Васту — гармония дома. Что это значит для нас

Стхира Васту. Васту Пуруша - божество, ответственное за энергию места

Васту Пуруша мандала - простой рисунок, подобный янтре.

Большинство текстов оговаривают в качестве особого условия, что каждое строение должно сообразоваться Васту Пуруша мандалой. В свое время этот рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаграмма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрываемую вселенским Пурушей в проявленном мире.

Васту - телесное существование, место;
Пуруша - верховный принцип, источник Космоса;
мандала - замкнутая многоугольная фигура.

Точные пропорции Васту Пуруша мандалы не имеют значения, поскольку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитектора. Ритуальная диаграмма понимается как идеограмма. Согласно ей храм представляет материализацию понятий, которые она воплощает.

Васту Пуруша мандала - геометрический рисунок, который содержит в себе квадрат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая распространенная композиция состоит из 64 (8x8) или 81 (9x9) квадратов, в которых центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брахме . Другие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии в 1024 квадрата. Традиция определяет 32 типа мандалы, простейшая из которых - квадрат. Такая мандала называется сакала, она предписывается для аскетического места. Она представляет собой пространство вокруг жертвенного огня и никогда не использовалась в качестве схемы здания.

Печака - сехма зон влияния первоэлементов в доме (по Майямате)

На печака-мандале показаны четыре области, находящиеся под влиянием демонических сил. Такой план может использоваться для поклонения Господу Шиве .

Мандала, состоящая из 9 квадратов, называется питха-мандала (мандала трона).

Когда мандала используется в архитектуре, в ее центральной зоне размещается утробная комната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахождение божеств, относящихся к 8 направлениям космоса. Эти, в свою очередь, окружены 32 божествами небесных тел (28 лунных и 4 управляющих солнцестояниями и равноденствиями).

Сетка Васту Пуруши мандалы выровнена по главным точкам так, чтобы вся структура являла собой наиболее экономичные генератор и коллектор энергии. Как только проектировщик заканчивает сетку, он уже может разместить на ней стены и столбы здания. Если сетка находится в гармонии с решеткой Земли, то выбранное место и Земля пребывают в гармонии. Если же имеется какое-либо искажение или отклонение на линиях сетки, то гармония выбранного места и энергии Земли нарушена.

Сетка Васту Пуруши мандалы сопрягается с сеткой тонких энергетических каналов, которой покрыта планета Земля - между северным и южными полюсами и между востоком и западом по направлению движения Солнца. Дом, чья энергетическая сетка совпадает с сеткой планеты, насыщается положительной энергией своего окружения в максимальном объеме.

Термин пуруша, как известно, соотносится с человеком и относится к Универсальному Человеку. Это универсальное "Я", самость, антропоморфная форма духовного постоянства в пределах бытия. Пуруша в результате жертвоприношения пребывает в мандале. Он - первичное единство, фрагментированное и многократное. Отдельные части проявления - части его расчлененного тела. Пуруша - это тело Бога, воплощенного в земле и разделенного в пределах бесчисленных форм. Он принес в жертву свое тело ради восстановления единства.

Знание Васту Пуруша мандалы - основание всей индусской архитектуры. Несмотря на свое название, Васту Пуруша мандала отличается от обычных мандал; это фактически квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Вообще, индусам свойственно изображать чертежи мироздания в виде квадрата; примером этого могут служить астрономические и астрологические карты. Квадратный гороскоп с двенадцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, расположенными вокруг центральной квадратной области, известен под названием Раси-чакра. Причем, слово «чакра» означает «колесо». Васту Пуруша мандала, подобно гороскопу, - еще один способ представления круга, показывающий пересечение неба и земли на горизонте.

Все циклические числа индийской космологии основаны на прецессии равноденствий и точных долей числа 2590, которое представляется как произведение 64x81x5,5 - это число самватсары, цикла пяти лунно-солнечных лет.

В практических целях проектировщик обращается к аяди. Вычисления аяди направлены на согласование энергии звезд, под которыми родились обитатели здания, с энергетикой самого здания. Когда все эти энергетические составляющие согласованы, то находящимся внутри постройки гарантировано процветание и духовное благополучие.

