Реалистичные и романтические тенденции творчества. Биография, история жизни Кобылянской Ольги Юлиановны

Ольга Юлиановна Кобылянская (1863-1942) - украинская писательница, известный деятель, посвятивший свою жизнь борьбе за равноправие женщин и мужчин; член Союза Писателей СССР.

Детство в Гура-Гумора и в Сучава

Ольга Кобылянская (1863-1942 гг.) родилась 27 ноября в городе Гура-Гумора в районе Карпатских гор (ныне этот город принадлежит Румынии) и прожила почти 80-летнюю долгую и насыщенную жизнь. По большей степени своё детство Ольга провела с братьями и сёстрами, которых очень любила (она была рождена четвёртым ребёнком в семье). Началась её жизнь в Гура-Гумора, а затем по настоятельному прошению отца их семью перевели в город Сучава, где по соседству с семьёй Кобылянских жил украинский поэт Николай Устиянович. Очень скоро будущая писательница находит в новом городе новую подругу - свою тёзку и свою же соседку, дочку Устияновича Ольгу. В этом же городе Юлиан Кобылянский, придавая огромное значение образованию своих детей, отдал в небольшую школу сыновей. Вместе со старшими братьями и Ольга начала понемногу привыкать к образовательному процессу.

Детство в Кимполунге

После Сучава Кобылянские переехали в Сад-город, однако там они не задержались - у отца семейства произошёл приступ, после которого местный доктор постановил, что для излечения больному просто необходим свежий горный воздух. Рядом со своим отцом постоянно была и Ольга Кобылянская. Биография будущей писательницы далее продолжается в городе Кимполунг, куда в 1869 году была вынуждена переехать вся семья, и где впоследствии они проживут четырнадцать долгих лет. Именно там ещё юная девушка за четыре года оканчивает небольшую немецкую школу. Поначалу обучение давалось трудно, поскольку немецкий был новым языком для юной Ольги, и всё же ничего нельзя было сделать - в Южной Буковине в те годы немецкий был официальным языком, потому программа обучения в большинстве школ велась именно на нём.

Семья

О любом из писателей можно сказать много, используя самые разные источники, так и у этой писательницы есть интересный факт из биографии. Ольга Кобылянская была одной из семи детей в своей семье. В наше время это трудно вообразить - сколько сил приходилось тратить на то, чтобы каждый ребёнок в будущем вырос достойным человеком. Родителям будущей писательницы и впрямь с самого начала было непросто, в особенности стоит отметить тяжёлую судьбу Юлиана Кобылянского, который практически в раннем детстве остался сиротой. Отец Ольги, несмотря на трудное положение, изо всех сил старался получить образование самостоятельно, зарабатывая на него уроками, которые он задешево давал соседским ребятам. Благодаря своим усилиям вскоре Кобылянский получил место подрядного урядника, а вслед за этим последовало повышение в должности - его назначили мандатором. Однако стремление к справедливости этого мужчины сыграло с ним злую шутку: выступив против знатного и имеющего связи помещика, он сам себе подписал приговор. И всё-таки не сдался и после некоторых лет добился достойной работы в суде.

О матери Ольги Кобылянской известно намного меньше, нежели об отце. Достоверным фактом является то, что она была дочерью эмигрировавшего поляка. В течение долгого времени мать будущей писательницы работала гувернанткой в семье богатого священника.

Как отец, так и мать Кобылянской были честными и отзывчивыми людьми, все к ним относились с уважением, их советов желали и к ним прислушивались. Отец был временами строг, но неизменно справедлив, мать была мягкой и чуткой женщиной, которая сумела воспитать семерых достойных людей и открыть им путь в жизни.

Первое осознание самой себя

Несмотря на активное изучение языка Австро-Венгерской Империи, Кобылянская стала изучать и украинский язык, который давался ещё тяжелее немецкого. Уроки она брала у местной учительницы по фамилии Процюкевич, которая преподавала в той же школе, где училась Ольга.

Будучи очень свободолюбивой и эмоциональной в душе, девушка не могла не проникнуться литературой, всегда искала возможность выплеснуть свои мысли и чувства. Да и в её семье с пелёнок родители прививали детям уважение и любовь к слову и творчеству народа. В итоге в годы обучения в Кимполунге Ольга перечитала множество книг: в список входили и Гёте, и Шиллер, и даже Байрон.

Биография Кобылянской Ольги Юлиановны даёт читателю яркое представление о том, что последовало за укрепившейся в девушке тягой к художественному литературному искусству. Уже в четырнадцать лет она пробует свои поэтические силы и рифмует первые строки.

