Можно ли ольгу назвать положительным героем. План сочинения – Кто является положительным героем романа Гончарова “Обломов”? 

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

Третья замечательная личность, выведенная в романе г. Гончарова, — Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. В этой личности, привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами, особенно замечательны два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения. Эти два свойства редки в современных женщинах и потому особенно дороги в Ольге; они представлены в романе г. Гончарова с такою художественною верностию, что им трудно не верить, трудно принять Ольгу за невозможный идеал, созданный творческою фантазиею поэта. Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Первые два характера, оговоренные нами выше, представлены уже сложившимися, и г. Гончаров только объясняет их читателю, то есть показывает те условия, под влиянием которых они образовались; что же касается до характера Ольги, он формируется перед глазами читателя. Автор выводит ее сначала почти ребенком, девушкою, одаренною природным умом, пользовавшеюся при воспитании некоторою самостоятельностию, но не испытавшею никакого сильного чувства, никакого волнения, незнакомою с жизнию, не привыкшею наблюдать за собою, анализировать движения собственной души. В этот период жизни Ольги мы видим в ней богатую, но нетронутую природу; она не испорчена светом, не умеет притворяться, но не успела также развить в себе мыслительной силы, не успела выработать себе убеждения; она действует, повинуясь влечениям доброй души, но действует инстинктивно; она следует дружеским советам развитого человека, но не всегда подвергает эти советы критике, увлекается авторитетом и иногда мысленно ссылается на своих пансионских подруг. <...>

Опыт и спокойное размышление могли постепенно вывести Ольгу из этого периода инстинктивных влечений и поступков, врожденная любознательность могла повести ее к дальнейшему развитию путем чтения и серьезных занятий; но автор выбрал для нее другой, ускоренный путь. Ольга полюбила, душа ее взволновалась, она узнала жизнь, следя за движениями собственного чувства; необходимость понять состояние собственной души заставила ее многое передумать, и из этого ряда размышлений и психологических наблюдений она выработала самостоятельный взгляд на свою личность, на свои отношения к окружающим людям, на отношения между чувством и долгом, — словом, на жизнь в самом обширном смысле. Г. Гончаров изображением характера Ольги, анализом ее развития показал в полной силе образовательное влияние чувства. Он подмечает его возникновение, следит за его развитием и останавливается на каждом его видоизменении, чтобы изобразить то влияние, которое оказывает оно на весь образ мыслей обоих действующих лиц. Ольга полюбила нечаянно, без предварительного приготовления; она не создавала себе отвлеченного идеала, под который многие барышни стараются подводить знакомых мужчин, не мечтала о любви, хотя, конечно, знала о существовании этого чувства.

Она жила спокойно, не стараясь искусственно возбудить в себе любовь, не стараясь видеть героя будущего своего романа в каждом новом лице. Любовь пришла к ней нежданно-негаданно, как приходит всякое истинное чувство; чувство это незаметно прокралось к ней в душу и обратило на себя ее собственное внимание тогда, когда получило уже некоторое развитие. Когда она заметила его, она стала вдумываться и соразмерять с своею внутреннею мыслию слова и поступки. Эта минута, когда она отдала себе отчет в движениях собственной души, начинает собою новый период в ее развитии. Эту минуту переживает каждая женщина, и переворот, который совершается тогда во всем ее существе и начинает обличать в ней присутствие сдержанного чувства и сосредоточенной мысли, этот переворот особенно полно и художественно изображен в романе г. Гончарова. Для такой женщины, как Ольга, чувство не могло долго оставаться на степени инстинктивного влечения; стремление осмысливать в собственных глазах, объяснять себе все, что встречалось с нею в жизни, пробудилось тут с особенною силою: явилась цель для чувства, явилось и обсуживание любимой личности; этим обсуживанием определилась самая цель.

Ольга поняла, что она сильнее того человека, которого любит, и решилась возвысить его, вдохнуть ему энергию, дать ему силы для жизни. Осмысленное чувство сделалось в ее глазах долгом, и она с полным убеждением стала жертвовать этому долгу некоторыми внешними приличиями, за нарушение которых чистосердечно и несправедливо преследует подозрительный суд света. Ольга растет вместе с своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины.