В науке васту брахмастхана, или центральный внутренний двор, считается энергетическим сердцем и легкими всего дома. Эта часть дома должна всегда оставаться свободной, там не должно быть столбов, стен, перекрытий. Еще лучше, если она находится в прямом контакте с землей и открыта для небес: это дарует жителям духовную энергию. Если брахмастхану венчает крыша, то необходимо сделать окно для проникновения света.

Расположение комнат определяется сонаправленностью их с энергетическими потоками, которые, в свою очередь, коррелируются с первоэлементами - землей , воздухом , огнем , водой , пространством .

Благоговейное отношение к сакральной архитектуре связывается непосредственно с мандалой. Многие архитектурные решения основаны на форме мандалы, обнаруживая целостную внутреннюю взаимосвязь между элементами и качествами природы. Сакральная наука также определяет процессы сознания как подъем до состояния целостного осознавания. Архетипы, прообразы придают форму «коллективному несознанию», при этом элементы повседневной жизни могут приобретать более сознательную структуру.

Мандала из 64 частей - одна из двух основных мандал, использующихся при устройстве индийских храмов, одного из элементов Васту Пуруша мандалы, системы 32 типов различных мандал.

Васту Пуруша мандала- это символ необусловленной сущности (Пуруша), проявляющей себя в существовании (Васту). Когда эта сущность принимает участие в существовании это приводит к возникновению формы мандалы. Древние индийцы выражали это буквально как божественное слияние, а индивидуальные мандалы рассматривали как символ или принцип Земли. Первоначально Васту Пуруша мандала соответствовала реальному жертвоприношению, символизируя начало новой мировой системы. Этот ритуал отражает сущность жертвования своим безусловным блаженством, начинающим существование во всех своих формах.

32 типа Васту Пуруша мандалы построены на основе группы квадратов. Существует основная мандала, построенная на группе из 9 квадратов, символе земной сферы, с центральным квадратом, соответствующим центру мира. Это центральное ядро всех основных мандал. Мандалы одинаковых чисел строятся из центра, состоящего из четырех блоков. Эта группа блоков представляет ритм четырех этапов, сезонов, элементов, а также направлений сторон света. Она также символ Шивы , божественного преобразователя, чей непрекращающийся танец отражает постоянно изменяющееся движение природы.

Исключительная мобильность при трансформации также описывает закон, на котором построен танец Шивы - танец непрерывного вращения четырехлучевого космического колеса, ось которого - вечность, и которое преобразует все на своем пути.

Принцип постоянства является синонимом динамического принципа мандалы. Мандала - это космическая диаграмма координации циклов пространства и времени, объединения путей неба и Земли. Мандалу часто связывают с божественным разумом, исходящим из высшего Пуруши . И то, что божественный разум создает благодаря процессу постоянства в кристаллической форме мандалы 64 квадратов, является структурой города Бога.

Священные структуры, в основе которых лежит мандала, являются отражением космических законов. Мандалу из 64 квадратов окружают 28 квадратов, которые соответствуют 28-дневному лунному циклу и связаны в индийской астрологической традиции с 28 лунными зонами.

В каббалистической традиции 28 - число совершенного человека, представляемого суммой триединства: духа, души и тела. 28 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7. Эту сумму можно представить в виде треугольника со стороной, равной семи единицам измерения. Три периода по 28 лет - 84 - идеальная длина человеческой жизни.

Для астрологии как системы, связанной с природой и рассматривающей космические ритмы, также характерно использование мандал. Знаки Зодиака , изображающие обычно небесные сущности в природе, описывают различные психологические и земные процессы.

В центре мандалы в соответствующее время устанавливаются изображение или символ определенного божества. Васту Пуруша мандала служит архитектурным проектом основы храма. Храм - это микромир Вселенной. Мандала также отражает этот аспект храма.

Центральный квадрат мандалы символизирует гору Меру, географический центр космоса. В нем визуализируется образ горы. Внешняя структура храма и внутренний квадрат мандалы символизируют священный пик. Вокруг горы Меру устанавливается символический пантеон богов. Каждый бог занимает свой собственный квадрат и располагается в соответствии со значением.

