Художник портретист кипренский биография. Орест Адамович Кипренский: картины, краткая биография

Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности. Но загадочного в судьбе живописца, пожалуй, нет.
Мать - Анна Гаврилова-крепостная небогатого ораниенбаумского помещика А.С.Дьяконова, была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у нее сына. Долгое время историки считали, что мальчик родился в 1783 году, но это оказалось датой усыновления. Имя Ореста - персонажа «Илиады», олицетворяющее сыновнюю верность отцу и мужскую дружбу, дал ребенку Дьяконов, не чуждый модным в ту пору веяниям классицизма.
Этими же причинами объясняется и вымышленная фамилия Кипренский - от греческой богини любви Киприды (Афродита). (Впрочем, есть более прозаическая версия происхождения фамилии - по названию древней русской крепости и местности в Ораниенбаумскoм уезде - Капорье.)

Следует отдать должное помещику, которого исследователи считают отцом художника,- он и позаботился о будущем Ореста. Дьяконов дал мальчику вольную и отдал шестилетнего Ореста, видимо рано проявившего свои способности, в Воспитательное училище при Академии художеств. Но это был, так сказать, перваначальный толчок. Всем дальнейшим Кипренский обязан своему дарованию.

Обучение в Воспитательном училище, затем и в Академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло 15 лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского - портрет приемного отца Адама Швальбе - имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.

Портрет А. Швальбе

А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.

Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них - парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы принесли ему заслуженную славу.

В.Жуковский

Загадочный портрет

Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!

Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов.

Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка».

Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?».

Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже - Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.

Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.

Две загадочные смерти

Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский».

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».

Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.

Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.

Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу, несколько иронично написавшему:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...

Девочка и страсть

Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул родину - теперь уже навсегда.

Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал.

Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, далеко оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет Б. Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.

Б. Торвальдсен

Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки.

Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и помногу пил.

Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно затерялся в истории...

Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Орест Кипренский, автопортрет

А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано обернулась к художнику.

В ее движении - чистота и естественность ребенка. И еще кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся на долгие, долгие годы...

Вам также будет интересно:

Коты Эрмитажа. И открытки Эльдара Закирова

Художник «древнерусского склада». Елена Дмитриевна Поленова

Любителям Кошек. Английская художница Susan Herbert

Знаменитый русский живописей Орест Адамович Кипренский был побочным сыном бригадира А. С. Дьяконова. Он родился в 1785 г. в Ораниенбаумском уезде, воспитывался в семье дворового человека Дьяконова – Адама Карловича Швальбе, крещен был в Копорье, отчего получил прозвище Копорского, которое позднее было изменено в фамилию Кипренский. Когда в пятилетнем Кипренском были замечены художественные способности, Дьяконов дал отпускную и определил мальчика в воспитательное отделение академии художеств.

Орест Кипренский прошел академический курс – под руководством профессора Угрюмова и преподававшего там французского художника Дойена – и приобрёл серьезный рисунок и основы живописной техники. В 1803 г., окончив академию, Кипренский остался при ней работать. Он писал картину на золотую медаль, изучал голландцев и фламандцев в Эрмитаже. В картине «Дмитрий Донской» (1805) в позах, движении и колорите отразилось то, что Кипренский вынес из академии, но к этому он от себя прибавил романтическую нотку.

Орест Адамович Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1805

В портрете Адама Швальбе (1804) сказалась натура Кипренского, чуткая к колориту, и результаты его изучения старых мастеров Эрмитажа. Портрет был написан колоритно и такой широкой и мастерской кистью, что позднее даже знатоки были склонны приписывать исполнение его Рубенсу и Ван-Дейку .

Орест Кипренский. Портрет А. Швальбе, 1804

В 1805 г. Орест Адамович Кипренский получил золотую медаль и право поездки за границу. Но тотчас воспользоваться этим правом Кипренскому не пришлось ввиду военного времени. Кипренский остался в России, жил в Москве, Твери, Петербург и Царском Селе. Он много работал с натуры и продолжал совершенствоваться. Особенно пятилетие с 1809 по 1815 г. отмечено расцветом таланта Ореста Кипренского. В это время он написал ряд портретов, из которых чрезвычайно хороши портрет принца Гольштейн-Ольденбургского, Евграфа Давыдова, графа Ф. Ростопчина, графини Е. Ростопчиной, Хвостовых. Все они написаны красочно и сильно. Наряду с живописью Кипренский увлекался рисунком и нарисовал превосходные портреты Кваренги, Дмитревского, Батюшкова , Краснова, Жуковского , Вяземского , целую галерею портретов военных, изображал купцов, крестьян и крестьянок.