Мы достаточно определили характер Ольги, чтобы знать, что в ее отношениях к любимому человеку не могло быть кокетства: желание завлечь мужчину, сделать его своим обожателем, не испытывая к нему никакого чувства, казалось ей непростительным, недостойным честной женщины. В ее обращении с человеком, которого она впоследствии полюбила, господствовала сначала мягкая, естественная грация, никакое рассчитанное кокетство не могло подействовать сильнее этого неподдельного, безыскусственно простого обращения, но дело в том, что со стороны Ольги тут не было желания произвести то или другое впечатление. Женственность и грация, которые г. Гончаров умел вложить в ее слова и движения, составляют неотъемлемую принадлежность ее природы и потому особенно обаятельно действуют на читателя. Эта женственность, эта грация становится сильнее и обаятельнее по мере того, как чувство развивается в груди девушки; игривость, ребяческая беспечность сменяются в ее чертах выражением тихого, задумчивого, почти торжественного счастия.

Перед Ольгою открывается жизнь, мир мыслей и чувств, о которых она не имела понятия, и она идет вперед, доверчиво глядя на своего спутника, но в то же время всматриваясь с робкою любознательностию в те ощущения, которые толпятся в ее взволнованной душе. Чувство растет; оно делается потребностию, необходимым условием жизни, и между тем и тут, когда чувство доходит до пафоса, до "лунатизма любви", по выражению г. Гончарова, и тут Ольга не теряет сознания нравственного долга и умеет сохранить спокойный, разумный, критический взгляд на свои обязанности, на личность любимого человека, на свое положение и на действия свои в будущем. Самая сила чувства дает ей ясный взгляд на вещи и поддерживает в ней твердость. Дело в том, что чувство в такой чистой и возвышенной природе не нисходит на степень страсти, не помрачает рассудка, не ведет к таким поступкам, от которых впоследствии пришлось бы краснеть; подобное чувство не перестает быть сознательным, хотя порою оно бывает так сильно, что давит и грозит разрушить собою организм. Оно вселяет в душу девушки энергию, заставляет ее нарушить тот или другой закон этикета; но это же чувство не позволяет ей забыть действительного долга, охраняет ее от увлечения, внушает ей сознательное уважение к чистоте собственной личности, в которой заключаются залоги счастия для двух людей.

Ольга переживает между тем новую фазу развития: для нее наступает горестная минута разочарования, и испытываемые ею душевные страдания окончательно вырабатывают ее характер, придают ее мысли зрелость, сообщают ей жизненный опыт. В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек, создающий себе фантастический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительною жизнью и ушибется тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах. Ольга не мечтала о невозможном счастии: ее надежды на будущее были просты, планы ее — осуществимы. Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы согреть его тою энергиею, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложить к делу способности, задремавшие от долгого бездействия.

Цель ее была высоконравственная; она была внушена ей истинным чувством. Она могла быть достигнута: не было никаких данных, чтобы сомневаться в успехе. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования. Могла ли она не увлечься своею прекрасною целью, могла ли она не видеть впереди себя тихого разумного счастия? И вдруг она замечает, что возбужденная на миг энергия гаснет, что предпринятая ею борьба безнадежна, что обаятельная сила сонного спокойствия сильнее ее живительного влияния. Что было делать ей в подобном случае? Мнения, вероятно, разделятся. Кто любуется порывистою красотою бессознательного чувства, не думая о его последствиях, тот скажет: она должна была остаться верною первому движению сердца и отдать свою жизнь тому, кого однажды полюбила. Но кто видит в чувстве ручательство будущего счастия, тот взглянет на дело иначе: безнадежная любовь, бесполезная для себя и для любимого предмета, не имеет смысла в глазах такого человека; красота такого чувства не может извинить его неосмысленности.

Ольга должна была победить себя, разорвать это чувство, пока было еще время: она не имела права губить свою жизнь, приносить собою бесполезную жертву. Любовь становится незаконною тогда, когда ее не одобряет рассудок; заглушать голос рассудка значит давать волю страсти, животному инстинкту. Ольга не могла так поступить, и ей пришлось страдать, пока не выболело в ее душе обманутое чувство. Ее спасло в этом случае присутствие сознания, на которое мы уже указали выше. Борьба мысли с остатками чувства, подкрепляемого свежими воспоминаниями минувшего счастия, закалила душевные силы Ольги. В короткое время она перечувствовала и передумала столько, сколько не случается передумать и перечувствовать в течение многих лет спокойного существования. Она была окончательно приготовлена для жизни, и прошедшее, испытанное ею чувство и пережитые страдания дали ей способность понимать и ценить истинные достоинства человека; они дали ей силы любить так, как не могла она любить прежде. Внушить ей чувство могла только замечательная личность, и в этом чувстве уже для разочарования не было места; пора увлечения, пора лунатизма прошла невозвратно. Любовь не могла более незаметно прокрасться в душу, ускользая до времени от анализа ума. В новом чувстве Ольги все было определенно, ясно и твердо. Ольга жила прежде умом, и ум подвергал все своему анализу, предъявлял с каждым днем новые потребности, искал себе удовлетворения, пищи во всем, что ее окружало.

