Лебедь: рисуем, лепим, мастерим, шьем. «Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля




Лебедь — замечательная и очень красивая птица, которую считают в Англии королевской. Также, она считается одной из самых крупных пернатых, которая способна плавать по воде. В этой статье мы расскажем вам по шагам как нарисовать лебедя.

Красивый рисунок за 5 шагов

Данный пример рисования достаточно простой, но в тоже время красивый. Подготовьте карандаши, маркеры и лист, мы приступаем к примеру, который подскажет вам как нарисовать лебедя поэтапно.

1 шаг

Для удобства вы можете провести две линии: одну горизонтальную, а другую вертикальную. В конце рисунка мы сотрем их, так как они вспомогательные.

Изображаем овал головы, а от него проводим шею нашей птицы в виде английской буквы «S».

2 шаг

Проводим вторую линию шеи и на другом конце рисунка изображаем перья.

3 шаг

Рисуем крыло. Его верхняя часть должна получиться плавной, а левая боковая в виде оперения.

4 шаг

Изображаем длинный ключ и глаз нашей птички.

5 шаг

Наш рисунок готов. При желании вы можете раскрасить его вставить в рамку и поставить на полку.

Также, не забудьте подрисовать волны, которые он оставляет после себя в озере.

Простой пример карандашом

Как и предыдущий данный рисунок очень красивый, но способ рисования немного попроще. Обязательно подготовьте ластик, так как сейчас мы будем учиться как рисовать лебедя карандашом.

Первое что нам необходимо сделать — это изобразить схему туловища и головы нашей будущей птички. Не слишком сильно нажимайте на карандаш, так как некоторые из этих линий в будущем нам придется стирать.

Опираясь на наш вспомогательный чертеж нарисуем голову с глазами и клювом и длинную шею.

Теперь поработаем над туловищем. Снизу оно достаточно плавное, а сверху более крутое, создается небольшой горб. Конец туловища в левой части соединяется острым кончиком.

Берем стерку и стираем всё лишнее, как на примере снизу.

Завершающим этапом будет прорисовка перьев и крыльев нашего лебедя. А также волны исходящие от его тела.

Пример для ребенка

Очень и очень простой пример рисования, который отлично подойдет для ребенка. Итак, учим детей рисовать лебедей.

Никто не любит получать двойки, но сегодня нам понадобится именно она. Рисуем красивую и плавную двойку, которая в дальнейшем превратится в красивого лебедя.

Теперь, на правом краю нашей двойки подрисовываем острыми уголками оперение, а внизу можно добавить волны.

На верхнем кончике подрисовываем клюв и глаз.

Последним штрихом будем шея и крыло. Еще можно добавить побольше волн и раскрасить получившийся рисунок.

Простой способ

Мы подошли к простому способу, который поможет нам научиться рисовать лебедя в озере. Для данного способа нам подойдет маркер или обычная ручка.

Рисование начнем с головы. Несколькими простыми линиями вы должны получить что-то похожее как на картинке ниже.

Как и в предыдущих примерах аккуратно выводим английскую букву «S».

Не забывайте, что линии обязательно должны получаться плавными и аккуратными. Если у вас не получится с первого раза, не переживайте. Всегда можно всё нарисовать по новой.

Ну а в самом конце мы работаем с мелкими деталями, а именно прорисовываем глаз, оперения и волны от озера.

Влюбленная парочка

В заключении статьи мы подошли к самому романтичному способу рисования пернатых. Сейчас мы будем разбираться как нарисовать двух влюбленных лебедей.

Для начала мы должны получить сердечко как на картинке ниже. Головы двух птиц замечательно соединяются и их шеи образуют контур сердечка.

Добавляем к нашему сердцу туловища с левой и с другой стороны.

Изображаем нижние части тел наших влюбленных. Если у вас получилось что-то не слишком аккуратно, то это не страшно, так как затем мы будем обводить наших птиц фломастером.

Берем фломастер и обводим наш набросок.

