Михаил загоскин. Загоскин михаил николаевич - биография

Дата и место рождения: 14.7.1789 г., с. Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области
Дата смерти: 23.6.1852 г.

русский писатель, директор московских театров и московской оружейной палаты, действительный статский советник

Биография

Принадлежал к одному из древнейших и коренных дворянских родов Пензенской губернии.
Будущий писатель воспитание получил в доме отца, пензенского помещика.
В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич переехал в Санкт-Петербург.

В каче­стве ополченца участвовал в Отечест­венной войне 1812 года и в походе русской армии за границу в 1813 году. Был ранен под Полоцком.

В 1814 году Загоскин приехал жить в свое родовое поместье Рамзай, но в начале 1815 года снова вернулся в Санкт-Петербург, а в 1820 году перехал в Москву.

1802 год поступил на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова,
- через три года был произведён в сенатские регистраторы,
- в 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в государственном ассигнационном банке,
- в 1811 году был переведён в департамент горных и соляных дел,
- в 1817 г. вступил на службу помощником члена по репертуарной части,
- в 1818 г. перешёл на службу в Императорскую Публичную Библиотеку в качестве помощника библиотекаря,
- в декабре 1819 года был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности,
- в мае 1822 года поступил на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению,
- с 1823 года занял место члена по хозяйственной части московских театров,
- в 1830 году получил место управляющего конторою Императорских московских театров,
- в 1831 г. был произведен в коллежские советники и пожалован в действительные камергеры,
- в 1831 г. получил звание действительного члена Российской академии, а по присоединении ее к академии наук - почетного академика по отделению русского языка и словесности,
- в 1834 г. произведен в статские советники,
- в 1837 г. произведен в действительные статские советники с назначением на должность директора Императорских Московских театров,
- в 1842 г. получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.

Умер в Москве в результате неправильного лечения наследственной подагры.

Творчество

Литературные и теат­ральные интересы 3агоскина определились рано. Уже в 11 лет он написал трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». Но первые труды Загоскина были утрачены.
В 1829 появляется первый исторический роман 3агоскина - «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», имевший необык­новенный успех и принесший его автору славу «русского Вальтера Скотта».
В истории литературы ему принадлежит почетное место родоначальника русского исторического романа.

Награды и звания

Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»(03.01.1813),
- орден Святого Владимира 4-й ст. (20.03.1823),
- орден Святой Анны 2-й ст. (12.08.1824),
- орден Святого Владимира 3-й ст. (13.04.1840),
- орден Святого Станислава 1-й ст. (14.01.1845),
- орден Святой Анны 1-й ст. (03.09.1851)

Достижения

В конце XIX века Загоскин входил в число наиболее читаемых русских писателей.

В 1816 году Загоскин женится на петербургской красавице Анне Дмитриевне Васильцовской - побочной дочери Д. А. Новосильцева, известного богача и вельможи екатерининских времен, который относился к своему зятю "как к ничтожному молодому человеку без состояния и общественного положения", с мало скрываемой антипатией и презрением.
Лишь глубокое взаимное чувство, возникшее между А. Д. Васильцовской и Загоскиным, позволило заключить этот брак. Причем самому Загоскину пришлось отказаться от найденной для него его отцом невесты в родной Пензенской губернии. Так что препятствия существовали с обеих сторон, однако любовь оказалась сильнее, и все же отношения с таким тестем доставляли Загоскину немало горьких минут, тем более что, по настоянию Новосильцева, новобрачным пришлось жить в его доме.

Интересные факты из жизни

Охота к чтению и жажда к знаниям у Загоскина были так сильны, что он, живя в деревне, мало разделял обыкновенные детские забавы своих сверстников, хотя от природы был резов и весел; ребяческой проказливости он не имел никогда, всегда был богомолен и любил ходить в церковь. Почти все свое время посвящал он книгам, так что окружающие боялись, чтобы от беспрестанного чтения он не потерял совсем зрение, которое и тогда было слабо, почему и были вынуждены отнимать у него книги; но любознательный мальчик находил разные средства к удовлетворению своей склонности.

