Рассказ по картине мокрый луг. Васильев Ф

Ф.А. Васильев — художник, чье замечательное творчество завораживают. Когда смотришь на его картины, нельзя оторваться. Всматриваешься в каждую деталь и самое главное, видишь знакомые пейзажи, ведь чаще всего автор полотен изображал именно русскую природу. Такой картиной является и полотно Мокрый луг Васильева. По ней мы и напишем — описание за 8 класс.

Описание картины Мокрый луг

Сочинение по картине Васильева Мокрый луг напишу с удовольствием, ведь мне есть что сказать. Когда я увидела репродукцию, сразу появилось множество эмоций. Работа впечатлила и поразила мое воображение, заставила задуматься о жизни. Не знаю кто и что видит на картине, но я, прежде всего, увидела борьбу природы с непогодой. Как будто художник своей работой учит нас противостоять невзгодам, трудностям, что встречаются на пути.

Вот казалось бы, только недавно была гроза, возможно дул сильный ветер. Тучи до сих пор бурлят, кипят, чернеют вдали, нависая над лесом. Но уже на переднем плане пробивается солнышко, небо светлеет, говоря о том, что стихия не вернется, несмотря на то, что вдали еще идет дождь.

Что же оставил после себя ливень?
Ливень прошел, небо перестало громыхать и извергать молнии, природа погрузилась в тишину, только слегка дует ветер. Перед нами остался лишь мокрый луг, силуэты нескольких деревьев, и вода в виде огромной лужи в центре, которая осталась после дождя. На картине солнца не видно, но автор изображает солнечный свет, к тому же мы видим отражение пробивающегося из-за туч солнца в воде. Еще чуть-чуть и оно появится над мокрым лугом и согреет побитую дождем траву и полевые цветы.

На своем полотне художник изображает множество мелких деталей, но все они слились воедино, создавая цельность и естественность. Картина прекрасна, как и прекрасна русская природа, которую так мастерски изобразил Васильев на холсте.

Полотно это необычно и трогательно. Особенно явно это чувствуется, если знать, что создавал его молодой художник, которому оставалось жить совсем немного времени... Итак, начинаем описание картины Васильева «Мокрый луг».

История создания

Все началось с болезни. В 1870 году художник сильно простужается, и врачи ставят ему страшный по тем временам диагноз - "туберкулез". Ему срочно нужно ехать в Крым, подальше от губительного северного климата. Однако полуостров не впечатляет художника, а крымские пейзажи ему плохо удаются. Уж слишком творец скучает по оставленным пейзажам... И вот ему в голову приходит мысль запечатлеть их буквально по памяти. На основании нескольких зарисовок он и создает полноценный шедевр.

Сюжет и композиция

Подробный анализ изображенного - первый пункт, которое должно затронуть описание картины Васильева «Мокрый луг». 8 класс уже требует большой глубины эстетического вкуса и художественного чутья. Итак, на полотне мы видим луг, окропленный ливнем. Над скудной северной растительностью - несколькими деревьями, расположенными на заднем плане, - находится грозовое, можно даже сказать, «кипящее» небо. Пик грозы, видимо, уже позади, однако дождь еще не закончился.

Полотно не заденет наше внимание яркими красками или изображенными масштабными событиями. Но стоит вглядеться - и мы поймем, что произведение гениально своей детализацией, своей особенной динамикой. Это также должно учитывать описание картины «Мокрый луг» Васильева. По сути все изображенное - непрерывная борьба стихий. Особенно это видно на небе, которое занимает значительную часть полотна.

Описание картины Васильева «Мокрый луг» должно коснуться и ее построения. Композиционный центр полотна сосредоточен на двух деревьях, к ним невидимыми ниточками тянется изображенное - косогор, золотистые точки. Само смещение вправо центра полотна не случайно: оно придает естественности полотну, а также зрительно увеличивает пространство. Последнее позволило художнику вместить впечатляющий своей всеохватностью пейзаж: здесь присутствует и раскинувшийся луг, и просто бесконечное также нужно учитывать, создавая описание картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

Небесная поверхность разделена на две половины, и граница, разделяющая их, видна довольно четко. Первая уже во власти солнца, а вторая - темная, почти черная - еще содержит в себе тучи. Скоро они поплывут дальше, неся дождь виднеющемуся вдали лесу. Две стороны неба зеркально отображаются в воде - одновременно темной и светлой. Все это скрепляет картину, не дает распасться изображенному на отдельные, не связанные ничем между собой детали. Примерно к такому выводу приходишь, если попытаешься составить описание картины «Мокрый луг» Васильева.