Васту Пуруша мандала выражает квинтэссенцию индуистской философии, перекликаясь с геометрическим выражением идеи отношения Божественного и человеческого. Человеку, каждому божеству и каждой силе во Вселенной отводится определенное место. В центре помещается творец Брахма . Мандала из 81 квадрата содержит 32 квадрата вокруг границы, представляющей четыре кардинальных точки и лунные созвездия. Это представление всего циклического времени, лунного и солнечного. В центре помещается Брахма. Вместе с 32 богами, 33 ведических божества соотносятся с Адхисамватсарой, годом, составленным из 33 затмений. Еще двенадцать божеств находятся в середине - это Адитьи, представляющие положения Солнца в эклиптике. Союз Солнца и Луны - причина творения (риту ). В состоянии фазы новой луны Луна входит в Солнце (согласно «Джайминея Упанишад Брахмане»).

Для того чтобы подчеркнуть роль храма как места пересечения энергетических потоков, мандала представляет также Космического Человека. Размеры квадрата соответствуют размерам человеческого тела: высота примерно равна охвату рук. На таком упрощенном уровне храм становится местом пересечения космических потоков, обителью веры, где люди могут ощутить присутствие божества.

Веды описывают человеческое тело как мини-вселенную, в кторой присутствуют все составные части «большой» вселенной. В человеческом теле находятся и основные элементы вселенной, а именно: энергия, время, место и майя.

Виды Васту Пуруша мандал

Парамасайика

  • Парамасайика - Васту Пуруша мандала из 81 квадрата. На диаграмме представлены имена божеств, которые связаны с определенными частями Васту Пуруши.

  • Мандука - Васту Пуруша мандала из 64 квадратов. Эта простая диаграмма представляет не только энергии направлений космоса, но имеет и астрономическое значение, передавая комплекс циклических изменений - дня, месяца, года и т.д.

Мир в представлении индийской философии предстает в виде огромного Пуруши, мыслимого как мандала. Микрокосмическое тело Пуруши заключает в себе весь мир. Одно из значений термина «васту » - тончайшая частица микрокосма. Считается, что васту - орган творения обоих миров, предстающий как бесконечная неизменная частица. Составной частью этой частицы является Брахма , или изначальная энергия. Все, что представлено на земле, и есть Васту. Таким образом, понятие «васту » охватывает строения, сооружения и прочие объекты, возведенные человеком. Так, Васту Брахма выступает как изначальная тончайшая сущность, а Васту - ее осязаемое представление.

Такие мандалы, 32 варианта которых насчитывают индийские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлением и смыслом индуистского храма. Индусский храм - место, где человек становится Богом.

Южно-индийские архитектурные янтры обычно отражают определенный космический порядок. Три концентрических квадрата образуют иерархию. Внутренний посвящен универсальной сущности, средний представляет область богов, и внешний - земную сферу. За внешним квадратом находятся жители нижнего мира.

Пример храма, построенного с применением янтр, - храм Сурья в Конараке около Бхуванешвара (Орисса). Он был возведен 1240-1280 годах в честь Сурьи , солнечного бога, источника всякого света, духовного и мирского. Исследования показали, что янтры были вложены в пьедестал скульптуры Сурьи. Храм имел две главньм постройки: высокую башню (виману ), которая сейчас разрушена и в которой находился культовый образ Сурьи, и ступенчатый пирамидальный зал для собраний (дхагамохана ), который вел во внутреннее помещение святилища. В фундамент святилища заложена янтра особой конструкции - Сурья Панчабья (5 лотосов) мандала.

Положения Васту Пуруши

Васту Пуруша - это дух земной энергии. С этой энергией работают во время бхуми пуджи - с целью направлять ее в благостное русло.

