Когда родился и умер левитан. Исаак Ильич Левитан

Крупнейший представитель русской лирической пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. В картинах Левитана элегические настроения, печальные раздумья о смысле жизни. Есть у него и картины, полные трагической скорби и безнадежности, и картины, полные бодрости и жизнеутверждения; есть картины, полные тоскливости и картины, полные звонкой радости!

Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Жили в бедности. К тому же родители рано умерли, и маленький Исаак остался на попечении сестры, которая сама жила за счет поденной работы и лишь изредка подкармливала брата, да штопала старую одежду. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется. С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. Учителями его были Саврасов и Поленов. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Саврасов сразу выделил Левитана, но в Училище не любили самого Саврасова за его несдержанный характер, поэтому эту нелюбовь перенесли на мальчика. Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбатьсяя.

В 1886 году Левитан впервые приехал в Крым и настроение его изменилось. Здесь он впервые понял, что такое чистые краски. Он ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. А солнце и черный цвет несовместимы. Так начался новый период в жизни и творчестве талантливого еврейского художника.

Творчество Левитана - это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. "Поэтом русской природы" справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование", -писал М.В.Нестеров.

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце...

По дорожке Сокольничьего парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые лес

Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. Трагическое, полное беспредельной тоски и скорби полотно. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа вызывает ощущение тревоги и напряжения.

Сиротливо прилепилась на крутом берегу холодного озера маленькая, почти сгнившая, деревянная церквушка, за которой едва заметны кресты старого кладбища. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя здесь человек. Ощущение одиночества, ничтожности человека перед бесконечно великой и вечной природой дает картине подлинно трагическое звучание. Здесь глубокие философские размышления Левитана о смысле жизни и смерти, бытия человека в природе - и все это принимает унылую и безнадежную окраску. Неслучайно во время написания картины Левитан любил слушать траурный марш Бетховена.

Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф "Берново", с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: "А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его "гиблым местом" и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его "Русалке". И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки... Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны... Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость - результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец (деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога..." Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!"

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным... Левитан увидел настоящую Владимирку - дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги - покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой - огромное хмурое небо... И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов....

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки.

Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом - как страж этой тишины - рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

Исаак Ильич Левитан (3(16) октября, по другим сведениям, 18(30) августа 1860, посад Кибарты(ныне г. Кибартай, Литва) — 22 июля(4 августа) 1900, Москва) — мастер« пейзажа настроения», один из создателей национального русского пейзажа.

Особенности творчества художника Исаака Левитана. Лирические пейзажи Левитана проникнуты, с одной стороны, субъективными человеческими переживаниями(природа« печалится», «хмурится», «умиротворена», «ликует» и т. п.), а с другой стороны — острым ощущением объективной высшей гармонии(отчего присутствие человека в пейзаже становится ненужным и даже излишним). Изображая с большим чувством и правдивостью всё милое и скромное, невзрачное и неброское, простое и великое в русской природе, Исаак Левитан, по словам Александра Бенуа , привнёс «в чёрствый реализм живительный дух поэзии» .

Известные картины Исаака Левитана : «Осенний день. Сокольники », «Над вечным покоем », «Тихая обитель », «У омута », «Владимирка "

…Дважды неудачно стрелялся, а один раз пытался повеситься. Мог зарыдать посреди разговора. Или убежать в разгар выставки, чтобы спрятаться от людских глаз. Уходил, бросив свои этюды и никого не предупредив, на охоту в лес без еды на несколько дней, был объявлен в розыск как пропавший без вести, а когда вернулся, арестован на сутки — дабы впредь не морочил полиции голову. Дважды, словно в повторяющемся дурном сне, с отчаянием и яростью швырял к ногам возлюбленных(сначала одной, а потом второй — обе были давно и прочно замужем не за ним и какое-то время за больное сердце Левитана конкурировали) мертвую чайку, собственноручно застреленную. Переживал мучительные припадки депрессии. И умер в неполные 40 лет от расширения аорты.

Но какое это всё имеет отношение к его искусству? Что общего у биографии Левитана и его картин? Жизнь и живопись — параллельные вселенные! Не трогайте гения скользкими лапами, продажные жёлтые писаки! Разве это что-то объясняет или что-то помогает понять?!

Посмеем утверждать — помогает. Попробуйте нам поверить, а мы попробуем объяснить.

