Определить особенности духовной жизни советского общества. Что будем делать с полученным материалом

«Неграмотный человек стоит вне политики» В. И. Ленин Культурная революция в СССР - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. , «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:

Культурная революция направлена: на изменение на разрыв с традициями социального состава дореволюционного послереволюционной культурного наследия интеллигенции через идеологизацию культуры.

Культурная революция предусматривала: ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

1. Борьба с неграмотностью Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М. , 1974 В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.

1. Борьба с неграмотностью В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М. , 1974

1. Борьба с неграмотностью В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Нарком образования А. В. Луначарский

1. Борьба с неграмотностью Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н. К. Крупская, А. С. Бубнов, талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Бубнов Андрей Сергеевич

Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 -ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями

1. Борьба с неграмотностью Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т. д. Радаков А. Плакат 1920

1. В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г. - к семилетке. 2. В школу возвратились: уроки, твердое расписание, отметки и т. д. 3. Были созданы новые программы и учебники. 4. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины. 5. В стране было открыто 20 тыс. новых школ. 6. В конце 30 -х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся. 7. По переписи 1939 г. грамотность составила 87, 4 (81) %. 8. Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование. 9. По числу учащихся и студентов СССР вышел на 1 -е место в мире. 10. Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн экземпляров. 11. Они выходили на 110 языках народов СССР.

1. Борьба с неграмотностью При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М. , 1974

1. Борьба с неграмотностью Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. Б. Иогансон. Рабфак идет!

1. Борьба с неграмотностью Рабфаковцы К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ).

2. Итоги ликбеза: В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 87, 4 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

3. Наука под идеологическим прессом. Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. К 20 -м гг. относится создание рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20 -х- 30 -е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20 -х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

В 1922 г. Из Петрограда вышел «философский пароход» с группой видных философов, историков, экономистов, социологов, высланных из СССР: П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Сорокин П. А Бердяев Н. А Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны. В 30 -е гг. идеологическое давление на ученыхгуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. Л. П. Карсавин Франк С. Л

Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства По этой причине здесь ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны: В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др.

Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились: А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.

К началу 20 -х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.

Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья» , «Литературный центр конструктивизма» , «Левый фронт искусств» , Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.

К середине 30 -х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата.

Основные даты и события: 1946 г. - постановление llК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 1948 г. - разгром генети­ки на сессии ВАСХНИЛ.

Исторические деятели: А. А. Жданов; Т. Д. Лысенко; М. М. Зо­щенко; А. А. Ахматова; С. М. Эйзенштейн; А. Т. Твардовский; А. А. Фадеев; В. И. Пудовкин; И. А. Пырьев; С. С. Прокофьев; А. И. Хачатурян.

Основные термины и понятия: космополитизм.

План ответа: 1) причины ужесточения идеологического контро­ля в первые послевоенные годы; 2) «дискуссию> в биологии, языкознании, экономической науке; 3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» В музыке; 5) постановления по развитию кинематографии; 6) кампания по «борьбе с космо­политизмом»; 7) итоги идеологических кампаний.

Материал к ответу: «Демократический импульс» войны про­явился и в развитии художественной кулылуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создава­ло возможности для расширения кулылурных контактов с ни­ми. А это неизбежно вело к проникновению в советскую дей-

ствительность элементов либерализма, чуждого господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против «западного влияния» И «низкопоклонства перед Запа­дом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию. Эта ли­ния еще более усилилась в ходе начавшейся в 1948 г. кампа­нии борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в иде­ологической и кулылурной изоляции от остального мира.

Главной темой литературных произведений первых после­военных лет стали ощущения и переживания личности в усло­виях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о ми­нувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины ста­ла центральной в «Повести О настоящем человеке» Б. Н. По­левого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дорогю), романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Пер­вые радости» и «Необыкновенное лето» К. А. Федина. В попу­лярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал свой роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в романе «Русский лес» Л. М. Леонов. Яркие произведения были созданы писателями союзных и автоном­ных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь люд­ская - не водица», «Большая родня» украинский писатель М. Стельмах показал путь украинского крестьянства от рево­люции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Бело­русский поэт Я. Колас написал поэму «Хата рыбака». Начина­лась яркая поэтическая биография вьщающихся национальных поэтов Северного Кавказа: Р. Гамзатова (Дагестан), К. Кулие­ва (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Кугулылинова (Калмыкия) и др.

