Художник Павел Бунин. Бунин павел борисович

БУНИН, ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ (1927, Москва - 2008)

Русский художник-иллюстратор, мемуарист, поэт-переводчик. Член Союза художников России.
Внучатый племянник и воспитанник знаменитого хирурга Спасокукоцкого – прототипа главного героя романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».
Учился в Художественном институте имени Сурикова (Москва), откуда был исключён в период борьбы с космополитизмом.
В 1978 эмигрировал, жил в Австрии, Греции, Италии, Германии, Франции, Англии, Израиле. В 1987, на волне перестройки, вернулся в Москву.
По собственному признанию художника, определяющим фактором становления его личности были книги. Иллюстрации Бунина «магнетичны» – это всегда сотворчество с писателем, проникновение в глубины его замыслов. Некоторые тексты (стихотворения английских поэтов от сэра Уолтера Рейли до Редьярда Киплинга) Бунин сам перевёл на русский язык. Написал воспоминания о К.И. Чуковском, с которым был дружен ещё подростком.
Состоялось 60 персональных выставок художника – в Москве, Вене, Париже, Пятигорске, Базеле, Кембридже, на Сахалине.
2008-08-08 +

Музеи, Библиотеки & Архивы

  • 1. Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725 - 1998) // Российская национальная библиотека (СПб.) // www.nlr.ru
  • 2. Предметный каталог // Электронные каталоги // Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ, Москва) // www.katalog.shpl.ru
  • 3. Предметный каталог // Рубрикатор каталога «Каталог с 1996 года» // Государственная публичная историческая библиотека России (Москва) // www.katalog.shpl.ru
  • 4. Художественная выставка «Святогорская галерея» из фондов Пушкинского Заповедника, посвящённая 174-ой годовщине со дня гибели поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михаловском (2011 год) // Государственный музей А.С. Пушкина «Михайловское» // pushkin.ellink.ru
  • 5. Пушкин в рисунках Павла Бунина. Выставка в Российской государственной библиотеке по искусству (Москва) 4 - 30 июня 1999 года // www.liart.ru
  • 6. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков П. Бунина, Э. Насибулина, Р. Яхнина // Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Псковская губерния). Выставка. 2005 // www.amr-museum.ru

Aукционы & Галереи

  • 7. Бунин П.Л. Графика, 1970-х. Работы происходят из семьи художника М.А. Скобелева // Гелос, аукцион, 21 июнь 2012, лоты №№ 395, 396 // www.gelos.ru