Пейзажи как отражение личности и биографии Исаака Левитана

Исключительно тонкая душевная организация, мнительность и ранимость, «оголённые нервы», меланхолический темперамент с присущим ему обострённым интуитивным восприятием — всё это напрямую связано с гениальной способностью Левитана разглядеть в неброской и неконтрастной русской природе такое, что до него не смог увидеть никто.

«Эти бедные селенья, эта скудная природа…» , — обобщал в XIX веке Тютчев, один из любимых поэтов Левитана. «Я пойду по угрюмой тропе, чтоб запомнить рыданье пурги» , — живописал те же реалии в ХХ веке Рубцов. «Там, где я родился, основной цвет был серый» , — споёт в XXI веке Гребенщиков. Долгое время считалось, что в России нет и не может быть пейзажа, достойного кисти живописца; первые пенсионеры академии ехали за пейзажем в Италию, более близкие по времени к Левитану Шишкин и Поленов — в Германию, Швейцарию, Францию.

Левитан начинал и заканчивал русским пейзажем, это была его« альфа и омега», и он совсем не считал русскую природу ни угрюмой, ни скудной. «Северный великорусский, безропотный, нерадостный, с щемящею нотой тоски и грусти пейзаж» , как характеризовал его сверстник Левитана, художник Леонид Пастернак , — этот пейзаж оказался склонному к тоске и грусти Левитану не только внятен и дорог, но и — подвластен. Обратим внимание, даже искусствоведческая терминология, применимая к Левитану, намекает на меланхолию: «трепетный мазок», «нервная кисть»…

Левитан бывал за границей трижды, но к природе более яркой(как во Франции и Италии) или более торжественно-величавой(как в горах Швейцарии) остался равнодушен, тяготился, скучал, писал тоскливые письма: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист» . Даже в более колоритном по сравнению со средней полосой России Крыму художник умудрялся затосковать. Его крымские этюды мгновенно раскупили с выставки, а Левитана жаловался: «Природа здесь(в Крыму — ред.) только вначале поражает, а после становится скучно и очень хочется на север… Я север люблю больше, чем когда-либо…, я только теперь понял его» .

Здесь в самом непритязательном мотиве« меланхолик-барбизонец» Левитан силою своей любви открывал «разлитое в природе божественное нечто» . Пронзительная и негромкая, скромная и смиренная русская природа претворяется в творчестве Левитана в высочайшую поэзию.

Что скрывало детство Левитана?

Несмотря на собственную влюбчивость и ответный горячий женский интерес, Исаак Левитан никогда не был официально женат. Единственной женщиной, которой он однажды сгоряча и, кажется, внезапно не только для неё, но и для себя самого сделал предложение, оказалась младшая сестра Чехова — Мария Павловна. Ничего из этого не вышло. Однако, вопреки обычному для подобных ситуаций сценарию, Левитан и Мария на всю жизнь остались близкими друзьями. Но даже она признавалась: «Сам Исаак Ильич никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком…»

Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.

Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты(ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив(Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе(Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.

Отец Левитана в поисках лучшей жизни с непрактичностью будущих героев Чехова грезил «В Москву, в Москву!» , и в конце 1860-х вся семья с маленькими детьми действительно перебралась в первопрестольную, но чаемого благополучия не обрела. Отец преподавал французский отпрыскам состоятельных еврейских семей. Денег не хватало уже катастрофически, из-за чего собственные дети Ильи Левитана даже не могли посещать школу — по вечерам он сам пытался наверстать упущенное.

У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем , которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана — Константин Коровин .

Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку — отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.

Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?

Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи — Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.

Студенчество затянулось в биографии Левитана на целых 11 лет

Сначала Исаак учился в натурном классе у обличителя-жанриста Василия Перова , но каким-то чудом в 14-летнем мальчике рассмотрел родственную душу преподаватель соседнего — пейзажного — класса Алексей Саврасов . Он буквально выпросил« отдать» Левитана ему. Перов в этот раз противиться не стал.

Как только наступала весна, Саврасов уводил студентов из пыльных классов в лес, парк или к речке. Он мог явиться в училище с веткой вербы и требовать, чтобы коллеги оценили неповторимый тонкий запах первой зелени. А от учеников требовал не копирования, а наблюдательности. Некоторые считали Саврасова странным, а Левитан понимал его с полуслова. И если учитель просил ответить, шумит на его картине дуб или не шумит, Левитан не только не удивлялся вопросу, но и очень скоро начал понимать, как живописными средствами добиться того, чтобы дуб — шумел, берёза волновалась, а природа в целом — жила, печалилась и радовалась.