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова, 1809

Когда наступил мир, в 1816 г. Кипренский уехал за границу. Эта поездка мало дала для дальнейшего развития Кипренского. В Италии Орест Кипренский подпал под влияние разнородных течений. Его восхищали Рафаэль и Леонардо , и отзвуки восторгов Кипренского отразились на его «Цыганке с веткой мирта в руке». В общении с Торвальдсеном и Камучини он проникся господствовавшим в их кругах увлечением античными сюжетами и скомпоновал «Анакреонову гробницу» с вакханкой и сатиром, пляшущими под свирель молодого фавна. Под впечатлением окружавшей его действительности, Кипренский писал «Девочку с цветами», «Цыганку в венке», «Садовника», трактуя в стиле безразличных болонцев, доводя тщательность письма до излишней сухости и вялости.

Орест Адамович Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча?), 1819

Колорит у Кипренского стал слащавым, композиция, движения и тоны стали малоинтересны. Только в портретах по-прежнему вспыхивал по временам талант Кипренского. Широкою сочною кистью он изобразил мечтательного князя А. М. Голицына, смело набросал собственный портрет для Уффици, сделал карандашом поэтичный нежный портрет кн. Щербатовой.

Несмотря на зрелый возраст, Орест Кипренский как в искусстве, так и в жизни оказался неустойчивым. Жизнь его была беспорядочна, полна увлечений, и дело дошло до того, что Кипренскому было небезопасно оставаться в Италии в виду возбуждения, поднявшегося против него среди населения. Кипренский отправился в Париж и в 1823 г. вернулся в Петербург.

В России Кипренский снова был увлечен работой и снова стал тяготеть к натуре. Под влиянием исканий новой школы Венецианова, он начал вводить в портреты обстановку. Молодого кавалергарда гр. Д. Н. Шереметева он изобразил на фоне длинного ряда комнат, старика Шишкова в кресле. В это время манера Кипренского изменилась: краски он стал класть ровно, верно, контура проводить сухо и резко. Прежней сочности и силы не видно в портретах Рюминой, А. С. Пушкина , Н. С. Семёновой в виде Сивиллы Дельфийской.

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 1827

В 1828 г. Орест Адамович Кипренский снова покинул Россию. Его потянуло в Рим: маленькая Мариучча, девочка, к которой он привязался во время первого пребывания в Риме, и которую отдал на воспитание, теперь выросла, и Кипренский женился на ней, перейдя в католичество. Женитьба не изменила Кипренского. По-прежнему слабый и неустойчивый, он вел невоздержную жизнь, предавался страсти к вину. Через три месяца после свадьбы, Кипренский умер от горячки в 1836 г.

Орест Адамович Кипренский. Автопортрет с рейсфедером в руке, 1828

Орест Кипренский в душе был романтиком: его называют «русским Жерико ». Его пейзажи и портреты полны чувства. Он не любил спокойствия, тишины. Ему нравились мрачно облачное небо, пронизанное молнией, гнущий деревья ветер, плещущие волны. В лицах Кипренскому были дороги тихая грусть и вдохновение. Своею настроенностью он шел часто вразрез с основным академическим направлением и для большинства современников не казался значительной величиной.

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской, 1829

Ближайшими потомками Кипренский был почти забыт, и только в начале XX века отдали ему должную дань. Вспомнили, что он «первый ввел в известность в Европе имя русского художника», получив приглашение написать свой портрет для Уффици, признали в нем крупное дарование, увидели в нём пионера русского романтизма и живописца, давшего во время господства мертвенного надуманного академизма образцы горячих красок и непосредственного чувства.

