Леонид андреев - биография (кратко). Андреев, Леонид Николаевич – краткая биография

Леонид Андреев - русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева - тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной - той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев - отец прозаика - отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем - скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - история о самом страшном негодяе в истории христианства - предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них - постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой - Гераська - существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» - все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель - это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» - все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки - главного героя рассказа - сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец - безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку - восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни - временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» - купец, дьякон и студент - находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» - одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский - священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения - бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники - дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева - герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя - обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них - «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), прозаик, драматург.

Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер". Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889㭟 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов (основанных на эпизодах из жизни) интерес автора к случаю в жизни человека.

В 1901 петербургское издательство "Знание", возглавляемое Горьким, опубликовало первый сборник рассказов Л. Андреева, в числе которых известный рассказ "Жили-были". Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен.

Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность — рассказ "Город" (1902). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти — "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейско-го" (1903), "Призраки" (1904).

В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ "Красный смех", определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире.

Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции.

В 1907㬆 опубликованы такие произведения, как "Савва", "Тьма", пьеса "Царь Голод", философские драмы "Жизнь человека", впервые поставленная театром В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, а затем в Германии — Мюнхене и Дюссельдорфе, "Черные маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник".

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю".

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — "Записки сатаны".

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.

В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.

Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Годы жизни: с 09.08.1871 по 12.09.1919
Русский писатель и драматург. В своем творчестве использовал многие импрессионистические приемы, считается родоначальником экзистенциализма в России. В драматургии во многом предвосхитил театр Брехта.
Биография
Л.Н.Андреев родился в городе Орле 9 августа 1871 года.
Леонид был старшим сыном в семье, мать его очень любила и баловала. Воспоминания о дружбе, теплых отношениях с матерью Андреев пронес через всю жизнь.
Отец был строг с детьми, старался держать их в строгих рамках. Однако Андреев-старший имел один недостаток – так же как и все другие жители улицы, он часто уходил в запои и в это время контроля за детьми не было. Андреев унаследовал от отца склонность к алкоголю, однако всю жизнь боролся с этой привычкой.
Картины и нравы улицы, на которой жили Андреевы, ярко были изображены в первом опубликованном рассказе Леонида Николаевича – «Баргамот и Гараська».
Начальное образование Леонид Андреев получил дома, затем поступил в Орловскую гимназию. Учеником Андреев был нерадивым, редкий учитель мог его заинтересовать, да и учителя к этому в то время не стремились. Андреев оставался на второй год, часто пропускал занятия, на уроках писал стихи и рисовал карикатуры на учителей и учеников.
В гимназии Андреев увлекся философией Шопенгауэра и Гартмана. Прочтя трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление», Андреев буквально преследовал своих товарищей вопросами, на которые они не могли ответить. Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на мировоззрение Андреева и его творческий метод. Именно отсюда идет пессимизм писателя, неверие в торжество разума, сомнение в торжестве добродетели и уверенность в непреодолимости рока.
В 1891 году Андреев заканчивает гимназию и едет в Петербург, чтобы продолжить образование. Живет очень бедно, так как отец его уже умер к этому времени, и материально семья ему помочь не могла. Из университета Андреева отчисляют за неуплату, и он поступает на юридический факультет Московского университета, где его учеба оплачивается Обществом пособия нуждающимся.
В этот период Андреев испытывает глубокое чувство любви, но взаимность длится недолго – на предложение руки и сердца его избранница отвечает отказом, и писатель совершает попытку самоубийства. Ее результатом стала болезнь сердца, от которой впоследствии Андреев и умирает.
В 1897 году Андреев заканчивает университет, причем достаточно успешно, и начинает службу в качестве помощника присяжного поверенного, однако юридической практикой Андрееву не пришлось заниматься долго – уже в 1898 году он публикует свой первый рассказ в газете «Курьер». Рассказ «Баргамот и Гараська» был написан на заказ к пасхальному выпуску газеты и сразу стал объектом бурных обсуждений и похвал. В частности рассказ был замечен Горьким, с которым у Андреева завязалась переписка, и писатели стали едва ли не лучшими друзьями.
Надо отметить, что Андреев печатался в «Курьере» и до этого. Но он выступал простым корреспондентом, который писал обзоры судебных разбирательств и фельетоны. Его псевдонимом было James Lynch.
В 1900 году Андреев, наконец, лично знакомится с Горьким, который тут же вводит его в реалистический литературный кружок «Среда», где начинающего писателя очень хорошо принимают и прочат ему большое будущее. На собраниях общества встречались самые видные деятели искусства того времени, причем не только литераторы (Бунин, Серафимович, Чехов, Короленко, Куприн), но также художники (Васнецов, Левитан), а также деятели сцены (Шаляпин). Таким образом, Андреев попадает в лучшее интеллектуальное общество, где писатели читали свои произведения, слушали мнение профессионалов о них, учились друг у друга.
Когда кружок решает организовать собственное издательство, у Андреева появляется возможность издать свой первый сборник рассказов. Так, в 1901 году под собственным именем – Леонид Андреев – писатель выпускает свой первый сборник – «Рассказы».
Те 10 произведений, которые были в нем опубликованы, произвели самое благоприятное впечатление на читателей и критику. Многие ведущие критики страны написали похвальные статьи, и сам Андреев, шутя, говорил, что объем хвалебных статей превышает объем самого сборника. Так к Андрееву сразу пришла слава.
В 1902 году Андреев счастливо женится на Александре Михайловне Велигорской, очень кроткой и терпеливой женщине.
В 1905 году в России происходит одно важнейших событий, и Андреев, естественно, не остается в стороне. Как и большинство передовых людей своего времени, он приветствует Первую русскую революцию, видя в ней возможность для дальнейшего развития России.
Однако, революция терпит поражение, и Андреев вынужденно покидает Россию и в ноябре едет в Германию, где в родовой горячке умирает его жена.
В жуткой депрессии, которую усугубили запои, Андреев едет в имение Горького на острове Капри, где живет вплоть до 1908 года.
В 1907 году Андреев разочаровывается в идеях революции, что служит причиной охлаждения дружеских отношений с Горьким.
В 1908 году, вновь женившись (на Анне Ильиничне Денисевич), Андреев уезжает в свою усадьбу в Финляндии – «Аванс», названную так, потому что построена она была на аванс, полученный от издателя. Там Андреев проживет большую часть оставшейся жизни, изредка выезжая в столицы по делам своих публикаций.
Начало ПМВ Андреев встретил с воодушевлением, веря в победу русской армии над Германией, однако скоро понимает бездушность войны, и отказывается от военно-патриотических настроений.
Февральскую революцию 1917 года Андреев также встречает радостно, но осознав, сколько крови проливается большевиками во имя благого дела, отказывает принять их сторону и Октябрьскую революцию уже осуждает.
Невольно – после провозглашения независимости Финляндии, где Андреев продолжал жить на своей даче, - он оказался в эмиграции. Писатель чувствовал себя «изгнанником трижды: из дома, из России и из творчества».
Так, не принимая революции, но и не становясь на сторону белых, Андреев живет в Финляндии вплоть до 1919 года.
Осенью, в середине сентября, Леонид Николаевич Андреев умирает от паралича сердца – сказалась давняя попытка самоубийства.