Самому Левитану печалиться в годы своего ученичества, увы, приходилось чаще. Осиротевший и бездомный, он иногда по три дня не обедал, испытывал головокружения от запаха ситного хлеба, которым подкреплялись товарищи, и несколько лет носил клетчатый пиджак и короткие брюки, из которых давно вырос. Михаил Нестеров рассказывал, что Левитан «сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов… Сказывали, что он иногда не имел и ночлега. Бывали случаи, когда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался в верхнем этаже огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей« страшными привидениями»».

Положение слегка поправилось, когда Левитан получил стипендию московского генерала-губернатора. Но в 1879-м художника ждал еще один удар судьбы — евреев после покушения на государя выселили из Москвы. Через 13 лет, в 1892-м эта же ситуация повторится в биографии Левитана: его, уже знаменитого художника снова попросят« покинуть в 24 часа», и только благодаря большому общественному резонансу он сможет вернуться. Чувствовать себя изгоем, чужаком Левитану было не привыкать.

Диплома« классного художника» Исаак Левитан так и не сможет получить. Его любимый учитель Саврасов в училище показывался всё реже, он пил и не мог остановиться. Закончив« выпускную» картину, Левитан долго искал Саврасова по трактирам и ночлежкам, нашёл чуть ли не в рубище. Саврасов с похмелья начертил на обороте его картины мелом« Большая серебряная медаль»(она давала бы право на диплом). Но руководство училища с таким выводом не согласилось. Возможно, дала о себе знать растущая неприязнь Перова к Саврасову, или же, как считает Константин Паустовский, «талантливый еврейский мальчик раздражала иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа» .

Но еще несколько лет Левитан продолжал посещать классы училища: после Саврасова преподавать в МУЖВЗ пришёл Василий Поленов — замечательный колорист и очень образованный человек, много давший Левитану в плане живописи и писавший с него Христа для своих картин .

Взрослая жизнь художника Левитана

По выходе из училища Левитан с другом, художником-анималистом Алексеем Степановым поселились в дешёвых номерах на Тверской. Их много связывало и помимо живописи: безрадостное детство, раннее столкновение с бедностью и общая любовь к охоте. Левитан отменно стрелял уток и зайцев — Степанов их еще и писал, первую славу ему принесут картины« Лоси » и «Журавли летят ». В работу Левитана« Зимой в лесу » Степанов« подселил» волка. Номера на Тверской хозяева назвали пафосно: гостиница« Англия». Контраст очень смешил Чехова. Он острил, что все написанные в это время картины Левитана потом отнесут к «английскому периоду».

Денег опять не хватало, «халтурить», создавая на продажу лебедей и милующиеся под звёздами парочки, Левитан не умел. Он с благодарностью вспоминал первые 100 рублей, которые Павел Третьяков заплатил ему за картину« Осенний день. Сокольники », но и они быстро разошлись. Поленов« сосватал» своих талантливых учеников Коровина и Левитана писать декорации для Частной оперы Саввы Мамонтова . Платил« миллионщик» щедро, но Левитан был прирожденным станковистом, а не декоратором, да и в мамонтовском Абрамцеве он почему-то не прижился. Тем не менее, на деньги, заработанные у Саввы, Левитан отправился в своё первое большое творческое путешествие — в Крым. Увидев море впервые, Левитан не смог сдержать рыданий, но к Крыму очень быстро остыл. Его тянуло севернее: в подмосковное Бабкино, где он три года гостил вместе с семейством Чеховых, в Саввину Слободу под Звенигородом, на Волгу .

В начале 1980-х годов Чеховы гостили у помещиков Киселёвых в Бабкине, а Левитан снимал комнатку в соседней деревеньке Максимовка. Чехов забеспокоился, что Левитан давно не показывается на люди, и вместе с братьями отправился его искать. В сумерках они застали Левитана лежащим на кровати. От неожиданности Левитан выхватил и навел на них охотничье ружьё, а хозяйка дома шепнула Чехову: Исаак давеча сам стреляться хотел. Чехов, подозревая у Левитана начало душевной болезни и понимая, что его не следует оставлять в одиночестве, взялся опекать его: пригласил пожить с ними в Бабкино, подыскивал работу в юмористических журналах, в которых сотрудничал сам. Чехов же впервые привёл Левитана в салон Софьи Петровны Кувшинниковой .

