Скрипка виолончель альт контрабас описания каждый инструмент. Музыкальный инструмент: Виолончель

Работы одного из мастеров семейства Амати. басовый инструмент скрипичного семейства, настроенный октавой ниже альта. Исполнитель ставит виолончель на пол и играет на ней сидя. Первоначально, в 16 в., это был чисто ансамблевый инструмент,… … Энциклопедия Кольера

- (итал. violoncello, от viola виола). Музыкальный инструмент, средний между скрипкой и контрабасом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИОЛОНЧЕЛЬ 4 струнный смычковый инструмент, изобретенный музыкантом … Словарь иностранных слов русского языка

виолончель - и, ж. violoncelle, ит. violoncelle. 1. муз. Четырехструнное смычковое орудие, по месту и звуку среднее между альтом и басом. Даль.Играет на виолончелле. Прим. Вед. 1738 178. Играли на двух скрипицах и филоншели. 20. 7. 1789. КФЖ. // Ливанова 2… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Виолончель - Виолончель. ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. violoncello) музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового регистра. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв.: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал.… … Большой Энциклопедический словарь

Басетля, хордофон, инструмент Словарь русских синонимов. виолончель сущ., кол во синонимов: 6 басетля (3) гамба … Словарь синонимов

- (Violoncello, сокращенно Cello) инструмент средний междуальтом и контрабасом; имеет увеличенную форму альта. Он заменилстаринный инструмент viola di Gamba. Строй такой же, как и у альта, нотолько октавой ниже. Звуковой объем его очень большой, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо тенорового звучания. Появился в 15 16 вв. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17 18 вв. (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и… … Современная энциклопедия

ВИОЛОНЧЕЛЬ, виолончели, жен. (итал. violoncello) (муз.). Смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, имеющий форму скрипки большой величины. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИОЛОНЧЕЛЬ, и, жен. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. | прил. виолончельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

На первый взгляд кажется, что виолончель и контрабас неотличимы: почти одинаковая форма, одинаковое количество струн. Тем не менее, это два самостоятельных инструмента, которые различаются по конструкции, размерам, приемам игры.

Виолончель

Виолончель - инструмент категории “струнные смычковые”. Ее используют для сольной игры, звучит виолончель в составе оркестра, и в квартете струнных.

Диапазон звучания виолончели: до большой октавы - ля четвертой октавы. По этой причине ноты для этого инструмента записываются в нескольких ключах (басовом, альтовом и скрипичном). Виолончель звучит сочно, верхний регистр немного приглушен.

Принцип игры на виолончели, включая исполнение штрихов, такой же, как на скрипке. Но из-за того, что виолончель больше по размеру, играть на ней сложнее. Приемы игры на виолончели включают пиццикато и флажолеты. Играют на виолончели сидя и с помощью смычка.

Контрабас

Контрабас тоже входит в число струнных смычковых и является самым большим представителем этого «семейства» (до двух метров) и самым низким по звучанию. Контрабас используют в симфоническом оркестре, в камерных ансамблях, в джазе, рокабилли.

Контрабас звучит в диапазоне ми контроктавы - соль первой октавы. У него низкое, густое звучание, которое делает его легко узнаваемым. Контрабас редко используют для сольной игры, хотя некоторые музыканты специализируются на соло на контрабасе.

Для контрабаса используют приемы игры и штрихи, как на скрипке, но его размеры ограничивают возможности игры. Например, на нем трудно играть гаммы и скачки, зато интересно звучит пиццикато. Если на контрабасе играют в стиле рокабилли и сайкобилли, то используется техника слэпа. Играют на контрабасе стоя, смычком или пальцами.

Сравнение контрабаса и виолончели

  • виолончель и контрабас относятся к одному виду инструментов: струнные смычковые;
  • виолончель меньше контрабаса;
  • на виолончели играют сидя, на контрабасе - стоя;
  • у контрабаса звучание ниже, чем у виолончели;
  • приемы игры на контрабасе и виолончели похожи.
  • на виолончели играют только смычком, а на контрабасе и смычком, и пальцами

Если вы хотите начать обучаться игре на одном из этих инструментов, выбирайте, исходя из личных предпочтений, звучания и стиля музыки, который вам по душе. Посоветуйтесь с педагогом по игре на струнных смычковых , послушайте, как звучит каждый инструмент. Так вы поймете, какой инструмент вас привлекает. Также выбирайте инструмент, исходя из стиля музыки, в котором вы планируете играть.

