Отношение дикого к порядкам в городе. Дикой и Кабаниха (по пьесе А

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура. Островский не только ввел в литературу слово “самодур”, но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается.

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей “Грозы”. Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник находится от него в материальной зависимости. Лексикон Савела Прокофьевича пестрит бранными словами, грубыми выражениями. Так он разговаривает с Борисом: “Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом”. Причина такого отношения к людям - в осознании своего превосходства и полной безнаказанности.

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит. Интересно, как они называют друг друга: “кум”, “кума”. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым, находящимся в приятельских отношениях, пожилым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно и миролюбиво. Именно у Кабановой Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома: “Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Прижимистость и разнузданность - это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды. Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: “Вот суета”. Вообще слова Кулигина - в представлении Дикого - это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, обеих их объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительной отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Ее заботит будущее своих детей - Тихона и Варвары.

Драматург мотивирует поступки Кабановой особенностями ее характера, условиями общественного и домашнего уклада, чисто материнскими чувствами. Поэтому образ получился столь убедительным и впечатляющим. Сын Кабанихи Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Он любит свою жену Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, как постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Островский показал в Кабановой материнскую ревность, объяснил ее активную нелюбовь к Катерине. Марфа Игнатьевна убеждена в своей правоте, в необходимости чтимых ее законов. Любящая мать, она еще и очень властная женщина. Противостоять ей может только сильная личность.

Противостояние показано в “Грозе” уже в самом начале действия, где ощущается непримиримость двух разных миров, мира Кабановой и мира Катерины. Семейная сцена на бульваре, хотя и происходит не за высоким забором, погружает нас в атмосферу дома Кабановых. Первая реплика главы семейства - это приказ: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Далее следует покорный ответ Тихона: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Семейная сцена является одной из ведущих в пьесе, но события в основном происходят на улице, на миру - Островский верно уловил и передал, что жизнь купеческого сословия, еще не порвавшего с традициями народной жизни, несмотря на высокие заборы и прочные засовы, имеет открытый характер, при котором невозможно скрыть, что происходит в том или другом семействе.

Вслушаемся в реплики Кабанихи: “Не очень-то нынче старших уважают”; “Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят”; “Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю”. Кажется, ничего обидного, ничего неприятного в сетованиях Кабанихи нет. Но разговор построен драматургом так, что симпатий к Марфе Игнатьевне не возникает, сочувствия она не вызывает. Кабанова присутствует во многих сценах, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она - одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубокому убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. Кабаниха вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?” Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявляется в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Дикость и нелепость такого “порядка” очевидны. Главное для Кабанихи - сказать, соблюсти ритуал. Она убеждена: если не будут соблюдаться домостроевские законы, жизнь человеческая лишится опоры, семья рухнет.

Оказывается, “прекратить” Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении; да и вся беда в том, что сопротивления он почти ни в ком не встречает. Однако эта его внутренняя слабость, эта трусость свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что владычеству Диких приходит конец.

События “Грозы”, характеры, ход драматического действия не только обращены к трагическим сторонам русского патриархального быта, с его темнотой, ограниченностью, дикостью, но и открывают перспективу обновления жизни. Всем строем пьесы Островский передал, насколько накалилась душная атмосфера Калинова. Требование безропотного повиновения, абсолютного подчинения уже встречает стихийное сопротивление. Наступают иные времена, когда раздается голос протеста у слабых людей, когда иные начала проникают в мир темного царства.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» - постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности - все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, .и этовызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и ^одавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д{ уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств* «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства». «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова - непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет «должного почтения», не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, «ученость лишь развращает умы». Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем. Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают «милости», а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать - сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. «Ханжа, - говорит о Кабановой Кулигин, - нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием - вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться матери. Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя - соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги («Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…»), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Дикой является опекуном своих племянников - Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него «свои собственные дети есть».

Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин Борису.
Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги.
Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».
Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине».
Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», - говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», - с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна.
Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова.
Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается:
Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного?
Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!...
Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!...
Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает.
Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и одавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д{ уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств* «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустялет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.

Задачи и тесты по теме "Дикой и Кабаниха. Характеристика героев А. Н. Островского из драмы «Гроза»."

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 11 Тестов: 1

В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи?
(По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

В значении имён

Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев.

Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны.

Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.

В социальном положении

Богатый купец

Купеческая вдова

В появлении на сцене – («визитная карточка»)

О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным

Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», - ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.

Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса.

В социально-психологических типах

Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», - говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о Кабанихе Кулигин.

Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа.

В нравственном облике

В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

На чём основывается власть этих хозяев города?

Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних).

В отношении к религии

Они очень набожны и религиозны.

Отношение к семье и оружающим

Не скрывает от окружающих отношений в семье.

Всё скрывает.

В способности к нравственным изменениям

С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков.

Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков.

Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят. Дикой и Кабаниха - два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья.

Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Статья – 1860 г.
"Гроза", как вы знаете, представляет нам идиллию "темного царства"…
Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее
внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укоротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства… Кабановы и Дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. Поправить свои дела они уж и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними, и вот почему они так упорны, так высокомерны, так грозны даже в последние минуты, котор положение Диких, Кабановых и всех подобных им самодуров далеко уже не так спокойно и твердо, как было некогда, в блаженные времена патриархальных нравов».