В чем разница между онегиным и ленским. Что роднит онегина и ленского

Всесторонне познакомив читателя с Евгением Онегиным, Пушкин вводит в действие романа второго главного героя - Владимира Ленского и тут же дает обоим точную характеристику:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
И при этой непохожести Онегин и Ленский тем не менее имеют нечто общее, роднящее и сближающее их. Именно это общее и привлекает Пушкина, помогая создать вокруг героев нужный ему мир. Именно они станут для поэта теми персонажами, опираясь на которые он построит свою концепцию мыслящего человека эпохи.
Из первой главы читатель узнает о воспитании Онегина, образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, произведенном на общество молодым героем. Что же можно выделить главное в этом повествовании об Онегине?
Вероятно, то, чем герой резко выделялся из своей среды. В эпоху, когда властителями дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии Адама Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской жизни: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Однако самым главным в этом рассказе о герое оказывается признания автора: Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Пушкин не разъясняет, в чем состоит эта «неподражательная странность», но, упомянутая автором вскользь в первой главе, она отзовется позже в восьмой главе романа.
О Ленском рассказано значительно меньше. Можно с уверенностью предположить, что его раннее детство было весьма похоже на детство Онегина, с той лишь единственной разницей, что его отправили учиться в Европу, откуда он и приезжает в деревню.
...Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Воспитанный «под небом Шиллера и Гете», Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, высокие идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: «Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред».
Разность темпераментов и умственных интересов сделала их страстными спорщиками, интересными собеседниками, но одновременно они стали чужими всем деревенским соседям с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Скептик Онегин и романтик Ленский непонятны соседям. Они не вписывались в тоску и монотонность привычной деревенской жизни.
Естественно возникает вопрос: чего же больше между героями романа - притяжения или отталкивания? Пожалуй, существенно и то и другое. Конечно, Онегин и Ленский антиподы, но они не антагонисты, как многие другие традиционные пары русской литературы: Чацкий и Молча- лин, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Базаров и Кирсанов.
Едва ли не главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте романа не героя и злодея, а молодых героев, просто по-разному воплотивших в себе мысли и чувства определенной исторической эпохи. Автор не сталкивает их в остром конфликте, а развивает две линии романа, идущие параллельно, отличающиеся одна от другой не меньше, чем характеры главных героев.
Современники Пушкина считали недостаточно мотивированной дуэль Онегина и Ленского. В связи с этим Юрий Тынянов обращает внимание на черты характера прототипа Ленского - такого же заоблачного мечтателя Кюхельбекера - и утверждает, что для Пушкина эти мотивировки оказались достаточными, хотя и остались за пределами произведения.
Дуэль Онегина и Ленского - переломный пункт, кульминация романа. Для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина становится началом отсчета новой жизни. Пустившись в странствия, оставив деревню, Петербург и свет, Онегин ищет не просто новых впечатлений, а нового смысла жизни, ищет самого себя.
Об этой странице его биографии читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно вынес «Путешествие Онегина» за пределы романа. Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем, разгадать которого окружающие не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светской толпой.
Теперь Онегин не по плечу пустому свету, а поэтому странен, так же как был странен грибоедовский Чацкий, горестно восклицавший: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?» Эти странные герои не находят себе места в жизни.
Поэту Пушкину, естественно, жаль поэта Владимира Ленского, который, «быть может... для блага мира иль хоть для славы был рожден». Но жаль ему и Евгения Онегина, которому «грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Очень разные, почти противоположные Онегин и Ленский объединены состраданием автора к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам.
Эти два героя Пушкина будили мысль, живое чувство своим отрицанием общепринятых норм, ясным пониманием, что им не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность.

такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил» . Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость: * Мы все учились понемногу * Чему-нибудь и как-нибудь, * Так воспитаньем, слава богу, * У нас немудрено блеснуть… Далее он дает характеристику Онегину; * Он по-французски совершенно * Мог изъясняться и писал; * Легко мазурку танцевал * И кланялся непринужденно; * Чего ж вам больше? * Свет решил, * Что он умен и очень мил. По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру: * Хандра ждала его на страже, * И бегала за ним она, * Как тень иль верная жена. От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его» . В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности: * Ярем он барщины старинной * Оброком легким заменил; Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света» . В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: "Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… " Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт» . У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради» , хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» . «Не столь различны меж собой» . Объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу

Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил» . Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость: * Мы все учились понемногу * Чему-нибудь и как-нибудь, * Так воспитаньем, слава богу, * У нас немудрено блеснуть… Далее он дает характеристику Онегину; * Он по-французски совершенно * Мог изъясняться и писал; * Легко мазурку танцевал * И кланялся непринужденно; * Чего ж вам больше? * Свет решил, * Что он умен и очень мил. По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру: * Хандра ждала его на страже, * И бегала за ним она, * Как тень иль верная жена. От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его» . В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности: * Ярем он барщины старинной * Оброком легким заменил; Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света» . В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: "Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… " Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт» . У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради» , хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» . «Не столь различны меж собой» . Объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу.