Раннее творчество

Юная Кобылянская Ольга написала свои первые стихи под интересным и отражающим всю суть детской неопытности названием: «Гортенза, или очерк из жизни одной девушки». Произведение было написано на немецком языке и не было одобрено ни одним из друзей или знакомых Кобылянской. От горечи первой неудачи Ольга за всю жизнь ни разу больше не вспомнит о своих первых пробах пера.

Но на этом она не собиралась останавливаться - на свет появилось ещё несколько стихотворений: «Зарисовка из народной жизни на Буковине», «Человек из народа» и т. д. Всё же все эти произведения носили отрывочный характер, выделяя отдельные аспекты и не желая собираться в полную картину мыслей и эмоционального состояния их автора.

Становление Ольги Кобылянской как писателя

Важным моментом в судьбе Ольги Кобылянской стало знакомство с Натальей Кобринской, известной в то время украинской писательницей. Самой Кобылянской едва исполнилось восемнадцать, но это не помешало ей подняться и уверенной походкой пойти по тому пути, на который её направляли сначала родители, а теперь и наставница в лице великой писательницы. Начиная с того момента, вся жизнь Ольги кардинально меняется. Перед ней открывается совсем иной мир - мир, где она, наконец, может высказать свои мысли, не боясь быть осмеянной.

Кобринская знакомит Кобылянскую с украинским творчеством - в ход идут украинские книги, предания и легенды. Жадно проглатывая каждое слово, Кобылянская понимает, что нашла свое место в жизни. Многие знакомые и друзья с радостью помогают Ольге в изучении украинской культуры. Очень скоро Кобылянская Ольга начинает делать стремительные успехи на литературном поприще. После написания рассказа на немецком языке «Она вышла замуж», который потом стал основой повести «Человек», на свет появляется та самая известная украинская писательница Кобылянская Ольга.

Жизнь в Черновцах

В 1891 году по семейным обстоятельствам вся семья Кобылянских переезжает в Черновцы. Это время застаёт Ольгу в полном расцвете писательских сил - она любит всё вокруг, она хочет творить и приносить частицу себя в этот мир. В этом городе она теперь в полной мере может охватить украинскую культуру, чем и пользуется, попутно совершенствуя некоторые свои произведения.

В 1894 году в журнале «Заря» публикуют первую украинскую повесть Кобылянской «Человек». Озарённая яркими лучами успеха писательница ещё усерднее работает, делает различные переводы, принимает активное участие во всех литературных мероприятиях.

В 1895 году была закончена повесть под названием «Царевна». Именно после этого произведения Кобылянская Ольга Юлиановна завоевала уважение со стороны прославленного автора Ивана Франко.

В 1898 году писательница приезжает во Львов. Здесь биография Кобылянской Ольги Юлиановны пополняется новым значимым событием - девушка лично знакомится с Иваном Франко, между ними завязывается крепкая дружба. После этого события Иван Франко, как довольно авторитетный и почитаемый в то время писатель, во всеуслышание заявил о таланте Ольги Кобылянской.

Знакомство с Лесей Украинкой (Ларисой Косач)

Мало кому неизвестна личность ещё одной, но более прославленной писательницы под псевдонимом Леся Украинка. Слишком много ходило слухов и тайн вокруг имени двух этих женщин, двух ярых защитниц женских прав, двух девушек, необычайно схожих по духу. В 1899 через общего друга М. Павлика состоялось знакомство двух будущих неразлучных подруг. В том 1899 Леся решается первой написать письмо Ольге, именно с этого первого письма и начинается переписка двух женщин, которую они будут вести до конца своих дней. Удивительное взаимопонимание устанавливается между ними: для обеих великое счастье вести переписку о книгах, музыке, литературе, обсуждать и рассказывать свои мысли, свои проблемы. Леся Украинка всегда с восхищением относилась к смелым мыслям в произведениях Кобылянской, а другая в ответ боготворила стихи своей подруги. В течение всей дружбы они были откровенны и отзывчивы друг с другом, частенько навещали одна другую и просто мгновения не представляли без мысли о своей подруге. Ольга побывала в Зелёной Роще у Леси, а последняя на целый месяц остановилась в доме родителей Кобылянской в Карпатских горах.

Именно благодаря Лесе Украинке на Кобылянскую огромное впечатление произвели произведения русских классиков той эпохи - Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева и т. д.

