Сакральные движения гурджиева. Гурджиев и сакральные танцы

Георгий Иванович Гурджиев

В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, "хитрый мудрец", как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого "Человека знания", у Дона Хуана.

Он родился в 1872 г. в Александрополе, в области Кавказа, у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций - религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя "искатели Истины", в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение.

Центральный символ гурджиевской работы - эннеограмма суфийского происхождения. Многие священные танцы суфиев исполняются как медитации в школах Гурджиева.

В учении Гурджиева прослеживаются и другие эзотерические влияния - это буддизм Тибета.

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890 г. и продолжается до 1910 г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об "ужасе ситуации", как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель - в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петр ом Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге "В поисках чудесного" следующим образом: "Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...".

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917 г. была разорвана войной и революцией". Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним".

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923 г. по 1933 г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в "Приэре", как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем - автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

  1. разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;
  2. ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;
  3. помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги "Все и вся ", "Встреча с замечательными людьми " и "Жизнь - истина, только когда я есмъ ".

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд существа космического, прилетевшего на Землю. Эта работа является энциклопедическим комментарием, отвечающим на большинство важных вопросов, стоящих перед человечеством.

Во второй книге он рассказывает свою историю поисков истины, вспоминает своих наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания.

В третьей - дается отчет о личном развитии, описываются специальные практики, которые развивают осознание "себя".

В 1933 г. была написана еще одна книга "Вестник грядущего добра ", представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека.

С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки.

Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью, это:

  • убежденность в иллюзорности обычной жизни;
  • идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;
  • признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;
  • деление человека на четыре тела;
  • учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;
  • учение о типах человеческой личности;
  • особенности психической работы человека над собой;
  • идея "Луча творения";
  • возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;
  • подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное - группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия

Священные движения Гурджиева

"Помни себя, - говорил господин Гурджиев, - вернись к себе". Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. "Человек - это тюрьма" - говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа - развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.

Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн "быть пассивным". Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.

Г. Гурджиев рассказывал о феномене "двойной стрелы": с одной стороны внимание направлено наружу - на форму движений, на ритм музыки, на других танцующих вокруг нас и легкую тенденцию сравнивать и осуждать и т.д. С другой стороны стрела направлена внутрь - обратно к нашему центру, к источнику движения, к внутренним энергиям, которые движут нами, назад к источнику любой функции, такой, как дыхание, наблюдение, движение.
Мы ищем равновесия "один глаз внутрь, другой глаз наружу", как сказал г.Гурджиев. Так мы можем находиться в деятельности нашей жизни, никогда не теряя себя.

ИСТОЧНИКИ ТАНЦЕВ

Когда г.Гурджиеву было около двадцати лет отроду, он отправился в двадцатилетнее духовное путешествие, которое привело его в Египет, восточное Средиземноморье, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет и пустыню Гоби. Он посетил многие эзотерические школы, храмы, монастыри и открыл что многое из вечной мудрости, истинного знания и понимания человечества и природы сохранилось и было передано через музыку и танец. Эти Танцы, разнообразием движений и поз подобные алфавиту, могли быть прочитаны, как книга, теми, кто смог бы прочитать и истолковать их.
В Священных Движениях Гурджиева мы строго воспроизводим эти движения так, как передал г.Гурджиев через своих учеников (таких, как г.Беннетт) и мы используем музыку, которую он и Томас де Хартман создали для каждого Танца. В общей сложности около двухсот Движений (Танцев)!

ЭФФЕКТ ТАНЦЕВ

Одной из целей этого процесса является открытие "присутствия существа" через приведение в новое равновесие трех центров: физического, эмоционального и ментального. И нового порядка их функционирования. Ясно, что главным инструментом является физический центр. Мы используем его не так просто, как в гимнастике, разрабатывая подвижность суставов, растягивая мышцы и так далее.
Эти Танцы также оживляют внутренний огонь, глубокое страстное желание сердца, о котором говорят Суфии, смелость продолжать идти в глубину и отказ сдаваться. Следовательно, все, чему мы научаемся, практикуя эти Танцы, мы научаемся для нашей каждодневной жизни.

