Анализ эпизода «именины Татьяны Лариной. Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной

Роман «Евгений Онегин» неслучайно назван Белинским . В ней живописно и реалистично показаны картины жизни столичного и поместного дворянства, легкими штрихами изображены дворовые люди.

Одной из таких картин является сюжет об именинах Татьяны. На этот праздник съехалось все – ближайшие соседи Лариных. Весь дом был заполнен гостями. Пушкин замечательно изобразил их портреты. Некоторые фамильные черты, заложил в их именах.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;

В этой семье не привыкли особо заботиться и беспокоиться. Зато любят себя и вкусную еду.

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Этот помещик обдирает своих мужиков как липку.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;

Многодетное семейство, далекое от дворянской культуры.

Уездный франтик Петушков,

Молодой человек, одевающийся броско и безвкусно, считающий себя чем -то вроде светского льва.

Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком -
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

На празднике присутствовало семейство Панфила Харликова, и с ними приехал заезжий француз – мосье Трике. Странно, но фамилия француза созвучна со старинной французской игрой в шашки, которая называлась трик-трак. В наше время эта игра известна под названием нарды.

Закончив описание гостей, Пушкин не пожалел красок для описания происходящего за столом. Сначала все вроде более-менее спокойно:

На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.

Но по мере того, как гости захмелели, нарастает динамика происходящего, в стихах поэмы она выражена глаголами:

Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.

Эти люди явно не тяготятся светским этикетом и приличиями. Но всеобщее веселье нарушено приездом новых гостей, которых в семье Лариных явно ждали. Пушкину достаточно было всего двух слов, чтобы передать нетерпеливое ожидание. Эти слова – вдруг и наконец.

«Ах, творец! -
Кричит хозяйка: - наконец!»
Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;
Зовут, сажают двух друзей.

Совершенно случайно оказался сидящим напротив именинницы. Девушка еще находилась под впечатлением своего ужасного и готова была расплакаться. Онегин заметил состояние , но, не зная истинных причин, еще больше почувствовал себя «не в своей тарелке. Он уже был раздражен тем, что попал с корабля на бал. обещал, что именины будут проводиться в тесном семейном кругу, а тут весь уездный «бомонд» собрался. Евгений не на шутку разозлился на Ленского, и решил прямо здесь, на празднике, отомстить ему.

К этому времени на стол поставили жирный пирог и принесли вино в засмоленной бутылке. Затем гости начали поздравлять именинницу. Мосье Трике пропел свое стихотворное поздравление, которое он пел всем именинницам, лишь переставляя имена. Гости зааплодировали, и стали по очереди поздравлять Татьяну.

Затем все присутствующие перешли в гостиную, где стояли карточные столики. Мужчины сели играть в карты, дамы пристроились у камина, а девицы собрались вместе.

Ближе к вечеру, когда подали чай, в гостиную с музыкой вошел полковой оркестр. Присутствие музыкантов обещало молодежи бал.

Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне — Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.

Онегин начал приводить свой коварный план в исполнение. Он ангажировал почти на все танцы, заигрывал с ней, чем невероятно удивил гостей, Татьяну, и заставил ревновать Ленского, который попытался пригласить свою невесту на котильон, но и этот танец был обещан Онегину.

В лирическом отступлении Пушкин с теплотой описывает мазурку:

Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же.

Из гостеприимного дома Лариных уехали только Ленский и немного позднее Онегин. Остальным гостям после ужина постелили в доме.

Сюжет провинциального праздника служит завязкой для последующих событий, получивших в романе свое развитие. Онегину удалось потешить свое самолюбие, но он поступил как эгоист, который совершенно не думает о том, что чувствовали в этот момент другие.

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

А. С. Пушкин

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» — это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают — простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.

Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

А. С. Пушкин

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.

Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

А. С. Пушкин

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.

Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека - Евгения Онегина.

Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - хандру. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство -- любовь - не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Очень знаменателен сон Татьяны перед праздником дня ее рождения.

Но вот в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Как видите, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну. «Он сердце Тани оживил», а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает.Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным,

Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры Татьяна выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем ».

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны...». Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одна из причин того, что Онегину надоела дружба, - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было: им обоим действительно было нечего делать - Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности, он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин были старше Ленского, неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел... безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...».

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентиментальных книг). А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Как видите, именины Татьяны это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча любви.