Затем развитие Ольги сделало еще только один шаг вперед. На этот шаг есть только беглое указание в романе г. Гончарова. То положение, к которому повел этот новый шаг, не очерчено. Дело в том, что Ольгу не могли удовлетворить вполне ни тихое семейное счастие, ни умственные и эстетические наслаждения. Наслаждения никогда не удовлетворяют сильной, богатой природы, неспособной заснуть и лишиться энергии: такая природа требует деятельности, труда с разумною целью, и только творчество способно до некоторой степени утишить это тоскливое стремление к чему-то высшему, незнакомому, — стремление, которого не удовлетворяет счастливая обстановка вседневной жизни. До этого состояния высшего развития достигла Ольга. Как удовлетворила она пробудившимся в ней потребностям, — этого не говорит нам автор. Но, признавая в женщине возможность и законность этих высших стремлений, он, очевидно, высказывает свой взгляд на ее назначение и на то, что называется в общежитии эмансипациею женщины. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание.

Вот три главные характера "Обломова". Остальные группы личностей, составляющие фон картины и стоящие на втором плане, очерчены с изумительною отчетливостию. Видно, что автор для главного сюжета не пренебрегал мелочами и, рисуя картину русской жизни, с добросовестною любовью останавливался на каждой подробности. Вдова Пшеницына, Захар, Тарантьев, Мухояров, Анисья — все это живые люди, все это типы, которые встречал на своем веку каждый из нас. <...>

"Обломов", по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы, он отражает в себе жизнь русского общества в известный период его развития. Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными. Словом, как ни рассматривать "Обломова", в целом ли или в отдельных частях, по отношению ли его к современной жизни или по его абсолютному значению в области искусства, так или иначе, всегда должно будет сказать, что это вполне изящное, строго обдуманное и поэтически-прекрасное произведение. <...> Изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины, — вот главные мотивы романа. Ежели вспомнить притом, что всякое изящное произведение имеет образовательное влияние, ежели вспомнить, что истинно изящное произведение всегда нравственно, потому что верно и просто рисует действительную жизнь, тогда должно сознаться, что чтение книг, подобных "Обломову", должно составлять необходимое условие всякого рационального образования. Сверх того, для девиц может быть особенно полезно чтение этого романа 3 . Это чтение несравненно лучше отвлеченного трактата о женской добродетели уяснит им жизнь и обязанности женщины. Стоит только вдуматься в личность Ольги, проследить ее поступки, и, наверное, в голове прибавится не одна плодотворная мысль, в сердце заронится не одно теплое чувство. Итак, мы думаем, что "Обломова" должна прочесть каждая образованная русская женщина или девушка, как должна она прочесть все капитальные произведения нашей словесности.

Ольга Сергеевна Ильинская — из серии женских портретов Гончарова, натура яркая и запоминающаяся. Сближая Ольгу с Обломовым, Гончаров поставил себе две задачи, каждая из которых важна сама по себе. Во-первых, автор в своем произведении стремился показать те ощущения, которые пробуждает присутствие молодой, симпатичной женщины. Во-вторых, он хотел представить в возможно полном очерке саму женскую личность, способную к нравственному пересозданию мужчины

Падшего, обессиленного, но еще сохранившего в себе многие человеческие чувства.

Благотворное влияние Ольги скоро сказалось на Обломове: в первый же день знакомства Обломов возненавидел и ужасный беспорядок, царивший в его комнате, и сонное лежание на диване, на которое он облек себя. Мало-помалу, вдаваясь в новую жизнь, указанную Ольгой, Обломов покорился вполне любимой женщине, угадавшей в нем чистое сердце, ясный, хотя и бездеятельный ум и стремившейся пробудить его душевные силы. Он стал не только перечитывать книги, прежде валявшиеся без всякого внимания, но и передавать вкратце их содержание любознательной Ольге.