Три различных положения Васту Пуруши указывают на различные сезонные изменения структуры сознания и природного окружения:

  • Нитья Васту . Взгляд Васту Пуруши меняется через каждые 3 часа.
  • Чхара Васту . Взгляд Васту Пуруши связан с сезонными изменениями и направлен на юг во время Бхадрапады, Ашваюджи и Карттики (сентября, октября и декабря(; на запад во время Маргаширы, Пушьи и Магхи (декабря, января, февраля и марта); на север во время Пхалгуны, Чайтры и Вайсаки (марта, апреля, мая и июня); на восток во время Джьештхи, Ашады и Шраваны (июня, июля, августа и сентября).
  • Стхира Васту . Стхира на санскрите означает "фиксация". Васту Пуруша пребывает в фиксированном положении. Его ноги расположены на юго-западе, левая рука - на северо-западе, правая рука - на юго-востоке. Стхира Васту непосредственно связывается с конструкцией дома, храма, деревни, города.

Если у божества Васту Нара отсутствует правая рука, то домовладелец утратит свое имущество и не будет пользоваться успехом у женщин. Если отсутствует левая рука, то из дома уйдут деньги и еда. При отсутствии головы в доме поселится зло. При отсутствии стоп все появляющиеся на свет мальчики будут вскоре умирать, а сам отец ослабеет. Но если все части хранителя дома присутствуют и гармоничны (это бывает в случае выбора правильных форм жилища), то жители дома будут счастливы, богаты и пользоваться авторитетом в обществе.

Питха-диаграмма (по Майямате)

Мандала - это геометрическая диаграмма с огромными потенциальными возможностями духовной реализации. Ее главная xapaктитеристика - симметрия. Сотворенный мир, который является совершенным изделием совершенного Творца, лучше всего может бытв представлен симметричной мандалой.

Васту-пуруша-мандала

«Земля – мед для всех существ, и все существа – мед для этой земли. Этот сияющий бессмертный пуруша, находящийся в этой земле, – мед для всех существ, и все существа – мед для этого пуруши...» (Мадху-брахмана)

В васту есть замечательная концепция Васту-пуруши, персонифицированного пространства, тогда как джьотишу (астрология) опирается на концепцию Кала-пуруши, или персонифицированного времени. Согласно ведическому мудрецу Вьясе, время не протекает независимо, но всегда имеет относительное материальное воплощение, и тайны Вселенной становятся постижимы только посредством размышления о ней, как лишенной различий между временем и пространством. Васту-пуруша – абстрактное понятие, применимое исключительно к плану участка, поэтому следует умилостивить всех божеств васту, прежде чем приступать к конструированию.

В Ригведе встречается слово «вастошпати» – господин васту, которого древние комментаторы считали духом, оберегающим дом, а также отождествляли с богом Индрой. В ведической мифологии существует предание о битве между Индрой, царем богов, и Вритрой, демоном засухи. Здесь Вритра – асура (Васту-пуруша), который обозначает рождение и все, что оно несет в себе. Индра, как вастошпати, призван удерживать его под контролем. Васту выражает протест против антарикши, которым и является, по сути, любое строение на земле. Этот протест усмиряется путем проведения ритуала васту-прашамана. Бог земли – Агни – располагается в доме как представитель Индры, поэтому ежедневный ритуал поклонения огню противостоит силе асуры, Васту. Примирение с Васту-пурушей происходит не только при строительстве дома, но и при обновлении старых зданий, сооружении пристроек к достроенному дому.

Существуют и другие версии этого мифа. Однажды бог Шива сражался с демоном Андхака. Битва была серьезной, капли пота Шивы упали на землю и приняли форму демона. Он был голоден и поедал все, что оставалось на поле битвы. Когда Андхак был побежден, демон умолил Шиву, и Шива позволил ему родиться. Когда новорожденный Пуруша проголодался и захотел съесть три мира, обитатели этих миров испугались и пожаловались богам. Тогда боги схватили Пурушу за разные части тела и прижали к земле, но не уничтожили, а разрешили жить под землей и питаться подношениями, которые делались во время строительства дома. По другой легенде, когда Пуруша родился, боги и демоны испугались, схватили и прижали его к земле лицом вниз, головой на северо-восток, ногами на юго-запад. Когда демон был усмирен, Брахма благословил Пурушу и назначил его божеством домов. Богов, державших Пурушу, было 45, и место каждого из них указано в классической схеме.

