Балет без ограничения по возрасту.

Ознакомьтесь с требованиями к телу. Все, кто хочет заниматься балетом, должны знать определенный набор требований к своему телу.

  • У вас должно быть крепкое сердце, спина, ступни и ноги, гибкое тело, грация при танце и общее здоровье. Вы также должны быть в здоровом весе. Вам не нужно иметь все эти качества, чтобы начать заниматься балетом, но все это полезно, если вы хотите стать профессиональной балериной. Танцоры сильны и гибки одновременно.
  • Носите подходящую одежду. Правильная одежда может стать большим стимулом. Она не только позволит вам выглядеть как профессионал, но и поможет вам в движении, а пуанты, например, помогут выполнять технические элементы.

    • Во многих школах основная форма включает в себя слитный купальник, колготки, юбку Жоржетта (тонкая ткань наматывается вокруг юбки) и мягкие балетки (кожа или холст). После того как вы усовершенствуете технику, ваш учитель может позволить вам начать носить пуанты и тренироваться, чтобы приобрести опыт в танцах на пуантах. Это навык имеет жизненно важное значение для профессиональных балерин.
      • Не носите их, пока вам не скажут. Вы можете серьезно повредить пальцы, стопы или лодыжки.
  • Пройдите обучение. Это, возможно, самый трудный шаг, если вы еще не знакомы с миром балета, но многие прошли через него.

    • При выборе школы убедитесь, что директора имеют большой опыт или сами профессионально танцевали раньше. Посмотрите, стали ли выпускники этих школ профессионалами.
    • Убедитесь в том, что директора ведут себя разумно: есть много учителей, которые будут делать все, чтобы попытаться сделать из их студентов совершенных танцоров. Это просто не имеет смысла. Подготовка танцоров для профессиональной карьеры – это стресс. Вы же не хотите, чтобы учитель увеличил этот стресс.
  • Наймите персонального тренера (сделайте это, если вы хотите развить свои танцевальные навыки). Практический в каждом большом городе есть балетная школа. Поступать в них советуют продвинутым танцорам. Это может быть дорогостоящим, но полезным для вашего будущего опытом.

    • Занятия с одним или двумя учителями не достаточны для того, чтобы сделать вас профессиональной балериной. Вы должны стараться все делать правильно, чтобы избежать риска травм. Изучите, как ваше тело реагирует на балет (анатомию и т.д), попробуйте художественные образы и другие вещи, которые помогут вам лучше почувствовать свое тело.
  • Анализируйте движения ведущих танцоров, членов кордебалета («фоновые танцоры») и студентов, чтобы понять разницу. Что они делают по-разному? Как они это делают? Почему? Эти и многие другие вопросы вы должны задать себе и найти на них ответы. Вы не должны все делать самостоятельно. Есть много вещей, у которых вы можете поучиться.

    • Не бойтесь развивать свои собственные идеи и мнения о вашем виде искусства. Кроме того, зная все это, вы также должны применить свои знания на практике. Оставайтесь после уроков, чтобы прорепетировать. В то время как другие люди танцуют, а вы ждете своей очереди, вместо того чтобы разговаривать или сплетничать, спросите себя, что вы можете сделать, чтобы быть лучше, красивее, артистичнее... что угодно. Поймите это, а затем применяйте на практике.
  • Приобретите опыт в выступлениях. Это очень важный шаг. Большинство школ организуют показательные выступления для своих студентов.

    • Если вы хотите повысить уровень своих выступлений, попробуйте принять участие в различных соревнованиях. Будет также полезным временно потренироваться с другим учителем, например, на летнем семинаре. Иногда вы можете почерпнуть больше навыков и вдохновения от другого учителя, чем от своего.
  • Возьмите дополнительные тренировки. Балет тренирует ваши мышцы особенным образом, поэтому очень важно заниматься другими видами спорта, чтобы сбалансировать нагрузки. Попробуйте йогу, плаванье, пилатес, хип-хоп, катание на велосипеде, пеший туризм или что-нибудь другое, что вам нравится.

