"Золотая маска" объявила результаты.
В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили "Золотые Маски" 2016 года, ни одна из которых не досталась самарским театрам, номинированным по 11 позициям. Еще год назад только в очень смелых фантазиях можно было написать что-то подобное.
Тенденции
"Масок" никогда не хватает на всех, кто их заслужил, а уж при таком числе претендентов (в конкурсе участвовало 68 спектаклей, 54 театра и 212 номинантов) - тем более. При любом раскладе будут недовольные, всегда кто-нибудь напишет "судью на мыло", а особо буйные начнут плести интриги в надежде, что уж "правильное"-то жюри точно разглядит, кто здесь лучший.
Тем не менее некоторые тенденции в нынешнем вердикте жюри просматриваются. Например, из него следует, что тренд на классическое и консервативное выходит не в пользу провинции. Напротив - чем сильнее "охранительные" настроения в воздухе и чем больше "консерваторов" в жюри, тем более именитых "классиков" они выбирают. Давно так мало "Масок" не уезжало за пределы столиц, и давно жюри так явно не игнорировало новации (парадоксальным образом экспериментаторы и регионы оказались тут "в одной лодке"). Решения жюри всегда бывают компромисснее выбора экспертного совета, судьям приходится лавировать между вкусами и пристрастиями разных театральных профессий, но когда в номинантах так много новых имен и географических точек, это особенно заметно. Речь, конечно, не о конкретных победителях, а только о тенденциях. "Маски" достались безусловно заслужившим награду, и номинированные самарцы тоже уступили достойнейшим соперникам.
Победители
В драматическом театре "Маска" за спектакль большой формы ожидаемо ушла в "Мастерскую Петра Фоменко", чей "Сон в летнюю ночь" негласно признан первым настоящим успехом театра после ухода из жизни его основателя. В малой форме награду получил один из давних фаворитов премии Дмитрий Крымов со спектаклем "О-й. Первая любовь". "Маски" за роль второго плана так же предсказуемо удостоен один из корифеев Александринского театра Николай Мартон, сыгравший Неизвестного в антикварном "Маскараде" Валерия Фокина со всем блеском "старой школы". К слову, если бы эту номинацию успели разделить на "мужскую" и "женскую" уже в этом году, шансы Алины Костюк (Зина в "Тане-Тане" театра "Грань") могли бы существенно возрасти.
За "новые имена" неожиданно ответили актерские номинации. Хотя мало кто сомневался в наградах Олега Табакова и Натальи Теняковой, сыгравших в "Юбилее ювелира" МХТ так, как давно нигде не играли, - жюри отдало "Маски" молодым: Сергею Волкову - интересному Брехту в "Кабаре Брехт" Юрия Бутусова и очаровательной крымовской актрисе Марии Смольниковой, знакомой массовому зрителю по фильму "Сталинград". Сыграло тут свою роль имя Константина Богомолова (режиссера "Юбилея ювелира") или нет - неизвестно, но этот выбор судей, пожалуй, оказался самым неожиданным для театральной общественности. Хотя никто не сулил и смело отданную Андрею Могучему режиссерскую "Маску" - у питерского авангардиста, худрука БДТ немало наград, но эта вручена как нельзя вовремя (совсем недавно еще были сомнения, оставят ли ему Большой драматический). Прогрессивного худрука голосующее тайно и до последнего не осведомленное о результатах жюри поддержало еще и спецпризом за актерский ансамбль.
А провинции достались костюмы ("Черноликие" Башкирского театра драмы) и второй спецприз жюри ("Алиsа" Красноярского ТЮЗа).
В опере при восьми номинированных театрах все "Маски" оказались поделены между москвичами - Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко и "Новой оперой". Лучшей женской ролью признали Медею Хиблы Герзмавы, мужской - Ромео Алексея Татаринцева. В регионы, опять же, отправились только спецпризы: здесь отметили грандиозный екатеринбургский проект по постановке "Сатьяграхи" Филипа Гласса и пермскую бродилку для самых маленьких "Путешествие в страну Джамблей".