Кроме мифологического, встречается научное объяснение Васту-пуруши. Васту – общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются «васту». Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту-пурушу. Все мы суть васту, и энергия, сущая в нас, есть Васту-пуруша, или воплощенная энергия. И наоборот, само васту есть живой организм, а Васту-пуруша-мандала способствует поддержанию «здоровья» здания как динамически развивающейся структуры.

Васту-пуруша-мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо-восточном углу, а ноги – в юго-западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами. В зависимости от чакры располагаются и помещения в доме: так, комната для совершения ритуалов связана с Вишуддхой, а столовая – с Манипурой. Под их влияние попадают и комнатные растения.

В Васту рекомендуется делать подношения божествам перед началом строительства, причем каждому богу отдельно и именно в том месте, за которое он ответственен. Участок расчищается и делится на зоны, а архитектор ходит по участку, называет каждого бога по имени и предлагает им подношения. Если боги умилостивлены дарами, то в доме будет царить достаток, гармония и благополучие. Приняты также ежедневные ритуалы, смысл которых состоит в приглашении божествам занять свои места в доме, богу богатства – на голове, а сущностям времени и смерти – на ногах. Богу созидания Брахме и богу архитектуры Вишвакарме отведено место в самом центре, в сердце. Ваступуруша «бодрствует», когда он расположен по основным направлениям: север, юг, восток и запад, и «спит», когда расположен иначе.

Существует ряд точек на теле Пуруши, которые считаются слабыми, уязвимыми, например область, соответствующая сердцу, и в этих местах запрещено ставить тяжелую мебель или размещать колонны. В древних текстах отмечается, что если на плане дома или участка у Ваступуруши нет правой руки (сектора между восточным и юго-восточным направлениями), то жители будут лишены богатства, а хозяин будет несчастен из-за женщин. Если у него нет левой руки (сектора между северным и северо-западным направлениями), жители будут плохо обеспечены материально. Если у него нет ног (сектора между юго-западным и западным направлениями), то это неблагоприятно для хозяина и грозит опасностью сыновьям. Если же у Ваступуруши нет головы, то это очень плохо во всех отношениях.

1. «Майямата» (один из самых значительных индийских трудов по науке о строении зданий. Маамуни Майян – древний основатель Васту Шастра является автором этого монументального трактата. В этой работе глубоко и всесторонне излагаются вопросы, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и Храмов и просто Домов. Определяется выбор места для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения ворот, дверей и флигелей. Маамуни Майян был выдающимся и известным Джйотиш-Астрологом из Южной Индии).

2. «Манасара» (в этом труде излагаются универсальные идеи Васту, а также содержатся изображения, священные в джайнизме и буддизме).

3. «Агнипурана».


4. «Ваюпурана».


5. «Скандапурана».

6. «Матсьяпурана».

7. «Сурьяпурана» (в них описывается Васту для жилых зданий, Храмов, городов, залов для проведения торжеств, а также Васту для резных орнаментов, колонн и растительных посадок).

8. «Брихат Самхита» (освещает вопросы, связанные с топографией, устройством ландшафта и архитектурой жилых домов и Храмов). «Брихат Джатака» (содержит оценку различных уровней квалификации специалиста по Васту).

9. «Висвакарма пракаш».

10. «Вааступадавиньяс» (эти два трактата посвящены монументам, жилым домам и дворцам). 11. «Висвакарма Васту-Шастра» (известный трактат, написанный в VI в н.э. В нем говорится о выборе участка и об использовании строительных материалов с учетом Васту).

12. «Самарангана Сутрадхара» (Буддийский трактат, в котором обсуждается строительство зданий на основе Васту).

13. «Камикагама».


14. «Каранагама».


15. «Супрабхедагама».

16. «Ваикханагама» (эти два труда – Агамы – это тексты, посвященные разным видам почитания Богов в архитектуре Храмов).

17. «Кирана Тантра».

18. «Хайяшиша Тантра»

19. «Каутилья Артхашастра».

20. «Аинтирам» (это трактат о сотворении и устройстве мира).

21. «Самарангана Сутрадхара» (в этой работе также рассматривается архитектура в деталях, говорится о механических устройствах, называются Янтры).

22. Трактат «Калапракасшика» в 25 главе даёт детали о закладке фундамента.