Михаил Николаевич получил посредственное домашнее образование и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.

Хобби и увлечения

Отличительной особенностью юного Загоскина была всепоглощающая страсть к чтению, которое открывало совершенно иной мир, столь не схожий со спокойным, размеренным и раздольным житьем русского провинциального дворянства.

Дополнительно

Имя Загоскина носит улица в Пензе, в с. Рамзае ему установлены мемориальная доска и памятник (скульптор Н. А. Матвеев, 1978).

"Я всегда был, - писал он в предисловии к изданию своих "Повестей", - смертный охотник до страшных историй. Не могу сказать, какое наслаждение чувствую я всякий раз, когда слушаю повесть, от которой волосы на голове моей становятся дыбом, сердце замирает и мороз подирает по коже. Пусть себе господа ученые, эти холодные розыскатели истины, эти Фомы неверные, которые сомневаются даже в том, что лешие обходят прохожих и что можно одним словом изурочить человека, смеются над моим легковерием: я не променяю на их сухие математические выводы, на их замороженный здравый смысл мои детские, но живые и теплые мечты".
***
"Я считаю святой обязанностью не угождать духу времени, а говорить то что внушает мне совесть и здравый смысл, которого французские либералы и русские европейцы терпеть не могут"

Литературные работы

Всего Загоскин издал 29 томов романов, повестей и рассказов, 17 комедий и один водевиль.

«Проказник» (1815 год),
«Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе» (1821 год),
«Урок холостым, или Наследники» (1822 год),
«Деревенский философ» (1822 год),
«Репетиция на станции» (1827),
«Благородный театр» (1827,
«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829 год),
«Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831),
«Аскольдова могила» (1833 год);
«Вечер на Хопре» (1834 год)
«Кузьма Рощин» (1836 год);
«Искуситель» (1838 год);
«Тоска по родине» (1839 год);
«Кузьма Петрович Мирошев» (1841 год);
«Брынский лес» (1845 год);
«Русские в начале XVIII столетия» (1848 год).

Источники

Az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0180.shtml
- ru.wikipedia.org
- dic.academic.ru

Михаил Николаевич Загоскин - действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.Научившись в родительском доме только читать да писать, Загоскин в 1802 году отправился в Петербург, на службу по финансовому ведомству. В 1812 году он поступил в петербургское ополчение и был ранен под Полоцком.

Знакомство с князем А.А. Шаховским, который в то время служил при театре членом по репертуарной части, имело решительное влияние на дальнейшую судьбу Загоскина, открыв ему доступ к театру. В 1817 году Загоскин вступил на службу помощником члена по репертуарной части, а в 1818 году перешел в публичную библиотеку. Литературная деятельность петербургского периода жизни Загоскина выражается комедиями: "Проказник", "Комедия против комедии, или Урок волокитам", "Богатонов, или Провинциал в столице", "Вечеринка ученых", "Роман на большой дороге" и "Добрый малый", и интермедиями: "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка". Кроме того, в 1817 году Загоскин издавал, с Похорским и Ивановым, журнал: "Северный Наблюдатель".