Сторонница женской эмансипации

Ощущая непонятное давление и нависающие запреты в самых различных областях, Кобылянская Ольга решила всеми силами бороться против ущемления женских прав в общественной и культурной жизни. В писательнице настолько сильно разгорелся воинственный огонь феминизма, что уже через некоторое время она стала одним из инициаторов «Общества русских женщин на Буковине».

Во многих своих произведениях, например, в «Царевне» или в своей первой повести «Человек» Ольга Кобылянская ясно отражает героинях мотив поиска - поиска любви, смысла жизни и, конечно, женского счастья. Каждый женский персонаж писательницы имеет волевой и сильный характер, благодаря которому каждая из этих сильных «книжных» женщин в итоге добивается своего. Такой была и их создательница.

Последние годы жизни

После 1912 годы жизнь оборачивается чёрной полосой для Ольги Кобылянской. Один за другим умирают её близкие друзья: Иван Франко, Коцюбинский и даже Леся Украинка. В стране начинается война, и на этой почве и почве тяжёлого горя Ольга начинает писать антивоенные рассказы, чтобы хоть попытаться вернуть в тёмный мир луч света. Так появляются «Снится», «Иуда», и др.

В годы Второй мировой войны уже парализованную и в преклонном возрасте Ольгу Кобылянскую планируют вывести для эвакуации из Черновцов, где она доживала свою жизнь, однако ничего не выходит, и несчастную писательницу берут в плен немцы. Ей было суждено попасть под трибунал и быть позорно убитой, однако снова она своим волевым характером доказала, что способна изменить и сделает это, если захочет, весь сценарий событий. 21 марта 1942 года она умирает. В память о писательнице в её родном городе был построен музей, который и по сей день полон людей, чтобы все они помнили о той удивительной женщине, которой была Ольга Кобылянская. Биография писателя завершается в этом городе - её хоронят в Черновцах - месте, где ей суждено было начать свой потрясающий путь писателя и достойно его завершить.

Загадка: что есть общего у них,
Кого я перечислю по порядку?
Извилины включите хоть на миг –
Ну, постарайтесь огласить разгадку.

Я первой вам студентку назову
Из универа имени Лумумбы –
Порадовала красотой Москву –
Чудеснейший цветок столичной клумбы.

Теперь готовьтесь: называю ту,
Что следует за первой в нашем списке.
Она в Одесском аэропорту
Директор... Прочитаю без запинки,

Что третий номер в Криворожье нас,
Приводит -- в неуказанную школу...
Как раз она сейчас заходит в класс
Учительницей... Угадали? «Шпору»,

Я понимаю, вы не припасли –
И не сумели отыскать разгадку...
Еще добавлю: авторша «Земли»
Заглавная в том списке... Все не гладко?

Ну, что поделать? Раскрываю сам.
Не знал, что недогадливы настолько...
Сперва подсказку предлагаю вам:
Зовут всех выше названных... Да, Ольга...

И общая фамилия у них...
Да, Кобылянская... Ну, слава Богу,
Разгадка прозвучала... Автор книг –
Первопричина, ясно... Понемногу

Мы к пониманью факта подошли,
Что в мире помнят гордую землячку,
Коль в самых разных уголках земли
Так называют девочек...
Враскачку

Гуляли вечерами всей толпой
По улице, что то же носит имя...
Боюсь, что «Землю» мы тогда с тобой
Еще не прочитали... Колдовскими

На Кобылянской были вечера...
А здесь она сама жила когда-то
В окно глядела и любви ждала
И, презирала немца-супостата,

Румына... И когда в сороковом
Советы пнули наглого румына
Красноармейским грубым сапогом –
И стала украинской Буковина,

Писательница высказалась «за»
Публично – в украиномовной прессе...
Ее тотчас продвинули в ферзя,
Чтоб в идеологическом замесе

На классика ссылаться: коль она,
Мыслитель европейского масштаба,
Поддержка коей Сталину ценна,
Сказала «За!», то пусть умолкнут жабы,

Тот «аншлюс» осудившие вразброд...
Но наступает год кровавой тризны
Ломает судьбы сорок первый год –
И Буковина, бедная отчизна,

Вновь под пяту румына попадет...
Бесчинствовует румын на Буковине...
Уже из кресла Ольга не встает
Она парализована, но ныне, --

Считает Кобылянская, -- должна
Тем более сказать прямое слово
Протеста, гнева... Вызвала она
Злость сигуранцы... Ей грозят сурово

Военным трибуналом, но ушла
От власти короля и Антонеску
Под Божью власть, туда, где не могла
Земная -- по-румынски и немецки –

