Группа биг дик. Приставить к вам комиссию пузатых дядек? Студийные альбомные выпуски

  • 11. 07. 2016

Ее рост - 130 сантиметров. Но диагноз «ахондроплазия» стал для Анны Каст не приговором, а способом утвердить свою уникальность

«Ваш ребенок умер», – сказали маме Анны врачи. Девочка действительно родилась мертвой. Но через 12 минут задышала. И теперь, когда у нее спрашивают, как она добилась всего, девушка отвечает: «Я с рождения начала выживать».

Она сыграла в фильмах «Ментовские Войны», «Пером и Шпагой», «В твоих глазах», «Жил-был Лис», «Клад», стала королевой международной тату-конвенции; выступала в постановках театрально-эротического проекта Neverporn; открывала премьеру мультфильма «Гадкий Я» на фестивале «Кинотавр». Еще участвовала в показе мод Mercedes-Benz, основала популярную группу Little Big и недавно открыла собственный тату-салон KastHome. Всеми своими поступками она пытается доказать маленьким людям, что люди с ахондроплазией могут жить нормальной жизнью, а не прятаться по своим углам. Но ей приходится бороться не только с их предрассудками, но и с осуждением большей части общества, не привыкшего к другим, необычным, не таким, как все. Но Аня сильнее, потому что с детства мама объяснила ей, что она лучшая, и у нее все получится.

В советское время будущий папа Анны приехал в Ленинград с Кубы защищать диплом по химии. Мама тогда работала на секретном заводе «Большевик», который производил запчасти для танков. Когда все закрутилось, ее методично начали вызывать сотрудники КГБ, допрашивали и хотели уволить, потому что иметь связь с иностранцем партия запрещала. Но вступилось начальство завода. Вместе родители прожили, пока дочери не исполнился год. Потом папа уехал и не вернулся: может, испугался диагноза девочки или давления партии, а может, нашел другую любовь.

Анна не обижается: «Папе я благодарна за то, что дал мне жизнь. За свои волосы, кожу, иммунитет. Если бы не он, я бы не была такой красивой, такой индивидуальной и не улыбалась бы жизни. Он испанец, живет на Кубе. Они там голодают, но танцуют». Псевдоним Каст - это сокращение от испанской фамилии Кастельянос.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Девочка родилась маленькой, но до 15 лет сама этого не замечала. С самого начала мама убеждала дочь: «Ты самая лучшая, ты сможешь все». Уже в детском саду она начала получать первые награды на конкурсах. В детстве чувствовала себя обычным ребенком: играла с мальчишками в волейбол, бегала от собак, ела пышки с двоюродной сестрой в магазине на Староневском проспекте, которые приберегала для них бабушка-уборщица.

К счастью, Аниной маме хватило любви и мужества, чтобы не пытаться изменить природу. «Сейчас многие мамы таких детей, как я, обсуждают в Интернете гормоны роста, которые дают своим детям без назначения врача, не интересуясь последствиями, - с ужасом рассказывает Аня. - Так они пытаются исправить свое «горе», как они его называют, и думают, что дети сразу же станут нормальными. Бывает, гормоны дают странный эффект: растут руки или ноги, а остальное - нет. Аппарат Илизарова теперь детям ставят вообще в три года, хотя раньше по закону нужно было в двенадцать. Мы вчера катались на катере со знакомой, которой его ставили. Она сама не может зайти на корабль - ноги не сгибаются, сухожилия все перетянуты. Кости-то тянутся от аппарата, а сухожилия - нет. Как можно ломать здоровые кости? С аппаратом дети по пять лет проводят в больнице. А после этого о нормальном детстве: плавании, езде на велосипеде, речи не может быть.

Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение

Причем удлиняют ради разницы 10 сантиметров. Все это вместо того, чтобы внушить ребенку, что он лучший, что он все сможет. Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение».