В то же время был усилен партийный контроль за содержа­нием литературного творчества. В 1946 г. бьшо принято поста­новление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» И

В "1946 г, было принято постановление ЦК ВКП- (б) «О ре­пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором осуждались «идеализация жизни царей, ханов, вель­мож», «внедрение В репертуар пьес буржуазных западных драма­тургов, открыто проповедуюших буржуазные взгляды и моралм и потакание «обывательским вкусам и нравам», Наметившееся в годы войны обрашение к историческим традициям было подвергнуто критике. Следовало" расширить количество пьес, посвяшенньrх «пафосу борьбы за коммунизм». Одним из яр­ких спектаклей послевоенной поры стала «Свадьба с прида­ным» Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели спектакли о войне - «Молодая гвардия» (по ро­ману А. А. Фадеева), «3а тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Кон­стантин 3аслонов» А. Мовзона и др. В эти годы начала высту­пать выдающаяся балерина М.М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова «Молодая гвардию> (в которой дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), «Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера. Пользовались популяр­ностью комедии «Весна» Г. В. Александрова и «Сказание о зем­ле Сибирской» И. А. Пырьева. Идиллическую картину послево­енной сельской жизни показал И. А. Пырьев в фильме «Кубанские казаки». Как и другие произведения кулылуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в «безыдейнос­тю>: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Д. Лукова (был раскрити­кован за «фальшивое изображение партийных работников»), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновились декады национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: на­чали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; пианист С. Т. Рихтер; скрипач Л. Б. Коган; певцы - И. к. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая

Дружба» В. И. Мурадели, балеты «Каменный цветою> С. С. Про­кофьева, «Медный всаднию> Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева, «Калевипоэг» Э. А. Каппа и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи про изведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» на­правленность, «пренебрежение народными музыкальными тра­дициямю>. В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О де-

кадентских тенденциях в советской музыке,), где огонь крити­ки был сосредоточен на В. И. Мурадели, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Н. Я. Мясковском. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой кулылуры.

Одной из важнейших задач было возрождение разрушен­ной войной образовательной системы. В 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучал ось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образова­ние (в 1946 г. они выросли более чем в 2,5 раза). Была начата ре­ализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых специа­листов высшей квалификации. Уже в.1946-1948 п. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уро­вень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. К концу четвертой пятилетки в вузах было подго­товлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заве­дения выпустили за это время 1 278 тыс. человек.

После войны развернулись оживленные творческие науч­ные дискуссии среди историков, философов, биологов, фи­зиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее предста­вителями - и для сведения счетов с научными оппонентами. Наиболее типичной из таких «дискуссий,) стало обсуждение I1роблем биологической науки на сессии Всесоюзной Акаде­мии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в aBrycтe 1948 г. Т. Д. Лысенко, сделав в 30-е гг. головокружи­тельную карьеру на критике «кулаков от науки», еще перед вой­ной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал крупнейших ученых-генетиков - академиков А. Р. Жебрака, П. М. Жуковского, Л. А. Орбели, А. Д. Спе­ранского, И. Ф. Шмальгаузена и др. как «мухолюбов-челове­коненавистников». В резулылате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься на­учной деятельностью. В исторической науке прогрессивными деятелями стали Иван Грозный и его опричники, боровшие­ся с боярской оппозицией сталинскими методами. Лидеры национальных движений (в частности, Шамиль) были объяв­лены агентами зарубежных разведслужб. Полностью оправ­данным и: неизбежным представал якобинский террор. Круп-

нейшие же исторические деятели царской России выставлялись в гротескном виде. В ходе научных дискуссий отвергался любой западный опыт, как изначально враждеб­ный и неверный.

Все это свидетельствовало о том, что в послевоенные годы, несмотря на многие достижения в развитии отечественной на­уки и кулылуры, партийный контроль и диктат в отношении интеллигенции еще более усилились.

Духовная жизнь советского общества в гг.


Начало «оттепели» Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу.


Изменения в духовной жизни: Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.


Изменения в духовной жизни: Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Возобновление связей с зарубежными странами. Возобновление связей с зарубежными странами.


Литература Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.