Каким же образом удалось Ольге произвести в Обломове такой переворот? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к характеристике Ольги.

Что за человек была Ольга Ильинская? Прежде всего, необходимо отметить самостоятельность ее натуры и незаурядность ее ума, явившиеся следствием того, что рано потеряв родителей, она шла своей твердой дорогой. На этой почве развилась и пытливость Ольги, поражавшая тех людей, с которыми сталкивала ее судьба. Охваченная жгучей потребностью знать как можно больше, Ольга осознает поверхностность своего образования и с горечью говорит о том, что женщинам не дают образования. В этих ее словах чувствуется уже женщина нового времени, стремящаяся сравняться с мужчинами по уровню образования.

Идейность натуры роднит Ольгу с тургеневскими женскими персонажами. Жизнь для Ольги – это обязанность и долг. На почве такого отношения к жизни выросла и ее любовь к Обломову, которого, не без влияния Штольца, она задалась целью спасти от перспективы умственно опуститься и погрузиться в тину недалекого существования. Идейным является и ее разрыв с Обломовым, на который она решилась только тогда, когда убедилась, что Обломова уже не возродить никогда. Точно также и неудовлетворенность, временами охватывающая душу Ольги после выхода ее замуж, вытекает из того же светлого источника: это ни что иное, как тоска по идейному делу, которого не мог ей дать благоразумный и рассудительный Штольц.

Но разочарованность никогда не приведет Ольгу к лени и апатии. Для этого она обладает достаточно сильной волей. Ольге свойственна решительность, которая позволяет не считаться ни с какими преградами, чтобы возродить любимого человека к новой жизни. И та же сила воли пришла к ней на помощь, когда она увидела, что ей не возродить Обломова. Она решила порвать с Обломовым и справилась со своим сердцем, как дорого ни стоило ей это, как ни трудно было вырвать любовь из сердца.

Как было уже сказано ранее, Ольга – женщина нового времени. Гончаров вполне ясно выразил существовавшую в то время потребность в подобном типе женщин.

План статьи «Характеристика Ольги Ильинской»

Основная часть. Характер Ольги
а) Ум:
— самостоятельность,
— вдумчивость,
— любознательность,
— идейность,
— возвышенный взгляд на жизнь.

б) Сердце:
— любовь к Обломову,
— разрыв с ним,
— неудовлетворенность,
— разочарованность.

в) Воля:
— решительность,
— твердость.

Заключение. Ольга, как тип новой женщины.

Как луч востока благодатный,
Зачем тогда не разбудил
Меня твой голос, сердцу внятный,
И падших сил не обновил?

Яков Полонский «Женщине». 1859

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из оперы Виченцо Беллини «Норма» Casta diva (Пречистая дева).

По-настоящему положительной героиней произведения является Ольга Ильинская. Это живое лицо, взятое из жизни. Одним из ее прототипов является Екатерина Майкова, которой был увлечен писатель и которая была наиболее близким ему человеком в 50-е годы. Находили и другой прототип Ольги: им была Елизавета Васильевна Толстая. Увлечение ею и переживания Гончарова в связи с ее замужеством отразились в письмах писателя.

Вопрос

Какое впечатление у вас сложилось об Ольге, как создается ее образ?

Ответы учащихся

Слово учителя

По давней – еще дореволюционной – критической традиции с Ольги Ильинской принято открывать литературную родословную русских «новых» женщин. Казалось бы, «новое» в содержании этого образа – черта труднодоказуемая. Оно не проявляется ни в общественных взглядах героини (кстати, о них мы ничего и не знаем), ни во внешнем ее облике и манерах.

И все-таки Ольга – «новая», в самом глубоком и отчетливом значении этого слова, хотя ее новизна стихийна, почти не осознана своей носительницей.

В Ольге Ильинской Гончаров воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов XIX века.

Вопрос

Что мы узнаем из романа об Ольге Ильинской? Начнем с портретной характеристики.