А потом у Ани начался переходный возраст и первые разочарования. «В 2001 году, когда не было социальных сетей, модной фишкой был розыгрыш по телефону. Так я познакомилась с молодым человеком, его звали Ким. Мы общались неделю, и он назначил мне свидание. А я понимаю, что не могу пойти, потому что не объяснила, как я выгляжу. Просто сказала, что я маленького роста, а он ответил: «Пустяки, с тобой же так интересно!» Я поделилась с мамой, а она поддержала меня: отвела в магазин и купила мне ботинки на каблуке за 700 рублей. Я надела их под клетчатое синее платье в пол и пошла. Мы должны были встретиться в метро. Я ждала Кима на платформе 45 минут. Увидела его издалека, за столбом, узнала по описанию одежды. Когда пришла домой, он позвонил мне и сказал, что больше не сможет со мной видеться. А я плакала - перед мамой было стыдно, что она мне ботинки купила», - Анна рассказывает эту историю и снова плачет. Потому что мамы уже нет.

На работу по специальности, библиотекарем, ее не взяли. В районной читальне спросили: «А до полок как вы будете доставать?» Тогда мама сказала, что в элитную школу, где учатся дети актеров и политиков, требуется дежурный воспитатель.

«Я прихожу в школу и выстраиваю в коридоре всех детей, 300 человек, и говорю: “Здрасти. С сегодняшнего дня я с вами работаю. Меня зовут Аня”», - вспоминает девушка. Теперь выросшие ученики приглашают ее на свадьбы, приходят в салон делать татуировки или видятся с ней в клубах.

Днем она следила за детьми в школе, а ночью работала аниматором и снималась в кино. Спустя время администрация школы начала выживать Анну с работы: «Я очень много улыбалась. Я приходила в школу как на праздник, как на красную дорожку - им это не нравилось».


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

В 2009 году Анна со своим тогдашним молодым человеком Пашей сделала первую татуировку. Через несколько дней ей позвонили из салона и пригласили на съемки театрально-эротического проекта Neverporn по мотивам сказки Андерсена «Голый король»: «Сниматься для них мне было интересно - это искусство. С эротикой нужно быть аккуратной, особенно в нашем положении, нельзя переборщить. Должен быть талантливый фотограф, чтобы это не было грязно. Чтобы не было для троллей: «Наконец-то мы сняли карликов!”».

Еще через неделю ее выбрали королевой международного тату-фестиваля, хотя татуировок у нее практически не было. На нем она сделала вторую: изображение черно-белой кассеты с записями Тото Кутуньо, Майкла Джексона и Пола Маккартни, которую отец когда-то подарил маме. На третий день конкурса она выпустила со сцены поток огня изо рта - научилась этому за кулисами, за пять минут до выступления. Так и победила. Дальше все закрутилось очень быстро: гастроли с театральными постановками команды Neverporn в Германии, Голландии.

На восьмой год работы в школе знакомые предложили Анне поработать администратором в тату-салоне. «Благодаря им пропал мой страх уйти из школы. Хотя я там семь тысяч получала, бросить все равно было страшно». Девушка взяла отпуск и проработала месяц в студии. Разочаровалась и через три дня решила открыть свой салон татуировки KastHome. Еще неделя понадобилась на то, чтобы сделать ремонт и набрать клиентов.

В 2013 году Анна вместе с другой маленькой девушкой Олимпией создала рейв-группу Little Big. Они прославились провокационными и сатирическими клипами о жизни в России. Анна говорит, что придумала группу для того, чтобы обратить внимание общества на существование маленьких людей в России, а самих маленьких - вдохновить. «Я пользуюсь каждой возможностью интервью или выступления на ТВ, чтобы заявить, что мы есть, что мы не сказочная выдумка какая-то из леса. Little Big для меня - социальная активность, напоминание о себе». Группа собирала многотысячные стадионы в России и Европе: Франции, Венгрии, Испании, Швейцарии и Италии.

Анна часто сравнивает условия жизни маленьких людей в Европе и в России, выкладывает на своей странице примеры из жизни. Она хочет доказать обществу, что нет ничего страшного в том, чтобы быть необычным: «В России очень мало пар маленький с маленьким. Потому что им страшно привлекать внимание к своей необычности, хочется слиться в толпе с кем-то «нормальным»».

А за рубежом это нормально: пара - двое маленьких и ребенок. Там их будущее продумано. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые. Почти не работают, только тусуются. А здесь такого нет. Ты рождаешься таким, получаешь пенсию восемь тысяч, и то, как утвердишь себя в обществе, зависит только от тебя».