1. Что объединило Онегина и Ленского?
2. Различия между этими персонажами.
3. Дуэль между приятелями.

В строках, вынесенных в эпиграф, А. С. Пушкин характеризует героев своего романа «Евгений Онегин» как абсолютные противоположности. Так ли это? Только ли от скуки завязалась дружба между этими людьми? Ведь Онегин почему-то не стремился к общению с другими соседями, а уезжал из дому, едва заслышав «их домашни дроги». Значит, до поры до времени Онегину и Ленскому было интересно общаться друг с другом, было что-то, что их объединяло, помимо скуки сельской жизни. Итак, что же общего у Онегина и Ленского? Во-первых, оба эти человека являлись представителями одной и той социальной группы: они — дворяне, помещики. Во-вторых, несмотря на разницу в возрасте, оба молоды. В-третьих — это, пожалуй, стоит рассматривать как одну из основных причин их сближения. Уровень их культуры и образованности выше, чем у остальных соседей, ведущих разговоры «про дождь, про лен, про скотный двор».

О познаниях Онегина в разных сферах Пушкин пишет с легкой иронией («Мы все учились понемногу...»). Образование главный герой романа получил весьма поверхностное, но в то же время оно затронуло широкий круг научных дисциплин. Разумеется, Онегин превосходно владеет французским языком, у него изящные манеры, он способен поддерживать непринужденный разговор в обществе. Кроме того, немного знает латынь, читал труды ученых-экономистов. О познаниях Ленского Пушкин подробно не распространяется, упомянув лишь, что этот юноша недавно учился в Геттингенском университете в Германии. Ленский интересуется философией («поклонник Канта») и литературой, более того, он поэт. Здесь уже нужно перейти к различиям между Ленским и Онегиным: Онегин чужд поэзии, он не имеет «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». Однако определенный интерес к литературе у Онегина тоже имелся: среди его настольных книг Пушкин отмечает произведения Байрона, модного в то время поэта, одного из основоположников традиций романтизма. Что же касается Ленского, то весь его облик свидетельствует о том, что он живо воспринял идеи этого литературного направления:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Но если внешность Ленского находится в гармонии с его внутренним миром, является его отражением, то вылощенная внешность Онегина прикрывает его скуку и разочарование во всем и вся. Забота о своей внешности отнимает у Онегина немало времени: например, Пушкин с легкой иронией пишет о том, как его герой полирует ногти. Большое внимание писатель уделяет тому, как развивалась дружба между его героями. Ленский нашел в Онегине снисходительного и терпеливого слушателя, который один из всех соседей «мог оценить его дары». Им обоим не интересны повседневные беседы сельских помещиков о бытовых проблемах. Они предпочитают обсуждать

Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые...

Но, конечно, одной из главных тем, обсуждаемых двумя приятелями, была любовь. Еще до появления Ленского Пушкин достаточно подробно описал светскую жизнь Онегина, который был не последним в «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Однако нужно подчеркнуть, что любовные увлечения Онегина были лишены глубины чувства. Главный герой романа Пушкина в сфере чувств действовал продуманно и последовательно: «Как рано мог он лицемерить», «Как он умел казаться новым». Всем увлечениям Онегина недоставало силы и искренности, поэтому ему и стало скучно. Все его романтические приключения развивались по заданному алгоритму, не затрагивая его души. Совершенно иначе относился к любви Ленский. С пылом романтика «он верил, что душа родная соединиться с ним должна», воспринимал свое чувство к Ольге с благоговейным трепетом. Чрезмерно серьезное отношение к предмету своего обожания, конечно, выглядит несколько комично, однако именно эта серьезность и становится причиной трагедии. Ленский видит в Ольге идеал, которым она, конечно, не является. Ольга — живая девушка, привлекательная и ветреная, ей чужды глубокие переживания и тревоги. Наверное, она по-своему любила Ленского — да и как не любить образованного, красивого жениха, сочиняющего премилые стишки в честь своей невесты? Но и неожиданное внимание Онегина ей приятно. Едва ли Ольга помышляла о чем-то, что являлось бы нарушением верности Ленскому. Подумаешь, протанцевала несколько раз с другим, улыбнулась, пожала руку — из-за чего тут стреляться с приятелем? Обостренные переживания Ленского связаны с его романтическим взглядом на мир, с преувеличенно-восторженным отношением к своей невесте. Ему кажется, что и нескромный взгляд постороннего человека бросает на нее тень.