Властительницу дум приговорить,
Поскольку Высший суд над ней свершился...
А в мир ее души приотворить
Окошко до конца я не решился –

Стесняюсь... Не желала ведь сама
Над «i» расставить точки однозначно.
Нам ни осталось ни клочка письма,
Где из контекста явно и прозрачно

Дала бы знать нам Ольга, что ее
И поэтессу Лесю Украинку
Не просто дружба жгла, как уголье,
А... Ладно – дорисует пусть картинку

С сочувствием читатель до конца –
И понимает, а не осуждает
Ту, чья душа, как прежде, в Черновцах
Незримая над городом витает,

Где ежечасно кто-нибудь ее
Упоминает имя, где со страстью
Плетут актеры тонкое тканье
Из дум ее и чувств в стремленье к счастью,

Что счастью равнозначно, а итог
Всегда трагичен, ведь бессмертья нету...
Освобожденный от фашистов мог
Свою звезду сиятельную эту

На гордую орбиту вознести
В сорок четвертом благодарный город:
На Кобылянской уголок спасти,
В котором жар души и внешний холод

Любовь и нелюбовь пережила:
Ее квартиру сделали музеем,
А улица, что имя приняла,
Где бродим вечерами и глазеем,

Где тайно наполняется душа
Любовью, вдохновением и светом –
Та улица так дивно хороша...
Музей с ее рабочим кабинетом,

Ее вещами, книгами – хранит
Ее души высокой отраженье –
И эхо нежным голосом звенит,
В нас отклик пробуждая и волненье...

У гения загадочна стезя
И логика судьбы необычайна
Его простою меркою нельзя
Измерить, в нем всегда сокрыта тайна.

Сто разных «почему?» да «отчего?»
Навеки остаются без ответа...
Один Господь все знает, но Его
Маршруты неисповедимы – это --

Как аксиома... Ольга родилась,
Когда была над Южной Буковиной
Австрийского помазанника власть...
Пан Юлиан с дражайшей половиной

Квартировали в тихом городке
С названием полурумынским: Гура-
Гумора... Дом – и яблони в садке,
Язык царит немецкий – вся фактура...

Потом – Сучава, Кимполунга... Суть
Тех странствий очевиден: выживанье.
Где заработок был, туда и путь...
Высокий смысл в том тягостном скитанье:

Образованье высшее сынам –
Их пятеро в семье – с натугой дали...
-- А Ольге и Евгении? Ну, вам
Ведь замуж, это значит, что едва ли

Имеет смысл распахивать кошель...
В начальной школе годика четыре
Дойч поучите: «гутен морген, шнелль...» --
И баста... Папа с мамой не шутили --

И трое старших: Максимиллиан,
Владимир, Александр – пошли в юристы,
Филологом стал классным Юлиан,
Степан – военным... Девочек – на выстрел

Не принято к наукам подпускать...
Пан Юлиан с супругой рассудили:
-- Конечно, пусть научатся писать –
И ладно... Так сестрички походили

В начальную, а остальную всю
Потом науку добывали сами
Из книг и жизни... И Эжена Сю
Сверхмодного читали и стихами

Марали, как положено, альбом...
Все, как у всех... С одним отличьем только:
Все девушки мечтали об одном:
Замужестве – тут все кончалось... Ольга

Мечтала об ином: писать, творить,
Участвовать в общественном движенье...
С подругами об этом говорить?
Никто и не поймет ее решенье...

Доставить радость, первые стихи
Ей посвятила Ольга – на немецком...
Здесь видятся особости штрихи:
Язык немецкий в обиходе местном –

Обычен – и для Ольги он родной.
На нем рассказ дебютный написала –
«Гортензия» -- и – поворот чудной:
С трудом сама его перелагала

На украинский... Так и повелось:
Сперва рассказ напишет по-немецки
Потом лишь переводит вкривь и вкось...
На украинском высшие отметки

Едва бы получала – и потом
Ее рассказы, повести, романы
Всегда, всегда в редакторе крутом
Нуждались... Ну и что? В том нет обмана,

Что украинским классиком ее
Признала просвещенная громада...
Иных ее творенья в колотье
Кидало:
-- Порнография! Не надо

В литературе откровенных тем,
Не надо страсти, ревности и боли...
Чего желает женщина – зачем
Писать, читать об этом? В странной роли

В ее твореньях женщина... Она
В них не объект желаний, а источник...
И психология ее темна –
Сплошное ницшеанство, если в точных