Информация & Информация

  • 8. Великая французская революция в графике Павла Бунина // www.vive-liberta.narod.ru
  • 9. Павел Бунин. Из воспоминаний о К.И. Чуковском // Дружба народов. Вып. 9. Москва. 1997
  • 10. Казарин Ю. Павел Бунин: «Мое благополучие опоздало лет на тридцать» // Труд. Вып. 206. Москва. 18.11.2002
  • 11. Говорков А.В. Вечера на Сущёвском. Или почему Бунин не иллюстрирует Бунина // www.ijp.ru
  • 12. Кончин Е. Неудержим поток импровизаций // Культура. Вып. 50 (7357). М., 11 - 18.12.2002
  • 13. Корнеева И. Павел Бунин: «Художнику лучше держаться от власти подальше» // Вечерняя Москва. Вып. 70 (22647). Москва. 15.04.1999
  • 14. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков. Выставка в Михайловском (Пушкинский заповедник). С 26 января по 26 февраля 2005 года // www.museum.ru
  • 15. Александр Говорков. Воспоминания Павла Бунина // Информпространство - антология живого слова. Вып.2. Москва - Иерусалим, 2009 // www.informprostranstvo.ru
  • 16. Могила Павла Бунина (1927 - 2008) // www.moscow-tombs.narod.ru
  • 17. Наталья Дардыкина. Он узнаёт любовников счастливых. (Арап Петра Великого) [О художнике Павле Бунине и его времени] // Московский комсомолец. 03 ноября 1998
  • 18. Наталия Моржина. Бунин, который всё-таки вернулся (…В 77-м [Павел Бунин] эмигрировал. Его никто нигде не ждал…) // Новая газета. 14.09.1998 // www.sarhive.ru
  • 19. Стародубец Анатолий. Бунин ещё нарисует Бунина // Труд. Вып.ххх. М., 15 ноября 2002
  • 20. Валентин Курбатов (автор). Пушкин. Тайная свобода. [Павел Бунин - пушкинский иллюстратор] // Вольный лист. Вып.8. 16 апреля 2012 // www.litbook.ru
  • 21. Е. Калинникова. Английский альбом Павла Бунина // Независимая газета, 22 ноября 1997 // www.multiarhiv.ru
  • 22. Павел Багряк - коллективный псевдоним, под которым выступали с 1966 писатели и журналисты Валерий Аграновский, Дмитрий Биленкин, Ярослав Голованов, ВладимирГубарев, Виктор Комаров и художник Павел Бунин // www.03pressa.ru
  • 23. Е. Плахова. Омар и Павел (…а я [Плахова] подозревала Павла Бунина в том, что в своём творчестве он всегда следовал за своим великим учителем, Александром Сергеевичем Пушкиным… [!!!]) // Московская правда. 13 октября 1998 // www.pressarchive.ru
  • 1. [Выставка, посвящённая 100-летию гибели А.С. Пушкина. М., Исторический музей, 1937. Источник: Н. Моржина]
  • 2. Бунин П.П. . Иллюстрации к Бёрнсу. 1955. Б., кар., тушь. 20х14 // Л.В. Розенталь, Б.Я. Сатановская (сост.). Живопись и графика московских художников. Каталог выставки. М., Московский Союз советских художников, 1956, с.47
  • 3. Выставка работ художника П.Л. Бунина. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. [М.], Всесоюзный музей А.С. Пушкина, тир. 1 100 экз.,
  • 5. Б. Полевой (предисл.), П. Бунин (худ.). За власть Советов. [СССР. 1917 - 1967]. М., Издательство агенства печати «Новости», тир. 75 000 экз., 3 р. 6 к., 1967 (рус., англ., нем., фр.)
  • 6. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1969
  • 7. Николай Рыленков (автор), Павел Бунин (художник). На старой смоленской дороге. Историческая повесть. М., Московский рабочий, тир. 65 000 экз., 92 к., 1969
  • 8. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1970
  • 9. И.Г. Габриельянц (авт. ст.). Выставка работ художника Павла Бунина. [Буклет]. Пятигорск, Музей «Домик Лермонтова», тип. им. Анджиевского, [тир. 300 экз.], 1970
  • 10. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 78 к., 1972
  • 11. Врубель И.Н., Муленкова В.Ф. (составители). А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Каталог-справочник. Т.1. Москва. Книга. 1987
  • 12. Омар Хайям. Рубаи. Художник Бунин П. Москва. Орбита. 1990
  • 13. Амаль (сост.), Бунин П.Л. (худ.). Омар Хайям. Рубаи. М. Орбита. 1990
  • 14. Павел Бунин. И скажи ей, что она твоя любовь. Перевод [стихов], воспоминания, статьи. М., Смоленск; Всероссийское бюро пропаганды художественной литературы, Смоленский филиал; тир. 1 000 экз., 1993
  • 15. З. Шахбазян. Павел Бунин: изобразительная пушкиниана // Российская провинция. М., Вып.3, 1995, с.121 - 123
  • 16. П.Л. Бунин (художник). Гениальный сын России. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 1998
  • 17. Два гения (Zwei Genien). 200-летию А.С. Пушкина и 250-летию И.-В. Гёте посвящается. [Отрывки из произведений]. М., Славянский диалог, 1999 (Рис.: Павел Бунин) (рус., нем.)
  • 18. Омар Хайям (автор), Павел Бунин (художник). Как чуден милой лик. Рубаи. М., Эксмо-Пресс, тир. 10 500 экз., 1999
  • 19. Бельский А.Г. (предисл.). Сквозь годы, сквозь столетия. Шедевры мировой литературы в творчестве П. Бунина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 2000
  • 20. О.Э. Вольценбург, Т.Н. Горина, П.М. Сысоева, А.А. Фёдоров-Давыдов (редакционная коллегия). Художники народов СССР XI - XX вв. Биобиблиографический словарь. Т.2. СПб., Академический проект, 2002, с.111
  • 21. Луконин С. Свой свет // Литературная газета. Вып. 41 (5896). Москва. 09 - 15.10.2002
  • 22. Бунин П.Л. Не славы ради… Сборник воспоминаний, заметок, эссе, переводов. М., Орбита-М, 1 000 экз., 2002
  • 23. Бунин П.Л., Бельский А.Г. Переломные эпохи истории. Альбом. М., Витэкс, 2004
  • 24. М.Ю. Лермонтов: поэт и судьба. [Поэмы, повести, драмы]. М., У Никитских ворот, 1 000 экз., 2005 (Рис.: Павел Бунин, Рук. проекта: Альберт Бельский)
  • 25. Соавтор классиков // Литературная газета. Вып. 9 (6161). Москва. 05.03.2008
  • 26. Ганс Христиан Андерсен. Сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин, Пер. с дат.: А. Ганзен)
  • 27. Александр Пушкин. Стихи и сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин)
  • 28. Швыдкой М., Курникова Н. (вст. статьи). Елецкая Е., Заволокина А. и др. (статьи). Памяти коллекционера Александра Заволокина. Русская графика 1900 - 1930-х годов из собрания Александра и Александры Заволокиных. Каталог выставки. М., Петроний, 2010
  • 29. Сидоров А.А. (автор вст. ст.). Бунин П. Сквозь годы, сквозь столетия... Шедевры мировой литературы в творчестве Павла Бунина. [Альбом]. М., Орбита-М, 2 000 экз., 2010

