Как нарисовать рисунок передай свое настроение. Цветовая схема

БЛОК III. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»

Занятие 1
Упражнение «Цветочное имя»

Цель: установление благоприятного эмоционального климата в группе.

Ведущий. Добрый день, уважаемые участники группы! Сегодня мы попробуем представиться друг другу новым способом при помощи названия цветов. Например: Татьяна - тюльпан. Все участники должны запомнить цветочные имена друг друга, а затем попробовать их воспроизвести. Итак, кто хочет начать игру?

Упражнение «Заверши предложение»

Цель: изучение характера эмоциональных переживаний детей.

Участникам группы предлагается бланк с неоконченными предложениями (см. приложение 1).

Ведущий. Мы все вместе возвращаемся за стол, и я предлагаю выполнить следующее упражнение. Каждый из вас получил листок, где написаны предложения. Однако, как вы заметили, эти предложения еще не окончательно оформлены. Ваша задача: завершить их так, как считаете нужным. Каждый участник группы должен завершить его самостоятельно и сдать ведущему.

При желании участников ответы обсуждаются.

Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Цель: развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния.

Ведущий. Перед вами чистый лист бумаги и цветные карандаши. Подумайте, при помощи каких цветов вы смогли бы передать свое настроение. Давайте попробуем его изобразить, а затем другие участники попробуют угадать, какое настроение у его друзей.

Рисунки обсуждаются с участниками группы.

Упражнение «Времена года»

Цель: развитие внимания, координации слуховых и двигательных анализаторов.

Ведущий. А теперь я приглашаю вас встать в круг. Попробуйте запомнить следующие обозначения. Если я говорю «зима», вы должны скрестить руки на груди, «весна» - вытянуть руки вперед, «лето» - поднять руки вверх, «осень» - развести руки в стороны. Будьте очень внимательны! Начинаем!

Упражнение «Я скажу вам «До свидания!»

Цель: создание атмосферы доверия, возможности высказаться.

Ведущий. Постарайтесь запомнить своих соседей слева и справа. Подумайте, какое пожелание вы могли бы им высказать, чтобы у них весь день было хорошее настроение. Лучше начать с фразы: «Я говорю тебе «До свидания, Саша» и желаю тебе счастья и радости!» Обращаться друг к другу надо обязательно по имени.

Занятие 2
Упражнение «Характеры»

Цель: знакомство детей с качествами людей, изучение самооценочных представлений.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наш день со следующего упражнения. Вы, наверное, знаете, что каждый человек имеет свой характер, свои вкусы и привычки, внешность, манеру поведения, особенности характера отличающие его от других людей. Каждый из нас имеет качества, которые могут не встречаться у другого человека. Перед каждым из вас лежит лист бумаги и ручка. Предлагаю вам следующее задание: я буду называть какую-либо черту человека, ваша задача - назвать противоположную черту, но записать в свой листок надо ту черту, которая, как вы считаете, вам подходит.

Итак, начинаем:

Трудолюбивый - ленивый

Щедрый - жадный

Отзывчивый - безучастный

Добрый - честный

Внимательный - рассеянный

Дисциплинированный - шаловливый

Вежливый - грубый

Общительный - замкнутый

Простодушный - хитрый

Целеустремленный - легкомысленный

Полученные результаты можно обсудить.

Упражнение «Ситуация»

Цель: ориентировка детей в ситуациях, где требуется принятие решений.

Ведущий. Нам необходимо разделиться на 4 команды. А теперь слушаем внимательно задание. В течение жизни мы все сталкиваемся с какими-либо ситуациями. Одни из них нам приятны и радостны, другие заставляют задуматься, третьи же кажутся просто неразрешимыми. Но тем не менее любая требует принятия решения и ответа на вопрос: «Как лучше поступить?» Сейчас я предложу вам различные ситуации, с которыми вы можете встретиться в жизни. Ваша задача - найти выход из ситуации и объяснить, почему именно этот вариант вам кажется наиболее удачным.

На каждую группу дается одна ситуация, которую дети обсуждают в течение 5–10 минут. Затем каждая группа представляет свою ситуацию и способ ее решения для других участников занятия, которые могут задавать вопросы. Ведущий стимулирует работу групп, руководит процессом обсуждения.

1. ЧТО ПРОИЗОШЛО: ты нечаянно разбил мамину красивую чашку.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Убрать осколки и ждать пока мама сама обнаружит пропажу, а затем все объяснять;

Срочно бежать в магазин и искать такую же чашку;

Рассказать маме о том, что произошло, как только она придет домой;

Звонить маме на работу и, громко плача в трубку, рассказать о случившемся;

Сказать, что чашку разбил мамин любимый кот.