    • Вы должны добавлять такие занятия как йога, потому что она делает вас сильнее. Но вам также нужны уроки артистизма и пластики, так как вы балерина. Вы не можете выйти на сцену и показывать трюки, в этом нет никакого искусства. У вас должно быть чувство прекрасного. Попробуйте поучаствовать в театральных пьесах, художественных кружках или садоводстве.
    • Несмотря на то, что это тяжкий труд, вы всегда должны находить время, чтобы передохнуть. Вы же не хотите перегореть.
  • Мыслите в правильном направлении. Подумайте, как вы можете продвинуться на следующий уровень.

    • Вы можете обладать хорошей техникой, но так вас никто не заметит. Принимайте участие в летних лагерях балетных школ, их организуют крупные компании.
    • Вы всегда должны быть готовы выучить что-то новое или что-то старое на новый лад. Познакомьтесь со своими учителями. Не надоедайте им, но станьте им ближе.
    • Помните, никто не хуже вас. Если бы рядом был кто-то более продвинутый, заставляющий вас чувствовать себя никем, подумайте, как бы вы себя чувствовали. А если вас попросят об услуге, вы откажете. Не будьте таким человеком.
    • Существуют конкурсы, организованные для того, чтобы показать танцоров директорам крупных балетных школ, и выступления перед ними может обеспечить вас неплохим местом. Однако к бонусам могут добавиться и риски. Балет – это искусство выступления, а не соревнования.
    • Помните, что нужно заводить друзей, которые расширяют ваши горизонты. Это очень важный момент. Если вам нужно переехать от своих родителей в возрасте 15-16 лет, чтобы увеличить шансы своего успеха в карьере, сделайте это.
    • На этом этапе все очень субъективно. Все зависит от вашего выбора, как и в старшей школе. Подумайте о том, что бы вы сделали.
      • Например, если бы вы хотели стать биохимиком, вы бы исследовали различные университеты и подавали в них заявления, учились бы столько, сколько можете и т.д. Важно, чтобы вас заметили и запомнили ваше имя.
    • Постарайтесь найти вдохновение во всем, в чем сомневаетесь.
  • Вчера, после почти полуторамесячного «отпуска», пришла на первое в этом «сезоне» занятие по классике. Обычно я занимаюсь индивидуально с педагогом, но вчера из-за накладок в расписании, пришлось заниматься еще с двумя девочками. Которые пришли на занятие «балет для взрослых» впервые . Они задали мне и педагогу много вопросов, ответить на которые сходу бывает достаточно сложно. Поэтому мне пришло в голову написать этот пост – о чем следует знать, когда вы решаете заняться таким непростым делом, как классика, во взрослом возрасте .

    Балет для взрослых – это совсем не новое веяние. Хотя сейчас, безусловно, на волне популярности абсолютно отвратительного фильма «Черный лебедь» (между прочим, свой ник я использовала для общения в нете задолго до появления этого фильма ), балет стал несколько ближе к массам.

    Мне кажется, многие маленькие девочки мечтают быть балеринами. Их привлекают красивые пышные пачки, коронки на голове, легкое безусильное порхание по сцене, гром аплодисментов… Мало кто из них задумывается о каторжной работе, которая предстоит перед первым выходом на эту сцену. Но сегодня мы о взрослых – которым выход на сцену никак не грозит. Но и нас, взрослых тетенек (а для балета подросток лет 14-ти – уже взрослая тетенька) привлекает грация, прозрачность балерин, их умение стоять даже в вагоне метро «не так, как все».

    Если вы приняли окончательное и бесповоротное решение заниматься балетом, вот несколько основополагающих факторов, которые следует знать и учитывать:

    1. От классической хореографии не худеют . Я очень не люблю девушек, которые приходят в класс похудеть. Это моя личная заморочка, но балет – это все же что-то более утонченное. «Похудеть» можно и в тренажерном зале. Конечно, если до этого вы вообще ничем не занимались, ваше тело отреагирует на занятия потерей нескольких килограмм, но не более. Что дает балет для фигуры : при постоянных и регулярных занятиях мышцы вытягиваются, удлиняются и становятся «суше». При правильной работе они уменьшаются в размерах и выглядят скорее как сухожилия, натянутые как канаты. Плюс вы научитесь вытягивать колени, а это зрительно увеличивает длину ног. Я заметила, что где-то через год занятий все мои брюки стали явно короче!

