Портрет в искусстве России. Портрет в изобразительном искусстве

Культурология и искусствоведение

: Портрет в творчестве Ф. Новый этап в развитии портретного искусства которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека но проникает в его внутренний мир ознаменовался творчеством Ф. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни где расцвел талант художника в области интимных камерных портретов. Созданный Рокотовым тип портрета камерный интимный портрет составляет целую эпоху в русской портретной...

Ответ на вопрос № 49 «Русское искусство к.18в.: Портрет в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского».

Новый этап в развитии портретного искусства, которое теперь не ограничивается запечатлением индивидуальных черт человека, но проникает в его внутренний мир, ознаменовался творчеством Ф. С. Рокотова. Удивительная одаренность Рокотова быстро принесла ему известность и признание при дворе, но лучшие произведения относятся к московскому периоду его жизни, где расцвел талант художника в области интимных, камерных портретов. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. Примеры работ: “Портрет Майкова” -травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение называют “Русская Джоконда”. “Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. Рокотовские портреты — это история в лицах.

Менее субъективно портретное Д. Г. Левицкого. Его живопись материальнее и тверже, колорит — интенсивнее, он умеет, и любит извлекать декоративные эффекты, меняя характер расположения насыщенных цветовых пятен на полотне. Поэтому Левицкий охотно писал парадные портреты, не уступавшие лучшим западноевропейским образцам по репрезентативности, умению использовать аксессуары, фон, позу, жест, по живописному блеску. В его картинах чувствуются весомость бархата, шуршание массы шелка, холодный блеск металла, колючая шероховатость золотого шитья, прозрачность и игра драгоценных камней. Однако вся эта живописная роскошь не мешает художнику в лучших парадных портретах продемонстрировать и зоркость психолога. Активно работал над камерными портретами. Левицкий создавать на редкость убедительные и исчерпывающие портретные характеристики людей его времени. Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия».Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. К их числу лучших произведений принадлежат портреты «смолянок», воспитанниц Смольного института. Серия, написанная Левицким, состоит из семи больших портретов в размере натуры. Институтки изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. В композиции всех портретов намеренно выбран несколько пониженный горизонт — художник показывает своих героинь с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. Своеобразие замысла заключается, прежде всего, в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности, во всех портретах с одинаковой силой утверждается светлое, оптимистическое жизнеощущение художника, отмеченное подлинным гуманизмом. Огромный дар живописца-декоратора, свойственный Левицкому, проявился в той поразительной точности, почти материальной осязаемости, с какой переданы в «Смолянках» ткани одежд, прозрачность кружева, блеск атласа, мерцание золотых нитей, вплетенных в матовый бархат. Рисунок Левицкого отличается безупречной верностью и острой выразительностью.

