Поиск истины и смысла жизни бесприданница ры. "Бесприданница": анализ пьесы (подробный)

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема - Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт - экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт - развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт - кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт - развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым - редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель - не продешевить.

Лариса Огудалова - тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком - отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она - вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке - гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт - кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт - развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге - трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Администрация города Соликамска Пермского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»

618556, г. Соликамск Пермский край, ул. Фрунзе, 114. тел/факс 4-34-35

E-mail:

Уроки по литературе

для 10 класса

по теме: «Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»»

Выполнила:

Манькова Людмила Николаевна

учитель МБОУ «ВСШ №3» г. Соликамска

Тема: Анализ текста драмы А. Н . Островского "Бесприданница" (2-3 уроки по данной теме).

Цель уроков: учить работать с текстом.

Задачи:

    Проверить знания текста.

    Разобрать образы героев по тексту при помощи чтения отрывков из пьесы.

    Обобщить изученный материал для подготовки к сочинению.

План урока:

    Организационный момент.

    Аналитическая беседа (проверка д/з. по знанию текста).

    Обсуждение образа Огудаловой.

    Характеристика Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова.

6. Анализ образа Карандашева.

    Подведение итогов и составление опорного конспекта.

    Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Аналитическая беседа

Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Ученик. На первый взгляд, первые два явления пьесы - это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву - эти новости являются основными для героев.

Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Ученик. Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

Что мы знаем о Паратове?

Задание.

Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Ученик. Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль - его предпочли другому!

Как вы считаете, какова роль данной сцены?

Ученик. Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за измену и показать свое превосходство.

Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Ученик. События второго действия - это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым. (учащиеся читают эти сцены по ролям).

Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Ученик. Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

Какова же кульминация пьесы?

Ученик. Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!

Задание.

Пересказать события четвертого действия

Какое решение принимает Лариса и почему?

Ученик. Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е. стать «вещью».

Ученик. Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.

III. Обсуждение образа Х.И. Огудаловой

Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И. Огудаловой?

Ученик. Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна - приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».

Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

Ученик. К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «... Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили...». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник. Характерна ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.

Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?

Ученик. Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с

Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Каранды- шева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.

С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

Ученик. Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.

    Характеристика Паратова

Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица Кнуров, Вожеватов, Карандышев? За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?

Ученик. Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», - с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», - соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом - выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера - все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.

Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл. 7, Д. IV.

Ученик. О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

Ученик. Как легко он расстался с «Ласточкой, так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» - чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него - деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.

В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?

Ученик. Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящ вушке. Но Печорин - натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же - самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе - то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова

Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г.И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец... жил обманом, богатство приходило к нему темными путями... Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть... старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по- божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело - настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб...».

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»? Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов?

Ученик. Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от Диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, - «чтобы люди него дурного не сказали».

Каковы взаимоотношении между купцами?

Ученик. По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.

Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?

Ученик. В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: все думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. - Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе. В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, кто Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».

Каково отношение Вожеватова к Ларисе?

Ученик. Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что любовью-то называется», - говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».

Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?

Ученик. Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в V действии. «Вася, я погибаю! - в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса мы с тобой с детства знакомы... что мне делать - научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово - это марка купца.

    Анализ образа Карандышева

Кто такой Карандышев?

Ученик. Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.

Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

Ученик. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!». Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11,13,14; Д. IV, явл. 10-11).

Ученик. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все...» до «Я слишком дорога для вас».)

Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним - это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.

В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

Ученик. Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.

    Подведение итогов обсуждений

Подведем итоги наших уроков и составим опорный конспект. Составление

опорного конспекта начнем с указания дат написания пьес «Гроза» и «Бесприданница»: 1859 и 1878, расположим названия драматических произведений и даты в противоположных сторонах верхней части конспекта.

Обратимся к ученикам с вопросом:

Что общего можно заметить в этих двух произведениях драматурга?

Ответ на этот вопрос в краткой форме зафиксируем в конспекте, расположив эту запись в строке между названиями произведений.

1) Волга; Калинов и Бряхимов - маленькие города;

2) жестокость нравов, царящих в этих городах, сочетается с жаждой наживы;

3) в обоих городах живет и страдает незаурядная личность, не принимающая ложь, стремящаяся к свободе, красоте и любви;

4) пьеса завершается трагической гибелью героини, являющейся центром драмы.