К тому же, Движения часто включают в себя счет, слова, фразы, которые запускают ту часть ума, которая поддерживает процесс, эта часть не имеет шанса уклониться от Здесь и Сейчас. Если же она уклоняется, немедленно проявляется ошибка в движении. Таким образом, мы учимся через ошибки. Поэтому Ум не осуждается, но более вовлекается со своей разумностью и ясностью в работу вместе с Телом и Сердцем.
Другая цель - создать дистанцию от ощущений тела, эмоций и настроений, мыслей и ассоциаций мыслей: научиться управлять ими вместо того, чтобы быть захваченными ими в рабство.

Священные Движения Гурджиева помогают участникам стать "мастерами себя", принося их больше и больше в пространство спокойствия и внутреннего умиротворения. Также мы научаемся двигаться одновременно расслабленно и быстро, а не расслабленно и лениво, и не быстро и напряженно.
Нужно уметь в любой момент отпустить состояние напряжения, которое появляется, например, при переизбытке желания, возбуждении ума, беспокойстве. Мы научаемся двигаться из расслабления, храня живым вопрос; "Как я могу двигаться из неподвижности, не нарушая её?", даже исполняя такие энергичные танцы, как Танцы Дервишей, И также мы научаемся оставаться внутренне активно присутствующими, выполняя медленные повторяющиеся движения, требующие много сфокусированной точности, такие как "Круг Ом".
Это своеобразная встреча Инь и Ян, мужского и женского принципов, которые будут излучаться в наших жизнях. Эта расслабленная живость способна открыть нас к совместному воздействию разных качеств энергии, которая движется в наших телах. За всю свою жизнь танцовщицы никакой другой подход никогда не давал мне такого блаженного ощущения, когда мое тело было живым каналом для течения тонких и очень приятных энергий.
Принимая все эти энергии, стоя между небом и землей, мы становимся точкой встречи двух миров, человеческого и другого, из которого исходит высшая энергия.

Танец приобретает тогда совершенно иное значение; ты становишься инструментом вселенской энергии. Движение по этому пути через музыку, танец и самонаблюдение, это движение к более тотальной и полной жизни.
/Амийо Девиенн/


Похожая информация.


Сакральные движения Гурджиева представляют собой особую разновидность духовных практик, выраженную в виде танцев. Своё название они получили в честь человека по имени Георгий Иванович Гурджиев , который был известным учителем и духовным наставником, мистиком, философом, писателем, музыкантом, учёным и путешественником, жившим в XX веке. Более всего этот человек известен как основоположник концепции внутреннего развития человека под названием «Четвёртый Путь» .

Вся жизнь Георгия Ивановича была посвящена поискам ответов на вопросы: «Кто есть Я?» , «Откуда Я пришёл?» и «Куда Я направляюсь?» . За всё время своих странствий по миру он проходил обучение в братствах и монастырях различных духовных традиций, а в 20-х годах XX века основал собственную школу «Институт гармонического развития человека» , где практиковались различные методики и дисциплины, способствующие трансформации человеческой личности.

Одной из наиболее ярких и таинственных практик, которыми занимались в Институте, и которая привлекала множество последователей, и были эти особенные движения, называемые Гурджиевскими танцами или сакральными движениями Гурджиева. Сам же Георгий Иванович называл себя учителем храмовых танцев и от какого-либо другого статуса категорически отказывался. И именно благодаря его работе о существовании храмовых танцев и священных ритмов узнал Западный мир.