В.Л. Боровиковский - от своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов.
Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он создал портрет Павла I, также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, портрет Державина. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Для прекрасных женских образов Боровиковский в стиле сентиментализма создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Портрет М. И. Лопухиной - этот портрет призван выявлять не социальную значимость и общественное положение портретируемого лица, а глубоко интимные стороны его характера. Примером ампирного портрета может служит произведение «Портрет М.И. Долгорукой» - в этом произведении ярко выражен идеал женщины эпохи Отечественной войны 1812 года. Одушевление, подъем чувств, пробуждение национального самосознания было благодатной почвой, готовой взрастить семена возвышенно-героических идей. В образе Долгорукой нет томной неги, расслабленности и задумчивости молодых дам 1790-х годов. Напротив, глубина чувств изображенной гармонично соединяется с внешней сдержанностью в их проявлении. Чувства М.И. Долгорукой подчинены воле, затаенная грусть скрыта нежной улыбкой. Строгая простота, отличающая облик княгини, выразилась в сдержанной грации движений, в простоте костюма, прекрасно выявляющего стройность ее фигуры, в характере украшений (жемчужные украшения на голове и в длинной нитке жемчуга на шее). Довольно подробная разработка лица сочетается здесь с обобщенностью идеально-прекрасных форм ее фигуры, шеи, рук.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11020. Сети на основе оптоволоконных кабелей 86 KB
Сети на основе оптоволоконных кабелей Стандарт: 10/100/1000 Base FX FX − Fiber Optic − оптоволокно В отличие от витой пары по оптоволокну передаются не электрические а оптические импульсы. Поэтому подключить оптоволокно к электронным устройствам нельзя необходимо преобразов...
11021. Основные подсистемы, работающие в сетях 28 KB
Основные подсистемы работающие в сетях. В любой сети есть несколько подсистем жизненно необходимых для работы сети. Система адресации. Чтобы узлы сети могли общаться друг с другом каждому узлу необходим уникальный адрес адрес может бы уникален тольк...
11022. Беспроводные технологии 353.5 KB
Беспроводные технологии Для передачи данных по воздуху используются радиосигналы. У любого сигнала есть 2 характеристики: Излучаемая мощность Частота От излучаемой мощности зависит дальность связи. Любые радиоизлучения вредны для здоровья и окружаю...
11023. Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций 40 KB
Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций. Пакет данных frame. В большинстве сетей используется принцип разделяемой среды передачи передавать в каждый момент времени может только один узел. Таким образом если передавать файл монолитным блоко...
11024. Использование хабов и свитчей 74 KB
Использование хабов и свитчей Хабыконцентраторы устройства физического уровня Свитч коммутатор устройство канального уровня. И те и другие используются для построения топологии Звезда в сетях на витой паре и оптоволокне. Хабы: Хаб не способен каклибо о...
11025. Сетевые топологии 90.5 KB
Сетевые топологии Топология схема соединения узлов сети. Существуют 3 простейшие топологии на базе которых строится множество смешанных. В каждом сегменте сети в данный момент может существовать только одна топология. Общая шина все узлы подключаются
11026. Сетевые платы 25 KB
Сетевые платы Сетевая плата устройство канального уровня. Каждая плата соединяет компьютер с отдельной сетью или с различными сегментами одной сети. По стандарту Ethernet в компьютер можно поставить до 4 сетевых плат включая встроенные. Сетевая плата может быть и дескрет
11027. Модели построения компьютерных сетей 90 KB
Модели построения компьютерных сетей. Открытыми называются системы построенные из компонентов различных производителей по принципу конструктора. В таких системах стандартизируются правила взаимодействия блоков и соединения между ними. Конкретное устройство отд...
11028. Модемы. Примеры технологий в которых используются модемы 100 KB
Модемы. Модем устройство канального уровня соединяющее компьютеры с линией связи которая изначально не предназначалась для передачи данных. Примеры технологий в которых используются модемы: Подключение через городские телефонные линии Dial Up По те...

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. Небольшой экскурс в историю русского портрета.

К наиболее ранним изображениям конкретных лиц в русской культуре относят миниатюру, представляющую князя Святослава Ярославича с семьей в древнерусской рукописной книге (1073), а также фреска с изображением семьи князя Ярослава Мудрого (Киев Софийский собор).



На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент - однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

Портретные тенденции прослеживаются в изображениях донаторов с моделями зданий в руках - князь Ярослав (церковь Преображения Господня находится около Великого Новгорода ок. 1246).



В индивидуальной характеристике черт лица князя, трактовке одежды видно стремление художника к передаче индивидуального сходства.



Одним из ранних портретов XV века является шитая пелена Сергея Радонежского (1429 год): вероятно, автор портрета знал усопшего.


Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения митрополитов московских. В 1460-70-х годах новгородский боярин Антипа Кузьмин заказал икону («Молящиеся новгородцы»), в нижней части которой был изображен заказчик с семейством - это еще не боярский семейный портрет, но уже смелая попытка изобразить на иконе группу светских лиц.