«Нежный глаз»: любовные омуты в биографии Левитана

«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы» , — утверждал художник Борис Иогансон . Женщины толковали« нежный глаз Левитана» иначе: эмоциональный и красивый Левитан был необыкновенно притягателен для противоположного пола. Его романы вечно оказывались бурными, сопровождались скандалами и несостоявшимися дуэлями.

Биограф Чехова Дональд Рейфилд, сорвавший с биографии писателя пелену пуританских умолчаний, и о Левитане говорит: «имевший сотни связей с сотнями женщин» . Оставив порядок чисел на совести англичанина, заметим, что самые длительные отношения в жизни Левитана были с художницей и музыкантшей Софьей Петровной Кувшинниковой, эта связь продлилась 8 лет и в сниженной проекции была описана Чеховым в «Попрыгунье». Но знаменитая« Попрыгунья» с её неумной и тщеславной героиней, недооцененным мужем-доктором и любовником — посредственным художником Рябовским, несмотря на совпадение обстоятельств, всё же художественный вымысел. Настоящая история Левитана и Кувшинниковой — это история о другом.

Софья Петровна была старше Исаака на 13 лет: на момент знакомства ей было 39, ему — 26, и она действительно была замужем за доктором — полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, известным в художественной среде не только благодаря салону жены, собиравшему известных литераторов, музыкантов и художников, но и потому, что с него Перов написал егеря-хвастуна в знаменитых« Охотниках на привале ».

Дмитрий Павлович серьёзно отдавался работе, его супруга в это время с той же страстью отдавалась искусству: она недурно рисовала, еще лучше играла на фортепиано и всё время что-то изобретала — необычные наряды для себя или обстановку для дома. «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать, — писала Ольга Книппер Антону Чехову. — Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна, оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне представить, почему увлекся ею Левитан» . «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина, — вторил жене Чехова его брат Михаил, — Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Всё у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами. На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети».

Софья Петровна попросила Левитана дать ей несколько уроков, так начался их роман. Как только наступали тёплые дни, все 8 лет Левитан и Софья Петровна уезжали на этюды — в Подмосковье, под Тверь или на Волгу. Софья Петровна оказалась, как и Левитан, страстной и самозабвенной охотницей. Раньше, охотясь, Исаак мог по неделе пропадать в лесу в компании только своей собаки Весты — прибившейся к Левитану случайно, но на удивление ему преданной(рассказывали, что Левитан выучил свою собаку счёту до десяти и регулярно кормил, даже когда не имел обеда сам). Теперь они с Софьей Петровной, одетой по-мужски в брюки и ботинки, забирались в дебри, месили грязь, караулили вальдшнепов и тетеревов, стреляли, тащили тяжёлые ягдташи с добычей, а потом с азартом и даже злостью выбрасывали дичь на землю, считая, кто сегодня настрелял больше и не желая друг другу уступать. Свидетельство еще одной корреспондентки Чехова — его сестры Марии Павловна, несостоявшаяся невесты Левитана, делает картину завершённой: «Ты не представляешь, что происходит с С.П.(Софьей Петровной — ред.)! Балованная добрым и великодушным мужем, беззаботным и прочным устройством жизни, где всё подчинялось ей, она укрощает самоё себя, терпеливо сносит хандру, раздражение и резкости Левитана, лишь бы вселить в его беспокойную, тревожную душу ощущение лада и надёжности. Радуется, когда видит, что мир снова наполняется для него всеми красками, и его влечет холст, и он улыбчив и мягок. А людские пересуды ее мало интересуют».

В присутствии Софьи Петровны Левитан меньше и реже хандрил: она развлекала его веселыми рассказами об общих знакомых, заботилась о том, чтобы он не мёрз и не сидел без еды на этюдах, внушала ему уверенность в его огромном таланте, которую Левитан то и дело терял и опускал руки. Дарование Левитана возмужало и окрепло. Картины, написанные при деятельном участии в его жизни Софьи Петровны, принесли ему первую громкую известность. Это она облюбовала волжский городок Плёс, где Левитану так хорошо работалось и где появился« Вечер. Золотой Плёс» и «Тихая обитель». Это она ездила с Левитаном на озеро Удомля, где он писал величественное полотно« Над вечным покоем». Это они вместе с Софьей Петровной случайно набрели на Владимирский тракт, и пока Левитан писал« Владимирку», Софья на телеге возила, «как икону», тяжелое полотно от дома до «пленэра» и обратно.