Ответ

Ч. II, гл. V, стр. 210–211, 213–214; 292–293*

Портрет Ильинской слагается из многочисленных деталей, рисующих человека необыкновенной простоты, естественности, изображающих женщину, лишенную жеманства, кокетства, лжи и мишуры. То она звучно смеется, искренне и заразительно; то прекрасно поет свою любимую арию Нормы «Кастадива»; то улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам, то пристально и с любопытством глядит на Обломова, который начинает думать, не выпачкан ли у него нос, не развязался ли галстук.

Гончаров не наделяет Ольгу чертами красавицы, но замечает, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ему удается передать образ тонко чувствующей, духовно одаренной девушки, обладающей гармонией ума, воли и сердца.

Автор дает и речевую характеристику Ольги. «Речь ее иногда сверкнет искрой сарказма, но там блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб». Язык Ольги остроумен, но свободен от мудрых сентенций, от подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. В нем все естественно, нет никакой внешней рисовки.

Вопрос

Какой характер носят отношения Обломова и Ольги Ильинской (анализ сцены с веткой сирени)? Расскажите, как зарождались эти чувства.

Ответ

Стр. 215, 220–221, 224

Объяснение с Ольгой. Стр. 230–234 и 241. (Прочитать по ролям, либо показать видеофрагмент из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»).

Изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорит любящим, особенно благоухающая ветка сирени, воплощающая расцвет чувства и его поэтический аромат.

Вопрос

Любила ли Ольга Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. IX, стр. 267

Ольга отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала. В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». Она искренне любит Обломова, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья.

Вопрос

Какие эпизоды романа указывают на то, что Ольга Ильинская взялась перевоспитать Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. VI, стр. 227

Рационализм поведения Ольги проступает в эпизоде, когда она заставляет Обломова взобраться на гору.

Задание

Перескажите этот эпизод. (Ч. II, гл. IX, стр. 262–263)

Ответ

В жаркий летний полдень Обломов приходит на свидание, назначенное в окрестностях дачи, но не застает Ольгу на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает Ольгу на ее вершине. С великим трудом, с передышками Илья Ильич взбирается на гору, не подозревая, что препятствие предусмотрено девушкой. Гора – это своего рода символ в романе.

В безобидном на первый взгляд розыгрыше оказывается гораздо больше «эмансипации», чем в курении папирос, короткой стрижке и посещении курсов физиологии.

Вопрос

Каким образом меняется Обломов благодаря Ольге?

Ответ

Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжения Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину (стр. 234). После второй встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряженное восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Стр. 261.

Вопрос

Почему герои расстались?

Ответ

Предвестником расставания стало первое письмо Обломова к Ольге (стр. 274–277).

Из письма Обломова Ольга поняла, что Обломов боится видимых перемен в своей жизни. Она уясняет для себя, что ждала от Ильи Ильича невозможного, что полюбила она лишь будущего Обломова, свою мечту о нем. Оказалось, что тихое, беззаботное и сонное состояние Илье Ильичу дороже прекрасных свиданий. С.286.

Вопрос

Нашла ли свое счастье Ольга, выйдя замуж за Штольца?

Ответ

Ч. III, гл. III

В Штольце отчасти «воплотился ее идеал мужского совершенства». Казалось бы, поиски ее увенчались счастливым финалом: ей даровано постоянное ощущение движения, кипучая энергия комфорт. Но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить вечно ищущую Ольгу. Она прислушивалась к себе и чувствовала, что чего-то иного просит ее душа, «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед».

Мировоззренческая ограниченность и голый практицизм Штольца, его покорность перед «мятежными вопросами» и остановка в поисках смысла жизни ее удовлетворить не могут. В ней нет ничего буржуазного, ее влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Не случайно Штольц «с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Его пугает вулканический огонь натуры Ольги.

Таков этот пленительный образ, созданный талантом Гончарова и занявший свое особое значительное место сведи лучших созданий русской литературы.

Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей «соблазна», орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича. Характерно, что Ольга, сколько бы ни полнилось ее сердце ответным чувством к Обломову никогда почти не забывает о своей роли «просветительницы». Ей очень нравится осознавать себя в подобной роли: шутка ли, она, женщина, ведет за собой мужчину! Что за сила ей сообщена, что за власть такая?! Как тут не загордиться, как не закружиться славной головке!..

В любовных коллизиях нередко первый активный шаг предпринимает женщина. Однако Ольга предпринимает его так, что это сразу резко выдвигает ее за пределы традиционного ряда. Полюбить, чтобы перевоспитать, полюбить «из идейных соображений» – в подобной установке есть что-то неслыханное, не имеющее аналогий.