XVI век. Зачатки светского портрета относят ко времени правления Ивана III и Василия III , когда изображения великих князей при сватовстве посылались в Западную Европу. Иван Грозный стремился прославить и увековечить на иконах и фресках свои деяния; его замыслы поддерживал митрополит Макарий, вокруг которого сосредоточились образованнейшие люди и живописцы своего времени. Перед художниками ставились требования отобразить в искусстве пафос исторических событий. Была создана соответствующая царская мастерская палата, где эти новые художественные задачи воплощали. Мастерская Грозного постепенно расширялась и в XVII веке легла в основу школы царских изографов Оружейной палаты.



Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеолизированный монарх). Новизна состояла в том, что они представляли уже собой прижизненное изображение царя - прославляя его подвиги, закрепляя в сознании идеи сил и могущества власти. Именно в XVI веке впервые встречается факт прижизненного портретирования царя в миниатюрах, иконах и фресках.

Но первые русские портретные образы конкретных личностей дошли лишь от начала XVII века. Только в этот период был сделан решительный шаг на нелегком пути русской живописи от иконописного «лика» к индивидуальному лицу.



Именно с данного периода на Руси возникает интерес к индивидуальности, к личностям, заканчивается время Средневековья и происходит открытие индивидуального начала. Помимо литературы, изменение концепции привело и к развитию портретного жанра в 1660-х. Выразителями новых передовых эстетических взглядов на искусство и новаторами в области исканий реалистического портретного образа стали художники оружейной палаты. Один из них Симон Ушаков.

Их творчеству характерны коренные сдвиги в сторону реализма. Ушаков занимался опытами в области изображения человеческого лица, что привело к крупному развитию искусства. Он создал новые иконописные типы с анатомически правильными, объемно моделированными светотенью лицами, реальной передачей формы глаз и блеска зрачков. Особенно этому способствовала его любимая тема «Спас Нерукотворный» с крупным изображением человеческого лица. Он написал много икон на этот сюжет, передавая в каждом новый оттенок внутреннего настроения человека.

Однако, связанные феодально-церковным мировоззрением, Ушаков и Владимиров, пока еще решают проблему портретного образа ограничено - перестраивая собственно иконописные приемы, в которых условные элементы сочетались с поиском анатомически правильных черт реального человеческого лица и правдивой передачи образа.


В XVII веке на Руси возникла парсуна - портрет, который по стилю, приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон. Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью.

Таким образом, к концу XVII века в русском портретном искусстве зарождается портретный жанр, выделяется из иконного письма, и формируется усилиями отечественных мастеров и иностранных художников, вставая на путь становления.

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:

1.архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом». В нем ощущается стиль рубежа еще XVII-XVIII веков, влияние национальной школы парсуны.


Французский живописец, переселившийся при Петре Великом в 1717 в Россию и ставший придворным художником, один из наиболее значимых представителей россики.

2.россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача - экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран - на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

3.собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов- ученики Луи Каравака , Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий , Боровиковский ). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством - сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).

ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий; 19 век- О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин;

Серебряный век - М.Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.



Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808)- представитель стиля рококо- образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

В портрете А.П.Струйской молодая женщина запечатлена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает из «тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым легким сожалением. Спустя много лет её прекрасные глаза будут воспеты поэтом Н.А.Заболоцким (1903-1958):

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, расплывчатыми, растворяющимися в полумраке. Контуры ее фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нем исчнзнуть. В ее благородной осанке, в развороте фигуры, во взгляде – сознание отдаленности, причастности к тайне. Скользящие тени на лице, волосах, плечах и платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света дымчатая ткань, закрепленная на плече драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность молодой женщины. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки ее душевного состояния, намеренно не конкретизирую их. Он оставляет зрителю возможность разгадать, почувствовать глубоко спрятанную тайну её натуры.


Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником. Её лицо далеко то идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии. Воздушная дымка и изысканное сочетание цветов белого платья и нежно-голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, пепельного цвета волос, зеленого фона древесной листвы усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки. На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни…

Более ста лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819-1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости

перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви и мысли - тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых, Лев Толстой потомок.

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Творческие задания:

Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?