Струнные смычковые инструменты Струнные смычковые инструменты (итал., ед. ч. viola), семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, распростренных в вв. в Зап. Европе. Сходные по форме, различаются размерами, пропорциями, тесситурой, строем, количеством струн. Сопрановые и альтовые виолы, в том числе виоль д"амур (франц. viole d"amour), при игре держали горизонтально у плеча (общее название виола да браччо, итал. da braccio), теноровые и басовые вертикально. Наиболее распространенная разновидность виола да гамба (итал. da gamba), по размерам близкая виолончели. В И О Л Ы


Струнные смычковые инструменты 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. С К Р И П К А


Струнные смычковые инструменты инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки): до- соль-ре-ля. А Л Ь Т


Струнные смычковые инструменты (итал. violoncello), музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 1516 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 1718 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. В И О Л О Н Ч Е Л Ь


Струнные смычковые инструменты самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. «Предками» контрабаса были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. По внешнему виду современный контрабас схож с виолончелью, однако значительно превосходит ее по размерам. Длина инструмента - около 2 м; играют на контрабасе, сидя на высоком табурете или стоя (т. к. исполнителю часто приходится перегибаться через «покатые плечи» инструмента, чтобы извлечь высокие ноты). Контрабас, как правило, имеет четыре струны, настроенные по квартам: соль-ре-ля- ми. К о н т р а б а с




Деревянные духовые инструменты муз. инструмент, один из самых древних по происхождению. «Предки» флейты - тростниковые дудки, свирели.. В нижнем регистре флейта звучит матово, чуть гнусаво, в среднем - певуче и насыщенно, в верхнем звучание ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым. Флейте как инструменту подвижному обычно поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических фраз, легких и грациозно- блестящих пассажей. Ф Л Е Й Т А


Деревянные духовые инструменты Непосредственным его предшественником считают зурну - инструмент, распространенный на Кавказе и в Средней Азии. С XVII века гобой - непременный участник военных оркестров, а также ансамблей, сопровождавших оперные и балетные спектакли; с XVIII века гобой занял прочное место в симфоническом оркестре. Устройство гобоя несложно. Это небольшая (длиной около 60 см) трубка, расширяющаяся к концу. Гобой снабжен системой боковых клапанов, с помощью которых регулируют высоту звука. Воздух вдувается в трубку через язычок, расположенный на верхнем (узком) конце инструмента. По звучанию гобой сильно отличается от своих «соседей» по симфоническому оркестру - флейты, кларнета, фагота. Охватывая большой диапазон, он в разных регистрах звучит по-разному. Верхние звуки пронзительны, крикливы, нижние - резки и грубоваты; средний регистр - сочный, очень выразительный (правда, несколько «гнусавого» оттенка). На гобое великолепно звучат протяжные лирические мелодии. Менее характерны для него пассажи или резкие скачки. Диапазон гобоя - си малой - фа 2-й октавы. Г о б о й


Деревянные духовые инструменты (альтовый гобой) Возник в 1-й половине XVIII века из охотничьего гобоя, имевшего форму рожка. Название «английского» рожок получил случайно: французское слово anglais - означает «согнутый углом»; характерный внешний признак этого инструмента - изогнутая под углом металлическая втулка для трости. По размерам английский рожок больше гобоя. Корпус инструмента, снабженный системой клапанов, завершается грушевидным раструбом. Тембр английского рожка - пряный, меланхоличный, по определению Н. Римского-Корсакова, «лениво-мечтательный». Многие композиторы использовали этот инструмент для передачи в музыке «восточного» колорита (симфоническая картина А. Бородина «В Средней Азии», пляска персидок в опере М. Мусоргского «Хованщина», восточные танцы в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и др.). Диапазон английского рожка: си малой октавы - фа 3-й октавы. Английский рожок


Деревянные духовые инструменты его «Предками» можно считать инструменты Древнего Египта. В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVIII века. Кларнет представляет собой деревянную трубку (длиной около 70 см) с небольшим раструбом. Воздух вдувается через специальный клювообразный мундштук, к которому крепится тонкая камышовая трость (в отличие от гобоя - одинарная). Инструмент снабжен сложной системой клапанов и отверстий. Диапазон - больше трех октав: ми большой октавы - фа 3-й октавы. Нижние звуки его несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, ясным, а в самом верхнем регистре - пронзительным. Кларнет - единственный представитель деревянной группы симфонического оркестра, которому доступны значительное усиление и ослабление силы звука. К Л А Р Н Е Т


Деревянные духовые инструменты -низкий по звучанию инструмент, изобретенный в XVI веке. Представляет собой длинную трубку (длина ее канала 2,5 м), сложенную в несколько раз: итальянское fagotto означает - вязанка, связка. Корпус инструмента имеет около 30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, остальные клапанами. Диапазон фагота: си-бемоль контроктавы – ми 2-й октавы. Тембр его в нижнем регистре - несколько мрачный, в среднем - певучий, мягкий, выразительный (органного характера), в верхнем - немного напряженный, резкий, чуть хриплый. Быстрые пассажи на фаготе нередко производят комическое впечатление. Ф А Г О Т