Согласно словам Гурджиева, в древности эти движения играли огромнейшую роль в традициях народов Азии и Африки, были составляющей Священной гимнастики, Священных танцев и ритуальных церемоний на Дальнем Востоке. А ещё в начале прошлого столетия они практиковались в закрытых от постороннего взгляда монастырях и храмах. По сведениям многих духовных искателей, среди которых есть археологи и востоковеды, Священная гимнастика даже в настоящее время сохраняется в некоторых регионах Центральной Азии , а если конкретнее, то на территории, простирающейся от Ташкента до Восточного Туркестана.

Для стороннего наблюдателя эти движения могут показаться, как минимум странными и не имеющими смысла, однако практикующие прекрасно понимают их значение. На протяжении веков имевшие особое значение и ценность движения тщательно скрывались от непосвященных и заезжих путешественников и были доступным только узкому кругу людей, признанных истинно ищущими. К таким танцам можно отнести, например, танцы дервишей Хельветийа . Однако другие танцы имел и имеет возможность наблюдать практически любой желающий. Среди них можно отметить известные широкой общественности движения дервишей Мевлеви и Руфаийа . Интересно ещё и то, что движения, танцы и ритуалы, имеющие наибольшую важность, не ограничены рамками какой-либо одной религии , но практикуются уже на протяжении многих веков, ведь посредством них передаются тайные знания, которыми владели наши далёкие предки.

Сакральные движения Гурджиева применялись им как развивающие моральные качества человека, его основные пять чувств, а также концентрацию и осознанность. Любое движение, выполненное практиком, является бессознательным переходом от одной позы к другой, но каждая поза, выбранная человеком, максимально соответствует особенностям его личности, что в свою очередь сокращает количество возможных поз. В итоге все движения представляют собой механические производные.

Человек в процессе своей жизнедеятельности редко осознаёт, как тесно взаимосвязаны друг с другом его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции. У него нет понимания, что они находятся в постоянном взаимодействии и обусловлены друг другом. Изменения в одной функции всегда порождают изменения в других . Так, например, положение тела человека отражает его мысли и переживания; изменение эмоционального состояния отражается на мыслительном процессе и позах; новые мысли выражаются в новых эмоциях и, соответственно, в новых позах. Для того чтобы изменить своё мышление и направленность своих чувств, человек сначала должен изменить свои движения и позы, но сделать это можно лишь изменив мыслительные и эмоциональные стереотипы. Как видно, без изменений в чём-то одном невозможно достичь изменений в другом – всё взаимосвязано . Благодаря специально подобранным движениям, их определённой последовательности и пониманию их назначения становится возможным достичь более лучшего физического, эмоционального и психического состояния, устранить многие дефекты личности, стать более уравновешенным и гармоничным человеком, достигнув своего естественного состояния.

Помимо всего прочего, необходимо заниматься и развитием внимания . Это делается посредством специальной гимнастики, во время занятий которой нужно концентрироваться на разных частях тела, осознавать, что эти части делают, не смотря на них и не думая об этом процессе. При помощи усложнённых движений вырабатывается определённая степень контроля состояния своего сознания, которая практически недостижима для обычного западного человека, не имеющего опыта подобной практики.

Гурджиев утверждал, что выполнение движений позволяет человеку выработать своё истинное «Я» , другими словами – волю. По мере продвижения по Пути у него появляется возможность чувствовать абстрагированно от своего тела, и в это же время быть его полноправным хозяином. Можно испытывать гамму самых разнообразных чувств, которые вызывают различные жесты и последовательности движений, но при этом с ними не отождествляться. Всё это имеет огромную важность для развития человеком своего потенциала.

Сами же движения очень красивы и грациозны. Зачастую они выглядят как представление и производят на психику как исполняющих, так и наблюдателей глубокие и непередаваемые впечатления. Но стоит всегда помнить о том, что внешняя форма является вторичной и лишь отражает внутреннюю .