Послушай старинный русский романс в исполнении Анны Герман "Гори, гори моя звезда..." Послушай романс М.И.Глинки "Я помню чудное мгновенье..." на стихи А.С.Пушкина. Что общего в этих романсах и чем они отличаются?

художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую очередь передать ощущение движения при устойчивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для

потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

Пракситель.

Афродита Книдская

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Мирон. Дискобол. Фрагмент.

IV в. до н. э

iskusstvo maket8!.indd 29

6/18/09 5:12:01 PM

Л. да Винчи.

Л. да Винчи.

Мадонна Литта

iskusstvo maket8!.indd 30

В Средние века чувственно-плас- тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи

с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.

В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера

(1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти - олицетворяют идеального человека того времени.

В XVII в. главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланд-

жело даКараваджо (1573-1610), в кото-

ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541-1614) возникает новый тип портрета, в котором передается необычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его

духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или

6/18/09 5:12:04 PM

застывшие позы. Одухотворенностью

и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца

Рембрандта (1606-1669) не без ос-

нования считаются вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов-био- графий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни-

женным и оскорбленным». По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био- графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства

и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Придворноаристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон- ченно-обольстительными, задумчивотомными, мечтательно-рассеянными

М. Караваджо. Лютнист

Мужской портрет с рукой на груди.

iskusstvo maket8!.indd 31

6/18/09 5:12:08 PM

Э. Делакруа. Фредерик Шопен

образами. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684-1721), Франсуа Буше (1703-1770) и др.

легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.

Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716-1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765-1782 гг. Он задуман как образ гения и созидателя. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798-1863). Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора,

Э. Фальконе. его внутреннюю суть. Картина наполнена стремитель-

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге

А. Осмеркин. Портрет Аветова

iskusstvo maket8!.indd 32

6/18/09 5:12:14 PM

ным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портрета Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ - образ Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с восклицанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная

и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии - в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая подобна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важного сообщения.

В портретном искусстве ХХ-XXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое - ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.

А. Ватто. Меццетен.

Найдите на разворотах учебника те портреты, о которых идет речь в тексте. Сравните их между собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их образов.

Какие портреты вы отнесете к традиционному классическому направлению, а какие - к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

Сопоставьте язык различных направлений портретной живописи. Определите выразительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, которые созвучны образам, запечатленным на них.

Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.

iskusstvo maket8!.indd 33

6/18/09 5:12:17 PM

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника

Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819- 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художникомВладимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени тоже

было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви и мысли - тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

iskusstvo maket8!.indd 34

6/18/09 5:12:21 PM

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инстру- ментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты,

метафоры, сравнения. Каким образом они уси- ливают восприятие образа А. Струйской? В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

iskusstvo maket8!.indd 35

6/18/09 5:12:24 PM

Портреты наших великих соотечественников

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина

(1844-1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства - учеными, писателя-

ми, живописцами, музыкантами, меце-

И. Репин. А. Бородин

И. Репин. Автопортрет.

Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особенности личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина - «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор-

трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

iskusstvo maket8!.indd 36

6/18/09 5:12:29 PM

натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред-

метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, - писатель с книгой в руках, музыкантисполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.

И. Репин. Портрет Льва Толстого

iskusstvo maket8!.indd 37

И. Репин. Антон Рубинштейн

Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Выскажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

Послушайте вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского - «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис- полнителю?

Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диалог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни общества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

Какими знаниями обогащает вас знакомство

с различными произведениями искусства - живописным портретом, литературным текстом?

Художественно-творческое задание

Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под-

берите музыкальный фон для этой сцены.

6/18/09 5:12:34 PM

Как начиналась галерея

…Павел Михайлович Третьяков… ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В кабинете все забито битком. Против окон

- «Княжна Тараканова», над большим диваном - «Привал арестантов», над угловым, по одной стене - «Охотники». В широком простенке - «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:

Тесно, до чего тесно!

Перестань покупать, - лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.

Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спокойно, весело посоветовал:

Тогда строй помещение.

Третьяков оставил картины, по-смотрел на зятя.