Медные духовые инструменты была известна задолго до нашей эры. В средние века игрой на трубах сопровождались рыцарские турниры, культовые обряды, военные церемонии. С XVII века трубу начали применять в оркестрах; И. С. Бах и Г. Гендель широко использовали ее в своих произведениях. Изобретение вентильного механизма (начало XIX века) значительно расширило звуковые возможности инструмента: звукоряд его стал хроматическим. Современная труба представляет собой трубку, согнутую в несколько раз и завершающуюся небольшим раструбом. Узкий конец ее снабжен мундштуком. Диапазон инструмента довольно значителен: ми малой октавы - до 2-й октавы. Нижние звуки имеют своеобразную «таинственную» окраску, высокие - яркую, «праздничную», звонкую. Форте трубы в высоком регистре способно прорезать самую мощную оркестровую звучность Труба


Медные духовые инструменты - ведет происхождение от старинного охотничьего рога (немецкое Waldhorn - лесной рог). Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Тембр валторны - мягкий, певучий, богатый красками, великолепно сливающийся с тембрами струнных и деревянных. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего пианиссимо до мощного форте (существует специальный прием игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания). Роль сурдины обычно выполняет свободная правая рука исполнителя: звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску. Диапазон валторны - около 3 1/2 октав. Валторна


Медные духовые инструменты муз. инструмент известный с XV века (trombone, увеличительное от tromba труба; Posaune нем.) металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы., В верхней ее части помещается мундштук, т. е. чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от вдвигания повышается. Т. бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es, теноровый в b, басовый в f или es. Тромбон


Медные духовые инструменты - самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. По конструкции напоминает трубу большого размера. Корпус тубы (изготавливаемый из латунной жести) представляет собой длинную, свернутую несколько раз, постепенно расширяющуюся трубку: длина ее в развернутом виде достигает 4 м. Подобно контрабасу в смычковой группе или фаготу в деревянной, туба выполняет функцию басовой опоры среди медных инструментов (часто она дублирует на октаву ниже партию 3-го тромбона). Диапазон тубы: си контроктавы - фа 1-й октавы. Т у б а






Ударные инструменты группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Высоту звучания литавры, настроенной всегда на какой-либо определенный звук, можно изменить путем большего (или меньшего) натяжения поверхности кожи. Такую перестройку (при помощи винтов) производит литаврист, используя для этого паузы во время игры. При этом объем звучания каждой из литавр, как правило, не превышает сексты. Литавры


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Гонг представляет собой большой бронзовый диск с загнутыми краями, свободно подвешенный на металлической раме. При игре ударяют в центр гонга большой колотушкой, обтянутой фильцем. При необходимости звучание может быть прервано легким прикосновением ладони. Гонг, передает настроение таинственности, ужаса, тревоги. Гонг




Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Тембр инструмента - ясный, звонкий, блестящий. Колокольчики привезены в Европу голландскими колонистами с островов Юго-Восточной Азии в XVII веке. Первоначально они действительно представляли собой набор маленьких колокольчиков различной высоты звука. Однако в середине XIX века колокольчики были заменены набором стальных пластинок, и в таком виде инструмент сохранился до настоящего времени, не изменив своего названия (впрочем, иногда его называют также металлофоном). Колокольчики


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Такого рода заменители колоколов стали применять в оперно- симфонических оркестрах еще в эпоху французской революции (впервые у Л. Керубини). Звук извлекается при помощи колотушки, головка которой обтянута кожей. Диапазон инструмента - около 1 1/2 октав (начиная от фа большой октавы). Колокола


Ударные инструменты - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. С начала XIX века бубен применялся в военных, а позже и в симфонических оркестрах. Бубен издавна применяется для ритмического сопровождения пляски или пения. У многих народов Средней Азии широко распространено искусство сольной игры на бубне. В партии бубна, как и других ударных инструментов с неопределенной высотой звука, фиксируется лишь ритмический рисунок, записываемый на одной линейке (нитке). Б у б е н


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon - дерево, древесина и phone - звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Звук извлекается при помощи двух ложкообразных деревянных палочек. При громкой игре звук получается сухой, щелкающий, резкий; при тихой - мягкий, «булькающий». Объем звучания ксилофона зависит от количества брусков (число их иногда превышает 40); наиболее типичный диапазон: до 1-й октавы - ми 3-й октавы. Будучи инструментом древнего происхождения, ксилофон пришел в Европу из Азии в средние века и до XIX века оставался народным инструментом. Ксилофон


Ударно-клавишный инструмент инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Звук челесты - нежный, «серебристый», по тембру близкий к арфе (итальянское celesta означает - небесный). Диапазон охватывает четыре октавы (начиная от до 1 октавы). Первыми ввели челесту в оркестр французские композиторы. Этот инструмент использовал П. Чайковский в двух произведениях, написанных в 1891 году, - симфонической балладе «Воевода» и балете «Щелкунчик». Ч е л е с т а