Была ли она счастлива с Левитаном — бог весть, но её любовь и преданность не вызывает сомнений. Рейфилд утверждает, что Софья Петровна продержалась так долго рядом с художником лишь потому, что охотно закрывала глаза на его параллельно развивающиеся романы. В Плёсе Левитан и Кувшинникова познакомились с красавицей Анной Грошевой , томившейся, как Катерина из «Грозы», в патриархальной семье мужа-старообрядца. Софья Петровна помогала организовать побег Анны в Москву, думая, что душа той рвётся к свободе, в то время как Грошева рвалась к Левитану. Одно лето, гостя в имении помещика Панафидина, Левитан увлёкся другой красавицей — Ликой Мизиновой, которой собирался делать предложение Чехов. В письмах Левитан дразнил друга тем, что« божественная Лика» «любит не тебя, белобрысого, а меня, волканического брюнета» . В то лето он написал знаменитую картину« Омут», сказав Кувшинниковой: «У каждого в жизни был свой омут» . А Чехов предупреждал Лику: «Вам суждено разбить сердце бедной Сафо».

Но разбила Софье Петровне сердце другая женщина — которой, кстати, на момент знакомства с Левитаном тоже исполнилось 39, Анна Николаевна Турчанинова. В то лето Левитан с Кувшинниковой приехали на этюды в Тверскую губернию, их соседями оказалась семья видного петербургского чиновника Турчанинова — три очаровательных дочки в возрасте невест и их мать Анна Николаевна, не желавшая прощаться с молодостью, а красотой даже превосходившая дочек.

Татьяна Щепкина-Куперник, сумевшая примирить Левитана и Чехова, несколько лет не разговаривавших друг с другом после выхода« Попрыгуньи», сообщает: «Соперница Софьи Петровны — красивая. Она похожа на цыганку. Красит губы, всегда ходит в белом и от нее пахнет так сладко и так сильно, что даже чашки, из которых она пьет чай, пахнут духами. Она ужасно любезна со всеми — особенно с Софьей Петровной. И все хвалит ее этюды. Но глаза у нее — злые. Не строгие, как у Софьи Петровны — а так, злые. Мне все хочется представить, бывают ли они другими, когда она ласкает своих детей или молится? Но может быть, она вовсе не молится?»

В конце концов, Левитан порвал с Софьей Петровной, предпочтя ей Турчанинову. Но ни долгого счастья, ни тем более покоя с новой возлюбленной не обрёл. Одна из дочерей Анны Николаевны тоже влюбилась в художника. Их борьба с матерью за сердце Левитана была ожесточённой и длилась до самой его смерти. К Левитану вернулись депрессии, он снова стрелял в себя.

Последние годы и последние картины Исаака Левитана

У Левитана обострилось сердечное заболевание. Спорят, был ли это врождённый порок или приобретённый ревматический миокардит, но бесспорно, что положение усугубила неврастения. «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? — мучился Левитан. — Быть может, потому, что даже лучшие из них — собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное — суета сует… Но, понимая это, я все же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном…»

Между тем, профессиональные успехи начинают следовать в биографии Левитана один за другим. Его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок, а картина« Тихая обитель» производит, по слова Чехова, фурор. Левитан часто бывает за границей — но ведёт его туда не только необходимость искать для пейзажей свежую натуру и знакомиться с новыми направлениями в искусстве, но и необходимость лечиться. Левитана приняли в объединение« Мюнхенский Сецессион», игравшее важную роль в становлении стиля модерн. Находясь за границей, он хвалит германских врачей и их чудодейственные ванны, но жалуется на невозможность работать: «И в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция!» «Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?»

За два года до смерти Левитан, когда-то не удостоенный звания классного художника, становится академиком живописи и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился у Саврасова и Поленова. Он и сам оказывается прекрасным учителем: «Сегодня еду в Питер, волнуюсь, как сукин сын, — мои ученики дебютируют на Передвижной. Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства, а жутко, черт возьми!» Левитан сблизился с «Миром искусства», ему казалось, что он только теперь начинает понимать что-то важное в живописи и еще на многое способен. «У Левитана расширение аорты, — фиксирует в дневнике Чехов. — Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

Левитан умер, не дожив до сорока, в августе 1900 года и был похоронен в Москве, на еврейском кладбище у Дорогомиловской заставы(в 1941-м его могила была перенесена на Новодевичье). По легенде, в тот август, когда умирал Левитан, чудесным образом второй раз за год зацвела сирень,

Исаак Левитан, биография которого интересует всех знатоков искусства, - известный русский художник. Его считали мастером "пейзажа настроения". Известен как академик Императорской академии художеств.