Сегодня существует несколько организаций, в которых последователи Груджиева продолжают его работу. Их основательницей является ближайшая ученица Георгия Ивановича Жанна де Зальцман . Она основала Фонд Гурджиева (The Gurdjieff Foundation) в Нью-Йорке, Общество Гурджиева (The Gurdjieff Society) в Лондоне, Институт Гурджиева (L’Institut Gurdjieff) в Париже и Фонд Гурджиева (Fundacion G.I. Gurdjieff) в Каракасе в Венесуэле. Именно в этих организациях люди ступают на «Четвёртый Путь» и стремятся к тому чтобы выйти из состояния «сна наяву», в котором, к сожалению, проживает свои жизни подавляющее большинство людей.

Если же вас пока заботят несколько иные вещи или вам по душе другие концепции, но познакомиться с Сакральными движениями желание всё же имеется, то вам следует знать, что одним из наиболее доступных для путешественников и любителей эзотерического туризма мест, где можно их увидеть, является столица Турции — Стамбул. Довольно часто там проходят танцы дервишей, посмотреть на которые может любой желающий, приобретя предварительно билет на соответствующее представление. Поэтому, отправившись в эзотерическое путешествие и будучи в Стамбуле, не примените возможностью посетить ресторан « Alemdar Restaurant» , где и исполняют дервиши свои танцы.

Адрес ресторана «Alemdar Restaurant»: Alemdar Mah. Alemdar Cad. No: 7/2, Sultanahmet, Istanbul

Предлагаем вашему вниманию небольшое видео танцев Гурджиева, расположенное ниже:

Эти танцы были названы Гурджиевскими по имени известного учителя, мистика, философа, ученого, писателя, хореографа, музыканта, путешественника 20-го столетия Г.И. Гурджиева . Он известен как основатель пути внутреннего развития называемого «4-й Путь». Всю жизнь Гурджиев искал ответы на вопросы «Кто Я?», «Откуда Я пришел?», «Куда Я иду?». Путешествуя по всему миру в поисках истины, он обучался в тайных монастырях и братствах, принадлежащих различным мистическим традициям. В 20-х годах прошлого столетия он основал университет гармоничного развития человека, в котором преподавались множество различных дисциплин для развития и трансформации человека.

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.

Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было то, что ему удалось познакомить запад с храмовыми танцами и священными ритмами.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.

Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл. В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы можно увидеть без каких- либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, Причем наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.

Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательный переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными.

Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.

При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо концентрировать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не глядя на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.

Гурджиев утверждает, что работая над движениями, человек вырабатывает собственное «Я», то есть «волю».
На определенном этапе он обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.

Конечно, многие видят в этих движениях нечто похожее на представление. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева - уникальная практика развития осознанности, уходящая корнями вглубь времен. Это средство для объединения разума и чувств с движениями тела в совместном гармоничном проявлении. Движения Гурджиева развивают сугубо практичные навыки, полезные в повседневных делах, одновременно открывая мистическую составляющую нашей жизни.

Что дают нам Движения Гурджиева?

Один из основных постулатов Гурджиева: человек механичен. Как говорил Гурджиев, изучением человека должна заниматься не психология, а особая «человеческая механика». По своей природе человек представляет из себя некий механизм, машину, которая функционирует согласно определенным правилам и управляется внешними влияниями. Изучение этих правил, исследование этой механики поможет выйти за ее пределы, сделав первый шаг на пути от человека механичного к человеку осознанному .

Практика Движений Гурджиева помогает развить внимание совершенно нового, комплексного, объемного типа, включающего одновременно все три центра - тело, сердце, ум. Правильное и точное выполнение позиций Движений является в своем роде акупунктурой, открывающей внутренние каналы, позволяющей энергии течь свободно. Открывается некое новое звучание собственного тела , более объемное, более живое и наполненное.

Движения Гурджиева помогают достичь согласованности тела и ума , развить координацию, научиться разделять внимание на несколько равноосознаваемых потоков и повысить эффективность многих выполняемых в повседневной жизни действий.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева помогают - хотя бы в отдельных ситуациях -выйти за пределы дуального восприятия , дают возможность достичь состояний, в которых гармонично сочетаются два противоположных качества, - состояний расслабленной собранности, вовлеченной отвлеченности, усилия без усилия. Эти состояния задают определенный вектор формирования пространства, в котором человек перестает мыслить в рамках антонимов , деля все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое.