    2. Заниматься на пуантах вы начнете не раньше, чем через год регулярных занятий . Почти все любители мечтают о пальцах. Но учите, что взгромоздиться на пуанты, судорожно вцепившись в станок, и грамотно делать простейшие релеве (вскоки) – это две огромные разницы. Чтобы заниматься на пальцах, нужно разработать сильную стопу – а это сотни и тысячи релеве до умопомрачения. Во-вторых, нужно научиться распределять свой вес – то есть стоять не за счет ахилла и икр, а используя все тело: заднюю поверхность бедра, подтянутые ягодицы, спину без прогиба. В-третьих, занятия на пальцах очень травмоопасны, поэтому не все педагоги рискнут давать их любителям. Заработать травму стопы, «отрастить» огромную косточку у большого пальца, стесать до крови пальцы – элементарно. Я вообще против пуант у любителей, вес которых превышает 50 кг. И это не снобизм, это просто техника безопасности.

    3. На классе нельзя думать о посторонних вещах . На фитнессе вы можете позволить себе отвлечься, думая «о своем-о девичьем», качая пресс. Классическая хореография требует мозговых усилий и постоянной сосредоточенности. Отвлечетесь на ворону за окном – уже распущен зад или опустился локоть. Так как любителям не вдалбливают технику классического танца с ранних лет, у них нет безусловных рефлексов профессиональных балерин, которые и зубы чистят, стоя по пятой позиции. Поэтому вам постоянно придется думать о том, как сохранять ноги выворотно, не прогибаться в пояснице, не поднимать плечи, держать кисть, натягивать подъем, зажимать ягодицы, втягивать живот, вытягивать колени, не косить стопу, не сводить лопатки… Продолжать? Этот список бесконечен. А ведь еще нужно не забывать о заданной педагогом комбинации. Хотите добиться результата – приходите в класс работать, а не мечтать о пачках и пуантах.

    5. Урок классического танца требует определенной формы . Это на фитнесс вы можете прийти с какой угодно прической и в любой поднимающей настроение маечке. В балете же принята определенная форма: белое или персиковое трико (никаких телесных колготок или черных леггинсов!), купальник с глубоким вырезом на спине, чтобы педагог мог следить за лопатками, белые или розовые балетки (в черных занимаются «народницы»), собранные в тугой пучок волосы, желательно никакой косметики. Не стесняйтесь своего тела, не кутайтесь в широкие штаны и футболки. Максимум, что можно себе позволить – это разогревочные шорты или комбинезоны. Но начинающим все же лучше приходить в максимально открытой форме, чтобы педагог мог видеть и поправлять ваши ошибки.

    6. Не ждите быстрых результатов и приготовьтесь к боли . Да, звучит устрашающе, но в балете – все через боль. Если вам удобно делать то или иное па – значит, вы его делаете неправильно ! Классика – это неестественное положение тела, поэтому больно и тяжело будет всегда. И даже если вы регулярно посещаете класс и каждый день дома растягиваетесь, не ждите, что через месяц упорного труда у вас появится идеальная выворотность.

    И немного о себе:

    Я знаю, что многие профессиональные балерины с некоторым презрением относятся к любителям. Я и сама была такой, хотя за плечами у меня всего лишь неоконченная балетная школа города Одесса (читай – «кружок по интересам с легким уклоном в классику»). Пока не пришла в класс после почти 10-летнего перерыва . Да, я имела прекрасное понятие о позициях рук и ног, знала все основные термины и ориентировалась в том, чего от меня хочет педагог. Но… мышечной памяти не осталось совсем. То есть я знала, как то или иное движение должно выглядеть, но тело отказывалось подчиняться. Все пришлось нарабатывать заново, через жуткую боль и даже травмы. Для того чтобы вернуть растяжку (полные шпагаты), разработать до возможных пределов верхнюю выворотность и начать по чуть-чуть заниматься в пуантах, не держась за станок, у меня ушло 4 года . Сейчас пошел восьмой год моих занятий в качестве любителя, и если вы думаете, что я запросто могу станцевать элементарную вариацию, ну например Эмеральды , вы глубоко ошибаетесь. Меня до сих пор разбирает смех, когда я смотрю на себя в зеркало при выполнении некоторых почти всех па.