Мой друг Эмиль Сокольский (emil_sokolskij), приезжая в Москву, всегда навещает меня. И всегда дарит мне интересные книги, за что я ему очень благодарна. В последний свой приезд среди прочих книг он мне подарил книгу "Три берега" - сборник стихотворений трех поэтов: Александра Говоркова, Кирилла Ковальджи, Юлия Хоменко. Москва, РИФ "РОЙ", 1999 г.
Прочитав (не единожды) эту книгу, я заглянула в выходные данные и обнаружила: художник Павел Бунин.
Павел Бунин - это тот самый художник, который жил в комнате в доме № 8 на Тверском бульваре, в той самой комнате, в которой я жила, пока мы не переехали из этой коммуналки. Я писала о нем в ЖЖ.

* * *
Потомок классика, художник,
Пакует бережно треножник.
На всем печать постылой прозы:
Продажа книг, продажа бронзы
И боль до глубины души,
В глазах - сомненья и вопросы.
Но сборы кончены. Спеши
В аэропорт. Оставь другому
Свои сомненья в паре фраз.
В последний раз идя из дома,
Ключ поверни в последний раз.
Какие страхи в душу лезли!
Забудь про них, про эти дни.
В уютном самолетном кресле
Назад откинься и вздохни.
Прощай, художник. Навсегда.
Да обойдет тебя беда.
Не думай ни о чем, лети!..
А здесь, как дети взаперти,
В тиши оставленной квартиры,
Ненужные тебе теперь,
Тобой забытые картины
Глядят на запертую дверь.
Они исчезнут в смуте дней,
Их зов последний оборвется...
Но он к тебе не раз вернется
И станет ближе и родней.
27. 10. 78.

* * *
Тверской бульвар меня переживет.
Когда я родилась, он был на месте.
И этот серый дом восьмиэтажный -
Он тоже был, когда я родилась.
В том доме мыши есть и домовые,
На лестничных пролетах - витражи,
И длинные глухие коридоры,
И половиц неповторимый скрип.
В том доме коммунальные квартиры,
Вплотную заселенные жильцами,
А также заселенные тенями
Здесь обитавших некогда людей.
В той комнате, где раньше я жила,
Теперь живет художник-недотепа.
Он спит за занавескою, в углу,
А в центре возвышается подрамник.
Художник спит, его тревожат сны.
А тень моя, скользнув на подоконник,
Глядит то за окно, то на картины,
И сторожит полотна от мышей.
"Все это вздор", - вы скажете. Но как
Вы объясните, что когда художник
Проснется и возьмется за работу,
Мои черты проступят на холсте?
12. 01. 78.