За рубежом это нормально: двое маленьких и ребенок. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые

Аня себя в обществе утвердила. Она ушла из группы, но популярность никуда не делась: «Сейчас я не езжу на метро, боюсь. Потому что со мной постоянно везде фоткаются и здороваются. Фанаты Little Big, полицейские - все. Недавно я ходила в храм. Через пару дней мне написал незнакомый мальчишка, что видел, как я исповедаюсь, да еще и плачу. Даже в храме нет покоя».

Конечно, в этом есть своего рода кокетство. Но Ане приходится сталкиваться и с враждебностью, причем со всех сторон: « Меня и мои страницы в социальных сетях много обсуждают маленькие люди. Они меня не понимают, считают, что я их позорю. Я проявляю себя в образах, а они считают, что я - шут. То, что я аниматор и зарабатываю этим деньги, а это в нашем положении сложно, их не интересует. А у них вообще нет ни одной фотографии на личных страницах, мне это непонятно. Когда против людей государство, общество, они объединяются в свои маленькие группки похожих друг на друга и говорят: “Да, мы несчастны. Ладно, будем жить как есть”.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Меня осуждают и обычные женщины: «Как так? Она же не такая, как все. Почему она такая откровенная? Почему мы так не можем? Это же ненормально». Мне пишут: “Как тебе не стыдно? Это позорище”. Они никогда не скажут, что это из-за того, что я маленькая. Почему они это другим не пишут? Я задеваю их тем, что я другая и я смелая. По нормативам я должна жить в четырех стенах, молчать и радоваться пенсии».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Илья Прусикин (Ильич) – старожил российской YouTube-сцены, сооснователь творческого объединения «КликКлак», один из авторов идеи веб-сериала «Полицейские будни», проекта Constructorr, социального шоу «В порядке вещей» и многих других рейтинговых видео. Блогер, режиссер, видеопродюсер, судья рэп-поединков Versus Battle, лидер музыкальной рейв-группы Little Big, с помощью которой Ильич исполняет свою давнюю мечту – стать феноменом мировой музыкальной культуры и «прокачать весь мир».

Детство и юность

Будущая YouTube-знаменитость появилась на свет 8 апреля 1985 года на границе с КНР, в Забайкалье. Вскоре семья переехала в Ленинградскую область, а позже и в сам город на Неве. По словам блогера, в его роду имеются польские и еврейские корни.


Илья окончил не только общеобразовательную, но и музыкальную школу по классу фортепиано. В подростковом возрасте он увлекался футболом, авиамоделированием и бейсболом.

В 2002 году Илья основал свою первую группу – Tenkorr. Коллектив творил в жанре «эмокор». Их первый мини-альбом состоял из трех треков и носил название «Будет поздно». В 2004 году группа представила концертное видео на песню «Как Все Начиналось (К.В.Н.)» и получила гран-при на Ленинградском областном фестивале.


Спустя год был записан их дебютный альбом «Мое последнее письмо», куда вошли десять концептуальных композиций, включая «Будет поздно», «Псевдо любовь», «Мир без тебя», «Метро», «К.В.Н.». Затем были выпущены видео на треки «Ненависть» и «Верю». В последнем вначале все выглядело как традиционный эмо-клип: имелся герой, девушка, страдания и друг, успокаивающий парня. Но потом оказалось, что страдает-то он не по ней, а по другу…

В тот же период Tenkorr записали новый альбом «ROCK, baby!», совершили тур в его поддержку, посетив около трех десятков городов нашей страны.

Илья Прусикин и группа Tenkorr - «Sex police»

В 2008 году вышел их новый лонгплей «SEX POLICE», включивший 10 песен в жанре «альтернативный рок».

Параллельно музыкант успел поработать с коллективами Like A Virgin, st.Bastards, Construktorr, которых в масс-медиа окрестили «то ярчайшим явлением в культурной жизни страны, то экспрессивными сумасшедшими».

Биография Ильи Прусикина

Занятие музыкой не помешало молодому человеку получить высшее образование. Он окончил факультет психологии и педагогики в петербургском Институте культуры.

Развитие карьеры

В 2011 году музыкант и автор песен, имевший опыт производства видеоклипов, начал сотрудничать с творческим объединением «Спасибо, Ева!» и осваивать видеоблогинг.

В партнерстве с Владимиром Бесединым он запустил проект «Шоу Гаффи Гафа». К его записи они привлекли других звезд ютуба: Илью Давыдова (Мэдисон), Руслана Усачева, Артура Гальченко (Сэм Никель), Василия Руденко (Вася Ебашилово) и др.


