горных пастбищах занимаются неженатые пастушки.



Местный фольклор изобилует сказками, связанными с тотемными представлениями об этом животном. По большим праздникам представительницы прекрасного пола облачаются в цветные наряды, напоминающие традиционные костюмы славянских и балтийских женщин, рисуют над бровями сажей силуэт горной козы с завитыми рогами.



Часто во время праздника разыгрывают сценку, где козу рогатую изображает незамужняя девушка, а пастуха - неженатый паренёк. Это действо весьма напоминает обряд скоморошеского ряжения под Новый год. Устраиваются праздники урожая и праздники любви, похожие на Ивана Купалу: тогда водят хороводы, поют песни.

Сохранились и деревянные рогатые идолы -женское божество на троне с резным массивным посохом в левой руке. Поневоле вспомнишь русского чёрта с кочергой.

Как в родном Провансе

Калаши возделывают на орошаемых полях пшеницу, просо и ячмень. Жнут урожай серпами. Выращивают грецкий орех и тутовник. Ныне появилась у них экзотическая для этих мест сельскохозяйственная культура - кукуруза.

Песселя в своё время поразило, что представители народа минаро, внешне столь похожие на французов, точно так же, как тирольцы или жители Прованса, выращивают на горных склонах Западных Гималаев виноград и готовят из него вино. Когда в своей книге «Золото муравьев», вышедшей в 1984 году (на русском языке издана в 1989-м), Пессель опубликовал фотографию улыбающегося мужчины минаро, внешне смахивающего на француза, да ещё с гроздью винограда в одной руке и с чашкой вина в другой, поверили ему далеко не все. Кое-кто даже обвинил учёного в потасовке.



Тем не менее сегодня это уже доказанный факт: в Гималаях обитают люди, не отличимые от европейцев; и они ведут образ жизни, роднящий их с европейскими крестьянами.

Боевое прошлое

Женщины калашей на досуге мастерят украшения из бисера, напоминающие русские и прибалтийские. На нагрудном, например, встречается символика в виде двух конских голов, смотрящих в разные стороны, и солярные знаки. Подобные ещё в XIX веке можно было встретить на русском Севере в резьбе на избах, прялках и воротах. У прибалтов эти сюжеты и поныне сохранились в деревенском быте.

В пакистанском Музее национальных древностей хранятся деревянные статуи конных всадников в шлемах и латах. В своё время они были «экспроприированы» властями Пакистана у калашей. Те, вероятно, в прошлом были весьма воинственным народом: в их фольклоре сохранились легенды о захватнических походах на соседние земли. Во время военных вылазок брались в плен иноплеменники. Из рабов формировалась каста ремесленников, ущемлённая в правах, - впоследствии именно они приняли ислам. В их составе гораздо меньше блондинов и заметна монголоидная и австралоидная примесь.



В первозданной чистоте

На кладбище на могилах калаши устанавливают вертикально деревянные доски с вырезанными на них солярными знаками. Центром родового культа служит резная доска, олицетворяющая богиню Джештак, покровительницу родственных связей, или же «храм» («дом Джештак») - помещение для танцев и собраний.
Символические сюжеты на могильных досках отчасти похожи на южноосетинские могильные камни XVIII века. Напомню, что осетины - потомки кочевников-аланов, укрывшихся в горах Кавказа от гуннского нашествия.



Всё это позволяет предполагать, что у аланов, славян и калашей были общие предки. Однако калаши, пожалуй, единственные в мире сохранили в первозданной чистоте не только внешний вид типичных европеоидов, но и культуру языческих предков, праиндоевропейцев. Они верят в переселение душ точно так же, как верили в это предки всех индоевропейцев, в том числе славян, не исключая русских. Многие особенности быта и ритуалы объясняются именно этим.

И всё же культурное воздействие со стороны инаковерующих соседей, несомненно, ощущается. Мужчины переняли типичную для мусульман одежду и головной убор. Постепенно забываются имена родовых божеств. Уходит в прошлое Праздник заслуг - чествование уважаемых людей. Но тех, кто ушёл из этой жизни и кому надлежит родиться вновь в новом теле, не забывают.

Осколок античности

В общественном устройстве калаши, как и родственные им жители соседнего Нуристана, поделены на ранги. Глава семейного клана, желающий повысить свой престиж, забивает несколько коз и угощает своих соплеменников. На пир имеет право прийти любой желающий.



Благодаря радушному приёму и пиру на весь мир глава клана получает один голос в совете старейшин и право на установку после своей смерти на родовом кладбище персональной резной статуи из дерева. Конечно, это не греческая и не римская статуя, но всё же отдалённое сходство с античными изображениями в этих масках и фигурах усмотреть можно.

Родственники рушников

Высшей святостью у калашей обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» - дикие козы. Святы алтари и козьи хлева. Святилища располагаются, как правило, под открытым небом. Это по большей части алтари, сооружаемые из можжевельника или дуба. Обставлены они ритуальными резными досками и идолами высших божеств.



Специально возводятся крытые деревянные залы для религиозных мистерий и плясок.
Ритуальная жизнь калашей проходит в коллективных празднествах, пирах и играх, на которые в качестве полноправных участников приглашаются боги. На церемонии сватовства, предваряющей свадьбу, можно увидеть сватов с повязанными свадебными полотенцами, украшенными вышивкой и очень напоминающими рушники!



В ногах у богов

Калаши, как все дардские народы, обитают в непосредственной близости от величайшей вершины мира, называемой альпинистами К2, а местным населением - Чогори.

Расположена она в Кашмире, на севере Пакистана, у границы с Китаем и похожа на гигантскую заснеженную пирамиду. Вторая в мире после Эвереста. Её высота - 8611 метров над уровнем моря.



Есть основания полагать, что именно Чогори фигурирует в индуистских Ведах как священная гора Меру, а в главной книге зороастризма Авесте - как Великая Хара. Согласно древним арийским воззрениям, вокруг этой горы вращаются Солнце, Луна, звёзды и планеты.

Быть может, древние арии или их потомки - европеоидные кочевники-скифы - из-за религиозных воззрений забрались так высоко в горы и выбрали себе в качестве местожительства эти высокогорные края? Согласно Ведам, на горе Меру обитают великие боги. А жить у подножия обители богов - не величайшая ли честь?

Александр Белов, палеоантрополог