Литература

Игорь Кузнецов. Великий труженик. // Гончаров И.А. Обломов / Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Ю.М. Лошиц. Гончаров / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1977

* Текст цитируется по книге: Гончаров И.А. Обломов/ Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова “Обломов”?

I. Вступление

Положительный герой – персонаж, вызывающий автор­ские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе ав­торский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.)

II. Главная часть

1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Иль­инская:

а) характер Обломова наиболее сложен, а авторское отно­шение к нему противоречиво. С одной стороны, Обломов об­ладает такими симпатичными чертами характера, как доброта, ум, способность глубоко чувствовать, нежная душа. Все это выгодно отличает его от петербургских чиновников разного ранга. Автор показывает, что его герой способен на какое-то время стать энергичным, живым, деятельным. Однако вторая сторона Обломова – лень, непрактичность, стремление к по­кою, что порождает нравственный и умственный застой. Та­ким мы видим героя в первых главах романа, таким он пред­стает и в конце него – ни любовь к Ольге Ильинской, ни влияние Штольца, ни собственные планы деятельности – ни­что не

способно в корне изменить натуру Обломова, которая тесно связана с жизнью помещичьей, патриархальной, празд­ной, лишенной действенного и живого начала (“Сон Обломо­ва”). Несмотря на все свои хорошие качества, Обломов не мо­жет быть назван положительным героем;

б) образ Штольца задуман Гончаровым как антитеза обра­зу Обломова. Штольц прежде всего деятелен, ему совершенно чужда праздность и лень. Он умеет и чувствовать, хотя его чувства все время подчиняются рациональному контролю. Штольц положительно воздействует на Обломова. Наконец, именно он успешно проходит “испытание любовью” и именно с ним связывается картина обновленной Обломовки. Однако критики и писатели (Добролюбов, Чехов и др.) с полным ос­нованием отмечали неубедительность образа Штольца: неяс­но, какой именно деятельностью он занимается, в известной мере отталкивает его практицизм и ограниченность, наконец, сама его немецкая фамилия и соответствующий характер де­лают этот тип не вполне русским. Поэтому можно сказать, что в образе Штольца Гончаров предпринял попытку создать об­раз положительного героя, но попытку не вполне удачную;

в) Ольгу Ильинскую можно с наибольшим основанием мл звать положительной героиней романа. Она сочетает в себе чуткую душу, способность к любви, искренность с такими чертами характера, как стремление к деятельности, независимость, воля. Именно благодаря ей Обломов на время возрождается к жизни, именно она становится женой Штольца. В образе Ольги Гончаров следовал традициям русской литературы: очень часто именно женщины становились положительными героинями, тогда как героям-мужчинам многого для этого недоставало (“Евгений Онегин” Пушкина, романы Тургенева и т.п.).

III. Заключение

Все главные герои романа Гончарова не лишены положи­тельных черт, однако решение проблемы положительного героя можно связывать только с Ольгой Ильинской. Положи­тельный же мужской тип Гончарову создать все же не уда­лось.

Глоссарий:

  • является ли ольга ильинская положительной героиней
  • можно ли считать штольца положительным героем
  • является ли обломов положительным героем

Другие работы по этой теме:

  1. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно? Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом...
  2. “Обломов” – роман И. А. Гончарова. Одним из самых значимых второстепенных героев этого произведения является Андрей Штольц. Вот только какой он герой: положительный или отрицательный?...
  3. Идейную направленность романа определил сам автор: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава –...
  4. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...

Это образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувства и женственность, действительно, делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в. Гончаров любовно рисует портрет своей героини. Отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше: «Но если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга полюбила Обломова. У читателей иногда возникает вопрос: как могла такая умная, серьёзная девушка полюбить Обломова, бездельника, не способного к жизни человека? Не нужно забывать, что у Обломова был целый ряд положительных качеств: он был умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски и читал книги на английском языке. Лень Обломова, о которой Ольга знала сначала только со слов Штольца, могла показаться ей вполне исправимым недостатком. Наконец, самая любовь Ольги к Обломову возникла как раз на почве благородных стремлений перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности.