Итак, в центре своего повествования Островский, как и в драме «Гроза», ставит героиню - Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит - "Бесприданница". Лучшая из лучших - бесприданница». (Отмечаем центр конспекта и записываем: «Лариса Огудалова».)

Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудаповой, - «лучшая из лучших».

Ученик. Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи... эта женщина создана для роскоши». Василии Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той матери все хитрость да лесть, а эта вдруг, не с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

По ходу выступлений учащихся делается запись в конспекте (под именем героини):

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д

Сценическая история пьесы «Бесприданница» свидетельствует о том, что успех драмы напрямую зависел от понимания актрисой, исполнявшей роль Ларисы, авторского замысла. В 1896 году на сцене Александрийского театра Ларису сыграла Вера Федоров на Комиссаржевская.

Лариса в исполнении В.Ф.Комиссаржевской предстала героиней, отрешенной от мелочей быта, стоящей выше житейской пошлости, наделенной поразительной душевной чистотой, стремящейся вырваться из круга равнодушия и жестокости.

Слово «круг» - ключевое в составлении следующей части конспекта. Ставим задачу определить круг равнодушия и жестокости.

Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Ученик. Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.

Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся - удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает?

Ученик. «...сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях. По мнению Ларисы, Паратов - «идеал мужчины», потому что в нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

Мнение Хариты Игнатьевны Огудаловой, отметим в конспекте различия: Паратов - блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса. Карандышев - мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй, и все, чем отличаются эти герои. Карандышев - жертва? Да. Несчастный человек?

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратова скорее всего драматург образовал от диалектного слова пора- тый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых справочниках есть и такое объяснение фамилии? паратый - ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева образована от карандыш, карандышка, то есть (по Далю) «коротышка, недоросток, малорослый человек».

Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции. (Высказывания зафиксируем в конспекте.)

Ученик. Паратов: «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличать- ся». «Ну чем я хуже Паратова?»

Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Ученик. Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратова ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева.

Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышев?

Ученик. Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Ученик. Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями. Да и неслучайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме "Бесприданница" тип «маленького человека». Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие. Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе - «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта - анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова.

Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур - «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ - развязный, беспардонный.

Давайте вспомним характеристику образов Кнурова и Вожеватого?

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате - запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг, равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны. Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана. Фамилия Огудалова образована от глагола «огудаты», который толкуется так: обмануть. Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам. (В конспекте записываем значение имени.)

Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Ученик. Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное - это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

Ученик. 1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого - привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.

2. Пьеса «Бесприданница» - психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, - читаем в статье А. И. Журавлевой "Тысячелетний памятник России", открывающей сборник избранных произведений писателя "Театр и жизнь", - проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она - поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы - натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма». (приложение 1)

VIII . Домашнее задание

Составление тем и планов для сочинений.

Список используемой литературы

    Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплекс уроков. М.: «ВАКО», 2004г.

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Итак, в центре своего повествования Островский ставит героиню — Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит — «Бесприданница». Лучшая из лучших — бесприданница».

— Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудалавой, — «лучшая из лучших».

Вот Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи …. эта женщина создана для роскоши».

Василий Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той (у матери) все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

Мокий Парменыч Кнуров ничуть не преувеличивает, когда заверяет Хариту Игнатьевну в том, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет», что она «создана для блеску».

Лариса, мечтающая «поскорей отсюда выбраться», «вырваться отсюда», честно признается: «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую». И С душевною болью сознает героиня самое страшное: «Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь! .. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость, искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д.

Отметив, что душа Ларисы подобна птице, следует подчеркнуть одну из писательских особенностей драматурга – использование «прямой» этимологии, то есть соответствия первоначального значения имени основным качествам характера героини. Лариса в переводе с греческого значит «чайка».

— Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.
— Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся — удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает: «сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и
Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях.

По мнению Ларисы, Паратов — «идеаль мужчины», потому что В нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

В городе Бряхимове Сергея Сергеича знают все. На вопрос Хариты Игнатьевны, кто приехал, цыган Илья отвечает: «Такой барин, ждем не дождемся: год ждали — вот какой барин».