2. ЧТО ПРОИЗОШЛО: проспал в школу и жутко опаздываешь на контрольную работу к строгому учителю.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Прогулять урок и прийти на следующий;

Ворваться в класс, поздороваться, сказать, что застрял в лифте;

Постучаться в класс, извиниться и попросить разрешения войти;

Не пойти в школу вообще, повеселиться дома, пока никто не знает;

Срочно искать у себя признаки заболевания, звонить маме на работу, хрипеть и кашлять в трубку.

3. ЧТО ПРОИЗОШЛО: родители попросили тебя посидеть дома с младшей сестрой (братом), а ты собирался пойти погулять.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Запереть младшего в комнате и побежать на прогулку;

Лечь спать от обиды, а он пусть сам себя веселит;

Устроить родителям истерику - ведь у тебя были свои планы;

Попробовать придумать какие-нибудь отговорки: «мне уроки надо делать!», «мне на секцию!» и др.

4. ЧТО ПРОИЗОШЛО: классный руководитель предлагает организовать концерт для детей-инвалидов.

ЧТО СДЕЛАТЬ:

Сославшись на занятость, не принимать участия в подготовке;

Включиться в работу, постараться придумать что-то новое и необычное;

Спросить, чем можно помочь, но, взяв какое-либо поручение, ничего не делать;

Подойти с предложением помочь в подготовке концерта, но на выступление не ехать;

Просто сидеть и молчать: обратят внимание - помогу, не заметят - высовываться не стану.

После каждого выбора задается вопрос «почему?». Итоги работы обсуждаются.

Упражнение «Лесенка настроения»

Цель: изучение эмоционального состояния ребенка (см. приложение 2).

Ведущий. Возвращаемся в общий круг и рассаживаемся вокруг стола. Вы успешно справились с предыдущим заданием, и мы движемся дальше. Перед вами лежат листы бумаги, на них - лестница, она необычная. Это лесенка вашего настроения. Вспомните, какой у вас вчера был день, а самое главное - какое у вас было настроение в те моменты, которые написаны на ступеньках. Ваша задача: раскрасить эти ступеньки соответственно вашему настроению. Внизу можно подписать, какое это было настроение .

Результаты можно обсудить.

Упражнение «Ловушки»

Цель: развитие внимания.

Ведущий. Следующее упражнение потребует от вас внимания. Вначале я прочитаю текст, который вы должны внимательно выслушать. Если даже что-то вам покажется странным, не надо об этом говорить, а просто запомните. До окончания чтения говорить нельзя. Слушайте внимательно!

Текст

В один из солнечных летних морозных дней я сидел на берегу замерзшего озера. Небо над головой было высоким и безоблачным, только изредка с него срывались огромные снежинки. Вокруг меня кружились пушинки от отцветших одуванчиков. Над полем летали стрижи, ласточки, дикие утки и куры. «Может, к дождю?» - подумал я и порадовался, что взял с собой солнечные очки. Далеко, на том берегу реки, где я сидел, раскинулся высокий и мохнатый еловый лес. Ах, каких только берез там не было! «Какая красота!» - подумал я и повернул к дому.

Дети называют те неточности, которые им удалось подметить в тексте. Результаты обсуждаются.

Упражнение «Как говорить «да» и «нет»

Цель: обучение коммуникативным навыкам, изучение особенностей межличностного взаимодействия.

Ведущий. Часто нам приходится выбирать, что ответить человеку в той или иной ситуации. И если ответить «да» легко, то с отказом всегда возникают сложности. Давайте попробуем рассмотреть несколько ситуаций, которые могут встретиться или уже встречались в жизни, и выбрать ту форму ответа, которая вам больше понравится. Отвечать будем все по очереди. Кто хочет начать?

1. Меня приглашают на день рождения к другу (подруге), я говорю ____, потому что ___________

2. Когда мне предлагают попробовать сигарету на вкус, я говорю ____, потому что __________

3. Когда мама просит меня отвести бабушке сладкий пирог к чаю, я говорю ____, потому что _________

4. Когда знакомые предлагают мне подурачиться по телефону, например позвонить в пожарную часть, я говорю ____, потому что _______

Выбранные варианты обсуждаются.

Ведущий. Наше сегодняшнее занятие подошло к концу, я благодарю всех за работу. До встречи!

БЛОК IV. «ЧТО МЕНЯ ОКРУЖАЕТ»

Занятие 1
Упражнение «Цвета»

Цель: повышение положительного эмоционального настроя в группе.

Ведущий. Мы продолжаем работу в нашей творческой группе. Тема нашего занятия сегодня звучит так - «Что меня окружает». Как вы считаете, что окружает нас в жизни? Можете назвать это?

(Дети отвечают.)