И самое важное
На этой "Золотой Маске" многие утешали проигравших: кто-то замечал, что общественное сочувствие всегда не на стороне победителей, кто-то призывал номинантов ставить выше всего свой собственный суд. Но для Самарской области, от которой долгие годы в номинантах ходил один "СамАрт", две новые труппы ("Грань" и Опера) в шорт-листе - уже большой прорыв. Тем более в условиях такого мощного конкурса, когда одних режиссеров драмы в номинантах 22 человека, а уж перечислять интересные спектакли, оставшиеся без единой награды, устанешь.
Ничего не получили, к примеру, ярославский "Месяц в деревне" Евгения Марчелли и новосибирские "Элементарные частицы" Семена Александровского, поставленные по тексту тольяттинского драматурга Вячеслава Дурненкова. Не отмечен европейский режиссер Ромео Кастелуччи, впервые выпустивший спектакль в России, прошли незамеченными небанальная "Земля" Александринского театра и не вписывающийся ни в какие канонические театральные рамки Remote Moscow немецкой команды Rimini Protokoll, без наград классики Кама Гинкас и Сергей Женовач...
Этот список можно продолжать и продолжать - наград всегда меньше, чем достойных спектаклей, и это как раз обнадеживает. Главное, что "Золотая Маска"-2016 показала сильнейший фестиваль длиной в два с половиной месяца, на котором благодаря выбору экспертных советов смогли выступить многие региональные труппы. Моя театральная лента в Фейсбуке то и дело "вскипала" отзывами и спорами на очередной привезенный в Москву спектакль - это ли не признание для нестоличных театров.
Прямая речь
Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области:
Одиннадцать номинаций на "Золотую Маску" - это большой шаг вперед для региона. Самарский театр оперы и балета открывал этот фестиваль, труппа вышла на прославленную сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, на не менее прославленной сцене Театра наций играла труппа "Грани" из Новокуйбышевска. Шесть номинаций в шорт-листе "Золотой Маски" для маленького театра из небольшого города - это безусловная победа. "Золотая Маска" в этом году для Самарской области была успешной, и все, кто в ней участвовал, - большие мастера.
Денис Бокурадзе, художественный руководитель театра-студии "Грань":
Участие в "Золотой Маске" - заявка на дальнейший рост и перспективу. Искусство ведь вещь неоднозначная, здесь нет точного арифметического решения - "сделай так, и все получится". Спектакль "Таня-Таня" получил то, что должен был получить. Оказаться в одном списке со столь известными режиссерами и такими сильными спектаклями - это уже большая победа. Перед церемонией я волновался, но как только началось награждение, волнение как рукой сняло. Наконец-то закончилось ожидание, и теперь можно заняться делом - созданием нового спектакля".
Михаил Панджавидзе, главный режиссер Самарского театра оперы и балета:
Нашей задачей в этом году было не столько получить "Маску", сколько оказаться в номинантах. Если учесть, что мы получили сразу пять номинаций, - это очень многообещающий дебют. От нас теперь зависит, станет ли он тенденцией. На самом деле не так просто пообещать: "Мы продолжим". Нужно каждый год проводить огромную работу по созданию спектаклей, потом заявлять их на премию и так далее. На церемонии мы слышали, с каким пиететом относятся к "Золотой Маске" и корифеи, и молодые артисты. Я сам достаточно много общался с "Маской": делал церемонии награждения и уже в третий раз попал в число номинантов - я знаю, какой труд за этим стоит. Я могу согласиться или не согласиться с результатами, но это никакого значения не имеет".
16 апреля в столичном академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко раздали награды одной из самых престижных театральных премий. На церемонию вручения «Золотой маски» съехались знаменитые актеры, режиссеры, композиторы, художники по костюмам, критики и просто любители театра. Чем удивили гостей вечера ведущие Юлия Пересильд и Павел Акимкин, кто одержал победу в самых престижных номинациях, за кем «охотились» фотографы и журналисты на протяжении всего мероприятия - читайте на сайт.
Вот уже который год подряд музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко во второй половине апреля распахивает свои двери для театральных деятелей, приглашая их получить заслуженные награды премии «Золотая маска». Номинанты прибывают из разных городов России в надежде одержать победу: кому-то везет больше, кому-то меньше, но само попадание в число номинантов - это уже большой успех.
Вечером 16 апреля на торжественной церемонии собрались лучшие представители театрального мира. Обсуждая последние новости, они долго общались в фойе, задерживая начало мероприятия. Когда организаторам удалось наконец собрать всех гостей в зрительном зале, свет погас и на сцену вышли... Нет, не ведущие вечера, а гимнасты, клоуны и барабанщики.