    Так что, готовы к пытке у станка? Готовы все время испытывать недовольство собой и своим телом? Готовы с трудом вставать с кровати после класса? Добро пожаловать в клуб мазохистов!))

    Каждая маленькая девочка хотя бы раз представляла себя красивым лебедем, умирающим или вполне себе бодрым, из балета «Лебединое озеро». Или, глядя, как легко и красиво прыгает в шпагатах Китри в любой телепостановке «Дон Кихота», думала: мне бы так! Конечно, как говорят сами артисты этого жанра, «Балет — любимая каторга», и чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать еще в раннем детстве. Но для того чтобы иметь понятие о том, что такое классический танец, расширить кругозор и лексикон, а также обзавестись грацией и апломбом и еще многими полезностями, начать заниматься хореографией не поздно никогда.

    Всем известно понятие «балетной фигуры»: тонкий силуэт, длинная шея, ноги как будто «от ушей», идеально прямая спина… Занятия у станка в любом возрасте помогут вам улучшить свое физическое состояние и отточить фигуру. Но для начала разберемся в терминах. Термин «хореография» происходит от греческого choreia — пляска и grapho — пишу, и изначально означало запись танца. Современное же значение этого термина как танцевального искусства в целом и во всех его разновидностях в частности формировалось с конца 19 века. Высшая форма хореографии — балетное искусство, которое одновременно представляет собой и разновидность музыкального театра.

    Театр начинается с вешалки, а балет — со станка. Ничего общего с заводским станком этот не имеет. Обычно это деревянный (иногда металлический) брус диаметром 6−7 см, который крепится вдоль стен балетного класса примерно на уровне талии танцовщиков. Такое приспособление как станок или бар (международное название) появилось в конце 18 века, когда в балетный танец начали вводить позы с отведением ноги под углом в 90 градусов. С упражнений у балетного станка и начинается урок классического танца и балет в целом.

    Если вас не терзают амбиции Волочковой, а просто хочется стать лучше, гибче и стройнее, то вам подойдет один из следующих классов. В основе экзерсиса, боди-балета и классик-дэнса, которые сейчас предлагают многие фитнес-центры, лежат облегченные и адаптированные принципы классического танца и занятий у балетного станка. Что дает хореографический класс? Координацию движений, растяжку, гибкость, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров. Что вы получите кроме этих навыков? Во время занятий в хореографическом классе прорабатываются гораздо более глубокие мышечные слои и задействованы такие группы мышц, о которых вы даже не подозревали, отдавая предпочтение силовым тренировкам. Во время силовых тренировок мышцы набирают объем, как бы утолщаются. Занятия хореографией относятся к более статическим, в результате чего мышцы становятся более тонкими и удлиненными, а контуры вашего тела — плавными и вытянутыми. Более того, занятия в балетном классе дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, терпение и выносливость, ведь чтобы достичь заметных результатов, весьма непростое порой упражнение нужно повторять множество раз.

    Во время занятий хореографией вы мобилизуете собственные ресурсы и работаете со станком, разрабатывая выворотность (степень гибкости тазобедренных и коленных суставов), растяжку, укрепляя мышцы рук, ног, спины, вырабатывая плавность движений и осанку. Между прочим хореография — идеальный вид нагрузки для укрепления и формирования красивых ягодичных мышц. Ведь все позы с разведенными в сторону носками (первая, вторая, четвертая и пятая позиции) и медленные приседания-плие, мелкие и глубокие, требуют абсолютного напряжения именно этой группы мышц. Заодно вы получите красиво прорисованные икроножные мышцы и удлиненные и красивые мышцы бедра.