23. В трактате «Мухурта Чинтамани», который написан в 16 веке, говорится, что Васту-Пуруша меняет своё положение в зависимости от времени года.

Если Сурйа находится в знаке Мина, Меша или Вришабха – то рот (голова) Васту-Пуруши находится на Северо-Востоке.
Если Сурйа находится в знаке Митхуна, Карка или Симха – то на Северо-Западе.
Если Сурйа находится в знаке Канйа, Тула или Вришчика – то на Юго-Западе.
Если Сурйа занимает Дхану, Макара или Кумбха - то на Юго-Востоке.


Первый же камень фундамента не должен находится в той части света, где расположена голова Васту-Пуруши, а находится в противоположной стороне.

Сегодня я хочу показать Вам, как определить, удобно ли Васту Пуруше жить в Вашем доме.

Для начала желательно иметь план помещения, дома или квартиры, где Вы живете. Думаю, что это не такая уж и проблема…

А дальше необходимо определиться со сторонами света. Оказывается, не такое это легкое занятие, как может показаться на первый взгляд. При использовании компаса часто выясняется, что наши квартиры «фонят» и показатели компасной стрелки в разных частях помещения могут отличаться довольно существенно, даже до 90 градусов!

И поэтому мы проверяем показания компаса в нескольких (не менее 5) точках помещения, чтобы найти среднее арифметическое векторное направление на Север.

В примечании хочу воздать хвалу техническому прогрессу. Хоть из-за него и «фонят» наши помещения, искажая основное магнитное направление, но он же и приходит к нам на помощь. Есть такое прекрасное интернет-средство, как Гугл-карты. Находим на них свой дом и уже по этой карте определяем компасное направление, в котором дом развернут. Сделать это не сложно, потому что в картах Север всегда сверху, Юг — снизу, Запад слева, а восток — справа.

Ведическая архитектура говорит, что самое главное направление в доме — это линия из Северо-Востока на Юго-Запад (СВ-ЮЗ). Именно в самой СВ точке помещения и располагается голова Васту Пуруши, а на ЮЗ — его ноги. Примерно так, как на представленном Вам рисунке.

Остается только найти в интернете картинку с Васту-Пурушей, вписанным в квадрат (классическое расположение этого демона) и расположить его в Вашем доме в соответствии с вышеупомянутым правилом.

Если у Вас дом — то Васту Пуруша накладывается на каждый этаж.

Если у Вашего помещения нет таких правильных пропорций или отсутствует угол, нужно достроить помещение до квадрата или прямоугольника, а затем все равно расположить Васту Пурушу строго в направлении СВ-ЮЗ

Проделайте это несложное упражнение, и Вы уже сразу сможете определить, насколько гармонично Ваше помещение .

  1. Все ли части тела Васту-Пуруши на месте?
  2. Чего ему не хватает?
  3. Удобно ли ему?
  4. Какое помещение находится у него на голове?
  5. Что у него в районе сердца?

Ответы на эти вопросы очень важны в понимании нашего контакта с нашим домом. А через него и со всем миром:). Просто подумайте о том, что в мире все взаимосвязано и ваша забота о духе вашего дома обязательно принесет вам хорошие плоды в виде здоровья и возможности исполнить ваши заветные желания…

P.S. Для более подробного анализа вашего дома мы поговорим о каждом направлении в доме более подробно.

____________________________________________________________________________

Чем я лично могу вам помочь:

Блог — это только одна из платформ, на которых мы изучаем то, как действует васту на СОВРЕМЕННОГО человека, живущего в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Еще я приглашаю вас в свои сообщества в социальных сетях:

  • группа

Введение

В разных источниках эту науку называют по-разному: Васту-шастра, Васту-шилпа, Васту-видья, Ваасту и просто Васту. Санскритское слово Васту означает место, участок. Слово Ваасту означает дом, комната, жилище. Слова шастра, видья и шилпа означают науку, знание. В последнее время в обиходе чаще используются названия Васту или Васту Шастра.

