Жизненный и творческий путь м а булгакова. Кто такой М.А

М.А.Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1916 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 г. Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 г. писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он напишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И.Ильфом, И.Бабелем и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества — фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920-х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман писателя «Белая гвардия» публиковался в 1925 г. фрагментами на страницах журнала «Россия» (были напечатаны первые 13 глав, после чего журнал был закрыт).

В 1926 г. в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбиных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии» (в ходе многочисленных переделок писатель существенно трансформировал сюжет произведения; подверглась преобразованию и система персонажей). С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920-1930-е гг. написаны пьесы «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Адам и Ева» (1931) и около десятка других пьес и инсценировок. Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбиных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х гг. обдумывает замысел своего главного произведения — романа «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 г. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы XX века. Писателя не стало 10 марта 1940 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Поэтика Булгакова

Открывая любой сборник произведений Булгакова на странице «Содержание», проницательный читатель обязательно отметит внешнюю пестроту заглавий: «Записки юного врача», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Белая гвардия». Герои Булгакова предстают перед читателем то в белом халате (как московский профессор Преображенский или уездный эскулап из Мурьинской больницы), то в военной форме (как персонажи «Белой гвардии»), то в кожаной куртке с чужого плеча (как «заведующий подотделом очистки Москвы от бродячих животных» Шариков). Местом действия оказывается то Москва, то Мурье, что в сорока верстах от Грачевки (причем географическая конкретика по отношению к этому «медвежьему углу» становится просто неуместна — ясно, что это где-то «очень далеко»), то древний Ершалаим и дворец прокуратора Иудеи.

Соседство «вещей несовместных» проявляется не только на макроуровне булгаковской прозы: внешне контрастные эпизоды, детали, характеристики пронизывают любое произведение Булгакова. На страницах «Мастера и Маргариты» рядом оказываются имена легендарного Понтия Пилата и безвестного поэта Сашки Рюхина, Римского (правда, без напрашивающегося продолжения — Корсакова) и Берлиоза (впрочем, тоже не композитора); в «Собачьем сердце» в едином строю «пролетарских вождей» оказываются Энгельс, Каутский, Полиграф Шариков и Швондер. Формулой благодарности и преданности становится, например, фраза: «Целую штаны, мой благодетель!» или: «Пинайте меня вашими фетровыми ботинками в рыло, я слова не вымолвлю» («Собачье сердце»). Пламенная прогулка кота Бегемота по «Грибоедову» заканчивается тем, что свои браунинг и примус (обратим внимание на степень сочетаемости «аксессуаров») он поменял на спасенный в пожаре «поварской, наполовину обгоревший халат» и «цельную семгу в шкуре и с хвостом»; при этом комический контраст «половины халата» и «цельной семги» интересен Булгакову в той же мере, в какой и финальный разговор Воланда с Левием Матвеем о судьбе Мастера. Философская дискуссия и портрет Бегемота, приветственно помахавшего Воланду семгиным хвостом, мирно уживаются на одной странице.

Внешняя несочетаемость «микроэлементов» и внутреннее единство художественного «макромира» — важнейшие отличительные черты творчества Булгакова. Сочетание разноплановых элементов повествования наиболее отчетливо проявляется в романе «Мастер и Маргарита» — прежде всего на уровне его языковой структуры. Герои романа говорят на нескольких языках: беседа Иешуа с Понтием Пилатом идет на арамейском, латинском, греческом языках, при этом смена языка каждый раз особо оговаривается. Надпись «разбойник и мятежник» на деревянных табличках, привязанных к шеям казненных в Ершалаиме Гестаса, Дисмаса и Иешуа, была сделана на двух языках — арамейском и греческом. Но при этом ни одного слова, которое было бы написано по-латински или по-гречески, в романе Булгакова нет. Даже визитная карточка «иностранца» Воланда описана «по-русски»: «Поэт <Иван Бездомный> успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В». Сам же «иностранец» не произносит ни одного слова на каком-либо ином языке, кроме русского. Таким образом, в языковой структуре романа находит выражение один из важнейших художественных законов булгаковского мира — абсолютное единство разнородных явлений.