«Ну что такое Карандышев!» — недоумевает Мокий Парменыч, возмущенный тем, что именно за этого ничтожного человека выходит замуж Лариса Дмитриевна. Вожеватов называет его чудаком: «Ему бы жениться поскарей да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут … а он таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется, едва кивает; тон какой взял: прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я желаю».

« … из ничего, да в люди попал» — таково мнение и Хариты Игнатьевны Огудаловой.
Отметим в конспекте различия: Паратов — блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса.

Карандышев — мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй и все, чем отличаются эти герои.

Карандышев — жертва? Да. Несчастный человек? Безусловно. Негодяй? В определенном смысле — несомненно. И хитрит Юлий Капитоныч, и изворачивается, и все в его поведении, особенно в присутствии Ларисы и Паратова, свидетельствует о том, что устроить скандал он может при первом удобном случае, и в аристократы метит … Не этим ли обстоятельством так уязвлено самолюбие Паратава, что в счастливом сопернике — ничтожном человечишке Карандышеве — он видит как в зеркале себя!

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратава скорее всего драматург образовал от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых
справочниках есть и такое объяснение фамилии: паратый — ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева по Далю — «коротышка, недоросток, малорослый человек».

— Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции.

Паратав: «Что такое «жаль», этого я не знаю, у меня … ничего заветного нет, знай выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь хочу и вправе погордиться и повеличаться. Ну чем я хуже Паратова?»

— Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратава ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева «А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал, — объясняет Юлий Капитоныч суматоху, поднявшуюся в городе. — Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек». Сам Паратов о причине неожиданного своего исчезновения год назад так говорит Харите Игнатьевне «Управители мои и управляющие свели без меня домок мой в ореховую скорлупку-с. Своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение … брешь порядочная осталась».

Решить такую проблему Паратов собирается следующим образом: «Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски … я должен проститься с моей свободой … отец моей невесты важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем»,

— Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышева?

Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

— Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями: «Ведь Я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака». Сергей Сергеич давно избрал красивую жизнь не по своим средствам, бездумно сорит деньгами, которые не умеет сам зарабатывать, и в конце концов продает себя.

Помня о том, как влюбленная девушка «наглядеться на него не могла», Паратов, приехав в Бряхимов, собирается как можно веселей провести последние холостые денечки, для чего со спокойной совестью увозит Ларису со званого обеда. Когда же Лариса Дмитриевна просит дать ответ, кто же она ему, жена или нет, показывает обручальное кольцо: «Вот те цепи, которыми я скован на всю жизнь».

Не случайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме «Бесприданница» тип «маленького человека». Важно помнить, что эта пьеса создана в 1878 году, идеи индивидуализма, связанные с культом великого Наполеона, сказались и на мировоззрении мелкого чиновника.

Вот Карандышев приглашает на обед Кнурова и Вожеватова, говорит о желании видеть Ларису Дмитриевну окруженной только избранными людьми. А через несколько минут в разговоре с Ларисой называет Вожеватова пустым, глупым мальчиком.

Упрекая Ларису в простоте общения с людьми, невзыскательности, Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие.

Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе — «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта — анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова. Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур — «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ — развязный, беспардонный.

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате — запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны.

Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана.

Фамилия Огудалова образована от глагола «огудать», который толкуется так: обмануть.

Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам.

— Какого мнения о Харите Игнатьевне влиятельные купцы города Бряхимова?

Мокий Парменыч Кнуров называет Хариту Игнатьевну «бойкой женщиной», с чем полностью согласен Василий Данилыч Вожеватов, который между тем высказывает предположение: «Она. должно быть, не русская … очень проворна». А дополнение «любит и сама пожить весело» многое объясняет в ее холодной, расчетливой натуре.

Разве думала она о счастье старшей дочери, выдавая замуж за какого-то горца, кавказского князька, зарезавшего молодую жену от ревности по дороге, так и не довезя ее до Кавказа?

Трудно поверить в наивность и простоту Хариты Игнатьевны, будто бы не сумевшей разглядеть в проходимце, выдающем себя за иностранца, обыкновенного шулера.

— Каковы жизненные принципы этой женщины?