И. Репин. Портрет П. М. Третьякова - Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, - сказал он, помолчав, - А за проект

возьмешься?..

…Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже принадлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора начинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее…

iskusstvo maket8!.indd 38

6/18/09 5:12:39 PM

Портрет – это художественный образ, т.е. - не только изображение внешне сходное с оригиналом, но и стремление художника передать внутренний мир человека, его характер, душевные порывы. Кроме того, портретный образ – это живая реальность, это идеалы, с которыми соотнесены жизненные ценности художника и портретируемого, это стиль эпохи, обусловливающий форму портрета и характер образных средств. Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Для того чтобы поставить перед собой такую задачу портретист должен увидеть в модели индивидуальность, привлекающую его как художника. Но индивидуальное сознание – это исторически обусловленное понятие. В России оно формировалось в XVIII веке.

В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. В этот период происходит бурное развитие национальной культуры, позволившее России занять одно из ведущих мест в европейской культуре. Русская культура приобретает новые черты, отличающие ее от древнерусской и средневековой культуры, определяющим становится светское направление. В русском искусстве происходят те же процессы. Во второй половине XVIII века самосознание русского общества приходит к следующим «выводам»: человек ощутил себя в прочной связи с эпохой, стал действующим лицом времени. Портретисты постепенно обретают способность видеть индивидуальности героев с различных точек зрения, в различных аспектах, в том числе и в их общественной роли. Развитие человеческой психологии уже привело к пониманию индивидуального своеобразия личности, к свободной ориентации в изменчивости характеров.

В портретной живописи 2-й половины 18 в. наглядно проявилось горячее стремление русских мастеров к жизненной правде. Наряду с парадными портретами создавались портреты прогрессивных общественных деятелей, в которых все внимание было обращено на передачу внутреннего мира человека, силу его ума и благородство стремлений. Произведения русских портретистов этого времени дают глубокую характеристику людей 18 в.

Владимир Лукич Боровиковский является ярким представителем портретистов 18 века. Его портреты, на мой взгляд, очень жизненны и глубоки, передают сущность человека, изображенного на нем. Портрет Марии Ивановны Лопухиной, представленный в экспозиции Третьяковской галереи, привлек мое внимание больше других, именно об этой работе Боровиковского мне бы хотелось рассказать.

1. Владимир Лукич Боровиковский

Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. Поколения художников, выступивших на рубеже 60 - 70х годов, в кратчайший срок выдвинуло русский портрет в ряд лучших произведений мирового искусства. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Они создают блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Портрет этого периода сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человека, личности. Художники воссоздали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи.

Русский художник-портретист В.Л. Боровиковский родился на Украине, в Миргороде, 24 июля (4 августа) 1757 года. Родился он в небогатой казачьей семье. В 1774 году, по семейной традиции, поступил на военную службу в Миргородский полк, но в походах не участвовал. Закончив воинскую службу в чине поручика, он вышел в отставку и начал заниматься живописью. Обучался у отца-иконописца, Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского), занимался церковной живописью в духе украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784). Аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание высшего света, и в конце 1788 года Боровиковский был приглашен в Петербург.
В столице, с которой связано все его дальнейшее творчество, он сблизился сизвестным архитектором, поэтом и музыкантом Н.А. Львовым, у которого Боровиковский жил первые десять лет, а также познакомился с Д.Г. Левицким, Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у австрийского живописца И.Б. Лампи-отца, пользовался советами Д.Г. Левицкого. Продолжал увлеченно работать над религиозными заказами, сочетая барокко с классицистическим началом (композиции для иконостасов - Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792; Иосифовского собора в Могилеве, 1793-1794; сохранились, как и его миргородские иконы, лишь частично).

Мастерство Боровиковского быстро крепло, через несколько лет жизни в Петербурге он стал одним из известнейших художников-портретистов. И.Б. Лампи при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика, а позднее (в 1802 году) - советника петербургской Академии Художеств.