Орест Кипренский. Неаполитанская девочка с плодами, 1831

Литература об Оресте Кипренском

Барон Н. Врангель, «Кипренский» («Старые годы», 1908, № 7 – 9)

Барон Н. Врангель, «Орест Адамович Кипренский в частных собраниях» (1911)

Орест Адамович Кипренский - гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы. Как и , он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве - так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова. Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.

В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора. Нужно отдать должное его отцу - ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской - Киприды.

Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью. Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

Художник жил и работал по несколько лет в , Твери и , пока в 1828 года не поселился в . Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова. Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве. В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого .

Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Одним из самых известных работ Кипренского стал , героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета - алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.

На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные

Русский портретист, первый романтик. Работы Кипренского современники путали с картинами Рубенса.

Жизнь художника полна загадок, одна из которых – рождение художника. Родила его дворовая девушка отставного бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Матери с сыном была дарована вольная, но отца ребёнок обрёл только через год, им стал дворовой человек Адам Карлович Швальбе. Согласитесь, имя Орест не характерно для крестьянского отпрыска.

Спустя шесть лет была подтверждена «законнорожденность» Кипренского Дьяконовым. Он повёз мальчика в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств и предоставил документы – заявление, подписанное А. Швальбе, который удостоверял, что Орест является его родным сыном. К заявлению приложили свидетельство копорского священника, с фиктивной датой рождения Ореста – 13 марта 1783 года. В документах впервые появилась фамилия Кипрейский (позже её модернизировали в «Кипренский»). Почти нет сомнений, что истинным отцом Кипренского был бригадир Дьяконов.

Об учёбе художника в Академии художеств также мало что известно. В 1797 году мальчика определили в класс исторической живописи, куда брали лучших учеников. Одно из сохранившихся, первых произведений русского художника – это рисунок «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом, пером и маслом в типичной академической стилистике (1799 год). В Академии мальчика называли безрассудным Орестом. Это подтверждает и совершённый поступок в 1799 году, когда во время военного парада, Орест бросился на колени перед императором Павлом и просил чтобы его отпустили в армию. За этот проступок его арестовали, и он получил академический выговор. Что послужило причиной? Возможно несчастная любовь, возможно очарованность примером Наполеона. Ясно одно – мальчик не чувствовал в те годы призвания быть художником.

В 1803 году Кипренский сдал работу на Большую золотую медаль, обеспечивающую поездку за границу. Но, увы, его как особо одарённого художника, оставляют учиться в Академии ещё на 3 года и только в 1805 году он получает вожделенную Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», исполненную в духе правоверного классицизма.

Заграничная поездка по неизвестным причинам была отсрочена, а русского художника оставили при Академии ещё на 3 года. Так у Ореста появилась своя мастерская и первые заказы. Он пишет портреты, сначала безвозмездно, для друзей и знакомых, а затем для тех, кто готов заплатить за работу.

В России шли Александровские реформы, правила новая власть, в воздухе зазвучал дух свободы. В это время Кипренский стал своим человеком в доме президента Академии А.С. Строганова, которого называли «Периклом Древней Греции для русского искусства». Его творчество было пронизано духом романтизма. Общество давно уже устало от сухого академизма.

Известность художника росла. На месяц в 1809 году, вместе со скульптором И. Мартосом, Кипренского командируют в Москву – для работы над памятником Минину и Пожарскому. Один месяц растянулся на три года. В это же время в Твери он выполнял заказы по написанию портретов «малого двора» Великой княгини Екатерины Павловны. Попав в Москву по протекции знаменитого Ф. Ростопчина, Кипренский заводит знакомства с ведущими литераторами – Карамзиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским. Гнедичь называл его «российским Рубенсом», Батюшков – «вандиковым (то есть Ван Дейковым) учеником и любимым живописцем нашей публики».

Любимец моды легкокрылой…

А.С. Пушкин.

В 1812 году 1 сентября Кипренского избрали академиком живописи. Это было время войны с Наполеоном, Кипренский сделал несколько портретных рисунков, отправившихся на войну.

И только в 1816 году Кипренский отправился в Италию. А в 1816 первый из русских живописцев получил заказ галереи Уффици на исполнение автопортрета – это было зримым признанием заслуг мастера. Тут в Италии русский художник работал без устали, много помогал другим русским художником, также прибывшим в Италию. Тут же он познакомился с известным русским художником – Сильвестром Щедриным (1791-1830).