При всем различии проблематики, композиционного и речевого строя произведений Булгакова разных лет существует несколько важнейших аспектов, определяющих их внутреннее единство. Выделим основные:

— сочетание и взаимообратимость реального и фантастического;

— гротескная трансформация быта в миф, мистики — в обыденность;

сатирическое изображение современной писателю советской действительности как трагифарсового мира, в котором царствуют инфернально-демонические силы;

— противопоставленный окружающему миру — враждебному и почти всегда агрессивному — булгаковский герой: он наделен творческими способностями и художественным талантом, но почти всегда слаб и уязвим;

общий принцип расстановки персонажей: учитель (Иешуа, Мастер, профессор Преображенский) — ученик (Левий Матвей, Иван Бездомный, доктор Борменталь) — предатель или провокатор (Иуда, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Швондер);

— инвариантная сюжетная схема: разрушение гармоничного (идиллического) мира героя — и его реальное или ирреальное восстановление;

— амбивалентность (двойственность) содержательных и структурных элементов повествования: герои Булгакова парадоксально совмещают разные «амплуа» (палача и жертвы, ученика и предателя), а традиционно одномерные этические категории — например, «положительное» добро и «отрицательное» зло — становятся одновременно позитивными и негативными ценностями.

Особое значение в содержательной структуре произведений Булгакова приобретают библейские, прежде всего новозаветные, мотивы и ассоциации. В сознании читателя евангельская тема в творчестве Булгакова прочно связывается с романом «Мастер и Маргарита». Однако история Иешуа и Понтия Пилата является не началом, а кульминацией длительного развития библейской темы, определившей значение и функции множества сквозных мотивов в прозе Булгакова. На протяжении всей творческой эволюции писателя библейские (евангельские) образы и мотивы вводились в художественную структуру самых разных произведений — от «Записок юного врача» (1925-1927 гг.) до пьесы «Батум» (посвященной Сталину и законченной в 1939 г.). В контексте отдельного произведения их присутствие может быть почти неощутимо: Булгаков никогда не прибегает к прямым сюжетным заимствованиям или созданию модернизированных иллюстраций к библейским притчам. Но в едином корпусе всех булгаковских произведений библейский подтекст становится видимым, «проявляется» —подобно тому как в рисунках-загадках, если правильно настроить зрение, сквозь внешние линии осеннего пейзажа начинает проступать женское лицо или контуры далекого древнего города.

Парадоксально, иногда травестийно трансформируясь, библейские образы и мотивы причудливо вплетаются в гротескную реальность булгаковского мира — но в странных «превращениях» библейских мотивов читатель постепенно обнаруживает внутреннюю логику и устойчивые закономерности. В ранних произведениях Булгакова библейские аллюзии и реминисценции не складывались в самостоятельный сюжет — но неизменно подсвечивали изображение современной действительности; в финальном произведении писателя — «Мастере и Маргарите» — сам библейский сюжет в апокрифической версии Мастера стал составной частью романа о Москве 1930-х гг.

Понаблюдаем за некоторыми закономерностями, которыми определяется развертывание библейских мотивов в произведениях Булгакова. В «Записках юного врача» эпизод прибытия выпускника медицинского факультета в Мурьинскую больницу, заброшенную в неведомую глухомань, ретроспективно начинает обрастать евангельскими ассоциациями. Одиночество, тоскливое ощущение брошенности, покинутости во враждебном мире, полном испытаний («Стальное горло», «Крещение поворотом», «Полотенце с петухом») и искушений («Морфий»), от рассказа к рассказу, по мере развития сюжета начинают осмысляться в контексте евангельского повествования о последних днях Сына человеческого. Операция по ампутации ноги, спасшая жизнь попавшей в мялку девушке (рассказ «Полотенце с петухом»), проецируется на евангельский сюжет воскрешения из мертвых: описание операции сопровождается тревожно пульсирующим «умрет», «сейчас умрет» — и заканчивается чудом, «воскрешением», совершенным героем рассказа. Название рассказа «Крещение поворотом» также начинает восприниматься сквозь призму библейских (а не только обычных языковых) значений первого слова. Начальный же эпизод цикла — «въезд» юного врача в Мурье — теперь может быть прочитан как иронический парафраз евангельского повествования о въезде в Иерусалим. Подчеркнуто точная датировка — «два часа пять минут 17 сентября 1917 года» — придает прозаически сниженной сцене многозначительность исторического события, а сакральное число «сорок» («сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы») иронически отсылает к библейской символике чисел и навязывает символическое значение трагикомической завязке цикла.

Подобным же образом амбивалентный (двойственный) характер евангельских ассоциаций проявляется и в еще одной повести Булгакова на «медицинскую» тему — «Собачьем сердце».

1. Путь к призванию.
2. Стезя писателя.
3. Булгаков-драматург.

М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие. Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым — сочинял, пел, рисовал, музицировал. После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье — его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику. Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.

На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается редкий дар диагноста. Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.

Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои «Записки земского врача» он пишет, опираясь на личный опыт.

Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией. Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.

Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: «Самооборона», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы», «Братья Турбины». Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего. Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции «Накануне», там же были напечатаны его «Необыкновенные приключения доктора» (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и «Записки на манжетах» (1922—1923). Следом появляются «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925). В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что «Собачье сердце» с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего. Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.

Роман «Белая гвардия» (1925—1927), пьесы «Дни Турбиных», «Бег» — это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в «Белой гвардии» он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,

В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены — он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. «Белая гвардия» печатается в журнале «Россия», но журнал закрывают, не завершив публикацию.

Герои Булгакова переходят в пьесу «Дни Турбиных». Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1926). Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей. Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.

Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли «Зойкина квартира» в театре им. Вахтангова, «Багровый остров» на сцене Камерного театра. Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену «Бег» — пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса «Кабала святош» (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают. Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе. Служащий МХАТа пишет «в стол» пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В «Евангелии от дьявола» раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как «роман в романе»: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате. Прототипом подруги главного героя — Маргариты — становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.

Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу «Батум» уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: «Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».

В августе 1939 года, через несколько недель после запрета «Батума», писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза — это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер. Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале «Москва» сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года. Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Михаил Афанасьевич Булгаков , известный прозаик, драматург, родился в Киеве 3 мая 1891 года. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Мать служила учительницей в Карачаевской прогимназии; отец, окончивший Киевскую духовную академию, преподавал в Новочеркасском духовном училище, в Киевской духовной академии, в Институте благородных девиц, а в конце 1893 года получил должность киевского областного цензора, в обязанности которого входила цензура литературы на иностранных языках. Помимо Михаила, в семье было пятеро детей.

Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, отличающуюся высоким уровнем образования, и в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале: сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926). Главный герой этого произведения - честный труженик, талантливый врач - часто спасает больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, остро переживает тяжелое положение малообразованных крестьян из глубоких смоленских деревень и осознает свое бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. Свое мнение о ней Булгаков выразил в очерке «Киев-город» (1923). Начинающий писатель отметил, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции он был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, который вскоре заняли германские войска. Здесь Булгаков окунулся в водоворот Гражданской войны. Он был хорошим врачом, и обе воюющие стороны нуждались в его услугах. В любых ситуациях молодой врач оставался верным гуманистическим идеалам, и в его душе постепенно нарастало возмущение против жестокости петлюровцев и белых, впоследствии отраженной в романе "Белая гвардия", в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег». Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений во Владикавказе в конце 1919 года. Не желая дальше принимать участие в войне, в начале 1920 года он покинул ряды деникинской армии. Михаил Афанасьевич решил навсегда оставить занятия медициной и стал писать статьи для местных газет. Осенью 1919 года Булгаков закончил свой первый рассказ. Зимой 1919-1920 годов он написал несколько рассказов и фельетонов. В одном из них, известном под названием «Дань восхищения», автор рассказывает об уличных столкновениях в Киеве во время революции и Гражданской войны.

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Выздоровел он весной 1920 года, когда город уже заняли части Красной Армии. С этого времени Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома, писал пьесы для осетинских и ингушских театральных трупп, отражающие взгляды автора на революцию. Пьесы этого периода творчества писателя представляли собой агитки-однодневки и создавались главным образом для того, чтобы выжить в тяжелых условиях. Владикавказские впечатления писателя отразились в повести «Записки на манжетах».

В Тифлисе, а позднее в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать. Но он понимал, что в трудный для страны момент место писателя - рядом с народом. В 1921 году Булгаков переехал в Москву. С весны 1922 года его статьи регулярно появлялись на страницах московских газет и журналов. В его сатирических памфлетах и очерках отразились основные приметы послереволюционного времени. Главным объектом сатиры писателя стали нувориши-нэпманы - «накипь нэпа» (новеллы «Триллионе?» и «Чаша жизни»), а также представители населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, служащие-бюрократы и другие. Но Булгаков замечает и приметы нового времени. Так, в одном из его очерков появляется мальчик-школьник (символ новых веяний), идущий по улице с новеньким ранцем.

В 1924 году была опубликована повесть Булгакова «Роковые яйца», действие которой автор перенес в воображаемое будущее - в 1928 год, когда стали очевидными результаты нэпа, в частности резкий подъем уровня жизни народа. Профессор Персиков совершил поистине великое открытие, способное принести огромную пользу для человечества. Но, попав в руки полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа, оно оборачивается трагедией. Неудачи терпят почти все герои булгаковских повестей 20-х годов. В своих произведениях автор стремился донести до читателя мысль о неготовности общества принять новые принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям.

В пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» (1925-1928) писатель показал, что все власти, сменяющие друг друга в Гражданской войне, враждебны интеллигенции. Герои пьес - типичные представители «новой интеллигенции», которые сначала отнеслись к революции настороженно или боролись против нее. Себя Булгаков также относил к новому слою и с юмором писал об этом в фельетоне «Столица в блокноте»: «После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она может и мебель грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься. Я верю, она не пропадет! Выживет!»

Писатель чутко реагировал на все изменения в обществе, тяжело переживал несправедливость, сомневался в обусловленности принимаемых мер, но не переставал верить в человека. Вместе с автором сомневались и переживали его герои, что было неблагожелательно воспринято критикой. В 1929 году нападки на писателя усилились. Все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира» - были сняты со сцены. Оказавшись в тяжелом положении, Булгаков решился написать письмо правительству, в котором просил разрешения выехать за границу. В скором времени состоялся разговор писателя со Сталиным, результатом которого стало назначение Булгакова режиссером-ассистентом МХАТа. Постановки пьес Булгакова вновь появились на сценах театров, а спустя некоторое время была поставлена инсценировка «Мертвых душ».

Однако после 1927 года в отечественной печати не появилось ни одной строчки писателя (за исключением перевода «Скупого» Мольера в 1938 году, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег» в 1932 году), он входил в число запрещенных авторов. Но, несмотря на это, Булгаков не допускал мысли покинуть Родину. Мысли об эмиграции не посещали его даже в тяжелейший период 1929-1930 годов. В одном из писем Михаил Афанасьевич признался: «...Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что я 11 лет черпал из него».

В 1933 году Булгаков предпринял попытку издать в серии «ЖЗЛ» свой роман «Жизнь господина де Мольера», но его ожидала очередная неудача. После этого, вплоть до самой смерти, Булгаков не пытался публиковать свои произведения. Он посвятил себя работе над романом «Мастер и Маргарита», который явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. На работу над этим романом ушло двенадцать лет жизни писателя. Замысел произведения возник в конце 1920-х годов как попытка художественного и философского осмысления новых реалий социалистической действительности. Ранние варианты романа казались автору недостаточно удачными, в течение нескольких лет он снова и снова возвращался к своим героям, придумывал новые сцены и конфликты. Сюжетную завершенность роман приобрел лишь в 1932 году.

Показав обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти (пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», роман "Белая гвардия"), опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим (повесть «Собачье сердце»), Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей.

Ему, как продолжателю лучших традиций русской и мировой литературы, была свойственна боль за человека. Писатель принимал лишь ту литературу, которая отражала страдания реальных героев. Идейным стержнем литературы для Булгакова был гуманизм. А подлинный гуманизм произведений настоящего мастера дорог и близок читателю во все времена.

Последние свои годы писатель прожил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, его произведения не доходили до читателей. Это окончательно надломило Булгакова и привело к обострению болезни и скорой смерти. Умер он 10 марта 1940 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.

Михаил Булгаков

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался навсегда Киев – город, где он родился 3 мая 1891 года. Корни писателя уходят в Орловскую землю. Деды его по отцу и матери принадлежали церковному сословию.

Отец – профессор Киевской Духовной академии, историк церкви. Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская – преподавательница и надзирательница женской прогимназии. Хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование после смерти отца семейства в 1907 году.

Большая многодетная семья Булгаковых – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Родители жили дружно, взаимная крепкая любовь освещала их совместную жизнь. Михаил Булгаков впоследствии будет вспоминать лампу с абажуром зеленого цвета, очень важный для него образ, возникший из детских впечатлений: это образ отца, пишущего за столом. Варвара Михайловна любила в минуты отдыха поиграть что-нибудь на пианино. Эта атмосфера найдет потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».

До 18 августа 1900 года Михаил Булгаков учился дома. А в этот день он был зачислен в приготовительный класс Второй гимназии. Через год, 22 августа 1901 года, Михаил Булгаков был принят в первый класс Первой гимназии, которую чаще называли Александровской, потому что именно Александр I предоставил преобразованной из Главного народного училища гимназии «особый устав» – она готовила учащихся для поступления в университет. А поэтому в Александровской гимназии были сосредоточены, может быть, лучшие преподаватели того времени.

Известно, что в 1907 году семья Булгаковых переехала в дом № 13 по Андреевскому спуску и заняла второй этаж.