«Без хитрости на свете не проживешь» — вот что в первую очередь внушает она дочери. Этот принцип — прямая, буквальная перекличка с фамилией: огудать, то есть обмануть. И еще в одном убеждена Харита Игнатьевна: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду. чтобы потом пожить по-человечески». Свою жизненную позицию она преподносит дочери. (В конспект заносим эти два высказывания Хариты Игнатьевны.)

— Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное — это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

— Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

  1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого — привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.
  2. Поделитесь своим мнением

Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха. Внимание мужчин она могла привлечь только красотой или богатым внутренним миром. И для этого девушкам приходилось приложить немало усилий.

В своей пьесе Островский описывает эмоции и состояние самой обычной бесприданницы, которая не оставляет попытки встретить настоящую любовь. Но, увы, не находит ее. Ведь никого не интересует ее душа. Девушке не остается ничего, кроме как стать игрушкой для состоятельного мужчины. Конечно, можно еще выйти замуж за мелочного эгоиста Карандышева, который возьмет в жены Ларису только чтобы самоутвердиться. Но такой вариант ее не устраивает. Суть произведения заключается в том, чтобы показать как легко и подло человек способен поменять искреннюю любовь и дружеские отношения на выгодную для себя сделку.

Главная идея «Бесприданницы» - осуждение чрезмерной значимости денег и материальных благ в обществе. На примере главной героини можно видеть насколько она от этого страдает. Ведь она не совершала никаких преступлений перед обществом, у нее великолепная чистая душа. Но из-за того что у Ларисы нет состояния, ее окружает только грубость и насмешки. И даже если бы она не была убита Карандышевым, то все равно утопилась бы в Волге, став жертвой травли и непонимания со стороны окружающих. Островский показывает, как страдает сердце девушки. Бедные люди становятся марионетками в руках у богачей. К ним относятся как к вещам, предметам интерьера. Совершенно не замечая их внутреннее наполнение и чувства.

Так же в пьесе широко раскрывается тема душевных страданий в безнравственном обществе. Лариса Огудалова вынуждена страдать лишь потому что не получила приданного от своей матери. Для женихов она становится или предметом для поднятия самооценки или бездушной игрушкой и вещью. Мужчины не воспринимаю ее всерьез. Все идеалы и мечты девушки рушатся, а весь ее мир превращается в хаос. Но она не хочет предавать свои убеждения и опускаться до брака по расчету. Лариса ставит миру свои условия, любо ее мечты сбываются любо она уходит из жизни. Этот бунт вселяет в читателя мужество бороться за свои идеалы до конца.

Красной нитью через произведение автор проводит тему разочарования в мире. Главная героиня верит в доброту, дружбу, любовь, лучшую жизнь. Но весь окружающий мир доказывает ей что ничего этого просто нет. Тут все продается и покупается, и даже любовь можно приобрести за деньги. Как результат, девушку ожидает только полное разочарование, вселенская пустота и смерть.

В своем произведении Александр Николаевич не теряет надежды, что хоть кто-то одумается и перестанет создавать и поддерживать такие несправедливые условия в обществе. Он акцентирует внимание на настоящих ценностях и искренних чувствах. Вселяет в читателя веру в победу романтических мечтаний над суровой реальностью.

Вариант 2

Пьеса Островского «Бесприданница» была впервые напечатана в 1879 году, но даже сегодня некоторые проблемы из этой пьесы остаются актуальными, а смысл пьесы трогает многие сердца. Если говорить в общем и немного поверхностно, то можно с уверенностью сказать, что эта пьеса призвана исполнять роль антиутопии для нашего будущего, ведь те каноны и нравственные правила жизни, которые описаны в пьесе, уже почти изжили себя, но наша задача, которую на нас возложил Островский, - не допустить повторения такого общества, которое описано в пьесе.

Для начала стоит сказать, что название пьесы означает девушку, у которой нет приданного. Во времена Островского женщина не должна была работать, но при замужестве её родители давали жениху приданное, деньги, которые как бы и покрывали ущерб в том, что девушка не зарабатывает денег. Однако не все родители могли себе позволить оставить своей дочери приданное.

