Кто создал театр кукол. К Всемирному дню театра

Что дает ребенку кукольный театр?

В сложившихся условиях развития общества применение искусства театра в образовательных целях позволяет включить человека в процесс познания. Театрально игровая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, является универсальным средством развития личностных способностей человека. Поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс- действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Для развития коммуникативных умений и навыков эффективно можно использовать театральную деятельность. Однако, определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельности (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, в партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводит к обеднению коммуникативных способностей ребенка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налажывают дружеские и игровые отношения с ними, вынуждены играть в одиночестве.

У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют свои возможные качества лидера и тянутся за лидером. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка является актуальной проблемой современной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они могли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям чудом. Чудо оживления куклы отличает искусство кукольного театра от любого другого зрелища. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Речь идет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпочной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Ребенок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице ребенка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во –первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будем играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть

специально для него придуманный сценарий. В процессе представления в том или ином виде

воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает

свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и

негативных эмоций. Во- вторых, кукла- перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт – или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол- перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?

В игре он больше не малыш, он взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с перчаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развивать память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где ограничено, сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям, тем самым, даря радость другим.Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Ребенок и не подозревает, какую сложную работу души приходится совершать в театре. В театре маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Дети сами должны сделать выбор: за кого- то из героев порадоваться, за кого огорчиться. Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр.

Практические занятия по изготовлению куклы и ее костюма дают возможность познакомиться с различными материалами и технологиями их обработки, получить определенные умения и навыки в работе с ними. Работая над изготовлением куклы, ребенок создает свой неповторимый художественный образ, где развивается его фантазия и воображение. На практических занятиях по вождению куклы, сценической речи, созданию спектакля ребята овладевают навыками актерского мастерства, учатся раскрепощаться, чувствовать себя свободно, познают особенности поведения словесного и физического действия. На занятиях по сценической речи ребенок приобретает навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией; творческое отношение к слову; навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы; освобождается от психофизических зажимов; вырабатывает свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады).

Данные занятия развивают образное мышление, дают возможность овладеть необходимыми умениями и навыками.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Театр способен формировать характер юного зрителя, его отношение к действительности. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – первейшее значение театра для детей, его главнейшая миссия, как духовного наставника, воспитателя. Театр способен пробудить в человеке способность размышлять о мире и себе, об ответственности и свои поступки.

Очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя (разумеется, на первых порах с помощью педагога).

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

по принципам социального функционирования;

по видам театральных кукол и способам их управления.

1. Классификация по принципам социального функционирования.

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде . Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота , Аристотеля, Горация , Марка Аврелия , Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры , прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Куклаучаствовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла ; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Татьяна Шабалина

Инструкция

Соорудите сцену. Ширму можно изготовить очень просто: натяните веревку посреди комнаты и повесьте на нее кусок ткани или легкое одеяло. Если необходимо что-то поставить на сцену, то между спинками стульев положите плоскую доску и перекиньте через нее плед. Сверху в данном случае можно ставить любые декорации, игрушки, искусственный лес. Готовую сцену можно оформить бантиками, бумажными сердечками, рисунками, рыбками.

Можно изготовить кукол, надевающихся на руку, собственными силами! Для этого подойдут ненужные в хозяйстве перчатки , на которых нужно будет вышить глазки, носик, ротик, украсить получившееся лицо из ниток. Главное, чтобы игрушка была по размеру руки кукловода.

Изготовьте игрушку из ткани. Чтобы получить выкройку, положите ладонь на бумагу и обведите . Рука должна быть в таком виде, будто на нее надета : указательный палец смотрит вверх, большой и мизинец – растопырены в стороны, остальные пальцы поджаты. На лекало сделайте припуски по бокам в размере одного сантиметра для швов. Теперь возьмите плотную ткань, мягкую и приятную на ощупь. Скроите две части куклы-перчатки и сшейте их вместе. В качестве головы можно использовать шар, сделанный методом папье-маше или позаимствовать эту часть у старой ненужной игрушки.