Происхождение художника

В октябре 1860 года родился Левитан. Биография художника гласит, что случилось сие событие в небольшом местечке Кибарты Августовской губернии. Сегодня это территория Польши. Его родители были обедневшими, но образованными евреями.

Отец, Илья Абрамович Левитан, происходил из семьи раввинов. Самостоятельно овладел немецким и французским языками. Впоследствии преподавал их в гимназии, а также работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста французской компанией.

Юность Левитана

Родители Левитана стремились улучшить свое материальное положение и дать детям достойное образование. Для этого в начале 70-х годов XIX века они переехали в Москву.

В 1871 году старший брат героя нашей статьи, Авель, поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года там начал учиться и юный Исаак, которому исполнилось 13 лет.

Художник Исаак Ильич Левитан, биография которого подробно описана в этой статье, занимался у таких маститых живописцев, как Алексей Саврасов, Василий Перов, Василий Поленов.

В 1875 году в семье Левитана происходят серьезные перемены. Мать умирает, а отец тяжело заболевает. Из-за недомогания ему приходится уволиться из железнодорожной компании, а доходы от репетиторства не позволяют содержать четверых детей.

В результате даже само училище оказывает братьям финансовую помощь. В 1876 году их полностью освобождают от платы за обучение как попавших в сложное финансовое положение и демонстрирующих успехи в учебе и искусстве.

В 1877 году их отец умирает от тифа.

Первый заработок

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок - 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину "Вечер после дождя".

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Левитан в работе

Окончив училище, Левитан переезжает в Московскую область, в глухую деревню Бабкино, так как денег на жизнь в столице у него не было. Однако и здесь находятся занятные соседи - это Чеховы. Исаак Ильич Левитан именно там знакомится с писателем, дружба и противостояние с которым будут продолжаться всю его жизнь.

К середине 80-х годов XIX века Исаак Ильич уже становится достаточно известным живописцем, благодаря этому улучшается и его финансовое положение. Однако голодное детство и безденежная молодость негативно сказываются на его здоровье. У художника начинает развиваться болезнь сердца.

В 1886 году он отправляется в Крым, чтобы восстановить силы. Стоит отметить, что поездка произвела на него положительный эффект. Здоровье живописца заметно улучшилось. Вернувшись с полуострова, Исаак Ильич Левитан представляет на персональной выставке сразу 50 новых пейзажей.

Еще одной плодотворной поездкой стал круиз по Волге, в который он отправился в 1887 году. Великую русскую реку любил изображать еще его учитель - Саврасов. Левитан решил не отставать.

В 1888 году, во время второй поездки по Волге, Левитан открывает для себя небольшой городок Плес. Здесь он проводит три следующих летних сезона. Причем весьма продуктивно.

За эти годы им были написаны около 200 произведений, которые принесли мастеру живописи всероссийскую популярность.

"Над вечным покоем"

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении "Над вечным покоем", созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине - деревянная церковь, рядом с которой - старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Второе выдворение из Москвы

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как "некрещеный еврей". На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину - "Владимирка". На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе "Попрыгунья" события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ "Дом с мезонином" и пьесу "Чайка", в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Смерть художника

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина "Озеро" так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

В конце 1860-х семья решает переехать в Москву, для улучшения своего положения, но и на новом месте становится нелегко. Отец подрабатывает частными уроками. В 1873г. Исаак поступает в Художественное училище. Учебные годы прошли с успехами и огорчениями, в постоянном труде. Многих преподавателей настораживало еврейское происхождение ученика. Но главные учителя Поленов, Соврасов, Перов, всё же смогли увидеть в молодом ученике талант и повлияли на его дальнейшее обучение с положительной стороны.

В 1875г. у Левитана умирает мать, а через 2 года отец, дети остаются нищими, но в школе ему оказывали помощь друзья и учителя, и сам молодой художник работает изо всех сил.

В 1879г. на выставке работ учеников его работу «Осенний день. Сокольники» покупает Третьяков за 100 рублей. В этом же году всех евреев высылают из Москвы, но благодаря помощи друзей через год он возвращается обратно.

