Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска

Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.

Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска.

Я поведу тебя музей

ЦЕЛЬ:

Ознакомление дошкольников с понятием «музей» .

Знакомство с художественным музеем города.

Что такое «музей» ?

Это место, помещение, где собирают и берегут вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям. Эти вещи называют экспонаты. Заботятся о них сотрудники музея. Они следят за порядком, чистотой. Помогают посетителям ориентироваться в музеях, на выставках.

А специалисты, которые показывают нам музей, рассказывают об экспонатах, называют экскурсоводами.

А кто – нибудь из вас знает, какие музеи есть в нашем городе?

Не так давно я побывала в 3 музеях нашего города:

Художественом

Краеведческом

Парке-музее им А.Толстого.

Сегодня я вам об этом расскажу и пока один из них.

И первый музей, который мы с вами посетим, будет «Художественный музей» .

При входе в музей нас встречает афиша. Мы сразу узнаем, какие выставки проходят сейчас в музее. Кроме постоянных экспозиций, можно посетить выставку живописи «Старый Брянск» , выставку работ молодых брянских художников и экспонаты Дятьковского музея хрусталя.

Мы попали в холл музея. Здесь находиться касса, в которой приобретаются билеты для входа.

В холле мы видим больших стеклянных витринах, где видим первые экспонаты – это игрушки, поделки.

Посмотрите внимательно на эти и поделки? Кто из вас назовет эти игрушки, как они называются?

Мы входим в первый зал «Художественного музея» - в котором выставлены старинные иконы

Под стеклянными витринами лежат старинные книги.

Рассмотрев, иконы старинные книги мы попадаем в следующий зал

Здесь мы видим, картины художников и рояль

Это необычный зал. Стоят стулья как в концертном зале. Это зал, в котором проводятся тематические мероприятия, с прослушиванием произведений известных композиторов. Такие мероприятия, называются музыкальными гостиными.

Здесь же мы можем увидеть скульптуры

Музей состоит из нескольких залов, в каждом зале представлены картины разных художников.

Здесь мы видим картины разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Вы обратили внимание, что в залах тоже стоят стулья,

На стулья можно присесть и сидя любоваться произведениями искусства. Портретами, пейзажами и натюрмортами.

Переходя из зала в зал, мы рассматриваем картины разных художников. Картины имеют разные размеры

Заходим в зал, в нем представлена выставка «Старый Брянск» . В разное время художники изображали улицы нашего города. А здесь мы можем увидеть, какими они были в разное время.

Вот такой была Набережная, когда не было еще концертного зала «Дружба»

А это наша лестница ведущая на Набережную

Это улица Калинина, изображена такой, какой она была в прошлом веке.

В этом зале мы тоже можем не только посмотреть картины, но и просмотреть видеофильмы на тему выставки.

В этом зале представлены картины молодых брянских художников.

Картины выполнены в разной технике…

…на разные темы.

Следующий зал, который мы посетим это выставка экспонатов Дятьковского музея хрусталя.

Здесь за стеклянными витринами представлена продукция Дятьковского хрустального завода сделанная в разное время разными мастерами, уникальные, интересные, неповторимые, которые можно считать произведениями искусства

Мы можем рассмотреть вазы из белого, прозрачного, цветного стекла.

Настоящие произведения искусства

Стеклянными витринами экспонаты защищены от неаккуратных и очень любопытных посетителей.

В этом просторном красивом зале, среди экспонатов Дятьковского хрустального завода, мы и закончим нашу экскурсию.

На этом просмотр экспонатов закончен.

И мы выходим их музея.

ВОПРОСЫ:

Где мы с вами побывали?

Как называется музей?

Что можно увидеть в музее?

Что вам понравилось?

Захотелось ли вам сходить в Художественный музей?

Подготовила, провела и самолично сфотографировала залы музея и экспонаты

воспитатель

НДОУ «Детский сад №68 ОАО «РДЖ» Орешкова Наталья Николаевна.

Обычно музей это место, где на экспонаты даже дышать не разрешается. В «Экспериментариуме», который мы посетили вместе с нашими ребятами из Печатников, все совсем по-другому. Здесь главное правило – трогай и испытывай! О чем, не скрывая радости, сообщают экскурсоводы при первой встрече.