Обломов первый признаётся Ольге в любви. Несколько позже Ольга вносит поправку в это признание: Обломов только влюблён, а любит она. Действительно, её чувство глубже, серьёзнее. Ольга говорит: «Для меня любовь - это всё равно, что… жизнь, а жизнь… долг, обязанность, следовательно - любовь тоже долг». Любовь наполняет её жизнь новым содержанием, освещает её каким-то новым светом. Жизнь теперь кажется Ольге глубже и содержательнее, словно она прочла большую книгу. Когда Ольга поняла, что в сознательном отношении к жизни она стоит выше любимого человека, она твёрдо ставит перед собой задачу перевоспитания Обломова. Ольге нравилась «роль путеводной звезды», «луча света» для Обломова. Она звала и «толкала его вперёд». Её настойчивость побеждает на время лень Обломова. Ольга заставляет его читать газеты и книги и рассказывать ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок. Обломов жалуется: «Каждый день вёрст по десяти пешком». Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение. Ольга добивается от Обломова и физического движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного. Поведение безвольного Обломова доставляет ей немало страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признаётся ему, что «теряется в соображениях» и что «у неё гаснут ум и надежда». Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге, что пройдёт ещё «какой-нибудь год» и Ольга станет его женой, у Ольги открываются глаза. Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень. Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен. Ольга говорит жениху: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего - не знаю!» Автор разъясняет дальше: «Признав раз в избранном человеке достоинства и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить- переставала и любить, как случилось с Обломовым».

Разрыв подкосил силы и Обломова, и Ольги: Обломов заболел горячкой, а больную Ольгу тётка увезла за границу. В Париже Ольга встретила Штольца. Время смягчило горечь её разочарования в Обломове, и она стала женой Штольца - человека, который соответствовал её идеалу мужа. Казалось бы, теперь Ольга могла стать вполне счастливой женщиной. Штольц создал ей жизнь, полную комфорта и спокойствия. Однако безмятежный покой, которым окружил её Штольц, начинает смущать и томить её. Ольгу не удовлетворяет спокойная, безмятежная личная жизнь. Штольца пугают «мятежные вопросы», т. е. то, что волновало тогда мысль передовых общественных деятелей. А Ольгу тянут именно «мятежные вопросы». У неё постепенно созревает мысль о какой-то другой жизни, полной, быть может, труда и лишений, и она уже мысленно «измеряла свои силы» для предстоящей борьбы. Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него». Вопрос о дальнейшей судьбе Ольги составлял тему, которая выходила за рамки сюжета романа. Тема эта осталась поэтому неразработанной. Но образ Ольги и без того ясен для читателя. Добролюбов писал: «Ольга… представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намёк на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет обломовщину».Ольга-тип русской женщины того периода русской жизни, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали своё право на участие в общественной деятельности. Наряду с тургеневскими Натальей Ласунской («Рудин») и Еленой Стаховой («Накануне») Ольга Ильинская принадлежит к лучшим, пленительным образам русской женщины, созданным нашими писателями в 50-е годы XIX в. Иной тип женщины дан Гончаровым в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы ной. Любовь Обломова к ней выросла в основном на почве барских привычек Ильи Ильича. Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, мещанка по социальному положению, благоговела перед Обломовым. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она готова была стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она, не задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни в чём. Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку. Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно. Это тип скромной, самоотверженной женщины-хозяйки, весь кругозор которой ограничивался только миром семейных забот и обывательского благополучия.

Ольга Ильинская и Пшеницына так же противоположны, как Обломов и Штольц. В таком расположении женских фигур в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга с её идейными порывами и серьёзными требованиями и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность обломовщины.

Роман Гончарова - замечательный образец обформы романа исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика обломовщины. Выбор темы- чрезвычайно важная сторона творческого процесса, так как именно тема определяет общественную роль произведения. Анализ обломовщины как печального явления крепостнического строя и быта был, несомненно, важной и своевременной темой. Но одной темы ешё недостаточно, чтобы приковать внимание читателей к произведению. Материал темы важно расположить и изложить так, чтобы читатель с интересом и волнением следил за развитием темы и был захвачен произведением. Отсюда видно, какое значение имеет мастерство писателя и художественная форма произведения: сюжет его, композиция, обрисовка образов, язык и пр. Какие же особенности характеризуют художественную форму романа Гончарова?

Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. Простоту и естественность сюжета романа очень удачно раскрывает Добролюбов, излагая всё содержание романа в таких словах: «В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвёртой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру.


Страница: [ 1 ]