Тадж махал. Описание картины В

Мечеть интересует меня в первую очередь как архитектурное сооружение повышенного уровня красоты. Именно повышенного, ибо остальные здания на ее фоне кажутся заурядными, унылыми коробками. По крайней мере, в нашей постсоветской стране. Мой глаз привык созерцать совковую архитектуру с раннего детства. Научиться прекрасному не просто, при таких раскладах. И еще я решил сделать урок о том, как рисовать мечеть в первую очередь для себя. Твоя точка зрения, естественно, может отличается от моей. Ты можешь считать, что православные церкви привлекательнее мусульманских мечетей. Однако, если причиной твоих мыслей является страх перед осуждением, или критикой окружающих, тогда советую пересмотреть свои идеалы. Мечеть по-своему прекрасна. Это здание привлекает не молитвами верующих, а величественными башнями, невообразимыми орнаментами, потрясающими архитектурными решениями. Ведь это здание не только красиво, но еще и практично. Знающие люди понимают о чем я говорю.

Как нарисовать мечеть карандашом поэтапно

Шаг первый. Начну с изображения трапецевидного здания (да, я постоянно придумывают новые слова на ходу). Возле него еще четыре башни.
Шаг второй. Рисую купола и основы каждого этажа.
Шаг третий. Перехожу к вертикальным опорам. Рисую арки и окна.
Шаг четвертый. Добавляю тени.
Шаг пятый. Стираю и штрихую.
Советую нарисовать еще.

Решила-таки выложить, поскольку уже несколько товарищей из онлайн-студии написали, что тема тяжелая и детей повергает в ступор.

М-да, наверное, индийскую архитектуру рисовать сложнее, чем котиков, не решусь с этим спорить.
Но никто из детей темой сильно не озадачился. Хотя в своем выборе были в большинстве не сильно оригинальны.

Я-то показывала им в презентации самую разную индийскую архитектуру - и буддийские ступы, и индуистские шикхары, и заброшенный дворец Акбара Великого, и домогольские минареты-мавзолеи, и соборные мечети эпохи Великих Моголов, но...

Щемящая история об ослепительном памятнике великой любви, поставленном безутешным Шах-Джаханом в память о прекрасной и безвременно умершей Мумтаз-Махал, о печальной судьбе самого императора, да еще в сочетании с ослепительными фотографиями, заставляющими детей замирать от восторга при каждой смене слайда, сделали свое дело. В этот раз я не поленилась посчитать - восемьдесят (!) процентов детей из моей очной студии при абсолютно свободном выборе любого памятника индийской архитектуры рисовали Тадж-Махал.

На самом деле рисование Тадж-Махала - очень классная учебная штука. На одной этой немудреной картинке можно отработать столько технических приемов, как мало где еще.
Это и построение по оси симметрии - причем не только основного здания, но еще и боковых куполов, минаретов, арок и т.п., то есть и закрепление навыка.
И рисование с заниженной точки зрения.
И линейная перспектива по одной точке схода - парк: канал, газон и дорожки.
И моделировка по свету и тени разных поверхностей - сферической, цилиндрической, плоской с углами, и тоновой расклад деревьев и их стволов.
И умение показывать горизонтальные светлые и теневые плоскости.
И эксперименты с цветом неба и рефлексами - поиски подходящей гаммы. Тут уж мои авторы разошлись, кто во что горазд.

Поскольку схема изображения фасада Тадж-Махала довольно шаблонная, я дала детям, чтобы им было не очень скучно ковыряться в деталях, возможность вольного выбора и колорита, и техники. Результаты превзошли мои ожидания - абсолютно все Тадж-Махалы получились вполне себе убедительными.

Поэтому я почти произвольно делаю выборку - сюда можно ставить любой рисунок серии.

Менделевич Соня, 7 лет. Гуашь

Минаева Соня, 8 лет. Пастель.

Шуман Жора, 9 лет. Пастель.

Белоцерковская Лиза, 9 лет. Гуашь.

Федина Катя, 10 лет. Пастель.

Тычкина Лена, 10 лет. Акварель.

Ивлева Ника, 11 лет. Пастель.

А это рисунки тех немногих героев, кто пошел своим особым путем, не воспользовавшись удобной схемой рисования Тадж-Махала, которую я разжевывала подробно на доске.
Те, кто взялся за другие индийские постройки и, как мне кажется, довольно удачно справился с нетривиальной (а если честно, порой почти неподъемной) задачей.

Денисович Дима, 6 лет. Бхубанешвар. Гуашь.

Семенов Артем, 7 лет. Махабалипурам. Гуашь.