После окончания гимназии Михаил долго не мог определиться, куда пойти учиться дальше. Он хотел стать артистом или литератором, но не было уверенности, что таланта окажется достаточно. И он выбрал путь уже известный семье: два брата Варвары Михайловны, Михаил и Николай Покровские, служили врачами. В отцовском роду тоже были врачи. Врачом был и отчим писателя, Иван Павлович Воскресенский.

21 августа 1909 года Михаил Булгаков стал студентом медицинского факультета императорского университета Св. Владимира.

Почти семь лет учился Булгаков в университете. На втором курсе влюбился в приехавшую из Саратова Татьяну Николаевну Лаппе, которая вскоре станет женой писателя.

В 1916 году Булгаков закончит медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война. Михаил вместе с Татьяной работает в госпитале. Война вошла в семью Булгаковых, изменила их быт и мечты. И как только было получено временное свидетельство «лекаря с отличием», Михаил Булгаков добровольцем Красного Креста попросился на фронт. Вскоре он оказался на Юго-Западном фронте. Рядом с ним работала сестрой милосердия Татьяна Николаевна, его верная жена.

Работая во фронтовых и тыловых госпиталях, Булгаков набирался нелегкого врачебного опыта. Затем последовала деятельность земского врача в Смоленской губернии. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.

Вернувшись в Киев, Булгаков попытается заниматься частной практикой как врач-венеролог. Менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», – отметит впоследствии. Но идет 1918 год. Позднее напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

В 1921 году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор; оказывается здесь без денег, влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу. В газете «Гудок» работает вместе с молодыми литераторами, у которых, как и у него, слава еще впереди, – это Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров.

На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография. «Я сочинил нечто – листа на четыре приблизительно печатных. Повесть? Да нет, это не повесть, а так, что-то такое вроде мемуаров». Книга вырастала из владикавказских записей и дневников, московских черновиков. В основе книги – любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. И о гражданской войне хочет сказать так, чтобы «небу стало жарко». «Появилась вера в себя, и честолюбивые писательские мечты будоражили воображение».

В первом своем романе «Белая гвардия» займет позицию над схваткой: не столкнет красных и белых. У него белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи. В романе выявляется гуманистическая позиция писателя – братоубийственная война ужасна. Вспомним вещий сон Алексея Турбина.

Бог говорит вахмистру Жилину: «…мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку… Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные…» И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром именно Елена говорит: «Все мы в крови повинны…» «Для русского человека честь одно только лишнее бремя». Эти строчки встречаются в самом начале романа. Для главных героев: Турбиных, Мышлаевского, Шервинского, Най-Турса, представляющих русскую интеллигенцию, честь – понятие высокое, вечное, оно живет с ними. Поэтому названные герои так близки самому Булгакову.

Булгаков уже в эти годы мыслит себя не только романистом. Он много работает для театра. Художественный театр предложил автору сделать инсценировку романа «Белая гвардия». 5 октября 1926 года на сцене этого театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Она имела грандиозный успех. Имена актеров Хмелева, Добронравова, Соколовой, Тарасовой, Яншина, Прудкина, Станицына засверкали, сразу завоевав зрителей. Роли сыгранных ими героев остались неразрывно связанными с их актерской славой.

Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком долго терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и Максим Горький. Тем не менее до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Вокруг самого М.А. Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли. Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны. Но Булгаков писал Сталину: «По общему мнению всех, кто серьезно интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей – СССР, потому что одиннадцать лет черпал из нее». Что же черпал?

Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести «Роковые яйца» говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.

Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр. Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.

В 30-е годы Булгакова не печатали. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935–1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по-своему. Просил предоставить ему работу. Состоялся его знаменитый разговор со Сталиным, где Булгаковым были произнесены ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне Родины, и мне кажется, что не может».

По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Бориса Пастернака) для «Дней Турбиных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть жизни. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.

Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время.

И эта тема станет основной в «Мастере и Маргарите» – последнем романе Булгакова, который он задумал и начал писать еще зимой 1928/29 года. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.

Литературовед Владимир Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.

Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку. «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал. Читал друзьям.

Из «Драматических сочинений» Сергея Ермолинского (М.: Искусство, 1982): «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: “Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…” Разве в этих словах не угадываются осторожные и настороженные читатели романа, созданного героем Булгакова Мастером? Они не понимают, что настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо”».

«Не верю в светильник под спудом, – говорил Булгаков. – Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать».

М.А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

«– Почему он вдруг изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»


Литература

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

Н.И. Ласкина. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Б.В. Соколов. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. М., 1991.

Борис Соколов. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.


Дополнительно:

Литературная прогулка по городу. Поиски особняка Маргариты.