Переехав в 1820 году в Москву, Загоскин попал в кружок любителей театра, особенно сблизился с С.Т. Аксаковым и Ф.Ф. Кокошкиным и так же, как в Петербурге, деятельно занимался литературой и самообразованием. Выдержав в 1821 году экзамен на чин коллежского асессора, он в следующем году поступил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и исправлял должность экспедитора по театральному отделению. В 1823 году, когда директором московских театров был назначен Ф.Ф. Кокошкин, Загоскин занял место члена по хозяйственной части. В этот период он написал: "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе", "Урок холостым, или Наследники", "Деревенский философ" (1822), "Репетиция на станции" и "Благородный театр". С 1827 года Загоскин начинает писать романы, из которых первый, "Юрий Милославский", имел необыкновенный успех и доставил автору огромную известность. Последовавшие за Юрием Милославским романы и повести: "Рославлев", "Аскольдова могила", "Кузьма Рощин", "Повести", "Искуситель", "Тоска по родине", "Кузьма Петрович Мирошев", "Брынский лес" и "Русские в начале XVIII столетия", ничего не прибавили к его славе. В 1831 году Загоскин был назначен директором московских театров и вскоре избран в члены российской академии. В 1842 году он был сделан директором московской Оружейной палаты. В последние годы своей жизни Загоскин издавал сборник: "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему древней столицы. Последними произведениями Загоскина были комедии: "Поездка за границу", "Заштатный город" и "Женатый жених".

Полное собрание сочинений Загоскина, с биографическим очерком и хронологическим перечнем всего им написанного, вышло в 1889 году в Санкт-Петербурге, в 7 томах.

Имя которого, сегодня, к сожалению известно лишь узкому кругу читателей. Михаила по праву следует считать отцом русского исторического романа. Именно он впервые начал писать в этом столь популярном сегодня жанре. Из романов Загоскина мы узнаем веяние эпохи, нравы наших предков, их мысли. Мы узнаем, что двигало русскими людьми в лихую, сложную годину.

У отца Михаила Загоскина была весьма бурная молодость. Однажды, молодой человек решил остепениться и уехал из подальше от веселья и других столичных пороков. Очутился Николай в Саровской пустыни, прожил там некоторое время, и даже хотел принять постриг, но монахи не дали на то согласия. В итоге Николай женился на девушке, и было у четы две дочери и семеро сыновей. Одни из них Михаил. Михаил появился на свет 14 июля 1789 года. Знаете чем примечательная эта дата? Это день взятия Бастилии, революционный Париж брал последний оплот старой власти. Примечательно, что всякие вольнодумства, которые возвышали сие события, никогда не прельщали Михаила. Он был равнодушен как к взятию Бастилии, так и к различным вольнодумствам.

Большую часть детства Михаил провел далеко от столичной суеты. Он жил в поместье отца, жизнь его была спокойной и размеренной. Много времени Миша уделял чтению, блага у отца его была обширная библиотека. Взахлеб он читал он «готические» романы Анны Радклиф, полные ужасов и чудес. Нравилось мальчишке творчество Вальтера Скотта, которые в те годы был очень популярен. Что-то близкое Загоскин находил и в сентиментальных драмах Августа Коцебу.

Творчеством Михаил впервые занялся в возрасте одиннадцати лет. Он буквально ошарашил домашних своей трагедией в стихах и повестью «Пустынник». Родственники до сего даже и не могли представить, что Миша может писать так интересно и занимательно.

В 1802 году у Михаила началась взрослая жизнь. Отец отправил его в столицу на государственную службу. Десять лет Загоскин работал в канцелярии государственного казначея Голубцова. Служба забирала все свободное время. Бросить её было нельзя, судьба распорядилась так, что семейство обеднело, и Михаилу нужно было помогать содержать братьев и систёр.

Начало 19 века, было лихим. В с Наполеоном. На защиту русского государства поднялись все, кто только мог. Не остался в стороне и Загоскин. В звании подпоручика он пополнил состав Петербургского ополчения. Под Полоцком получил серьезное ранение. За храбрость был награжден орденом святой Анны 4-ой степени. После лечения Михаил до самого окончания войны служил адъютантом у генерала Левиса. Загоскин видел из нутрии, видел все переживания и волнения, которые наполняли сердца всех представителей разных сословий русского общества. Народная душа открылась Михаилу во всей своей красе, во всех падения и взлетах.

После окончания войны обратно на службу в кабинеты, уже не хотелось. Загоскин решает серьезно заняться сочинительством, и написав комедию «Проказник» показывает её князю Шаховскому. Шаховской - знаменитый комедиограф. Впоследствии между ним и нашим героем завяжется дружба.