    Занимаясь хореографией регулярно, вы не только приобретете грацию балерины, но и расстанетесь с подкожным и висцеральным жиром, особенно если будете соблюдать умеренность в еде после 18.00 и откажетесь от «быстрых» углеводов. Кроме того, вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку. Как и любая физическая нагрузка, балет активизирует кровообращение и работу внутренних органов, а в сочетании с растяжкой вы приобретете подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Кроме того, совсем скоро после начала занятий хореографией окружающие невооруженным взглядом заметят в вас балерину. По летящей, парящей, грациозной походке!

    С 6 до 16 лет я занималась балетом в студии, которая работала по программе хореографического училища. Каждый день по полтора часа проводила у станка. А потом получила диплом и забыла о балете на десять с лишним лет, променяв его на фитнес. Пока не поняла, что балет — это тот же фитнес, только лучше. И пошла в одну из балетных студий для взрослых.

    Конечно, сразу к прежнему уровню я не вернулась, но тело многое помнило и с каждым занятием вспоминало больше и больше. В классе вместе со мной занимались мои ровесницы, которые пришли в балет в отличие от меня без всякой подготовки. И могу заверить: они менялись на глазах. Балет развивает гибкость и силу, подтягивает мышцы и помогает стать стройней. Начать заниматься никогда не поздно, сделала вывод я. Научиться делать плие и батманы и даже встать на пуанты можно и во взрослом возрасте.

    Классическая хореография — целая система, имеющая свою железную логику. По законам этой логики построены занятия в хореографических училищах, где учатся будущие балерины, и по ней же как правило строятся занятия в студиях классической хореографии для взрослых.


    Грамотный педагог не станет сразу ставить вас на «пальцы» и даже к станку. Чтобы подготовить мышцы и суставы к нагрузке и развить то, что в балете называется выворотностью, сначала нужна партерная гимнастика. Это упражнения на полу, похожие на смесь стретчинга и йоги: подъемы ног, рук и корпуса, прогибы, растяжки.

    После курса партерной гимнастики (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от уровня подготовки) можно браться за станок. Первые движения самые простые, и выполняют их держась за станок обеими руками. Например, деми плие — неглубокие приседания, или батман тандю — отведение и приведение по полу одной вытянутой ноги к другой.

    Со временем у вас улучшится координация и так называемый апломб — умение держать равновесие. Тогда можно будет заниматься держась за станок уже одной рукой, а со временем перейти к «середине» — движениям и их комбинациям без опоры.

    Помимо умения выполнять плие и батманы первые несколько месяцев занятий балетом принесут и другие более очевидные результаты — подтянутое тело, легкий рельеф мышц и отличную осанку. Правда, рассчитывать встать на пуанты за это время не стоит.

    Встать на «пальцы» мечтают многие из тех, кто приходит в балетный класс. Но этому должна предшествовать немалая подготовительная работа — иначе дело может дойти и до травм. Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф, генеральный директор школы-студии «Па-де-ша», также преподающая в хореографическом колледже «Школа классического танца»: «Неподготовленному человеку я бы не советовала вставать на пуанты. Мышечно-связочный аппарат должен быть подготовлен — от пальцев ног до кончиков волос! Даже в хореографическом училище дети при ежедневных занятиях встают на пуанты не раньше второго полугодия». Взрослому человеку среднего уровня подготовки при условии регулярных занятий для этого потребуется не меньше года-полутора.

    Итак, главные плюсы балета:

    Балет гармонично развивает тело

    «Так развить координацию движений и тело, свести в гармоничное сочетание руки, ноги, корпус и голову не может ни один вид спорта или танцев», — считает Анастасия. Уже после года занятий разница между балетником и простым смертным настолько очевидна, что окружающие будут спрашивать, чем вы занимаетесь и где.

    При занятиях балетом работают практически все группы мышц — мышцы корпуса, живота и ягодиц, ног и рук. Итог: осанка, красивая шея, великолепная походка, фигура, грациозность.

    Классическая хореография помогает похудеть

    Если проблема лишнего веса стоит довольно остро, то с помощью 2-3 занятий хореографией в неделю без дополнительных нагрузок и правильного питания решить ее вряд ли можно. Но избавиться от нескольких килограммов и подтянуть тело балет поможет.

    «Наши учащиеся теряли от 5 до 12 килограммов за год, — говорит Анастасия. И при постоянных занятиях больше не набирали, при этом переходили на правильный образ питания, потому что съеденные излишки на занятиях очень мешают».