С карманами, набитыми кренделями и сухарями, которыми он имел обыкновение кормить голодных римских собак, Кипренский являлся на чердак какого-нибудь неизвестного художника и, заметив в нём признаки таланта, помогал и словом и делом

Биограф Кипренского

Дважды императрица продлевала командировку Кипренского. В 1819 году началась романтическая история, продлившаяся до конца его жизни. Моделью для молоденькой вакханки в новой картине художника «Анакреонова гробница» стала восьмилетняя девочка Мариучча Фалькуччи. Кипренский в ней души не чаял, а узнав, что её мать ведёт непристойную жизнь, приютил у себя – выплачивая ежемесячное пособие матери, Когда в 1820 году Кипренского отозвали в Россию, он вернулся не сразу, пытаясь определить девочку в какое-нибудь закрытое заведение, о местонахождении которого не должна была знать её мать. Папские власти выполнили просьбу художника, но о местонахождении Мариуччи не знал и Кипренский.

В России Кипренского приняли холодно – и за опоздание, и в следствии слухов, докатившихся до Петербурга о его порочной связи с девочкой и о натурщице, будто бы убитой художником (на самом деле это убийство совершил его слуга). Кипренский был в отчаянии – дополнительные страдания ему приносил провал его лучших картин в парижском Салоне, где он показал их, задержавшись во Французской столице на 16 месяцев по пути домой.

Прошло время, были несколько успешных выставок в России, благодаря которым у художника снова появились заказы, он писал большой портрет императрицы. Двери высшего света вновь открылись для Кипренского. Но художнику не давала покоя мысль о возвращении в Италию, о поисках Мариуччи. В 1828 году он едет в Италию. В 1829 году находит в одном из приютов Мариуччу и делает ей предложение стать его женой. В последние годы Кипренский пытается выровнять своё материальное положение, переезжая из одного итальянского города в другой, он пишет портреты, сочиняет прошения в Петербург царю – дать денег, под залог своих лучших картин.

В июне 1836 года художник принял католичество, в июле женился на Мариучче. Спустя 3 месяца Кипренский умер от воспаления лёгких, оставив беременную жену вдовой. Художника похоронили в римской церкви Сант’Андреа Делле Фратте. Родилась дочь Клотильда. Мариучча по пришествию нескольких лет вновь выходит замуж. Но больше о них ничего не известно.

Известные произведения Кипренского Ореста

Картина «Портрет Е.В. Довыдова» исполнена художником в 1809 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Все считали, что герой полотна – друг Пушкина, знаменитый поэт, воитель Давыдов. Из письма же Кипренского Николаю I, где указано название картины «Портрет Ев.В. Давыдова, в лейб-гусарском костюме…», ясно, что это не так. Но это не проясняет загадки. У Дениса Давыдова был брат Евдаким и племянник Евграф – оба они покрыли себя немеркнущей славой на полях сражений с французами. Известно и так же, что Евграф в 1809 году служил в лейб-гусарах, однако, историки спорят и точно не установлено кто же всё таки изображён на портрете. Но главная задача автора – показать собирательный образ русского воина и она блестяще выполнена.

Для художника изображение одежды является формальной частью картины, поэтому есть некоторые неточности написания гусарской формы. Вместо 15 рядов шнурков на костюме изображено лишь 11. Гусар стоит, подбоченись, - в характерной позе, выявляющей одну из черт его характера: перед нами отчаянный рубака, немного позёр, немного игрок. Задумчивое лицо открывает зрителю острый умственный интерес героя картины, столкнувшегося с проблемами современной жизни. Левая рука гусара сжимает эфес сабли.

Картина «Портрет В.А. Жуковского» была исполнена в 1816 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это самый известный портрет Василия Андреевича Жуковского. Кипренского с поэтом роднило романтическое мироощущение. И хотя они творили в разных областях искусства, Жуковский говорил, что поэзия и живопись «родные сестры». Поэта и художника сближала и тайна их происхождения и многое другое. Познакомились они в те годы, когда Кипренский был ещё в Москве, потом Жуковский долго странствовал, а в 1815 году они встретились вновь, в Петербурге. Так и появилась эта картина. Это были годы борьбы между литераторами староверами, собравшиеся в шишковской «Беседе любителей русского слова», и революционерами от литературы, организовавшими весёлое общество «Арамас», знаменем которых была поэзия Жуковского. В 1810-х Жуковский – первый русский поэт.

