Борис гребенщиков личная жизнь. Борис Гребенщиков - основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» (8 фото)

До восьмого класса Гребенщиков получал среднее образование в школе №421, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. После школы Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

В последних классах школы он увлекся музыкой и организовал вместе со школьным другом Анатолием Гуницким коллектив, репетиции ребята проводили в актовом зале университета, где учился Гребенщиков.

Поначалу молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные песни, а со временем стали писать композиции и на русском языке. Дебютный альбом коллектива под названием "Искушение святого Аквариума" вышел в 1973 году. К 1974 году в состав группы "Аквариум" входят А. Романов и М. Файнштейн. В то же время на факультете прикладной математики организовали студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и музыканты коллектива Гребенщикова.

Со временем Борис познакомился с виолончелистом Всеволодом Гаккелем, который входит в состав группы, который окончательно и бесповоротно формировался как раз в то время. Коллектив существовал подпольно, так как музыка создаваемая ребятами не находила понимания и отклика у вышестоящих чинов СССР. Музыкантам приходилось самостоятельно записывать свои альбомы, такие как: "С той стороны зеркального стекла" (1976) и "Все братья - сестры" (1978).

Со временем, благодаря знакомствам, коллектив "Аквариум" получил возможность записываться полулегально на студиях и пластинок существенно повысилось. Концертная же деятельность группы в 70-х - 80-х годах ограничивалась "квартирниками" - акустическими концертами на квартире у кого-то из поклонников. В то время подобные мероприятия не только строго запрещалось проводить, но даже за его посещение могли арестовать. Основой репертуара подобных концертов того времени составляли песни альбома "Акустика", который распространился по всему СССР.

В 1977 году Гребенщиков основал первый советский рок-журнал "Рокси", просуществовавший до 1979 года. В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп "Весенние ритмы" в Тбилиси. После этого "Аквариум» получил настоящее всенародное призвание, что очень не понравилось властям, так как БГ спел совсем не те песни, которые были изначально анонсированы. По возвращению в Санкт-Петербург Гребенщиков потерял не только место для репетиций своей группы, но и работу. Также музыканта исключили из комсомола.

Борису ничего не оставалась, кроме как устроится работать сторожем. Но через некоторое время ему удалось стать членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься исключительно творческой деятельностью на законных основаниях. Сотрудничество с одной из самых ярких персон ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности "Аквариума".

Вскоре Гребенщиков впервые появился на телевидении в программе "Веселые ребята" группа "Аквариум" исполнила песню "Два тракториста". После этого коллектив неоднократно появлялся в популярной на то время программе "Музыкальный ринг" и других телепроектах советского телевидения.


К середине 80-х годов в Петербурге сформировался рок-клуб, где активно участие принимали музыканты из "Аквариума". Именно тогда группа впервые выходит из подполья и начинает активно гастролировать, собирая полные залы и стадионы. Один за другим выходят и пластинки, такие как: "Дети Декабря", "Десять стрел" и "Равноденствие".

Успеху группы способствует и кинематограф - песни Гребенщикова звучат в культовых фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Митьки в Европе" и "Город". Сам БГ снялся в картине "Два капитана-2". В 1986 году выходит первый сингл "Аквариума" в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - Radio Silence и Radio London.

В 1999 году группа выпускает альбом "?", а в 2002 - "Сестра Хаос", который были непохожими на привычное творчество коллектива, что приносит группе еще больше популярности. Весной 2013 года появились сообщения о прекращении существования "Аквариума", однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Личная жизнь

Трижды женат. Первой женой Гребенщикова стала Наталья Козловская, на которой он женился осенью 1976 года. Но в июне 1978 года они расстались, а развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси, из-за которого Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. От этого брака родилась дочь Алиса, ныне успешная актриса.

Второй женой музыканта в период с 1980 по 1989 год была Людмила Шурыгина, которая работала уборщицей в 222-й школе. От этого брака в 1985 году родился сын Глеб, ныне известный как диджей gebe. Третьей женой БГ в 1991 году стала бывшая жена Александра Титова, Ирина. Гребенщиков стал приемным отцом детей Ирины от первого брака - Марка, который сейчас играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, и Василисы, которая стала художником.

Группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.


Интересные факты

Написал несколько прозаических произведений: повесть "Лес" ("Роман, который так и не окончен"), рассказ "Иван и Данило" и "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно"

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов серьезно увлекался буддизмом, называя себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России

Изучает индийскую и китайскую философию. Перевел с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом "Бхагавад-гиты" на русский язык

В 2012 году по просьбе издательства "Розовый-жираф" Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, это: "Ветер в ивах" К. Грэм, "Книга джунглей" Р. Киплинг, "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Алиса в Стране чудес" Л. Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролл, "Буратино" А. Н. Толстой, "Остров сокровищ" Р. Стивенсон, "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин, "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери

В мире кино, музыкант отмечает фильмы "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Белое солнце пустыни» " Владимира Мотыля и "Остров" Павла Лунгина, а также популярные сериалы "Пуаро" и "Приключения Шерлока Холмса"

Большой поклонник группы The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Также он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах

Увлекается фотоискусством. Провел такие собственные фотовыставки, как: "Инфра Петербург" в 2004 и 2007 годах и "Внутренние свойства пейзажа" в 2013 году


Дискография

"Доисторические" альбомы БГ и "Аквариума"

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)

1973 - Менуэт земледельцу

1974 - Притчи графа Диффузора

1976 - С той стороны зеркального стекла

1978 - Все братья - сестры (БГ + Майк)

"Исторические" альбомы БГ и "Аквариума"

Обозначаются также как "естественные" альбомы "Аквариума"

1980 - Скоро кончится век

1981 - Синий альбом

1981 - Треугольник

1981 - Электричество

1982 - Акустика

1982 - Табу

1983 - Радио Африка

1984 - Ихтиология

1984 - День Серебра

1985 - Дети Декабря

1986 - Десять стрел

1987 - Равноденствие

1989 - Феодализм

1989 - Radio Silence

1990 - Radio London

1992 - Русский альбом

1993 - Любимые песни Рамзеса IV

1993 - Письма капитана Воронина

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Семья и школьные годы Бориса Гребенщикова

Один из «отцов-основателей» русского рока родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в интеллигентной семье. Борис Александрович Гребенщиков, отец мальчика, занимался научными исследованиями, а мать, Людмила Харитоновна, работала в отделе социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований.

Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.

Борис Гребенщиков - основатель «Аквариума»

Анатолий Гуницкий, еще в школе получивший прозвище «Джордж» за внешнее сходство с Дж. Харрисоном, разделял убеждения Бориса Гребенщикова о том, что музыка – это главное в жизни. Ребят объединял не только музыкальный талант и интерес к западной рок-культуре – оба были одаренными и в плане поэтическом. Вначале молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные композиции, но вскоре пришли к выводу, что тексты песен обязательно должны быть на русском языке.

Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.

Последние интервью с Борисом Гребенщиковым

«Искушение святого Аквариума»

Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. «Искушение…» выгодно отличалось от творчества всех ленинградских рок-коллективов, писавших похожие друг на друга, как две капли воды, песни советской направленности. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции.

К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков в подполье

Вскоре Борис знакомится с виолончелистом Всеволодом Гаккелем и приглашает его в «Аквариум». С этого момента начинает формироваться состав «Аквариума», практически неизменный на протяжении следующих пятнадцати лет. Тогда же Борис создает многие хиты, исполняемые группой и поныне. Однако деятельность коллектива, которому окончательно запретили репетиционную и концертную деятельность на базе факультета, становится подпольной.

Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.

Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».

Квартирники Бориса Гребенщикова

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя – и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».

Город Золотой, Гребенщиков

С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.

Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. Тогда же Гребенщиков обращает внимание на новый даже в среде рок-андеграунда стиль панк-рока. Гребенщиков знакомится с Виктором Цоем и группой «Кино» и высоко отзывается об их творчестве.

На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.

Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.

Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».

После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Эпоха гласности и перестройки

В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2».

В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.

БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)

Борис Гребенщиков Двухтысячные

В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)

«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» , духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, празднует сегодня День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.




БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.



«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.



Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.



Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».



Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.



Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.



А вот история создания песни - это отдельная загадка, о которой исследователи спорят уже давно.