Основная мысль

Однако любое талантливое полотно помимо внешней, изобразительной стороны имеет еще и внутреннюю. Иными словами, всегда остается вопрос: что хотел сказать общественности творец? В данном случае пейзаж художника передает непредсказуемость природы, борьбы в ней двух стихий, двух начал - светлого и темного, спокойного, безмятежного и волнующегося, бунтующего, грозового. Это придает полотну крайнюю реалистичность; кажется, еще чуть-чуть - и ты почувствуешь запах озона, небольшую прохладу, которая всегда наступает после дождя, или прикосновение капель. Такой мыслью необходимо закончить описание картины Васильева «Мокрый луг».

Прочие факты

Но это еще не конец. Современники творца высоко оценили сие произведение и даже наградили его вторым местом на выставке, проводимой Обществом поощрения художников. Кстати, победило тогда творение Шишкина, но это не так уж и важно. Куда важней то, что общество увидело в Федоре Александровиче редкое дарование, способное создавать истинные шедевры (наше описание картины Васильева «Мокрый луг» доказывает такую мысль).

Некоторое время полотно хранилось у близкого друга Затем картину хотел приобрести князь Николай Константинович, но его опередил Именно там, в Третьяковской галерее, и находится картина по сей день. Что же касается Федора Васильева, ему после создания своего северного шедевра оставался лишь год. Художник работал над произведениями долго и напряженно, полностью изматывая себя. Естественно, это не способствовало выздоровлению, и к концу сентября 1873 года Васильев отошел в мир иной.

На ней, как и на многих других работах живописца, изображена природа.

Если вам задали написать сочинение по картине «Мокрый луг», будьте внимательны к атмосфере картины и деталям, описывая её.

Первый взгляд на картину вызывает смешанные, противоречивые чувства. Перед зрителем открывается равнина, освещенная робкими утренними лучами солнца. Только прошёл видно по быстро отступающим хмурым тучам. Природа радуется новому дню и солнечному теплу не меньше, чем недавнему ливню.

Цветовая гамма картины

Картина "Мокрый луг" Васильева написана в холодной и теплой гаммах одновременно. Этот контраст создают голубые и ультрамариновые оттенки туч справа, теплые желтые и бежевые облака слева. Художник неслучайно использовал этот прием: он хотел показать резкую перемену погоды, которую редко приходится наблюдать в природе. Исчезновение туч и появление солнца - действительно прекрасный момент, который удивляет и восхищает одновременно.

Нижняя часть картины - луг и деревья на равнине - выполнены в теплых тонах.

Композиция

Сочинение по картине «Мокрый луг» ставит задачей понять композицию и смысл картины. Несмотря на то, что работа называется «Мокрый луг», большую её часть занимает небо. Васильев изобразил это для того, чтобы усилить эффект нависшего над зрителем неба, впечатления отступающей грозы. Картина «Мокрый луг» динамична, что естественно для изображения природы. В ней движение направлено слева направо: направление лужицы, огромного светлого облака, холма и группы растений на переднем плане говорят нам об этом. Благодаря «принципу золотого сечения» взгляд блуждает по картине, охватывая все детали. Однако каждый зритель обратит внимание на одинокое дерево в правом краю полотна. Этот объект расположен в смысловом центре картины так, чтобы привлекать внимание.

Сочинение по картине «Мокрый луг»: передний план

Луг по сравнению с небом кажется совсем плоским. Мелкая трава, и вода в лужице буквально впитали окружение. Зелень напилась после сильного ливня и просто буйствует, радуясь солнышку. Тоненькие корешки будто приподнимаются от земли, а крохотные цветы светятся.

Освещенная лужица уходит вдаль и теряется в гуще травы. Вода в ней переливается разными цветами: от зеленоватых и охристых до пурпурных, как само небо. Гладь воды кажется безупречной, однако можно разглядеть едва заметную рябь. Эта деталь позволяет отличить воду от неба. У самого края лужицы, на переднем плане, мы видим небольшие пузырьки - все то, что осталось от прыжка маленькой жабы в пруд несколько секунд назад.