Взгляд Жуковского отражает мир фантазии творца-одиночки. Кажется, на наших глазах рождаются поэтические строки. Романтическая поэзия отражается в фоне картины. Вся поза поэта, задумчиво глядящего вдаль, подчёркивает ту напряжённую творческую работу, что происходит в его душе. Новизной в портрете является лёгкий беспорядок причёски, как необъемлемая часть образа поэта-романтика.

Картина «Портрет А.С. Пушкина» выполнена в 1827 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот портрет известен каждому со школьной скамьи. В этот же году был написан портрет А. Пушкину Тропиныным. Оба портрета противопоставлены друг другу. У Тропинина в отличие от Кипренского Пушкин находится в домашней обстановке, Пушкин «в халате». Когда познакомился Кипренский с поэтом неизвестно, но существует множество свидетельств о их дружбе. Представленный портрет заказал художнику А. Дельвиг. Законченный его вариант, гравированный Н. Уткиным, вышел в виде приложения к альманаху «Северные цветы» (а позже – и в виде приложения к отдельному изданию «Руслана и Людмилы») и стал широко известен. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин приобрёл эту работу, держал он её у себя перед глазами – в своём кабинете. Именно по завершению этого портрета Пушкин написал послание Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…»).

Вот поэт Пушкин, видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому не достаёт лишь беспристрастного вздрагивания.

Современник Пушкина

Фон картины дополняет целостность образа поэта, указывая на его святое ремесло. Романтический дух героя подчёркивает небрежно наброшенный на плечи плащ. Скрещенные на груди руки – жест, который передаёт отъединённость в момент высокого творчества от мира обычных людей.

«Бедная Лиза» (1827). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эта картина отклик художника на повесть «Бедная Лиза» (1792) Н.М. Карамзина, наделавшая в своё время много шума в русской литературе. «Бедная Лиза» ознаменовала приход синтементализма на русскую литературную сцену. В 1809 году, когда Кипренский приехал в Москву, состоялось знакомство писателя и художника в одном из литературно-светских салонов. Именно Карамзин познакомил Кипренского с талантливыми поэтами Жуковским, Батюшковым и Вяземским. Сам Карамзин, не выдержав непосильных трудов, умер в 1826 году, так и не окончив своего гигантского исторического труда. Картину «Бедная Лиза» можно считать данью памяти выдающегося писателя.

В этой картине художник отступил к синтементализму, идеализируя черты лица. Героиня полотна совсем не похожа на крестьянок, изображённых другими художниками. Цветок в руке «бедной Лизы» - символ немеркнущеё любви.

И крестьянки любить умеют!

Н. Карамзин

Шедевр Кипренского О. – картина «Читатели газет в Неаполе»

Картина исполнена в 1831 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Смысл картины до конца не разгадан. На картине «читатели» читают французскую газету, из названия которой понятно, что речь идёт о событиях в Польше. В 1830 году, в Польше вспыхнуло освободительное восстание, жестоко подавленное царскими войсками. В результате чего была отменена Конституция 1815 года, дарованная Александром I польскому народу. Самый главный вопрос, который мы задаём себе глядя на «читателей» – кто изображён на картине? Сам автор говорил о «русских путешественниках», но существует мнение, что на картине изображены польские революционеры. Происходящие волнения в Европе с XVIII столетия, и имевшие продолжение в XIX веке, послужили возникновению жанра политической живописи.

Читатели газеты очень взволнованны. Один из персонажей держит в руках, чуть ли не комкая, газету. Все читатели в домашних платьях. Слушатели кажутся статичными. Один из них являет собой воплощение внимания.