Михаил Николаевич писал много и быстро. Вскоре он обрел большую известность не только в литературной среде, но и во всем русском обществе. Славу Загоскину принес исторический роман « ». Такой роман был новым словом в русской литературе. Революционная зараза продолжала отравлять светлые русские умы. Загоскину не нравилось преклонение перед западом, он не мог понять, как некоторые члены высшего общества говорят на французском языке лучше, чем на родном русском. В своей прозе Михаил Николаевич решил бороться с «новаторскими» идеями, разрушающими самые главные устои русского общества. Роман получился на загляденье, он был наполнен неземным содержанием и одухотворен идеями автора. Книга написанная в 1829 году нашла своего читателя, при жизни автора она выдержала восемь изданий, огромный тираж для того времени! Она была переведена на шесть европейских языков, её читали и в деревенских избах и в императорском дворе.

Вторым самым известным произведением Загоскина являет исторический роман « у». Задача у автора такая же, разбудить в обществе патриотические настроения, достучатся до всех уголков загадочной русской души, и наполнить и теплым чувством любви к Родине, к своему ближнему, к своей семье. И автору это, безусловно, удалось. Со второй книгой Загоскину было тяжелее, чем с первой, ведь герои Отечественной Войны 1812 года, еще были живы, читателю могут не понравиться то или иное видение, происходящего в глазах автора. Но Загоскин справился с этой задачей. Он беспристрастно описал эту страницу , подвиг и трагедия, слава и горе, грусть и веселье все гармонирует в этой потрясающей книге.

В 1830 году Загоскин был назначен управляющим конторы театров . Спустя 12 лет Михаил Николаевич Загоскин стал директором Оружейной палаты. Умер самый русский писатель в 1852 году.

ЗАГОСКИН Михаил Николаевич родился в дворянской семье - писатель.

В каче­стве ополченца участвовал в Отечест­венной войне 1812 и в походе русской армии за границу в 1813. Служил сначала в Публичной библиотеке в Петербурге, а затем в дирекции петербургских и мос­ковских театров. Литературные и теат­ральные интересы 3агоскина определились рано.

В 1815 он выступил с комедией «Проказник ».

В 1817 написал комедию «Богатонов, или Про­винциал в столице» .

В 1820 «Богатонов, или Сюрприз самому себе» , в которых высмеивал от­дельные недостатки крепостной поме­щичьей провинциальной жизни и столич­ного дворянского быта.

К 1835г. относится постановка на московской сцене комедии 3агоскина М.Н. «Недовольные» , представлявшей собой грубый памфлет на М. Ф. Орлова и П. Я. Чаадаева . По своим литературно- театральным позициям он был близок к известному тогда комедиографу А. А. Шаховскому и его кругу. Пьесы Михаила Николаевича, относящиеся к жанру бытовой комедии, имели некоторый успех.