Шоу имитировало детские развлекательно-образовательные передачи: куклы-носки пели забавные песенки, но посвящены они были отнюдь не изучению букв и базовых социальных понятий – Жирафик-рафик советовал, как откосить от армии, Кошка-наркошка учила, как стать рэпером…


Свет увидело всего 2 сезона шоу, так как создатели переключились на более интересные проекты, но многие песенки из «Шоу Гаффи Гаффа» до сих пор хранятся в памяти тысяч зрителей.

Не менее популярным стало сатирическое шоу «Великая Рэп Битва» (адаптация англоязычного проекта Epic Rap Battles of History), где сражались известные исторические личности в формате рэп-поединков. Обсуждаемые в их ходе злободневные темы и острые социальные вопросы заставляли не только смеяться, но и задуматься. Например, в баттле могли схлестнуться Pussy Piot и патриарх Кирилл , Иисус Христос и Никита Михалков , Алексей Навальный и Владимир Ленин.

Великая Рэп Битва от Ильи Прусикина! Сталин vs Павел Дуров

В 2012 году Ильич стал одним из режиссеров веб-сериала «Полицейские будни», а также сыграл в нем роль сержанта Котова. Его коллегами по съемкам снова стали многие видеомейкеры из «Евы»: Денис Кукояка, Владимир Беседин, Сэм Никель, Илья Мэддисон. Проект был закрыт после выхода всего трех 12-минутных серий.


В 2013-м Ильич начал сотрудничать с петербургским видеоблогером, участником «Успешной группы» Эльдаром Джараховым . Результатом их совместного творчества стало создание объединения «КликКлакБэнд». В рамках проекта Ильич, Джарахов, Юра Музыченко и другие блогеры играли в дженгу с электрошокером, боролись в бассейне с вазелином в откровенных купальниках, давали друг другу «леща» и делали множество других безумных, но забавных вещей.

Илья Прусикин и «Little Big»

В тот же период им была создана рейв-группа Little Big, названная в прессе супервирусом. Слушатели часто сравнивали ее с эпатажным южноафриканским коллективом Die Antwoord, на разогреве у которого музыканты зажигали в питерском клубе «А2» 2 июля 2013 года.


Фронтмена группы даже обвиняли в том, что он подчистую скопировал свой образ с солиста Die Antwoord, но нападки продолжались недолго. Little Big доказали свою самобытность и большой потенциал на мировой сцене: петербуржцы завоевали сердца слушателей в ФРГ, во Франции, в Бельгии, Испании, Аргентине, США и Бразилии.


Жемчужиной коллектива стали солистки-карлицы Олимпия Ивлева и Анна Карст (позже ушла из группы).

Первое же видео этого эпатажного коллектива под названием «Everyday I"m Drinking» мгновенно разлетелось по Сети. Клип высмеивал «клюквенные» стереотипы о России и радовал глаз потрясающей операторской работой: медведь, нюхающий кокаин вместе с обнаженной фиолетововолосой девушкой, хищно скалящиеся клоуны на фоне обшарпанной парадной, советские интерьеры и очень много водки.

Илья Прусикин и Little Big - Everyday I"m drinking

Планка была задана высокая, но каждый новый клип Little Big не уступал первому качеством и экстравагантностью подхода: «Life in Da Trash», прозванный в народе «клип с опарышами», «Give Me Your Money», «Big Dick» (победитель берлинского фестиваля музыкальных видео в категории «Лучшее трэш-видео»), «With Russia From Love», «Public Enemy», «Hateful Love», в котором снялась модель Елена Шейдлина .

LITTLE BIG – Everyday I’m drinking

Клип Everyday I’m drinking петербургской рейв-группы Little Big взорвал Интернет. Под энергичную музыку две «Дюймовочки» в кокошниках и высокий парень в спортивном костюме пьют водку, играют на балалайках и имитируют секс с медведем. «Здесь нет будущего» – ключевая мысль трека, исполняемого на английском языке. Результат-два с половиной миллиона просмотров за несколько месяцев.

Маленькие люди в России впервые выступают не на цирковой арене. «Нас слушают!» – восхищается одна из вокалисток группы Little Big Анна Каст. На сцене она – «чертенок из табакерки». У Олимпии Ивлевой другой образ – более нежный. Миниатюрность девушек подчеркивают два брутальных мачо – музыканты Илья Прусикин и Сергей Гокк.

