Название колонны на дворцовой площади. Упоминания в искусстве

Приведенные ниже строки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известны практически каждому.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся он главою непокорной

Александрийского столпа».

Конечно, сегодня сложно сказать, какова была задумка автора, когда он писал данное произведение. Однако большая часть историков уверена, что поэт имел в виду тот самый Александрийский столп, которые стоит на Дворцовой площади и является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это удивительное творение вызывает восхищение у наших современников, поэтому несложно представить, каким знаменательным событием была установка этого памятника, посвященного победе над Наполеоном. Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официальной версии его изготовления и установки, а также небольших рисованных альбомов, дающих весьма смутное представление о технологиях девятнадцатого века, ничего не сохранилось. Удивительно, но при строительстве Санкт-Петербурга архитекторы создавали невероятно точные карты, а технологии строительства описывались в специализированной документации. А вот история создания Александрийского столпа лишена таких подробностей, а при более пристальном взгляде и вовсе изобилует не состыковками и откровенными ляпами. Все это дает историкам массу поводов для сомнений в официальной версии появления памятника. Он обрастает мифами и легендами, о которых мы обязательно сегодня упомянем, не забыв рассказать и об официальной версии.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.


Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.


Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.


Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.


Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.


Торжественное открытие памятника

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.


Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной — боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна — одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы. Но и загадок с ней связано великое множество.

«Глазомер этих людей чрезвычайно точен»

По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора. И это пожелание было выполнено, хотя и не без труда.

Подходящая гранитная скала, из которой вытесывался ствол колонны, была найдена в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень годится. От скалы отпилили каким-то образом брус весом около 1600 тонн, умудрились с помощью рычагов и воротов сдвинуть эту глыбищу с места и опрокинуть на ложе из елового лапника, смягчившее удар о землю и снизившее риск раскола камня. А потом вручную, на глазок, скалывали все лишнее, тесали, шлифовали — и получился идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 метра у основания и 3,15 метра у вершины, высотой 25,6 метра и весом 600 тонн.

Как им это удалось? Ведь современные каменных дел мастера чуть ли не хором утверждают, что даже в наши дни, имея совершенные станки и точные измерительные инструменты, столь качественно и точно выполнить такую работу практически невозможно. А мужички сумели! Но, во-первых, трудились они не менее трех лет. Во-вторых, использовали методику Самсона Ксенофонтовича Суханова — личности легендарной, артель которого сотворила почти все гранитные чудеса Северной столицы: и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую , ныне прозябающую в руинах Баболовского дворца в Царском Селе… О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен». К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, окончившего свои дни в нищете.

Колонну поднимал… покойник

В Санкт-Петербург колонна, равно как и огромные камни для фундамента, самые большие из которых весили более 400 тонн, доставлялись водным путем. Для этого корабельным инженером полковником Константином Андреевичем Глазыриным была сконструирована специальная барка. Для погрузочных работ соорудили специальный мол. Заметим, что подобный опыт у российских мастеров уже был: ведь именно таким способом доставлялся знаменитый Гром-камень — пьедестал для «Медного всадника». И потому без особых происшествий барка с колонной, буксируемая двумя пароходами, добралась до Кронштадта, а затем и до Санкт-Петербурга.

Под фундамент колонны было забито 1250 шестиметровых сосновых свай. Затем дно котлована было залито водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что позволило сделать площадку идеально горизонтальной. И лишь потом на нее водрузили 400-тонную глыбу фундамента.

Этот метод якобы предложил архитектор и инженер Августин Августинович Бетанкур. Он же сконструировал и оригинальное устройство подъема колонны на пьедестал. В него входили строительные леса высотой 47 метров, 60 кабестанов (кабестан — лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал) и система блоков. К установке колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Вся эта операция была выполнена за 1 час 45 минут. Причем, по некоторым источникам, руководил работами сам Бетанкур. Но тут есть одна загвоздка: колонна приняла вертикальное положение в 1832 году, а Августин Августинович… скончался в 1824-м.

Руководить стройкой покойник, естественно, не мог. Вероятно, в исторические документы вкралась ошибка. Скорее всего, строители только использовали наработки талантливого инженера, примененные им, например, при строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее эта ошибка — одна из «пробоин» в официальной версии возведения Александровской колонны.

Ствол из руин храма

Григорий Гагарин. «Александровская колонна в лесах». 1832-1833 годы. В основании — остатки древнего храма?

Вторую ощутимую «пробоину» сделал невинный вроде бы рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D’aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». Так вот, на рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь, частично уже разобранную. Некоторые историки пытаются доказать, что это, мол, временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны. Ведь продолжалась ее окончательная отделка: доводка формы, полировка, сооружение капители, установка фигуры ангела, отделка постамента, установка металлических элементов и т.п. Все это время нужно было где-то хранить инструмент, укрываться строителям от непогоды. Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но если это и в самом деле остатки древнего храма?

Ангел — женщина?

Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки дружно утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. И хотя легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет (достаточно взглянуть на прижизненные портреты последнего), большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения. Однако профиль у статуи очень уж греческий. А если присмотреться к фигуре? Грудь, бедра, плавные изгибы тела — все говорит о том, что перед нами женщина, а не мужчина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская поэтесса Елисавета Кульман. Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но его лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.

Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, — фигуре дан в руки четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змея, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном. Но, скорее всего, Орловский изваял оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные ранее 1830 года. И что же? Колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не видно. А если это действительно изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, значительно более древней, чем греческая и даже египетская?

Предшественники Петра

«На берегу пустынных волн…» — повторяем мы вслед за Пушкиным. Но так ли пустынны были невские волны? Ныне историками и археологами доказано, что Петр I строил свой город не на пустом месте. Были здесь и древнерусские, и скандинавские поселения. Но есть в этом районе сооружения, технология строительства которых ставит в тупик исследователей. К примеру, кронштадтские форты. Их в Финском заливе около десятка, и все они облицованы гранитными блоками весом до двух тонн. Причем уложены блоки без раствора и подогнаны друг к другу так точно, что листок бумаги между ними не войдет. На блоках видны такие же «тычки»-выступы, как на перуанском Саксайуамане. Подобная точность в изготовлении возможна только при массовом машинном производстве. А вот кто и когда действительно построил эти оборонительные укрепления? Ответ на этот вопрос, равно как и на тот, когда и кем была возведена Александровская колонна и некоторые другие сооружения на севере России, мы вряд ли получим в обозримом будущем.

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександрийский столп (Александровский, Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона
в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу" .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд))) были даже

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично с инета.

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.