Боровиковский обращался к различным формам портрета - интимным, парадным, миниатюрным. Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М.И. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея), Е.Н. Арсеньевой (вторая половина 1790-х годов, Русский музей), Е.А. Нарышкиной (1799) и др. Боровиковский изображал на своих портретах "частного" человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы.

Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он и не получил основательного классического образования.
В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.

2. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского.

Фактура портрета гладкая: Боровиковский, следуя манере Левицкого 80-90-х годов, пишет жидкими красками, сливающимися в плотный слой, в котором открытые мазки редко бывают видны. Такая фактура прекрасно содействует выявлению объема, его линейных контуров.

Героиня портрета В.Л. Боровиковского - Мария Ивановна Лопухина (1779-1803), урожденная графиня Толстая, прожила очень короткую жизнь. Она умерла в возрасте двадцати трех лет, едва успев выйти замуж.

Ее портрет написан в самом конце XVIII столетия, когда художников все больше занимает мир человеческих чувств, переживаний и настроений.

Именно в эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота и величие природы, ее эстетическая ценность. В ней видятся отражение человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненное всех частей портрета.
Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы; плавные, ритмично падающие вниз линии; мягкие, округлые формы; белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, - все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.

Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Природа, среди которой уединилась героиня, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Они перекликаются с тем настроением печали, трепетности, меланхолии, в которые погружена Лопухина. В эпоху сентиментализма художника особенно привлекают сложные, переходные состояния внутреннего мира человека. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств.

Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают ощущение легкой воздушной среды, прозрачной дымки, в которую "погружены" фигура модели и окружающая ее природа.

Обтекающий ее фигуру контур - то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии - вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайшие и одухотворенные черты лица - все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.

Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму - лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.
Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.
В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл. Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки - все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его.
Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л. Боровиковский написал ее портрет, она умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки.

В данной статье мы рассмотрим портрет в искусстве России. Ценность этого жанра заключается в том, что художник старается передать с помощью материалов образ реально существовавшего человека. То есть при должном мастерстве мы можем познакомиться посредством картины с определенной эпохой.

Кроме этого, живописцы стараются не только изобразить внешние атрибуты, но и передать внутреннее состояние личности, которая позирует.

в искусстве

Портрет в так, как мы его понимаем сегодня, выделился относительно недавно. Только в середине семнадцатого века историк при дворе французского короля Людовика XIV, Андре Фелибьен, предложил называть этим словом исключительно изображения людей.

До этого времени под данным термином понимались все образы, будь то животное, растение или минерал. В к зверям было немного другое отношение, чем сейчас. Их могли вызвать в суд, пытать и судить, согласно юридическим нормам.

Вслед за Фелибьеном выразил мысль, что животным присущи исключительно родовые признаки, у них нет человеческой индивидуальности. Также сегодня портретами не считают иконы, ведь они не написаны с оригинала.

Таким образом, портрет в искусстве и литературе появился давно, но в древности под ним понимали любое «изобразительное произведение».

Развитием этот жанр обязан двум вещам - усовершенствованию техники письма (композиция, анатомия и прочее), а также изменению восприятия места человека в мире. Наибольший расцвет портретов приходится на восемнадцатый век, когда в Западной Европе преобладали идеи об индивидуальности и реализации идеального в личном.

Ранний период

Собственно портрет в искусстве России зародился лишь на границе семнадцатого и восемнадцатого веков. До этого были изображения в средневековом стиле, когда индивидуальность отходила на второй план.

Основу раннего периода русской живописи составляют иконы. Именно такие произведения просуществовали вплоть до семнадцатого столетия.

Но изменения начались еще в поздний период Киевской Руси. До наших дней дошли подобия групповых портретов семьи Святослава, дочерей Ярослава Мудрого. Также есть несколько примеров рисунков с некоторой индивидуальностью, например, с храмом в руке. Так он был вознагражден за пожертвование на строительные работы.

Первые попытки отхода от канонического и церковного письма в сторону светской живописи произошли во время правления Ивана Грозного. Мы видим его изображения в некоторых книгах. Такой шаг был сделан исключительно благодаря который постановил и узаконил отражение царей, князей и народа на иконах.