С 1880 по 1885г. появляются известные картины «Сосны», «Осень», «Первый снег». Художник получает популярность. Следующим унижением, сказавшимся на здоровье мастера - было выдача диплома «учителя чистописания», вместо диплома художника.

Работать мастер любил с пейзажами, это сказывалось в его особой любви к природе, чувствительность к её разным состояниям.

Самым близким другом Левитана был А.П. Чехов, знакомство их произошло ещё в конце 1870-х, будучи студентами, но особо сблизились в 1885 году в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино. Их дружба длилась всю жизнь, а Мария Чехова, сестра писателя, была первой любовью Левитана.

В конце 1880-х состояние здоровья резко ухудшается и художник решает выехать в Крым на дачу Чехова. Он пробыл там год, эта поездка стала плодотворной и для здоровья и для творчества, оттуда было привезено более 50 пейзажных работ, которые получили превосходные отзывы.

У Чеховых Левитан знакомится с Софьей Кувшинниковой, он обучает её живописи и незаметно эти уроки перерастают в любовь.

В 1888 году художник отправляется в Поволжье, вместе с Софьей, они вместе живут в небольшом городке на берегу Волги, появляется много новых картин «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Вечер. Золотой плёс».

В 1890году художник впервые отправляется в Европу, сперва во Францию на Всемирную выставку, затем в Италию, там он пишет свои шедевры «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».

В 1892 году из Москвы начали выселять всех евреев. Левитан покидает горд и вместе с ним едет Софья Кувшинникова, они живут вместе. Появляются работы: «Владимирка», «У омута», «Март».

В 1896 году проблемы с сердцем обострились, но несмотря на это он продолжает много работать.

В 1898 году Академия художеств присваивает ему звание академика, и теперь он сам может преподавать в Художественном училище.

В конце весны 1900 года развивается простуда, что даёт осложнение на и так слабое, больное сердце, и спустя месяц он умирает. В его мастерской остались недописанные картины, и очень много набросков.

Что можно сказать о таком величайшем художнике, как Исаак Ильич Левитан, нужно просто внимательно рассмотреть его картины, после чего станет понятно, какой великий творец, гений создавал это. Первое впечатление от картин всегда будет только положительным, будто бы ты видишь всё это из своего окна, так тщательно прорисованы мелкие детали: ощущается тепло солнца, холод снега, шум воды, видно как течёт река, движутся облака. Всё это заряжает нас умиротворённостью и теплотой, но какая тяжёлая судьба была у автора этих произведений, что и не подумаешь, глядя на них.

Очень кратко

Если посмотреть картины русских художников, то практически невозможно увидеть ту полноту и изящество, с какими была изображена природа у Исаака Ильича. Именно он показал глубокое очарование русского пейзажа.

На свет появился Левитан 18 августа 1860 года в литовской семье. Родители у него были интеллигентными людьми. В 10-летнем возрасте будущий творец переехал в Москву, а через 3 года начал обучаться в училище живописи. Благодаря тому, что в данном заведении преподавали такие известные художники, как Саврасов, Перов и Поленов, Исаак овладел всеми известными приемами в изображении небольших этюдов. Семейство Левитана нуждались постоянно в деньгах. Были дни, когда они ничего не ели. После смерти родителей Левитану пришлось тяжело. Он не мог платить за обучение. Но преподаватели помогали ему, освободив от платы. Исаак любил изображать на полотнах пейзажи. Через некоторое время его картины стали хорошо распродаваться, и юноша, таким образом, стал зарабатывать себе на жизнь.

В 1885 году, окончив училище, Левиту выдали диплом преподавателя чистописания. В апреле этого же года он знакомится с Чеховым. У Исаака Ильича становится стабильным финансовое положение, однако из-за тяжелых моментов он заболевает. После того, как он отдохнул в Крыму, его состояние становится лучше. Художник организует персональную выставку, где выставил около 50 картин. Если посмотреть знаменитую картину «Золотая осень», то невозможно передать всю прелесть этого полотна. По своей живописности, точности красок и простоте она похоже на описание Пушкиным осени. Вся поэзия русской осенней природы с ее чистым воздухом и светлыми далями, с шорохом золотых листьев показана здесь с удивительной силой. Именно эту картину приобрел П.М. Третьяков для своей галереи.