    Пример: Таня, 37 лет, мы пришли с ней в класс вместе. «За полгода ушло 6 кг, но даже не это главное. Выпрямилась и перестала болеть спина, улучшилась осанка, я даже голову стала держать как-то иначе!»

    Балет — это еще и интеллектуально-эстетическое развитие

    Занятия проходят под классическую музыку — это развивает слух и воспитывает вкус. Но это не все. «Когда ученики начинают осваивать балетные па, им становится интересно, как эти движения делают профессионалы. Хороший педагог советует смотреть классический балет в достойном исполнении — и человек идет в театр, бывает, что впервые в жизни», — говорит Анастасия.

    Любой классический сюжетный балет построен на основе знаменитого литературного или исторического произведения (возьмите «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Спартак» и многое другое). Прибавьте роскошную музыку, великолепные декорации и костюмы, да саму атмосферу театра — все это выводит человека из обыденного состояния забот «о хлебе насущном».

    «Сколько раз на моих глазах происходили эти метаморфозы: люди приходили похудеть, а вместе с этим получали открывающийся им огромный мир культуры и искусства, с удовольствием начинали им жить», — говорит Анастасия.

    Однако есть и противопоказания: балетом не стоит заниматься при варикозном расширении вен, артрозе и других проблемах с суставами, сильно выраженном плоскостопии, серьезных проблемах с позвоночником и болезнях внутренних органов. В любом случае, если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с врачом.

    Все мы конечно слышали фразу «Чем раньше, тем лучше».

    Это не совсем так.

    Рождаясь, ребенок развивается (физически и психически) в определенной последовательности. Никому не приходит в голову учить 3-х месячного малыша ходить, а годовалого – читать и писать.

    Точно так же, не стОит учить 4-5 летнего ребенка сложным балетным па и постановкам – простая полечка, станцованная осознанно и музыкально, или импровизация на заданную музыку всегда будет выглядеть более эстетично, чем коряво выполненная хореография не по возрасту.

    Освоение классического танца – один из самых трудоёмких и сложных танцевальных процессов. Каждый ребенок должен подойти к нему, имея определенный набор навыков и умений, будучи физически развитым и психологически готовым к настоящим балетным нагрузкам.

    В нашу студию принимаются дети с 4-хлет – по опыту многих педагогов, и наших в том числе, это оптимальный возраст для того, чтобы ребенок мог «работать» в группе, а так же осознанно выполнять (не всегда приятные) упражнения на растяжку и наработку мышц. В исключительных случаях – могут приниматься дети от 3,5 лет. Дети более младшего возраста могут заниматься основами хореографии в отдельных группах, только при участии мамы или иного сопровождающего.

    Что входит в урок младшей группы (4-6 лет)?

    В этой группе наши малыши заново учатся… стоять, ходить и бегать! Но уже не в бытовом понимании, а в танцевальном. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд!

    В урок входит изучение различных видов танцевального шага, бега и прыжков, основные позиции рук и ног в классическом танце, правильная постановка корпуса при движении, развитие музыкального слуха (ритмика), упражнения на растяжку, развитие выворотности, проработку мышц ног, спины и пресса, а также танцевальная импровизация (важная часть урока, призванная развить у ребенка артистизм, уверенность в себе, раскрыть индивидуальную пластику каждого малыша).

    Занятие проходит в игровой форме, под классическую музыку для детского балетного класса.

    Что входит в урок старшей группы (6-10 лет)?

    Программа хореографического училища (см.раздел «Библиотека» ) разработана для детей от 10 лет.

    Поэтому на наших уроках обучение классическому танцу идет в «облегченном» варианте – детям в таком возрасте все еще сложно сконцентрированно и методично выполнять движения у станка, а программа «не по возрасту» легко отобьет желание заниматься классическим танцем даже у самого способного и целеустремленного ребенка!

    Таким образом, в урок старшей группы входит: закрепление навыков танцевального шага и бега, изучение новых видов прыжков, значительную часть урока по-прежнему занимает партерный тренаж (более сложный, чем в младшей группе), постепенно вводятся основные элементы балетного экзерсиса у станка, а так же постановка танцевальных этюдов и номеров.