Придумайте сценарий. Можно взять за основу всем хорошо известные сказки или что-то оригинальное. Чем младше участники спектакля, тем проще должно быть произведение. Ребенку можно поначалу доверить роль с минимумом слов, а затем усложнять его партию. Когда сценарий готов, подберите подходящие декорации и костюмы .

Найдите звуковые эффекты для представления. Можно записать музыкальное сопровождение на отдельный диск, включать и выключать его в нужный момент.

Устройте репетицию спектакля, где каждый кукловод сможет повторить свою партию слов, поупражняться во взаимодействии с игрушкой перед представлением на публику.

Когда все готово к премьере, соорудите из стульев зрительный зал. Можно изготовить игрушечные билеты на кукольный спектакль, сделать мини-буфет с напитками и поп-корном. Главное, чтобы все участники домашнего спектакля получили от процесса максимум удовольствия.

Выбор названия оказывается трудным, если не ясна цель театра или миссия создателей. Чтобы не затягивать поиски, можно обратиться к знаниям из области маркетинга. Тогда перед основателями театра окажутся 4 равноценные возможности.

Инструкция

Свяжите с ценностью зрителей. Этим покажете, что посвящаете какому-то идеалу, близкому аудитории . Чтобы найти ценность, исследуйте интересы будущих посетителей. Представьте костер, вокруг которого собраны единомышленники в холодный вечер. Такую роль должно играть название театра.Какая ценность может так объединять людей? Название «Кукольная » подчеркивает мысль о том, что являются образами людей, стремящихся к прекрасному. По аналогии найдите ценность, близкую вам и потенциальным клиентам.

Отыщите название в проблеме зрителей. Людям нравится говорить о проблемах, которые их преследуют. Объединение вокруг проблем является привычным. Для защиты от неприятностей и проблем создаются комитеты, съезды, сообщества. Это кажется понятным и естественным.Театр может иметь название «Справедливость». В таком названии много боли и надежды. Найдите аналогичное название, в зависимости от планируемого репертуара выступлений.

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Что такое Театр кукол?! И с чем его едят.Ознокомительная информация. Википедия Театр кукол - одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации. Среди театров кукол различают три основных типа: 1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. 2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста. 3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов. В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно - временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол. Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п. Содержание 1 История 1.1 История театра кукол в России 1.2 Виды театров кукол 1.2.1 Вертеп 1.2.2 Театры кукол Юго-Восточной Азии 2 Техника кукольного театра 3 Виды кукол 4 Крупнейшие театры кукол 4.1 Россия 4.2 Украина 4.3 Западная Европа 5 Театр кукол в психологии 6 Примечания 7 Литература 8 См. также История[править] Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.) Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы. История театра кукол в России[править] Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы Комедия дель арте. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Виды театров кукол[править] Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров. Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля. Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений. Вертеп[править] Основная статья: Вертеп (театр) Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос. Театры кукол Юго-Восточной Азии[править] Во Вьетнаме с древних времён существует Театр кукол на воде. Техника кукольного театра[править] Ва́га - приспособление для управления куклой-марионеткой. Виды кукол[править] Марионетка (в том числе штоковая) - кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек. Петрушечная (перчаточная) кукла - персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа. Кукла на вертикальном гапите - гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актерадо локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность. Кукла на горизонтальном гапите - гапит закреплен горизонтально. Гапитно-тростевая кукла Кукла на тростях - получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Пятачковая кукла Вертепная - небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица - только намечены. Планшетная (выводная) кукла - театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода. Мимирующая - применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного. Кукла театра теней (в том числе яванская) - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней. Ростовая кукла Тантамареска - это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений. Крупнейшие театры кукол[править] Россия[править] Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова Московский сказочный театр Московский театр кукол Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России) Рязанский государственный областной театр кукол Ярославский театр кукол театр-студия "Карлссон Хаус (Санкт-Петербург) Украина[править] Харьковский академический театр кукол Одесский областной театр кукол Киевский интерактивный театр кукол "PUP.t.i." Киевский муниципальный академический театр кукол Львовский областной театр кукол Черновицкий областной театр кукол