В 1829 появляется первый исторический роман 3агоскина - «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» , имевший необык­новенный успех и принесший его автору славу «русского Вальтера Скотта». В ро­мане показана борьба патриотических сил Руси против польских захватчиков как общенародное дело, но консервативные настроения писателя привели его к идеа­лизации боярства (образ самого Юрия Милославского) и церкви (образ Авраамия Палицына) как руководителей пат­риотического движения народа. Роль Козьмы Минина оказалась принижен­ной, а сам образ его в романе - бледным и риторическим. В освещении истори­ческого прошлого допетровской Руси Михаил Николаевич следует за монархической концепцией Н. М. Карамзина . Он отрицательно оцени­вает проникновение в русскую жизнь за­падноевропейских начал (образ боярина Кручины-Шаланского) и рисует «русских в 1612 году» как всецело преданных исконным русским обычаям и право­славной церкви. В романе правдиво воссозданы некоторые стороны феодально-боярских нравов того времени, изменни­ческая политика части бояр, связанных с польскими панами-захватчиками, не­приязнь к ним народа. В вымышленной истории любви героя романа Юрия Милославского, наделенного всеми положи­тельными качествами, и прекрасной боя­рышни Анастасии мало действительной истории; на их образах сказалось влияние романтизма. Но сами перипетии их любви и приключения Юрия Милославского, казака Кирши рассказаны живо и зани­мательно, что немало способствовало успе­ху романа. Михаилу Николаевичу удалось живо и верно передать старинные обычаи и верования, нарисовать картины народного быта и некоторые типы из народной среды, что с похвалой отметил А. С. Пушкин в своей рецензии на роман. 3агоскин уместно использует народные песни и пословицы. По мнению академика В. В. Виноградова, 3агоскин «решительно преобразовал карамзинскую манеру исто­рического повествования», ослабив рито­рику, усилив бытовые элементы речи, расширив употребление старинных слов, введя исторический пейзаж. Но в романе сохранился карамзинский дидактизм. В композиции романа Михаил Николаевич следует за манерой Вальтера Скотта, ведя повествование во­круг вымышленного героя, связывая его судьбу с историческими событиями. «Юрий Милославский» был в свое время, без всякого сомнения, приятным и замеча­тельным литературным явлением,- писал В. Г. Белинский.- Читатели были рады получить первый русский исторический роман о своем национальном прошлом».

В 1831 появляется второй роман писателя, посвященный не менее важной и всем тогда еще памятной исторической эпохе,- «Рославлев, или Русские в 1812 году» . Писатель, верно передает в нем некоторые исторические эпизоды войны с Наполео­ном, в частности оставление Москвы и бесчинства в ней французских войск, осаду Данцига, участником которой был сам 3агоскин, провинциальный помещичий быт. Как и первый роман, «Рославлев» согрет неподдельным патриотическим чувством. Занимательно изложены приключения ге­роев романа, в развитии сюжета которого автор впадает иногда в чисто романтиче­ский вымысел, мало соответствовавший русским нравам. Живо написанный, ро­ман, однако, проникнут консерватив­ными настроениями писателя. Русские в 1812, в том числе и крепостные крестья­не, предстают в романе как защитники православия и крепостных устоев, как преданные царю-батюшке и своим доб­рым барам-помещикам. Все передовое, шедшее с Запада и связанное с идеями эпохи Просвещения и французской рево­люции, трактуется в романе как наносное и чуждое русскому народу и историчес­кому развитию России. Политический смысл романа направлен против дела декабристов. В герои своего произведения писатель выбрал реальную историческую лич­ность - офицера Василия Перовского, ко­торый в молодости был близок в декаб­ристскому движению, но которого он изо­бразил в духе квасного патриотизма. Как изменницу показывает писатель героиню романа Полину, осмелившуюся полюбить фран­цуза.

На фоне бедной еще тогда русской про­зы «Рославлев» Михаила Николаевича был примечательным и во многом интересным произведением.

Последующие романы 3агоскина Михаила Николаевича -

"Аскольдова могила" (1833),

«Кузьма Рощин» (1836),

«Искуситель» (1838),

«Тоска по родине» (1839),

«Кузьма Петрович Мирошев» (опубл. в 1842),

«Брынский лес» (опубл. в 1846, главы- в 1845),

«Русские в начале XVIII столетия» (1848) - освещают рус­ское историческое прошлое в духе идей официальной народности; успеха они не имели. В истории русской литературы 3агоскин М.И. сохранил за собой имя одного из зачина­телей русского исторического романа.

Умер - , Москве.

Биографический словарь, т. 1-4

(25.07.1789, с. Рамзай Пензенской губ. - 5.07.1852, Москва), писатель, драматург, издатель, акад., в ПБ 1818-20.


