Печорин и контрабандисты отношения. Сочинение: Печорин и контрабандисты

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

М.Ю. Лермонтов

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, — сказал женский глосс, — буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», — отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» — больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» — и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?… С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
  • Подробности

    Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Григорий Александрович Печорин - одна из самых загадочных фигур русской классической литературы. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сохраняет лучшие черты его романтических произведений и стоит у истоков русского психологического реализма. Поставив своей задачей изображение героя времени с сильной волей и могучей душой, но с трагической судьбой, исследование отрицательных и положительных сторон своего поколения, автор создает удивительное произведение. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- пишет Лермонтов. Логике психологического анализа подчинена композиция произведения, построенная на нарушении хронологии. О Печорине мы узнаем из уст простого и наивного Максима Максимыча, знакомимся с его психологическим портретом, который создает сам автор-рассказчик, но ведущим способом организации повествования о герое времени становится самоанализ, представленный в журнале Печорина.

    Журнал Печорина открывает новелла «Тамань», с нее начинается «самораскрытие» героя. Начало новеллы, на первый взгляд, не предвещает того романтического мира, который будет создан потом: «Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Однако пейзаж уже первых страниц новеллы отличается своим романтизмом: «Полный месяц светил на камышовую крышу… Берег обрывом спускался к морю… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…» С помощью олицетворения автор создает лиричную картину. Поэтика новеллы контрастна: романтические пейзажи сменяются точным воссозданием быта, изображение экзотического мира «честных контрабандистов» - выражением авторской позиции.

    Войдем вместе с героем в хату. «…две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель». Эту бытовую зарисовку прерывает совершенно романтическая фраза: «В разбитое окно стекло врывался морской ветер». На самом деле в этой фразе - затаенное желание героя окунуться в романтику приключений, и он будет удовлетворен.

    Все в жизни людей, у которых остановился Печорин, настораживает его. Он имеет «предубеждение» против калек, а здесь живет слепой мальчик. В хате «на стене ни одного образа - дурной знак». Однако Печорин будто бы действует вопреки. Он уже готов окунуться в таинственную жизнь контрабандистов, вместо того чтобы отстраниться от чуждого ему мира, и даже рад случаю, предоставленному ему судьбой. Да и мир «честных контрабандистов» оказывается вовсе не чуждым для героя. Не случайно, спускаясь по тропинке за слепым, Печорину на ум приходит вдруг фраза Евангелия: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят». Ситуация в новелле романтическая, и у героя появляется некоторая приподнятость настроения. Его душа, мятежная, страстная, родственна морской стихии, он готов к опасности и жаждет житейских бурь.

    В новелле Печорин (ведь именно он - автор текста, по мысли Лермонтова) создает удивительный образ ундины, русалки. В действительности героиня новеллы - простая бедная девушка. Но Печорин, постоянно ищущий за явлениями мира скрытый смысл, видит в ней образ, навеянный романтической немецкой поэзией. «Необыкновенная гибкость стана», «длинные русые волосы», «что-то дикое и подозрительное» в ее взглядах, «загадочные речи», «странные песни» - вот составляющие образа печоринской ундины. Он запоминает песню русалки «от слова до слова», потому что она - о людях вольных, людях риска, людях действия. Такие люди и близки нашему герою!

    Правда, во время их поединка в лодке, ундина превращается в совершенно реального и опасного противника: «она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море». Печорин осознает даже, что уступает ей в ловкости, однако благодарен за радость поединка. В этом поединке обращает на себя внимание деталь, которая вроде бы дискредитирует сильного Печорина - он не умеет плавать! Но мы уже подготовлены предыдущим повествованием к странностям и противоречиям натуры героя.

    Символические образы главы «Тамань»: море, парус - продолжают романтическую тему произведения. Эти поэтические образы воплощают в себе идею свободы, вольности, к которой стремится герой. Ему чужды игра, притворство, позерство, царящие в светском обществе, он ищет возвышенный идеал. Потому и близок ему мятежный Янко, которому, по его собственным словам, «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Янко живет вольной жизнью в гармонии с миром, а ее-то и недостает Печорину. Но свободолюбивый Янко уходит под белым парусом вместе с прекрасной ундиной. Символична финальная сцена «Тамани»: идеал, к которому так стремится душа Печорина, неуловим и недостижим. Действительность вновь разрушает романтический мир. Вернувшись в хату, Печорин обнаруживает, что «честные контрабандисты» его банально обокрали. Возможно, поэтому разочарованно и иронично звучит последняя фраза «Тамани»: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности».

    Первая часть журнала Печорина раскрывает перед читателем именно романтическую сторону его натуры. Перед нами предстает герой мятежный, личность незаурядная, жаждущая бурь и тревог, человек безрассудной храбрости, ищущий свой идеал. В то же время мы видим, как действительность, обыденность жизни разрушает романтический мир, создаваемый героем в его воображении. Этот вечный конфликт романтической поэзии!

    В художественном отношении «Тамань» представляет собой образец высокого искусства. Лаконичность, точность и простота повествования, сочность языка делают новеллу непревзойденным образцом романтической прозы. В.Г. Белинским сравнивал повесть с лирическим стихотворением. А.П. Чехов признавался, что влюблен в эти лермонтовские страницы. Да и как не восхититься поэтическим мастерством, с которым написано прозаическое произведение Лермонтова! «Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся…» Забудемся и мы, читая прелестные строки Лермонтова и наслаждаясь Словом…

    Сочинения по литературе: Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань»

    «Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»

    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

    История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

    Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

    Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.

    Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.

    В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».

    Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.

    Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».

    Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.

    Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»

    Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.

    Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

    А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».

    От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».

    Тема урока: Печорин в столкновении с контрабандистами. (Анализ повести «Тамань»).
    Цели урока: 1) проанализировать повесть «Тамань», сконцентрировать внимание учащихся на образе Печорина;

    2) воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

    3) развивать связную речь школьников.
    Вы видите человека с сильною волею,

    отважного, не бледнеющего ни перед какой

    опасностью, напрашивающегося на бури

    и тревоги.

    В. Г. Белинский.
    Ход урока:
    I Оргмомент.
    1. Вступительное слово учителя.
    Начнём урок литературы. В настоящее время мы читаем и анализируем роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это первый в русской прозе психологический роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. Роман состоит из пяти отдельных повестей, объединённых общностью героя, но самостоятельных по сюжету. Герой этот – Григорий Александрович Печорин. Сегодня на уроке мы проанализируем повесть «Тамань». Тема урока: «Печорин в столкновении с контрабандистами». Анализируя повесть «Тамань», русский критик 1-ой половины XIX века В. Г. Белинский сказал о Печорине так: (Обращение к эпиграфу урока). Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
    2. Запись темы, эпиграфа в тетрадь.
    II. Повторение ранее пройденного.
    - Повторим ранее пройденное. Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

    В чём своеобразие структуры романа?

    (Два ученика на доске показывают композиционную структуру романа и хронологическую последовательность событий).


    Примерный ответ ученика. (Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

    Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

    Примерные ответы учеников. (Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.)

    (Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

    (Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

    Примерные ответы учеников. (Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

    (Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

    Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

    Примерные ответы учеников. («Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

    («Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

    Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

    Примерный ответ ученика. (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

    III. Работа над темой урока.
    - Какое место занимает повесть «Тамань» в композиции романа?

    Примерный ответ ученика. (Она открывает журнал Печорина.)

    Обратимся к повести «Тамань». Как сам Печорин в начале повести говорит о происшедшем в Тамани? (Чтение).

    Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере героев показалось Печорину странным и загадочным?

    Чтобы лучше понять Печорина, заглянуть в самые сокровенные уголки его души, давайте сначала проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

    Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

    Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

    (Чтение сцены «Янко переплывает пролив» со слов «Признаюсь… до слов «Казак мой был очень удивлён».)

    (Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

    Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке со слов «Войдём в лодку…» до слов «На дне лодки…»

    Как ведёт себя девушка в лодке?

    Примерный ответ ученика. (Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

    Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика со слов «Между тем луна…» до слов «Что, слепой…».

    Прокомментируйте эту сцену.

    Примерный ответ ученика. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

    Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

    Примерный ответ ученика. (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

    В каких сценах они проявляются особенно ярко?

    Примерные ответы учеников. (Первая встреча Печорина со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.)

    (Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо! Никогда подобной женщины не видывал!»)

    (Сцена очаровывания Печорина Ундиной выдаёт в нём юношескую страсть. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.)

    (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою).

    В какой роли выступает герой в повести «Тамань»: наблюдателя или участника?

    Примерный ответ ученика. (Вообще-то он наблюдатель, случайно оказавшийся свидетелем действий контрабандистов. Но он постоянно выходит из роли наблюдателя и становится участником событий.)

    Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

    Примерный ответ ученика. (Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

    Какие же черты характера мы видим у Печорина в этой повести?

    Примерный ответ ученика. (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, мечтательность.)

    Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Так оценил поведение Печорина и критик Белинский. Прочитайте ещё раз слова критика, взятые эпиграфом к уроку.

    Но счастлив ли Печорин?

    Примерный ответ ученика. (Нет. Он ощущает свою вину.)

    Давайте разберёмся, почему. Какой можно представить жизнь контрабандистов и слепого после разлуки?

    Как передано горе слепого мальчика?

    Почему ещё Печорин несчастлив?

    Примерный ответ ученика. (Ни одно из действий Печорина не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна. Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь честных контрабандистов и взволнованно восклицает: (чтение из текста)

    IY. Подведение итогов урока.
    1. Беседа с учащимися..
    - Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

    Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

    (Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

    В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

    Примерные ответы учеников. (Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

    (Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

    Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

    Примерный ответ ученика. (Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)


    2. Слово учителя.

    Печорин в столкновении с контрабандистами – человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями. Он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможности предаваться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Таким был современник Лермонтова. Поэта это сильно беспокоило. Тема недовольства современным поколением звучит во многих произведениях поэта. В стихотворении «Дума» он писал:

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее – иль пусто, иль темно,

    Меж тем под бременем познанья и сомненья

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом.

    И жизнь уж не томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом.

    Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».
    Y. Домашнее задание.
    Прочитайте повесть «Княжна Мери». В тексте карандашом подчеркните фразы, характеризующие интересы и занятия «водяного общества». Выпишите в тетрадь слова и замечания, показывающие отношение Печорина к дворянскому обществу и его представителям.

    «Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
    М. Ю. Лермонтов
    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного пути. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
    История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И был слепой мальчик Яшка.
    Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
    Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский голос, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». На подвиг он идет только ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не менее Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом - контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары» «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
    Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет; тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
    В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением выдать их. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
    Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «две лавки и стол; на стене ни одного образа - дурной знак!» Эта бедная обстановка говорит о том, что люди живут здесь временно и в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
    Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
    Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится ни моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
    Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!?»
    Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушк) -дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается не так. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
    Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает. А. П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».
    От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать книгу «для души». Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всей этой макулатуры