Движения помогают отчетливо увидеть, что во многих ситуациях наши эмоции фактически управляют нами, признав, что это состояние невозможно назвать подлинной свободой. Признать и в то же время через практику открыть для себя состояние цельности, в котором тело, ум и сердце работают слажено и гармонично , помогая росту того во мне, что я по-настоящему смогу назвать словом «Я».

Все эти процессы будут возможны при наличии главного условия - развития способности наблюдать себя со стороны , как говорил Гурджиев, способности наблюдать себя, как интересного незнакомца. Наблюдать, признавать наблюдаемое без осуждения, раздражения или оправдания, и - следующий шаг - разотождествляться с обусловленностями присущими каждому из нас.

материалы с сайта www.areyou.ru

Эти танцы были названы гурджиевскими по имени известного учителя, мистика, философа, ученого, писателя, хореографа, музыканта, путешественника 20 го столетия Г.И Гурджиева. Который известен как основатель пути внутреннего развития называемого 4й путь. В 20х годах прошлого столетия он основал университет гармоничного развития человека, в котором преподавались множество различных дисциплин для развития и трансформации человека.

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.
Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было уже даже то, что ему удалось познакомить запад с подборкой храмовых танцев и священных ритмов.
По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.
Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.
Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл.
В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы, можно увидеть без каких либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, причем, наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.
Гурджиев пишет, что отправился в один дервишский монастырь в центральной Азии, где провел два года, обучаясь музыке и ритму. Скорее всего, это была текка ордена Йсевийа, которые являются в этой области специалистами высокого класса.
Рассказывая о народных танцах, Гурджиев упомянул о том, что в Ташкенте были особенные танцы, но что еще дальше были совсем особенные танцы. Однако чтобы увидеть их нужен был поручитель. Там учили йесевитским танцам, и он нашел учителя, который мог учить при помощи танцев тому, чему другие учили при помощи книг.
По словам Гурджиева, лишь немногие люди знали язык символов. Затем он высказал одно очень важное утверждение, которое бы показалось удивительным любому человеку, но как ни странно оно было высказано ребенку, который по счастью запомнил его слово в слово: «Где-то символ, где-то техника, а где-то танец». Это как раз соответствует особенностям орденов Накшбандийа, Джаллалийа и Йесевийа, что, кроме того, свидетельствует еще и о родстве с Ходжаганом через ниточки связь между которыми, в противном случае, осталось бы лишь предметом догадок. Далее Гурджиев рассказал, что Йесевиты учат танцам так же как посадить семя в землю, но очень трудное. Это зеленое растение будет расти долго, потому что требует много времени, чтобы давать фрукты; даже много воды не поможет ему быстро вырасти. Иногда это трудное семя остается в земле долгое время, но когда оно начинает расти, оно меняет все. Весь пейзаж может измениться. Когда символ и техника объединяются вместе, тогда выходит другое растение, оно может расти быстро для другой цели.
Гурджиев утверждает, что научился ритуальным танцам и ритмическим упражнениям, составляющим столь важную часть его метода, в Ташкенте, Читрале, на Памире, в Кашгарии и Кафиристане. Все эти места расположены на сравнительно небольшом расстоянии от йсевитской текки, которая находилась либо в самом Кашгаре, либо не далеко от него.
На демонстрации программы храмовых танцев в Париже в 1923 году, Гурджиев упомянул о дервишском ордене, который был основан в конце 19 века и главный монастырь которого находился в кашгарском городе Танги-Хиссар. Гурджиев также упоминал и религиозные упражнения монахов Мачна, живущих в восточной части пустыни Гоби. Их традиции коренным образом отличаются от традиции кашгарского ордена. Монахи Мачна имеют общее происхождение с йсевитами и тесным образом связаны с Тибетом и Тантрическим Буддизмом. Многие из храмовых танцев по преданию происходят из Тибета.