Сама не знаю, почему я не назвала его фамилию. Это был художник Павел Бунин. Кстати, у меня в тетрадке написано "Потомок Бунина, художник...". И стихотворение это посвящено П. Б. - Павлу Бунину. Когда я нашла его имя в книге "Три берега", мне захотелось с ним встретиться, повспоминать...
Залезла в Интернет и обнаружила, что он ушел от нас в 2008 году.
С помощью Эмиля Сокольского я получила отклик от Павла Бунина. Отклик из своей молодости...

Известному художнику-графику Павлу Львовичу Бунину 23 ноября исполняется 75 лет. Безусловно, к этой дате будет приурочена очередная выставка его работ - у него было уже больше пятидесяти персональных выставокв Москве, Петербурге, Вене, Париже, Берлине, Лондоне, Тель-Авиве... Вышла из печати его книга "Не славы ради...". Это воспоминания,эссе о писателях, художниках, путевые заметки, переводы староанглийских поэтов...

Павел Львович, как вы выбираете, какую книгу иллюстрировать? Почему Пушкин, Киплинг, Омар Хайям? Почему Шекспир, Лермонтов?
- Беру, что нравится, чем увлекся.
- А бывают заказы от издательств, от каких-либо организаций?
- А я их не принимаю.
- Тогда вам трудно живется. Надо ведь, чтобы издательство заинтересовалось тем, что вы предлагаете.
- Заинтересовываются. В последние годы три альбома вышли - от Пушкина до античных поэтов. Та же книга "Не славы ради..." А насчет того, что трудно живется... Вот в юности бедствовал страшно, голодал, ходил в обносках. Дамские босоножки на ногах, газеты накручены... Мама, бабушка голодали. После смерти деда у нас отобрали родительский дом в Москве на Вятской улице, мы оказались в хибаре на Масловке, как говорится, без удобств. Правда, бывало и хуже: в этом доме была комната, где жили пять или шесть человек. Они у себя построили нары и спали по очереди. Было просто чудовищно.
- А кем был ваш дед?
- Григорий Васильевич был крупным инженером-химиком, изобретателем. Будучи еще студентом в Германии, в Гейдельберге, хорошим музыкантом, он на Вагнеровском фестивале в Байройте познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой Ольгой Николаевной, курсисткой-бесприданницей.
- У вас в книге, кажется, сказано, что графикой вы занялись потому, что краски были дороги и на них не было денег.
- Так оно и было. Вспомнил! Все-таки один издательский заказ я выполнил! В начале 50-х совсем прижало. Говорю товарищу: пойдем грабить пожилых женщин. Он видит, что я дошел до ручки, и только спросил: почему пожилых? Потому, говорю, что на старушек рука не подымется, а с молодыми я не справлюсь. Ложись спать, говорит, а утром наденешь мой костюм - и в поход, еще раз по издательствам, может, повезет. В одном месте, вижу, сидит верзила с очень характерной внешностью. Ну, думаю, скажу начистоту. Говорю: мне срочно, прямо сейчас нужно заработать десять тысяч рублей. Почему десять, спрашивает. Пять мне и пять тебе, отвечаю. Задумался. "А с фотографий умеешь рисовать?" - "Да с чего угодно". Высыпал на стол два десятка снимков. Надо, мол, заставки сделать, выходит книга "КПСС превращает пустыню в цветущий край". Помню, она заканчивалась словами "Там, где Сталин, там победа". Вышла в продажу как раз в день смерти Сталина. А когда я шел в очереди к его гробу, в витрине книжного магазина на углу Кузнецкого Моста увидел эту книгу: шагающий экскаватор на обложке. Больше заказов не было.
- У вас в книге воспоминания о Чуковском. Вы дружили? Как познакомились?