В студенческие годы Андреев занимается живописью – рисует на заказ портреты по 3–5 рублей за штуку. Его любительские работы были положительно оценены такими мастерами кисти, как Н.Рерих и И.Репин.

В 1905 году Андреев укрывает у себя революционеров, предоставляет свою квартиру для собраний ЦК РСДРП, за что в феврале 1905 года будет посажен в тюрьму. Пробыв в крепости около месяца, Андреев выходит под залог, внесенный Саввой Морозовым. Причем выходит вполне довольный собой, о чем говорит Горькому – заключение помогает почувствовать жизнь полнее, развернуться во всю ширь.

Леонид Андреев (1871-1919гг.) родился в Орле 9 августа. Этого отечественного автора принято считать не только ярким представителем Серебряного века литературы, но основоположником экспрессионизма в России. За свою недолгую жизнь писатель создал множество своеобразных произведений, в которых смешивалось несколько течений.

Детские и юношеские годы

Молодость Леонида Николаевича прошла в простой семье землемера и дочки польского помещика. С ранних лет он любил читать, особенно интересуюсь Гартманом и Шопенгауэром. После окончанию гимназии молодой человек поступил в университет Санкт-Петербурга, на юридический факультет. В этот же период Андреев начал первую пробу пера, но рассказы его в редакциях не принимали. После ухода из жизни отца Леониду очень не хватало денег, и он вынужден был перевестись на аналогичный факультет уже в Москве, где ему помогали друзья.

В 1894 году сердечная драма привела будущего писателя к попытке суицида. Неудачное самоубийство привело не только к развитию порока сердца, но и к новым финансовым проблемам. Андреев рисовал, преподавал, а с 1897 года стала работать в адвокатуре. К этому периоду относится и журналистская практика Леонида Николаевича в московских газетах, в одной из которых уже в 1898 году напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська» - первую попытку критического анализа современного общества. Талант автора был замечен Максимом Горьким, и он позвал в его товарищество писателей «Знание».

Литературный успех

В 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-Были». В это же время вышел рассказ «Стена», в котором уже начал оформляться профессиональный стиль автора и основные его тематики - борьба человека с политическим и социальным гнетом, отсутствие веры в разум личности и скептическое отношение к обществу. Уже через год писателю предложили быть редактором издания «Курьер» и помогли выпустить сборник сочинений, он женился.

В 1905 году грянула Первая революция, за участие в которой Леонида посадили в тюрьму. Затем Андреев переезжает в Германию в 1906 году, но меньше чем через год умирает его супруга. Некоторое время писатель жил в Италии у Максима Горького, но постепенно Леонид Николаевич разочаровывается в идеях революции и отходит от подобного писательского круга. В это время возникает его увлечение спиритизмом и религией, в связи с чем в 1907 рождается повесть «Иуда Искариот».

В период с 1905 по 1908 гг. Андреев много пишет про симпатичные ему идеи революции. Но постепенно герои рассказов Леонида Николаевича всё чаще начинают быть недовольными порядками современности, превращаясь в страдающих жертв или анархистов («Рассказ о семи повешенных»).

В 1908 году Андреев женился во второй раз, приобрел виллу на деньги от издателей и стал создавать уже серьезные драматические произведения. Через год писатель начал сотрудничество с модернистскими журналами.

Первая мировая война была встречена Андреевым положительно. В этот период он пишет драму о событиях в Бельгии, но больше к теме войны не возвращается, повествуя в произведениях лишь о трагедиях «маленького человека».

Октябрьская революция не была принята писателем, к тому же он жил в Финляндии на тот момент и стал эмигрантом. Последние литературные творения Андреева касаются негативного отношения к большевикам и имеют депрессивный настрой. Неоконченный роман «Дневник Сатаны» посвящен невероятной хитрости и злости современного общества, которое способно обмануть даже дьявола.

В сентябре 1919 года Леонид Андреев ушел из жизни из-за болезни сердца на даче у своего товарища. Книги этого автора начались активно издавать в Советском Союзе только с 50-х гг.