А как относится к любви Онегин? «Вчуже» он «чувство уважал», поэтому долгое время благожелательно выслушивал романтические бредни? Ленского, поэтому с сочувствием отнесся к Татьяне. Но хотя герой и отметил незаурядность Татьяны, он не способен ответить на ее чувство. Онегин поступил с девушкой благородно. Но его скучающую душу не в силах воспламенить искренняя юношеская страсть. Онегин растратил душевные силы на поверхностные увлечения, он утратил непосредственность и яркость восприятия, характеризующую чувства Ленского и Татьяны.

Но различия между героями не мешала им дружить. Так ли неизбежна была дуэль, приведшая к роковому финалу? Как ни парадоксально это звучит, причиной дуэли стала личностная незрелость обоих приятелей. Однако если Ленскому при его молодости еще простительны необдуманные вспышки, то Онегин, с его знанием жизни и людей, оказался не на высоте в ситуации выбора — принять вызов друга или попытаться уладить миром проблему, не стоящую того? Онегин презирает свет:

Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Чье мнение толкает Онегина принять вызов Ленского? Неужели тех помещиков, от которых он скрывался из дому, чтобы не быть вынужденным беседовать с ними «о сенокосе, о вине, о псарне»? И ведь он и сам понимает, что поступает не так, как велит ему совесть:

...Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.

И тут обнаруживается еще одно сходство между Онегиным и Ленским: оба они внутренне не свободны. Ленский — пленник романтизма, Онегин — пленник презираемых им светских установлений. Ленский искренне верит в свою правоту. Онегин — видит реальную картину, и все же поступает в соответствии со светским ритуалом: «Сказал, что он всегда готов». А ведь дуэли можно было бы избежать, если Онегин, поведение которого по отношению к соседям можно охарактеризовать словосочетанием «дразнить гусей», проявил бы настоящую решительность и мудрость.

ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое
любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман
был, по словам Пушкина, "плодом ума холодных наблюдений и сердца
горестных замет". На широком фоне картин русской жизни показана
драматическая судьба лучших людей передовой дворянской
интеллигенции. Принадлежа к высшим аристократическим кругам,
Пушкин хорошо знал жизнь света. Его герой, Евгений Онегин, лучшие
свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры,
любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта
жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царят
скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и
томятся

, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает
типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва
маман за ним водила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя,
но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался
обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы
вспоминает свою молодость: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь
и как-нибудь, Но вocnumaньем, слава богу, У пас немудрено блеснуть...
Далее он дает характеристику Онегину: Он по-французски
совершенно
Мог изъяснятъся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся
непринужденно. Чего вам больше? Свет решил, Что он умен и очень
мил.
По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал
немного классическую литературу, имел представление об Адаме
Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим,
пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического
протеста, как у грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и
пресыщение удовольствиями света привели к
тому, что Онегин теряет
интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:Xaндpa ждала его на
страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.
От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо
деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не
привела ни к чему. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".
В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще
одну попытку практической деятельности:Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем
надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед...
Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие
и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил
от "высшего света".
В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип
дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в
постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он
младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии
туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный...
Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он
"поклонник Канта и поэт". У него над разумом давлеют чувства, он
верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый

идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский
смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную
душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой.
Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле
он
погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что
общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к
привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по
своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая
душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это
прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин
пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла
надежда, и мира новый блеск и шум". Онегин слушал пылкие речи
Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию.
Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному
блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да
верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и
юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин
же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не
знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный
тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в
жизни Онегин.
Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает
общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись: волна и камень,
стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? "Не столь
различны меж собой"? Как понимать эту фразу? На мой взгляд,
объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие
индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы
неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами
- себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин
вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его
мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства
чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба
Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а,
может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман,
считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин.пишет: "Во
многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне
счастлив и рогат носил бы стеганый халат". Я думаю, Онегин все-таки
был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо
приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы
исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность
жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе
Онегин, он пишет о себе и о нем:
Я был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жuзнъ
обоих нас, В обоих сердцах жар угас.
Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические
отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это
можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не
хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне
крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска. "Пушкин воплотил в Онегине
многие из тех черт, которые позднее развернутся в отдельных
персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других. А
такие романтики, как-Ленский, не могут противостоять ударам жизни:
они либо примиряются с ней, либо гибнут.