- Лет в четырнадцать-пятнадцать мне попался томик Оскара Уайльда с эссе Корнея Ивановича. Написано было с молодым кокетством, блеском и искренностью. Эссе было прямо-таки ослепительное. Сделал несколько картинок к Уайльду и явился к нему на квартиру на Тверскую - тогда улицу Горького. Корней Иванович - легендарная личность. Это не только "Мойдодыр" и "Муха-Цокотуха", "Айболит" и "Тараканище", это великолепные критические статьи и книги, удивительные переводы, это большой колоритный человек."Тогда ему было лет шестьдесят. Мы поговорили. И мне показалось, что он недоволен. Я тогда быстро смылся. "Ну что же вы убегаете?" - удивился он. "Я не смел надеяться, - говорю, - не рассчитывал, что у вас найдется на меня время". "А у вас найдется?" - это он мне. Так был задан тон в наших отношениях. И почти тридцать лет я часто бывал у него. Он работал, а я брал книги из его библиотеки, садился или ложился на пол рядом и читал. Мы много говорили, часто по-английски. У него самого была уникальная память, и ему нравилось, что я могу по памяти цитировать целые страницы прозы, стихов. У нас было много точек соприкосновения - тот же Уайльд, Киплинг, вообще Англия, он был великий англоман. Потом он часто выручал меня, давая взаймы деньги, и довольно большие. Я как-то умудрялся все долги ему отдавать. Однажды он сказал, посмеиваясь: "Тут что-то не так. Вот З. (назвал известного писателя и переводчика) построил на мои деньги себе дачу и ни копейки не думает отдавать. Не то что вы. Учитесь... "
- Судя по многим воспоминаниям, в том числе по вашим, Чуковский в жизни все время играл какую-то роль.
- Корней играл много ролей. Когда я его узнал, это был очень усталый человек, который себя взбадривал той или иной ролью. У него, кстати, был нормальный голос, как у меня или у вас, а не тот, наигранный, хорошо знакомый людям старшего поколения по бесчисленным детским радиопередачам - "Здравствуйте, дорогие мои!.." Как сказал Уайльд, маски прирастают. Но во мне Чуковский напоролся на человека, который с детства тоже играл - этакого наивного ребенка, с тоненьким фальшивым голоском, робкого, застенчивого. Он меня сразу раскусил, мгновенно. Заметил, что я раза два посмотрел на себя в зеркало. И, как ни странно, это тоже нас сблизило.
- И еще, наверное, то, что вы читали совсем не те книжки, что дети 30-40-х годов? Многие ли шли, к примеру, у Киплинга дальше "Маугли" и "Рикки-Тикки-Тави"?
- Как заметил Уинстон Черчилль, воспитание начинается с разглядывания корешков книг в библиотеке деда. Очень важно книгу прочитать вовремя. У нас, несмотря на все жизненные перипетии, сохранялось десятка два книг "золотой библиотеки" - это великолепные тома в зеленых и красных переплетах, густо украшенных золотом, вольфовское издание. А в книгах - гравюры. Читать, смотреть - упоение. Так что в детстве, юности моими кумирами были вовсе не Павлик Морозов и не Тимур с его командой. Вовремя прочитанная книга - это еще и иммунитет против пошлости, безвкусицы, засорения языка. Когда я у кого-то из современных авторов прочитал "хлобысть по сопатке", то просто не понял, о чем речь.
- Вы были странно эрудированным подростком. Многие ли в таком возрасте зачитывались тем же Киплингом да еще цитировали его в оригинале?
- Часто я чувствовал себя белой вороной. И старался все больше отмалчиваться. С детства запомнил чудовищные стихи: "Нас окружают повсюду враги. /Красная армия, страну береги". Каково, а? Я старался не забывать, что "повсюду" враги. Не везде и не всегда спасало. Когда учился в Суриковском институте, на меня написали донос: "Отмалчивается. Не общается с коллективом". Отчислили из вуза. Потом восстановили. Потом на другом курсе снова отчислили. Восстановили... Я понимаю, что им было непросто это делать, ярлык не прилепишь. У меня по марксизму-ленинизму всегда "отлично" было: я такую цитату умел вспомнить!