В этом году у «Золотой маски» была цирковая тематика, благодаря чему академический театр на один вечер превратился в цирковую арену. Когда артисты закончили свое яркое выступление, их сменили Юлия Пересильд и Павел Акимкин, также облаченные в клоунские наряды.
На протяжении всей церемонии актеры веселили гостей и никому не давали скучать. Они сменяли один нелепый наряд на другой, показывали зрителям фокусы и искрометно шутили. Елизавета Боярская, вручавшая одну из наград, поблагодарила ведущих прямо со сцены, попросив искупать их в аплодисментах. Актриса отметила, что ее коллеги великолепно справляются со своей ролью и поддерживают потрясающую атмосферу.
Сама Елизавета выглядела в этот вечер просто потрясающе: в мерцающем платье с серо-голубой летящей юбкой она казалась сказочной нимфой. Расшитый стеклярусом полупрозрачный верх наряда придавал образу актрисы свою изюминку. Своим светящимся видом и мерцающим обручальном кольцом на безымянном пальце актриса в очередной раз доказала, что недавние слухи о ее разводе совсем не соответствуют действительности.
За красавицей на протяжении всего мероприятия охотились фотографы и журналисты, однако им так и не удалось застать шатенку у пресс-вола: всю церемонию Боярская провела в зрительном зале (где репортерам все же удалось сделать с ней пару снимков), а после, сославшись на то, что опаздывает на поезд, словно Золушка исчезла из театра.
Ее примеру последовала Юлия Зимина, появившаяся в музыкальном театре лишь к концу мероприятия. Звезда сериала «Кармелита» прибыла на премию в джинсах скинни и объемном свитере и, стараясь не попасться на глаза репортерам, скрылась в VIP-комнате вместе со своими коллегами.
Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Хотя в конкурсе участвовали 52 театра из 19 городов России, лидерами в итоге все-таки стали представители Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно задумке режиссера церемонии Евгения Писарева, сцену превратили в цирковую арену. Первыми на нее вышли ведущие вечера Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Они пригласили генерального директора "Золотой маски" Марию Ревякину, которая сказала, что "главное назначение фестиваля - собрать таланты со всей нашей огромной страны".
В свою очередь заместитель министра культуры РФ Александр Журавский пошутил, что, хотя важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк, но, в данном случае не менее важен и театр. "Желаю, чтобы сегодняшний вечер никого не поссорил", - добавил он.
Итоги премии «Золотая Маска 2016» (Сезон 2014-2015 гг.)
ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ, Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва
ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
О-Й. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Андрей МОГУЧИЙ, «Пьяные», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария СМОЛЬНИКОВА, Людмила, «О-й. Поздняя любовь», Лаборатория Дмитрия Крымова театра «Школа драматического искусства», Москва
ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Сергей ВОЛКОВ, Бертольт Брехт, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Николай МАРТОН, Неизвестный, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Семен ПАСТУХ, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМУ
Альберт НЕСТЕРОВ, «Черноликие», Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Александр СИВАЕВ, «Бег», Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Актерский ансамбль спектакля «ПЬЯНЫЕ», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
Спектакль «АЛИSА», Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
ХОВАНЩИНА, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Андрей ЛЕБЕДЕВ, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА
Александр ТИТЕЛЬ, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Хибла ГЕРЗМАВА, Медея, «Медея», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Алексей ТАТАРИНЦЕВ, Ромео, «Ромео и Джульетта», Театр «Новая опера» им. Е. Колобова, Москва
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, Большой театр, Москва
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
КАФЕ ИДИОТ, Театр «Балет Москва», Москва
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Юрий КОЧНЕВ, «Стальной скок», Театр оперы и балета, Саратов
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
Даглас ЛИ, «Когда падал снег», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Любовь АНДРЕЕВА, Николь Уоррен, «Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Олег ГАБЫШЕВ, Дик Дайвер,«Up&down», Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
ГОЛЛИВУДСКАЯ ДИВА, Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Мариам БАРСКАЯ, «Призрак Оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ФРАНДЕТТИ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Оксана КОСТЕЦКАЯ, Крестная, «Все о Золушке», Театр мюзикла, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Дмитрий ЕРМАК, Призрак оперы, «Призрак оперы», Компания «Stage Entertainment», Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Илья ДЕМУЦКИЙ, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Тимофей РЯБУШИНСКИЙ, «Рождество О. Генри», Театр им. А.С. Пушкина, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Анастасия НЕФЕДОВА, «Сверлийцы», Электротеатр Станиславский, Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Саймон ДОНЖЕР, «Герой нашего времени», Большой театр, Москва
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ (Фигаро) – «Свадьба Фигаро», Большой театр, Москва
Спектакль «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЖАМБЛЕЙ», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Хор в спектакле «САТЬЯГРАХА», Театр оперы и балета, Екатеринбург
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ, Театр кукол, Пермь
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Татьяна НЕРСИСЯН, «Толстая тетрадь», Театр кукол, Пермь
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Михаил ШЕЛОМЕНЦЕВ, «Ваня», Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ».
ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ, Театр «Школа драматического искусства», Москва
ПРИЗ КРИТИКИ
CАТЬЯГРАХА, Театр оперы и балета, Екатеринбург
ПРЕМИИ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2015 ГОДУ»
БОРИС ГОДУНОВ - Национальный театр драмы, Вильнюс, Литва
КОГДА ГОРА СМЕНИЛА СВОЙ НАРЯД - Фестиваль «Руртриеннале», Германия, и театр «Кармина Словеника», Словения
ПОЧЕТНАЯ ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»
Губернатор Ульяновской области СЕРГЕЙ МОРОЗОВ
ПРЕМИИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
РИММА БЕЛЯКОВА
ЛЕВ ДОДИН
КЛАРА КИСЕНКОВА
БОРИС МЕССЕРЕР
ЮРИЙ СОЛОМИН
РИНАТ ТАЗЕТДИНОВ
БОРИС ЭЙФМАН
РОСТИСЛАВ ЯНКОВСКИЙ
Российская национальная театральная премия "Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается лучшим спектаклям сезона всех жанрах театрального искусства. Отбор спектаклей для участия в "Золотой маске" проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.
22-ая российская национальная театральная премия и фестиваль “Золотая маска ” объявила свои итоги - 16 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко чествовали новых лауреатов.
Одна из главных - почетных внеконкурсных премий “Золотая маска ” - была присуждена режиссеру, художественному руководителю санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы Льву Додину "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" . Созданный им театр давно уже находится вне конкуренции.
А чтобы сформировать конкурсную афишу “Золотой маски ” 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой, и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем ста городах России. Итогом их работы стала, прежде всего, впечатляющая статистика и география “Золотой маски ” 2016 года. В конкурсную программу вошли 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв). Помимо постоянных участников “Золотой маски ” появилось много новых имен и новых городов, которые привлекли к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.
Так, впервые в афише появились театры из города Серова (Театр драмы им. А.П. Чехова, спектакль "Трамвай "Желание"), Новокуйбышевска (Театр “Грань ” , спектакль "Таня-Таня") и Ижевска (Русский драматический театр Удмуртии, "Маленькие трагедии"). Масштаб размаха афиши был - от Большого театра в Москве до небольшого уже упомянутого Театра “Грань ” в Новокуйбышевске, в штате которого было всего семь человек, и занимали они уголок в местном доме культуры. Но после победы на фестивале театров малых городов России, проводящимся Театром наций, о них заговорили как о явлении, заметном в театральной жизни в контексте всей страны. "Мы старались по максимуму увидеть все, - рассказывал председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол театровед Александр Вислов. - Лично у меня было 36 командировок. Многое в афишу не вошло. Про те постановки, которые сформировали “Золотую маску ” 2016 года, можно одной фразой сказать так: все спектакли разные, но все - лучшие. Мне было жаль одни не попавшие в короткий список спектакли, многим моим коллегам - другие... Но когда все недовольны, значит, мы хорошо поработали" .
Всего в 212 номинациях “Золотой маски ” 2016 года было представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов стали такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ. Александринский театр на конкурсной “Маске ” представляли спектакли Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" и Марата Гацалова “Теллурия ” ; БДТ - сразу три постановки, обнаживших как все достижения, так и все проблемы современного Большого драматического театра: “Zholdak dreams ” (режиссер Андрий Жолдак), “Человек ” (Томи Янежич) и “Пьяные ” (Андрей Могучий). Из питерцев в афише драматического театра также фигурировал Театр Ленсовета ("Кабаре Брехт" Юрия Бутусова) и ТЮЗ им. Брянцева ("Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова).