АННА КАСТ. МЫ БЫЛИ ТАБУИРОВАНЫ

Маленькие люди – именно так нас надо называть, а не «инвалиды». Или, например, это ужасное слово на букву «к». В Европе оно недопустимо!

Я давно привыкла быть на людях. Телевидение, тату-показы, «Форт Бо-ярд», театральные постановки… Моя артистическая жизнь начиналась в эротическом театре Never Porn. Это был скандальный проект: «Никогда не порно – всегда искусство». Потом – «Садо-опера». А сейчас Little Big -это, конечно, самое душевное. Здесь я могу не только «работать лицом», но и самовыражаться. Это в первую очередь мой крик обществу: «Здравствуйте! В мире существуют маленькие люди. И они даже могут быть и приятными, и добрыми, и талантливыми». Оппонентов много. «Что? Как? Откуда они взялись?» Есть такие категории людей, негативно к нам настроенные.

Социальная тема в Little Big подчеркивается очевидной фактурой маленьких людей, поэтому наш крик получается еще громче. Если в Америке маленькие люди встречаются на каждом шагу, то в российской культуре мы табуированы. Нас нет. Наш «потолок» – цирковая арена.

ЛИЧНОЕ

Надеюсь, что маленькие люди в других городах вдохновляются, когда видят Little Big. Их удел в основном – сидеть в четырех стенах. В подавляющем большинстве они отучились общаться, выросли в интернатах, их маршрут такой: работа – дом. И у них складывается убеждение, что не стоит общаться с внешним миром, который может обидеть. Все это комплексы из детства. Мне повезло – мама меня воспитала иначе. Когда я родилась, маму пугали, уговаривали от меня отказаться. Но она держалась и очень гордилась мной, каждым моим успехом, каждым шагом. Я пошла в дворовый детский сад и радовала ее своими выставками – рисовала. Потом ходила в обычную школу. Гоняла мяч с пацанами, дралась – это надо пройти. Мама мне строго говорила: «Если стихи к завтрашнему уроку не выучишь, я тебе немецкую куклу в ДЛТ не куплю и дам ремня». Конечно, в итоге я учила стихи и была одной из лучших! Когда про меня говорили плохое, я улыбалась. Сегодня он на меня пальцем покажет, а завтра придет и сам попросит игрушку… Зато привыкла добиваться уважения благодаря интеллекту.

Комплексы я прочувствовала только один раз – во время первой влюбленности, лет в 15. Как же так? Он на медленный танец не меня пригласил, а мою подругу! А нравился-то он мне! Очень обидно…

С мужчинами отношения складываются отлично. У меня нет подруг-женщин, зато есть друзья-мужчины. Мне приятно духовное общение, которое я от них получаю. Сейчас у меня нет кого-то, кому я варила бы каждый день макароны. Но в планах есть семья, я очень серьезно к этому отношусь.

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ

По образованию я библиотекарь. В 2007 году пришла работать в школу, по знакомству – когда-то учила там немецкий язык. Узнала, что есть вакансия воспитателя. Улыбнулась и сказала детям: «Здравствуйте, я буду у вас работать». Сначала кто-то за спиной шептался. Но прошли годы, я уже их встречаю в барах, они выросли в серьезных людей и сейчас передо мной извиняются, что плохо говорили: «Аня, простите». А я и не знала об этом!

Основная проблема маленького человека – трудоустройство. Пусть ты блатная будешь, крутая, с пятью высшими образованиями, но без знакомств устроиться на работу очень тяжело. Все остальное – ерунда.

С одеждой сейчас проблем нет, купить можно все что угодно. Секонд-хенд – прекрасная вещь. В советское время гораздо сложнее было. Моя мама даже думала открыть собственное ателье… А сейчас купила, подогнула и ношу. Правильно одетая, ты уже создаешь образ уверенного в себе человека.