Внимание его совершенно изображено художником

А.И. Иванов в письме своему сыну Александру, знаменитому автору «Явления Христа народу»

Искусствоведы неизменно отмечают, что собачку, которую читающий газету герой держит в правой руке, можно рассматривать как «тициановскую» или «леонардовскую» реплику. Аллегорическая деталь картины итальянский пейзаж, открывающийся за окном. Тут изображён Везувий, вершина которого окутана облаками.

Знаете ли, что говорят об этой картине глубокие знатоки и художники? Они говорят, что голова в соломенной ермолке окончательностью выполнения и выражением достойна учёной кисти Леонарда Да Винчи!

Посетитель петербургской академической выставки 1833 года


  • Портрет Е.В. Давыдова

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Годом позднее его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдуманной.

Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы. Он не раз удостаивался медалей за натурные штудии и эскизы композиций.

Автопортрет

Учитель и гувернер Академии В.С. Дмитриев вспоминал, что Кипренский уже в раннем возрасте выделялся среди сверстников. Он любил рисовать, занимался этим без принуждения. Причем одновременно часто еще и пел. Мальчик был способный, живой, темпераментный.

Автопортрет

Через девять лет, по завершении обучения в воспитательном училище академии Орест был определен в класс исторической живописи. Туда брали наиболее одаренных учеников, так как историческая живопись в академии почиталась как высший жанр изобразительного искусства.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

Его учителями были Г.И. Угрюмов - профессор исторической живописи и Г.Ф. Дуайен - мастер плафонной и декоративной живописи. Уже в рисунках стал складываться собственный стиль художника. В «Гекторе и Андромахе», в «Натурщике с красным плащом» (1802 г.) проявляется виртуозность исполнения.

В 1805 году Кипренский подвел итоги пройденному курсу обучения картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время. Кипренского еще на несколько лет оставили при академии в качестве ее пансионера.

Автопортрет

Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, - это был портрет названного отца Адама Швальбе.

«"Портрет А.К. Швальбе" возвестил о появлении нового, необычайно яркого портретиста, - пишет В.М. Зименко. - Он поставил молодого художника в первый ряд мастеров этого рода. Образ сильного, волевого старика поражает глубокой искренностью. Прекрасная живопись с применением сложной техники лессировок по свободной пастозной подготовке, благородный колорит показали блестящее живописное дарование молодого мастера».

Егор Евграфович Комаровский

В 1830 году портрет экспонировался на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Ван-дика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал».

Портрет старика

Рембрандт

В 1808 году начинается дружба Кипренского с известным коллекционером и меценатом А.Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века. В том же году художник создает портрет Томилова. Тогда же появляются портреты П.П. Щербатова, И.В. Кусова, А.И. Корсакова, «Автопортрет».

Алексей Иванович Корсаков

В 1809 году художник создает один из лучших детских портретов в истории русского искусства - А.А. Челищева.

Слово М.М. Раковой: «Облик его проникнут внутренней романтической взволнованностью: он смотрит на мир широко открытыми глазами ребенка, для которого еще "новы все впечатленья бытия". В то же время, несмотря на его детский возраст, в нем угадывается внутренняя жизнь, обещающая в будущем глубокую натуру.

Евгений Григорьевич Гагарин

Темперамент мальчика подчеркнут контрастным сопоставлением темных глаз и черных прядей волос на ярко освещенном лице, белизна которого в свою очередь усиливается темным фоном портрета. Той же цели служит контраст белого воротника с насыщенным синим цветом куртки и красным - жилета и, наконец, сама свободная фактура портрета, динамическое наложение мазка».

Дмитрий Николаевич Шереметев

27 февраля 1809 года Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И.П. Мартосу, уехал в Москву. Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф.В. Ростопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, ван Дейка, Тинторетто), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца.

Федор Васильевич Ростопчин

Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», - писал Ф.В. Ростопчин.

Екатерина Петровна Ростопчина

К лучшим портретам довоенного периода (до 1812 года) относятся портреты Е.П. Ростопчиной (1809) и Е.В. Давыдова (1809).

Евграф Владимирович Давыдов

Давыдов изображен в богатом гусарском мундире, стоя, с непокрытой головой. У него вьющиеся черные волосы, короткие усы и широко раскрытые черные глаза. Поза его непринужденна. Он стоит, опираясь на правую ногу, облокотившись левой рукой на каменный парапет. Сильное тело изображено в свободном движении.