Музей совсем новый, открылся весной 2011 года. Для России подобные учреждения это еще что-то не совсем типичное, не правда ли?! В ряду крупных интерактивных центров можно назвать «Лунариум» в Большом Планетарии Москвы http://www.planetarium-moscow.ru/in-the-planetarium/lunarium/ , «Умникум» на Лиговском в Питере http://umnikum.com/main/ , Игротеху в Политехническом музее http://eng.polymus.ru/rv/?s=54 . Чести ради надо вспомнить и о ленинградском «Доме занимательной науки», открытом еще в 1935 году Яковом Перельманом (да-да, тем самым знаменитым популяризатором науки), но безвозвратно утерянном во времена блокады…

В Европе и США примеров побольше будет, да и помасштабнее они: датский «Экспериментариум» http://www.experimentarium.dk/ , шведский «Том Титс Эксперимент» http://www.tomtit.se/Russian/ , финская «Эврика» http://www.heureka.fi/portal/englanti/russian/ . В Сан-Франциско есть эталонный «Эксплораториум» http://www.exploratorium.edu/ , в Чикаго — Музей науки и промышленности http://www.msichicago.org/ , в Вашингтоне целый Смитсоновский городок.

Но верю, у нас все впереди!

И прежде чем мы наконец-то отправимся навстречу занимательной науке, расскажу парочку примечательных фактов. Музей расположился в здании машиностроительного завода «Знамя» в помещении с высокими потолками и кирпичными стенами – что может быть лучше для полета мысли и свободы действия?! Но до 1935 года на месте «Экспериментаниума» и вовсе не было ничего промышленного: стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, от которой сейчас сохранилась только скромная часть с колокольней. А еще по неподтвержденным (надеюсь пока) данным на этом месте когда-то ночевал Наполеон как раз перед тем, как уехать из Москвы. Вот так-то!

Ну что же, проследуем вслед за нашими ребятами на второй этаж и рассмотрим там все хорошенько!

Первым экспонатом, возле которого мы остановились, был левитатор Бернулли… сами летать мы не научились, но почему это получается у деревянной тарелочки, помещенной под спокойный нисходящий поток воздуха, поняли.

«А страшно ли сидеть на гвоздях? Это больно?», спрашиваю я Сережу. «Нет! Их же много!», — бойко отвечает он. Делаю удивленное лицо, прося пояснения, но Сережу кто-то опережает своим верным ответом: «Давление ведь располагается по всем гвоздям». Отлично! Суть явления понятна — можно переходить к следующим экспонатам.

После гвоздей настоящим «гвоздем» программы второго этажа стал зеркальный лабиринт (именно к нему многие ребята побежали в свободное время). Это и правда здорово: блуждать среди зеркал в поисках выхода. Да, света внутри лабиринта нет, только с десяток лампочек в полу.

А Лене особенно понравилось крутить педали велосипеда: «Мне так приятно, на меня дует ветерок. А чем быстрее кручу, тем сильнее дует». Мне осталось только добавить, что энергию для работы вентилятора она получает с помощью собственных ног.

Мы надолго остановились в комнате мыльных пузырей. Саша и Нина оттачивали технику создания мыльных пузырей, а также пленок и сфер,
и все любовались этим зрелищем: «Что может быть их чудеснее? Они лёгкие, воздушные, немного загадочные… бесцветный мыльный раствор переливается всеми цветами радуги!»

Коллекция головоломок в музее тоже впечатляет: собери квадраты различными способами из разных наборов фигур, рассоедини кольца, связанные шнуром посередине, реши танграм. А между прочим, у Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. В общем, мы стали настоящими энтузиастами танграма – будем применять в педагогических целях!

Да, очень хорошо, что головоломки разной сложности: могут попробовать свои силы и дошколята, и дети постарше, и взрослые, конечно тоже!

Большая площадь на втором этаже отдана прекрасно сделанным анатомическим моделям. Здесь можно узнать обо всем: строении мозга человека и его органов чувств, кожи, легких и скелета, а также мышц, зубов и прочего. Несколько неожиданным для меня и Нины стало то, что самый большой интерес у детей вызвала демонстрационная модель эмбрионального развития человека.
Хотя… почему неожиданным. Ведь к чудесам, каковым бесспорно является развитие человека, всегда возникает неподдельный интерес, а в музее этот процесс показан так наглядно!