Из старинной дворянской фамилии. В отцовском доме научился только читать и писать. С детства проявил страсть к чтению. Первое произв. написал в 11 лет - рассказ "Пустынник". В 1802 отправлен отцом в Петербург, где начал службу канцеляристом в канц. Гос. казначея. Перемещался по службе: в 1806 - в экспедицию о Гос. доходах, в 1807 - в Горный деп., в 1809 - в Гос. ассигнац. (заемный) банк, в 1811-в Деп. горных и соляных дел пом. столоначальника.

9 авг. 1812 записался в Петерб. ополчение подпоручиком 4-й дружины. Был ранен под Полоцком, за храбрость награжден орденом Анны 3-го кл. Сражался под Смолянами, в 1813 - под Данцигом. В 1815 вернулся на прежнее место в Деп. горных и соляных дел, из к-рого 31 дек. 1815 уволен по личной просьбе.

В 1817 вместе с П. А. Корсаковым изд. журн. "Сев. наблюдатель". В Петербурге познакомился с драматургом кн. А. А. Шаховским, к-рый открыл ему путь к театру. В 1817 поступил на службу пом. по репертуарной части в дирекцию имп. театров. Примкнул к партии лит. староверов, стоявших под знаменем А. С. Шишкова. В лит. баталиях арзамасцев с шишковистами принял сторону последних. Его "Комедия против комедии или урок волокитам" (1815) была написана в защиту "Липецких вод" А. А. Шаховского. Кроме этой комедии в петерб. период написал еще ряд комедий: "Проказник" (1815), "Богатонов, или провинциал в столице" (1817), "Вечеринка ученых" (1817), "Роман на большой дороге" (1819), "Добрый малый" (1820) и интермедии "Макарьевская ярмарка" (1817) и "Лебедянская ярмарка" (1817).

"Во уважении известных занятий... в российской словесности" А. Н. Оленин в 1817 принял его в почет, б-ри. 6 авг. 1818 взят в штат на вакансию пом. б-ря по Отд-нию рус. кн., освободившуюся после смерти В. С. Со пиков а. Работал вместе с И. А. Крыловым. Кроме выполнения обычных дежурств по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении правил написания каталогов, представил Оленину письм. соображения - ответы на его 11 вопросов. Совместно с Крыловым составил сист.-алф. каталог рус. кн., к-рый "своеручно" переписал, внимательно следил за поступлением ОЭ.

Был вхож в салон Оленина, участвовал во всех его начинаниях. Комедию "Добрый малый" посвятил Оленину. Сослуживцы - Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, М. Е. Лобанов - принимали участие в любительских спектаклях в доме отца 3. в Петербурге. До 1817 не писал стихов, когда "на спор" в течение двух месяцев написал стихотв. послание Гнедичу, после этого нек-рые свои пьесы написал стихами.

5 июля 1820 уволился из Б-ки по собств. прошению "по семейным обстоятельствам" и переехал в Москву.

После переезда в Москву связи с Б-кой не терял. Переписывался с Гнедичем, Олениным, Лобановым, интересовался библ. событиями. В альм. "Атеней" (1828. Ч. 1) появилась его ст. "Одно утро в имп. С.-Петербургской Публичной библиотеке", пропагандирующая кн. сокровища. По-прежнему ценил "прекрасное здание", "драгоценное книгохранилище, богатству которого позавидует всякий иностранец", ибо оно "едва ли не первое по примерному порядку и внутреннему устройству". "За полезные для Библиотеки труды" был оставлен в звании почет, б-ря.