ОЛИМПИЯ ИВЛЕВА. ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Мое участие в Little Big – чистое творчество. Я пою, танцую, исполняю рейв. Мы все обсуждаем сценарии клипов, тексты песен, высказываемся, предлагаем свои идеи. До Little Big я была ведущей – открыла компанию, которая проводит праздники. Когда вышла на сцену впервые, чувствовала себя точно как любой другой человек. Например, если пригласить к микрофону шахтера, он будет чувствовать себя некомфортно, неловко. Так же и я. Сценический образ вырабатывается годами-Здесь с вами я тургеневская девушка и хожу с классическим маникюром. А завтра на сцене рву на себе волосы и одежду. Но это две стороны одной личности, они дополняют друг друга. Сейчас мне не интересны классика, опера, поп-музыка. Хочется экспериментировать, делать рейв.

Когда вышел клип Everyday I’m drinking, я думала, что моя строгая интеллигентная мама, истинная петербурженка, скажет: «У-у-у, как вы могли?» А мама меня удивила: «Молодцы, вот только с медведем чуть переборщили». Но если бы мы не переборщили, то это было бы бессмысленно.

МОЕ КРЕДО – ИСКАТЬ ПЛЮСЫ

Вы спрашиваете, в чем основная проблема маленького человека в Петербурге. Неверно ставите вопрос. Везде есть проблема людей, которые чем-то отличаются от остальных: ростом, весом, расой… И неприятие маленьких людей есть во всем мире, я отлично вижу это. Да, я невысокая, я это понимаю. Но для себя я никогда не делала на этом акцент. У каждого человека есть свои комплексы, и у высоких тоже.

У меня проблем с трудоустройством не было. Мое жизненное кредо – искать не сложности в жизни, а плюсы. Лично мне это очень помогает.

Но есть вещи, которые не укладываются в голове. Я до сих пор с этим живу. Иду по улице и чувствую: окружающие почему-то обращают на меня внимание. И я не понимаю – почему. Может, у меня одежда грязная?

Спустя столетие от октябрьского переворота, в колыбели русской революции появляется новый Ильич. Прибывший из забайкальской глубинки доселе неизвестный в округе молодец Илюша решает покорить питерскую публику неординарным поведением и придумывает чисто славянскую забаву. Выложив на просторах интернета весёлую короткометражку с явным стёбом над отечественным менталитетом, он добивается первого бурного успеха.

Ролик выстреливает, как эпохальный холостой снаряд легендарного крейсера, ныне пребывающего на вечном приколе. Первоапрельский розыгрыш над пресыщенными подписчиками популярного видео балагана привлекает внимание местной тусовки. Бывшему бейсболисту и выпускнику института культуры предлагают в срочном порядке сколотить коллектив скоморохов.

Следуя давней традиции шумного фурора ярмарочных развлечений, предприимчивый блоггер и дипломированный затейник собирает команду единомышленников, готовых плясать на сцене под чужую дудочку, ведь собственных песенок у зародившейся компании не имеется. Успешно отработав на разогреве Die Antwoord, ребятки приобретают скандальную известность. Пара девчушек невысокого роста, выделяющихся на фоне свежеиспеченных звезд, способствует появлению названия для образованного ансамбля.

Волна популярности вызывает в среде новоявленных исполнителей сатирических куплетов неимоверный всплеск творческой активности. Они записывают десяток немудреных текстов под волнующую барабанную дробь с примесью народных мотивов. Российский потребитель сетевой развлекательной продукции моментально разделяется на два враждебных лагеря. Одни считают выскочек на эстраде глумящимися над святынями подонками, другие склоняются к мнению, что новички умышленно используют сатиру в мелодическом сопровождении в традиционном национальном орнаменте для форсированного сближения с массами.

Сами авторы оригинальных композиций во всеуслышание заявляют, что подобный подход к музыке является отражением современного общества. Они откровенно высмеивают сложившиеся поведенческие стереотипы и существование человека из России. Все треки сопровождаются красочным шоу с визуальным рядом и уморительным речитативом, приводящим в экстаз многочисленных поклонников. Поймав сокрушительный прибой хайпа, ребятки оглушительно стебаются над соотечественниками, преподнося в шутливой манере сложные процессы, происходящие в родном краю.

Состав Little Big

  • Основатель, вокал – Илья Прусикин, псевдоним – Ильич;
  • Вокалистка – Олимпия Ивлева;
  • Вокалист – Антон Лиссов, псевдоним – MrClown;
  • Вокалистка – Софья Таюрская;
  • Музыкальный продюсер, диджей – Сергей Макаров, псевдоним – Gokk;
  • Анна Каст – экс-участница из начального набора.