Спасибо, хорошо. Теперь мы приступаем к следующему заданию. Сейчас я раздам карточки, где написано название цвета (см. приложение 3). На каждый цвет могут быть две карточки. Друг другу их показывать нельзя. Затем я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те, у кого в карточках соответствующие цвета. Иногда я буду называть несъедобные вещи, тогда все участники группы должны сидеть. По ходу игры будьте внимательны - постарайтесь понять, у кого из участников какой цвет. Начинаем игру!

Упражнение «Игра с воображением»

Цель: развитие творческого воображение, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. Вы молодцы. Мы двигаемся дальше, и я предлагаю перейти к следующему заданию. Перед вами лист с заготовками (см. приложение 4).

Это еще не картина, но может ей стать. Ваша задача - добавить все, что нужно, на ваш взгляд, всякие детали, чтобы изображение приобрело законченный вид.

Полученные варианты представляются на доске. Можно предложить детям внимательно рассмотреть полученные картины, выбрать наиболее интересные варианты. Важно отметить успех каждого ребенка, выполнявшего задание.

Упражнение «Две бабочки»

Цель: тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.

Ведущий. Перед вами на листе изображены две бабочки - одна веселая, а другая грустная. Раскрасьте их так, чтобы было понятно, у какой из них веселое, а у какой грустное настроение. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно эти цвета.

Упражнение «Тень»

Цель: развитие наблюдательности и внимания, снижение мышечного напряжения.

Ведущий предлагает участникам группы разбиться по парам. Один будет путником, а другой - его тенью. Путник должен выполнять те действия, которые называет ведущий, а тень их точно копирует.

Ведущий. Путник идет по пустыне, скачет на одной ноге по полю, видит цветок, останавливается, наклоняется, нюхает его, срывает и дарит его своей тени.

Упражнение «Что я узнал»

Цель: подведение итогов работы.

Ведущий. Подводя итог нашей сегодняшней встречи, я хочу, чтобы каждый участник нашей группы высказал свое мнение, что лично он узнал из наших встреч. Я буду передавать мяч участнику группы, а он - высказывать свое мнение.

Спасибо, наше занятие подошло к концу. Всего доброго!

Занятие 2
Упражнение «Приветствие жестами»

Цель: повышение работоспособности группы, создание благоприятного эмоционального фона.

Ведущий. Сегодня наша заключительная встреча в комнате друзей. Первое упражнение называется «Приветствие жестами». Например, я, чтобы поприветствовать вас, могу помахать рукой. Вот так! А все участники группы должны повторить мой жест. Каждый по очереди будет выходить в центр. Он становится ведущим и начинает здороваться с нами с помощью какого-нибудь жеста, а мы все вместе будем повторять предложенное приветствие. Условие - нельзя повторять приветствие предыдущего участника.

После завершения упражнения можно обратиться с вопросом к группе, какое приветствие вам особенно понравилось и почему.

Упражнение «Что можно, а что нельзя»

Цель: развитие навыков общения, обсуждение правил взаимодействия с окружающими.

Ведущий. Нам предстоит подвести итог нашей работы. Давайте в течение одной минуты подумаем, что помогает нам общаться друг с другом, а что мешает, чему мы научились здесь, а о чем еще хотелось бы узнать. Тот, у кого находится мяч, имеет право задать вопрос любому участнику группы о том, что именно помогает ему общаться с другими людьми.

Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь предлагаю вам расположиться на своих местах как можно удобнее. Слушайте меня внимательно. Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу и перед вами высоко раскинулась радуга. Для каждого цвета есть свое настроение и чувство. Попробуйте увидеть то, что я говорю.

Первый цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного цвета нас раздражает, а порой он напоминает нам о доброте.

Следующий цвет - оранжевый. Он, как веселый апельсин, играет своими яркими боками и поднимает нам настроение.

Желтый цвет приносит радость, он согревает нас, как солнце, мы улыбаемся. Если нам почему-то грустно, то теплые солнечные лучи трогают нас за щеки, и нам становится чуточку теплее и веселее.

Зеленый цвет - цвет природы. Если нам не по себе или нездоровится, то зеленый цвет помогает почувствовать себя лучше.

Голубой цвет может быть приятным и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару.

Синий цвет - как глубокое море, раскинувшееся до самого горизонта. Мы слышим его шум, чувствуем соленый запах морских волн. Синий цвет сильный, он помогает нам справиться со всякими неприятностями.

И наконец, фиолетовый цвет - переливающийся, как хвост павлина. Он яркий и непостоянный, часто искрится и считается строгим цветом.

А теперь открываем глаза. Какие цвета улучшили вам настроение?

Каждый участник группы высказывает свое мнение. Ведущий стимулирует дискуссию.

Упражнение «Пальчики-мордашки»

Цель: изучение эмоционального состояния, умение распознавать характер эмоциональных переживаний.

Ведущий. Вновь возвращаемся за столы и внимательно слушаем задание. Положите руку на лист и обведите ее простым карандашом. А теперь напишите над каждым пальцем, какой это день недели, начиная с большого пальца (понедельник). Затем раскрасьте каждый пальчик таким цветом, какое у вас в этот день было настроение. Нарисуйте там лицо. Передайте рисунок своему соседу справа. Пусть каждый попытается угадать настроение своего соседа.

Результаты обсуждаются.

Упражнение «Как ходит…»

Цель: снижение эмоционального напряжения, завершающее упражнение.

Ведущий. Переходим к заключительному упражнению. Давайте встанем в круг. Вы ведь знаете, что каждый человек имеет собственную походку, характерную для него. Я буду вызывать кого-то из вас, и этот участник станет ведущим. Он будет изображать различные походки, а задача других участников группы - повторять в точности движения ведущего.

Походка, которую будут изображать участники:

Грустного человека;

Веселой девочки;

Маленького ребенка;

Клоуна в цирке;

Человека, который опаздывает;

Манекенщицы на подиуме.

Ведущий. Ребята! Я благодарю вас за участие в работе нашей группы. Мне хотелось бы пожелать вам всего самого наилучшего и услышать от вас мнение о том, что больше всего запомнилось и понравилось вам на наших встречах.

Заключительное слово участников группы и ведущего.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Заверши предложения

1. Обычно мне нравится…

2. Когда я утром просыпаюсь, то чувствую…

3. Больше всего на свете мне хочется…

4. Я очень переживаю, если мне…

5. Думаю, что самое главное в жизни каждого человека…

6. Я очень злюсь, когда…

7. Я волнуюсь, если мои…

8. Когда учитель называет мое имя, я чувствую…

Приложение 2

Лесенка настроения

Приложение 3

Цвета

Красный
Зеленый
Фиолетовый
Желтый
Оранжевый
Белый

В отличие от последующих примеров это занятие является неструктурированным, состоящим из отдельных упражнений.

«Цвет моего настроения». Упражнение подходит для получения диагностической информации. Его можно применять при создании малых групп из участников, сходных по эмоциональному состоянию в ситуации «здесь и сейчас».

Пространство кабинета условно делится на 8 «люшеровских» цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани соответствующей окраски.

Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией (Собчик, 2003).

Для получения дополнительной информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник выбирает и цвет настроения, и соответствующую фигуру. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления новых знаков другого цвета и/или формы к уже имеющимся.

«Образ и пластика настроения». Для выполнения этого упражнения потребуется запасти достаточное количество пластилина или цветного теста. Тесто – более подходящий и безопасный материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также для детей с нарушениями развития. Упражнение полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.

Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму. Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город»,

«Пластилиновый рай» и т. п. Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры участники придумают самостоятельно.

Участники объединяются в группы по цвету настроения, и каждый рассказывает историю о своей скульптуре. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция.

Пластичность материалов позволяет многократно изменять свое произведение и, соответственно, «подправлять» эмоциональное самочувствие. Образно говоря, негативные эмоции могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой – созданием единого разноцветного «Шара настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

1. изобразите какое-либо настроение (или свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);

2. создайте образы своего «Я» (или субличности);

3. с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей личности;

4. используя любые формы выражения чувств, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе. Лепка из пластилина, теста, глины – созидательные изменения формы и символического смысла художественных образов – является эффективным средством моделирования в иной системе координат нового образа «Я», продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.

«Раскрашиваем чувства». Упражнение желательно провести в два этапа. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им наиболее известны из собственного опыта. В работе с тревожными и замкнутыми детьми лучше использовать больший формат (A3) и художественный уголь или сангину. Название изображенного чувства записывается на обратной стороне листа. Потом участники раскрашивают рисунки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с детьми, которые плохо справляются со своими сильными эмоциями, склонными к агрессии или деструктивному поведению.

Задача психолога – побуждать участников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (Фопель, 1998).

Модификации упражнения «Раскрашиваем чувства». Для упражнения потребуется плотная бумага в рулонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гуашь. Работа выполняется индивидуально каждым участником.

В самом простом варианте детям предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост. Правдоподобность изображения человеческой фигуры обычно рассматривается как признак, связанный с самоидентификацией, ощущением схемы собственного тела.

Можно использовать пример Остапа Бендера и Кисы Воро-бьянинова. Участники группы разделяются на пары и, расположившись на устланном бумагой полу, по очереди обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга. Такое занятие обычно сопровождается яркой эмоциональной экспрессией, двигательной активностью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.

С одной стороны, это способствует снятию мышечных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.

С другой стороны, такая игра может стать трудноуправляемой, особенно в работе с расторможенными, гиперактивными детьми. К тому же искаженные, карикатурные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии и стать причиной внутреннего и внешнего протеста, существенным препятствием для самораскрытия на следующих этапах работы.

Чтобы избежать нежелательных эффектов упражнения, можно использовать шаблоны, изготовленные заранее. В этом случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование.

После того как силуэт человека нарисован, в нем размещают различные чувства и раскрашивают их в соответствующие цвета.

Каждый сам выбирает содержание и способы воплощения замысла.

«Рисуем символами и абстракциями». Упражнение продолжает тему работы с определенным чувством. Варианты инструкций:

1. Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др.).

2. Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др.).

3. Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревности и др.) языком символов.

4. С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым и т. д.). Затем нарисуйте картину, отражающую ваше состояние, когда вы счастливы (огорчены, обижены). Далее предлагается проанализировать полученный опыт.

Распространенная в арт-терапии процедура «Что ты видишь?» – обдумывание и обсуждение ответа на вопрос «Что ты видишь на своем рисунке?» – поможет выяснить собственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чувства вины, обиды)? Какой эпизод вы представляете себе, когда рисуете чувство счастья (горя, ненависти)?

Подобные тематические задания располагают к высокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к индивидуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.

Техника 2. «Рисуем круги»

Это занятие подходит для начала и завершения курса арт-те-рапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Оптимальное число участников – 14–16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.) Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Настройка – упражнение «Рисунок по кругу». Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветовые пятна и передает эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Индивидуальная работа. Займите место за одним из столов. При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумажного полотна.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется. Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Те, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов в пространстве бумажного полотна, могут сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность.

Коллективная работа. Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.

Техника 3. «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Оптимальное число участников – 8-12 человек.

Пространство арт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих на занятии); расположенные по кругу столы для работы. Для младших детей при работе с красками необходимо предусмотреть спецодежду.

Материалы: масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, бумага формата А4, большой лист ватмана (больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса). Аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

Настройка. Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, – по желанию). Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние «здесь и сейчас». Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "почернеть от горя", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Выбор цвета для передачи эмоций

Теплые цвета (красные, желтые, оранжевые) передают энергию и возрождение. Я беру теплые цвета, когда хочу выразить страсть и другие положительные эмоции. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовые) действуют более расслабляюще и успокаивающе. Я выбираю холодные цвета для выражения чувства умиротворения и спокойствия. Сочетание контрастных (дополнительных) цветов (прямопротивоположных друг другу, если расположить их по кругу) создает наибольшее напряжение. Когда я хочу получить эффект движения или дрожания, то пользуюсь схемой дополнительных цветов. На примере приведенной здесь картины с цветами я хотела показать, как можно передать красками разные настроения в одном сюжете.

Цветовая схема. Цветовой круг

Цветовой круг- это вспомогательная визуальная схема, показывающая, как цвета сочетаются друг с другом- теплые и холодные, основные, или первичные (красный, желтый, синий), и вторичные (оранжевый, зеленый, фиолетовый); дополнительные, или контрастные (синий, оранжевый). Цветовой круг удобен при выборе цветовой гаммы для картины.

Холодные цвета

Холодные цвета: состояние спокойствия. Для этих ирисов я выбрала холодные синие, зеленые и фиолетовые краски. Обратите внимание на ощущение спокойствия, которое передано на этом рисунке. Мне нравится свежая прохладная палитра красок для изображения четких очертаний лепестков и листьев.

Теплые цвета

Теплые цвета: ощущение возбуждения. Здесь я выбрала широкую гамму желтых и красных цветов для гладиолусов. Такая преобладающая теплая палитра создает ощущение жаркого летнего дня. Используйте теплые цвета, когда хотите передать яркое и радостное настроение.

Более контрастные дополнительные цвета

Более контрастные (дополнительные цвета): создание яркого впечатления. Здесь я искала сочетание желтого и фиолетового. Есть что-то магическое в такой контрастирующей комбинации цветов. Краски действительно оживляют друг друга, создают картину завораживающей, останавливающей взгляд.

Смешивание красок

Хотя можно смешивать краски и на палитре, прозрачность акварельных красок позволяет наносить их слоями и смешивать прямо на бумаге. При этом создается новый эффект.

Можн наносить сырую краску на сухую или сырую на сырую. Поэкспериментируйте с наложением красок друг на друга, чтобы увидеть разные эффекты. Попробуйте нанести два основных цвета и получить вторичный цвет. Смешайте вместе два дополнительных цвета и посмотрите, как они нейтрализуют друг друга или дают тусклый, сероватый оттенок. Попробуйте разные цветовые комбинации и разные методы нанесения красочных слоев, чтобы почувствовать, как проявляют себя акварельные краски.

Финальный результат

Цвет важен для получения правильного настроения во всех цифровых художествах. Поэтому, в сегодняшнем уроке я покажу, как создать три разных настроения для одного рисунка, а также расскажу об использовании инструментов Adobe Photoshop для перехода от одного настроения к другому.