Обновленческое направление в литературе. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество.Новый мирНовый мир


Эренбург Илья Гиршевич (Григорьевич) (, Киев, Москва). публицист и общественный деятель, дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1948). В 1955 г. была опубликована вызвавшая полемику повесть Эренбурга «Оттепель». Повесть дала название целому периоду в жизни СССР. Наиболее значительное произведение писателя мемуары «Люди, годы, жизнь» (1965 г.). Но лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью (в издании 1965 г. выпущена глава о смерти А. Фадеева).


Ф.И. Панферов (1896–1960) Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир», 1945–1947; «В стране поверженных», 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии «Волга- матушка река», обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье, 1958; Во имя молодого, 1960). Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно- злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии».


Основные черты произведений о прошедшей войне. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»). В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»).


Основные черты произведений о прошедшей войне. Эммануил Генрихович Казакевич () Русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть «Синяя тетрадь» (1961) отразила стремление обрести в образе В. И. Ленина новый общественный идеал после крушения сталинизма(соотношение революции и нравственности) Гос. пр. СССР (1948, 1950).




Музыка. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим.


Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра. Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. Среди почти четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: Песня о тревожной молодости; Геологи; Главное, ребята, сердцем не стареть!; Нежность; Трус не играет в хоккей; Команда молодости нашей, До свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80); И вновь продолжается бой, Мелодия; Надежда; Нам не жить друг без друга; и многие другие.Песня о тревожной молодостиГеологиГлавное, ребята, сердцем не стареть!НежностьТрус не играет в хоккей Команда молодости нашейДо свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80);И вновь продолжается бойМелодияНадеждаНам не жить друг без друга


Живопись и скульптура. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).


Живопись и скульптура. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.


Живопись и скульптура. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Купальщица, 1917 Кора, 1912 Нищая Братия, 1917






В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).


Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.). Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.).




« Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов. За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.


В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение. Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда. Творчество Г.Н.Чухрая.


«Застава Ильича» Марлена Хуциева ключевой фильм «шестидесятничества» Хуциев еще в пору оттепели вышел на передовую линию молодой режиссуры своими двумя фильмами "Весна на Заречной улице" (1956) и "Два Федора" (1959)


Сергей, Колька Фокин, Славка три товарища, три друга детства, ребята с нашего двора. Тот юноша-солдат, что вернулся в родной дом, образцовый "простой советский человек" (работает на ТЭЦ, учится в вечернем институте, ведет общественную работу, обладает отличным здоровьем и приятным лицом), словом, рядовой "герой-современник" Сергей начинает наблюдать, искать, задумываться о смысле жизни. Одна из тем фильма созревание гражданского чувства, невозможного без критицизма. Смело и вольно допущенная в кадр со всеми случайностями и прихотями действительность, конечно, отобрана, просвечена у Хуциева. "Заставу Ильича" можно считать эмблемой, художественным итогом "веселых шестидесятых". Речь идет, в частности, о теме нетленности революционного идеала, вновь ненадолго засиявшего людям той поры.


«Судьба человека». Сергей Бондарчук. Андрей Соколов. В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа". В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа".


Как известно, советский солдат, попавший в плен неважно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. "Судьба человека" получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами (в том числе Большой Золотой приз Первого Московского международного кинофестиваля, 1959), способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.


Творчество А.А.Тарковского После великих картин о войне и их силы, правды, гнева и любви, после эпохального триптиха "Журавлей", "Баллады о солдате" и "Судьбы человека", после антифашистского цикла европейского кино 1940–1950- х, где и "Рим открытый город" Роберто Росселлини и "Хиросима, моя любовь" Алена Рене, и "Канал" и "Пепел и алмаз" Анджея Вайды "Иваново детство" стало еще одним художественным открытием. Война здесь показана как гибельное искажение натуры, омертвение души, царство смерти.


Рассказ написан от лица молодого лейтенанта-героя... и содержит несколько случайных встреч с Иваном двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»...Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война все увидено как бы глазами Ивана»... Режиссёр: Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Николай Гринько, С. Крылов, Дмитрий Милютенко, Валентина Малявина, И. Тарковская, Андрей Кончаловский, Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера МитуричАндрей ТарковскийНиколай БурляевВалентин Зубков Евгений ЖариковНиколай ГринькоВалентина Малявина «Фильм режиссера А.А. Тарковского «Иваново детство» поставлен по рассказу В. Богомолова «Иван».