Есть и такое объяснение разницы в названиях: Земля является первичной материей, или Васту (VASTU). Жизненные силы, содержащиеся в Земле, также являются Васту и все объекты на Земле, содержащие эту жизненную энергию по традиции тоже называются Васту. Все - и деревья и здания считаются живыми и являются частью экосистемы. Все материальное или Васту расположено на поверхности земли в определенном пространстве, и эта поверхность и ограниченное пространство называются Ваасту (VAASTU). Таким образом, Ваасту - это жизненное пространство, в частности пространство жилища или ограниченной территории вокруг него. Проще говоря, саму форму называют Васту, а пространство как внутри этой формы, так и снаружи нее называют Ваасту. "VAS" означает "быть" или "жить". Для самого же здания есть и другое название - Prasada Vaastu. С этой точки зрения мы будем говорить и о VASTU и о VAASTU, но, все-же, как это принято и в Индийской современной литературе, называть эту науку будем просто Васту ".

Васту это древняя индийская наука, описывающая правила строительства и внутренней планировки жилых и административных зданий так, чтобы эти здания и квартиры находились в гармонии с непосредственно окружающей их природой…

Легенда о Ваступуруше

Основа всей Ваасту - понятие Ваступуруша (он же Вастудэв или Вастунара), живого существа, воплощённого в каждом доме. Это реальное существо, хотя и тонкоматериальное, обладающее всеми частями тела и уязвимыми точками на нём. Поэтому дом надо строить так, чтобы Ваступуруше было хорошо, тогда будет хорошо и обитателям дома.

Шива сражался с демоном Андхака. Битва была серьезной, капли пота Шивы падали на землю и из них проявился демон со страшной наружностью и огромной силой. Терзаемый голодом он начал пожирать всё, что оставалось на поле битвы. Когда Андхак был побежден, демон подольстился к Шиве, и Шива позволил ему родиться в тварном мире. Тогда демон попросил разрешения съесть три мира. Видимо после битвы Шива устал, был невнимателен и дал демону разрешение. Когда этот демон, а звали его Пуруш, проголодался и захотел съесть три мира, обитатели этих миров испугались и пожаловались богам. Тогда боги Брахма, Индра и другие вызвали Пуруш на ковер.

По указанию Брахмы, 45 полубогов набросились на демона, схватили его за разные части тела и сбросили на землю. Брахма велел им прижать его к земле и удерживать демона лицом вниз, головой на северо-восток, ногами на юго-запад. Когда демон был усмирен, боги не уничтожили Пуруш, а разрешили ему жить под землей и питаться подношениями, которые делались во время строительства дома. Брахма благословил Пуруш и назначил его повелителем всех домов и участков земли, которому должны были все делать подношения, а он бы в ответ заботился об обитателях дома.

В том месте, где он упал, остался четкий отпечаток мощного тела. С тех пор стала та земля благословенной, а в полку богов на одного прибавилось. Получил он имя Вастудеботы, Вастудэва «бога земельного участка». Схема с отпечатком его тела стала основным инструментом для определения благоприятных и вредных направлений при планировании участка под застройку, а также при планировании каждого конкретного помещения.

Ваступуруша так расположен в пространстве: ступни в (ю-з) углу, а голова в (с-в) углу. Поэтому (с-в) угол считается в васту самым важным, но и все остальные части тела также важны. Его правая сторона обращена на восток и юг, а левая сторона -- на север и запад. В соответствии с Ведами (что, впрочем, подтверждает и современная медицина), правая сторона тела представляет мужские качества, так что, когда жизненная энергия наиболее интенсивно движется в правой стороне туловища Вааступуруши, человек ведет себя активно, высказывает свои суждения и критические замечания, анализирует. Левая сторона тела представляет женские качества, и если жизненная энергия активизируется здесь, то в человеке преобладают интуиция и склонность к созерцанию.

То есть, Вааступуруша «питается» энергией сооружения. Если план здания способствует усилению энергетического потока, утоляющего голод Вааступуруши, то в этом здании царствует гармония. В противном случае гармония нарушается, энергии, пронизывающие дом, вибрируют не в унисон, что в конце концов неизбежно отразится на людях, живущих в нем. Сорок пять богов, сидящих на Вааступуруше, чтобы сдерживать его, представляют наши собственные ангельские и демонические качества, привязывающие нас к жизни. Когда эти качества понимаются и используются правильно, наша жизнь гармонична и мы здоровы, спокойны и благополучны. Дом, построенный в соответствии с принципами Ваасту, удовлетворяет Вааступурушу -- не только позволяет потоку космической энергии течь беспрепятственно, но и усиливает его, а значит, приносит добро своим обитателям.