Гордостью музея является генератор торнадо (смерчей), специально привезенный из Америки. Тёплые и холодные воздушные вихри прямо перед нами закручивались в настоящее торнадо, какое могло унести Элли с Тотошкой в волшебную страну Оз!

На втором этаже порой бывает утомительно долго находиться. А причиной тому громкое трио: ксилофон, бас-гитара и барабанная установка. Впрочем, кто будет считаться с чрезмерной нагрузкой на свои барабанные перепонки, когда вот она — осязаемая возможность почувствовать себя настоящим рок-гитаристом или ударником?!!

Пора спускаться на первый этаж. Илья (экскурсовод и, кстати, брат-близнец нашего с Ниной однокурсника – так что можете быть уверенны, экскурсия нам была проведена по первому разряду!) показал и рассказал нам многочисленные примеры зрительных иллюзий: Невозможный трезубец, Невозможный куб Эшера, Эффект Струпа, Иллюзия железнодорожных путей, Ахроматический контраст и многое другое. Любители зрительных иллюзий и феноменов оценят ссылку http://www.psy.msu.ru/illusion/ .

В «Экспериментаниуме» есть наглядный миллион «звёзд». Его разместили на фиолетовых воротах у лестницы на второй этаж. Ровно миллион крошечных звездочек — не умозрительная величина, а реальный миллион, до которого рукой подать. Вот мы и считали все вместе!
Шутка, конечно, а вы поверили?

В музее вообще всё вокруг настолько реально и осязаемо, что кажется, американский грузовик Freightliner («Фред», как прозвали его в народе) скоро поедет, пускай у него и спилен мотор. Дети дружно забрались в кабину, причем сразу все вместе, вдесятером. Еще бы! Такие грузовики водят дальнобойщики и проводят в кабине значительную часть своей жизни, потому там и должно быть просторно и место для нас должно быть.

Ящик Вуда порадовал ребят сполна! Он представляет собой тумбу цилиндрической формы с генератором дыма внутри. Дым заполняет тумбу. На верхней поверхности тумбы установлена подвижная мембрана с круглым отверстием. Ударяя рукой по мембране, мы быстро выталкивали из ящика массу воздуха вместе с дымом. Алена, Лена, Настя особенно усиленно тренироваться… в получении не просто обычных облаков, а настоящих колец тумана. А впрочем, здесь отметились, конечно, все!

А еще у каждого из ребят была возможность оценить правдоподобность легенды про Архимеда, той, когда он с помощью системы блоков и рычагов и еще одной Земли готов был сдвинуть планету с места. Наша система из 4 блоков прекрасно справлялась с задачей по подъему не самых-то легких взрослых…

По мнению психолог, ребенок уже способен концентрировать внимание на отдельных предметах, он живо интересуется новым, а информация ложится на приобретенный жизненный опыт.

Великие полотна

Хорошо, если вы немного разбираетесь в живописи,- тогда можно пойти в картинную галерею. Постарайтесь, чтобы первое знакомство с шедеврами живописи прошло у сына или дочку успешно. Не нужно тянуть ребенка за руку, подтаскивая к картинам, не стоит пугать его непонятными словами «Врубель» и «Левитан». Лучше дайте ему возможность самостоятельно сориентироваться в незнакомой для него обстановке. Только ненавязчиво подводите малыша к месту, удобному для просмотра картин. Фраза о том, что большое видится на расстояние, в данном случае имеет абсолютно прямой смысл. Найдете оптимальное расстояние от картины с учетом роста ребенка, или же возьмите его на руки, когда захотите обратить его взор на то или иное полотно.

Рассматривая картину, обращайте внимание ребенка на простые вещи. Композицию, эмоциональное содержание и колористику вы обсудите позже, когда чадо пойдет в школу. Пока же просто смотрите, что происходит на картине. Обсуждайте увиденное, объясняйте малышу то, чего он не понимает, но не перегружайте свою речь непонятными словами. Достаточно объяснить, что делают дяди и тети, куда бежит волк и кто сидит на его спине.

При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются впечатления от музея. Но, как говорится, повторение – мать учения. Если вы увидели, что малышу там понравилось, не поскупитесь – купите хорошего качества альбом с репродукциями уже знакомых ребенку картин. Конечно, шедевры живописи можно смотреть и на экране компьютера, но книга по искусства – это искусство, а совместное перелистывание альбома – занятие приятное и абсолютно безопасное для детских глаз.