Оценках обозначить этот вздор,
Что пишет, эпатируя громаду
С презрением к народу... Приговор
Суров: читать те «творы» надо,

Но для того лишь, чтоб критиковать...-
Читайте, господа мои, читайте...
Ну, а ее призвание -- писать
О ценностях живой души... Вперяйте

Глаза, сердитый критик, в новый «твор»...
Но кто-то подал голос за новинку --
И вдруг умолк хулящий Ольгу хор:
Найдется ль кто, кто Лесю Украинку

Осмелится оспоривать? Она,
Всеукраинский светоч по признанью,
Той буковинкою восхищена...
Легла поддержка эта в основанье

Того литературного пути,
Который Кобылянская торила
По целине, сквозь бурелом... Спасти
Новаторшу от травли – главным было

Стремленьем поэтессы. А потом
Связала две души высоких дружба...
Давайте книги Ольги перечтем...
«Царевна», «Человек»... Привыкнуть нужно

К особым поворотам языка...
Но образы, сюжеты – искрометны...
Ее рука уверенна, крепка...
Вот "Valse melancolique"... Массивны, плотны

Литые фразы – и во всем видна
Самоотверженная честность чувства –
Со смелостью такой она одна
Себя творила средствами искусства...

В начале девяностых – в Черновцы
Переезжает Ольга... Этот город
Культуры украинской образцы
Являл и вдохновлял, давая повод

Писательнице проявлять себя
Как активистке женского движенья...
Впервые, репутацию губя,
Эротику в высоком обнаженье

Представила в «Природе»... Берегла
Стыдливость неприученных и робких:
В грозе зашифровала, как тела
Сливаются в оргазме... Ищет тропки

К тому, чтоб передать апофеоз
Набором музыкальных аналогий
Красиво, поэтично... Ну, вопрос
Естествен: эротичных апологий,

Кто прототипом в тех твореньях был?
Сама и приоткрыла ту завесу,
Признавшись, первым Ольгу полюбил
Не украинец – немец... Эту пьесу

Сыграла за границей... В Черновцах
Она любовь мучительно искала –
Раба любви... Любовь ее в тисках
Держала цепко и не отпускала.

Любить для Ольги важно, как дышать...
Объект нашелся, нежностью лелеем.
Никто не в силах Ольге помешать
Увлечься украинцем Маковеем...
В рассказе «Доля» описала шок:
Пронзила сердце с ним, желанным, встреча...
Тетрадь с карандашом... Ушла в лесок,
Писала нечто, карандаш калеча...

Написанное стало для него
Любимейшим на все года рассказом...
Поверила, что выше ничего
Нет той любви, в которой стали разом

Великими и Осип и она –
Что та любовь литературы выше –
И для потомков более ценна,
Чем творчество... Не видя и не слыша

Ничьих резонов, ринулась в любовь,
Как в омут, затянула Маковея,
Поэта и редактора...
-- Нет слов, --
«Природа» упоительна, -- краснея,

Редактор «Буковины» Маковей
Ей разъяснял отказ в публикованье,
-- Но слишком откровенно, ей-же-ей...
Не в этом ли причина угасанья

Горячих чувств к несмелому ему...
Как личность и писатель он помельче,
Моложе Ольги... Все пришло к тому:
Вдруг поняла, что разошлись далече

Пути их душ, а, значит, и телам
Соединяться скучно и нелепо...
-- Прощайте! -- Осип молвил Черновцам
И милой Ольге Кобылянской... Лето

Их счастья разлетелось на клочки,
Уехав, Осип Маковей женился...
А у нее сезон глухой тоски –
Возможно, что любимый ей приснился...

Она не вышла замуж... Никогда
Уже никто из всех мужчин планеты
В писательницы зрелые года
В ней не зажжет те чувства, что воспеты

В ее новеллах пламенных, но к ней
Приехала Лариса... Поэтесса,
Чья дружба становилась все нежней
И все нужней обеим, но завеса

Здесь будет мной опущена... Не всем
Дана способность понимать другого –
И эту тему исключу... Затем
Иного важного коснусь немного...

Мечтала, что возьмет в репертуар
Театр спектакли по ее новеллам,
Но сценаристу равный с нею дар
Был надобен – таким, настолько смелым,

Никто себя при ней не проявил...
Когда ушла, в театре Черновицком
Спектакль «Земля» поставлен все же был
Идет с успехом много лет... Привычкам

Ходить в театр еженедельно мы
Обязаны и Ольгиным спектаклям,
Что наполняли мыслями умы
И пробуждали чувства в нас – не так ли?