В 1822 поступил чиновником особых поручений при моек. ген.-губернаторе, исправлял должность экспедитора по театр, отд-нию. Затем последовательно - чл. конторы Моск. театров по хоз. части, с 1830 - управляющий Театр, конторой, с 1831 - "определен в должность" дир. моек, театров, в 1837 - утвержден в этой должности. С 1842 - дир. Оружейoной палаты. С 1832 избран д. чл. Рос. Акад. С 1822 - д. чл. ОЛРС, а в 1833-36 -его пред. Особенно сблизился с С. Т. Аксаковым. В разные годы печатался в "Цветнике", "Драм, вест.", "Вест. Европы", "Рус. беседе", "Пантеоне рус. поэзии", "Сыне отечества" и др. Первый ист. роман "Юрий Милославский или Русские в 1612 году" (1829) имел необыкновенный успех и принес авт. огромную известность. Роман много переиздавался и издается до сих пор. Последующие романы - "Рославлев" (1831), "Аскольдова могила" (1833), "Кузьма Рощин" (1836), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Кузьма Петрович Мирошев" (1842), "Брынский лес" (1846) и "Русские в начале XVIII столетия" (1848) -ничего не прибавили к его славе. Его роман "Аскольдова могила" положен в основу оперы А. Н. Верстовского того же названия (1835). В последние годы своей жизни издавал сб. "Москва и москвичи", поев, прошлому и настоящему столицы.

Имел авт. кресла в театрах Москвы и Петербурга - награда, к-рою, кроме него, не был почтен ни один рус. драматург. Очень плодовитый писатель и в свое время весьма популярный. Написал и напечатал 29 тт. романов, повестей и рассказов, 17 комедий и водевилей.

Награжден орденами: Владимира 3-й и 4-й степени, Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, Станислава 1-й степени. Имел чин д. ст. сов.

Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Соч.: Поли. собр. соч.: В 10 т. (СПб.; М., 1898; В 2 т. СПб., 1902; 2-е изд. 1914); Поли. собр. исторических и бытовых романов, повестей и рассказов: В 2 т. (СПб., 1903); Собр. соч. (М., 1902; В 3 т. 1902; Пг.; М., 1915); Соч.: В 7 т. (СПб., 1889; В 2 т. М., 1988); Избр. (М., 1988; 1991); Юрий Милославский или Русские в 1612 году: В 3 ч. (М., 1829; Париж, 1954; М., 1982; 1983; 1991); Москва и москвичи (М., 1988); Письма к Гнедичу //Совр. обозр. 1868. № 2; ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Отчет ПБ за 1895. СПб., 1898. Прил.; Письма И. А. Крылову //Сб. ОРЯС. 1869. Т. 6, отд. 2; Письма М. Е. Лобанову //ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Из переписки //PC. 1902. Т. 111, № 7; [Просьба М. Н. Загоскина от 17 июня 1820 об увольнении от службы в Библиотеке] //Там же. 1903. Т. 115, № 7.

Справ.: БСЭ; КЛЭ; Брокгауз; Венгеров. Источники; Владиславлев; Геннади; Геннади. Словарь; Гранат; Муратова (1); РБС; Рус. писатели.

Лит.: Биография М. Н. Загоскина //Москвитянин. 1853. Т. 1, № 1; Аксаков С. Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина. М., 1853; Круглый А. О. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. СПб., 1889; Майков В. Критические опыты. СПб., 1891; Загоскин С. М. Воспоминания //ИВ. 1900. Янв.; Васин Н. А. Михаил Николаевич Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Штейн С. В. М. Н. Загоскин, 1789-1852: Биогр. этюд. СПб., 1902; Языков Д. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Доброхотов Б. В. А. Н. Верстовский: Жизнь, лит. деятельность, опер, творчество. М.; Л., 1949; Каталог фонда М. Н. Загоскина /ГПБ; Сост. И. А. Коноплева. Л., 1960; Ефимова (1); Хотяков (1); Григорьев А. А. Воспоминания. М., 1988; Венок Михаилу Загоскину: [Сб. ст.] Пенза, 1990.

100-летие. С. 144, 156; Отчет ПБ за 1912.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1818, № 16; ОР РНБ. Ф. 291; ЦГАЛИ. Ф. 1768; ОР ИРЛИ. Ф. 105.

Иконогр.: Сто русских литераторов. СПб., 1841; Мюнстер; Рус. писатели.

О. Д. Голубева