Ударные инструменты - ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Существуют также кастаньеты без рукояток - так называемые балетные; танцовщица надевает их на запястье и во время танца приводит в движение пальцами. Кастаньеты - инструмент древнего происхождения. В Европу они проникли с Арабского Востока и получили особенное распространение в Испании, а затем в странах Латинской Америки. Будучи традиционным атрибутом испанских народных танцев (сегидилья, болеро и др.), кастаньеты и в симфоническом оркестре применяются для создания «испанского» колорита Кастаньеты

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые музыкальные инструменты очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

Стру́нный музыка́льный инструме́нт - это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн . В системе Хорнбостеля - Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли,балалайка и домра и др . Типы струнных инструментов[править | править исходный текст]

См. также полный список струнных инструментов .

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники - щипок, смычок и удар.

Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты - группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведениясмычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнно-смычковых инструмента:

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

    Первые скрипки

    Вторые скрипки

    Виолончели

    Контрабасы.

Изредка выписывается партия для самого низкого струнно смычкового инструмента--октобаса

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до до пятой октавы.

Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце XVII века, только смычок в современном виде появился к концу XVIII века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.

Источник звука у всех инструментов - струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco ) или пальцами (pizzicato )

Мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов называется Скрипичный мастер или Мастер смычковых музыкальных инструментов .

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d 1 ,a 1 ,e 2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a 4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c"или же до (до малой октавы). Происхождение и история[править | править исходный текст]

Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини,1505 год.

Миниатюра «Давид-псалмопевец» (фрагмент). Годуновская псалтирь, 1594 год

«Генеалогическое дерево» происхождения современной скрипки. Encyclopædia Britannica, 11е изд.

Прародителями скрипки были арабский ребараб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу отсюда итальянское название скрипки violino, а также славянский четырёхструнный инструмент квинтового строя ж и г а (отсюда немецкое название скрипки - geige). В качестве народного инструмента скрипка особенно широкое распространение получила в Польше, Украине, Румынии, Истрии и Далмации(ныне Югославии). Продолжавшаяся в течении нескольких веков борьба между аристократической виолой и народной скрипкой окончилась победой последней. В середине ХVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Гаспар Бартолометти да Сало(ок. 1542-1609) - родоначальник школы мастеров г.Бреши и Андреа Амати (1535-ок.1611) - основатель Кремонской школы.] . Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати . Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современникаКарло Фарины. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини,Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Cо 2ой половины 19 века получает распространение среди татар . С 20 века встречается в музыкальном быту башкир .

Альт (англ. и итал. viola , фр. alto , нем. Bratsche ) или альт скрипичный -струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что искрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта - следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров [ источник не указан 1220 дней ] . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет, Ким Кашкашьян, Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов -симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет и др.

Традиционно альтистами не становились с детства, переходя на этот инструмент в более зрелом возрасте (в конце музыкальной школы, при поступлении в училище или консерваторию). В основном на альт переходят скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Некоторые известные музыканты успешно совмещали исполнение на скрипке и на альте, например, Никколо Паганини и Давид Ойстрах.

Виолонче́ль (итал. violoncello , сокр. cello , нем. Violoncello , фр. violoncelle ,англ. cello ) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).

В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци,Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

Виола да гамба (итал. viola da gamba - ножная виола ) - старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, - отсюда название.

Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов сохраняла своё значение: для неё написаны многие произведения важнейших авторов середины XVIII века. Однако уже в конце столетия эти партии исполнялись на виолончели. Гёте назвал Карла Фридриха Абеля последним виртуозом на гамбе. В начале XX века исполнители-аутентисты возродили виолу да гамба: первым гамбистом нового времени стал Христиан Дёберайнер, дебютировавший в этом качестве в 1905 г. исполнением сонаты Абеля.

Контраба́с (итал. contrabbasso или ss}}) - самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемыхсмычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.(семейство Виола да ГАМБА, Viola da GAMBA) ... Имеет четыре струны, настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше. Настоящий контрабас впервые был упомянут в книге в 1566 году. Автор этой книги ошибочно нарисовал скрипку. Потом ему пришла идея, что можно создать такой инструмент. Автор этой книги не известный для современный людей, но известно, что книга написана в средней Азии, когда жителям тех земель представляли Европу. Вскоре, про идею о новом инструменте преподнесли в Европу. В то время Европа была самым бедным местом во всём мире. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D 1 , E 1 , A 1 , D, G (ре, ми, ля большой, ре, соль малой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами, - значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G 1 , D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до ) или по квартам (A 1 , D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C 1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века - в частности, Сергей Кусевицкий иАдольф Мишек.