Парсуна

В семнадцатом веке продолжает совершенствоваться живопись. Мы видим, что портрет в искусстве России приобретает все более индивидуальные черты. Появляется такой жанр, как «парсуна». Это искаженное слово «персона».

Подобные произведения еще создавались на дощечках темперой, то есть в стиле иконописцев, но отображали прижизненные образы людей. Самой древней такой картиной была парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Правда, она создавалась как надгробный портрет «оплечье». Но изображенный на ней князь писался «воскрешенным», ожившим в лучшем мире, поэтому его черты отличны от канонических ликов на иконах.

Постепенно происходит отход от церковной догмы, заимствуются технологии из Европы. Так, с территории Речи Посполитой приходит «сарматский портрет», жанр изображения шляхтичей.

Кроме этого, в Московское царство приезжают живописцы из стран Западной Европы, чтобы обучать местных художников. Создаются «титулярники» (специальные книги, в которых изображались примерные портреты европейских правителей).

Петровская эпоха

Собственно «портрет» в искусстве России появляется только во время правления Петра Первого. Именно этот период стал переломным в жизни страны. Искусство отразило веяние новых тенденций.

У портретов появляется объемность и глубина, художники осваивают перспективу. Рождается понимание игры света и тени, начинаются эксперименты с цветами на полотне. Также происходит окончательное разделение церковного и светского искусства.

Теперь живопись разделяется на три течения - архаизирующая, россика и отечественная школа.

Первой присущ переход от «парсуны» к станковой живописи. Вторая представлена работами иностранных мастеров в России. Отечественная же школа выразилась в произведениях Никитина, Антропова, Вишнякова, Матвеева и Аргунова.

Примечательно, что русские художники этого периода сначала осваивали, так сказать «догоняли», европейцев. Но через несколько лет уже появляются работы полностью самостоятельные, со своим видением. То есть начинается развитие местных центров живописи мирового уровня.

Конец XVIII века

Постепенно портрет в русском искусстве становится достоянием средних слоев общества. Если до середины восемнадцатого века изображались только знатные лица, приближенные к царской семье, то теперь появляются портреты не только дворян и помещиков, но даже нескольких крестьян. Последнее, в частности, имело место исключительно благодаря просветительским идеям в обществе.

В пятидесятых и шестидесятых годах восемнадцатого века особый тон задавали портреты императрицы Елизаветы Петровны. Многие дворянские семьи заказывали себе полотна, похожие на этот образец.

Также важным исследователи видят самостоятельный путь отечественных мастеров. Они выражали свое видение в цветах и атрибутах, более присущих барокко, в сравнении с европейскими художниками, которые работали в стиле рококо.

Произведения русских живописцев просто переполнены красочными образами, лицами, наполненными жизнью, румяными и розовощекими барынями.

Классицизм и Серебряный век

Постепенно происходит отход в сторону камерности. В конце восемнадцатого века уже сложно различить западноевропейский и русский портрет. Жанр в изобразительном искусстве выходит на мировую арену. Только теперь нет ярких и пышных барочных форм.

Идет переход через рококо к неоклассицизму и предромантике. Появляются сентиментальные и легкие нотки. Главной чертой этого периода был историзм. То есть тон задавался парадными портретами императорской семьи.

Данная эпоха отражена в работах Щукина, Рокотова, Боровиковского и Левицкого.

Позже приходит реализм, который присущ полотнам Репина, Сурикова и Серова.

Серебряный век русской живописи подарил миру таких мастеров, как Малевич, Врубель, Малютин, Сомов, Кончаловский и другие.

Портрет в современном искусстве определяется не идеологией, как было в советское время, а финансовой стороной вопроса.

Но между картинами Малевича и нашим временем есть целая эпоха Советского Союза.

Здесь развиваются идеи первой волны авангардизма, московская и ленинградская школы, «Строители Братска». Основополагающей чертой был социалистический реализм.

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с историей портрета в российском искусстве.