Был режиссер отважный – Василько
(А может быть – Василько), что и «Землю»
Сумел на сцену вознести легко --
(Сижу – и затаив дыханье внемлю) –

И «У недiлю рано...»... Перевод
Заглавие лишал очарованья
И огрублял... Ее душа живет
И в ритме поэтичного названья,

В его аллитерации самой,
В мелодии неуловимой: «... Зiлля
Копала»...
Старый снимок... Был зимой
Наверно сделан... Темные носила

Глухие платья Ольга... Тот же стиль
У Леси, что порывиста и нервна...
А Ольга, руки тонкие скрестив,
Задумалась... Об Осипе наверно...

Родилась Ольга Кобылянская 27 ноября 1863 года в городке Гура-Гумора в Южной Буковине в многодетной семье мелкого чиновника. С детских лет она знала не только украинскую, но и польский и немецкий языки, на которых говорили в ее семье. Детство и юность будущей писательницы прошли в румынско-немецких городках Гура-Гумора, Сучава, Кимполунг. Позже она жила в с. Димка, а с 1891 года у Черновцах.

В Южной Буковине, заселенной преимущественно немцами и румынами, жили и украинский. Но украинских школ или культурно-образовательных заведений в 60 - 80-е годы здесь не было. Немецкая школа не могла дать Кобылянской любых знаний по истории культуры украинского народа. Первые литературные произведения О. Кобылянской, написанные на немецком языке еще без четкого представления, "что значит слово" литература ", приходится на начало 80-х гг. ("Гортенза, или очерк из жизни одной девушки", "Судьба или воля?"). Ранние неопубликованные произведения Кобылянской ("Гортенза", "Рисунок из народной жизни на Буковине", "Видение", "Человек из народа" и др.) сегодня сохраняют преимущественно познавательное значение, отражая отдельные сцены из жизни местечковой интеллигенции, людей из народа.

Немецкий язык, как и немецкая культура, сыграли положительную роль в жизни и творчестве Кобылянской. Они, как справедливо заметила Леся Украинский, помогли Кобылянской выйти в широкий мир общечеловеческой культуры. Но для утверждения Кобылянской как украинской писательницы необходимо было глубоко знать не только украинский язык, но и достояние украинской литературы. Эту истину она все яснее стала осознавать и с конца 80-х годов настойчиво изучает культурное наследие своего народа, проявляет все больший интерес к его жизни.

Тогда же она принимает активное участие в так называемом феминистической движении, который затронул многие наболевшие вопросы, над которыми задумывались представители передовой интеллигенции. Став в 1894 году одной из инициаторок создания "Общества русских женщин на Буковине", Кобылянская обосновала цель этого движения в брошюре "Немного об идее женского движения". Писательница поставила вопрос о тяжелом положении женщины "среднего слоя", активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на достойную человека жизнь.

Эти мысли оказались в ранних произведениях писательницы. В некоторых из них ("Гортенза", "Она вышла замуж" и др.), изображая духовный мир своих героинь, писательница делает упор на их поисках личного счастья. В "Человеку", а еще больше в "Царевна" личное счастье героинь Кобылянской большей или меньшей степени уже связывается с социальными проблемами, активной позицией человека в жизни, с необходимостью бороться с обстоятельствами, которые сковывают развитие его духовных сил.

Продолжая проблематику "Человека", повесть "Царевна" (1895 ) свидетельствовала о расширении мировоз зрения писательницы, углубления ее реалистической манере, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и доопрацьовувалась длительное время (1888 - 1893 ), первоначальный текст ее был немецкий, поздний - украинский. Напечатана повесть была в газете "Буковина" (1895 ) и того же года вышла в Черновцах отдельным изданием.

Коснувшись морально-этических проблем жизни интеллигенции в таких новеллах, как "Аристократка" (1896 ), "Impromptu phantasie",Кобылянская продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образы женщин-интеллигенток в рассказе "Valse melancolique" (1898 ). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях "Ниоба" (1905 ), "Через кладку", "За ситуациями" (1913 ).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобилянськои - от ее ранних рассказов и повестей к "Апостола черни".

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской."Дневники" писательницы убедительно свидетельствуют, что во второй половине 80-х годов она уже задумывается над судьбой народа, связывая проникновения в его жизнь с овладением социалистических идей. В новелле "Нищенка" (1895 ) писательница впервые показывает человека из народа, который оказался без средств к существованию, живет с милостыни. В середине 90-х гг писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством ("Земля").

Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах "Банк ру-стикальний", "На полях", "У Иоанна", "Время", "Некультурная".

Выдающимся достижением украинской литературы, весомым вкладом писательницы в разработку темы земли в мировой литературе есть повесть Кобылянской "Земля". "Факты, побудившие меня написать" Землю ", правдивы.Лица почти все что к другу также из жизни взятые. Я просто физически терпела под зьявиськом тех фактов, и когда писала, ох как волнами рыдала! .. "- Вспоминает О. Кобылянская в автобиографическом очерке" О себе самую "Именно это дало основания Франко назвать" Землю "произведением, которое, помимо художественной ценности, "будет иметь длительное значение еще и как документ способа мышления нашего народа во время нынешнего тяжелого лихолетья".

В начале 90-х годов, разрабатывая проблемы, намеченные в ранних произведениях, писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символических т ем и образов ("Аккорды", "Крест", "Луна" и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатает отдельные произведения в модернистских журналах "Мир", "Украинская хата".

Реалистические и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести "В воскресенье рано зелье копала", в основе которой - мотив романтической песни-баллады "Ой не ходи, Гриша, да и на вечерницы", неоднократно прорабатывался украинскими писателями, в частности М. Старицкий в драме под одноименным названием. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров нашей страны.

Творчество Кобылянской 20 - 30-х, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью боярской Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, однако и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала "Луч" (1921 - 1923 ), с львовским месячником "Новые пути", с харьковским издательством "Рух", где в течение 1927 - 1929 гг. вышли ее "Сочинения" в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода первой мировой войны и времен боярско-румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны ("Иуда", "Письмо осужденного солдата к своей жене", "Навстречу судьбе" (1917 ), "Сошел с ума" (1923 ) и др.), которая была одной из ведущих в творчестве В. Стефаника, Марка Черемшины, О. Маковея, К. Гриневичевой и др.

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отражению тех морально-этических проблем, ставших предметом художественного анализа во многих ее произведениях, написанных в конце XIX - начале XX в. Так, мотивы "Земли" находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе "Волчица".

Творчество Кобылянской 20 - 30-х подпадает под определенное влияние символизма ("Снится", "Пресвятая богородица,помилуй нас!"). В романе "Апостол черни" писательница определенной степени идеализирует буковинское духовенство, наделяя таких духовных пастырей, как о.Захария, многими гражданскими и христианскими добродетелями.

Выступив в середине 90-х как украинская писательница с рассказами и повестями из жизни интеллигенции, Кобылянская течение почти полувека создала десятки рассказов, очерков, новелл, повестей, критических и публицистических статей, переводов, оставила значительное по объему переписки. Большая часть ее произведений написана на немецком языке. Из них лишь некоторые были напечатаны в периодических изданиях; в 1901 году они вышли отдельной книгой под названием"Kleinrussische Novellen". Отдельное идейно-тематическую группу составляют мемуарные и публицистические произведения Кобылянской, написанные в советский период ее деятельности.

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинский почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи. Благодаря новаторству, созвучия прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской в ее вершинных проявлениях вызывала и вызывает значительный интерес не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки, в частности славянскими, сыграли и играют важную роль в межславянских литературных контактах, поднимая международный престиж украинского художественного слова.

    - (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, ‒ 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886‒91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888‒95, отд. изд. 1896), «Покорность» (1898), «Что я …

    - (1863 1942) украинская писательница. Изображала жизнь буковинского крестьянства. Социально психологический роман Земля (1902), рассказы … Большой Энциклопедический словарь

    - (1863 1942), украинская писательница. Социально психологический роман «Земля» (1902), рассказы о жизни буковинского крестьянства. * * * КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна (1863 1942), украинская писательница. Изображала жизнь … Энциклопедический словарь

    КОБЫЛЯНСКАЯ Ольга Юлиановна - (1863—1942), украинская писательница. Пов. «Покорность» (1898), «В воскресенье утром зелье копала…» (1909), «В поисках ситуаций» (1913) и др. Социально психол. ром. «Земля» (1902). Рассказы «У св. Ивана» (1896), «Иуда» (1915), «Письмо… … Литературный энциклопедический словарь

    Повесть Ольги Кобылянской «Природа», Черновцы, 1897 Почтовая марка СССР,посвящённая О. Кобылянской Ольга Юлиановна Кобылянская (укр. Ольга Юліанівн … Википедия

    Кобылянская: Кобылянская (с 1917 Суворовская) станица на Дону Кобылянская, Ольга Юлиановна (1863 1942) украинская писательница … Википедия