Владимир Алексеевич Чурсин

Такие полотна, как портреты А.Р. Томилова (1813) и П.А. Оленина (1813), являются не только вершиной портретного мастерства художника, но и произведениями, преисполненными чувством эпохи. Кипренский сумел увидеть и запечатлеть образ русского человека своего времени, сумел передать патриотический дух эпохи, найдя форму, вполне соответствующую содержанию.

Алексей Романович Томилов

«В бурке, в фуражке ополченца изображен Алексей Романович Томилов, просвещеннейший человек своего времени, любитель искусств, близкий друг многих художников, находивших дружеский приют в его имении Успенское близ Старой Ладоги, - пишет Е.Н. Чижикова. - Типичен для того времени его облик. Волевая собранность, сдержанность и человеческая простота покоряют нас. В умном и внимательном взгляде уверенное спокойствие и готовность выполнить свой долг. Обаяние чистоты, пылкой юности привлекает нас в прекрасном портрете Петра Алексеевича Оленина, сына президента Академии художеств.

Петр Алексеевич Оленин

Нежнейшая моделировка передает трепетность юного лица. Во взгляде легкая грусть и мечтательность. Небрежно наброшена на плечи шинель, надета набок бескозырка.

Александр Павлович Брюллов

Портрет этот отличается большой живописностью, он исполнен в сложной технике пастели и итальянского карандаша, построен на мягком звучании пятен».

Карл Павлович Брюллов

В эти же годы Кипренский создает карандашные портреты крестьянских детей, исполненные с большой проникновенностью.

«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, - пишет Н.Г. Машковцев. - Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Гваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. На самом первом месте следует поставить портрет Е.П. Ростопчиной (1809), не имеющий себе равных во всей мировой живописи XIX века, по силе выражения душевной красоты словно предвосхищающий образ пушкинской Татьяны».

Екатерина Петровна Ростопчина

В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима, где он окончательно поселился, Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала прежде всего блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии.

Итальянский садовник

Итальянские годы Кипренского - годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести - галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет.

Автопортрет

Русские художественные критики писали: «Портрет самого г. Кипренского написан с необыкновенным тщанием; освещение сверху, от того-то кажется при первом взгляде, что он не имеет полного сходства; но всматриваясь более, находишь его и останавливаешься на отделке, которая здесь весьма точна, убедительна».

Александр Михайлович Голицын

К лучшим работам этого периода принадлежат портреты А.М. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского-портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы - необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского примечателен портрет Гете, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой.

Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу - Анну Марию Фалькуччи - в привилегированный монастырский пансион.

Мариучча

Россия встретила Кипренского неприветливо. Он пишет Гальбергу. «Совет мой крепко в душе держите: что лучше холодные камни дешево продавать, нежели самому мерзнуть на любезной родине».

Василий Валентинович Мусин-Пушкин-Брюс

Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили.

Бедная Лиза

К счастью, у него нашелся покровитель - Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств.

Шереметев

Неизвестный художник

В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена.

Шереметев

Неизвестный художник

В доме на Фонтанке в 1827 году художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина.

«Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским» - так считал Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Русский писатель А.И. Гончаров вспоминал: «Лицо его - матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос - врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете».

Другой современник писал о портрете: «Гений поэта воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».

Группа людей у стола в домашней обстановке - слева на стене висит портрет Пушкина

«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», - написал Пушкин в благодарственном послании.

Неизвестный художник

В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной».

Анна Алексеевна Оленина

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, больше он не создал ничего значительного. В Риме художник женился на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Мариучче Фалькуччи. Кипренский писал в одном из писем о Мариучче: «В настоящее время она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира… ни одного чувства, которое бы не относилось к ней, не пробегает в душе моей». Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество.

Мариучча

Конечно, живая реальная женщина далеко не во всем соответствовала романтическому идеалу художника, поэтому не все складывалось в семье благополучно.

Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки

17 октября 1836 года Кипренский умер от горячки. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Наталья Викторовна Кочубей

«Знаменитый Кипренский умер, - писал из Италии художник А. Иванов, - он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

Текст Дмитрия Самина