Из жизни кукол

Эта мечта всех девочек любого возраста, но экспозиция не оставит равнодушными и маленьких мальчиков – особенно железная дорога и дом кукол. В музее проводятся экскурсии, в том числе и для самых юных посетителей (от года и старше). Но записываться на экскурсии нужно заранее.

Флора и фауна

Маленьким посетителям – большие чучела! Примерно под таким девизом следует отправляться в зоологический музей. Только обязательно расскажите малышу заранее, что вы там будете смотреть. Сделайте акцент на том, что там очень большие медведи и волки – иначе ребенок может испугаться! Поэтому в музее проверяйте – не страшно ли ему. Если же в глазах нет ни тени испуга, переходите к носорогам, китам, мамонтам. И учтите, что для хранения чучел нужна низкая температура, и в музее, скорее всего будет прохладно. Поэтому возьмите с собой кофточку (в верхней одежде по музею ходить не принято).

К любимым героям

В мире есть немало музеев, которые созданы специально для малышей. Там все «нельзя» превращаются в «можно». Правда, многие из них расположены за границей, но тогда это может стать прекрасным поводом устроить себе дополнительные каникулы. К тому же межсезонье – лучший шанс избежать встречи с толпой туристов.

«Юнибакен», или музей Астрид Линдгрен, находится в Стокгольме. И это один из немногих музеев в мире, где все можно трогать руками. По экспонатам можно лазить, на них можно висеть и кататься – ведь они для этого и созданы. Созданы фантазией детской писательницы, «мамы» Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок, которую тут зовут просто Пиппи.

Но пожалуй самое яркое впечатление и у детей, и у взрослых остается от сказочного поезда. Вы оказываетесь то в горах, то на чердаке. То вдруг превращаетесь в великана, а потом становитесь меньше чайной ложки и встречаете огромную мышь. Вам даже не надо знать все сказки Астрид Линдгрен – во время экскурсии звучит история на русском языке.

  • о походе в музей постарайтесь сообщить ребенку заранее, лучше сделать это несколько раз («Скоро мы пойдем в музей», «Завтра мы пойдем в музей», «Сегодня мы идем в музей»). Расскажите, что такое музей и что вы будете там делать;
  • познакомьте карапуза с правилами поведения в музее, которые одинаковы для все посетителей;
  • пусть ребенок сам отдаст контролеру свой билет на входе, выберет картину, которая ему нравится, темп передвижения по залу. Ребенку должно быть комфортно;
  • малыш не способен слишком долго концентрировать внимание. 30-40 минут – это предел для трехлетнего ребенка;
  • помните, что первые посещения очень важны для приобщения малыша к музею как к месту, где можно увидеть много интересного и важного. Пока ваша главная задача – не столько обогатить кроху культурно, сколько побудить в нем желание еще раз придти сюда.

Вот уже четвёртый год в МБДОУ Центр развития ребенка №89 “Парус” г. Якутска Республики Саха (Якутия) мы работаем по экспериментальной программе “Истоки”. Логотип программы – “источник” - означает, что ребёнок вместе с взрослым черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры знания, развиваясь и обогащая друг друга.

Раздел “Эстетическое развитие” предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социо- культурной среды музея.

Понимая всю важность данного направления в деле воспитания детей, его целесообразность, мы начали поэтапную подготовку к ней.

Первым делом, в начале учебного года мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старшей группы. Со старшим воспитателем и работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.

Занятия с детьми мы разделили на три этапа:

  • Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
  • Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
  • Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).

На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещё в группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.

Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед, мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т.п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую мы на одном из занятий рассказывали.

В настоящее время, посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривают картины разных жанров, учатся понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т.п.)

В музее с детьми работала специалист – искусствовед Сизых Ольга Васильевна. Педагог по образованию, она в увлекательной форме “игр-путешествий”, рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.

Опираясь на знания, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.

Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей “Ромео и Джульетта”, “КыысДьэбилийэ” (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта), увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина. Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была подана беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Узнали, что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме, дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в “живую скульптуру”, изображая различные жанры. Они могли “ рассыпаться” и “ упасть”, потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.