Ниязматова Милана, 7 лет. Ансамбль мечети Кувват-уль-Ислам в Дели. Гуашь

Семенова Лиза, 8 лет. Бхубанешвар. Гуашь.

Иванова Лиза, 8 лет. Фатехпур-Сикри. Гуашь.

Касьян Софа, 9 лет. Миссур. Пастель.

Федоренко Павлик, 9 лет. Ступа Будды в Санчи. Гуашь.

Из длительной поездки по Индии, совершенной в 1874 году, В. В. Верещагин привез множество пейзажных этюдов и картин. В них он проявил себя живописцем, тонко чувствующим природу и гармонию архитектурных форм. Среди произведений, посвященных Индии, особенной известностью пользуется картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876).

Мавзолей Тадж-Махал, построенный в XII веке правителем Великих Моголов султаном Шах-Джаханом, очаровал художника прелестью архитектуры и связанной с ним поэтической легендой. Согласно легенде, сооружение было построено султаном в память о любимой жене, которая умерла при родах, сопровождая его в военном походе.

Верещагин передает на полотне величие и воздушность форм, пластическую выразительность, гармонию пропорций архитектурного сооружения. Изумительная по красоте мечеть, словно в зеркале, отражается в водоеме. Верещагин находит наиболее удачный ракурс, с которого весь ансамбль мавзолея вместе с его отражением в воде смотрится наиболее гармонично. Мавзолей изумительно вписывается в окружающий ландшафт, составляя вместе с ним единое целое.

Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» отличается совершенной техникой исполнения. Особенностью данного полотна является тщательно разработанная композиция и предельная, фотографическая точность изображения. Кроме того, полотно необыкновенно, ошеломляюще красочно. Замечательно передано солнечное освещение. Пейзаж пропитан солнцем и словно окружен какой-то нежной дымкой.

Мавзолей не выделяется из общего плана, не доминирует в картине, а живет в ней органично, как красочный живописный элемент. Полотно «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» Верещагина – настоящий шедевр искусства, в котором художник добивается подлинной гармонии изображения.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Тадж-Махал, Taj Mahal (ताज महल) — является одновременно мечетью для верующих и мавзолеем-музеем для посетителей. Находиться в , город Агра на берегу реки Джамна. Кто точно возвёл Тадж-Махал достоверно неизвестно, но вероятно архитектором был Устад-Иса. Мечеть-мавзолей была построена по приказу императора Шах-Джахана , который был потомком Тамерлана, в честь своей жены Мумтаз-Махал . Мумтаз-Махал умерла при сложных родах. Позже здесь был похоронен и сам император. Тадж-Махал признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и является лучшим архитектурным примером мастерства моголов. Жемчужина Индии восхищает людей во всём мире. В одном объекте были совмещены элементы персидского, индийского и исламского стилей. Привлекающим взоры всех наблюдателей является белейший купол и многочисленные башенки.

Тадж-Махал начали строить 1632 году и закончили только в 1653 году. На постройке участвовали более 20 000 рабочих, строителей, ремесленников. Стены этого грандиозного здания выполнены из полированного полупрозрачного мрамора. Он имеет такую особенность, что днём предстаёт чистейшим белым, на заре он розовый, а ночью в свете луны — серебристый. К тому же, стены инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и другими самоцветами.

Тадж-Махал является ещё и символом вечной . Легенды гласят, что Джахан встретил юную девушку на базаре и так был ослеплён её красотой, что не обращая внимания на то, что она была девушка из бедной семьи, взял её в жёны. У Шаха было множество жён и наложниц, но пока, была жива его Мумтаз-Махал, всё время он проводил только с ней. Она сопровождала его везде, даже в дальних странствиях и военных походах, стойко перенося все тяготы и лишения. Жена родила ему 13 детей, но четырнадцатого уже не смогла родить и умерла при тяжёлых родах в 36 лет. Шах-Джахан был вне себя от горя и был даже на грани самоубийства. В итоге этой прекрасной и чистой любви был воздвигнут великий мавзолей, который и сейчас поражает людей своей красотой.

На сайте datagames вы можете найти все игры любых направлений и стилей. Популярные и самые новые игры для девочек, взрослых и самых маленьких.

Мавзолей Тадж-Махал в Индии - История архитектурной жемчужины

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури



Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях



Саша Митрахович 07.11.2015 11:14

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»


Саша Митрахович 11.12.2015 12:32

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года.»

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году

История строительста Тадж-Махала
Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам


Саша Митрахович 11.12.2015 12:35

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья «Детский труд в Индии». Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света, в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки


Саша Митрахович 11.12.2015 12:36