Москву в драме представляли "Студия театрального искусства" ("Самоубийца" Сергея Женовача), Театр им. Вахтангова ("Бег" Юрия Бутусова), РАМТ ("Нюрнберг" Алексея Бородина), Театр наций ("Сказки Пушкина" Роберта Уилсона), "Мастерская Петра Фоменко" ("Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски), МТЮЗ ("Кто боится Вирджинии Вулф?" Камы Гинкаса), лаборатория Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" ("О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова), Электротеатр “Станиславский ” ("Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи). И спектакли Кирилла Серебренникова “Обыкновенная история ” Гоголь-центра и Константина Богомолова “Юбилей ювелира ” МХТ им. Чехова. Постановка Кирилла Серебренникова также номинировалась на “Золотую маску ” и в разделе музыкального театра - он выступал как режиссер, сценограф и автор либретто балета "Герой нашего времени" Большого театра.
Кто станет победителями, решали два профессиональных и на редкость очень многочисленных жюри - музыкального и драматического театра. Жюри музыкального театра возглавил режиссер, заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Юрий Лаптев. В состав жюри музыкального театра вошли восемнадцать человек (sic!), и в их числе - солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Гурякова, народный артист СССР, профессор Московской консерватории им. Чайковского Зураб Соткилава, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.
Лучшие результаты в драматическом театре и театре кукол под председательством худрука воронежского “Камерного театра ” и руководителя Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова определяли пятнадцать человек. В списке членов жюри драмтеатра - фамилии актера Малого театра Василия Бочкарева, актрисы Театра Маяковского Евгении Симоновой, актрисы Театра им. Пушкина Александры Урсуляк, профессора Школы-студии МХАТ и художественного руководителя ЦИМа Виктора Рыжакова.
Лауреаты
Итак, лучшими на 22-й “Золотой маске ” названы:
Справка "РГ"
“Золотая Маска ”
учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Фестиваль “Золотая Маска ” проводится Союзом театральных деятелей РФ, Министерством культуры РФ, Правительством Москвы, Дирекцией Фестиваля “Золотая Маска ” . / Суббота, 16 апреля 2016 года /темы: Культура Пьянство
Спектакль Дмитрия Крымова "О-й. Поздняя любовь" (Школа драматического искусства) стал обладателем премии “Золотая маска ” в номинации "лучший спектакль малой формы", а лучшей постановкой большой формы стал "Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски (Мастерская П.Н. Фоменко).
Церемония вручения премии “Золотая маска ” прошла в субботу в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Лучшим режиссером назван Андрей Могучий, поставивший в Большом драматическом театре им. Товстоногова спектакль “Пьяные ” .
“Золотую маску ” за актерскую работу в драме получила Мария Смольникова за роль в спектакле "О-й. Поздняя любовь", лучшим драматическим актером признан Сергей Волков за роль в спектакле Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета “Кабаре Брехт ” .
В номинации “Эксперимент ” победил спектакль Петра Айду “Звуковые ландшафты ” (Школа драматического искусства).
Лучшим кукольным спектаклем стала “Толстая тетрадь ” Пермского театра кукол в постановке Александра Янушкевича.
“Хованщина ” Мусоргского в постановке Александра Тителя (Музыкальный театр. им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко) стала лучшим спектаклем в опере, А. Титель назван лучшим оперным режиссером за постановку “Медеи ” в том же театре.
Лучшим мюзиклом названа “Голливудская дива ” Корнелиуса Балтуса (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии). “Золотую маску ” за лучший спектакль в современном танце получил “Кафе Идиот ” (Балет Москва), а награду за лучший балет - "Герой нашего времени" в постановке Кирилла Серебренникова. Композитор Илья Демуцкий за музыку к этому балету назван лучшим композитором.
Приз критики достался опере “Сатьяграха ” (Екатеринбургский театр оперы и балета).
. . . . .
Отбор спектаклей для участия в “Золотой маске ” проводят специальные экспертные советы. Окончательный выбор делает жюри, в которое входят режиссеры, актеры, критики.