- А как вы языки выучили?
- Сам. По книгам. С бабушкой говорил по-немецки. С Чуковским иногда - по-английски. Бабушка с дедушкой порой переговаривались по-немецки о моем воспитании. Выучил - сперва, чтобы их подслушивать.
- Семидесятые годы. Вы - известный художник. Уже имеете определенное имя, зарабатываете неплохие деньги - бедность позади, купили большую квартиру, добились, чтобы вам выделили мастерскую. И вдруг все бросаете и уезжаете из страны! Почему?
- Умер Чуковский, к которому я был очень привязан. Умерла бабушка, с которой мы вместе, вдвоем пережили столько трудных лет... Знаете, мое благополучие опоздало лет на тридцать. Я почувствовал, что остался один. Пропал интерес к успеху - для кого? "Успех ограничен временем", - сказал Наполеон, и он был прав. На Руси выражались нисколько не хуже: дорого яичко... Захотелось глотнуть свежего воздуха - во времена товарища Л. И. Брежнева его становилось все меньше. Конечно, страшно было прыгнуть в неизвестность, горько оставить привычное: улицы, друзей, книги, знакомые с детства пейзажи. Но Чехов сказал знакомой курсистке (цитирую по памяти): "Не бойтесь бултыхнуться в жизнь - если вы чего-то стоите, она вас вынесет, и по крайней мере, вы узнаете себя".
- Узнали?
- Девять лет по многим европейским странам ездил. Тридцать моих выставок в разных городах прошли - Вена, Базель, Берлин... Увидел, хоть и в солидном возрасте, Грецию, Италию, Швейцарию, Англию, Францию (а ведь в Европе это мог себе позволить любой мальчишка). Стал гражданином Австрии.
- Как это?
- Сижу в компании довольно крупных австрийских чиновников. Они называют деятелей истории своей страны - я рисую. Кайзер Максимилиан? А который? Первый или второй? Они были поражены: мало кто помнит, что их было два. Рисую кайзера в ослепительных латах вместе с Дюрером. Один из господ: "Хорошо, у меня есть почтовая марка, где Максимилиан тоже изображен вместе с Дюрером". Мне он мог бы этого не говорить, мы явно оба вспомнили одну и ту же картину. На следующий день приглашаю новых своих друзей на открытие моей выставки. "Пауль, видишь ли, ты нам очень понравился, но понимаешь ли, если бы ты нашел какого-нибудь специалиста и он дал рекомендацию..." Через какое-то время сижу на улице Вены с альбомом, рисую. Идет господин с очень интеллигентным лицом, прошу попозировать. Оказалось, директор знаменитого музея "Альбертина" профессор Вальтер Кошацки. Рисую его, показываю другие свои рисунки. И прохожу с ним в музей, тут же получаю требуемую бумагу "...В интересах нашей Республики этот мастер..." И сейчас при общении с нашими чиновниками часто вспоминаю этот эпизод. Кто я был для этих австрийцев, почему они приняли такое участие в моей судьбе?
- Насколько я знаю, вы быстро настроились вернуться на Родину?
- Сразу, в первые же часы моей заграничной жизни. Как писал Киплинг:
Мы сердцем своим в колыбели,
В стране, где затратили труд,
Надежду, и веру, и гордость -
Все в почву вложили мы тут.
Мое место, мой дом здесь. Вернулся я в первые годы перестройки. Вдруг однажды - телефонный звонок: "Павел... (отчество не расслышал). Вы не хотите проехать на Камчатку?" Я от неожиданности даже сел.
"Ну, думаю, как КГБ работает - не успел вернуться в Москву..." Дальше слово за слово, и выяснилось, что ошиблись номером: нужен Павел Григорьевич Бунич, известный экономист, член-корреспондент Академии наук, его приглашали почитать лекции по экономике, перспективам развития страны.
- Больше тысячи рисунков к Пушкину. Шекспир, Лермонтов, Шарль де Костер, Данте, Омар Хайям, Киплинг, Гете... Кто дальше, Павел Львович?
- Пока не скажу. Еще не вечер.