    Ольга Юлиановна (27.11.1863, Гура Хуморулуй, ныне у. Сучава, Румыния, 21.3.1942, Черновицы), украинская писательница. В произведениях «Человек» (1886 91, изд. 1894), «Он и Она» (1892, изд. 1895), «Царевна» (1888 95, отд. изд. 1896),… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    - (до 1944 Черновицы), город в Украине, центр Черновицкой области, на р. Прут. Железнодорожный узел. 261 тыс. жителей (1996). Лёгкая (ПО: чулочное, хлопчатобумажное, трикотажное, обувное, швейное и др.), машиностроительная и металлообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

) - украинская писательница . Член Союза писателей СССР.

Биография

Ольга Кобылянская родилась в многодетной семье секретаря уездного суда. Отец, Юлиан Кобылянский, родился в Галичине. Мать, Мария Вернер, происходила из немецкой семьи. Ее родственником был известный немецкий поэт-романтик Захария Вернер. Будучи немкой, из любви к своему мужу Мария Вернер выучила украинский язык, приняла греко-католическую веру и воспитывала всех детей в уважении и любви к украинству.

Так как в городке не было никакой школы, отец Ольги, заботясь о будущем своих детей, добился в 1869 году своего перевода в Сучаву . Там семья прожила три года. Братья Ольги в Сучаве начали посещать немецкую гимназию. В Сучаве Ольга знакомится с местным священником и писателем Николаем Устияновичем. Между семьями в целом, так и между дочерьми - Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович - зарождаются дружеские отношения, которые сохранились до конца жизни писательницы.

К 1875 году семья переехала в город Кимполунг (Кымполунге). Там Ольга окончила четыре класса начальной школы. Все обучение проходило на немецком языке. В четырнадцатилетнем возрасте Ольга начала писать стихи, а также писать дневник на немецком языке.

В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с художницей Августой Кохановской (одной из основательниц женского движения в Галичине, ставшей первым иллюстратором произведений Ольги), врачом Софией Окуневской (первой женщиной-врачом в Австро-Венгрии), писательницей Натальей Кобринской. Более того, Ольга была влюблена в брата Натальи Евгения. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения Ольги. Подруги посоветовали писательнице писать на украинском языке.

В 1886 году вышел в свет рассказ Ольги Кобылянской «Она вышла замуж» (на немецком языке). Позднее он стал основой повести под названием «Человек».

С 1891 г. - Ольга Кобылянская живет в Черновцах.

В 1903 году Ольга оказалась парализованной из-за осложнений, вызванных простудой, и писала свои произведения, не вставая с больничной койки.

Морально-этические проблемы жизни интеллигенции Кобылянская подняла в таких новеллах, как «Аристократка» (1896), «Impromptu phantasie». Она продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «За ситуациями» (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни».

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. В новелле «Нищая» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, оказавшегося без средств к существованию, живущего с милостыни.

В начале 1890-х гг. писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символическим темам и образам («Аккорды», «Крест», «Луна» и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатается в модернистских журналах «Мир», «Украинский дом».

В середине 90-х гг. XIX в. писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»). Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах «Банк рустикальный», «На полях», «У св. Ивана», «Время».

Реалистичные и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести «В воскресенье рано зелье копала», в основе которой - мотив романтической песни-баллады «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы», неоднократно прорабатываемой украинскими писателями. Повесть переведена на многие языки, инсценированной, с успехом идет на сценах театров Украины.

Творчество Кобылянской в 1920-1930-х годах, в период, когда Северная Буковина оказалась под властью Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, но и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала «Луч» (1921 - 1923), с львовским месячником «Новые пути», с харьковским издательством «Движение», где в течение 1927-1929 гг вышли ее «Сочинения» в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода Первой мировой войны и времен румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны («Иуда», «Письмо осужденного солдата к своей жене», «Навстречу судьбе» (1917), «Сошел с ума» (1923) и др.).

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отображению тех морально-этических проблем, которые стали предметом художественного анализа в ее произведениях, написанных еще в конце 19 - начале 20 в. Так, мотивы «Земли» находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе «Волчица».

Творчество Кобылянской в 20-30-х гг. XX в. подпадает под определенное влияние символизма («Снится», «Пресвятая богородица, помилуй нас»).

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинскую почву. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких этнографических рамках и охватывала зрением всю Украину. Активная участница общеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи.

Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской вызывала и вызывает значительный интерес не только в Украине, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки.