Какие виды хоров бывают. ТемаViii: Типы и виды хоров

Основные вопросы.

I .1) Определение хора видными мастерами хорового искусства.

2) Направления в хоровом исполнительстве.

3) Вид хора.

4) Численность состава хоров.

II . Типы хора.

III . Расстановка хорового коллектива.

Цель: Определить значение расстановки хорового коллектива для наиболее благоприятного звучания хорового произведения, в связи с типом и видом хора.

Определение хора видными мастерами хорового искусства

А. А. Егоров («Теория и практика работы с хором»): «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е.коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива – хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра – является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

Хоровой коллектив a cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

В. Г. Соколов («Работа с хором»): «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П. Г. Чесноков («Хор и управление им»): «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Заметим, что Чесноков относит нюансы к элементам хоровой звучности, трактуя это понятие шире, чем подвижная динамическая шкала. Нюансы, по Чеснокову, охватывают средства музыкально-хоровой выразительности – особенности ритма, темпа, агогики, дикции и д.р., в связи с их динамическими изменениями.

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора. Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Теоретически, согласно определению П. Г. Чеснокова, однородный двухголосный детский, женский или мужской хор может составлять как минимум 6 певцов, например 3 сопрано (дисканта) + 3 альта, 3 тенора + 3 баса. Однако в современной исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полнозвучным считается удвоенный состав хора, где каждая партия насчитывает два минимальных состава: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов, в сумме получается 24 певца. Здесь также возможно деление (divisi) каждой партии на две группы.

Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова. Недопустимо, чтобы женский или детский коллектив певцов в 30 человек состоял, например, из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность певцов в партиях первых сопрано и вторых альтов в женском (детском) четырехголосном хоре, что связано как с динамическим выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с более компактным звучанием основы аккорда (А II), например:

сопрано первые – 8 чел.;

сопрано вторые – 7 чел.;

альты первые – 7 чел.;

альты вторые – 8 чел.

Всего: 30 чел.

Плотность звучания унисонов партий камерного хора, количество которых не превышает 10 певцов, несоизмерима со звучанием хоровых партий большого хора, где численность поющих в хоровых партиях составляет 20-25 певцов.

В теории хороведения принято количественные составы хоров классифицировать на три основных вида – малый (камерный), средний и большой хоры. В современной исполнительской практике камерный хор с примерным числом поющих – 20-30 человек. Средний смешанный хор, насчитывающий до 40 человек, предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Численность большого смешанного хора обычно колеблется в пределах 80-120 человек (изредка больше).

При благоприятных условиях могут быть созданы массовые и сводные хоры в несколько сот и даже тысяч человек. В хоровой литературе имеются примеры многохорных композиций, в целом насчитывающих свыше полутора десятков самостоятельных хоровых партий.

Существующее понятие двойной хор означает хор, разделенный на две чести, каждая из которых относительно самостоятельна; обе части двойного хор могут представлять собой как смешанный (полный и неполный), так и однородный состав. Тройной хор соответственно состоит из трех частей.

Для любого исполнительского состава хоров существует специальная хоровая литература, которая, безусловно, учитывает тембро-котолистические особенности и численность состава хора. Так, произведения, написанные для камерного хора, следовательно ориентированные на малочисленный коллектив, густо и тяжело будут звучать в большом хоре, насчитывающем около 100 певцов. И наоборот, партитура для большого хора с divisi в разных голосах в звучании хора малого состава теряет образную красочность.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Расстановка хорового коллектива

Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. Отечественная хоровая культура накопила богатый опыт по вопросу расстановки хора. Теоретическое осмысление данного опыта нашло отражение в работах П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, С.В.Попова, К.К. Пирогова, В.Г.Соколова и др. Так, В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».

Одним из самых важных в этом вопросе является художественно-исполнительский аспект. Известно, что расстановка должна обеспечить певцам партий максимально выгодные условия для ансамблирования. В связи с этим А.А.Егоров пишет: «Последовательно переставляя голоса внутри группы и тщательно подбирая один голос к другому по признаку однородности и тембров, можно установить полное слияние и мет самым положить начало хоровой партии».

Правильная расстановка должна обеспечивать возможность слухового контакта и между певцами различных хоровых парий, ибо «хорошая взаимослышимость хоровых партий создает наиболее благоприятные условия для возникновения ансамбля и строя, что является основой слаженности хора».

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые. В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре. Считается, что помещение первых высоких голосов (I сопрано или I теноров) в середину хора улучшает звучность, а расположение вторых высоких голосов (II сопрано или II теноров) в некоторой степени «прикрывает» звучание первых.

Женский (детский) хор

Мужской хор

Октависты

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Такой расстановкой хора пользуются обычно при звукозаписи. В этом случае перед каждой хоровой парией ставится отдельный микрофон. Размещение смешанного хора при записи звука происходит с учетом направленности звучания каждой хоровой партии на отдельно выставленный микрофон.

Кроме указанной, применяются и другие варианты расстановки групп хорового коллектива, например:

Женский (детский) хор

Сопрано I

Сопрано II

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.

Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»). При недостаточной ревербации звучание становится «сухим», при чрезмерном – исполнение будет «неразборчивым, грязным». Исходя из этого, в настоящее время в Петербургской государственной певческой капелле им. М.И.Глинки (рук. В.А.Чернушенко) применяется расстановка хора, при которой женские голоса составляют третий и четвертый ряды, а мужские голоса занимают первый и второй ряды. При этом руководитель данного коллектива использует широкую расстановку хора.

Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. Расположение хора исключительно по прямой линии менее целесообразно.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера); при исполнении с оркестром или ансамблевым сопровождением оркестр или ансамбль помещается впереди, а хор ставится небольшим полукругом за ним. Например, при исполнении «Трех русских песен» С.Рахманинова, написанных для неполного смешанного хора (альтов и басов) и оркестра, хоровые голоса обычно располагаются слева (альты) и справа (басы) от дирижера за оркестром на специальном возвышении (хоровых станках). В этом случае звучность каждой отдельной партии становится более компактной и монолитной. Длительное по времени использование одной хоровой партии, как, например, в указанном произведении, позволяет характеризовать хоровую партию весьма редким термином – хор альтов или же хор басов.

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

    не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

    использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

    Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

    Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

    Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

    Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.

Короткие выводы

Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».

Контрольные вопросы

1.Что такое хор?

2.Дайте характеристику смешанного хора.

3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?

4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?

Литература

    Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003

    Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004

    Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

· смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) -- состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

· хор мальчиков и юношей -- состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики -- дисканты, партию альтов -- контратенора -- юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;

· мужской хор -- состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

· женский хор -- состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

· детский хор -- состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх -- сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

С точки зрения манеры пения различают:

· академические хоры -- поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;

· народные хоры -- поющие в народной манере.

По количеству участников различают:

· камерные хоры -- от 12 до 30-50 участников;

· большие хоры -- от 50 до 120 участников;

· сводные хоры -- до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус.

· Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.

· Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре -- это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях (очень распространенная форма) и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

· Церковные хоры. Основная их деятельность -- участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора -- регент -- должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.

· Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания

В музыковедческой литературе при характеристике испол­нительства принято вычленять три его составляющих: ком­позитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта - музы­кальный инструмент, с помощью которого исполнитель реа­лизует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отно­шения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соот­ветствии с художественными вкусами и критериями хормей­стера - мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразлич­ным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство свя­зано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамб­ля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапа­зон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафикси­рованы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жан­ре является не только исполнителем, но и автором инструмен­та (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (по­добно настройщику фортепиано).


52

В истории отечественного хороведения давалось много оп­ределений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамб­ля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .

«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено коли­чественное и качественное соотношение голосов, обеспечиваю­щее владение всеми элементами хоровой звучности, необходи­мое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .

«Хор - это организованный коллектив певцов... В пони­мании советского слушателя хор - творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .

«Хором называется такой коллектив, который в достаточ­ной мере владеет техническими и художественно-выразитель­ными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые за­ложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .


«Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .

«Хор - это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961. - С. 25-26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. - Л.; М., 1951. - С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. - М., 1957. - С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. - С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. - 2-е изд.-М., 1983. - С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М., 1980. - С. 124.


Понятие о хоре

представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .

Как видим, в каждом из этих определений акцент делает­ся либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав во­едино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следу­ющую обобщающую формулировку: хор - это вокально организованный исполнительский коллектив, основу ко­торого составляет ансамбль интонационно, динамичес­ки и темброво слитных групп, обладающих художествен­но-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, дос­таточно точно устанавливает отличительные признаки поня­тия, его содержание и границы.

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория - хоры мальчиков - требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. - М., 1969. - С. 81-82.


54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.