Танец «Великая Молитва», которая как считается, была сложена этим орденом, представляет собой один из наиболее выдающихся примеров символического языка, и в то же время описанием различных хал, или «состояний», через которые проходит дервиш на пути освобождения себя от иллюзий существования.
Некоторые движении были заимствованы из храма медицины Сари на Тибете, а также из ритуалов эзотерической школы, с незапамятных времен существовавшей в огромных искусственных пещерах Киджерских гор Кафиристана, кроме того, Гурджиев упоминал монастыри Максари, Шериф и Хавар в Афганистане. Место Учан-су - «текущая вода»- было центром текки дервишей Сухарийа в Кашгарии.
Можно научиться понимать смысл священной гимнастики и танцев только после длительного изучения. При этом нужно посвятить равное количество времени наблюдению и участию. Тот же, кто действительно хочет научиться понимать их должен сам постичь заложенное в них искусство. В прошлом движения, выполнявшиеся тогда под аккомпанемент музыки или пения участников, можно было увидеть гораздо чаще. Многие из этих священных движений сопровождались зикром. У дервишей Хельветийа есть даже специальный декламатор, чье пение напоминает танцорам о смысле их действий.
Современные танцы, будь то балет или ритмические упражнения, ни коим образом не связаны со священной гимнастикой в той форме, в которой она существовала в прошлом. Мы рассматриваем танец даже в его наивысшем значении, как выражение эстетического опыта. Его разделяют хореограф, музыканты и танцоры. Сравнительно новые правила постановки танцев и балета находит одобрение у одних людей и неприятие у других; они диктуются модой каждого нового десятилетия и субъективны как любое проявление личного вкуса. Единственным же основанием для их авторитетности служит популярность, и авторитетность разрабатывающих эти правила специалистов.
В древние времена искусству танца придавалось совершенно иное значение. Оно было непосредственно связано с религиозным и мистическим опытом, будучи при этом предметом научных разработок мудрейших людей каждой эпохи. В ходе своих собственных изысканий Гурджиев пришел к выводу, что священные танцы на сегодняшний день относятся к немногим дошедшим до нас прежде весьма многочисленным способам сохранения и передачи последующим поколениям важных знаний. По этой причине священные танцы всегда были одной из главных дисциплин, преподававшихся в эзотерических школах Востока. Они обладают двойным значением. Во-первых, священные танцы и движения содержат в себе и выражают определенные принципы или же рассказывают о тех или иных событиях, признанных настолько важными, что их сохранение просто считалось некоей обязанностью. Во-вторых, для самих участников они служат способом обретения гармоничного состояния бытия и дальнейшего продвижения духовного развития.
Гурджиев говорил, что его система развивала все стороны человеческой природы и что показанные им упражнения предназначались не только для того чтобы вырабатывать контроль над телом, его движениями и позами. По своей организации и паттерну, упражнения были весьма сложными и требовали большой концентрации внимания. В сочетании с мимикой, которая на самом деле была удивительной и непохожей ни на что обычное, эти упражнения воздействовали на эмоциональную природу.
Для правильного выполнения ритуальных движений требуется очень серьезная подготовка тела ума и чувств. Это коренным образом отличается от классического балета, в котором основные элементы доводятся до автоматизма, и танцор интерпретирует тему при помощи ума и чувств. В гурджиевских упражнениях само тело должно быть в высокой степени сознательным, и объединять функции мышления, чувствования и телесных ощущений в едином и согласованном акте выражения