Светлые цветы и крохотные листики выписаны художником так заботливо и кропотливо, что создают ощущение тепла. Голубоватые, фиолетовые, жёлтые мелкие цветы то выступают, то снова прячутся среди растений. Отчетливо виден свет и тень: на переднем плане мало полутонов. Контраст придает картине яркость и выразительность.

Сочинение по картине «Мокрый луг» позволяет фантазировать. Например, справа на земле распростерлась темная тень и мы не видим, что отбрасывает её. Можно предположить, что это огромное дерево, которое осталось за художника. Или, возможно, это одна из тяжелых дождевых туч, которая улетает прочь.

Задний план

Возле дерева расположено несколько низких кустарников, однако они выписаны не так детально и отведены на задний план. Степные просторы за деревом написаны гораздо бледнее, чем главный объект картины. Вдалеке можно увидеть теряющийся в утреннем тумане горизонт. Он заставляет задуматься: что же там, впереди? Это так и останется загадкой…

Описание картины «Мокрый луг» - лучшее задание для романтика-мечтателя. Нет ничего лучше, чем представлять, что чувствовал художник, рисуя каждую деталь, и какой смысл он хотел передать зрителям.


Сочинение по картине Васильева "Мокрый луг"

Сочинение по картине Ф. А. Васильева "Мокрый луг".
Картина Васильева Мокрый луг написана художником в 1872 году по воображению находясь из за болезни в Крыму. Крымские пейзажи Васильеву не очень нравились и трудно давались художнику. Находясь под впечатлением от прошлого, он задумал написать картину о родных краях, ставшая впоследствии шедевром русского пейзажа. Васильев хотел выразить в своей картине мотив природы с уходящей грозой, только, что прошел проливной дождик, тучи торопливо уходят. вдалеке еще слышны раскаты грома. Тучевое небо занимающее в картине Мокрый луг большую половину холста, задает произведению главный настрой состояния природы, нижняя часть картины отражает полное спокойствие. Сюжет картины прост, зрелищно передано художником пространство с уходящим в даль леском. В центре внимания обмелевший пруд, в котором мягко отражаются освещенные вечерним солнцем грозовые тучи. Более подробно проработаны на переднем плане кустики мокрой травы. Играя на контрасте состояния природы, Васильев просто великолепно показал зрителю до боли знакомую родную природу во время уходящей грозы. Картина Мокрый луг была представлена художником в Санкт Петербурге на конкурсе союза поощрения талантливых художников, где произведению была присвоено вторая премия. Сегодня картина Мокрый луг находится в Третьяковской галерее.
На картине Васильева "Мокрый луг" художник показал бесконечные просторы, луг, покрытый водой, а над всей этой красотой раскинулось хмурое небо. Оно такое серое и тяжелое, что готово раздавить землю своей тяжестью. Чтобы передать всю трагичность ситуации, автор использовал смесь белого и серого. Также он пошел на увеличение пространства, отведенного под небо, а вот луг немного уменьшил. Под этим грозным небом раскинулся зеленый луг, который почти полностью залит водой. От него веет прохладой и влагой. Кажется, что стоит прикоснуться к картине - и вы почувствует эту влагу на своей ладони. Вода, которая захватила луг, изображена темными красками. Она немного отталкивает. Просто из-за воды луг представляется одиноким и заброшенным, как маленький щенок, которого выбросили под холодный, осенний дождь.
Вдали виднеются раскидистые деревья, которые придают всей картине трагичность. Они выглядят такими одинокими, потерянными, что хочется плакать.
Картина Васильева "Мокрый луг" - это живое изображение непредсказуемости природы. Это на редкость реалистичное полотно, которое вызывает острое чувство жалости ко всему живому - и приводит в состояние легкой, задумчивой грусти.

Описание картины Ф. А. Васильева "Мокрый луг".
Феномен "художественного происхождения" пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда удивляет всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На "равных" участвовал с ними на выставках, на "равных" побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.
Веселый, остроумный и темпераментный юноша, Васильев был болен чахоткой - неизлечимой в то время болезнью. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте. На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, "иудино дерево" одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей-ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы.
В Ялте Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по оспоминаниям пейзажи средней полосы России.
В Крыму Васильевым была написана и картина "Мокрый луг", один шедевров русской пейзажной живописи. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо. Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.
Небо в полотнах Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.
Как бы в противоположность напряженности неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.
С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами.
Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Федора Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы. Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.
Композиция "Мокрого луга", как уже говорилось, предельно проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.
Удивительно плавно и рельефно разворачивается в "Мокром луге" пространство, особенно небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.
"Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина "Сосновый бор").
Когда глава передвижников Крамской увидел "Мокрый луг" Федора Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к "шуму и музыке природы".