Космогония играет важную роль в индийской архитектуре. Мандала - это форма, и Васту Пуруша Мандала - это форма, в которой существование пребывает в предписанном ему порядке, - наш видимый мир. Геометрическая форма Васту Пуруша Мандалы объясняется ритуалом ведического жертвоприношения. В процессе жертвоприношения, Арии подносили от одного жертвенника к другому чашу, в которой горело пламя. Круглый жертвенник символизирует мир земной, а квадратный жертвенник - мир небесный. Круг означает движение, циклическое время. Квадрат не может перемещаться сам по себе, это четко окончательная форма, четко определенная. Совершенная форма, в индуизме она соответствует Абсолюту. Видимая только в своей проявленной форме, земля выражена кругом; и напротив, в качестве проявления высшего Закона, Брахмана, она выражается в квадрате, который зафиксирован основными сторонами света. Поэтому Васту Пуруша сжат в этой форме. Предания описывают также Пурушу как старца с тревожным взглядом, согнутый пополам, уродливый и горбатый. Его увечное тело в точности заполняет квадрат. Каждое из божеств, которое его держит в плену, покрывает маленькую часть квадрата. Васту Пуруша присутствует везде, где люди оставляют свой след, образ космического Стандарта, которому подчиняются люди и земля, на которой они строят. В процессе сооружения зданий, они упорядочивают окружающий мир, как когда-то Брахма заставил безграничного Пурушу принять геометрическую форму.

Для стхапати строить означает организовать неупорядоченное существование в согласии с вездесущим Стандартом. Это возможно только если вся архитектура, от выбора местоположения до структуры города, в точности придерживается магической диаграммы Васту Пуруша Мандалы. Каждое строение представляет еще одну победу над угрозой разрушения и поддерживает космический Закон, насколько сооружение соответствует этому феноменальному трансендентному Закону.

Все существующее отражается в этом магическом квадрате. Это квадратное изображение земли исходящее из круга, но это также тело Пуруши, изначального человека. Человек и земля пребывают в согласии друг с другом. Время включено в Мандалу в виде Зодиака, место в виде ориентирования квадрата в четырех или восьми направлениях пространства. Пады, или квадратные части, занятые каждым из богов, сгруппированы вокруг центрального Брахма-стхана, включающего в себя несколько квадратов. Главные боги занимают ряды более близкие к центру и к паде сторон света; далее чередуются боги, стоящие рангом ниже в небесной иерархии. Единственный, центральный квадрат принадлежит не безначальному Брахману, а богу Брахме.

Пуруша также - олицетворенный космос, дух, начиная с которого традиционно в жертвоприношении проявляются весь мир, боги, солнце, луна, огонь, воздух и земля. Жертвоприношения людей и человекоподобных появились уже в Ведах. В арийском ритуале жертвоприношения человек символически представлен размещением ритуальных сосудов. Три котла обозначают голову, два горшка с молоком - уши, и так далее. Сооружение ведического жертвенника, безусловно, не предполагает в буквальном смысле совершения человеческих жертвоприношений; однако, ритуальные символы дают нам повод полагать, что они также имели место в начале. Документы, восходящие к той исторической эпохе, свидетельствуют, что архитектор одного храма был погребен под фундаментом в качестве жертвы; предполагалось, чтот этот акт призван был усилить божество, которому это место было посвящено.

По Васту шастре (главный трактат по архитектуре), Васту Пуруша Мандала может быть начерчена тридатью двумя разными способами. Наиболее простой состоит из квадрата; другие являются производными от деления квадрата на 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81,... 1024 частей квадрата или «пада». Размеры чертежа не имеют никакого отношения к его эффективности. Он организует распределение масс на просторной площади, задает ритм распроложения элементов строения на территории храма или толщину стен по отношению к внутреннему пространству.