В 1891 году происходит знакомство с известным меценатом Морозовым. Именно это господин помог художнику обустроить мастерскую в Трехсвятительском переулке. В 1892 году Левитан принимает участие со своими работами «Вечерний звон» и «У омута» в выставке передвижнической выставки. В этом же году ему пришлось покинуть столицу по приказу государя, так как тот издал приказ о выселении людей еврейской национальности. Путешествуя по глубинке России, Левитан не переставал писать свои картины. В последующие годы он был в Одессе, ездил за границу. В 1898 году ему присваивают звание академика. Однако, здоровье продолжало ухудшаться, и талантливый художник скончался в Москве в 1900 году.

Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.

Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.

Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.

С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.

С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.


Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками

Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.

Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.

Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.


Юрий Левитан на радиостанции

Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.

Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.

Начало карьеры

Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.

Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам . Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».


На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку. Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.

Голос Победы

Самым сложным периодом работы Левитана стал, конечно же, период с 1941 по 1945 годы. Именно он, преодолевая собственный страх и ужас, громогласно сообщил жителям страны, что объявил Союзу войну. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро.

В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах.

В 1941 году Юрий был эвакуирован из столицы в Свердловск, вместе с ним поехала работать в условиях полной секретности диктор Ольга Высоцкая. Они совместно работали у микрофона, информируя жителей СССР о ходе событий, внушая им надежду и веру в то, что победа возможна и осуществима.

Существует легенда, что ассоциация между Левитаном и скорой победой над немцами была столь сильной среди народа, что Гитлер призвал соотечественников найти и обезвредить диктора, назначив за его смерть огромную сумму денег.

В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. Это было логично – только Юрий Борисович, зачитавший объявление о начале войны, мог завершить эту горестную часть истории страны.

Послевоенные годы

После войны диктор перестал работать на радио, зачитывая обычные новости. Голос, ассоциирующийся у всех без исключения жителей СССР с великими новостями, сложными и серьезными, не мог размениваться на проходные информационные сообщения. Левитан начинает озвучивать документальные фильмы о войне, вести передачи про ветеранов, ведет репортажи с главных мероприятий страны на Красной площади.


Мало кто знает, но вплоть до 60-70х годов выступления Левитана по радио велись в прямом эфире, поэтому записей его сообщений по радио нет. Все те аудио, которые в современной России считаются записями «Левитана, сообщающего о войне», на самом деле были записаны отдельно, много лет спустя. Они не содержат тех не поддельных эмоций, которые переживал диктор в те конкретные моменты, но в целом дают представление о звучании Юрия Борисовича в военные годы.

Юрий Борисович стал первым диктором в истории страны, который получил звание народного артиста.

Смерть

Левитан оставался главным диктором страны на протяжении всей карьеры, поэтому все важные даты и поводы, связанные с Отечественной Войной, не проходили без его участия. В 1983 году великого диктора пригласили на родину, в Белгородскую область, на мероприятие при участии ветеранов битвы под Курском. Еще перед поездкой Юрий отмечал, что ему нездоровится.


Левитан твердо решил ехать, но никто не ожидал, что невыносимая жара и солнцепек приведут к наступлению сердечного приступа. Причина смерти оказалась прозаична, возраст и сердечная недостаточность на фоне высокой температуры воздуха привели к столь трагичному результату.

Похороны этого великого человека состоялись в Москве, могила Левитана находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Он был знаменит на всю страну, но в лицо Левитана знали единицы – только близкие коллеги, друзья и родные. Юрий Борисович обладал легендарным голосом, который никак не соотносился с его внешностью. Это давало ему право на частную жизнь без вмешательств со стороны случайных прохожих и поклонников.


У Юрия Левитана была полноценная семья на протяжении 11 лет – любящая жена и воспитанные дети. Однако брак распался, супруга главного голоса советского союза ушла к другому мужчине, оставив семью. К слову, второй брак женщины не продлился долго, она ушла и от этого мужчины с сыном на руках.

Юрий не стал заключать второй брак с другой женщиной, оставшись фактически один до конца своих дней. Он стал проживать совместно с бывшей тещей, которая обожала зятя. Позже к ним в доме присоединилась и родная дочь Левитана. Когда дочь завела собственную семью и родила сына, Юрий Борисович съехал в отдельную квартиру в соседнем жилом здании.


В семье Левитана после его кончины случилось большое несчастье – в начале нового тысячелетия была убита его единственная дочь. Главным подозреваемым оказался внук Юрия Борисовича, который находился вместе с матерью в квартире в момент смерти. Как именно произошло убийство, и что к нему привело – это еще предстоит установить следствию. Это дело получило широкое освещение в прессе.