Сочинение по картине Ф. А. Васильева. "Мокрый луг".
Фёдор Александрович Васильев - знаменитый художник-пейзажист девятнадцатого века. Он много и плодотворно работал. В тысяча восемьсот семидесятом году он сильно простыл. У него был обнаружен туберкулёз. Врачи рекомендовали ему поездку на юг. Васильев едет в Крым. Но там ему не очень нравится. Он скучает по России. Поэтому художник задумывает написать новую картину.
Он рисует не пышную природу юга России. На картине Ф.А. Васильев изобразил луг после дождя. Она так и называется "Мокрый луг". Написано полотно в тысяча восемьсот семьдесят втором году. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, оно завоевало второе место. Картина не написана с натуры. Художник рисовал её по памяти и по нескольким эскизам, сделанным ранее в разных местах.
На картине нет никаких масштабных предметов, ярких красок. На ней изображён омытый дождём луг, несколько деревьев справа, заводь с болотистыми берегами в центре и косогор слева. Но картина не статична. Бегущие по небу тучи, уходящие вдаль, гнущиеся от ветра деревья, рябь на воде показывают непрерывное движение, происходящее в природе. Это борьба стихий. Она особенно видна в небе, которое занимает большую часть картины.
Небо разделено на две части. Одна светлая, там уже вступает в свои права солнце, пробивающееся сквозь облака, ещё наполненные влагой. Другая часть темная, почти чёрная. Там властвуют тучи, мрачные, грозовые. Они несут свои воды дальше, чтобы излиться дождём над лесом, виднеющимся вдали. Небо отражается в воде, которая также с одной стороны темная, а с другой светлая.
Вслед за тучами движется тьма. Поэтому передний план картины уже освещён яркими лучами солнца. Хорошо видна дорога, трава, освежённая ливнем. А в глубине всё темно. Небо и земля сливаются в одну непроглядную черноту. Но от полотна не веет мрачностью. Напротив, она поражает жизнеутверждающей силой. Тьма уходит, а на смену ей снова идёт свет.
Работа Ф. А. Васильева получила высокую оценку современников. И.Н. Крамской был потрясён. Он считал, что эта работа достойна первой премии. А ведь автору картины к тому времени было всего двадцать два года. К сожалению, художнику не дано было прожить долгую плодотворную жизнь. Но и то, что он успел сделать, поставило его в один ряд с такими мастерами живописи, как И.И. Шишкин, И.Е. Репин и многие другие.

Мокрый луг.
С первого взгляда картина "Мокрый луг" своей привычностью и простотой мотива располагает к себе любого зрителя. В глубине широкого пространства возвышаются два развесистых дерева, а вдали, из-под уходящих грозных туч, проступает небольшая полоска неба. Впереди, вдоль ниши, протягивается обрывистый косогор, покрытый мягкой и влажной зелёной травкой. На переднем плане - почти в центре картины - через чёрные грозовые тучи, пытается отразиться в болотистой заводи, теплое солнышко.
Гроза уходит, но небо продолжает бурлить и кипеть. С могучей силою кружатся и сталкиваются косматые серые тучи. Где-то издали доносятся раскаты грома, отражаясь в бесконечном пространстве. Картина полна движения, здесь всё кругом дышит и живёт: и деревья, изгибающиеся под сильными ударами ветра, и вода, подёрнутая рябью, и небо. Небо, проникнутое типично Васильевскому настроению, противопоставлено зловещим тучам, продолжающим низвергать, вдали от зрителя, большой поток дождя на виднеющийся издали лес.
Небо, в картинах Фёдора Васильева, неизменно играет значимую роль, так и в "Мокром луге" едва ли не ключевым средством, оно выражает поэтическую мысль художника. Тёплый сверкающий просвет высоко в облаках над зелёным лугом, отражаясь в воде, и отсвечивая на траве, ведёт войну с большими и холодными чёрными тучами, бросающими мрачную тень на мокрую землю.
Будто в контраст напряжённому существованию неба, остальная часть картины довольно проста. Линии её рисунка спокойнее и мягче. Каждая деталь пейзажа - это вариация главной идеи, где все детали настолько растворены в целом, что познаёшь их только при внимательном рассмотрении.