Главная же героиня пьесы, Лариса Огудалова, является как раз такой девушкой без приданного, а потом и зовётся бесприданницей. Девушки без приданного в том обществе, о котором идёт речь в пьесе, добиваются мужчин своей красотой или родословной. Но главным критерием выбора в то время служили как раз деньги, приданное, поэтому и отношение к бесприданницам было чуть ли не презрительное со стороны мужчин. Саму Ларису, например, воспринимают, скорее, как атрибут для хвастовства, ведь она была красива собой, умела танцевать и была музыкально одарена.

На протяжении всей пьесы девушка страдает, ведь она живёт в мире, где правят деньги, которых у неё нет. Она тайно любит богатого дворянина, но из-за своего статуса она понимает, что вряд ли сможет его заинтересовать.

Основная идея пьесы - это борьба. Борьба молодой, красивой, но очень бедной девушки за то, чтобы быть признанной в том обществе, в котором она живёт. Читатель страдает вместе с ней, ведь пьеса действительно наполнена трагизмом.

Борьба девушки - это борьба романтизма и реализма, тема, которая поднималась и у Пушкина, и у других русских писателей. Островский же превозносит над всем миром ту силу воли и желание той жизни, которая была давно в мечтах у Ларисы, чтобы показать, что за своё счастье нужно бороться. Девушка готова умереть за свою победу , в её ультиматуме к матери и достигается момент наивысшего сопереживания читателя к героине.

Ещё одним важным аспектом стоит отметить то, что у человека, к которому почти никто не проявляет искренний интерес, а Лариса была именно таким человеком, начинает падает самооценка. И вот уже даже внимание самого жалкого, алчного и самовлюблённого мужчины становится для отчаянной девушки чем-то вроде спасательного круга. Но Лариса справляется с этим отчаянием, она чётко понимает, что лучше быть одной, чем с условным Карандышевым - это вызывает ещё больше уважения к этой девушки, которая виновата лишь в том, что её родители не позаботились о её будущем.

Суть, смысл, тема и идея произведения Бесприданница

А.Н. Островский написал чудесную пьесу «Бесприданница». В ней идет речь о девушке из бедной семьи, ей родители не дали приданого. Этой девушке приходится сложно в обществе. Она не может выйти замуж, потому что у нее нет приданного.

Автор описал эмоции бедной девушки. Она мечтает выйти замуж. Она верит, что встретит своего любимого человека. Но, к сожалению, у нее ничего не получается. Мужчин не интересует ее внутренний мир. На фоне этого девушка соглашается общаться с богатым мужчиной и становится его игрушкой. У Ларисы есть еще один воздыхатель это эгоист Карандышев. От него девушка не чувствует искренности поэтому отказывает ему.

Суть пьесы состоит в том, что бы показать то, что люди с легкостью меняют хорошее к себе отношение и дружбу на свою выгоду или деньги.

Автор в своем произведении осуждает огромного значения денег среди людей. Это и есть идея пьесы. Образ героини нам доказывает то, что девушка сильно страдает от этого. Она никогда не делала вреда для общества, но мужчины не видят в ней будущую невесту. У девушки чистые помыслы. У Ларисы нет денег и хорошего приданного, поэтому над ней смеются и издеваются. Окружающие люди ее не понимали и насмехались над ней. Все это привело к тому, что Лариса стала задумываться о суициде. Но, сделать это она не успела, так как ее убил Карандышев. Читая пьесу можно проследить, как девушка страдает и мучается. Люди, у которых нет денег, становятся марионетками у богатых. Их душу не замечают.

Помимо этого в произведении поднимается тема безнравственности общества. Лариса сильно страдает, потому что мать не дала ей приданое. Из-за этого женихи к ней относятся как к вещи или хотят самоутвердиться на фоне ее. Мужчины не воспринимают ее серьезно. Девушка разочаровывается в людях. Но, она не предает свою мечту выйти замуж по любви, она борется и идет до конца. Лариса не собирается выходить замуж по расчету.

Бесприданница искренне верит в любовь, дружбу и добро. Но, люди, которые ее окружают, делают все для того, что бы ее вера в лучшее угасла. У нее чистая душа. Ей приходится жить в обществе, где все решают деньги. Лариса ощущает пустоту, поэтому смерть ее не пугает, а только радует.