Заключительным этапом в рисовании нашей парочки будет проработка мелких деталей и добавление водной глади.

Как нарисовать Царевну - лебедь поэтапно для детей


Назначение:
Создание учебных, выставочных или конкурсных работ
Материалы:
Бумага А 4 акварельная, простой карандаш, гуашь, кисти.
Цели:
Обучение рисованию лебедя, заполнять фон разными способами.
Развивать любознательность, фантазию, воображение.
Совершенствовать навыки композиционного построения листа.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания о водоплавающих птицах,
об особенностях внешнего облика, образе жизни.
Изобразительные задачи: Знакомить с приёмами заполнения фона (цветовая растяжка и рисование мазками),
учить рисовать лебедя, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения.
Технические задачи: Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков, смешивая их на палитре; продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.
Воспитательные задачи: прививать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, развевать фантазию и воображения, терпение.
Предварительная работа:
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", беседы о водоплавающих птицах, рассматривание иллюстраций.

Самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих, по праву считаются лебеди. Эти птицы часто становятся героями былин, сказок и песен. А древние астрономы дали одному из созвездий имя Лебедя.


Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, лебеди возвращаются на родину из теплых стран. Лебеди - водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, устраивают свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных.
Среди водоплавающих птиц лебеди являются самыми крупными. Их крылья в размахе достигают двух метров, а вес может доходить до пятнадцати килограммов. Но, не смотря на такой большой вес, лебеди очень хорошо держатся в воздухе и могут во время сезонных миграций пролетать тысячи километров.


Питаются эти птицы обычно травянистыми растениями, которые они добывают как на суше, так и в воде. Их длинная шея помогает доставать корм со дна водоемов. Кроме различной травы, лебеди еще поедают личинок насекомых, а также мелких рачков и моллюсков.
В семейной жизни лебеди отличаются постоянством. Однажды образовавшаяся пара не расстается никогда. Хорошо помнят лебеди и свои гнезда, которые используют несколько сезонов подряд. Каждый год они улучшают и надстраивают свое жилище, которое может достигать в диаметре двух метров.


Примерно через сорок дней после начала высиживания в гнезде появляются птенцы, покрытые серым пухом. Птенец нисколько не похож на своих белоснежных родителей, а действительно напоминает гадкого утенка из знаменитой сказки Андерсена..
Поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны.
Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.Лев Поясникин


1.Проведем линию горизонта.


2. В центре листа нарисуем полукруг. Это туловище лебедя.


3.Теперь нарисуем голову и с помощью длинной шеи соединим ее с туловищем.


4.Теперь нам нужны краски. На палитре смешаем белый с фиолетовым. И закрашиваем половину неба.


5. Теперь смешиваем алый с белым. И закрашиваем нижнюю половину неба.


6. Хорошо промыть кисточку, и влажной кистью делаем цветовую растяжку,т.е. плавный переход от сиреневого к розовому. Продольными движениями кисти.


7. Теперь рисуем волны в море. Смешаем синий с белым и рисуем небольшие полоски (волны)


8. Продолжаем рисовать волны. Смешаем фиолетовый с белым добавим волн. А теперь алый с белым. заполним наше море разноцветными волнами.


9. Теперь раскрасим нашего лебедя. В белую краску добавим каплю желтого. И этим цветом закрасим лебедя.


10. Смешаем зеленый с голубым и нарисуем камыши на дальнем берегу. Кисточка двигается от воды вверх.


11. Нарисуем отражение лебедя в воде.


12.Теперь зеленым камыши которые растут поближе к нам.


13. Добавим в зеленый желтую краску и нарисуем еще листья камышей.


14. Теперь сами камыши.


15. Нарисуем клюв и глаза лебедю.


16. Теперь начинаем рисовать крыло.


17. Добавим побольше перьев.


18. Рисуем второе крыло.


19. Нарисуем хвостик. Если это у нас Царевна - Лебедь, то нарисуем ей корону. Вот и готова наша Царевна - Лебедь.

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.
Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г.
В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * *
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.