Что такое настроение?

Если закрыть глаза и представить закат, какие ассоциации возникают у вас в голове? Тепло солнца моментально касается лица, а горячие, пламенные цвета заполняют небо. Можно даже почувствовать, как по телу течет волшебное спокойствие и наслаждение от созерцания красоты перехода от дня к ночи.

Попросту говоря, это и есть настроение .

Настроение в живописи представляет собой возможность перенести эмоции на холст, используя цвета, композицию и освещение. И неважно, намеренно это или нет, основой работы всегда является настроение.

Как мне поменять настроение?

Прежде всего, раскроем основы теории цвета. У каждого цвета есть определенное настроение. А некоторые могут даже вызывать несколько эмоций сразу.

У красного и синего есть свои отчетливые настроения. Что вы чувствуете, глядя на эти цвета?

Кровавая страсть красного, например, может передавать как любовь, так и злобу, а спокойствие синего также может иллюстрировать его полярную противоположность - сильную печаль.

Так такие же самые важные аспекты настроения?

  1. Композиция
  2. Освещение
  3. Цвет

Но почему цвет на последнем месте? Что ж, сначала нужно нарисовать место действия; композиция - ключ к эмцоиональности вашего шедевра.

Поскольку цвет рисунка идет рука об руку со схемой освещения, важно установить, как время суток, источники освещения и даже погодные условия влияют на эмоциональность работы. Когда всё готово, можно начинать экспериментировать с различными оттенками.

Набросок

Чтобы продемонстрировать силу различных настроений, я возьму простой пляжный пейзаж и нарисую его тремя способами: в полдень, на закате и ночью.

Создайте Новый документ размером 800 х 700 px с разрешением 150 dpi . Используя инструмент Эллипс (Ellipse Tool), я создам простой круг с Контуром (Stroke) толщиной в 1 пт , затем добавлю Новый слой (New Layer) и установлю его как Обтравочную маску (Clipping Mask) к кругу. Здесь я нарисую песок, краба и волны при помощи Жесткой круглой кисти (Hard Round Brush).

Рисунок краба с Envato Market стал вдохновением для композиции, а все остальное я заполнил различными деталями, найденными в интернете. Обратите внимание, что набросок очень минималистичный. Это позволит легко переходить к разному времени суток, где я смогу сконцентрироваться на отчетливых изменениях в небе и на поверхности воды.

Теперь, когда набросок готов, давайте перейдем к рисованию.

1. Как нарисовать солнечную полуденную сцену

Шаг 1

Чтобы упростить процесс, первый рисунок станет основой для остальных. Простая схема освещения потом поможет мне легко нарисовать вечер и ночь, если я буду разумно использовать Корректирующие слои (Adjustment Layers). Поскольку мы рисуем основу, важно делать всё на отдельных слоях, чтобы потом можно было переключаться.

Удалите временную Обводку (Stroke) с круга, затем кликните правой кнопкой мыши , чтобы Растрировать слой (Rasterize Layer). Выделите его при помощи Волшебной палочки (Magic Wand Tool). Кликните правой кнопкой мыши и выберите Инвертировать выделение (Inverse Selection). Создайте Новую группу (New Group), затем, не снимая выделения, добавьте Маску слоя (Layer Mask) для группы.

Разместите свой набросок внутри группы. Установка рисунка таким образом - оптимальный способ организации слоев.

Шаг 2

Создайте новый слой для каждой секции рисунка, убедитесь, что все основные детали разделены для лучшей организации. Назовите слои по их содержимому, а затем используйте Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush), чтобы закрасить участки основным цветом. «Смешайте» слой с наброском, установив его режим наложения на Мягкий свет (Soft Light) и используйте тусклые светлые оттенки в качестве основного цвета, чтобы потом можно было с легкостью добавить свет и тень.

Шаг 3

Для каждого участка создайте Новый слой - обтравочную маску (New Layers as Clipping Masks). Это позволит рисовать в ограниченной зоне. Установите режим наложения слоев для этого шага на Умножение (Multiply) и начинайте рисовать тень. Поскольку у нас яркий солнечный день, свет будет падать сверху, а самого солнца не будет видно на горизонте.

Воспользуйтесь референсами из интернета, чтобы разобраться со схемой освещения. Возьмите цвета определенной фотографии за основу, сделав рисунок реалистичнее. Добавьте текстуру для песка, камней и листьев при помощи Квадратной пастельной кисти (Square Pastel Brush) из меню пресетов инструмента Кисть (Brush presets).

Шаг 4

Продолжайте разрабатывать схему освещения. Добавьте Новые слои (New Layers) с режимом наложения Перекрытие (Overlay), добавив свет для песка, воды, листьев и неба.

При помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush) нарисуйте легкие облака в небе и мягкие волны в океане. Что касается неба, делайте свободные штрихи, сохраняя при этом линейность облаков. А для океана нарисуйте изгибающиеся волны, которые разбиваются о берег. В любой момент вы можете переключиться на инструмент Ластик (Eraser Tool), чтобы смягчить штрихи.

Шаг 5

Продолжайте рисовать детали на отдельный обтравочных слоях для каждой секции. Переключитесь на Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness), чтобы подчеркнуть грани и сделать рисунок не таким размытым.

В природе свет отражается от множества предметов, поэтому убедитесь, что добавили яркие блестящие отражения на воде и песке. Этого можно добиться, нарисовав длинную рябь на море и крошечные точки на пляже.

Шаг 6

Закончите определять рисунок. Добавьте больше яркого света небу, показав, что солнце может быть скрыто за облаками. Добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками, сделав цвета более четкими и теплыми.

Так выглядит финальный рисунок. У работы очень теплое и счастливое настроение, не так ли?

2. Как нарисовать восход/закат

Шаг 1

Давайте перейдем к сцене заката. Как я упоминал ранее, мы используем исходный рисунок, чтобы проще переходить к разному настроению и времени суток. Поскольку нам нужно кардинально изменить схему освещения, Удалите (Delete) несколько слоев из предыдущего рисунка и вернитесь к начальному этапу, где нет большинства основных источников света.

Мне потребовалось поменять освещение. Прежде всего добавьте основные цвета. Делайте Новые слои (New Layers) обтравочными к каждой секции и закрашивайте области поверх основ, используя Градиент (Gradient Tool). Сделайте воду светлее, песок богаче, а листья темнее, симулировав силуэт.

Шаг 2

Начните применять цветовую схему для заката. Установите Новые слои (New Layers) как Обтравочные маски (Clipping Masks) для неба и используйте инструмент Градиент (Gradient Tool), создав Линейные градиенты (Linear Gradients) оранжевых и пурпурных оттенков над водой. Это поможет сохранять такие части рисунка, как облака, ведь можно просто Показать (Unhide) эти слои, добавив их к рисунку.

Шаг 3

Чтобы кардинально изменить цвет и освещение, а также сделать рисунок более целостным, нам нужно поэкспериментировать с Корректирующими слоями (Adjustment Layers). Добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками надо всеми остальными. Затем создайте Маску слоя (Layer Mask) и мягко закрасьте черным участки, убрав теплый оттенок с неба и пляжа.

Затем добавьте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Карта градиента (Gradient Map), используя цвета для заката. Установите режим наложения на Цветность (Color) и сократите Непрозрачность (Opacity) до 30% .

Продолжайте коррекции пока не будете готовы вернуться к рисованию. Здесь я добавил еще один слой Поиск цвета (Color Lookup) с такими настройками:

Позвольте Корректирующим слоям вам помочь! Теперь я могу переходить к рисованию, ведь цвета выглядят намного гармоничнее.

Шаг 4

После всех этих коррекций нужно вернуться к рисованию, чтобы всё сбалансировать. Установите режим наложения Нового слоя (New Layer) на Перекрытие (Overlay), добавив больше тепла небу и воде, а также нарисовав яркое солнце на горизонте. Выбирайте оранжевые и белые оттенки для наилучшей яркости.

Закат создает застывшие силуэты, поэтому убедитесь, что изменили цвет корабля. Нарисуйте тени на крабе, а также отчетливую тень за ним.

Шаг 5

Начинайте рисовать блики на воде. В это время суток настроение намного спокойнее, чем во время солнечного дня, который мы рисовали ранее. Сделайте воду неподвижной, фокусируясь на отражении солнца на длинной гладкой ряби.

Шаг 6

Также как в прошлых шагах, используйте Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness) для того, чтобы подчистить детали рисунка. Сейчас краб выглядит весьма размытым, поэтому убедитесь, что добавили ему четкую обводку.

Нарисуйте еще больше бликов на песке, воде и небе. Нарисуйте блестящие точки, сохранив похожий на первый рисунок стиль. Когда вы закончите, финальный результат будет выглядеть так.

Можете ли вы поверить в то, что мы начали с солнечной погоды?

3. Как нарисовать ночной пейзаж

Шаг 1

Последним по счету, но не по важности у нас будет ночной пляж! Также, как и в прошлый раз, можем начать рисовать, используя солнечный день в качестве основы. На этот раз мы сохраним некоторые нижние участки рисунка, удалив большинство слоев для неба.

Начните с исходного солнечного пляжа и уберите небо, чтобы мы могли превратить его в ночной пейзаж!

Шаг 2

Объедините слои неба. Затем создайте Новый слой (New Layer) над ним и установите его как Обтравочную маску (Clipping Masks) к небу. Используйте инструмент Градиент (Gradient Tool) и добавьте Линейный градиент (Linear Gradient) темно-синего цвета. Это поможет создать пустой «холст» для нашего ночного пейзажа.

Шаг 3

Чтобы удалить оставшиеся солнечные участки нам снова понадобятся Корректирующие слои (Adjustment Layers). Начните с двух Новых корректирующих слоев (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup). Они сразу же сделают цвета более подходящими для холодного ночного настроения.

Доверьте Photoshop изменение цвета и настроения при помощи инструмента Поиск цвета.

Добавьте еще один Корректирующий слой (Adjustment Layer) Уровни (Levels), поправив настройки для RGB канала как показано ниже:

Шаг 4

Создайте Новый слой Умножение (Multiply). Нарисуйте тени вдоль пляжа при помощи Мягкой круглой кисти (Soft Round Brush), оставляя свободное место в середине, где будет луна. Попробуйте снова изобразить эффект силуэта, создайте больше драматичности, сконцентрировав тени на краях. Также можно заметить, что я решил нарисовать землю на горизонте, позволив кораблику выделяться на контрасте с фоном.

Шаг 5

Создайте Новый слой (New Layer) с режимом наложения Перекрытие (Overlay), затем нарисуйте большую ярко-белую луну на фоне темного неба. Добавьте больше сияния вокруг луны и позвольте ему отражаться от воды, так как это помогает освещать пейзаж.

Шаг 6

Как обычно, переключитесь на Жесткую круглую кисть (Hard Round Brush) со 100% Жесткости (Hardness), сделав каждую деталь четче. Добавьте крошечные точки в небе и блеск от сияния луны на песке и воде. Нарисуйте отражение луны на поверхности воды при помощи маленькой волнистой ряби.

Продолжайте улучшать рисунок. Для дополнительного контраста и легкого оттенка, создайте Новый корректирующий слой (New Adjustment Layer) Поиск цвета (Color Lookup) со следующими настройками.

И вот финальный результат!

Вы можете магическим образом переходить к разным настроениям и цветовым схемам одного рисунка при помощи Корректирующих слоев и Режимов наложения.

Эксперименты приводят к отличным результатам, поэтому научитесь отходить от привычного линейного процесса рисования и развлекайтесь с различными инструментами и настройками Photoshop.

Изучения процесса создания цветных рисунков занимает время, поэтому, если у вас есть вопросы по поводу процесса, задавайте их в комментариях.

Оксана Симанкова
Конспект занятия «Нарисуй настроение»

Конспект занятия «Нарисуй настроение »

Цель

Материал : бумага, акварельные краски, игрушки.

Ход занятия:

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отправиться в веселое путешествие. Садимся в наш паровозик и отправляемся. Это не простой паровоз. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозом? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.

Наш поезд останавливается на станции «Художественная» . Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художники и художницы. Садитесь за столы и начнем творить.

Игра «Продолжи рисунок»

Цель : развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры:

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу , мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Педагог : У вас замечательно получилось! Но посмотрите, что это такое черное и страшное, похожее на тучу, надвигается на наши рисунки? Это Мадам «Клякса» , которая хочет их испортить. Давайте с помощью карандашей попробуем ее исправить в веселые рисунки.

Игра «Клякса»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Материал : листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры:

По этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Педагог : Какие вы молодцы! Справились с нехорошей кляксой. Ну а теперь настало время разминки .

Физкультминутка

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками, руки не меняются)

Педагог : А теперь запрыгиваем в поезд и едем дальше. Следующая станция «Выдумляндия» .

Игра «Оживление предметов»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Игра «Так не бывает!»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут : «Так не бывает!» .

Педагог : И вот мы приехали на станцию «Конечная» , где нас ждет заключительное приключение.

Игра «Новое назначение предмета»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету) . Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Педагог : Замечательно! На этом наше занятие заканчивается . Я была рада всех видеть. До свидания.

Публикации по теме:

Тема: «Наше настроение». Задачи: формировать понятие «настроение»; Беседа по теме: - Ребята, какое бывает настроение? - Вспомните, пожалуйста,.

Конспект занятия «Наше настроение» Цели: освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений. Задачи: развивать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Нарисуй такую кошку, которая бы удивила мышку» Задачи: - закрепить умение рисовать животное (кошку); - упражнять в умении рисовать контур животного простым карандашом (без сильного нажима);.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Настроение небес» Программное содержание Цель занятия: Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально – ценностного) отношения к миру, формирование.

Конспект по рисованию в первой младшей группе «Нарисуй пушистый снег» Конспект по рисованию в первой младшей группе Тема: «Нарисуй пушистый снег» Программное содержание: закреплять навыки рисования красками.