Участники группы из Санкт-Петербурга пропагандируют себя представителями арт-коллаборационизма. Залихватские песни мгновенно разлетаются на афористические мемы в сети. Играющая и поющая в стиле рейв молодежная банда причисляет себя к рок-направлению. Большинство критиков отмечает ее нарочитую самобытность, утверждающую свой взгляд на народность и культурную традиционность. Гротеск и едкие разоблачительные выпады превращают выступления в фольклорную картинку, способную поразить слушателя необычной подачей текстовки и превратить концерт в подлинное феерическое зрелище.


Дискография

Студийные альбомные выпуски:

  • «Funeral Rave»
  • «With Russia From Love»
  • «Anti positive»

Синглы:

  • «Dead Unicorn»
  • «Give Me Your Money»
  • «Rave On»
  • «Kind Inside Hard Outside»

Многолетний опыт ведения персонального блога и канала на Ютюбе, позволяетпроснувшемуся однажды знаменитым культработнику раскручивать отснятые ленты изарабатывать на просмотрах солидные капиталы и завоевывать очередную аудиториюпочитателей своего таланта. Проект существует и процветает благодаря команднымусилиям его компаньонов. Верная соратница по съёмочной кухне Алина занимаетсяпроизводством вирусных клипов,созданных гением постановки и режиссуры неутомимого лидера.


Символы отечества, неизменно присутствующие в практически каждом фрагментебезумных сюжетных линий короткометражных мюзиклов потрясают воображением ифантастическим чутьём на реакцию пользователей ведущего видео-хостинга. Миллионы фанатов бросаются просматриватьочередную новинку, выпущенную для обзора в сетевом пространстве.

  • «АК-47»;
  • «Faradenza»;
  • «Big Dick»;
  • «Life In Da Trash»;
  • «Every day I’m Drinking»;
  • «Dead Unicorn»;
  • «Hateful Love»;
  • «LollyBomb»;
  • «Полюшко Поле»;
  • «Public Enemy»;
  • «Punks Not Dead»;
  • «Русские хулиганы»;
  • «U Can Take»;
  • «Skibidi»;
  • «We Will Push A Button»;
  • «Из России с любовью».

«АК-47»

«Faradenza»

«Big Dick»

«Life In Da Trash»

«Dead Unicorn»

«Hateful Love»

«LollyBomb»

«POLYUSHKO POLYE»

«Public Enemy»

«Punks Not Dead»

«Russian Hooligans»

«U Can Take»

«Skibidi»

«We Will Push A Button»

«WITH RUSSIA FROM LOVE»

Эпатажные и экстравагантные рейв-исполнители известны не только на родине.Их гастроли в Нидерландах и Франции производят настоящий фурор. Русскоязычныемузыканты с водкой и балалайками пользуются невиданным спросом. В ноябре2107 года углавного героя прославленной рейв-команды появляется наследник. Будучи истиннымИльёй Муромцем всероссийского шоу-бизнеса, знаменитый на весь мир папашаназывает сынишку по древнейшему обычаю Добрыней, справедливо полагая, чтоповзрослевший отпрыск вольется со временем в ряды продолжателей былинной старинына сценических площадках.

На разогреве у хип-хоп и рейв-группы Die Antwoord через неделю выступит проект Little Big. Это первый концерт коллектива, решившего сделать «русский ответ Die Antwoord» с балалайками и водкой. Многие упрекают Little Big в неестественности и ненаходчивости, но тем временем их первый клип «Everyday I"m drinking» набрал почти два миллиона просмотров на YouTube. «Собака.ru» связался с его создателями.

Алина Пязок, клипмейкер, видеопродюсер. Снимала клипы Триагрутрике, Stigmata, Animal Jazz, Alai Oli, Amatory, Гуфу, Смоки Мо:

Вы на какого-то ориентировались?
Мы просто делали своё трэш-шоу. Взгляд на то, что происходит. Мы новые патриоты с хорошим видепродакшеном, дикой музыкой и мы не собираемся молчать. Слушатели в сравнениях разнообразны - сравнивают с Die Antwoord, Prodigy, Bonoparte, Энди Уорхолом и Боуи.