    Также, обращаю Ваше внимание, что пальцевая техника (пуанты) в таком возрасте НЕ даётся!

    Какая форма одежды на уроке?

    Красивая балетная форма – это «настроение» на весь урок!

    Белый купальник на бретелях

    Белые/розовые балетки

    Белое/розовое трико либо колготы (в тёплое время года – белые носочки, простые, без рисунка и рюшей)

    Белая/ розовая юбочка (на резинке)

    В прохладное время года – кофточка для разогрева.

    Для мальчиков – белая футболка и носочки, чёрные шорты и балетки.

    Желательно не приобретать для занятий чешки – они сковывают стопы при выполнении движений.

    Для самого первого урока подойдёт удобная, эластичная одежда и носочки.

    Ребенку уже 12/14/16 лет. Есть ли смысл заниматься?

    В хореографические училища, для получения специальности "Артист балета", обычно поступают в возрасте 10 лет. Связать свою жизнь с танцем профессионально - непростое и ответственное решение и для ребенка и для родителей.

    Естественно, что для получения профессионального образования, отбираются дети с идеальными балетными данными - выворотность, гибкость, шаг, прыжок. Но что же делать остальным?

    Конечно, заниматься!

    Исторически сложилось так, что для ребенка, не связавшего свою жизнь с профессиональным танцем, в 12-16 лет единственной возможностью продолжать занятия были эстрадные или народные коллективы.

    Однако, ни один из видов танца не даёт той "формы" и той степени осознанного владения своим телом, какую даёт классический танец.

    Учащийся, получивший классическую "основу" намного легче и быстрее может освоить практически любые другие виды танца, особенно набирающие популярность стили джаз-модерн и контемпорари.Отличную классическую подготовку имеют многие "звёзды" спортивно-бальных танцев.

    Да, конечно, балет это не только очень красивый, но и очень требовательный вид танца, требующий терпения и упорства. От первого урока до первого "настоящего" выступления может пройти много месяцев занятий.

    Но первые результаты - красивая подтянутая фигура, прекрасная осанка, гибкое, "послушное" тело, лёгкая походка - не заставят себя ждать!

    В нашей студии занятия для подростков возможны либо в старшей детской группе либо во взрослой группе, в зависимости от уровня подготовки. Определиться с группой возможно на индивидуальном просмотре, согласовав его с педагогом.

    Выступают ли дети на конкурсах/фестивалях?

    В первую очередь, несколько слов о том, что представляют собой на данный момент многочисленные "фестивали" и кто может стать их "лауреатом".

    К нам на электронную почту ежедневно приходят приглашения на подобные мероприятия, проходящие во всех уголках мира. Предложения эти сводятся к тому, что коллектив за свой счет (т.е. родителей) едет на выступление (часто совмещенное с отдыхом и экскурсионной программой), по результатам которого гарантированно получает какой-нибудь "диплом". Никакого предварительно отбора среди участников обычно не проводится (кроме известных и действительно престижных конкурсов, которых не так уж и много).

    Естественно, подготовка программы для такой поездки требует дополнительных часов занятий (не 2-3 раза в неделю, а 5-6), пошива костюмов и т.д.

    "Балетные" конкурсы - вообще отдельный случай. Обычно готовят не группу детей, а одного-двух (самых способных), и подготовка уже идет в индивидуальном порядке. Возраст участников и то, что они могут представить на конкурс - обычно жёстко регламентируется. Многие знаменитые балетные школы - Киевское, Московское хор.училище, Академия русского балета, школа Гранд Опера - очень редко отправляют своих учеников на подобные конкурсы ранее 15-16 лет, полагая что это вредит процессу обучения.

    Таким образом, поездки детей на всевозможные конкурсы и фестивали вполне возможны и зависят исключительно от желания, времени и материальных возможностей родителей учащихся.

    Интенсивность наших занятий (2-3 раза в неделю) в любом случае подразумевает выступления детей на студийных мероприятиях для родителей и друзей (минимум 2 раза в год).