Система идеологического контроля Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом. Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом.


Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.


«Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать». Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать» октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич


Реакция общества. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.


Вывод. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы.

Вопрос 01. Что такое «оттепель» в области духовной жизни? Какие культурные явления могли, на ваш взгляд, появиться только в условиях «оттепели»?

Ответ. Это неофициальное обозначение периода в истории СССР, который характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.

Вопрос 02. В чём проявлялось существование двух пластов культуры - официальной и неофициальной? О каких чертах развития советского общества свидетельствует формирование неофициального искусства?

Ответ. Появление неофициальной культуры видно в распространении «самиздата» (перепечатанных дома на машинках книг), неофициальных выставок, концертов в квартирах (которые милиции преподносились просто как дружеская компания) и т. п. Появление такого искусства свидетельствует о нежелании интеллигенции возвращаться к сталинской атмосферы страха и жёсткого детерминирования культуры партийными органами.

Вопрос 03. С творчеством каких деятелей искусства, названных в параграфе, вы знакомы? Выскажите своё мнение об их произведениях.

Ответ. Классикой литературы стало творчество В.В. Быкова, читал несколько его произведений о войне, таких как «Болото» и «Волчья стая».

Вопрос 04. Проанализируйте перемены политики советской власти по отношению к религии, Церкви. В чём состояли эти изменения? Почему они происходили?

Ответ. Церковь сыграла положительную роль в годы Великой Отечественной войны, на не оккупированных территориях безоговорочно поддержала власть. Одновременно власть увидела, какое влияние она всё ещё имела среди населения. Потому после войны политика по отношению к церкви значительно смягчилась. Не только прекратились гонения на её служителей, но и были сняты некоторые запреты прежних лет, в частности, на колокольный звон. Однако после прихода к власти Н.С. Хрущёва ситуация изменилась в противоположную сторону. В своих мемуарах этот партийный деятель писал о себе, как о коммунисте Гражданской войны, человеке, взгляды которого сформировались во время продразвёрстки. Тогда шла непримиримая борьба с церковью, она же была возобновлена Н.С. Хрущёвым: снова закрывали и даже взрывали храмы, вели активную антирелигиозную пропаганду на всех уровнях, посещавшие храмы граждане рисковали карьерой.

Вопрос 05. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва.

Ответ. При И.В. Сталине неугодные деятели искусства арестовывались, осуждались и попадали в лагеря или даже на расстрел. Делались такие вещи быстро и относительно тихо (на открытых, широко обсуждавшихся процессах на скамье подсудимых сидели более важные люди). При Н.С. Хрущёве неугодные деятели культуры подвергались публичному осуждению в печати и на общественных собраниях (особенно хорошо это видно на примере травли Б.Л. Пастернака, во время которой на собраниях звучали фразы вроде «Я Пастернака не читал, но осуждаю») и запрете на профессию (деятелей культуры увольняли, переставали печатать их произведения, в общем всячески не давали творить дальше).

Вопрос 06. Расскажите об основных направлениях развития советской науки в 1940-1960-е гг.

Ответ. После войны в науке главными стали ядерная физика (от которой требовали атомных электростанций и невиданного по мощности оружия), а также ракетостроение. Эти тенденции продолжились и в последующие десятилетия. Атомная энергия стала внедряться в разные сферы хозяйства, включая кораблестроение, бомбы разрабатывались всё более мощные (вплоть до водородной), ракетостроение дополнилось исследованиями космоса.

Вопрос 07. Что вы знаете о достижениях советского спорта в 1940-1960-х гг.? Как они влияли на международный престиж СССР?

Ответ. После Второй мировой войны СССР стали принимать в международные спортивные организации. На соревнованиях мирового уровня советские спортсмены стали показывать отличные результаты (например, их триумфом являлись Олимпийские игры 1960 года). Самым популярным в самом СССР, поистине всенародным видом спорта оставался футбол, и сборная по этому виду спорта добивалась впечатляющих успехов. Это повышало международный престиж СССР, но влияло больше не на среду политиков и дипломатов, а на общественное мнение Запада.