Little Big вырос сам по себе, из разговоров моих друзей-музыкантов. Мне, как режиссеру видео, нравится работать с музыкантами и находить адекватную визуальную формулировку для песен. Илье Прусикину с Сергеем Гокком хотелось куда-то деть нервную электронную музыку, Анне Каст всегда хотелось читать рэп. Олимпия Ивлева, Злой Клоун, визажисты, реквизиторы, все герои первого видео - это свои люди, друзья, друзья друзей. Клип снимался 6 дней, было 11 локаций, 18 сцен. Все очень легко сложилось, потому что все хотели быть причастными к общему делу, показать то, что нас волнует.

К команде присоединился Сергей Гокк из группы Jane Air, наш саунд-продюсер. Всю музыку пишем теперь вместе, готово уже шесть треков, будет, как минимум, еще три клипа. К сентябрю собираемся выпускать первый релиз.

Как появился второй клип «Push the button»?

Мы сделали видео о корейской ядерной угрозе, хотелось как можно быстрее отреагировать, так что песня и клип сложились за 36 часов.

«Everyday I"m drinking» вызвал неоднозначную реакцию в России. Мол, вы очерняете родину.

Это сатира, а на нее, как известно, реагируют по-разному. Если хочешь изменить страну, приходится ее показывать именно такой. По-другому на людей уже ничего не действует.

Как из такого проекта можно извлекать прибыль?

Такие сумасшествия - это реально для души. Нужно обладать большой долей безумия, чтобы попросить друзей сидеть в проруби, словно они в джакузи, качать головой в такт музыке и думать о России.

Мы устали от всего, что происходит в России. Мы любим нашу страну, но это не значит, что нас не волнуют бедность, то, что всем плевать на все или жуткий алкоголизм. Как-то так мы и решили создать команду Little Big. Это наше художественное послание, наше видение ситуации в стране, наш нерв. Ура-патриотизм легко превращается в замалчивание проблем. Мы хотим, чтобы люди видели их, и не важно, что они о нас подумают. Хочется сказать правду, потому что если мы промолчим, может никто ничего и не узнает.


Илья Прусикин, фронтмен Little Big, музыкант (Ильич, Tenkorr, Constructorr, Like a virgin, St. Bastards), видеопродюсер («Шоу Гаффи Гафа», «Полицейские будни», «В порядке вещей»):

Уместно ли говорить, что Little Big - это одно из ваших новых шоу?

Нет, это самостоятельный арт-коллектив. Но я не собираюсь бросать видеопроекты. Я занимаюсь всем, чем интересно: сейчас плотно занят репетициями и записями с Little Big, но в планах съемка нового сериала.

Вы ведь не планировали выступление позже?

Да, но нас позвали на разогрев к Die Antwoord, и мы решили, что это очень хорошая компания для первого публичного выступления команды. Так что мы задвинули все дела и плотно готовимся к концерту. 2 июля на сцене нас будет четверо - я, Олимпия Ивлева, Анна Каст и Сергей Макаров (Гокк).

Этот проект был не ради просмотров и не ради рейтинга - это действительно то, что нас волнует. Мы хотели, чтобы видео выстрелило, чтобы люди смотрели и обсуждали его. Кому-то оно показалось шуткой, кому-то показалось, что это проявление русофобии, для кого-то это был вирусный ролик. При этом наши зрители не только в России, они во Франции, в Америке, в Германии, в Испании, в Бразилии и в Аргентине.

Есть уже предложения?

Много пишут о команде за границей, во Франции хотели снять документальный фильм, хотя мы сейчас слишком заняты новым материалом. По большому счету, вся движуха начнется с осени.

Наверное, иностранцы думают, что вы такие и есть, как в клипе.

Замечательно. Пусть так думают. У нас полстраны такие. Я и Гокк, мы проехал всю страну с концертами своих групп, мы видели настоящую Россию и хотим до нее достучаться.

Я музыкой занимаюсь с детства, хотя Little Big - это не только музыкальная группа. Мы делаем сатирическую арт-коллаборацию, работаем сразу с музыкой, визуальным рядом и шоу, чтобы максимально донести нашу мысль. Каждая песня отражает социальное явление, связанное с Россией и миром. В первом клипе мы хотели показать стереотипы, связанные с нашей страной, рашн-деревяшн, то, какими нас видят со стороны. Ведь стереотипы потому и возникают, что они - форма правды о мире.