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.
Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательных переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными. Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.
При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо сосредотачивать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не смотря на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенные качества восприятия и определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.
Гурджиев утверждает, что, работая над движениями человек, вырабатывает собственное «Я», то есть «волю». На определенном этапе оно обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.
Конечно, многие видели в этих движениях нечто сродни спектаклю. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».
Гурджиев использовал методики, основанные на движениях даже в Ташкенте, где местные жители были знакомы со священными танцами. Он продолжил заниматься ими со специальной группой в Петербурге, в период революции Гурджиев временно прекратил занятия, но затем возобновил их на Кавказе и, наконец, ввел их в качестве одной из основных дисциплин в третий раз, открыв свой институт уже в Тифлисе. Он продолжал использовать их в качестве значительного подспорья в распространении своих идей сначала в институте при Фонтенбло затем в Париже и, наконец, в соединенных штатах в 1924 году незадолго до аварии. После аварии обучение движениям было прекращено на период интенсивной писательской деятельности Гурджиева, но затем вновь продолжилось в 1928 году, теперь уже движения преподавались американским группам, хотя и не вполне адекватно. Некоторые из учеников преподавали их в Англии. Сам же Гурджиев продолжил преподавать движения в Париже, во время войны обучал им, постоянно вводя нечто новое почти до самой своей смерти в 1949 году.

Георгий Иванович Гурджиев , мистик, философ, духовный учитель (1877-1949 гг.) родился в греко-армянской семье. Его отец был собирателем и исполнителем древнего эпоса. Сам Г.И.Гурджиев, движимый "неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни… ", с группой единомышленников, именовавших себя "Искателями Истины ", путешествовал по Востоку в поисках древнего знания. За 20 лет путешествий он посетил Египет, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет, пустыню Гоби. Он изучал практики Суфизма, Тибетского Буддизма, Эзотерического Христианства и Пифагорейской традиции.

Он побывал также и в России, где собрал группу последователей.

Гурджиев открыл, что многие Законы , управляющие Вселенной, были выражены в музыке и танцах . В храмах, монастырях и особых школах, которые он посещал, танцы представляли собой ряд необычных последовательностей движений, в которых могли быть прочитаны Истины, передаваемые от поколения к поколению.

Выполнение движений также открывают пути внутреннего развития человека : преодоление своих обычных автоматизмов и ограничений, углубление уровня осознанности, контакт с высшей энергией.

Гурджиев рассматривал гимнастику и танцы, как искусство, как способ гармоничного развития человека , а потому танцы и движения предназначены, по его мнению, для соединения ума и чувств с движениями тела и их совместной манифестации. То есть благодаря его танцам развиваются одновременно тело, ум и чувства .

Еще одной целью его танцев является обучение. Определенные движения несут в себе определенные знания, религиозные и философские идеи . В некоторых из них можно прочесть даже рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Во многих частях Востока о внутреннем содержании того или иного танца практически забыли и все же продолжают танцевать просто по привычке.

Таким образом, гуржиевские движения преследуют две цели: обучение и развитие .

В точных движениях и комбинациях танцоров ясно воспроизведены некоторые законы . Поэтому такие танцы называются священными.

"Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.

Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому" (Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира ").

Эти танцы также называются "медитацией с открытыми глазами ". Внешняя форма каждого движения "математически " расписана от начала до конца. Священная подражательная геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения рук, ног и головы сочетаются между собой в независимых друг от друга ритмах. Тихие либо произносимые вслух зикры (молитвы), канонический отсчет, временами по-гречески, увеличивают сложность.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева — это групповая практика . Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец — это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других.

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает быть отношениям людей по-настоящему осознанными.

Танцы и движения Гурджиева — замечательный дар для всех , кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия , жизни в настоящем, что непросто в обыденной жизни. Ведь ум постоянно живет в прошлом или будущем. Благодаря этим танцам, человек полностью погружается в бытие настоящего момента , короткого мига между прошлым и будущем. В результате и создается желаемая гармония.

Процесс изучения Гурджиевских танцев — это путешествие к центру своего существа , нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Во время танцев происходит расслабление и оптимизация расхода энергий , люди выходят за пределы дуального восприятия.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана , издается в виде нотных альбомов и компакт-дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу , О.Хаксли , К.Ишервуд . Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.