По системе поэтапной работы с детьми, мы проводим занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводим иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Занятия ведём совместно с музейным педагогом. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам знаний можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка. Темы занятий:

“Моя любимая игрушка”, “Игрушка-свистулька”, “Натюрморт моего настроения”, “Что мне понравилось больше всего?”, “Мы украшаем”, “Мой пейзаж”, “Моя любимая картина” и т.д. После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки “Декоративно-прикладное искусство Якутии”, “Старый город” и провели семейный просмотр скульптур города.

В условиях группового помещения открыли мини-музей детских работ, “Уголок русской горницы”, где с детьми провожу в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.

Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии программы “Истоки” (авторы Л.В.Пантелеева “Музей и дети”, Т.Н.Карачунская “Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ”).

Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведённой работы уже сейчас можно сделать следующие выводы:

Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.

Необходимо создать специальную системную программу занятий, по схеме: - до музея – в музее – после музея.

Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался “образ музея”, развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.

Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.

Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. “Чомчуук Саас”. г. Якутск Республика Саха (Якутия).

За последние 5 лет работа по направлению РНК в мини-музее “Русская горница” ЦРР "Парус" ведётся в третьем поколении детей разного возраста.

За эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, рассматривания иллюстраций, демонстративный материал.

Созданы выставки детской литературы “Русские народные сказки” по разным возрастным категориям. Собраны видео материалы для просмотра не только сказок, но и разделов устного народного творчества по возрасту детей. Открыты театральные уголки для самостоятельных инсценировок Русских народных сказок.

Проведено множество занятий, утренников, посиделок, развлечений по РНК. С одним из занятий со старшими детьми хотелось бы познакомить подробней.

Открытое занятие по теме “Павловопосадский платок”

Цель:

  • Познакомить детей с павлово-посадскими платками и шалями. Научить детей, чем отличаются платки от шалей. Продолжать знакомство с народными традициями русского народа.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа.
  • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: Павлово-посадские платки и шали, слайды.

Ход занятия

I ч. Педагог: Перед вами большие, красочные шерстяные платки. Называются они Павловопосадскими, потому, что их изготавливают в городе Павловский Посад. Посмотрите, даже на гербе города изображён край платка. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более 100 лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Вот самый первый камвольный комбинат, где стали их изготавливать в больших количествах.

Сначала, очень давно, платки в Павловском Посаде делали полностью вручную. Основу ткали на ткацком станке. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. Разрисовывали такие платки тоже вручную.

А вот таким стал камвольный комбинат в наше время. Ткацкие станки стали более совершенными. Над платками трудятся разные мастера. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона. Краски наносят под управлением компьютера, перемешивание готовой краски – выполняется без участия человека. Художники составляют узоры, печать осуществляется на печатных станках. Самые ответственные операции осуществляются вручную.

А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли “Плать”? Отсюда и появилось слово “платок”. А вот другие изделия Павловопосадских мастеров – шали (показывает детям шаль).

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок? Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок нет). У кого из вас есть дома Павловскопосадские платки или шали? Кто их носит? (мама, бабушка, тётя). (Обращается к нескольким девочкам): Можете набросить себе на плечи платок или шаль. Почувствуйте, как вам тепло и уютно.

Физминутка. Музыкальная игра “Гори, гори ясно...”.

II ч. А известно ли вам, как можно ещё использовать шали и платки? Оказывается, их можно стелить как скатерть, набросить для красоты на спинку кресла или дивана, украсить стену в деревенском доме или на даче.

Все Павловопосадские платки разные. Каждый имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. А какого цвета фон у этого платка? А у этого? Какими узорами украшены платки? (листьями, цветами). А какого цвета цветы? Обратите внимание, весь узор расположен по краям и углам.

III ч. А сейчас мы с вами будем мастерами из Павлова Посада и для наших гостей оформим узорами основы платков. Для начала рассмотрите и выберите образцы. Аппликация. Работа детей.

Вопросы к детям: Как называются платки, которые вы изготовили? А почему вы думаете, что это платки, а не шали? Для чего нужны платки и шали? Как раньше изготавливали платки? А в наше время? Какими узорами украшали Павловопосадские платки и шали? (по окончании работы дети дарят свои платки гостям).

Павловопосадские платки и шали такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России и других стран.